Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

Музей Прадо. Часть 1

Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

Одним из основных мотивов моей поездки в Мадрид было посещение трех художественных музеев города – Прадо, музея Тиссен-Борнемиса и музея Королевы Софии. Все они расположены недалеко от центра в так называемом Треугольнике музеев на бульваре Аль Прадо. На второй день с утра я направился в музей Прадо, выделил на это почти целый день.

В начале немного о самом музее.Королевский музей картин в Мадриде был открыт в 1819 году по повелению короля Фердинанда VII, и стал вторым художественным музеем в мире, предназначенным для широкой публики, после Лувра, открытого в 1793 году.

Музей разместили в здании, которое предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве. По месту его расположения, по испански Prado – “луг”, он позже и получил свое название. Музей несколько раз перестраивали и дополняли новыми помещениями, присоединяя соседние строения.

Фасад главного здания музея и памятник Веласкесу перед ним.
Правое крыло здания.Основу коллекции составили картины художников из Королевских собраний, хранившихся до этого в различных дворцах. Дополнялась она в дальнейшем произведениями художников различных школ стараниями представителей королевской династии Испании, в соответствие с их вкусами.

Обратите внимание

Поэтому Прадо не является энциклопедическим музеем, таким, как Лувр или Эрмитаж, где представлены практически все направления мировой живописи. Его коллекция это богатейшее собрание художников испанской школы, дополненная отдельными выдающимися произведениями художников Фландрии, Италии, Германии, Голландии, Франции.

В первую очередь, конечно, это картины Веласкеса, Эльгреко и Гойи, а также Тициана , Рубенса, Босха, Брейгеля, Мурильо , Риберы , Сурбарана , Рафаэля , Веронезе , Тинторетто и Ван Дейка.В музей я пришел к 9 часам к открытию, пока народу было еще не много. Кассы музея находятся с северной стороны основного здания.

Напротив касс установлен памятник Франциско Гойя со скульптурным воплощением его Обнаженной махи у подножия пьедестала.Стоимость полного посещения экспозиции и временной выставки – 10 евро. В это время проходила выставка пейзажей Рим: Природа и Идеал.

После осмотра основной экспозиции сил на подробный осмотр временной у меня не осталось, пробежал ее почти бегом.Вход для посетителей находится позади главного здания музея.При входе раздают план музея на различных языках, кроме русского.

На его оборотной стороне, приведены небольшие изображения основных шедевров и номера залов, где они висят, что очень удобно. Можно было взять аудиогид, но я предпочел приобрести в музейном магазине здесь же при входе за 19,5 евро великолепный путеводитель на русском языке с отличными иллюстрациями большинства картин и их подробным описанием.

Он довольно увесистый (470 страниц) и носить его с собой было трудновато.К моему великому сожалению, любая фотосъемка в залах музея запрещена. Хотя, еще пару лет назад, снимать без вспышки было можно. Поэтому моих фотографий картин здесь не будет.

Я все же решил показать для ознакомления самые значительные шедевры музея, найденные в Интернете, в основном на этом сайте. Их качество посредственное и цветопередача, которую я все же кое-где подправил в ФШ, не соответствует оригиналам, но это лучше, чем ничего.

Начнем с основных представителей испанской школы.

Диего Веласкес (1599-1660)

Его главный шедевр Менины (1656) стал визитной карточкой музея Прадо. Инфанта Маргарита в окружении прислуживающих ей девушек – менин. Слева сам художник за работой.Пряхи или миф об Арахне (1657)Распятие Христа (1632)Аполлон в кузнеце Вулкана (1630)Копья или Сдача Бреды (1635)Триумф Вакха или Пьяницы (1629)

Эль Греко (1541-1614)

Крещение Господне (1600) и Воскресение Христа (1594)

Сошествие Святого Духа (1600)Троица (1579)

Франсиско Гойя (1746-1828)

Маха обнаженная (1800)Маха одетая (1805)Семья Карла IV (1800)Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (1814)Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года (1814)Зонтик (1777)

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682)

Важно

Непорочное зачатие (ок.1678)Поклонение пастухов (1655)В следующей части покажу картины художников других стран, представленные в музее.

Продолжение

Еще о музеях Мадрида

Музей Прадо. Часть1.
Музей Прадо. Часть2.

Музей Тиссен-Борнемиса.
Музей Королевы Софии. Часть1.
Музей Королевы Софии. Часть2.

Франсиско де Гойя

Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

Франсиско де Гойя – блистательный художник и дамский угодник

30 марта 1746 года – 16 апреля 1828 года

Карьера Гойи складывалась исключительно удачно. Сначала он был создателем гобеленов для королевского двора, а затем стал членом престижной Академии в Мадриде. Гойя на протяжении долгих лет являлся главным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.

Семья Карла IV, 1800.

Любимец женщин. С его именем связывают несколько скандальных историй. В молодости Гойя совершил дерзкий налет на женский монастырь в Риме, чтобы выкрасть оттуда прекрасную итальянку. За этим последовала дуэль, в которой победил Гойя.

Ф. Гойя. Автопортрет

Его музой и покровительницей стала герцогиня Альба, мужем которой был вечно угрюмый маркиз Вильяфранка. Герцогиня была потрясающе красива. Один из современников написал о ней так: “Нет в мире более прекрасной женщины… Когда она идет по улице, все смотрят только на нее.

Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею”.

На одной из картин Гойя изобразил ее одетой во все черное. На пальцах руки у нее при этом было два кольца. На одном было написано “Гойя”, на другом “Альба”. Кроме этого, рукой она указывала на фразу, написанную на песке.

Эта фраза состояла из двух слов: “Только Гойя”.

Самыми известными и самыми загадочными являются две картины Гойя «Маха одетая» и «Маха обнаженная».

Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью.

Эти картины стали причиной вызова художника на суд инквизиции, где от мастера потребовали объяснений для кого и с какой целью они были созданы. Однако протокол допроса не сохранился.

Совет

Есть версия, что знаменитые «Махи» – месть отвергнутого художника, которому ветреная герцогиня изменила, за что он придал ее черты какой-то девице. Аристократические родственники герцогини, чтобы опровергнуть слухи, что именно Альба являлась натурщицей Гойя на этих картинах, уже в ХХ в.

вскрыли гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что ее пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда так и осталась неопроверженной.

Одетая Maхa, 1802-1805

Маха обнаженная

Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).

Какое мужество!

Графическая серия «Капричос» (исп. «фантазия», «игра воображения») из восьмидесяти офортов была создана в 1797— 1798 гг.

В ней Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость, тупость, паразитизм аристократии и т. п.

Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и продолжает оставаться в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.

«Ты, которому невмоготу»

Спящий народ таскает на себе ослов

Гойя изобразил на одном из офортов себя окружённым слетающимися совами, летучими мышами и прочими тварями. Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ».

«Капричос» моралистичны, что было свойственно эпохе Просвещения, но в них уже проступают черты реализма XIX столетия. Эта серия приобрела невероятную популярность в среде романтиков, ею восторгались и без конца её копировали.

Сон разума рождает чудовищ

В честь Гойи назван кратер на Меркурии.

Музей Прадо: Испанская школа живописи

Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

В музее Прадо находится грандиозная коллекция испанской живописи различных эпох. Здесь представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века.

В зале испанской живописи, фото Alex-Segre

Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Она охватывает период с XII века до начала XIX столетия и представляет 4800 бесценных произведений изобразительного искусства.

Обратите внимание

Галереи картин занимают три этажа и дают возможность проследить всю историю испанской школы живописи. В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо.

В филиале музея Casón del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века.

Эль Греко (1540–1614 гг.)

Эль Греко стоит особняком в ряду великих испанских художников. Он родился и долгое время жил на острове Крит, затем обучался у Тициана, а в Испанию попал только в возрасте 35 лет. Техника его живописи с характерным серым перламутром полутонов считается уникальной, и у мастера не было последователей-современников.

Эль Греко «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года

Коллекция Эль Греко в Прадо насчитывает около 30 работ. Самая известная из них – «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года, написанная в Толедо. Картина считается одним из лучших образцов портретной живописи XVI века.

Глаза изображенного на полотне неизвестного идальго притягивают, словно магнит, а жест клятвы выглядит абсолютно искренним.

Считается, что в этом портрете отчетливо проявилась способность великого художника увидеть и передать внутренний свет человека.

Эль Греко «Сошествие Святого Духа на апостолов», 1600 год

Большая часть произведений Эль Греко относится к жанру религиозной живописи и выполнена в стиле маньеризма. На полотне «Сошествие Святого Духа» 1600 года изображена Дева Мария в окружении учеников Христа и голубь, символизирующий Святой Дух. Полотно отличается динамичным развертыванием композиции снизу вверх, строится на сопоставлении оцепенелости и движения, замкнутости и беспредельности.

Эль Греко «Поклонение пастухов», 1612-1613гг.

Интересна небольшая картина «Благовещение» с Пресвятой Девой и архангелом Гавриилом, написанная на деревянной доске. Живописец начал создавать ее в Италии и закончил в 1577 г. Тема Благовещения была очень близка Эль Греко, он не раз к ней обращался и умер в тот момент, когда рисовал Богородицу.

Экспозиция творений живописца включает также относящуюся к 1580 году картину «Святая Троица», полотна «Коронование Девы Марии» 1590 года, «Крещение» 1600 года, «Святое семейство» 1604 года и другие произведения.

Веласкес (1599–1660 гг.)

Диего Веласкес «Менины» (Фрейлины), 1656

Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина, изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия.

В центре композиции – пятилетняя инфанта Маргарита, которая вместе со своей свитой находится в мастерской, где придворный художник Диего Веласкес пишет портрет ее родителей. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале.

Они внимательно смотрят на дочь, всеми силами стремящуюся продемонстрировать родителям свое умение держать себя по-королевски. Художник отчетливо передает контраст между хрупкой прелестью, живостью личика принцессы и той непростой ролью, которую она вынуждена играть соответственно высокому сану, лишившему ее детства.

Важно

Свита инфанты, включающая фрейлин, гвардадамаса, дуэнью и карликов, выписана весьма достоверно, что говорит о желании живописца подчеркнуть особенности придворного этикета.

Диего Веласкес «Триумф Вакха», 1628-1629 гг.

Среди других известных произведений Веласкеса в музее можно увидеть написанный в 1628 г.

«Триумф Вакха», где художник с изрядной долей иронии изображает юного бога вина; уникальные произведения «Поклонение волхвов» 1619 года и «Распятие Христа» 1632 года, иллюстрирующие сцены из библии; сочетающую мифологический сюжет и сцену в ковровой мастерской картину «Пряхи» 1657 года; созданное в 1635 г. полотно «Сдача Бреды» – одно из самых гениальный творений батальной живописи.

Гойя (1746–1828 гг.)

Франсиско Гойя «Распятие» 1780 года

Чтобы осмотреть коллекцию картин Гойи, понадобится много времени. Прадо представляет 135 гравюр, рисунков и картин художника. По самой крайней мере, пять из них нельзя пропустить.

Связь творчества живописца с религией наиболее отчетливо видна в картине «Распятие» 1780 года, изображающей мученическую смерть Христа. Полотно написано в строго академическом стиле, другие произведения Гойи на библейские темы гораздо менее ортодоксальны.

В восьмидесятых годах XVIII столетия художник обрел славу тонкого и в композиции, и в цвете портретиста. Подтверждение тому – созданная в 1788 г. картина «Семья герцогов Осуна». Фигуры и предметы на ней словно слегка завуалированы легкой прозрачной дымкой.

Франсиско Гойя «Маха одетая», 1797-1798гг.
Франсиско Гойя «Маха обнаженная» (1746-1828)

Красотки из простонародья (махи) были излюбленными объектами художественного внимания живописца.

Однако существует мнение, что для знаменитой пары «Маха обнаженная» и «Маха одетая», созданных в течение 1796-1798 годов, позировала герцогиня Альба, которую с мастером связывали отнюдь не художественные отношения. Но кем бы ни была натурщица, маха Гойи стала одной из самых притягательных и восхитительных женщин в мире.

Франсиско Гойя «Молочница из Бордо», 1825—1827

Картину «Молочница из Бордо» Гойя написал в последние годы жизни. На ней изображена его дальняя родственница Розарио, помогавшая ему вести хозяйство. Технику мазка и работу со светом, мягко окутывающим фигуру героини, искусствоведы рассматривают как предвосхищение импрессионизма.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV», 1800г.

Интересны картины «Перепелиная охота» 1775 года, «Бой быков» 1780 года, «Святое семейство» 1790 года, «Семья Карла IV» 1800 года, «Автопортрет» 1815 года, «Аллегория промышленности» 1806 года, а также шаблоны для фабрики гобеленов «Зеленый зонтик», «Цветочницы», «Жмурки».

Коэльо (1531–1588 гг.)

Алонсо Санчес Коэльо «Инфанта Изабель и Магдалена Руис» (1531-1588)

Санчес Коэльо был придворным художником Филиппа II, поэтому его творчество связано с августейшим семейством.

Мастер вошел в историю изобразительного искусства Испании как основатель школы аристократического портрета, а также писал картины на религиозные сюжеты.

В Прадо представлены следующие работы кисти живописца: «Обручение Святой Екатерины» 1578 года, портрет Филиппа II, относящийся к 1575 году, и написанный в 1579 году портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Рибера (1591–1652 гг.)

Хусепе де Рибера «Кающаяся Мария Магдалина» (1591-1652)

Хусепе де Рибера – живописец широкого творческого спектра. Он создавал портреты, писал картины библейской и мифологической тематик, а также причисляется к крупнейшим мастерам гравюры.

С его творчеством знакомят относящиеся к 1628 году полотна «Иксион» и «Титий или Прометей», работы «Смеющийся Демокрит» 1630 года, «Троица» 1636 года, «Мученичество Святого Филиппа» 1639 года и созданная в 1645 году картина «Кающаяся Мария Магдалина».

Сурбаран (1598–1664 гг.)

Франсиско де Сурбаран «Оборона Кадиса» (1598-1664)

Для творчества представителя севильской школы живописи Франсиско де Сурбарана характерно органичное сочетание строгого монументализма образов и композиций с теплотой цветовой гаммы, тщательностью передачи фактуры. Экспозиция работ выдающегося мастера включает полотна «Видения Святого Педро Ноласко» 1629 года, «Благословляющий Христос» 1638 года, а также написанные в 1634 году картины «Оборона Кадиса», «Подвиги Геркулеса» и «Натюрморт с четырьмя сосудами».

Мурильо (1618–1682 гг.)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой», 1650г.

Произведения еще одного представителя севильской школы Эстебана Мурильо отличаются ярко выраженными национальным характером и колористической наклонностью.

Наиболее интересными из представленных в Прадо работ мастера являются «Святое семейство с птичкой» 1650 года, «Мадонна с четками» 1655 года, «Добрый пастырь» 1660 года, «Явление Богородицы Святому Бернарду» 1660 года, портрет Николаса Омасура 1672 года.

До второй половины XVI века

Музей Прадо демонстрирует редчайшие образцы живописи XII столетия — фрагменты росписей из часовни Санта Круус де Мадеруэло и храма Сан Бауделио де Берланга.

Среди наиболее ценных картин эпохи Возрождения следует отметить работы Хуана де Фландеса «Распятие» и «Воскрешение Лазаря», а также огромную, высотой 2,2 м, картину «Святая Екатерина» кисти Фернандо Яньеса.

Время работы музея Прадо

ПН-СБ10:00 – 20:00
ВС и праздники10:00 – 19:00
6 января, 24 и 31 декабря10:00 – 14:00
1 января, 1 мая и 25 декабрязакрыто

Цена входного билета

полный€ 15,00
пенсионеры€ 7,50
дети до 18 лет и студенты до 25 летбесплатно
ПН-СБ: 18:00 – 20:00бесплатно
ВС и праздники:  17:00 – 19:00бесплатно

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Живопись франсиско гойи

Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

Живопись Франсиско Гойи

Маха и Челестина

Автопортреты Франсиско Гойи

Автопортрет в юности Автопортрет, 1795 Автопортрет, 1815 Автопортрет с доктором

Франсиско Хосе де Гойя (Goya), (1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик.

С 1760 учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса. В 1769 году Гойя отправился в Италию, в 1771 году вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко.

С 1773 года художник работал в Мадриде и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов со сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «Игра в жмурки»).

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы Понтехос»). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 – «первый живописец короля».

Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка».

Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»).

Совет

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»).

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом.

В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).

С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Мифологические картины Франсиско Гойи:

Сатурн Титан

Жизнерадостные картины Франсиско Гойи:

Пикник на берегу Манзанареса Танцы на берегу Манзанареса
The Greasy Pole (La Cucana)
Маха одетая Маха обнаженная

Картины Франсиско Гойи на религиозные сюжеты:

Чудо Святого Антония Падуанского Чудо Святого Антония Падуанского, фрагмент

Паломничество к церкви
Святого Исидора

Портреты работы Франсиско Гойи:

Хосефа Байеу-Гойя, жена художника
Мария Тереза де Валабриджа, Вашингтон Мария Тереза де Валабриджа на лошади Генерал Хосе Ребольедо де Палафокс
Дон Мануэль Осорио де Сунига
Семья короля Карла IV Семья Луи Бурбона

Другие работы Франсиско Гойи:

Фантастическое видение, 1823
Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года

Воображаемый музей: 10 выдающихся портретов, мимо которых нельзя пройти

Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

Президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова рассказала на творческом вечере в столичном клубе “Эльдар” о своем “воображаемом” музее. Вне хронологических и географических рамок она провела зрителей по виртуальной галерее выдающихся мировых портретов.

Мону Лизу (она же “Джоконда”) Леонардо да Винчи по праву можно назвать самым знаменитым портретом в мире – уже в течение пятисот лет не появилось произведения, которое хоть как-то это феноменальное лидерство могло оспорить.

В картине действительно есть магическая тайна. Очевидно, за полуулыбкой скрывается знание, известное только этой молодой женщине. Основная черта женщины на портрете – высокий интеллект. Мона Лиза знает столько же, сколько знает ее создатель. Недаром кто-то предлагал считать, что Леонардо написал самого себя.

Такие светские портреты жен часто заказывали состоятельные мужья. Но у Моны Лизы распущены волосы. Так в “Тайной вечере” у того же Леонардо причесан Христос. Это его волосы.

Я внимательно смотрела на портреты женщин эпохи Возрождения: ни у кого из них не находила так просто обрамляющих лицо волос. Все-таки какая-то прическа им была присуща.

На Джоконде ни одного украшения, просто ни единого.

В Москве открылась выставка “Палех – достояние России”

Для меня тайна Джоконды в том, что она – “любезна”, но никого к себе не пускает. Ее душа на замке. Не стоит говорить о “психологизме” этого портрета: Джоконда принципиально ничего не изливает зрителю. Я бы даже сказала так: очень трудно понять, добрый она человек или злой.

И еще в Моне Лизе – сильное чувство личной свободы. Разумеется, она жена своего мужа – торговца Франческо дель Джокондо. Но его портрет не обнаружен, зато есть ее портрет. Она заслужила увековечивания на холсте не потому, что она чья-то жена.

Обратите внимание

Она свободна и, если так можно выразиться, заполняет собой весь мир, за ней простирающийся.

Вы знаете, что Джоконда была и в ГМИИ им. Пушкина. Я видела ее без стекол, вблизи. Меня поразила моделировка ее лица, то, как оно соткано. Она казалась живой. Любой портрет Возрождения по сравнению с изображением Моны Лизы – грубая жесть. Для защиты Моны Лизы привозили специальное стекло из Украины. В Москве подходящего толстого стекла не нашли.

О том, что Джоконда будет в музее, мы узнали ровно за 18 дней до ее прибытия. И украинское стекло пришло буквально за два дня до открытия выставки. Прислали шесть стекол, и ночью мы начали монтажные работы. Представьте себе, что пять стекол разбились.

Когда осталось последнее стекло, начальник управления министерства культуры в сердцах крикнул: “Я не могу этого больше видеть!”. И ушел.

Но шестое стекло встало.

Тиран Каракалла и мадонна канцлера Ролена

Древняя Греция почти не знала портретов. Да, они появились в эпоху эллинизма, но в классическом периоде – V в. до н.э. – это вещь редкая. Афинского государственного деятеля, одного из “отцов-основателей” афинской демократии, Перикла изобразили на камне.

Древнегреческая культура вообще создала идеал человека, прекрасно развитого физически, прославляющего человеческую мощь. Ни в коем случае не старого. Среднего возраста, а еще лучше – молодого. А вот Древний Рим, напротив, потерял идеальный образ Древней Греции.

Портреты делались во множестве, и не только императоров.

До наших времен сохранился портрет Каракаллы. Солдатский император, известный своей особой жестокостью. Наказывал всех, кто хоть в малейшей степени пытался его критиковать. Все в портрете тирана – и в повороте головы, и в яростном взгляде исподлобья – грозит опасностью.

Что интересно: современные ученые нередко причисляли найденные античные портреты к творениям итальянских мастеров эпохи Возрождения – исследователей сбивал с толку несколько суровый реализм этих портретов.

Четыре “Мадонны” из музеев Италии прибыли в Москву под Рождество

В Средние века портретов не изготавливали принципиально. И для этого было две причины. Основное изображение тех лет – фреска или икона, то есть, божественный персонаж.

Кроме того, согласно Евангелию, когда Христос шел на Голгофу, ему обтерли лицо тканью, и на ней остался его лик. И уже никто из людей не смел изобразить портрет какого-то другого человека. Святой Лука же, как считается, написал портрет Богоматери.

Кто после него осмелился бы написать портрет Марии? Его можно было только повторять.

Важно

Но приближается новое время. Конечно, все портреты строятся на религиозных сюжетах, но появляется искусство с независимой композицией. В Нидерландах портретное искусство развивалось энергичнее, чем в Италии.

И здесь знаковым стало произведение голландского художника Яна ван Эйка “Мадонна канцлера Ролена”. Нередко заказчика, оплачивавшего картину, изображали в религиозной тематике.

Но такого смелого, неожиданного подхода к этой теме, как в данной картине, в истории искусства нельзя найти.

Мадонна должна была находиться в центре, а она – справа. Канцлер Ролен изображен на равных с Мадонной позициях, его фигура даже крупнее. Да, он поклоняется Мадонне, но он мужчина, и у него такой значительный вид.

Ролен запечатлен не внизу, не в ногах святой Девы – что казалось просто невероятным. Портрет гениальный. Художник владеет перспективой, объемом, формой. Он умеет изобразить пейзаж: за лоджией простирается река, вдалеке – синие клубы неба, горы.

Мы просто явственно ощущаем, что Ролен поклоняется Мадонне, но не любит ее душой. Просто совершает ритуал.

Неизвестный с серыми глазами и рота Святого Георгия

“Портрет неизвестного с серыми глазами” Тициана называют мужским вариантом “Моны Лизы” да Винчи. Пожалуй, это самый потрясающий мужской портрет в мировой живописи. Полотно не так давно было на выставке в нашем музее, года два-три назад.

Высокое Возрождение – период довольно короткий. Первые признаки его надлома появились уже где-то к 1515 году. И заканчивался он для Италии мучительно – разрушение системы городов, с запада давит Испания, с севера – Франция.

И в этом портрете середины XVI века мы видим все признаки кризиса мировосприятия итальянца, если хотите, даже ощущение одиночества. Прекрасное лицо молодого человека, на котором нет растерянности, но есть – очень много вопросов миру, в котором он живет.

Он его не совсем понимает, он разочарован. Черное одеяние мужчины сливается с темным фоном полотна.

Пять выставок, которые создадут новогоднее настроение Совет

А реформатором европейского портрета, внесшим в него непринужденность и дыхание жизни, был великий художник из Нидерландов Франс Хальс. Показательна его изумительная картина “Рота Святого Георгия”.

Рота состояла из стрелков, которые в начале XVII века изгнали испанцев, изменили общественный строй и победили в первой буржуазной революции в Нидерландах. На картине – эти достойные люди, представляющие своего рода “городскую полицию”.

Стрелки заказывали крупным художникам свои портреты, причем, нередко дрались за то, кто на каком месте будет изображен.

Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Офицеры на них в искусственных, неподвижных позах, лица не живые. Совсем по-другому у Хальса.

Художник будто застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Взгляните на капитана роты, сидящего с ножом в руке, словно он собирается отрезать кусок окорока. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.

На почетном месте под пышным балдахином старшие офицеры во главе с полковником.

Дидро и семья Карла IV

XVIII век – век Просвещения – дарит новый тип портрета. Картина французского художника Жана Оноре Фрагонара “Портрет Дени Дидро” обозначает появление человека иной формации. Живопись этого столетия – воздушная. Философа на портрете отличает внутренняя сила и динамизм.

Еще один из самых замечательных групповых портретов конца XVIII – начала XIX веков – картина Франсиско Гойи “Семья короля Карла IV”. Она изумительна по цвету, его богатство перерастает в богатство и характеристику королевских персонажей. Звезды, ордена, необыкновенные переливающиеся ткани – картина излучает роскошь. А за огромным холстом стоит сам Гойя.

Некоторые лица откровенно отталкивающие, сама королева выглядит почти карикатурно. Можно предположить, что художник писал портрет, видя их в зеркале. Вышло зазеркалье. Со всей силой человеческой комедии и сарказма. Художник ничего не приукрашивает. Гойя не принимает ни этих людей, ни их богатства. Острое – в духе уже наступившего XVIII века – произведение.

Ухо Ван Гога, издатель Воллара и поэт Мишо

Потрясающий “Автопортрет” Ван Гога с отрезанным ухом. Художник необычайно страстный, жаждущий понимания, покончивший жизнь самоубийством в 37 лет. В наши дни продаются его письма и дневники. Ван Гог – это такое кровоточащее сердце.

Он хочет добра и счастья людям, но всегда видит что-то противоположное главным человеческим категориям. Его отрезанное ухо – всплеск негодования. К нему приехал также великий художник – Гоген. И он не понял Ван Гога. И когда Гоген покинул дом друга, тот в порыве отчаяния надрезал себе ухо.

У него на картине такой пристальный взгляд, очень долгий.

В Музее Москвы открылась выставка о Доме на Набережной

В прошлом году я побывала на выставке картин Ван Гога в Париже, имевшей колоссальный успех. Называлась она “Самоубийство на фоне века”, посетило ее 700 тысяч человек. Его натюрморты, пейзажи просто сочились счастьем. Человек, который обожал мир, соприкосновения с ним не нашел.

Обратите внимание

Современный портрет – один из лучших – хранится в нашем музее. Это Пабло Пикассо, “Портрет издателя Воллара”. У нас его запрашивают непрерывно на выставки. Только во Франции полотно было четырежды. Созданный в XX веке, портрет вобрал в себя переломный момент в истории искусства, да и общества тоже.

Вот сегодня – кажется, что мир, в котором мы находимся, рушится, теряя свои прежние опоры. И Пикассо тогда отлично почувствовал то же самое. Художники – они же, как некоторые насекомые, ощущают приближающееся землетрясение. Потому великие мастера часто и опережают события.

К ним, как и к писателям и музыкантам, стоит иногда прислушиваться.

И наконец, картина французского художника Жана Дюбюффе. Портрет артиста и поэта Анри Мишо. Художник писал в стиле примитивизма, в чем-то присущего маленьким детям и душевнобольным. И его чудовище на картине сделано из подручных материалов – грязи и пыли. Что поделаешь, человеческий портрет на сегодня выглядит вот так.

Презентация по МХК по теме “Изобразительное искусство Романтизма. Франсиско Гойя”

Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК по теме “Изобразительное искусство Романтизма. Франсиско Гойя”

Выбранный для просмотра документ Изобразительное искусство Романтизма. Франсиско Гойя.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Изобразительное искусство романтизма Франсиско Гойя Учитель МХК Савчук Л.В.
2 слайд Описание слайда:

В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Т.Жерико Э.Делакруа (Франция), Ф.Гойи (Испания), Д.Тёрнера, Д.Констебла, У.Блейка (Англия), С.Щедрина, О.Кипренского, К.Брюллова и И.

Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.

Художники часто прибегают к языку намёков и символов, приглашая зрителей дорисовать в воображении всё остальное.

3 слайд Описание слайда:

Вспомним главные принципы Романтизма: Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

(неудовлетворенность действительностью, кризис идеалов классицизма, стремление уйти в мир идеальных представлений, утопические мечтания о совершенстве мира). Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.(В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире.

Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы .(В жизни Природы герой-романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика).

Экзотика дальних стран (Такой стойкий интерес к Востоку был продиктован важнейшими историческими событиями: военными походами Наполеона в Египет, войной за независимость Греции, завоеванием Алжира Францией.

4 слайд Описание слайда: Важно

Замечательную галерею портретов своих современников создал Великий испанский художник Франсиско Гойя (1746 – 1828). В них он прежде всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства, переживания.

Будучи придворным художником короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, го это не помешало ему создать глубокие и проникновенные картины. Часто емй приходилось «Заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека.

Гойя говорил: «Мир – маскарад: лицо и одежда, голос – всё подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле; каждый обманывается, и никто не узнаёт себя».
5 слайд Описание слайда:

В этом автопортрете Гойи (1815) чувствуется влияние Рембрандта.

Сам художник говорил, что, помимо Рембрандта, признает еще лишь двух художников – Веласкеса и Природу.
6 слайд Описание слайда:

Хронология Жизни Гойи 1746 Родился 30 марта в Фуэндетодосе, в Испании. 1759 Переезжает в Сарагосу. 1763 Проваливается на экзаменах в Королевскую академию Сан-Фернандо, Поступает в ученики к Франсиско Байеу.

1773 Женится, на Хосефе Байеу, сестре Франсиско Байеу. 1774 Переезжает в Мадрид и начинает работать художником на Королевской шпалерной мануфактуре Санта-Барбара. 1780 Становится членом Королевской академии Сан-Фернандо. 1785 Избран вице-директором, живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. 1786 Приглашен ко двору короля Карла III.

1788 От нового короля, Карла IV, получает титул придворного художника. 1792 Едва не умирает от странной болезни. 1795 Избран директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. 1799 Публикует серию офортов “Капричос”. 1808 Возведенный на испанский престол брат Наполеона Жозеф оставляет Гойю при своем дворе в прежней должности. 1812 Умирает Хосефа.

Сходится с Леокадией Вейсс. 1819 Переезжает, в загородный дом, (“Дом Глухого”) неподалеку от Мадрида. 1820 Начинает работать над серией офертов “Черные картины”. 1824 Не соглашаясь с политикой короля Фердинанда VII., отправляется в добровольное изгнание во Францию. 1828 Умирает во французском, городе Бордо в возрасте 82 лет.

7 слайд Описание слайда: Совет

Женитьба в 1773 году на Хосефе Байеу помогла Гойе получить признание. Немалую роль в этом сыграл ее брат, придворный живописец Франсиско Байеу.
8 слайд Описание слайда:

Этой работой художник отдал дань уважения врачу, спасшему его в 1819 году.

Персонажи заднего плана могут быть отражением кошмаров, мучивших Гойю во время болезни. После этой болезни художник навсегда потерял слух.
9 слайд Описание слайда:

Даже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи. Полностью потеряв слух в 1792г.

, он ещё пристальнее всматривается в лица своих современников и анализирует их характеры. Короли и светские красавицы, гранды и грандессы, философы и ценители искусств, поэты и учёные, простолюдины и нищие становятся героями его полотен. Он создаёт яркие образы, иногда прекрасные и чарующие, а порой зловещие и отталкивающие.

10 слайд Описание слайда:

Гойя.

Групповой портрет«Семья Карла IV»
11 слайд
12 слайд Описание слайда:

Автор серии офортов «Черные картины» (82 листа) 1810-1820 гг, в которой обвинял наполеоновское правительство в оккупации Испании и злодеяниях над народом и серии гравюр «Капричос», в которых издевательски рисует человеческие и общественные пороки.
13 слайд
14 слайд Описание слайда:

Гойя начал работать над «Капричос» в самый тяжёлый период своей жизни. Незадолго до этого он перенёс тяжёлую болезнь, лишился слуха (и всё никак не мог привыкнуть к этому состоянию), возлюбленная предала его, но эти несчастия будто обострили его внутреннее зрение. Гойя вдруг новыми глазами посмотрел вокруг и увидел жуткую бездну, в которую затягивало не только его, но и весь испанский народ. Показать открывшуюся ему истину художник мог только в своих произведениях. Работа над серией «Общечеловеческих пороков» длилась около 2 лет. Всего было создано 80 досок. Серия «Капричос» состоит их 5 частей. «Я, Франсиско Гойя, живописец, достигнув 52 лет от роду, в здравом уме и твёрдой памяти, начинаю это повествование о том, что видел, Чему был свидетелем, что испытал сам, что понял, что мне привиделось и раскрылось в этом странном мире; я открою вам истину. Смотрите и судите…»

15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд Описание слайда:

Лист из серии «Капричос» «До самой смерти», на котором он высмеивает саму королеву и ее придворных дам.
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд Описание слайда:

Махи – свободные женщины, не придерживающиеся общепринятых правил и всегда готовые на новую любовную интригу. Они были излюбленным образом Гойи. Но эта картина, как считают некоторые исследователи, несет и символический смысл. Он в том, что прекрасная свободолюбивая Испания живет между решеткой тюрьмы и лапами слабеющей на глазах инквизиции. «Махи на балконе»
23 слайд Описание слайда:

Вместе с полотном “Маха обнаженная” эта картина составляет своеобразный диптих. По общему мнению, позировала для обеих картин герцогиня Алъба, бывшая возлюбленная художника. Все здесь проникнуто ароматом тайны и скрытой чувственности.
24 слайд Описание слайда: Обратите внимание

Вторая картина, где позирует возлюбленная художника герцогиня Альба в образе махи. Гойя не маскирует ее ни в образе Венеры, ни в образе Богини весны Майи. Он рисует прекрасную земную женщину, которая гордится своей красотой и наслаждается любовью. Черный фон как символ тайны и запретности.
25 слайд Описание слайда:

1 2 3 4 9 8 7 6 5 10 11 12 13
26 слайд Описание слайда:

Ответы на тест №1 – Э.Мане «На балконе» №2 –Ф.Гойя «Махи на балконе» №3 – К.Коровин «Испанки на балконе» №4 – Ренуар «В ложе» №5 – Ф.Гойя «Герцогиня Альба» №6 – М.Нестеров «Амазонка» №7 – Э.Мане. «Лола из Валенсии» №8 – Ф.Гойя «Герцогиня Альба» №9 – Ярошенко «Курсистка» №10 – Э.Мане «Олимпия» №11 – Ф.Гойя «Обнаженная маха» № 12 – Тициан «Венера» №13 – Веласкес «Венера с зеркалом»
27 слайд
28 слайд Описание слайда:

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (1814). Прадо, Мадрид. 2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было жестоко подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками. Сразу же вслед за этим французские власти провели массовые казни повстанцев – они продолжались всю ночь и весь следующий день. После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две большие картины, которые, по мысли заказчика, должны были “увековечить посредством живописи героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы”. Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству – это связано, скорее всего, с тем, что художник написал их в слишком оригинальной манере. От него требовали героических фигур и патетических жестов, а он по-человечески страстно проклинал ужасы войны. Особенно зримо это проявилось в картине “Расстрел повстанцев”, сегодня считающейся непревзойденным шедевром. Хотя сам Гойя не был свидетелем казни, но атмосферу страшного насилия над человеческой природой ему великолепно удалось передать.
29 слайд
30 слайд Описание слайда:

Гойя. Групповой портрет«Семья Карла IV»
31 слайд Описание слайда:

Семья короля Карла IV (1800-01). Прадо, Мадрид Этот грандиозный групповой портрет королевской семьи Гойя написал уже в качестве Первого придворного художника. Парадные одеяния тут лишь подчеркивают пустоту облаченных в них титулованных лиц, что дало повод трактовать эту картину как сатиру. Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением. В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. Остальные члены семьи разделены на две группы. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость, здесь можно обнаружить и “оживляющие” его детали. Так, например, стоящая справа инфанта Мария-Луиза-Жозефина нежно прижимает к себе грудного младенца – своего сына. Парадный портрет семьи Карла IV первоначально планировалось повесить в королевском дворце в Мадриде, где он должен был освещаться свечами. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Лишь сам художник едва различим. Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых); все женщины – в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения в технике импасто, переливаются дополнительными блестками. Издалека может показаться, что художник занят по преимуществу чертами лиц и фактурой ткани, но при близком рассмотрении обнаруживается виртуозная работа кистью. Быстрые, летящие мазки контрастируют, соседствуя, с густыми мазками и пятнами краски. Готовясь к этой работе, Гойя написал десять портретных этюдов членов королевской семьи.
32 слайд Описание слайда:

В 1819 году художник решил навсегда покинуть Мадрид и купил загородное поместье с двухэтажным домом. Своё новое жилище он украсил жуткими росписями. Образы, существующие в глубинах подсознания художника, вырвались на свободу и обрели самостоятельную жизнь. Страшно представить себе внутренний мир человека, живущего в таком окружении… Последние годы жизни Гойи прошли во Франции, куда он перебрался опасаясь недовольства короля Фердинанда. Несмотря на преклонный возраст, глухоту и слабость, он всё ещё полон жажды жизни, умудрялся путешествовать, продолжал рисовать, занимался литографией. Дни свои Гойя закончил в Бордо в возрасте 82 лет. Прах художника был перевезён на родину и захоронен в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, для которой он когда –то выполнял чудесные фрески.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Франсиско Гойя

Гойя “семья карла iv”. женщина без лица. – все о живописи

?

Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2012-07-19 17:00:00 Николай Подосокорский
philologist
2012-07-19 17:00:00 Categories:

  • искусство
  • путешествия
  • Cancel

Оригинал взят у bolivar_s в Франсиско Гойя.
 “Автопортрет Гойи ” 1815 Прадо, Мадрид

Художник, которого люблю не только за путь живописца – но и мыслителя.

 “Махи на балконе”                                                                                                                                                                           

 “Le parasol” (Зонтик) 1777                                                                                                                                                            
   “El pelele boceto”                                                                                                                                                                           
  “Слепой гитарист”                                                                                                                                                                            
 “Жмурки”                                                                                                                                                                                           

 “Праздник сардинки”                                                                                                                                                                       
 “Сбор винограда” 1786                                                                                                                                                                   

  “Powder Factory in the Sierra”                                                                                                                                                        
” Весна ”                                                                                                                                                                                                 
“Молодая маха”                                                                                                                                                                                 

  “Странствующие циркачи”                                                                                                                                                            
  “Портрет семьи короля Карла IV” 1800 Прадо , Мадрид                                                                                                   
 “Продавец посуды из Валенсии” (картон для гобелена) 1779                                                                                           
  “Paseo Andalucia”                                                                                                                                                                              
 “Маркиза де Понтехос” 1786                                                                                                                                                          

   “Портрет герцогини Альбы” 1797                                                                                                                                                 
 “Портрет герцогини Альбы”                                                                                                                                                            
 “Portrait of Mariano Goya”                                                                                                                                                                   

 “Женщина с веером”                                                                                                                                                                         
  “Портрет Изабеллы Кобос де Порсель” 1806                                                                                                                          
  “Прошлое и настоящее” 1819                                                                                                                                                        
“Капричос” первый лист                                                                                                                                                                   

  “Распятый Христос”                                                                                                                                                                              
 “Автопортрет”                                                                                                                                                                                       
 “Saturno devorando a sus hijos”                                                                                                                                                     
   “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года” 1814 Прадо, Мадрид                                                                           
“2 мая 1808 Пуэрта дель Соль”                                                                                                                                                     

  “Портрет Марианны Вальдштейн”                                                                                                                                               
 ” La aguadora”(Девушка с кувшином) ок. 1812                                                                                                                              
 “Tribunal”                                                                                                                                                                                             
 “Forge”                                                                                                                                                                                                
“Sabasa y Garcia”                                                                                                                                                                                 
 “due vecchi che mangiano” 1820-23                                                                                                                                             
 “Портрет жены художника “

Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828),

испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – “первый живописец короля”. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”.

Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе – Прадо, Мадрид)

 “Лампа дьявола” 1798 Национальная галерея, Лондон                                                                                                       
 “Шабаш ведьм” 1798 Музей Лазаро, Мадрид                                                                                                                              
 “Маха одетая” 1798 – 1805, Прадо, Мадрид                                                                                                                                
  “МАХА обнажённая” 1800, Музей Прадо, Мадрид                                                                                                                      
   ” Портрет актрисы Антониа Зарате” 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург                                                                         
 Зонтик” 1777, Прадо, Мадрид

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид).

Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе –около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).

” Мария Луиза Кавальо” maria-luisa-cavallo                                                                                                                               
  ” Неравный брак”                                                                                                                                                                            
 “Чудо св. Антония Падуанского 1798 фреска в куполе собора святого Антония”                                                          

  “St. Francis Borgia изгоняет демонов из умирающего” 1788                                                                                                     

   “Точильщик” (El Afilador)                                                                                                                                                                   

 “Портрет Фердинанда VII”                                                                                                                                                                
  ” Портрет министра юстиции Испании Хосе Антонио Маркеса,
друга художника”

  “Pedro Romero” 1795-98                                                                                                                                                                   
  “La tirana”                                                                                                                                                                                                 

   “Don Bartolomeo Sureda ” 1805                                                                                                                                                       
   “Колосс” ок. 1811                                                                                                                                                                               

  “Portrait of Narciss Baraniana de Goycoechea”                                                                                                                             
 “Фердинанд Гиймарде, французский посол в Испании” 1798-1800                                                                                   
 “Святой Георгий”                                                                                                                                                                                 

“Коррида в селе” 1801-1809                                                                                                                                                         

“Тавромахия ”                                                                                                                                                                                       
    “Don Ramon Satue”                                                                                                                                                                           

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *