Голубые танцовщицы дега. 5 невероятных фактов о картине – все о живописи
Table of Contents
История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега
?
Вадим Алешин (vakin) wrote,
2017-09-07 18:48:00 Вадим Алешин
vakin
2017-09-07 18:48:00 Category: Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность – Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897Бумага, пастель. 65 × 65 см
Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад
Кликабельно – 2124px × 2073px
СюжетЧетыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.
Эдгар Дега. Урок танцев (1873−1875)Масло, холст, 85 × 75 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника.
Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования.
Обратите внимание
Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.
Эдгар Дега. Абсент, 1876Масло, холст, 92 × 68 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку.
Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.
Автопортрет, 1854−1855Масло, холст,81,3 × 64,5 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находился в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.
Источники – Википедия и Дилетант
Голубые танцовщицы. Описание картины Эдгар Дега
Мир балетного искусства и театрального закулисья были одной из основных тем французского экспрессиониста Эдгара Дега.
Будучи противником академических рисунков в студии, где модели располагали в каноничные формы и изображали только в определенных позах, Дега предпочитал необычные ракурсы, случайно увиденные сюжеты и укрупненные планы.
В его картинах много подловленных моментов и естественных движений. Также, художник не признавал работу на природе, где свет рассеивается, и освещение постоянно меняется. Дега предпочитал атмосферу кафе, оперы и балета.
В отличии от многих поклонников балетного искусства, Эдгар на страдал фетишизмом и не фиксировал свои симпатии на прима-балеринах, изображая их в самых выгодных изящных позах.
Художник часто проникал за кулисы и наблюдал репетиции танцовщиц, их приготовления перед выходом на сцену. Его интересовали не только полные грациозности выступления на сцене, сколько простые рабочие моменты. Даже в этих сюжетах он видел много жизненности и естественности.
Именно такой сюжет и запечатлен на его самой известной картине «Голубые танцовщицы», написанной в поздний период творчества, когда самый знаменитый импрессионист практически ослеп.
Четыре девушки одели свои голубые балетные пачки и в ожидании своего выхода на сцену делают последние приготовления. Они поправляют свои волосы, уложенные в одинаковые прически, и проверяют все ли в порядке с феерически-прекрасными голубыми одеждами. Одна из девушек держится за опору и смотрит вниз – вероятно, чтобы проверить надежность балетных туфелек.
Важно
Очарование этому сюжету придает сиеминутность, которая вот-вот исчезнет. Девушки встрепенутся, выстроятся в ряд, замрут в одинаковых позах и выйдут на сцену радовать своей красотой, грацией и женственностью восторженного зрителя и голубые тона засияют под лампами театра еще более яркими цветами.
Но даже сейчас они предстают перед взором зрителя, опосредованно через изобретательность и фантазию художника, как волшебные магические создания, которые творят ускользающую красоту в нашей быстротечной жизни.
Чарующие голубые оттенки картины, выполненные крупными мазками, придают особое очарование сюжету.
Живая атмосфера и невероятная точность в описании танцовщиц, строгая выдержанность и легкая асимметричность композиции, динамичный сюжет и непредвзятость момента, активное взаимодействие персонажей с пространством и правдивость в передаче остановившегося мгновения принесла заслуженную славу Эдгару Дега, стиль которого остается неповторимым и во многом новаторским для его времени.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Балерины Эдгара Дега
Одним из самых сильных недоумений моего отрочества был портрет Авдотьи Истоминой. У Пушкина сказано, что Истомина «летит, как пух из уст Эола», и от того она мне представлялась женщиной с конституцией Екатерины Максимовой.
Однако с гравюры Гордана смотрела некрасивая пухлощекая женщина с пышным бюстом и браслетами на нетонких предплечьях.
(Справедливости ради скажем, что гораздо позже мне на глаза попалась и фотография Максимовой в юности, однозначно свидетельствовавшая: всем известная кукольно-детская конституция артистки — плод особого многолетнего труда). Так рождалось понимание: балет может быть разным.
К тому же выводу приводят нас балерины Эдгара Дега. Надо сказать, в его картинах сошлись воедино несколько факторов, крайне благодатных для наблюдений и рассуждений.
Во-первых, Дега можно назвать, пожалуй, самым бесстрастным из импрессионистов. Передача впечатления, которой его собратья по цеху достигали широкими небрежными мазками и цветовыми пятнами, у Дега достигалась иным — выбором сюжета и композиции. Иногда его картины похожи на моментальный снимок фотоаппарата: прачки зевают…
Гладильщицы. 1884 г. Музей Орсе, Париж.
…сцена видна прямо из-под руки дамы, сидящей в ложе, или же немного сверху — как раз с того места Парижской Оперы, на которое у художника был двадцатилетний абонемент.
Звезда балета. 1876—1878 гг. Музей Орсе, Париж.
Иногда в углу картины оказываются части женских фигур, как если бы неопытный фотограф плохо отрезал кадр.
Балетная школа. Около 1879-1880 гг. Галерея искусства Коркоран, Вашингтон
Но в линиях и позах автор этих как бы случайных картинок, всю жизнь боровшийся с постепенно ухудшающимся зрением и собственным перфекционизмом (который многие из его знакомых принимали за дурной характер), был точен и выверен. Каждая фигура, каждый абрис плеча и локтя на его работах рождались из сотен набросков и принимали окончательный вид, когда художник понимал — иначе нельзя.
А еще — само искусство балета ко временам Дега постепенно приобретало знакомые нам черты. Станок, танцкласс и экзерсисы — не столь бесконечные и акробатически сложные, каких требуют современные постановки, но все же. И, конечно, танцовщицы — мещаночки с парижских улиц, временами не блиставшие ни красотой, ни статью, которые на сцене становились королевами.
Совет
Надо ли говорить, что своих моделей Дега не щадил. «В кадр» у него то и дело попадали то чья-то широкая спина, то совсем не изящно вывернутые ноги в пуантах, выражение лиц, далекое от возвышенного, неклассические профили танцовщиц.
Урок танцев. 1873—1875 гг. Музей Орсе, Париж.
На сцене вся эта некрасивость и простота чуть приглушалась нарядными костюмами, особо выставленным светом и благородством поз.
Голубые танцовщицы. 1897 г. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Но, будучи — по роли — изящны и красивы, даже на поздних картинах художника, где его проблемы со зрением особенно ощутимы, танцовщицы Дега не становились ни бестелесны, ни эфемерны. И тут, пожалуй, кроется главное, в чем художник разошелся с классическим балетом и в то же время иногда потрясающе с ним сходился.
Дело в том, что, по сути своей, классический балет несколько безличен и асексуален. На сцену в нем выходит не танцовщица, а танцовщица в роли. И если в фольклорном танце, например, во фламенко, — перед нами будет личность женщины, ее страсть, и ее судьба, то в «Умирающем лебеде» мы увидим не женщину, а птицу.
Пластика балерины годами искусственно оттачивается так, что красота человеческого тела сочетается в ее танце с почти нечеловеческими манерой ступать, растяжкой и гибкостью. Пожалуй, на балерин можно смотреть, как на античные статуи — идеальные образцы человеческого тела, абстрактные примеры красоты и пластики, которых никогда не существовало в реальности.
Но именно так — целомудренно и отстраненно — Дега умел смотреть на своих моделей даже вне сцены.
Ванная. 1885-1886 гг. Музей Хиллстеда, Фамингтон (Коннектикут).
Эдгар Дега. Балетная тема
Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра.
К этому располагала среда, из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.
Репетиция на сцене
Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет.
«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей.
Обратите внимание
Ренуару, например, было близко радостное ощущение бытия, ощущение почти физиологическое, вызывающее в памяти догомеровскую Грецию; то ощущение, которое не знает моральных срывов и больных вопросов современности и которое всегда побеждает в радостном усилии самоутверждения.
Но они были далеки друг от друга, и Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины — порой горькие и безрадостные.
Например, в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции.
На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям…
Танцевалбный класс
Настоящая сцена представляет перерыв во время урока танцев, когда разрешается отдохнуть. В центре зала для репетиций стоит уже не молодой балетмейстер Жюль Перро, опираясь на свою палку. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.
Седовласый Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке, которая четко видна в раме дверного проема позади нее. Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают прекрасный эффект реальности сцены.
Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.
Эдгар Дега стремился ощутить пульс городской цивилизации и ее ритм, лишенный всякой праздничности, вместо отдыха он передавал монотонность профессионального труда. По количеству картин важнейшее место в творчестве художника как раз и занимает «балетный» цикл. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.
Танцовщицы на поклонах
Важно
Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар.
Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной.
И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.
Балет времен Эдгара Дега — это балет-феерия, спектакль удивительных превращений, когда на глазах у публики возникали и исчезали страны света, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права.
Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы.
Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца.
Балетная школа
Балетные картины Дега — это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.
Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.
Совет
С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем инкогнито — все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.
В «Голубых танцовщицах» Эдгар Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения.
Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные.
Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях…
Завершающий арабеск
redov.ru›kulturologija/100_velikih_kartin_s_…
“Маленькая танцовщица” Дега – одна из трех или четырех самых известных скульптур современности. Наравне с “Поцелуем” и “Мыслителем” Родена, а также, возможно, статуей Свободы Бартольди.
В 1881 году художник Эдгар Дега продемонстрировал свое новое творение – восковую скульптуру “Четырнадцатилетняя танцовщица”. Когда она впервые была показана на выставке, зрители пришли в ужас. Со временем восприятие изменилось. Сегодня это одно из самых любимых скульптурных произведенийЭто единственная вещь, которую художник выставлял при жизни.
Работая над скульптурой, мастер решал творческую задачу, объявленную его современниками непосильной: как превратить несовершенное формирующееся тело девочки-подростка в шедевр? Говорят, когда скульптура была готова, Дега был в целом доволен работой, если бы не одно «но»: ему не нравилось то место, где ноги «крепились» к туловищу. Тогда Дега принял удивительное для конца XIX века решение – надел на скульптуру юбку.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
«Голубые танцовщицы» Дега: история картины
Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем, используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений.
Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению.
Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.
Сюжет
Обратите внимание
Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.
Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.
Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.
К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа.
Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком.Важно
Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п.
Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.
Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от копии.
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многие из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.
После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через торговых агентов.
Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.
Картина Голубые танцовщицы и другие произведения Эдгара Дега
Эдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Картина “Голубые танцовщицы” стала одним из самых значимых его произведений.
Нет никого, кто бы стал оспаривать тот факт, что Дега – один из величайших и самых талантливых живописцев своего века.
Его творческая деятельность оказала немалое воздействие не только на импрессионизм и живопись Франции, но и на мировое искусство и культуру.
Краткая биография
Художник Э. Дега, кисти которого принадлежит картина “Голубые танцовщицы, родился 19 июля 1834 года в столице Франции – Париже. Его семья была аристократического происхождения. Его отец был управляющим крупного банковского отделения во Франции, основанного в свое время дедом художника в Италии.
Со временем семья Дега перебралась в Италию, боясь за свою жизнь, потому что во Франции началась Великая революция. Именно в Италии был основан их банк. После того как опасность миновала, они вернулись на родину.
Творческий путь
Склонность к рисованию и живописи начала проявляться у Эдгара еще в раннем детстве. И хотя в юном возрасте он был вынужден изучать юриспруденцию, к этой науке он никогда не питал интереса. Благодаря наличию денег у его семьи, он мог посвятить себя живописи, не боясь остаться на мели. В возрасте 20 лет Эдгар становится учеником живописца Ламота.
В молодости он очень желал завоевать авторитет и уважение у коллег и поклонников искусства, поэтому для него было очень важно, чтобы его работы выставлялись в Салоне. Для этого он писал картины на серьезные исторические темы. Среди наиболее известных картин того периода: “Семирамида закладывает город” (1861 г.), “Бедствия Орлеана” (1865 г.
) и “Александр и Буцефал” (1861-1862 гг.).
Немного позднее он отправился в путешествие по Италии, где создал групповой портрет семьи Беллели. Здесь он пробыл несколько месяцев.
Совет
Художник не только вдохновлялся красотами этой чудесной страны, ее лазурными морскими берегами, яркими красками и теплыми, солнечными днями, но в большей степени его интересовали полотна великих творцов итальянского Ренессанса.
В его творческой карьере насчитывается огромное количество произведений. Однако ранние, доимпрессионистические картины пользуются несколько меньшим интересом у ценителей искусства.
Знакомство с импрессионистами
Ни одно из вышеописанных произведений не имеет ничего общего с импрессионизмом, поэтому очень сильно отличается по стилю и технике картина “Голубые танцовщицы”. Дега познакомился с Эдуардом Мане в 1861 году.
Это была крепкая дружба до конца жизни. Именно Мане познакомил Дега с другими представителями направления в живописи, которое впоследствии было названо импрессионизмом.
Художников объединяли сходные взгляды в живописи, они оба были полностью поглощены этим течением.
Герой нашей статьи очень увлекся новым стилем, поэтому стал творить в основном в соответствии с его принципами. Картина “Голубые танцовщицы” Эдгара Дега тоже относится к импрессионистическому стилю, хотя в ней уже можно найти некоторые отличительные черты. Она, скорее, относится к позднему импрессионизму. Работа была создана в 1897 году.
Э. Дега “Голубые танцовщицы”: описание картины
Стилевые особенности картины в первую очередь связаны с тем, что полотно относится к позднему периоду творчества живописца. Его зрение в то время стало сильно ухудшаться в силу возраста, поэтому он начал использовать более крупные мазки, все меньше внимания уделяя мелким деталям.
На картине “Голубые танцовщицы” изображены четыре девушки в голубых платьях, которые готовятся к исполнению танца. Эту работу многие любители искусства считают настоящим шедевром. Особенно высоко ценится ее неповторимая, нежная и мягкая цветовая гамма.
Особую ценность картина “Голубые танцовщицы” представляет для россиян, потому что хранится ее оригинал в Москве, в Музее искусств имени Александра Сергеевича Пушкина. Это один из выдающихся экспонатов музея.
Вклад в искусство
Простое описание картины “Голубые танцовщицы” не способно в полной мере передать всю красоту и великолепие этого произведения. Даже иллюстрация и репродукция этого не сможет. Лишь вживую можно насладиться всей магией этого гениального полотна.
Вклад Э. Дега в мировое искусство и культуру, безусловно, огромен. Помимо картины “Голубые танцовщицы”, в его творческой копилке есть еще очень большое количество великих произведений, которые хранятся в самых именитых музеях и галереях мира или в частных коллекциях. Большинство его картин уже распродано и давно сосредоточено в руках арт-организаций и крупных меценатов.
Сегодня многие его произведения оцениваются очень высоко. На арт-аукционах картины Дега продаются за сотни, а то и миллионы долларов США. А его имя навечно вписано в анналы истории, как одного из лучших живописцев XIX века. А для французов он настоящий национальный герой, они гордятся тем, что он является их соотечественником.
Заключение
Творчество художников-импрессионистов сегодня ценится очень высоко. К ним относится и Э. Дега. “Голубые танцовщицы” – картина, которая по праву считается одной из важнейших в его жизни.
Хотя среди его полотен многие считаются настоящими шедеврами живописи. Имя художника известно во всем мире. Даже у людей, далеких от искусства, его имя на слуху.
Его картины изучают в школах на уроках мировой художественной культуры. (МХК).
Каждое произведение Дега интересно по-своему, но картина “Голубые танцовщицы” выделяется даже среди всех его творений. Это по-настоящему великое произведение, которое было гордостью для самого художника, а сейчас является достоянием постоянной экспозиции Музея искусств в Москве.
Кого любил Эдгар Дега, не знает никто
Эдгар Дега. Автопортрет. 1854–1855 гг.
Бывают встречи, которые останавливают привычное течение жизни и меняют её русло.
В 1861 году Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, и перед ним открываются новые горизонты творчества. Мане в то время возглавлял неформальную группу художников, получившую название Батиньольской. Многие её участники впоследствии стали известны как художникиимпрессионисты.
В этом кругу Дега быстро приобрёл авторитет благодаря таланту, тонкой культуре и своеобразному, сочетавшемуся с резкостью обаянию. Членов кружка объединяло неприятие академического салонного духа и интерес к современности.
Однако стремление импрессионистов работать на открытом воздухе Дега не принял. Он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание, и предпочитал работать в студии. К тому же не принимал размытость линий импрессионистов.
Обратите внимание
Его стиль был иным – прекрасный рисунок, точность изображения. Картины Дега – «уловленные мгновения», и именно это роднит его с импрессионистами.
Так же как и другие художники этого направления, он воспринимал мир как вечное движение.
Но если Мане с собратьями создавали его образ из движения воздуха, света, смены времён года и пейзажей, то основной темой Дега стало движение человеческого тела. Мир Дега – это мир цирка, оперы, кафешантана, ипподрома и главное – театра.
Французская Опера и её балетная труппа, изображение повседневных сценок из жизни балерин, мгновения их триумфа – вот что составит львиную долю славы этого художника.
Непонятно как, но Дега удалось выразить дух балета, причём даже того балета, который при его жизни уже не существовал.
Дега очень часто посещал Оперу, он присутствовал не только на представлениях, но и на репетициях, был своим человеком за кулисами. Однако ни одна из звёзд балета того времени не завоевала его сердца.
К слову сказать, что и звёзд-то на французской сцене в эпоху империи Наполеона Третьего было немного, центр развития балета к тому времени переместился в Санкт-Петербург, мирового уровня балерины выступали в столице Российской империи.
Но он черпал дух своего балета из великого прошлого.
«Картины Дега уникальны, – писал о художнике исследователь Фурнье. – Это мостик между ушедшей эпохой романтизма и временем натурализма, в котором жил он сам».
Балетные сценки Дега стали невероятно популярны среди современников. Они ярки, грациозны и красивы без сентиментальности. До Дега художники либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета в поклоне перед публикой.
«Он пишет на удивление легко, – рассказывал Эдмон Гонкур, посетивший мастерскую Дега. – На полотне всё белое и розовое, женское тело в батисте и газе.
Важно
И очень забавно смотреть, как сам он, стоя на носках, с занесёнными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».
Э. Дега. Уроки танца. 1884–1886 гг.
Будучи человеком наблюдательным, Дега подмечал разные театральные мелочи и обязательно вносил их в свои работы, создавая эффект реальности происходящего.
Движение руки сидящей в ложе дамы, профиль её случайного соседа, забытый кем-то бинокль на кресле в партере – у него для всего находилось подходящее место на полотне.
Хрупкие фигурки балерин в голубом, розовом, зелёном, белом одеяниях предстают перед зрителями то в полумраке танцевальных залов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.
Вход воспрещён
Между тем Дега вёл довольно замкнутый образ жизни, правда, некоторые события фиксировал в дневнике, и именно из этого источника исследователи его творчества черпают информацию о нём.
Однако дневники скупы, Дега был скрытен и самые сокровенные мысли не доверял никому – ни друзьям, ни бумаге.
Вокруг художника ещё при жизни сформировалась атмосфера таинственности, о нём ходило много слухов, которые он сам искусно подогревал, подхлёстывая популярность.
Тот факт, что Дега никогда не был женат и историкам не известна ни одна дама, которую можно было бы назвать его более или менее серьёзным увлечением, заставлял современников подозревать художника то в гомосексуализме, то в пристрастии к эротомании. Его обвиняли и в том, что он соблазняет юных нимф кордебалета, прежде чем изобразить их на полотне.
Однако вопреки всем слухам и россказням не сохранилось никаких свидетельств о его стремлении к физической близости с танцовщицами и танцовщиками балета или с натурщицами. Даже самые близкие друзья не знали, есть ли у Дега любовница. И эта тайна не давала и не даёт покоя любителям не искусства, а сплетен.
Совет
Появились даже исследователи, которые без всяких доказательств считают его вуайеристом, получавшим наслаждение от разглядывания женского тела, а не от реальной близости. Другие с учёным видом предполагают, что он обращался к проституткам, но делал это тайно.
ХХ век, помешавшись на фрейдистских мотивах и комплексах, сладострастно, но без всякого успеха изучал жизнь Дега, но так и не нашёл тайной двери в его сокровенный мир.
И в ХХI веке дверь остаётся закрытой. Совершенно ясно одно, мир живописи Дега – это сияющий, печальный, хрупкий, созданный им мир, который он всячески оберегал от реальной жизни, от вторжения посторонних людей и грязных чувств.
Все помыслы художника были сосредоточены на искусстве. Назойливое внимание окружающих, даже близких людей, раздражало его, заставляло держаться насторожённо и особняком. Его творчество питали отголоски былой славы и ушедшие со сцены образы.
Более всего – великая Эмилия Бигготини, звезда балета времён Наполеона Бонапарта.
Эмилия Бигготини прославилась тем, что помимо признанного таланта обладала смелым, дерзким нравом и нередко сопровождала в походах своего возлюбленного, наполеоновского генерала Дюрока.
Она выступала на бивуаке перед солдатами под звуки «Марсельезы», изображая балетные па на полковом барабане, и заслуженно считалась одним из символов эпохи. После гибели Дюрока балерина ушла со сцены, вела замкнутый образ жизни. Однако слава её во Франции не угасала.
Когда Дега обратился к балетной теме, Бигготини была ещё жива. И есть основания полагать, что Дега навещал её в поместье, подаренном ей некогда всемогущим императором.
Это платоническое увлечение угасающей дивой, сохранившей величественный дух ушедшей эпохи, побудило Дега создать целый цикл картин, показывающих танцовщиц балета в самых разнообразных ситуациях.
Обратите внимание
Исследователи отмечают, что фактически все фигуры балерин, изображённых Дега, безличны, точнее, они все похожи одна на другую лицом, фигурой, и только движения их наполнены глубинным смыслом и вдохновением.
Э. Дега. Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане. 1873 г.
Он и сам причислял себя к чудакам
А ещё он любил парижские кафешантаны. Был завсегдатаем этих элегантных заведений, ставших во второй половине ХIХ века любимым местом отдыха парижан.
Кафешантаны были весьма разнообразны, они встречались повсюду – на Монмартре, на Страсбургском бульваре, на Елисейских Полях.
Особенно привлекательны были те, что открывались летом на свежем воздухе в садах, иллюминированных белыми газовыми шарами.
Дега, предпочитавший искусственный свет, сразу уловил важность и оригинальность газовой подсветки. Она как бы создавала отдельный мир, отстранённый от естественного, подобно сцене в лучах софитов, отгороженной от зрителей в театре.
Демократичность кафешантанов, непредсказуемость жизни, царящей в них, притягивала Дега. Там можно было встретить кого угодно. Эксцентриков, чревовещателей, патриотов, крестьянок, буржуазных сентиментальных дамочек, эпилептиков, фокусников.
Дега наблюдал за ними, улавливая акценты их поведения и перенося потом их образы на полотна. Он и сам причислял себя к подобным чудакам. Маленький, в круглой широкополой шляпе, с насмешливо-грустным взглядом, он сочетал в себе сдержанность и вспыльчивость, не терпел суеты и шума и в то же время постоянно стремился в гущу жизни.
Друзья отзывались о Дега как о человеке прямом, частенько позволяющем себе вспышки гнева. И не без экстравагантных странностей, конечно. Так, однажды художнику взбрело в голову поставить посередине мастерской ванну, и частенько, лёжа в мыльной пене, он разглядывал неоконченные произведения, продумывая сюжеты.
Важно
Поэт Поль Верлен, наведываясь в гости, наблюдал за Дега и отмечал его природные способности клоуна и мимического актёра.
В 1870 году началась франко-прусская война. Как и многие художники его круга, Дега записался в армию добровольцем. Он служил в пехоте и артиллерии, получил ранение, в результате которого пострадал правый глаз. Это стало началом трагедии Дега. Развившаяся болезнь в конце жизни привела его к полной слепоте.
После окончания войны для Дега наступили трудные времена. Умер его отец, оставив большие долги. Его братья, получившие в наследство брокерскую контору дяди в Новом Орлеане, вследствие неудачных сделок разорились. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долгов из денег, доставшихся ему в наследство от отца, но этого оказалось недостаточно.
Художнику пришлось продать дом, коллекцию картин старых мастеров, собранную отцом, а также задуматься о продаже собственных работ. Ему помогло то, что он участвовал практически во всех выставках импрессионистов и имел репутацию талантливого мастера. Продажа картин по высоким ценам помогла Эдгару преодолеть финансовый кризис и даже оказать поддержку братьям.
Э. Дега. Туалет. 1884–1886 гг.
Пожар красок
В это время Дега создаёт ряд больших работ – таких, как «Хлопковая контора», появившаяся после поездки к родственникам в Новый Орлеан, и «Площадь Согласия», по сути, сделавшая революцию в жанре портрета. В этой работе окружение главного персонажа имеет не меньшую ценность и значимость, чем сам герой портрета.
Картины приносят успех, Дега становится знаменитым, умело распоряжается своим влиянием, выставляется только в избранных залах, что обеспечивает ему интерес респектабельных художественных журналов Парижа. Он тщательно планирует стратегию на торгах и даже делит свои произведения на коммерческие и художественные.
Первые характеризовались прежде всего высокой степенью отделки, вторые были явно авангардными. К Дега тянется молодёжь – Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек, Жорж Сёра становятся завсегдатаями его кружка.
Их привлекает необычная манера художника, а также его виртуозность в использовании материалов и, в частности, хрупкой пастели.
Совет
Дега увлёкся этой техникой в зрелом возрасте, использовал её в сочетании с монотипией, литографией и гуашью. Высот, которых достиг здесь Дега, не удалось достичь никому ни до, ни после. Манера художника отличалась удивительной свободой.
Он накладывал пастель смелыми ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью.
Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушёвывать кистью или пальцами.
Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные в той же технике. Иногда приходилось сшивать вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.
В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение на сцене.
Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски, и кистью наносил на холст. Так появились, например, его знаменитые «Голубые танцовщицы».
«Работы Дега, выполненные пастелью, – это пожар красок, обрамляющих величественные формы, – писал американский историк искусства Д. Гамильтон. – Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству».
Э. Дега. Площадь Согласия. 1875 г.
Жизнь на ощупь
Последние годы жизни Дега были драматичны. Он катастрофически терял зрение, и даже работа с пастелью, не требующая большого напряжения глаз, стала для него слишком сложной. Он больше не доверяет своим глазам и обращается к скульптуре.
Что ж с того, что в скульптуре он повторяет образы своих картин – танцовщицы, жокеи, циркачи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, лишь немногие скульптуры он доводил до конца. Не признавая камень и металл, мастер делал скульптуры из мягких материалов, часто из воска и глины, в конце жизни практически на ощупь.
Обратите внимание
Он добивался того же результата, что и в живописи, – пластического выражения мгновенного движения, остроты и неожиданности позы. Благодаря поддержке приятеля, скульптора Бартоломе, Дега создал большое количество восковых фигур танцовщиков и лошадей.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», он так и не выставил.
Он жил один в холостяцкой квартире, заполненной нагромождением роскошных и пыльных холстов, каких-то вещей и редких ковров. Смерть увела многих его приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей.
Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, с горечью засвидетельствовал, что почти ослепший художник мог рисовать только углём и в этом находил радость. Его картины продавались по баснословным ценам, имя гремело по всему миру, но для него это не значило ничего.
Он умер 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет.
Кстати. Дега всегда хотел стать знаменитым и незаметным, а потому просил не произносить траурных речей во время его похорон, разве что сказать самую простую фразу. Похороны прошли скромно. Прощаясь, художник Форейн сказал: «Он, как и я, очень любил рисовать». После смерти Дега в его мастерской нашли около семидесяти статуэток, наследники перевели их в бронзу.
Виктория Дьякова
Эдгар дега – биография знаменитости, личная жизнь, дети – СelebrityBook
20.03.2019
Эдгар Дега (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Содержание
Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством.
В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра.
Начиная с 1854 года в течение пяти лет молодой живописец неоднократно ездил в Италию, где делал зарисовки с античной скульптуры, в Италии он познакомился с салонными французскими художниками Леоном Бонна и Густавом Моро.
Творчество Дега
Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.
С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам, композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.
Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.
Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным.
Дега изучал современные биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки — вот те сферы, в которых все подчинено движению. Замечательные «Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.
Верховая прогулкаДве тансовщицыЛошади на лугу
В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.
Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения.
Важно
Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей».
Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.
Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.
В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.
Интересные факты из жизни художника
Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.
Как и Моне, Дега писал свои полотна почти вслепую: у художника в течение 20 лет прогрессировала дегенерация желтого пятна. В результате, работая над полотнами, он видел собственные картины совершенно не в том виде, в котором их видели окружающие. Один из французских критиков назвал поздние работы Дега «трагическим свидетельством борьбы художника со своим недугом».
Все картины Дега отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс.
При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть.
Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени.
Дега был не только живописцем, но еще скульптором и, что еще более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал — только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега — это мимолетные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века
Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины.
Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки. Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.
Библиография
- Зернов Б. А. Дега. М., Л.: Советский художник, 1965.
- Эдгар Дега // Художественная галерея, 4/2004, DeAgostini.
- Костеневич А. Г. Эдгар Дега. Площадь согласия. Заметки о картине. СПб.
: Государственный Эрмитаж, 2012. — 152 с., ил. — (Возрождённые шедевры). 1000 экз.
, ISBN 978-5-93572-474-0
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , impres-paint.
ru, vk.com
Эдгар Дега: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Эдгар Дега: жизнь и творчество художника
5 (100%) 2 голос(ов)
Краткая биография Эдгара Дега
>> Все биографии >> Художники из Франции
Дега Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.
Эдгар Дега родился в старинной банкирской семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д. Энгра. Но в 1856 г. неожиданно для всех Э.
Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А. Мантенья и П. Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Вернувшись в Париж, Э.
Совет
Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (“Спартанские девушки вызывают на состязание юношей”, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.
В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.
Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (“Мисс Лала в цирке Фернандо”, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (“Оркестр Оперы”, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; “Две танцовщицы на сцене”, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; “Абсент”, 1876, Музей Орсэ, Париж). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (“Кафешантан в “Амбассадёр”, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; “Певица с перчаткой”, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Эдгар Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал “Портрет в хлопковой конторе” (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.
Вернувшись во Францию, Э.
Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Эдуарда Мане, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Эдгар Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.
Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.
Обратите внимание
Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (“Танцевальный класс”, 1873-1875; “Танцовщица на сцене”, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж; “Танцовщицы на репетиции”, 1879, МГИИ, Москва; “Голубые танцовщицы”, 1890, Музей Орсэ, Париж). Та же отстраненность наблюдается у Э.
Дега и в изображении обнаженной натуры. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела.
Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (“Чтение письма”, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; “Гладильщицы”, Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.
В середине 1880-х гг. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (“После ванны”, 1885, частное собрание).
Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.
В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.
Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом.
Важно
Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (“Скаковые лошади перед трибуной”, 1869-1872; “На скачках”, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж; “Жокеи перед скачками”, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).
В личной жизни Эдгар Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.
Эдгар Дега: галерея картин, биография художника
Будущий художник родился в семье парижского банкира, художественное образование получил в Школе изящных искусств, в классе ученика Энгра—Ламотта.
Энгр был кумиром молодого Дега, его пленяли и энгровское несравненное владение линией, и парадоксально сочетавшаяся с «классицизмом» острота вйдения действительности, проникающая зоркость взгляда.
В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на «исторические» — в традиционно-академическом понимании—темы («Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей», «Семирамида закладывает город» и др.).
Однако академическими в этих работах являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю.
В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Энгровская гладкость письма сочеталась здесь с более современной живописной манерой, близкой Э.
Мане. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в «Женщине с хризантемами» (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой…
Совет
1860—1870-е годы — во многом переломные для французской культуры XIX века. Стремление к современности художественного языка, поиски новых средств выразительности пронизывали в это время поэзию Бодлера, романы Флобера, Золя и Гонкуров, живопись Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других молодых художников, вошедших вскоре в историю искусства под именем импрессионистов.
Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Он посещает кафе Гербуа и «Новые Афины»—место постоянных встреч Мане и его друзей, принимает участие в большинстве выставок импрессионистов.