Голландские художники. 8 мастеров золотого века нидерландов – все о живописи
Table of Contents
Золотой век голландской живописи
01.07.2015
Даже те, кто плохо разбирается в искусстве, слышали о голландской живописи. Но многие связывают голландскую живопись только с Рембрандтом, иногда Вермеером и Ван Гог, который был голландцем только по происхождению.
А голландская живопись – это яркая и самобытная страница в мировом искусстве, достойная отдельного упоминания.
Особенно если речь идет о Золотом веке голландской живописи. Яркие художники стали появляться в Нидерландах в семнадцатом веке. Эти живописцы известны под общим названием «малые голландцы», что никак не отражает их талант, а связано исключительно с выбором тем для творчества.
«Малые голландцы» часто обращались к светскому реализму, изображали окружающий мир и людей.
Золотой век голландской живописи условно разделяют на несколько периодов. Первый из них (примерно с 1620 по 1630 гг.) связывают с утверждением в живописи реализма. Второй период (с 1640 по 1660 годы) вызван расцветом местной художественной школы. В третий период (с 1670 по 1700 гг.
) происходит упадок голландской школы, связанный в первую очередь с экономическими причинами. Нельзя не отметить, что в каждый период был свой культурный центр, так первый период связан с Харлемом, где в это время творил Халса. Потом центром живописи переместился в Амстердам, место работы Рембрандта и Вермеера.
Обратите внимание
Самым важным открытием Золотого века голландской живописи можно считать бытовой жанр. Именно фламандцы первыми стали изображать сцены из жизни обычных людей: горожан, крестьян и бюргеров. Первооткрывателями этого жанра считаются Остаде и его ученики Бега, Ауденрогге и Дюсарт.
Каждую картину авторов отличает динамичный и даже брутальный характер, например, на одном полотне изображена трактирная драка. Влияние творческой манеры Рембрандта привело к массовому использованию мягкой золотистой светотени.
Городские сцены часто встречаются на картинах таких голландцев, как Лейстер, Халс, Кодде и Моленар. Во второй половине 17 века художники любили изображать врачей, ученых за работой, свои мастерские, домашние хлопоты дому или светские мероприятия. Для некоторых мастеров характерна определенная склонность к романтизации будней, например Терборха, Метсю или де Хоха.
Картины поздних представители жанра, Ван дер Верфа и Ван дер Нера, отличаются стремлением к элегантному изображению, что часто приводит к претенциозности сюжета. Золотой век голландской живописи известен и своими пейзажами. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в творчестве харлемских художников: ван Гойена, ван Рейсдала и де Молейна.
Их работы имеют общую черту – на них изображены сельские уголки в оригинальном серебристом свете, а на первый план выведено материальное единство природы. Отдельного упоминания заслуживают морские пейзажи или марины. Среди голландских живописцев золотого века маринистами были де Влигер, Порселлис и ван де Капелле.
Для их творчества характерно не только изображение определенных морских сцен, но и работа над техническими приемами рисования воды, игры света на ней и неба.
Во второй половине 17 века в голландский пейзаж стали проникать философские подтексты. Особенно это заметно в работах Яна ван Рейсдала, в пейзажах которого появляется драматизм, динамика и монументальность. Его традиции продолжил Хоббем, который добавил в пейзажи солнечный свет.
Для картин Конинка характерна панорамность, а на полотнах ван дер Нера практически всегда изображен ночной пейзаж, в том числе передача лунного света. Иногда пейзажи дополнялись изображением животных, например, лошадей, пасущихся коров и овец, сцен охоты.
Важно
Ближе к завершению Золотого века голландской живописи нидерландские художники стали увлекаться и иностранными пейзажам, в частности природу Италии, например ван Лар, Бот, Веникс и Хаккерт. Основателем жанра городского пейзажа был Санредам и его последователи братья Беркхейде и Ян ван дер Хейден.
Еще одним характерным жанром Золотого века голландской живописи была интерьерная живопись, в том числе сценки с домашними, церковными и дворцовыми комнатами. Впервые интерьеры появились на картинах второй половины 17 века у художников делфтской гильдии: Хаукгеста и де Витте, который был основным представителем интерьерной живописи.
Де Витте охотно использовал техники Вермеера, изображая сценки, полные солнечного света. Бесспорно, главным жанром голландской живописи 17 века стал натюрморт, в частности изображение завтраков. Первопроходцами натюрморта считаются мастера харлемской гильдии художников Клас и Хеда.
Представители утрехтской школы предпочитали пышные цветочные натюрморты, а живописцы Гааги преуспели в изображении рыб и морских обитателей. В Роттердаме были популярны демократичные кухонные натюрморты, а вот лейденские художники создали ванитас – философский натюрморт, который при помощи различных символов напоминал о скоротечности времени.
Золотой век голландской живописи
Золотой век голландской живописи — это одна из самых выдающихся эпох в истории всей мировой живописи. Золотым веком голландской живописи считается XVII век.
Именно в это время творили свои бессмертные произведения самые талантливые художники и живописцы.
Их картины до сих пор считаются непревзойдёнными шедеврами, которые хранятся в знаменитых музеях мира и считаются бесценным достоянием человечества.
В начале 17 века в Голландии ещё процветало довольно примитивное искусство, которое было обосновано приземлёнными вкусами и предпочтениями богатых и властных людей. В результате политических, геополитических и религиозных изменений, голландское искусство резко переменилось.
Если до этого художники пытались потворствовать голландским бюргерам, изображая их жизнь и быт, лишённые всякого высокого и поэтического языка, а также работали для церкви, которая заказывала художникам работы довольно примитивного жанра с давно избитыми сюжетами, то начало XVII века стало настоящим прорывом.
В Голландии воцарилось господство протестантов, которые практически перестали заказывать у художников картины на религиозные темы. Голландия становилась независимой от Испании и самоутверждалась на общеисторическом подиуме. Художники от привычных ранее тем перешли к изображению бытовых сцен, портретов, пейзажей, натюрмортов и так далее.
Здесь, на новом поприще, у художников золотого века будто бы открылось новое дыхание и в свет стали появляться настоящие гении искусства.
Совет
Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Потрясающие по составной части, по реализму, по глубине и необычности картины стали пользоваться колоссальным успехом. Спрос на живопись резко увеличился.
В результате стали появляться всё новые и новые художники, которые удивительно быстрыми темпами развивали основы живописи, разрабатывали новые техники, стили и жанры.
Одними из самых известных художников Золотого века стали: Рембрандт, Ян Вермеер, Корнелис Трост, Маттиас Стом, Питер Брейгель старший, Эсайас ван де Вельде, Франс Халс, Андриан Браувер, Корнелис де Ман, Антонис ван Дейк и многие другие.
Картины голландских живописцев
Корнелис де Ман — Мануфактура по переработке китового жира
Корнелис Трост — Забавы в парке
Людолф Бакхёйзен — Док Ост-Индской кампании в Амстердаме
Питер Брейгель старший — Катастрофа алхимика
Рембрандт — Андрис де Греф
Франс Халс — Виллем Хейтхейзен
Ян Вермеер — Географ
Хотите быстро и с кофмортом добраться из одной точки города в другую? Отличным выбором для вас станет такси в Бутово. Заходите на официальный сайт такси, чтобы узнать необходимые номера телефонов и тарифы.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Частный коллекционер опубликовал картины золотого века голландской живописи
Лейденская коллекция – крупнейшее частное собрание работ представителей золотого века голландской живописи. В настоящее время она насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых опубликованы онлайн. Среди них произведения Рембрандта, Брейгеля, Рубенса и Вермеера.
Золотым веком называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи, пришедшуюся на 17-е столетие, когда жили и творили такие выдающиеся мастера, как Рембрандт ван Рейн, Герард Дау, Герард Терборх, Ян Вермеер, Франц ван Мирис, Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс. Картины этих и других художников вошли в Лейденскую коллекцию, которую с 2003 года собирают американский предприниматель Томас Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан.
Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. В восемь лет он уговаривал родителей посетить Амстердам, потому что там жил великий мастер. Он хотел увидеть как можно больше работ знаменитого живописца, но не планировал их коллекционировать.
Каплан думал, что все произведения обожаемой им эпохи давным-давно хранятся в музейных коллекциях. С удивлением он узнал от своего друга, что картины художников, которыми он восхищается с юности, особенно Рембрандта и его школы, всё ещё доступны на рынке.
С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров.
В качестве названия коллекции взяли имя города, в котором родился Рембрандт. Его одиннадцать картин и два рисунка, а также десять картин, выполненных в его мастерской, составляют основу собрания. Здесь представлены и другие художники из Лейдена, чьи полотна отличается тонким исполнением и тщательным выписыванием мельчайших деталей.
«Сквозь призму истории лучшее, что мы можем сделать в память о Рембрандте и других любимых нами художниках, это развивать интерес к их наследию во всём мире», – говорит Том Каплан, решивший опубликовать свою оцифрованную коллекцию онлайн. Он надеется, что её оценят любители искусства, в том числе студенты, коллекционеры и профессионалы области, которые увидят в этой онлайн-галерее новый ресурс для изучения творчества художников голландского золотого века.
Все картины, выложенные на сайте Лейденской коллекции, сопровождаются научными описаниями и содержат информацию о произведениях и об их авторах. Онлайн-галерея постепенно будет пополняться новым контентом, но уже позволяет просматривать и скачивать шедевры голландских мастеров в высоком разрешении.
«Аллегория веры», Хендрик Тербрюгген
«Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд со своей борзой при свечах», Годфрид Схалкен
«Аллегория слуха», «Аллегория обоняния» и «Аллегория осязания» из серии «Пять чувств», Рембрандт ван Рейн
«Девушка в красном, кормящая попугая», Франц ван Мирис
«Игроки в карты», Ян Ливенс
«Льстецы», Питер Брейгель (Младший)
«Драка картежников и Смерть», Ян Ливенс
«Караульное помещение с курящими и играющими в карты солдатами», Герард Терборх
«Золотой век», Ян Брейгель Младший и Питер Пауль Рубенс
«Молитва перед едой», Ян Стен
«Диана и её нимфы на поляне», Годфрид Схалкен
«Автопортрет», Ян Ливенс
«Аллегория живописи», Якоб Торенвлит
«Рыбак и его жена в интерьере», Квирин ван Брекеленкам
«Учёный в своём кабинете», Готфрид Кнеллер
«Жертвоприношение Ифигении», Ян Стен
«Автопортрет с магической сценой», Питер ван Лар
«Молодая женщина за виржиналом», Ян Вермеер
Золотой век голландской живописи – презентация, доклад, проект скачать
Слайд 1
Описание слайда:
ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИСлайд 2
Описание слайда:
В начале XVII века успешно закончилась борьба за независимость Голландии от могущественной империи Испании. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, и национальному искусству, которое активно освобождалось от религиозных ограничений, исходящих от католической Италии. Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись и распространению светских по тематике жанров. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Искусство Голландии 17 века стало своеобразным феноменом в художественной культуре Европы того времени. В начале XVII века успешно закончилась борьба за независимость Голландии от могущественной империи Испании. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, и национальному искусству, которое активно освобождалось от религиозных ограничений, исходящих от католической Италии. Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись и распространению светских по тематике жанров. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Искусство Голландии 17 века стало своеобразным феноменом в художественной культуре Европы того времени.Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:
Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Ведущее место заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт, мифологические и библейские сюжеты. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения. Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Ведущее место заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт, мифологические и библейские сюжеты. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.Слайд 5
Описание слайда:
Портрет Портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения – была особенно популярна в то время. Голландские бюргеры хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем об их материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был огромен. Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили еще к XV веку. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и учёных обществ). Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний.Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:Обратите внимание
Бытовая живопись Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой — стремились к изображению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «веселого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.Слайд 8
Слайд 9
Описание слайда:
Пейзаж Популярным в голландской живописи XVII в становится пейзаж. Своеобразие данного жанра и его тематика определялись особенностью природы этой северной страны — её равнинными просторами и близостью моря. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Их интересовала окружающая обыденность, естественность жизненных ситуаций. Пейзажи действительно становятся «зеркалом природы». Дюны, просёлочные дороги, бедные крестьянские хижины, одинокие деревья, бурные водопады, каналы и скованные льдом пруды становятся основными объектами изображения художников-пейзажистов.Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
Техника Общей проблемой для мастеров Голландской живописи стало освоение приемов светотени, в основе которой лежит оптическая взаимосвязь грунта и подмалевка. Грунт – тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства. Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прорисовки. Подмалёвок выполняется с расчётом на просвечивание его через те тонкие слои красок, которые наносятся на завершающей стадии работы. Выполняться подмалёвок может водяными красками — акварелью и темперой — или масляными красками.Слайд 14
Описание слайда:
Голландские мастера предпочитали четыре типа подмалевка: Голландские мастера предпочитали четыре типа подмалевка: подмалевок светло-серого тона на темно-красном или коричневом грунтах коричневый подмалевок на светло-сером грунте цветной подмалевок на темно-коричневом грунте смешанный подмалевок, в основе одноцветный, с введением цветных акцентов За этой системой структурного построения живописи кроется определенный цветовой поиск голландских живописцев, в основе которого лежит отношение света и тени, теплого и холодного. Еще одним важным обстоятельством, на которое обращали внимание голландские живописцы, было то, что в природе цвет находится в постоянном движении и зависит от освещения, которое ежеминутно меняется. В картине движения света нет, как и нет изменения цвета. Поэтому поиск голландского живописца выходит за пределы технических манипуляций, он ищет возможность передать этот изменчивый природный свет, осваивая приемы светотени и законы цветного полутона на основе структуры подмалевка.Слайд 15
Описание слайда:
Иоганнес Корнелисзон Верспронк – голландский художник времён Золотого века голландской живописи
?
kolybanov (kolybanov) wrote,
2017-08-31 23:44:00 kolybanov
kolybanov
2017-08-31 23:44:00 Автор – truskovalent. Это цитата этого сообщения
Иоганнес Корнелисзон Верспронк – голландский художник времён Золотого века голландской живописи.
Иоганнес Корнелисзон Верспронк-
голландский художник времён Золотого века
голландской живописи
Жизнь и творчество
И.Верспронк всю свою жизнь провёл в родном Харлеме. Родился в семье художника Корнелиса Энгельсзона из города Гауда; у отца и учился портретной живописи. С 1632 года он — член харлемской гильдии св. Луки и с этого момента начинается карьера Верспронка как портретиста среди жителей Харлема.
Манера живописи, экспрессивные и расслабленные позы на его полотнах указывают на влияние творчества Франса Гальса. Особый интерес у заказчиков, в первую очередь у женщин, вызывало точнейшее и мастерское изображение Верспронком различных мелочей на его картинах — драгоценностей, цветов, тканей.
Так, в 1642 году он пишет групповой портрет женщин, возглавлявших комиссию благотворительного общества Святого Духа («Heilige Geesthuis»), заседающих за большим совещательным столом.
За годы своей деятельности И. К. Верспронк создал более 100 картин. Одна из них, «Девочка в голубом платье», украшала голландскую банкноту достоинством в 25 гульденов, выпущенную в оборот в сентябре 1945 года.
Портрет амстердамского торговца Жана ле Гоша (1632) был приобретён Германом Герингом для своей коллекции. В настоящее время местонахождение картины неизвестно.
В 1945 году в Берлине был уничтожен при пожаре «Портрет молодой женщины» работы И.Верспронка.
Портрет молодого человека (1634)
Групповой портрет руководства приюта св. Елизаветы в Харлеме (1641)
Портрет руководства Коэн-Кузерхоф (1642)
Портрет Марии Стрийп (1652)
Портрет джентльмена (1651)
Портрет девочки в голубом платье
Андрис Стильте в образе знаменосца
Portrait of Pieter Jacobsz Shout
Портрет мужчины
Portrait of Johan van Schoterbosch, Councilor and Alderman of Haarlem
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Голландская живопись
Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.
Введение
Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической.
Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром.
В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.
Важно
Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным.
Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене.
В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.
«Мясная лавка». Артсен.
Развитие искусства
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного, искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В 1583 г.
живописец и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт.
Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.
Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов.
Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета.
Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.
Зимний пейзаж. Вельде.
Один из наиболее монументальных пейзажей высокого барокко, «Большой лес», кисти Якоба ван Рейсдаля, принадлежит к следующему периоду развития голландской живописи.
Совет
Зрителю больше не приходится переживать достаточно аморфный вид простирающегося пространства в серо-коричневых тонах с несколькими бросающимися в глаза мотивами; отныне впечатление производит фиксированная, энергетически акцентированная структура.
Большой лес
Жанровая живопись
Голландская жанровая живопись, которую, по сути, вряд ли можно назвать всего лишь портретированием повседневной жизни, часто несущим в себе моралистическое послание, представлена в Вене работами всех основных ее мастеров. Ее центром был Лейден, где Жерар Ду, первый ученик Рембрандта, основал школу, известную под названием «Лейденская школа изящной живописи (fijnschilders)».
Фигуративная живопись
Встреча офицеров роты. Франс Хальс.
Три величайших голландских мастера фигуративной живописи, Франс Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер Дельфтский, следовали друг за другом с интервалом почти в целое поколение. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя — как гласит клише, — раскрывает истоки человеческой судьбы. Это одновременно и справедливо, и неправильно.
Что сразу бросается в глаза при взгляде на портрет или групповой портрет кисти Хальса, так это способность передать человека, которого переполняют эмоции, в движении. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки.
Этим создается эффект постоянно мерцающей поверхности, подобной наброску, которая сливается в единый образ только при взгляде с определенного расстояния. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену.
Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Портреты, написанные в поздний период творчества Хальса, ближе к работам Рембрандта по психологической проникновенности и отсутствию позерства.
Ночной дозор. Рембрандт.
Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое.
Обратите внимание
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г.
художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Вермеер
Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива.
Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура.
«Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной.
Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза.
Маленькая улочка. Вермеер.
Фламандская и Голландская живопись
История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи.
В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства.
В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.
Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.
Голландская живопись
Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость.
Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку — природу, человеческий образ.
Голландские жанристы вдохновляются обыденностью, мелкими будничными эпизодами, что и становится одной из характерных черт голландского реализма.
К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.
Искусство Голландии XVII века славится разветвлённой жанровой системой живописи.
К примеру, среди пейзажистов были маринисты, художники, изображавшие виды равнинных мест или лесные чащи, также были мастера зимних пейзажей или картин с лунным светом; были жанристы, специализирующиеся на фигурах крестьян, бюргеров, на сценах домашнего быта; были мастера различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов» , «лавок».
Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.
XVII век — это воистину золотая эпоха голландской живописи.
Художественные особенности
Свет и тонкое чувство цвета играют в картинах голландских художников главную роль.
Важно
К примеру, как в картинах Рембрандта — художника, ставшего олицетворением целой эпохи живописи Голландии. Рембрандт не боялся реалистичных деталей, противоречащих канонам изображения действительности, и оттого среди современников прослыл «живописцем уродства».
Рембрандт впервые придал особое значение игре света, что позволило ему изобрести отличную от остальных манеру письма. По словам Андре Фелибьена, «…часто он всего лишь наносил широкие мазки кистью и накладывал густыми слоями краски одну за другой, не давая себе труда сделать более плавными и мягкими переходы от одних тонов к другим».
«Возвращение блудного сына», 1666-1669
Ян Вермеер (Вермеер/Вермер Делфтский) – живописец гармонии и ясности видения мира. Известный силой своих образных решений и тенденцией к изображению опоэтизированной атмосферы обыденности, он уделял особое внимание красочному нюансу, что позволяло передать характер световоздушного пространства.
«Молодая женщина с кувшином воды», 1660-1662
Якоб ван Рёйсдал писал монументальные пейзажи в холодных тонах, которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной изменчивости мира.
«Еврейское кладбище», 1657
Альберт Кейп прославился необычным взглядом на композицию пейзажа – у него она дана, как правило, с низкой точки зрения, что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.
«Коровы на берегу реки», 1650
Франс Халс (Гальс/Хальс) известен выдающимися жанровыми и групповыми портретами, привлекающими своей характерностью.
«Цыганка», 1628-1630
Фламандская живопись
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства.
Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей.
Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в.
Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.
Фламандская живость отличается монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля. Особенно ярко это проявлялось в творчестве Питера Пауля Рубенса, ставшего центральной фигурой фламандской живописи.
Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением крупных тяжёлых фигур в стремительном движении. Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника. Эжен Делакруа говорил:
«Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть пронзительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Всё присущее его кисти и стало общими чертами целой школы.
«Союз Земли и Воды», 1618
Искусство Якоба Йорданса привлекает жизнерадостностью, монументальностью, но при этом и искренней непосредственностью – любовь Йорданса к изображению богатых пиршеств (неоднократное повторение сюжета «Бобового короля» тому подтверждение. Кстати, бобовым королем на пирах избирали любого нашедшего в своем куске пирога запечённый боб) и героев христианских легенд как пышущих здоровьем фламандцев воплощает дух культуры Фландрии XVII века.
«Праздник бобового короля», 1655
Антонис Ван Дейк – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей.
«Портрет Карла I на охоте», 1635
Франс Снейдерс известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен.
«Фруктовая лавка», 1620
Ян Брейгель Младший – внук художника Питера Брейгеля Старшего, запомнившийся умелым смешением пейзажа и бытовой живописи, пейзажа и аллегоричных мифологических сюжетов, а также талантливой передачей эффекта панорамы из-за высокого расположения горизонта.
«Флора на фоне пейзажа», 1600-1610
Основные различия голландской и фламандской живописи
- В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения, во Фландрии — королевский двор и знать.
- Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народ заинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность, среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.
- Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь.
Конец эпохи голландской и фламандской живописи можно назвать схожим — под воздействием влияния французских вкусов и воззрений и голландское, и фламандское национальное сознание постепенно слабеет, а оттого понятие фламандской и голландской живописи становится историческим прошлым.
События XVII века в Голландии и Фландрии подарили миру выдающихся авторов и свежий взгляд на общее развитие тенденций мировой живописи.
Частный коллекционер опубликовал картины золотого века голландской живописи
Золотым веком называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи, пришедшуюся на 17-е столетие, когда жили и творили такие выдающиеся мастера, как Рембрандт ван Рейн, Герард Дау, Герард Терборх, Ян Вермеер, Франц ван Мирис, Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс. Картины этих и других художников вошли в Лейденскую коллекцию, которую с 2003 года собирают американский предприниматель Томас Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан.
Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. В восемь лет он уговаривал родителей посетить Амстердам, потому что там жил великий мастер. Он хотел увидеть как можно больше работ знаменитого живописца, но не планировал их коллекционировать. Каплан думал, что все произведения обожаемой им эпохи давным-давно хранятся в музейных коллекциях. С удивлением он узнал от своего друга, что картины художников, которыми он восхищается с юности, особенно Рембрандта и его школы, всё ещё доступны на рынке. С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров.
В качестве названия коллекции взяли имя города, в котором родился Рембрандт. Его одиннадцать картин и два рисунка, а также десять картин, выполненных в его мастерской, составляют основу собрания. Здесь представлены и другие художники из Лейдена, чьи полотна отличаются тонким исполнением и тщательным выписыванием мельчайших деталей.
«Сквозь призму истории лучшее, что мы можем сделать в память о Рембрандте и других любимых нами художниках, это развивать интерес к их наследию во всём мире», — говорит Том Каплан, решивший опубликовать свою оцифрованную коллекцию онлайн. Совет
Он надеется, что её оценят любители искусства, в том числе студенты, коллекционеры и профессионалы области, которые увидят в этой онлайн-галерее новый ресурс для изучения творчества художников голландского золотого века.
Все картины, выложенные на сайте Лейденской коллекции, сопровождаются научными описаниями и содержат информацию о произведениях и об их авторах. Онлайн-галерея постепенно будет пополняться новым контентом, но уже позволяет просматривать шедевры голландских мастеров в высоком разрешении.
Сайт коллекции: www.theleidencollection.com/
«Аллегория веры», Хендрик Тербрюгген
«Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд со своей борзой при свечах», Годфрид Схалкен
«Аллегория слуха», «Аллегория обоняния» и «Аллегория осязания» из серии «Пять чувств», Рембрандт ван Рейн
«Девушка в красном, кормящая попугая», Франц ван Мирис
«Игроки в карты», Ян Ливенс
«Льстецы», Питер Брейгель (Младший)
«Драка картежников и Смерть», Ян Ливенс
«Караульное помещение с курящими и играющими в карты солдатами», Герард Терборх
«Золотой век», Ян Брейгель Младший и Питер Пауль Рубенс
«Молитва перед едой», Ян Стен
«Диана и её нимфы на поляне», Годфрид Схалкен
«Автопортрет», Ян Ливенс
«Аллегория живописи», Якоб Торенвлит
«Рыбак и его жена в интерьере», Квирин ван Брекеленкам
«Учёный в своём кабинете», Готфрид Кнеллер
«Жертвоприношение Ифигении», Ян Стен
«Автопортрет с магической сценой», Питер ван Лар
«Молодая женщина за виржиналом», Ян Вермер
Из: Cameralabs
Голландские художники и их история
Голландские художники внесли большую лепту в творчество мастеров, начинающих свою деятельность с XVII века и не останавливающихся до нынешнего времени. Однако влияние они имели не только на своих коллег, но и на профессионалов литературы (Валентен Пруст, Донна Тартт) и фотографии (Эллен Коой, Билл Гекас и другие).
Начало развития
В 1648 году Голландия получила независимость, однако за образование нового государства Нидерландам пришлось претерпеть акт мести со стороны Испании, уничтожившей около 10 тысяч человек во фламандском на тот момент городе Антверпене. Вследствие резни жители Фландрии эмигрировали с территорий, контролировавшихся испанской властью.
Исходя из этого, логично будет признать, что толчок к независимым голландским художникам исходил именно из фламандского творчества.
С XVII века происходят как государственные, так и художественные ответвления, что приводит к образованию двух, разграниченных по национальности школ искусств. Они имели общее происхождение, но в признаках достаточно сильно различались. Пока Фландрия оставалась под крыльями католицизма, Голландия испытывала на себе абсолютно новый расцвет, начиная с XVII столетия.
Голландская культура
В XVII веке новое государство только встало на путь своего развития, полностью разрывая связь с искусством прошедшей эпохи.
Борьба с Испанией постепенно затихала. Национальное настроение стало прослеживаться в народных кругах при отхождении от навязанного ранее властью католического вероисповедания.
Протестантское господство имело противоречивый взгляд на убранство, что привело к сокращению работ на религиозную тематику, и в дальнейшем только сыграло на руку светскому искусству.
Еще никогда до нынешнего времени настолько часто на картинах не изображали настоящую окружающую действительность. В своих работах голландские художники хотели показывать обыкновенную бытовую жизнь без прикрас, изысканных вкусов и благородства.
Светский художественный взрыв породил такие многочисленные направления как пейзаж, портрет, бытовой жанр и натюрморт (о существовании которого не знали даже самые развитые центры Италии и Франции).
Собственное видение голландских художников реализма, выражавшееся в портретных, пейзажных, интерьерных работах и картинах натюрморта, породило интерес всех слоев общества к данному мастерству.
Обратите внимание
Таким образом, голландское искусство XVII столетия прозвали “Золотым веком голландской живописи”, закрепив за ним статус самой выдающейся эпохи в живописи Нидерландов.
Важно знать: существует ошибочное мнение, что голландская школа изображала лишь посредственность человеческого бытия, но мастера тех времен нагло рушили рамки с помощью своих фантастических произведений (например, “Пейзаж с Иоанном Крестителем” Блумарта).
Голландские художники 17 века. Рембрандт
Одним из самых крупных художественных фигур Голландии принято считать Рембрандта Харменса ван Рейна. Помимо деятельности художника, он также занимался гравюрой и по праву считался мастером светотеней.
Его наследие богато индивидуальным разнообразием: портреты, жанровые сценки, натюрморты, пейзажи, а также картины на сюжеты истории, религии и мифологии.
Его умение владеть светотенью позволяло усиливать эмоциональную выразительность и одухотворенность человека.
Трудясь над портретами, он работал над мимикой человека.
В связи с душераздирающими трагичными событиями его поздние работы наполнялись тусклым, обличающим глубокие переживания людей светом, вследствие чего гениальные работы стали никому не интересны.
На тот момент в моде были внешние красоты без попыток погружений в глубину, а также натуралистичность, идущая врознь с откровенным реализмом.
Картину “Возвращение блудного сына” воочию может увидеть каждый русский любитель изобразительного искусства, так как данная работа находится в Эрмитаже города Санкт-Петербург.
Франс Хальс – великий голландский художник и крупнейший портретист, помогший ввести жанр свободного письма в отечественное искусство.
Важно
Работой, принесшей ему известность, стала картина под названием “Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия”, написанная в 1616 году.
Его портретные работы для того времени были чересчур естественны, что шло врознь с настоящим днем. Вследствие того, что художник оставался непонятым, он, как и великий Рембрандт, окончил свою жизнь в нищете. “Цыганка” (1625-1630) является одной из самых известных его работ.
Ян Стен – один из самых остроумных и веселых на первый взгляд голландских художников. Высмеивая социальные пороки, он любил прибегать к мастерству сатиры социума. Он, развлекая зрителя безобидными, смешными изображениями гуляк и дам легкого поведения, на самом деле предостерегал от подобного образа жизни.
Помимо быта, автор работал и на библейскую тематику, изображая ее с каплей юмора.
Также у художника были и более спокойные картины, например, работа “Утренний туалет”, на первый взгляд казавшаяся абсолютно невинным действом.
Но если присмотреться в детали, то можно достаточно сильно удивиться от их откровений: это и следы от чулков, ранее сдавливающих ноги, и наполненный чем-то неприличным ночью горшок, а также собака, позволяющая себе находиться прямо на подушке хозяйки.
В лучших собственных работах художник опережал своих коллег по изящно умелому сочетанию цветовых палитр и мастерству владения теней.
Иные голландские художники
В данной статье были перечислены всего лишь три ярких персоны из десятков, достойных наравне с ними стоять в одном списке:
- Знаменитый Ян Вермеер – мастер света. Одна из картин голландского художника – “Девушка с жемчужной сережкой” 1665 года является настоящим шедевром.
- Питер де Хох, шедший наряду с Вермеевым.
- Паулюс Бор, входящий в членство художеств “Перелетные птицы”.
- Герард Терборх – один из главных голландских художников.
- Рейсдал ван Якоб – ведущий живописец Нидерландов и многие другие.
Итак, в данной статье вы познакомились с голландскими художниками 17 века и их работами.
Искусство Нидерландов
Нидерланды — историческая область, занимающая часть обширной низменности на североевропейском побережье от Финского залива до пролива Ла-Манш. В настоящее время на этой территории находятся государства Нидерланды (Голландия), Бельгия и Люксембург.
После распада Римской империи Нидерланды превратились в пестрое скопление больших и малых полунезависимых государств. Наиболее значительными среди них стали герцогство Брабант, графства Фландрия и Голландия, Утрехтское епископство.
На севере страны население было в основном германское — фризы и голландцы, на юге преобладали потомки галлов и римлян — фламандцы и валлоны. Самозабвенно трудились нидерландцы с их особенным талантом «без скуки делать самые скучные вещи», как выразился французский историк Ипполит Тэн об этих людях, безраздельно преданных повседневности.
Возвышенной поэзии они не знали, но тем трепетнее чтили вещи самые простые: чистое уютное жилище, теплый очаг, скромную, но вкусную еду. Нидерландец привык смотреть на мир, как на огромный дом, в котором он призван поддерживать порядок и комфорт.
Совет
Общим для искусства Возрождения в Италии и в странах Центральной Европы является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Но эти задачи решались различно из-за различия характера культур. Для итальянских художников Ренессанса было важным обобщение и создание идеального, с точки зрения гуманизма, образа человека.
Для них важную роль играла наука – художники разрабатывали теории перспективы и учения о пропорциях. Нидерландских мастеров привлекало многообразие индивидуального облика людей и богатство природы. Они не стремятся создать обобщенный образ, а передают характерное и особенное.
Художники не используют теории перспективы и другие, а передают впечатление глубины и пространства, оптические эффекты и сложность светотеневых отношений благодаря тщательному наблюдению.
Для них характерна любовь к своему краю и удивительное внимание ко всем мелочам: к родной северной природе, к особенностям быта, к деталям интерьера, костюмов, к различию материалов и фактур… Нидерландские художники с предельной тщательностью воспроизводят мельчайшие детали и воссоздают сверкающее богатство красок.
Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой техники масляной живописи. Открытие масляной живописи приписывается Яну ван Эйку. С середины 15 века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии. Не случайно на нидерландских алтарях, являющихся отражением целой Вселенной, можно рассмотреть все, из чего она состоит, — каждую травинку и деревце в пейзаже, архитектурные детали соборов и городских домов, стежки вышитых орнаментов на одеяниях святых, а также массу других, самых мелких, деталей. Искусство XV столетия — золотой век нидерландской живописи.
Ярчайший ее представитель Ян Ван Эйк. Ок. 1400—1441.
Величайший мастер европейской живописи: открыл своим творчеством новую эпоху Раннего Возрождения в нидерландском искусстве. Был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго. Одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Крупнейшим произведением Ван Эйка стал Гентский алтарь, который он исполнил вместе со своим братом. Гентский алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих. Его высота в центральной части – 3,5 м, ширина в раскрытом виде — 5 м. На внешней стороне алтаря (когда он закрыт) изображен повседневный цикл: – в нижнем ряду изображены донаторы – горожанин Йодок Вейдт с супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, покровителей церкви и капеллы. – выше расположена сцена Благовещения, причем фигуры Богоматери и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором вырисовывается городской пейзаж. Гентский алтарь (в закрытом виде) . 1422—32. Праздничный цикл изображен на внутренней части алтаря. Когда алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит поистине ошеломляющее превращение: – размеры полиптиха увеличиваются в два раза, – картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая. – исчезают тесные и сумрачные каморки, и мир словно распахивается: просторный ландшафт загорается всеми красками палитры, яркими и свежими. Живопись праздничного цикла посвящена редкой в христианском изобразительном искусстве теме торжества преображенного мира, которое должно наступить после совершения Страшного суда, когда зло будет побеждено окончательно и на земле утвердятся правда и согласие. В верхнем ряду: – в центральной части алтаря, изображен Бог-Отец, сидящий на престоле, – слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель, – далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы, – замыкают ряд нагие фигуры Адама и Евы. Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу. – в середине луга возвышается жертвенник, на нем стоит белый Агнец, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь – ближе к зрителю находится колодец, из которого изливается живая вода. Мадонна канцлера Ролена . Около 1436. Мадонна каноника ван дер Пале . 1436. Портрет четы Арнольфини . 1434. Человек в красном головном уборе. 1433.
Иероним Босх (1450 – 1516)
Связь его искусства с народными традициями, фольклором. В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч. Произведения Босха наполнены многочисленными сценами и эпизодами, острожизненными и причудливо-фантастическими образами и деталями, полны иронии и иносказания. Творчество Босха оказало огромное влияние на развитие реалистических тенденций в нидерландской живописи XVI в. Композиция «Искушение св. Антония» — одно из самых знаменитых и загадочных произведений художника. Шедевром мастера стал триптих «Сад наслаждений», замысловатая аллегория, получившая множество различных толкований. В этот же период были написаны триптихи «Страшный суд», «Поклонение волхвов», композиции «Св. Иоанн на Патмосе», «Иоанн Креститель в пустыне». К позднему периоду творчества Босха относятся триптих «Рай и ад», композиции «Бродяга», «Несение креста». Большинство картин Босха зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие глубокий философский подтекст. К зрелому периоду творчества художника относится большой триптих «Воз сена», высоко оцененный Филиппом II Испанским. В основе алтарной композиции вероятно, лежит старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».
Искушение св. Антония. Триптих . Центральная часть Дерево, масло. 131,5 x 119 см (центр. часть), 131,5 х 53 см (створки) Национальный музей старинного искусства, Лиссабон Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Центральная часть Дерево, масло. 220 x 195 см (центр. часть), 220 х 97 см (створки) Музей Прадо, Мадрид Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Правая створка: Ад Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Левая створка: Рай Нидерландское искусство XVI в. отмечено возникновением интереса к античности и деятельности мастеров итальянского Возрождения. В начале века складывается течение, основанное на подражании итальянским образцам, получившее название «романизм» (от Roma, латинского наименования Рима).
Вершиной нидерландской живописи второй половины века стало творчество Питера Брейгеля Старшего. 1525/30—1569. Прозван Мужицким.
Он создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и местный фольклор. Сыграл огромную роль в формировании крестьянского жанра и национального пейзажа В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, реалистические детали и фантастический гротеск, интерес к подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению. Битва Масленицы и Поста . 1559. В работах Брейгеля – близость к нравоучительным представлениями средневекового народного театра. Шутовской поединок Масленицы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы. Повсюду кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить… Пословицы. 1559. Картина представляет собой своеобразную энциклопедию нидерландского фольклора. Персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей… Нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши». Нидерландское «бросать деньги в воду» означает то же, что и русское «сорить деньгами», «пускать деньги на ветер». Вся картина посвящена напрасной трате денег, сил, всей жизни – здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются черту. Вавилонская башня . 1563 На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.». И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, гл. 11). В отличие от пестрой суеты ранних работ Брейгеля, эта картина поражает зрителя своим спокойствием. Изображенная на картине башня напоминает римский амфитеатр Колизей, который художник видел в Италии, и одновременно — муравейник. На всех этажах громадного сооружения кипит неустанная работа: вращаются блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Заметно, что связь между строителями уже потеряна, вероятно, из-за начавшегося «смешения языков»: где-то строительство идет полным ходом, а где-то башня уже превратилась в руины. Несение креста . 1564 После того как Иисус был предан на распятие, солдаты взвалили на Него тяжелый крест и повели на лобное место, называемое Голгофой. По дороге они схватили Симона из Киринеи, который возвращался домой с поля, и заставили его нести крест за Иисуса. За Иисусом шло множество людей, среди них были женщины, плакавшие и рыдавшие о Нем. «Несение креста» — картина религиозная, христианская, но это уже не церковная картина. Брейгель соотносил истины Священного писания с личным опытом, размышлял над библейскими текстами, давал им свое толкование, т.е. откровенно нарушал действовавший в то время императорский указ от 1550 г, который под страхом смерти запрещал самостоятельное изучение Библии. Охотники на снегу . 1565 Брейгель создает серию пейзажей «Месяцы». «Охотники на снегу» – это декабрь-январь. Каждое время года для мастера — это, прежде всего, неповторимое состояние земли и неба. Крестьянский танец . 1568—69
Толпа крестьян, захваченная стремительным ритмом танца.