Каково значение искусства в жизни человека?

Что такое искусство: определение

Слово «искусство» произошло от старославянского искоусъ — опыт, испытание. И это довольно точно передает определение слова искусства. Художники делятся с нами своим эмпирическим опытом, скульпторы передают духовные переживания. Словари дают сразу несколько определений слова «искусство».

ИСКУ́ССТВО, искусства, ср.

  1. толькоед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.
  2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и  искусства.
  3. толькоед. Система приемов и методов в какой—нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Говорить о себе — тонкое искусство, я не обладаю им.» МаксимГорький.
  4. толькоед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела.
  • Из любви к искусству (делать что—нибудь; разг. шутл.) — без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935—1940.

зачем нужно искусство
Это творческая деятельность, которая позволяет человеку реализовывать свой внутренний мир. Творить можно с помощью звуков, танцев, рисунков, слов, цветов, различных природных материалов и так далее. Искусство – это одна из множества форм сознания разумных существ. Возникает оно благодаря творчеству конкретных индивидов, которые затрагивают темы, интересные не только автору, но и другим людям. Многие спрашивают: «Нужно ли искусство человеку?» Ответ определенно положительный, ведь это способ познания мира. Наука тоже является одним из видов приобретения знаний из окружающей действительности. Искусством может быть:

  • Ремесло. Любой вид деятельности человека считается творческим процессом. Мастерство в какой-то области: швейное дело, вышивка бисером, создание мебели и так далее считается искусством. Ведь человек старается передать свое видение мира в действительность.
  • Культурная деятельность. Люди всегда стремились к чему-то прекрасному. Создавая что-то хорошее, человек подчеркивает свою любовь и миролюбивость.
  • Любые выразительные формы. С развитием общества и эстетического познания, искусством можно называть абсолютно любую деятельность, которая с помощью особых средств выражает какой-то смысл.

Этот термин достаточно широк. Если его трактовать в масштабе всего человеческого общества, то это особое средство для познания или отражений окружающего мира, духовности и сознания индивида. Практически нет человека, который не смог бы дать ему объяснение.

Прислушайтесь к своему внутреннему миру и определите, чем является для вас искусство. Ведь ценно оно как для конкретного автора, так и для всех людей в целом. За время существования человечества уже было создано очень много художественных произведений, которыми можно любоваться и которые смогут вас вдохновить на собственные творческие идеи.

Искусство как часть культуры

Суть художественной культуры заключается в том, что создатель (профессионал, любитель, ремесленник) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает его зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме , Художественная культура охватывает все население. Итак, многие в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают заниматься этим всю жизнь. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в области художественной деятельности, веками сохранялось как имеющее высшую ценность для общества и является искусством. Искусство – это часть художественной культуры, ее вершина.

В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуя что-то третье, они не просто связаны, как в сферах материального и духовного производства, но взаимно идентифицированы: например, стол как утилитарный, материальный объект может быть сделан из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить деревянную «Рабочую и колхозную девочку» В. Мухиной или бетонный собор Михаила Архангела в Нижегородском кремле. Эта духовная и материальная целостность, недифференциация, также называется артистизмом. Это мышление в материале, через цвет, слово, звук, движение. Содержание, содержащееся в произведении искусства, не может быть передано без потерь с помощью другого типа искусства или просто «пересказано» другим способом.

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности отражает общую природу культуры (скажем, примитивной, средневековой и т. д.), в которой оно создано , к которому он принадлежит и который он представляет собой как единое целое. Искусство имеет структуру, сходную с культурой, поскольку оно образно показывает, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет нам понять общую природу соответствующих культур.

Слово «искусство» неоднозначно. Как художественное творчество, оно отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (мастерство, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Скорее, это было бы названо искусством художественной деятельностью, и что является ее результатом – работа.

Искусство имеет творческий характер. Творчество – это инициативная духовная деятельность людей и их групп во имя сохранения и укрепления существующих ценностей, а главное во имя их обогащения. Творчество присутствует практически во всех видах человеческой деятельности – вплоть до повседневного общения. Но творческие импульсы и способности людей в сферах общественно-значимой деятельности наиболее полно реализованы: научный, производственный, государственно-политический, философский и, конечно, художественный. Не случайно искусство обычно называют искусством.

Разнообразие видов искусства

Определение признаков искусства и его роли в жизни людей вызвало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Было объявлено «подражание природе» и «создание свободной формы»; «воспроизведение реальности» – и «самопознание Абсолюта», «самовыражение художника» – и «язык чувств»; особый вид игры – и особый вид молитвы.

Такие различия объясняются многими причинами: различием в философских позициях теоретиков, их идеологическими установками, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, литература или архитектура, классицизм или реализм) и, наконец, объективной сложностью структура самого искусства.

В отличие от науки, языка и других форм специальной социальной деятельности, предназначенной для удовлетворения различных потребностей людей, искусство оказалось необходимым для человечества как способ целостного общественного воспитания личности, его эмоционального и интеллектуального развития, его ознакомления с коллективным опытом. накопленный человечеством, с вековой мудростью, с конкретными социально-историческими интересами, стремлениями, идеалами.

Но для того, чтобы сыграть эту роль в качестве мощного инструмента социализации личности, искусство должно быть похоже на реальную человеческую жизнь, то есть оно должно воссоздавать (моделировать) жизнь в ее реальной целостности и структурной сложности. Он должен «удваивать» реальную жизнь человека, быть его воображаемым продолжением и дополнением, и тем самым расширять жизненный опыт человека, позволяя ей «прожить» много иллюзорных «жизней» в «мирах», созданных писателями, музыкантами , художники и пр.

В то же время искусство кажется одновременно похожим на реальную жизнь и столь же отличным от него – вымышленным, иллюзорным, как игра воображения, как создание человеческих рук. В то же время произведение искусства пробуждает самые глубокие чувства, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое удовольствие, возникающее в результате его восприятия именно как произведения искусства, как модели жизни человека.

Искусство как особый социальный феномен представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сочетанием познавательных, оценочных, творческих (духовно и материально) и знаково-коммуникативных лиц (или подсистем). Благодаря этому он действует как средство общения между людьми, а также как инструмент их просвещения, обогащения их познаний о мире и о себе и как способ обучения человека на основе определенной системы ценностей. и как источник высоких эстетических радостей.

Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними, есть танец и пантомима (искусство движения тела), а также режиссура производства – искусство создания цепочки мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь, Материальным носителем изображения являются чередующиеся во времени пространственные композиции.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика – пространственное искусство. Все они работают с объемными пластиковыми материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются по символическому характеру.

Архитектурное искусство (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображает; художественный образ строится в них нефигуративно. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным способом.

Виды и функции искусства.

Скульптура, живопись и графика – это изобразительное искусство, в котором на изображении строится принцип создания художественной формы (с использованием линий, цветных пятен, объема и т. д.). Важно: они изображают не впечатления от предметов (таких как литература), а сходства самих предметов в их видимом существе.

Архитектура в большей степени, чем другие виды искусства, связана с утилитарными формами человеческой деятельности. Определение сущности архитектуры хорошо известно: сила, полезность и красота. Эта истина остается непоколебимой по сей день.

Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого являются объемными, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора была признана актом творения, похожим на библейский. В работах скульптора мысль не противоречит материалу, порождая образ как созданную пространственную реальность.

Живопись – одна из основных и древнейших форм изобразительного искусства. Он получил наиболее полное развитие с распространением техники масляной живописи (XV век). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, шире. Она не ограничивается только художественным изображением живых существ, в ее силах передать практически любое явление, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть масштабную битву, закат над озером и взор, полный радости.

Роль искусства в обществе

Графика всех видов изобразительного искусства является самой парадоксальной. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. Мы встречаем литературные произведения на каждом шагу (книги, плакаты, газеты, объявления, упаковки и т. д.) но в то же время это самое популярное из элитных произведений искусства, поскольку очень немногие специалисты понимают графику, понимают ее и знают, как ценить это.

Обычно, говоря о графике, они указывают, что это искусство черно-белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать, что в некоторых книгах есть яркие, многоцветные иллюстрации.

Временное искусство в системе художественной культуры – литература и музыка, те виды искусства, произведения которых разворачиваются во времени.

Искусство слова почти всемогуще в своих изобразительных и выразительных способностях, в то время как живопись и музыка в одностороннем порядке отражают видимый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения между людьми, литература представляется наиболее простой и доступной формой искусства.

Слово не исчерпывает образ, оно служит лишь материальной основой, за которой скрывается вербально-образный смысл. Используя это слово, вы можете воссоздать не только визуально воспринимаемую реальность, но и то, что доступно для других органов чувств – слуха, осязания, обоняния. Используя слово, можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три вида: эпический, лирический и драматический.

Музыка – это форма искусства, которая отражает реальность и воздействует на человека посредством осмысленных и специально организованных исследований звука. Музыка – это особый вид звуковой активности людей. С другими разновидностями, такими как речь, его объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и контроля их поведения.

Помимо перечисленных видов искусства, в системе художественной культуры есть и зрелищные виды искусства. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и сцена. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но в то же время он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, изменяется. Существующие в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представляются публике, ориентируясь на зрительное восприятие, что позволяет их называть зрелищными искусствами.

Зрелищное искусство носит синтетический характер. Они сочетают в себе как противоположные, так и сходные по своим характеристикам искусства. Так, например, театр сочетает в себе искусство слов и пантомимы на сцене; Кроме того, выступление на сцене окружено и поддерживается архитектурой, музыкой и живописью.

Существует три вида искусства:

  1. пространственные: живопись, архитектура, скульптура, графика;
  2. временные: литературные произведения, музыка
  3. пространственно-временные: танец, кинематограф, телеискусство, цирк.

К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.танец

История появления искусства

Первобытное искусство

По одной из теорий, впервые человек начал заниматься творчеством во время первобытного общества. Тому свидетели – наскальные надписи. Это были первые массовые виды искусства. Наносились они в основном для практического применения. Около 40 тысяч лет назад искусство стало независимым способом для познания мира. Представлялось оно различными обрядами, музыкальными композициями, хореографией, нательными украшениями, изображениями на скалах, деревьях и шкурах убитых животных.

В первобытном мире искусство выполняло функцию передачи информации. Люди не могли общаться при помощи языка, поэтому они передавали информацию посредством творчества. Поэтому искусство для народа тех времен было неотъемлемой частью существования. Для нанесения изображений использовались предметы из окружающего мира и различные цвета из них.

Психология искусства

К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам.

В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.

Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.

Psihologiya-iskusstva

Искусство в жизни человека

Переоценить значение искусства невозможно. Дать точное оп­ределение — трудно, так многообразны его проявления, так сложно и доступно оно одновременно. Но очевидно одно: без искусства не существует никакое общество, а жизнь человека без искусства — бедна и неинтересна.

Роль и место искусства в жизни общества не остаются неизмен­ными.

Одни эпохи живут искусством, например, Античность, Ренес­санс. В другие — жизнь общества определяет религия — Средневе­ковье. В нашей стране, в силу своеобразия ее исторического развития, искусство всегда играло огромную роль и было вырази­телем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых. Через искусство люди осмысливали свое бытие, в нем искали и находили ответы на самые насущные вопросы жизни. С ним спорили, его героям подражали, им жили.

Однако в последние годы, когда появилась возможность открыто выражать свои взгляды, а политический диктат отошел в историю, общественное звучание искусства уменьшилось. Искусство переста­ло быть единственной трибуной для выражения общественного мнения. Не было оно ею и в странах с развитой демократией. Учитывая это, некоторые теоретики и общественные деятели стали утверждать, что искусство сыграло свою историческую роль и что за ним остается только гнедонистическая функция и узко понима­емая эстетическая: давать людям отдых, развлечение и любование красивым. Поток развлекательной литературы и телевизионных сериалов о «красивой жизни» как бы подтверждают это. Но если бы природа искусства сводилась только к этим его функциям, вряд ли бы человечество смогло достичь тех духовных, нравственных, эстетических высот, обрести тонкость чувств, душевность и отзыв­чивость, которые присущи подлинной человечности.

«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому при­ближает нас мощная рука творчества»,— отметил русский писатель В.М. Гаршин.

Иногда, и не редко, прочитанное или увиденное художественное произведение оказывает огромное влияние на поведение человека и даже определяет всю его жизнь.

«Многое определил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протя­гивала руку — и руки, не страшась суда,— то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепан­ной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.

И если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества»,— скажет Марина Цветаева

«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это — выразитель и тол­кователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, что стремится вперед к свету. Хочет быть лучше, совершеннее»,— утверждал русский скульптор XIX в. Марк Антокольский.

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскры­вает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание»,— определяет назначение искусства фран­цузский скульптор Огюст Роден.

Но это высокое свое назначение, ради которого и было челове­ком создано, сохранено и развито искусство, оно выполняет только тогда, когда не превращается в простое развлечение.

И так как по логике своего исторического развития человечество не может продлить свое существование без взаимопонимания (а потребность в этом все возрастает), без общения людей, без стрем­ления осмыслить жизнь, понять других и прежде всего — самого себя, без радости сотворчества и творчества, без восхищения и восторга красотой, то потребность в искусстве, а следовательно, и само искусство будет существовать, пока есть люди на Земле. И общение с ним делает каждого человека душевно тоньше, духовно богаче. Надо только понять природу искусства и его высокое назначение, научиться любить искусство и уважать его творцов.

Искусство выполняет ряд функций, различные исследователи насчитывают их от десяти до двадцати. И, тем не менее, наиболее важной, специфической функцией искусства является искусство, которое заключается в его способности к интегрально конкретному чувственному отражению жизни и интегральному влиянию на духовный мир человека. Искусство – это прежде всего эстетическое явление. Его сфера деятельности – создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия красоты.

Искусство напрямую связано с созданием, накоплением, передачей ценностей, ценностей не материальных, а духовных. Ценность – это нечто с положительным значением. Это может быть реально существующий объект или метафизический принцип, мыслимый и воображаемый.

Ценности играют роль ориентиров в жизни людей. Ценности исторически нестабильны. Например, в европейской древности красота, соразмерность, истина почитались как высшие благословения, в христианском мире – вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства вечных ценностей, поэтому искусство воспитывает нашу мораль. Он ориентирован и ориентирован на них, постигает и освещает реальность по отношению к ним. Художественные ценности – могут оказывать огромное влияние на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, которые необходимы каждому из нас для полноценного духовного существа, для успешной деятельности людей в разных областях.

Духовное мастерство произведений искусства является одной из самых высоких человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник очень одарен такой необходимостью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического в жизни каждого человека и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции способны приобретать масштабы и обозначать определенные взлеты духа, звездных мгновений в истории человечества.

Благодаря эстетическому опыту укрепляется единство людей с хорошими и универсальными жизненными принципами. Эстетические эмоции дают человеку возможность обрести духовную свободу. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласованию чувственных и духовных сил.

Влияние искусства на человека

Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.

Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.

Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.

Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.

Источники

  • https://www.pravmir.ru/chto-takoe-iskusstvo/
  • https://natalibrilenova.ru/rol-iskusstva-v-obschestve/
  • https://FB.ru/article/398502/zachem-nujno-iskusstvo-chto-takoe-nastoyaschee-iskusstvo-rol-i-znachenie-iskusstva-v-jizni-cheloveka
  • https://dizzwizz.ru/obschestvo/iskusstvo-v-zhizni-cheloveka.html
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/rol-iskusstva-v-zhizni.html

[свернуть]

Читайте также: