“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

«Бурлаки на Волге». Почему картина Репина стала культовой

“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

“Мастерство такое, что и не видать мастерства” Лев Толстой (об Илье Репине).

Репин (1844-1930 гг.) написал “Бурлаков”, когда ему ещё не было 30. Впереди у него долгая и плодотворная жизнь. Шедевры “Иван Грозный и сын его Иван”, “Не ждали” или “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Но “Бурлаки” будут всегда его первым и главным шедевром. Вспоминая Репина, мы вспоминаем именно эту картину. Вершина его творчества достигнута в самом начале пути.

Картина была популярна всегда. И при жизни художника. И тем более в Советское время. Она была везде. В учебниках, на календарях, почтовых марках и открытках.

Обратите внимание

Когда картина слишком популярна, появляется иллюзия близкого знакомства с ней. Поэтому мало у кого возникает желание узнать о ней что-то большее.

Но раз вы читаете эту статью, значит вы преодолели этот барьер. Поэтому с удовольствием посмотрю на картину вместе с вами поближе.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.

Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.

Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

“Бурлаки” были не первыми бурлаками и у самого Репина

В 1870 году после двух лет работы Репин создаёт своих “Бурлаков”. Отправляет их на выставку. Получает медаль. И… решает переписать картину.

Работает ещё 3 года. Даже попросив руководство Академии Художеств сократить его пенсионерскую поездку в Европу с 6 лет до 3 лет, чтобы переделать “Бурлаков”.

Так что, какими “Бурлаки” были изначально, мы не увидим. Сверху них изображён второй вариант картины.

Важно

Есть и сохранившийся вариант. “Бурлаки, идущие вброд”. Эта картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Artchive.ru

А ещё был вариант “Бурлаки, идущие через бурелом”. Но Репин его уничтожил. Его забраковал Иван Шишкин, указав Репину на неправильно изображённые деревья.

А уж эскизов и рисунков за 5 лет работы Репин создал несчетное количество.

Илья Репин. Эскиз к картине “Бурлаки на Волге”. 1870 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Istpravda.ru

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствие старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

Совет

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Обратите внимание

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли  немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая картина Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Первым тему бурлаков поднял не Репин. Но его “Бурлаки” – самые известные.

“Бурлаки” больше интересны не своей злободневностью, а своими персонажами. У каждого из них свой “легко прочитываемый” характер.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

В картине репина «бурлаки на волге» полно ошибок

“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

«Бурлаки на Волге» — простая, на первый взгляд, картина. Однако в ней спрятано множество деталей, которые имеют скрытый подтекст. Некоторые вещи автор намеренно рисовал неправильно. Есть на картине и совсем уж странные части.

Например, на корабле, который тянут бурлаки, стоит клетка с русалкой. Зачем Репин поместил мифическое существо на картину, которая показывала один день из реальной жизни русских людей?

«Бурлаки на Волге». И. Репин

Труд бурлаков

Илья Репин закончил писать картину в 1873 году, когда парусные лодки активно заменялись паровыми судами. Главная ошибка художника — несвоевременность. Сразу после написания картину отправили на крупную выставку в Вену.

Представьте ситуацию: в то время, как весь мир переходит на машинный труд, из России прибывает полотно с несчастными бурлаками. Недовольство Репину высказал сам министр путей сообщения. Однако художник находился под покровительством князя Владимира Александровича и дальше словесных замечаний дело не зашло.

Работа у бурлаков была невыносимо тяжёлая. Люди в буквальном смысле впрягались в связку и без каких-либо приспособлений тянули целый корабль. Кстати, в России в XVI-XVIII веках существовали не только мужские, но и женские артели бурлаков.

Эскиз-вариант «Бурлаков». 1870 год

«Бурлаки на Волге»: тайные послания

Если присмотреться к мелким деталям, можно заметить, что некоторые специально изображены неправильно. Например, флаг на мачте корабля. Русский триколор перевёрнут вверх ногами. Таким образом Репин хотел подчеркнуть политическую ситуацию в России, которая в конце XIX века стояла на грани переворота.

О перевороте говорит и верёвка, которая привязана к мачте корабля. Настоящие бурлаки тросы крепили к «телу» судна. Ведь если тянуть корабль так, как это изобразил Репин, — парусник перевернётся. Этим художник ещё раз хотел обратить внимание на общественные настроения.

На картине Репина есть и другие символы, которые нельзя назвать ошибками. Нарисованы детали правильно, но нарисованы со скрытым смыслом. Так, паруса отдалённого корабля в левой части картины наполнены левым ветром.

Важно

Парус — символ революции, а направление ветра — настроение революции. Хозяин корабля, который стоит на судне, одет в красную рубашку, что символизирует будущее государство рабочих. Рядом с кораблём стоит клетка с русалкой.

И вот русалка вызывает массу вопросов.

Русалка на полотне Репина

Рядом с капитаном в красной рубашке стоит клетка с русалкой. Картина, которую Репин написал под впечатлением от тяжёлого труда бурлаков, передавала реальный быт работяг. Зачем же художник добавил на картину мифическое существо?

Фрагмент с русалкой

Искусствоведы убеждены, что и здесь Репин создал отсылку к судьбе государства. Женщины в искусстве всегда были символом страны.

Сидящая в клетке русалка после того, как корабль перевернётся (а он перевернётся, ведь тянут его за мачту), окажется в воде. Благодаря бурлакам-трудягам мифическое существо вернётся в родную стихию.

Однако русалки — женщины бесплодные. Таким образом художник хотел показать, что существо хоть и освободят, но тщетно.

Разные бурлаки: шишка, халтурщики и косный

На картине Репина очень точно передана иерархия, которая тогда была принята у бурлаков. Впереди всех идёт шишка — бригадир группы. Рядом его помощники — подшишечные.

В розовой рубахе — молодой бурлак, который из-за издевательств бывалых работников часто отказывался тянуть лямку. Были среди бурлаков и халтурщики, которые особенно не старались.

В конце шёл надзиратель, который подгонял халтурщиков, и косный, следивший за свободным концом верёвки.

История картины Репина “Бурлаки на Волге”

“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки.

По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом.

Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос».

Совет

За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали.

Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось.

Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу.

После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек.

Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты.

К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно.

И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни.

«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу.

Обратите внимание

Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя.

Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?..

Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину.

Важно

А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

История одного шедевра. «Бурлаки на Волге» Репина

“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

«Бурлаки на Волге» некоторые критики называли профанацией искусства

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

В бурлацком промысле участвовали даже женщины, 1900-е

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Репин заставлял всю семью работать над его картинами

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Автопортрет, 1878 Совет

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Репин написал портреты даже тех, кто категорически отказывался позировать

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Кустодиев, Грабарь, Серов — ученики Репина

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1891 Обратите внимание

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

Бражникова А.А. 11ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка
Кулакова Е.В. 11ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

1. Введение

Тема моей исследовательской работы «Предостерегающий характер картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Я думаю, что одно из самых знаменитых творений Ильи Ефимовича Репина картина «Бурлаки на Волге» относится именно к этой фразе и носит в себе предостерегающий характер.

Катрина была написана в 1870-1873 годах, ещё до революции. Она писалась на Волге в селе Ширяево Самарской губернии. Я каждое лето со своей семьей бываю в селе Ширяево с паломнической поездкой и любуюсь пейзажем, где писалась эта картина. Посетила музей Репина, где жил художник, когда писал картину (Приложение 1).

Сама картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Летом прошлого года мне посчастливилось увидеть картину во время экскурсии в Русском музее. Картина произвела на меня большое впечатление (Приложение 2). Мне стала интересна её история создания, история той эпохи. Считаю, что эта тема актуальна и по сей день.

Цель: изучить историю создания картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и историю эпохи.

Задачи:

1. изучить биографию художника Ильи Ефимовича Репина;

2. выяснить причины, побудившие художника написать картину «Бурлаки на Волге»;

3. провести анализ картины;

4. сделать выводы предостерегающего характера картины в ту эпоху.

Объект исследования: история написания картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Предмет исследования: картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Актуальность: считаю, что информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях.

Методы исследования: исследование печатных источников информации, сети интернета.

2. Основная часть.

2.1. Биография художника И.Е.Репина.

Илья Ефимович Репин родился в г. Чугуеве Харьковской губернии в 1844 году. (Приложение 3). Рос он в небогатой семье. Никто и не подумал бы тогда, что мальчишка станет великим русским художником. Его мать первая обратила внимание на ловкость росписи яиц при подготовке к Пасхе. Но денег на развитие таланта в семье не было.

Илья посещал местную школа, там учили топографии. Затем необходимые навыки в рисовании получил в мастерской иконописца Ивана Бунакова. С пятнадцати лет Репин участвовал в росписи многих церквей близлежащих сел.

После 4 лет росписи церквей и накопив сто рублей, отправился в Петербург, что бы поступить в Академию Художеств. Но не поступил. Не сдавшись, Репин при Обществе поощрения художников становится слушателем подготовительной школы. Первый его преподаватель в школе был Иван Николаевич Крамской.

На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию. В 1871 году он закончил её с отличием и дипломная работа И. Репина картина «Воскрешение дочери Иаира» названа самой лучшей за все время существования Академии искусств. Илья Ефимович уделял особое внимание написанию портретов.

Важно

Много работ написано выдающихся личностей: химика Д.И Менделеева, М.И. Глинки, Л.Н. Толстого. Отдавал предпочтение написания группового портрета.

2.2. История написания картины «Бурлаки на Волге».

Картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин создал в 29 лет, еще являясь учеником Академии художеств. Наверное, случайное событие привело его к мысли написать «Бурлаков». В 1868 году Илья Репин и Константин Савицкий, с которым они вместе учились, отправились писать этюды в село Усть-Ижору, расположенное при впадении реки Ижоры в Неву.

Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! – воскликнул художник.

– У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.

Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ.

Все это так поразило И. Репина, что впоследствии он бегло, но эмоционально написал этюд увиденной картины. До нашего времени этот сюжет не дошёл, но его видел художник Фёдор Васильев. Репин надолго увлекся темой «Бурлаков».

Чтобы картина была более правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, что бы наблюдать за жизнью народа, познакомился с его трудом и бытом, для того что бы увидеть красоту русского характера. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

Художник поселился в селе Ширяево, где провел всё лето. Он обратил внимание на людей с трудной судьбой, на многообразие их характеров. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев – Канина, здесь же написал много эскизов к своим «Бурлакам» и сделал много зарисовок.

Этим людям он и посвятил свою картину, заставил говорить их через своё творение. Некоторые друзья художника были уверены, что образы измученных бурлаков вызовут у зрителя только жалость да сочувствие, что не будет ничего поэтического.

Совет

Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

2.3. Предостерегающий характер картины.

Картина «Бурлаки на Волге» первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде – на академической выставке в1873 году (Приложение 4).

Картиной художник пытался донести до дворянства и знати, каков предел настроения народа. Первое впечатление – группа измождённых людей тянет баржу вверх по течению Волги. Одиннадцать человек тянут лямки, которые врезались им в грудь, плечи под знойным солнцем. У бурлаков ветхая одежда, это говорит нам о бедности народа.

Но они упорно тянут за канат судно. Если приглядеться к бурлакам отдельно, то можно увидеть, что у каждого свой характер. Кто-то покорился волей тяжкой судьбы, кто-то спокоен, понимая, что при окончании сезона, закончится и тяжёлая работа. Я обратила внимание на третьего бурлака.

Он буквально впился в меня своим взглядом полным ненависти.

Изображение бурлаков показывает настроение народа в ту эпоху. Но есть и другие знаки на картине, которые носят предостерегающий характер. На корабле, который тянут бурлаки есть флаг, он развивается левым ветром. И на паруснике парус также развивается левым ветром. А вот дым, проходящего мимо парохода, направлен в другую сторону. Это даёт понять, что мнение народа имеет разногласия.

На переднем плане можно увидеть разорванную корзину и камень. Корзина символизирует достаток, а разорванная корзина, это символ бедствия. Камень – символ утопленника. Это можно объяснить так, что достаток находится на краю бедствия. Придёт время и произойдет упадок у тех, у кого достаток.

Канат, за который тянут бурлаки баржу, привязан к верхушке мачты. Получается хороший рычаг и если они с силой потянут канат, то могут опрокинуть корабль или сломать мачту. Это символизирует, великую силу народа.

Художник предсказывает переворот государственной власти, если учесть, что корабль, это символ государства. Также к символу переворота можно отнести и перевернутое расположение цветов российского флага на мачте судна.

Обратите внимание

В картине художник показывает символическую опасность, которая нависла над Российской империей. Он предоставил возможность знати столкнуться с низами общества, задуматься в каких ужасающих условиях работают бурлаки. Хотя Репин выбрал не самый страшный сюжет жизни бедняков. Художник был расстроен, что зритель не воспринял предостерегающего характера картины.

3. Заключение.

Работая над заданной темой, я много узнала о жизни и творчестве великого русского художника Ильи Ефимовиче Репине. История создания картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге И.Е. Репина «Далёкое – близкое».

Работая с литературой, рассматривая картину, я погрузилась мыслями в эпоху дореволюционного времени. Потенциал революции чувствовался и поэтами и художниками, в частности Репиным. И он выразил его в картине «Бурлаки на Волге».

Но его современники выводов не сделали.

В 2014 году к 170-летию со дня рождения русского художника на набережной г. Самары установлен бронзовый памятник «Бурлаки на Волге», который увековечивает знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина. (Приложение 6). Автором скульптурной композиции является самарский художник Николай Куклев.

Я и мое поколение истинно восхищается творением художника, его смелостью передать через искусство то, что нельзя было высказать.

Список литературы.

1. Репин И. Далекое близкое. М.: издательство Академии художеств СССР, 1960. с. 510.

2. Пророкова С. Репин, М.: Молодая гвардия, 1960. с. 416.

3. Лясковская О. Репин. Жизнь и творчество. М.: Искусство. 1982. с. 480.

4. Стасов В.В. Избранные сочинения. М.: Искусство, 1952. с. 620.

5. http://samaratoday.ru/news/194933

Приложения.

Приложение 1.

В доме-музее И.Е.Репина с. Ширяево Самарской области.

Памятник И.Е.Репину в историко-музейном комплексе с. Ширяево.

Приложение 2.

Посещение г. Санкт-Петербурга.

Государственный Русский музей г. Санкт-Петербург.

Приложение 3.

Илья Ефимович Репин. Автопортрет.

Приложение 4.

Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Приложение 5.

Бронзовая скульптура картины на набережной г. Самары.

Тайна картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»!

“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

Впервые бурлаков Илья Репин увидел на Неве, во время выезда на пленэр со своими товарищами. Контраст в обличье бурлаков и праздной дачной публики Санкт-Петербурга произвел на художника сильное впечатление, которое он стремился передать в эскизах. Но, что-то не ладилось. Однажды Ф.А. Васильев сделал замечание:

— А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое? Да, вот она, жизнь, это не чета старым выдумкам убогих старцев… Но знаешь ли, боюсь я, чтобы ты не вдался в тенденцию. Да, вижу, эскиз акварелью…

Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется — сама по себе…

Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоем месте поехал на Волгу — вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее.

Летом 1870 года компания друзей отправилась в «неизвестную страну» – на Волгу.

— Лучше всего Жигули,— советовали все в один голос.

Важно

Выбор пал на село Ширяево (О том как Репина испугал Ставрополь можно прочитать ЗДЕСЬ). Именно здесь Илья Репин встретил прототипы своих будущих героев картины, в том числе любимого им Канина.

И при жизни художника, и после, многие критики предполагали, что своими «Бурлаками» Репин стремился выразить свое отношение к несправедливости, к неравенству, стремился изобличить нечто, а что именно, каждый предполагал свое.

Предполагали, что сюжет картины навеян стихотворением Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Но, сам Илья Ефимович откровенничает:

«Кcтaти, cтыднo пpизнaтьcя, никтo и нe пoвepит, чтo я впepвыe пpoчитaл нeкpacoвcкий «Пapaдный пoдъeзд» тoлькo гoдa двa cпycтя пocлe paбoты нaд кapтинoй, пocлe пoeздки нa Вoлгy. И в caмoм дeлe, я нe имeл пpaвa нe знaть этиx дивныx cтpoк o бypлaкax. Вce cчитaют, чтo кapтинa мoя и пpoизoшлa-тo y мeня кaк иллюcтpaция к бeccмepтным cтиxaм Нeкрасовa. Нo этo нe тaк. Cooбщaю тoлькo paди пpaвды».

«Дoлжeн coзнaтьcя oткpoвeннo, чтo мeня ниcкoлькo нe зaнимaл вoпpoc бытa и coциaльнoгo cтpoя дoгoвopoв бypлaкoв c xoзяeвaми; я paccпpaшивaл иx, тoлькo чтoбы пpидaть нeкoтopый cepьeз cвoeмy дeлy. Cкaзaть пpaвдy, я дaжe pacceяннo cлyшaл кaкoй-нибyдь paccкaз или пoдpoбнocть oб иx oтнoшeнияx к xoзяeвaм…

Нo мeня этo ниcкoлькo нe зaнимaeт: нeт, вoт этoт, c кoтopым я пopaвнялcя и идy в нoгy, — вoт иcтopия, вoт poмaн! Дa чтo вce poмaны и вce иcтopии пepeд этoй фигypoй! Бoжe, кaк дивнo y нeгo пoвязaнa тpяпицeй гoлoвa, кaк зaкypчaвилиcь вoлocы к шee, a глaвнoe — цвeт eгo лицa!

Чтo-тo в нeм вocтoчнoe, дpeвнee. Рyбaxa вeдь тoжe нaбoйкoй былa кoгдa-тo: пo cypoвoмy xoлcтy пpoйдeнa пeчaть дocки cинeй oкpacки индигo; нo paзвe этo вoзмoжнo paзoбpaть? Вcя этa ткaнь пpeвpaтилacь в oднoцвeтнyю кoжy cepo-бypoвaтoгo цвeтa…

Дa чтo этy pвaнь paзглядывaть! A вoт глaзa, глaзa! Кaкaя глyбинa взглядa, пpипoднятoгo к бpoвям, тoжe cтpeмящимcя нa лoб. A лoб — бoльшoй, yмный, интeллигeнтный лoб; этo нe пpocтaк… Рyбaxa бeз пoяca, пopты oтpeпaлиcь y бocыx чepныx нoг».

Репин художник и его пленили образы, сложенные сочетанием повязок, взгляда, цвета, мимики, позы… Он делал наброски, писал этюды, составлял композицию, стремясь акцентировать именно на этих типажах. Любимцем у него стал поп расстрига Канин.

«И вoт я дoбpaлcя дo вepшины ceй мoeй бypлaцкoй эпoпeи: я пиcaл нaкoнeц этюд c Кaнинa! Этo былo бoльшим мoим пpaздникoм. Пepeдo мнoй мoй вoзлюблeнный пpeдмeт — Кaнин. Пpицeпив лямкy к бapкe и влeзши в нee гpyдью, oн пoвиc, oпycтив pyки. Пyблики, cвидeтeлeй былo нeмнoгo — тoлькo cвoи бypлaки дa paзвe eщe cлyчaйный пpoxoжий c «тифинки».

Нecмoтpя нa вocкpecный cвoбoдный дeнь, шиpяeвцы дaжe и близкo нe пoдxoдили. В иx глaзax нa бepeгy y бapки бypлaкoв coвepшaлocь нeчтo poкoвoe, cтpaшнoe: чeлoвeк пpoдaвaл aнтиxpиcтy cвoю дyшy… Бaбы дaжe издaли oтвopaчивaлиcь… Дeтям пpиближaтьcя к нaм зaпpeщaли… Тaм, в шиpяeвcкиx избax, мopил вcex cтpax, гoвopили впoлгoлoca».

Совет

В дальнейшем судьба картины сложилась причудливым образом. В Санкт-Петербург Репин вернулся с несколькими эскизами «Бурлаков», которые он считал неудачными.

Но случилось так, что зайдя в Академию художеств, по сути, доложить о возвращении из путешествия, Репин был поставлен перед фактом, что со дня на день Академию намерен посетить Великий князь Владимир Александрович и требуется срочно предоставить имеющиеся волжские эскизы и этюды, дабы было что показать Великому князю.

«Чepкacoв cчeл нaибoлee yдoбным для oбoзpeния paзлoжить нa пoлy мoи этюды, эcкизы и pиcyнки, пpивeзeнныe c Вoлги. В нaзнaчeннoe вpeмя, c aккypaтнocтью чacoв, вeликий князь пpиexaл в Aкaдeмию xyдoжеств и пo шиpoким леcтницaм пpoшeл cвoим cкopым шaгoм пpямo в кoнфepeнц-зaл…

Вижy, oни пpoшли к мoим paбoтaм, тoлькo чтo paзлoжeнным вaxтepoм нa пoлy, и вeликий князь, нaчaл внимaтeльнo paзглядывaть иx.

Oтopвaвшиcь нa минyтy и пoдняв глaзa нa нac, выглядывaвшиx нa нeгo из пoлyoтвopeннoй двepи в вecьмa пoчтитeльном oтдaлeнии, oн ocтaнoвил cвoй взгляд нa мнe, и я яcнo ycлышaл, кaк oн cкaзaл «A вoн и caм Рeпин».

Я был yдивлeн, чтo oн пoмнит мeня. Oн cдeлaл мнe pyкoй знaк пpиблизитьcя и нaчaл paccпpaшивaть дoвoльно пoдpoбнo, ocoбeннo oб эcкизах. Пpeждe вceгo oн yкaзaл нa мoй пepвый эcкиз «Бypлaки» к пpeдпoлoжeннoй кapтинe.

— Вoт этoт ceйчac жe нaчинaйтe oбpaбaтывaть для мeня.

Рaзyмeeтcя, я был кaк в бpeдy. И мeня пopaзилo, кaк этo oн cpaзy ocтaнoвилcя нa «Бypлaкax», тянyщиx лямкy, кoтopые были eщe тaк плoxи и нa тaкoм ничтoжнoм кapтoнчикe…»

Заказ поступил. И поступил именно на ту композицию, что была в эскизе. И его надо было просто выполнить. Что Репин и сделал. С Великим князем ведь не поспоришь, да и желание клиента есть желание клиента. В последствии Репин долго не афишировал имя заказчика и не раскрывал тайны, почему картина получилась именно такой.

«Cтpaннo, чтo впocлeдcтвии, в paзныe вpeмeнa, кoгдa кapтинoй мoeй «Бypлaки нa Вoлгe» былa зaинтepecoвaнa либepaльнaя чacть oбщecтвa, a кoнcepвaтивнaя ee тaк xaялa, бывaли oчeнь пpoтивopeчивыe cтoлкнoвeния oтзывoв. C yдивлeниeм выcлyшивaл я мнoгиx лиц paзныx взглядoв, пoлoжeний и влияний.

Тaк, нaпpимep, кoгдa я был yжe в Пapижe в кaчecтвe пeнcиoнepa Aкaдeмии xyдoжecтв, в мacтepcкoй A. П. Бoгoлюбoвa, вcтpeчaл я мнoгиx pyccкиx, cмoтpeвшиx нa мeня c нecкpывaeмым любoпытcтвoм, нe бeз иpoнии: «Ax дa, вeдь вы знaмeнитocть, cлыxaли, cлыxaли: вы тaм нaпиcaли кaкиx-то pыбaкoв. Кaк жe! Пpoгpeмeли».

Обратите внимание

A миниcтp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй cpaзy нaчaльничecки нaпaл нa мeня в пpиcyтcтвии Бoгoлюбoвa y нeгo жe в мacтepcкoй:

— Нy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Нy кaк нe cтыднo — pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy.

A вы пишитe кapтинy, вeзeте ee нa Вceмиpнyю выcтaвкy в Вeнy и я дyмaю, мoчтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa бoгaчa кoтopый пpиoбpeтeт ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!..

Aлeкceй Пeтpoвич, – oбpaщaeтcя oн к Бoгoлюбoвy, кoтopoмy, кaк зacлyжeннoмy пpoфeccopy, пopyчeнo былo Aкaдeмиeй xyдoжecтв нaблюдeниe зa пeнcиoнepaми, — xoть бы вы им внyшили, этим гocпoдaм нaшим пeнcиoнepaм, чтoбы бyдyчи oбecпeчeны cвoим пpaвитeльcтвoм, oни были бы пaтpиoтичнee и нe выcтaвляли бы oтpeпaнныe oнyчи нaпoкaз Eвpoпe нa вceмиpныx выcтaвкax…

Нy, cкaжитe, мoг ли я пocлe этoй тиpaды cкaзaть миниcтpy пyтeй cooбщeния, чтo кapтинa пиcaлacь пo зaкaзy вeликoгo князя Влaдимиpa Aлeксaндpoвичa и пpинaдлeжит eмy?!»

И еще Илья Репин вспоминает подобные эпизоды:

«— A cкaжитe, пoжaлyйcтa, кoмy пpинaдлeжит вaшa вeликoлeпнaя кapтинa «Бypлaки нa Вoлгe»? Кaкиe типы! Зaбыть нe мoгy. Этo былa caмaя выдaющaяcя кapтинa в pyccкoм жaнpe… И в Вeнe нeмeц Пexт дaл o нeй блecтящий oтзыв; ocoбeннo o coлнцe в кapтинe и o нaшиx типax, eщe живыx cкифax.

A гдe oнa? Рaзyмeeтcя, в Тpeтьякoвcкoй гaлepee, нo я не пoмню…

Дa гдe жe инaчe? Кaкoмy жe oнa мoжeт чacтнoмy лицy пpннaдлeжaть? И кaк этo ee нe зaпpeтили вaм для выcтaвки? Вooбpaжaю, кaк двop и apиcтoкpaтия нeнaвидят этy кapтинy, кaк и нaшeгo пoэтa-гpaждaнинa Нeкpacoвa! Вoт ee пpoклинaют, нaвepнo, в выcшиx cфepax! И вы тaм нa плoxoм cчeтy.

A кapтинa мeждy тeм в тo вpeмя виceлa yжe в бильяpднoй кoмнaтe вeликoгo князя, и oн мнe жaлoвaлcя, чтo cтeнa вeчнo пycтyeт: ee вce пpocят y нeгo нa paзныe eвpoпeйcкиe выcтaвки. A нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь.

Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Кaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy — yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликнй князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины».

Вот и вся тайна картины «Бурлаки на Волге». Как всегда, все оказывается гораздо проще и прозаичнее, нежели рисуется нашим воображением. Человеку свойственно видеть то, что он хочет увидеть, а в дальнейшем убедить в своей воображаемой правоте.

Куда сходить в выходной?Идеи, которые легко реализовать!Анонсы экскурсий, фестивалей, выставок, скидки…Получайте на свой e-mail

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добро пожаловать
в мир МикроПутешествий!

Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”

“бурлаки на волге” репина. почему картина стала культовой – все о живописи

     

И.Е. Репин.  Автопортрет

   Но Илья Репин верил, что сумеет выразить
своим полотном глубокие чувства и мысли, и с воодушевлением разрабатывал
полюбившуюся тему.  Скоро он отказался от
первого замысла, задуманного на резком контрасте богатства и нищеты.

Тогда, на
невском берегу, он впервые видел бурлаков, и ничего не знал о жизни, быте и
душах этих людей. Несчастны ли они на самом деле? Илье захотелось пожить с ними
рядом, приглядеться, познакомиться.

Самым бурлацким краем в те годы была река
Волга, и молодой живописец решил повидать великую русскую реку и познакомиться
с бурлаками.

    Весной 1870 года  Илья Репин отправился дорогу с сотоварищами
по учебе, Фёдором Васильевым, Евгением Макаровым и младшим братом Василием,
музыкантом. В дорогу собирались основательно, собирались остановиться у
какого-нибудь крестьянина на квартире на всё лето.

Важно

Первый день ехали поездом,
потом сели на пароход. Молодых людей поразил волжский простор – ширь реки,
безграничная даль берегов, бездонная голубизна неба. Они целый день проводили
на палубе, делали зарисовки в альбомах.

Будто по волшебству, на бумаге
рождались сверкающая вода, отлогий песчаный берег и другой – высокий, гористый,
домики и островерхие колокольни.

    Илья Репин внимательно всматривался в
горизонт, не покажется ли вдали тёмная полоса – цепочка оборванных фигурок.

Он
в нетерпении ожидал встречи со своими героями – бурлаками. Мечтал сблизиться с
ними, разговаривать, писать эти лица, задубевшие на жарком солнце и сухом
ветру.

    Друзья поселились сначала в небольшом
городке. Домик стоял на луговом берегу, напротив Жигулёвских гор, заросших
лесом. Это было неприступное, обрывистое место, серые утёсы нависали отвесной
стеной над Волгой. Репина больше всего манили неисхоженные места.

В поисках
бурлаков конце июня художники покинули город, спустились вниз по реке и
поселились в бедной деревеньке, Ширяеве,
мимо которой часто проходила одна артель. Там они прожили до конца лета. Репин
познакомился с бурлаками, написал много эскизов и выполнил карандашных
зарисовок.

Всего их было одиннадцать человек, и какие это были люди! Илья сразу
влюбился в человека по имени Канин. Он выходил навстречу ватаге и шёл в ногу с
Каниным. Когда бурлаки обедали, он садился рядом и делал зарисовки, отмечая каждую
мелочь. Каких только замечательных историй не наслушался художник. И он буквально
заболел этими людьми.

Это были уже не мимолётные впечатления, а погружение в
самую гущу бурлацкого быта, тесное общение с бурлацкой ватагой. Какие, оказывается,
непохожие один на другого, типы, были связаны друг с другом общим трудом.
Двигаясь вверх по реке, они тянули судно против течения до места, где надо было
разгружать баржу.

Совет

И все вместе они, отнюдь, не представлялись Репину угрюмой
ватагой, замученной непосильной работой. Это было настоящее товарищество! После
того, как баржу разгружали, бурлаки спускались на ней вниз по течению, брали
новый груз и снова впрягались в лямки. Уважение и любовь к этим людям теперь двигали
Репиным.

    Острый карандаш художника запечатлевал, как
запряженные в лямки, бурлаки тянут баржу на вершину холма, как вязнут в песке
их ноги, каждый шаг даётся с великим трудом. 
Крутой склон не позволил нарисовать всю ватагу, хорошо видны только трое
передних.

Художник лишь обозначил фигуры и заштриховал.

    Затем Репин взялся делать наброски всей
картины. И карандашом, и красками.

    На рисунке артель бурлаков движется по
песчаной отмели, а позади них расстилается река Волга.

Простор реки помогает
художнику передать силу и слаженность артели. Бурлаки идут не один за другим, а
свободной, но точно построенной группой. Каждый герой картины должен быть
хорошо виден. Студент Академии художеств уже замечательно овладел мастерством
композиции.

И.Е. Репин “Бурлаки на Волге 

Справа внизу подпись: И.Репин 187-73     Холст, масло 131х281

    По берегу Волги, под палящими лучами солнца,
11 бурлаков тянут против течения, тяжело груженную баржу. Усталые, измученные,
движутся медленно. Ноги вязнут глубоко в песке. Яркое солнце нестерпимо палит
им на головы, а они, шаг за шагом, тянут, каждый свою лямку. Бесконечно тяжел
путь этой ватаги.

    Самое важное для  художника было – передать натуру, создать
образ каждого бурлака.

Удивительный человек Канин

    Самый любимый репинский персонаж, «вершина
бурлацкой эпопеи», по словам самого художника, Канин, виделся Репину античным
философом, захваченным в рабство. Художник был недалёк от истины. Канин –
бывший регент церковного хора. Человек необычной судьбы, олицетворяющий лучшие
черты русского народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и
силу.

Его образ Репин сделал в картине центральным. Правда, ему не сразу
удалось написать занятого своим трудом Канина, к тому же, тот отличался молчаливостью,
постоянно о чем-то размышляя. Не в его характере было подшучивать над товарищами
и обижаться в ответ.

Всегда погруженный в собственные мысли, он будто стремился
ответить на все вопросы жизни, будто Сократ в поисках блага.

 
«Только брови его всё выше поднимались да выцветшие серые глаза отражали
небо» – вспоминал художник. Он с воодушевлением описывает своего любимого героя
в книге воспоминаний «Далёкое близкое»: «Что-то в нём было восточное, древнее.

Обратите внимание

А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже
стремящимся на лоб… А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб; это не
простак». 

Канин

Вот лицо Канина, каким его запечатлел Репин на картине.

Печальные,
мудрые глаза, большой, умный лоб. Все движения – сдержанные, неторопливые,
спешить некуда. Когда Канин двигался в лямке, ни одно движение, ни даже мимика
лица не выдавала, насколько тяжела работа.

Шагая рядом с Каниным, Репин не
переставал восхищаться им, прибавляя себе ходу, чтобы не отстать.

    «Как дивно у него повязана тряпицей голова,
как закурчавились волосы на шее…»

   Канин во главе бурлацкой артели

    Канин идёт во главе бурлацкой артели рядом
с чернобородым, заросшим курчавым волосом, дочерна загоревшим, босоногим
великаном, который сбоку смотрит на Канина.

Ох, должно быть, лихой мужик,
вольнолюбивый русский богатырь. «Нижегородский боец», так прозвали этого героя
картины. В самом деле, лямку тянет без устали, увлекая товарищей за собой.
Вероятно, шутит, работая.

Повернулся к Канину и остальным, чтобы подбодрить их
шуткой.

Илька-моряк

На рисунках и эскизах, есть бурлак, который идёт правее Канина, с
головой, опущенной на грудь. От безысходности. От чего же боле? А среди
рисунков есть портрет бурлака по имени Илька-моряк. Это человек с лицом
мужественным и суровым.

Особенно поражает пристальный, острый взгляд. Этот
образ Репин и поместил в картину. Самого покорного бурлака, задавленного
тяжелой долей, художник превратил в самого непокорного.

А какая в его жилистых
руках сила! Как яростно он налегает на лямку!

Бурлак с трубкой

    Немного позади, идёт высокий бурлак с
короткой трубкой в зубах. Он не слишком навалился на лямку и, кажется, ни о чем
не думает. Привык. На его голове шляпа горшком, с узкими полями. Такие  шляп, называли  бурлацкими.

Канин, “нижегородский борец”, Илька-моряк
 и бурлак с трубкой

Ларька – самый юный из ватаги

Ларька

В артели часто встречались мальчишки.
Сначала одиннадцатилетних детей ставили кашеварами, а через три года и он
должен был тянуть лямку. На рисунке карандашом Ларька получился спокойным и
задумчивым, с волосами, перехваченными ремешком, а вот на картине он – сплошное
нетерпение, решимость и непокорность.

Упрямый поворот головы. Смелый,
устремлённый вперёд взгляд. Непокорные волосы бунтарски выбились из-под шапки.
Горячий юноша весь в движении, вцепившись в хомут, он, кажется, готов разорвать
его, выскочить из лямки.

Неужели это на всю жизнь – раскалённый песок,
бесконечная вода, потемневшие от пота спины товарищей, мерно переступающие
ноги?

Ларька, по сути, это молодой Канин. У них
много общего. Пытливый ум, гордость, непокорность, собственное достоинство.
Индивидуальные черты, того и другого, Репин раскрывает, противопоставляя
молодость, юношескую чистоту, порывистость, нетерпение, неопытность и хрупкость
Ларьки – мужеству, житейской мудрости, выносливости, выдержке и стойкости
Канина.

Ларька, Чахоточный, старик, набивающий трубку,
калмык, солдат. грек и обессилевший бурлак

 Бурлацкая ватага собрана из людей самых
различных характеров и судеб. Чахоточному мужику, отирающему со лба пот,
недолго осталось тянуть лямку.

Старик набивает трубку табаком, ничуть не
заботясь, что устроенный перерыв увеличивает нагрузку товарищей. Вроде бы, ему
ничего и не надо, кроме этой трубочки с табаком. Прошли годы – притерпелся и к
такой жизни. В этом мужике – своя сила, спокойная  уверенность, терпение. «Христос терпел и нам
велел». Между Ларькой и стариком видна голова калмыка.

Его лицо скрывает
картуз, но заметно, что это именно калмык с глазами, по словам самого Репина,
«будто прорезанными осокой».  Далее –
отставной солдат, один из всех, обутый в сапоги, одежда на нём поновее. Он
ступает старательно, но пройдёт сотню-другую вёрст, и его одежда истреплется,
он переобуется в лапти и, как говорится, «обвыкнет. Предпоследний – высокий
грек.

Важно

Он похож на орла, с его красивым лицом и прямым носом. Грек сердито
оглядывается на баржу, где находятся хозяева – «кровопийцы». Бредущий позади
всех бурлак, совсем обессилел, отстаёт от других: обратите внимание, как бессильно
повисли его руки, лицо опущено вниз, перед глазами зрителя только круг его фуражки.

Может, горе у него, а может, больше не в силах тянуть баржу. Одиннадцать
человек. Сильные и слабые, непокорные и смирившиеся. Вместе они – товарищество,
артель.

    В одних образах репинских бурлаков отражена
покорность в судьбе, в других – протест и озлобление, в-третьих –
невозмутимость, или привычка. Только в образе Канина сливаются черты, присущие
каждому в отдельности. Он не выглядит богатырём, скорее, среднего роста,
складный, коренастый и, в то же время – самый значительный.

Как будто он знает
больше остальных, но где она, где та самая лучшая доля и безоблачное счастье?

    «Бурлаки на Волге» – солнечная картина.
Ватага бурлаков бредёт по берегу, утопая в золотом раскалённом песке. Жарким
солнцем залито голубое небо, живое солнце пронизывает воду, золотит волжскую
даль и парус проплывающей мимо барки.

Раскалённый песок,  нежная, чуть розоватая, дымка над водой,
горячий воздух, дрожащий и, будто звенящий, от зноя, переносит зрителя в
полуденное время. А какие краски! Репин выбирает жёлтый, голубой и розовый,
цвета со множеством их оттенков. Вглядитесь, и вы увидите как меняется желтый
цвет от золотого, до блёклого, коричневатого.

И бурлацкая артель, и отмель,
вода, небо – написаны одними красками. Лохмотья бурлаков – голубого, желтого, розового
цвета, но краски густые, мрачноватые, можно сказать, тревожные. Зато краски
природы – ясные, лёгкие, радостные. В ясный, летний полдень бурлаки напоминают
тёмную тучу, наползающую на золотой песок.

Зато они полны силушки природной,
будто отлиты из потемневшей бронзы. Работая над колоритом картины, Репин
каждому герою художник подходит отдельно, выбирая цвет его одежды. На Канине –
неяркая, тёмная, рубаха, в тон его неторопливым, серьёзным думам. Рубаха
Ильки-моряка – красновато-лиловая.

Беспокойный цвет, такой же яростный и
тревожный, как пронзительный взгляд самого Ильки. Зато, будто пламенем полыхает
розовая рубаха непокорного Ларьки. Как солнышко среди серых туч. Этот звонкий
розовый цвет вместе с ярким румянцем на щеках не успевшего загореть паренька,
рассказывает о его чистой, пылкой душе.

Это самый пленительный образ репинской
картины. Совет

    Репин выбрал для своей картины не очень
высокий, но сильно вытянутый в длину холст. Это позволило открыть бесконечные
просторы воды и неба. Вокруг пустынно. Слева, у края воды, вниз по течению,
плывёт барка под парусом. Справа дымит маленький пароходик.

  Артель движется по берегу навстречу зрителю.
Бурлаки только что одолели  песчаную мель
– перекат. На мгновение они сбились с общего дружного шага. Трое передних снова
налегли на лямки грудью, но те, что идут за ними, распрямились, используя
коротенькую передышку. Это позволило Репину показать их лица и рассказать о
каждом из них.

Стоя перед картиной, зритель видит всех бурлаков вместе и
каждого в отдельности. А когда вглядывается в одного, то видит его вместе со
всеми. Напоминает игру оркестра: где у каждого инструмента свой голос, но
музыка звучит, когда их голоса сливаются воедино.

    Общество по-разному принимало картину
молодого живописца. По возвращении в Петербург, Репин показал свои этюды
академическому начальству. «Что это? Величайшая профанация искусства!» –
заворчал ректор Академии художеств, профессор Бруни. Но в это время в конференц-зал
зашёл Великий Князь Владимир Александрович, вице-президент Академии.

Эскизы
будущей картины попали на глаза члену императорской фамилии. Удивительно, но
нищие изможденные бурлаки, из последних сил тянущие тяжёлую баржу, заинтересовали
высочайшую особу! Особенно один из набросков, не самый лучший. Сам Репин
собирался превратить в картину совсем другой эскиз.

Но Великий Князь немедленно
пожелал купить у него готовую картину, и работа закипела.

    Картина «Бурлаки на Волге» была показана на
выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем, после второй поездки Репина на Волгу, в окончательном и значительно изменённом виде – на
академической выставке в 1873 году.

По мнению передовой русской интеллигенции,
«Бурлаки» будили совесть, заставляли думать о судьбе народа.

    «Нельзя не любить их, этих беззащитных,
нельзя уйти, не полюбив их». Нельзя не подумать, что должен, действительно,
должен народу. Вся эта «бурлацкая» партия будет сниться потом во сне, через 15
лет вспомнится», – выражал охватившие его чувства Ф. М. Достоевский.

Обратите внимание

    На академической выставке картина появилась
только перед её закрытием, а потом она перешла в собственность Великого Князя и
оказалась малодоступной для публики. В 1873 году «Бурлаков на Волге» отправили
в Вену на Всемирную выставку.

Один из министров, не зная, что она принадлежит
Великому князю, ополчился на художника: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая
дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? .. Ну, как не стыдно –
русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и
скоро о нем не будет и помину.

А вы пишите картину, везёте её на Всемирную
выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который
приобретёт себе этих горилл, нищих лапотников».

    Господину министру не дано было понять, что
перед ним не жалкие «лапотники», а могучая, пока никем не обнаруженная сила,
которая сможет, когда-нибудь смести все преграды, веками стоящие на её пути.

      Большим поклонником Репина стал
художественный и музыкальный критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. В
молодом живописце, только что окончившем Академию, Стасов прозорливо увидел
будушего великого мастера и гуманиста.

Стасов и Репин  были близко связаны не только общностью
идейных и художественных интересов, но и личной дружбой.

    «Картину «Бурлаки», пишет Стасов в статье,
посвященной Репину, – я нахожу одною из самых замечательных картин русской
школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у
нас.

Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по
историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и
внешней обстановки, в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию
художественного исполнения.

Это хорошо чувствовало не только большинство нашей
публики и фельетонистов, писавших о ней в журналах, но и иностранцы, видевшие
её… в Вене, на всемирной выставке. И английские, и немецкие, и французские
художественные критики прямо называли «Бурлаков» самой примечательной и
характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и
блестящему освещению – «самою солнечною картиной» целой всемирной
выставки.

Важно

 
  И кто же создал такое
произведение, красу нашей школы? Юноша, едва сошедший с академической скамьи,
едва покончивший классы. Задумана и начата была картина ещё в Академии, в
антракте между 2-ю и 1-ю золотою медалью».

    Ныне картина «Бурлаки на Волге» находится в
Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Приобрести её мечтал и
коллекционер Павел Михайлович Третьяков, для которого Репин создал другой
вариант «Бурлаков».

    Читайте следующий рассказ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *