Грачи прилетели. почему пейзаж саврасова стал культовым – все о живописи
Table of Contents
Художник Алексей Саврасов. Почему автор знаменитой картины «Грачи прилетели» закончил свои дни в полной нищете?
Алексей Саврасов, родившийся 12 (24 по н.с.) мая 1830 года в небогатой московской купеческой семье, с детства увлекся рисованием. Он самоучкой освоил живопись акварелью и гуашью, пробовал писать маслом. Стремление юноши «учиться на художника» вызвало решительное сопротивление отца, видевшего в Алексее продолжателя семейного торгового дела.
Обострившиеся отношения с отцом даже заставили Алексея бросить учебу в Московском училище живописи и ваяния, в которое он с большим трудом поступил в 1844 году. Продолжить учебу он смог только в 1848 году, благодаря помощи преподавателя училища Карла Ивановича Рабуса, взявшего его в свой пейзажный класс, и, как ни странно, московского обер-полицмейстера генерал-майора Ивана Дмитриевича Лужина, оказавшего покровительство талантливому юноше. Кстати, генерал и позднее продолжал опекать Саврасова, а в летнее время приглашал его в свое имение, где молодым художником было написано не мало интересных работ.
Несколько лет, проведенных вне стен училища, когда Саврасов, хоть и урывками, занимался самостоятельно, не прошли даром. Алексей практически сразу же выделился среди товарищей по учебе не по годам зрелым отношением к живописи и несомненным талантом. На него обратили внимание и меценаты, которых всегда хватало в Москве, выделив в 1849 году средства для поездки Саврасова на Украину, откуда Алексей Кондратьевич привез несколько хороших картин и массу этюдов.Обратите внимание
Украинские работы Саврасова, показанные на училищной выставке, были с интересом приняты зрителями и, что для юного художника чрезвычайно важно, благожелательно отмечены критиками. На следующий год Саврасов окончил училище, получив звание художника за картины «Камень в лесу у Разлива» и «Вид Московского Кремля при лунном освещении». На выставках стали появляться его новые работы, о которых преподаватель училища Николай Александрович Рамазанов так отозвался в журнале «Москвитянин»: «Пейзажи г. Саврасова… дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».
На молодого пейзажиста обратили внимание и представителей императорской семьи. Президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна, приобретя в 1854 году одну из его картин, пригласила художника пожить в ее загородном дворце под Ораниенбаумом, чтобы отобразить самобытную местную природу. Здесь Саврасовым был написан цикл картин, за который Совет Академии художеств присвоил ему звание академика, что было для того времени событием весьма редким. Дело в том, что высокое звание получил живописец, не являвшийся выпускником академии, которому всего-то было 24 года.
Естественно, что творчество художника, к которому проявляли внимание члены императорской семьи, оказалось востребованным, его картины охотно покупали. В 1857 году, после смерти Рабуса, Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. В этот же год он женился на Софье Герц, с братьями которой был хорошо знаком.
Несмотря на педагогическую и общественную деятельность Саврасов продолжал много писать, его картины стали выставляться не только в России, но и за границей. Он и сам в шестидесятые годы нашел возможность дважды побывать в Европе, посетив крупнейшие галереи и художественные музеи ряда стран, познакомившись с молодыми художниками, которые, как и он, искали новые пути в живописном отображении природы.
Стоит отметить, что Саврасов оказался талантливым педагогом, его учениками были Лев Каменев, Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины, Михаил Нестеров, Сергей Светославский, ставшие впоследствии знаменитыми художниками. Игорь Грабарь, которого со многими учениками Саврасова связывала тесная дружба, так описывал творческую атмосферу в мастерской Алексея Кондратьевича: «Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля».
Видимо, Саврасов и сам заражался задором своих учеников. В 60−70 годы им написано много прекрасных работ. Наиболее известной из них стала «Грачи прилетели», первые этюды к которой художник написал в деревне Молвитино на родине легендарного Ивана Сусанина. В конце 1871 года картина была представлена на первой выставке Товарищества передвижников, среди соучредителей которого был и Саврасов. Небольшая по размерам, всего 62×48,5 см, она не затерялась среди работ других пейзажистов. А сразу же вызвала интерес и собратьев по живописи, и зрителей. Иван Николаевич Крамской так отозвался об этой картине: «Пейзаж Саврасова „Грачи прилетели“ есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».
Трудно поверить, что столь оптимистичную картину художник писал в год, когда у него умерла дочь и тяжело заболела жена. Тяжелые переживания художник старался глушить изматывающей работой. Казалось, что это ему удается, под его кистью рождались лиричные, наполненные светом и воздухом полотна, восхищавшие современников. Но в душе живописца назревал надлом, проявившийся уже во второй половине 70-х годов. Художник стал реже выставляться, в его работах становилось все меньше вдохновения. Саврасов все чаще стал прибегать к традиционному русскому средству глушить тоску, что сказалось не только на творчестве, но и на семейной жизни.
Ситуация усугубилась в 1882 году, когда Саврасов был уволен из училища и лишился казенной квартиры. Жена от художника ушла, а он стал все ниже и ниже опускаться на дно. Саврасов пытался бороться с судьбой, у него появилась гражданская жена, родилось двое детей. К сожалению, победить пагубную привычку он уже не смог. Но не зря на Руси говорят, что талант не пропьешь. В минуты просветлений он продолжал писать.Важно
Естественно, что большинство картин в это время создавались Алексеем Кондратьевичем не по вдохновению, а для заработка. Но и в них чувствовалась рука мастера. 1894 году архитектор Александр Померанцев, отправивший в Академию художеств докладную записку с просьбой оказать помощь остро нуждающемуся Саврасову, отмечал: «Не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти … бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках».
“Грачи прилетели”. Где была написана картина?
Картина: Грачи прилетели
Автор: Алексей Кондратьевич Саврасов
Дата создания: 1971 год
Место экспонирования: Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10, зал 18)
Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина – тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину.
Вариант картины. А. Саврасов. «Весна. Грачи прилетели». 1872 год, частное собрание
Картина представляет собой довольно обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна.
Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но эта заурядность кажущаяся. Во-первых, из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.
Саврасов А.К.
Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки весны – огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне.
А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность.
Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым.
Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.
Церковь в селе Сусанино в Костромской области
Изображенное место
Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.
Памятная табличка в селе Сусанино
Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.
В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Павла Третьякова) заказ на исполнение “рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге”, Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, “тихую и сосредоточенную” жизнь в старинном живописном приволжском городе.
А.К. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель 1880-ые. Астраханская картинная галерея. Астрахань
Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.
Совет
И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания “врачующего простора”, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине “Грачи прилетели”. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.
Итоговый вариант картины. “Грачи прилетели”. А.К.Саврасов. Третьяковская галерея
Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях обусловили продолжение работы в “глубинке” и поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино, где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.
Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород
Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере.
Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.
В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.
А. Саврасов. Набросок к картине. «Пейзаж с церковью и колокольней». Начало 1870-х. Третьяковская галерея
Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его “Грачей..
”, стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших.
Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.
Тема: картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», приход весны, возвращение первых птиц.
1. Короткое сочинение
Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». На нем нарисованы первые прилетевшие птицы весны – грачи.
Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега.
Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.
Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
Обратите внимание
На заднем плане раскинулось тающее, с проталинами и сырым снегом, черное поле. По потускневшему небу, изображенному художником, плывут весенние облака. Скорее всего, автор писал картину в тот момент, когда небо было хмурым и пасмурным, и именно эту мрачность неба он и передал в своей работе.
Мое мнение о работе художника: картина очень хорошая, она написана от души и поэтому очень мне понравилась.
2. Второе сочинение по картине «Грачи прилетели»
Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. Это полотно – один из шедевров художественного искусства не только в России, но и во всем мире.
Автор картины изобразил на ней один из обыкновенных весенних дней. В этом дне очень ощутим приход весны – снег почти растаял, и прилетели одни из первых птиц весны – грачи.
Хотя в работе художника и доминирует серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны. В этот период года природа оживает, а вместе с ней оживают деревья и цветы, просыпаются насекомые, солнце начинает светить дольше, ярче и теплее. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.
На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.
Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.
Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее.
На втором плане изображена деревня, влажные от растаявшего снега дома которой будто тоже оживают после длительного зимнего сна. Также на втором плане мы видим старую часовню.
Важно
Судить о ее возрасте можно по кое-где отпавшей штукатурке и по кирпичной кладке. За деревней виднеется поле, идущее далеко вдаль и сливающееся с линией горизонта. Это поле является кормильцем для всех жителей деревни.
Скоро крестьяне начнут его обрабатывать.
https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-savrasova-grachi-prileteli – uchim.org
Небо, изображенное на картине – особенное. Оно уже не имеет тех серых кучевых, характерных для зимы облаков, которые роняли белые пушистые снежинки на замерзшую землю. Все чаще оно становится более глубоким, облака из серых превращаются в белые, и на их фоне отчетливо видны прилетевшие грачи.
Эта картина известного художника Алексея Саврасова, несмотря на ее серые и мрачные краски, понравилась мне своим весенним, теплым, ласковым настроением.
3. Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас.
Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно.
Такое случается, если люди, уставшие от долгого ношения зимней одежды, выходя на улицу, вдруг замечают, что теплые одежды им больше не понадобятся, ведь с приходом весны каждый новый день становится приветливее и теплее.
Пейзаж, изображенный на картине довольно прост, обыден и неказист. Природа еще не совсем отошла от зимнего сна и не успела преобразиться, она только-только пробуждается. Вначале можно подумать, что на картине изображены теплые дни зимы. Но, внимательно присмотревшись в умело преподнесенные детали, понимаешь, что это весна.
Передний план картины открывает нашему взору талый, рыхлый, почти серый снег, не мерцающий на свету из-за своей тусклости. Также мы видим оголенные, искривленные и поломанные березы. Вдалеке раскинулось черное поле. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.
На самом же деле эта обыденность мнимая. Прежде всего, потому, что за березами виднеется привычная для деревень средней полосы России церковь с колокольней. Эта церковь расположена в Костромской области, и до сих пор находится на том же месте, где видел ее автор картины. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.
Также, приглядевшись, мы увидим первые признаки приближающейся весны – проталину, наполненную водой и лучи солнца, как бы бросающие свет на полотно откуда-то извне.
Совет
Более того – мы видим воздух, который невозможно нарисовать, и довольно сложно, но можно изобразить.
Художник Алексей Саврасов известен своим мастерством и умением передавать воздух, приносящий в его картины дыхание, чувство, полноту. Картина наполнена и дышит свежим, теплым воздухом весны.
И основная деталь, подтверждающая наши выводы о приближении весны – грачи. Эти птицы облепили ветки деревьев, вернувшись в свои гнезда, которые оставили осенью. Как известно, грачи – птицы перелетные, и раз они вернулись, то это, безо всяких сомнений, означает, что началась весна.
Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Сюжет
Где-то в российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся из теплых краев грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов.
«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе спокойствием задевают, по выражению Ивана Крамского, «душевные нервы». И здесь при всем оптимизме полотна, при всем свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность, при которой хочется бахнуть стакан да затянуть песнь.
Микола Гнисюк «Грачи прилетели», 1964
Контекст
«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте». Так наставлял художник своих учеников и отправлял на пленэры в Сокольники. Саврасов и сам любил писать в Подмосковье.
Но в начале 1870-х на фоне разгоревшегося конфликта с Училищем живописи (из-за якобы недостаточного количества учеников Саврасова лишили казенной квартиры) он в разгар учебного года отправился с семьей на Волгу. Он побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.
Этюдов, сделанных во время путешествия, хватило на следующие 5 лет работы.
Одним из таких волжских произведений была и картина «Грачи прилетели».
Работу над ней Саврасов начал в Ярославле, затем в костромском селе Молвитино (ныне Сусанино) нашел доминанту — Церковь Вознесения Христова, а закончил уже в Москве.
Церковь Вознесения Христова в Сусанине
Публика увидела полотно в 1871 году — на первой выставке передвижников (одним из основатель товарищества был и Саврасов). Считается, что с картины «Грачи прилетели» началось новое направление в живописи — лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа.
Судьба автора
Как это ни прискорбно, но судьба Саврасова была печальна. Художник пил, а с возрастом все больше, что в конце привело к алкоголизму, нищете, скитаниям по углам.
Саврасов, 1870-е
Саврасов был чрезвычайно не практичным. Период успеха не использовал, денег толком не заработал. Скитания по квартирам, критика картин, смерть детей, упреки жены… Саврасов начал пить.
Жена, забрав детей, уехала к сестре в Петербург. За злоупотребление спиртным и прогулы художник был уволен из училища, в котором проработал 25 лет.
Обратите внимание
В отношении его работ 1880-х — 1890-х годов искусствоведы и коллекционеры употребляют термин «пьяный Саврасов».
За бутылку водки художник наспех делал рисунки, которые на Сухаревском рынке расходились по 2−3 рубля. «Совсем старик спился… Жаль беднягу, — писал Владимир Гиляровский. — Оденешь его — опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять — а он свое: «Никаких!» — рассердится и уйдет.
В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Я его разыскивал, так и не нашел… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь.
Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом все-таки сбежит.
Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких!»… Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, совершенно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
К концу жизни Саврасов каким-то чудом смог победить алкоголь. У него появилась новая жена, дети. Но здоровье было уже подорвано. Художник почти ослеп, а из дрожавших рук вываливалась кисть. Умер он в совершеннейшей нищете.
“Грачи прилетели”
В 1871 году было создано одно из самых прославленных полотен Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Ученый-искусствовед Федоров-Давыдов, определяя место этого полотна в русской пейзажной живописи, писал, что “картина Саврасова.., как и всякое выдающееся произведение искусства, имеет не только художественное, но и общекультурное значение”.
Небольшое по размеру, скромное по сюжету, это произведение стало центральным на Первой выставке Товарищества передвижников, произведя на зрителей ошеломляющее впечатление. Работа была сразу же приобретена П.М. Третьяковым. Уже в начале 1872 года художнику было заказано первое повторение картины, и с этого момента с подобными предложениями к Саврасову обращались неоднократно.
Замысел картины “Грачи прилетели” (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле.. Здесь во многом сказалась внутренняя созвучность его личного обостренного чувства с переменами, происходившими вокруг него в природе вместе с первыми признаками ее пробуждения.
Важно
Поскольку эти впечатления были, вероятно, единственным светлым лучом среди тяжелых испытаний, выпавших тогда на долю его семьи, они естественно будили творческую мысль и требовали своего закрепления.
Так могло возникнуть желание отправиться в глушь Костромской губернии и там, на окраине села Молвитина, непосредственно встретиться с чудом пробуждавшейся от зимнего сна природы, запечатленным позднее в картине “Грачи прилетели”. На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому.
И тем не менее в появившейся на первой передвижной выставке картине многие современники увидели что-то новое, заставляющее совсем по-иному воспринимать привычное явление. Оно вошло в картину вместе с поэтическим одухотворением натурного материала, утверждающим эстетическую и духовную ценность светлого начала природы с ее вечной темой обновления жизни.
Значительно расширив включенное в композицию пространство и гармонично объединив в колорите теплые коричневые и холодные голубоватые и сероватые тона, Саврасов внес в свое новое полотно элемент обобщения, позволяющий видеть в этом куске натуры образ страны с ее сдержанной и спокойной цветовой гаммой, передающей самый характер русской весны, с типичными для русского пейзажа березами, ширью полей и стоящими близ погостов старинными храмами.
Тончайшей светотеневой моделировкой и приемами как бы движущегося неяркого света переданы все уловленные художником признаки перемен, вызванных весенним пробуждением. Потемневший снег на переднем плане кажется рыхлым и осевшим, а освещенный – вблизи забора – окрасился мягкой розоватой золотистостью.
В подтаявших лужах воды проглядывает земля и отражается небо; тени, упавшие на снег от деревьев, выглядят легкими и полупрозрачными. Устремились ввысь встрепенувшиеся березы с таящим в воздухе рисунком верхних ветвей, справа за лужей, в пространстве деревьев виден куст зацветшей вербы.
Как бы ожившим воспринимается в картине и небо с чистой голубизной над колокольней и непрерывно меняющими свою форму, плотность и оттенки облаками, чуть розовато-золотистыми вверху.
Это изображено Саврасовым сложной живописью, использованием цветного грунта, различных по цвету и фактуре красочных слоев, применением лессировок и рефлексов и даже направлением и характером положенных мазков.
Совет
Но вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства ее воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать.
Естественность развернутого в даль пространства и продуманная заполненность его типично жизненным содержанием с характерным бытованием в сельском пейзаже старинного храма позволяют легко представить те же перемены и в дальних полях с черными проталинами земли и включить в зрительные впечатления повсюду слышимый гомон грачей.
Сложность чувств, вызываемых этой картиной, оконченной уже вдали от натуры, заставляет еще больше восхищаться проникновенностью таланта художника, создавшего столь многомерный и поэтический образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне.
В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало.
Недооцененная в полную меру при своем появлении, картина “Грачи прилетели” представляет собой произведение с ясно выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы, ставшее только в девяностых годах знаменем в искусстве саврасовских учеников.
Уже одно это становится лучшим доказательством, насколько саврасовская картина опережала время и поднималась над уровнем пейзажей, представленных на первой передвижной выставке.
Из монографии Ф.С. Мальцевой
«…если воздух не напишешь – значит, пейзаж дрянь». Саврасов Алексей Кондратьевич
?
kolybanov (kolybanov) wrote,
2015-05-28 09:12:00 kolybanov
kolybanov
2015-05-28 09:12:00 Category: Автор – Bo4kaMeda.
Это цитата этого сообщения
«…если воздух не напишешь – значит, пейзаж дрянь». Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)
«Без воздуха пейзаж – не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух
не напишешь – значит, пейзаж дрянь».
Саврасов Алексей Кондратьевич
Волков Иосиф Петрович. «Портрет А. К.
Саврасова» 1884 Холст, масло 82,3 х 67,3 Государственная Третьяковская галерея Москва Двадцать четвертого мая родился замечательный русский живописец-пейзажист, педагог, один из членов-учредителей Товарищества передвижников Алексей Кондратьевич Саврасов
✂…”>
Алексей Кондратьевич Саврасов (24.5.1830–8.10.1897) известен главным образом как автор картины «Грачи прилетели» 1871 (и известна эта картина буквально всем, начиная со школьников, открывающих хрестоматию «Родная речь»). Обратите внимание
После кончины Саврасова Левитан писал: «Саврасов… старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…»
Грачи прилетели 1871 холст масло 62 х 48.5 см Государственная Третьяковская галерея Москва Левитаном сказано самое главное: Саврасов действительно создал русский пейзаж, и, не будь его Грачей, пути русской живописи, быть может, были бы совершенно иными.
«В 1871 году, — писал Александр Бенуа, — картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя… Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении — и в смысле красок, и в смысле живописи и света — была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников».
Весна. Грачи прилетели. 1872
На Первой передвижной выставке (Саврасов был одним из учредителей Товарищества), где большинство пейзажей представляли собой традиционные природные или архитектурные виды, картина «Грачи прилетели» стала «гвоздем», не только возвысив значение пейзажа в целом, но и обозначив в русской живописи поворот от социальной проблематики к идее чистой художественности. Над пейзажем Саврасов работал в марте, в селе Молвитино Костромской губернии, куда уехал на время от семьи пережить потерю своего ребенка (художник похоронил четверых детей). На окраину села он забрел случайно. Его привлекла церковь Воскресения конца XVIII века. Белый храм с пятью куполами, шатровая колокольня… Внезапно художник увидел всю картину разом и принялся писать этюд. Просевший снег, грачи на кривых березах, тусклое небо, серые избы, забор и сарай, церковь на фоне стылых лугов — всё сложилось в единый образ, полный тихой поэзии.
А. К. Саврасов, 1870-е годы В «Грачах» весна изображена так, как если бы это была лишь временная ростепель посреди зимы — слишком много в картине зимних примет. Но пришествие весны обещано самой живописью — в тонких оттенках розового, голубого, сиреневого, золотистого, проглядывающих, подобно первому весеннему лучу, и становится слышен шелест ветвей берез со встрепанными гнездами, качающимися на ветру, грачиный грай, возвестивший весну…
«Грачи» были исключительной удачей Саврасова. Он окончил Московское училище живописи в 1850 году, и на протяжении двадцати лет, до появления «Грачей», в его творчестве ничто, кажется, не указывало пути к созданию подобной картины.
Дебютом Саврасова был «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» 1851, показанный на выставке училища и выполненный целиком в русле романтической традиции: затененный первый план, предгрозовое освещение и панорамный вид на дворцы и храмы Кремля, ветер, переданный наклоненным деревом, развевающейся юбкой незнакомки, рыжей пылью, поднятой в воздух. Только над дальним Кремлем, написанным намеренно в центре, небо чуть светлее. Четко видна колокольня Ивана Великого: капля золота — купол, другая капля — отражение купола в воде. Саврасову удалось приблизить их с помощью контраста между белыми стенами и грозовым небом.
Вид на Кремль в ненастную погоду 1851 холст масло 676 х 90.5 см Государственная Третьяковская галерея Москва Одним из излюбленных мотивов Саврасова становится равнинный пейзаж с открытой далью, тающей в туманной дымке. В пейзаже «Степь днем» (1852) великолепно разработана световоздушная перспектива, а тонкая цветовая нюансировка предвосхищает живопись «Грачей».
Степь днем 1852 холст масло 74 х 104,5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Среди пейзажей 1860-х годов должен быть отмечен «Сельский вид» (1867) с прелестным мотивом пасеки среди цветущих деревьев, рисунком сухих ветвей, обрамляющих вид, подобно раме, с деревенькой на дальнем плане. Подобных идиллических мотивов у Саврасова немного.
Сельский вид 1867 холст масло.
Наиболее обдуманной работой Саврасова 1860-х годов является картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869), удостоенная на конкурсе Московского Общества любителей художеств Первой премии. Перед нами опушка на окраине хвойного леса, заболоченный луг, бочажок с ржавой водой, отражающей причудливое движение облаков. Поодаль пасутся коровы. Они разбрелись по лугу, но так за солнцем и идут, травку пощипывая, словно догоняя уходящий день. Половина картины — в тени. Сквозь кружево облаков пробивается свет; он передает стремительно угасающий день: в воздухе пахнет свежей землей, травой, сыростью. Градации света и сумрака представлены не без изящества. Тонкими оттенками зеленого и золотисто-коричневого написана земля. В сущности, это вариант традиционной видописи: красивое зрелище, то, что в самой природе привлекает взор и заставляет сказать: «Как красиво!»
Лосиный остров в Сокольниках 1869 холст масло 62 х 88 см Государственная Третьяковская галерея Москва
В этом смысле «Грачи» как раз представляют собой «не видную» картину: это антивидопись, принцип, по которому специально выбирается нечто невзрачное, и эта невзрачность многообразно акцентируется. Художник словно нарочно выбирает самый неказистый вид, который только можно вообразить — какие-то задворки, сараи, церквушка, белесое холодное небо, и лишь на ветвях берез царит оживление — грачи устраивают гнезда. И в желании разглядеть, где же тут весна, зритель начинает замечать подробности природного быта, обычно ускользающие от взгляда: под березой подтаял снег, начинают распускаться вербы, деловитый и серьезный грач пешком несет в клюве веточку, на снегу и на заборе играют весенние тени.
Проселок 1873 холст масло 70 х 57 см Государственная Третьяковская галерея Москва
В написанной двумя годами позже картине «Проселок» (1873) — обновление природы после пронесшейся грозы. Одна из любимых тем романтического пейзажа. Саврасов же вновь избирает самый прозаический вид и наполняет его патетикой. Растущие на обочине ветлы с серебристой листвой вздымают ветви ввысь, точно вознося хвалу небесам. Рваные контуры облаков и проглянувший сквозь желтоватую облачную завесу голубой клочок неба — все это словно опрокинуто в лужи, где происходит тонкая игра света. Дорога разбита водяными струями, на красной глине вдруг просияла изумрудная трава, и даже красочный слой на полотно нанесен так, что картина как будто дышит.
Лунная ночь. Болото 1870 холст масло 46.8 х 80.5 см Серпуховской историко-художественный музей
1870-е годы были для Саврасова порой расцвета: среди работ этого периода выделяются «Лунная ночь. Болото» (1870), «Дворик. Зима» (1870-е) — предвестие этюдной пейзажной живописи рубежа веков, «Сухарева башня» (1872), «К концу лета. На Волге» (1873), «Радуга» (1875). Однако последние десятилетия жизни оказались для художника тягостными и скорбными.
Дворик. Зима 1870-е холст масло 53 х 43 см Государственная Третьяковская галерея Москва Сухарева башня 1872 холст масло 66 х 51 см Государственный Исторический музей, Москва К концу лета. На Волге 1873 холст масло 55 х 44 см Государственная Третьяковская галерея Москва Радуга 1875 холст масло 44,5 х 56 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Середина 1870-х. Саврасов не теряет надежды вернуть казенную квартиру, подает прошения… Но Совет Московского художественного общества глух к его мольбам. Он просит дать ему дополнительный класс для занятий акварельной живописью — опять отказ. Переживая смерть детей, отчуждение супруги, непонимание коллег, он отказывается порой от заказов, что приводит к долгам. Все это складывается в череду невзгод. Художник пытается уйти от тягостных мыслей, ищет забвения в алкоголе. Сначала это не так заметно при его богатырском здоровье: он работает в пейзажной мастерской, ездит к жене на дачу, играет с младшей дочерью. Жена просит не давать частных уроков, где в конце всегда бывает застолье. Несколько скандальных историй доходят и до нее, и в апреле 1876 года Софья Карловна забирает детей и уезжает в Петербург.
Вид в окрестностях Москвы с усадьбой холст масло 47.5 х 64.4 см
Одно утешение осталось художнику — ученики. Самые любимые: Костя Коровин и Исаак Левитан. Он зовет их «идти в природу», ведь там опять «расцвели фиалки». Пока с Саврасовым был его класс, Алексей Кондратьевич еще крепко стоял на земле. Но в 1882-м Саврасов получил официальное извещение о том, что он «уволен с занимаемой должности». А он отдал Училищу четверть века! Осенью 1881 года, вспоминает Константин Коровин, Саврасов все реже появлялся в Училище, где «с нетерпением ожидали, когда он придет опять» его ученики: Мельников, Поярков, Левитан, Волков. Как-то раз Саврасов заглянул в мастерскую, и ученики были поражены переменой, происшедшей в нем. «В лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно…» Но ученики стали показывать ему свои работы «с каким-то трепетом», по-прежнему видя в нем своего учителя…
Новодевичий монастырь. 1890
Почти полтора десятилетия он был без крова над головой, без близких, без любимой работы… Он тосковал о дочерях, иногда заходил к ним, понимая: они, верно, стыдятся его, такого… И уходил назад: в нищету, одиночество. Обращался к Павлу Третьякову. Тот никогда не отказывал в помощи. Иное лето художник проводил в заброшенном домике в Давыдково, рисовал за копейки Зимку или «Закат», а затем и вовсе заблудился в трущобах Хитровки… Известно прошение Саврасова в Комитет Общества любителей художеств о ссуде на лечение (1892), когда он почувствовал, что слепнет. Крик о помощи не был услышан. Архитектор А. Н. Померанцев обращался в Петербургскую Академию о назначении художнику пенсии. Академия выслала… 100 рублей.
Вид на Москву от Мазилова. 1861
И все же на его «закате печальном» «прощальною улыбкой» мелькнула любовь. Алексей Кондратьевич познакомился с тридцатилетней Евдокией Моргуновой и перестал пить. От этого брака родились здоровые дети — Алексей и Надежда. А в 1894 году в Киеве, в ознаменование 50-летия творческой деятельности, будет издан альбом его рисунков с первым жизнеописанием мастера. Но, увы, жизнь уже угасала в нем. 26 сентября 1897 года художник скончался в московской больнице для бедных. Через три дня, после отпевания в церкви, состоялись похороны на Ваганьковском кладбище. За гробом шли швейцар Училища Плаксин, Павел Третьяков, Исаак Левитан, горстка оборванных хитрованцев…
Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878
Сохранился фотопортрет отставного надворного советника А. К. Саврасова, сделанный незадолго до смерти. На нем — гордый старик с суровым взглядом, в котором читается одновременно и драма его жизни, и протест против нее. Борода седая, но волосы еще темные мягкие, высокий благородный лоб. Вглядитесь в эти глаза, в рабочие руки, сумевшие перенести на холст красоту земли Русской. Судьба этого художника впитала все парадоксы человеческой натуры и до сих пор вызывает споры о мере таланта и скорби, отпущенных человеку…
По книгам Е. Алленовой, О. Пахомовой (серия «Мастера живописи»)
А. К. Саврасов. Фотопортрет. 1890-е Рыбаки на Волге 1872 холст масло 36,7 х 66,7 см ГТГ Бурлаки на Волге, 1871 Плоты 1868 холст масло 85 х 109 см Харьковский художественный музей Пейзаж. Волга. 1874 холст масло 62 х 41.5 см Калужский областной художественный музей Разлив Волги под Ярославлем 1871 холст масло 48 х 72 см ГРМ Волга близ Городца 1870 холст масло 25.4 х 33.5 ГТГ Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода холст масло 101.5 х 131 см Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода 1871 Волга 1870-е холст масло 75,7 х 60 см ГТГ Могила на Волге 1874 холст масло Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул Дворик. Весна, 1853 Весна. Огороды, 1893 Весенний день 1873 холст масло 95 х 140 см Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Домик в провинции. Весна 1878 дерево масло 43.8 х 32.5 см ГТГ Весна 1883 Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева Лето холст масло 43 х 37.5 см Екатеринбургский музей изобразительных искусств Летний пейзаж. Сосны холст масло Ярославский художественный музей Летний день. Куры на задворках 1874 дерево масло 33.5 х 53 см ГТГ Летний день. Ивы на берегу реки. картон масло 35 х 46 см Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Камень в лесу у «Разлива» 1850 холст масло 44.5 60 см ГТГ Вид в окрестностях Ораниенбаума 1854 холст масло 72 х 118 см ГТГ Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру, 1852 Вечер. Перелет птиц 1874 холст масло 82.5 х 65.8 см Одесский художественный музей Василий Перов. Портрет художника Алексея Саврасова, 1878 ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ
alexey-savrasov.ru
.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Тайна знаменитого пейзажа (по картине А.К.Саврасова “Грачи прилетели”)
МБОУ АЛАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ТАЙНА ЗНАМЕНИТОГО ПЕЙЗАЖА
Урок развития речи по картине
А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Литература
Класс 6
2013 г
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: знакомство детей с картиной Саврасова, воспитание любви к родной земле и ее духовному богатству, развитие умения анализировать и описывать картину, развитие творческого воображения.
ХОД урока:
Вступительное слово учителя. Поэт Н.Рыленков в своем стихотворении «Все в тающей дымке» говорит, что русскую природу «мало увидеть, Здесь нужно всмотреться», «Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно»?
Почему?
Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным; нет в ней ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горючих ключей, ни крикливых красок…все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое любящее сердце…
И как раз сегодня у нас пойдет речь о такой природе, запечатленной на полотне большого русского художника.
В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные …
Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она «Грачи прилетели» (портрет писателя, картина «Грачи прилетели»).
Что мы знаем об этом художнике?
Он жил во второй половине 19 века, родился в Москве, в семье купца. Отец мечтал, что сын продолжит его дело.
Но мальчик не оправдал этих надежд: с детства он казался родителям «блажным», потому что не интересовался коммерцией, а больше любил часами смотреть на облака в небе, на деревья, наблюдать за искристым течением реки, следить игру света и тени на воде, листве, земле – и рисовать.
Важно
Отец наказывал сына за эти занятия, запирал на холодном чердаке на долгие часы и дни. Но ничего не помогало: талант будущего художника, влюбленного в природу. Рос и развивался, не обращая внимания на запреты и наказания. И, вскоре, вопреки всему, Алексей Саврасов стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества…
Сообщение продолжает учитель.
Его пейзажи обратили на себя внимание президента Императорской Академии художеств великой княгини Марии Николаевны, и по ее приглашению он приехал в Петербург, где писал его окрестности – Ораниенбаум и Петергоф.
Работы молодого художника очень нравились публике, они напоминали пейзажи европейских живописцев, их охотно покупали. Дела Саврасова шли в гору, скоро он стал академиком живописи, модным живописцем, от заказчиков не было отбою.
Но сам художник часто бывал недоволен собою: пейзажи у него выходили красивые, гладкие, но не было в них чего-то своего, родного, русского, что до боли в сердце любил Саврасов.
Да и что могло быть русского в окрестностях Петербурга, которые застраивались богатыми дворянами, как и сам Петербург, по западному образцу?! А именно их дворцы и дачи чаще всего приходилось писать художнику.
Душа тосковала по своему, национальному.
И поэтому в один прекрасный день преуспевающий живописец и академик вдруг бросил все и уехал на Волгу. Здесь и родился знаменитый пейзаж «Грачи прилетели». Писал его Саврасов в селе Молвитино (ныне Сусанино), что неподалеку от Костромы. Здесь он искал тайну великой силы русского пейзажа, ее светлую душу, о чем свидетельствует множество этюдов, сделанных в окрестностях этого села.
Эту тайну он потом пытался передать своим ученикам, когда организовал художественную мастерскую, где учил студентов любить и наблюдать природу и отражать на полотнах ее красоту.
Каждое изменение в природе он воспринимал как важное событие, возбужденный, врывался в классы и уводил своих учеников в поля, подмосковные рощи и деревеньки.
Совет
Воодушевленные учителем, они жадно впитывали в себя эти уроки любви к родине, уроки художественного мастерства, стремились запечатлеть родные просторы в многочисленных этюдах. Среди его учеников были и будущие художники И. Левитан и К.Коровин…
Что же это за тайна такая и как она открылась Саврасову?
Писательница Галина Ветрова придумала целую сказочную историю об этом. И хотя это фантазия, в ней есть своя художественная правда. Давайте прислушаемся к ней.
Инсценировка фрагмента из «Сказки о художнике и весенних птицах».
Рассказчик. Однажды весенним мартовским днем художник Саврасов отправился за город посмотреть, где же весна задержалась. Грязь под ногами хлюпает, все кругом неказистое да старое. Ветер холодный, деревья, скрюченные какие-то, не на чем взгляд остановить. Как вдруг слышит громкий птичий крик. А это грачи галдят, будто делят что между собой.
Подошел художник поближе к березам, где птицы собрались, и вдруг видит, что оторвался от стаи самый большой грач, летит, а в клюве у него что-то сверкает. За ним другие грачи кинулись, набросились на него, только пух и перья полетели. И вдруг прямо в руку Саврасова упало толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится. И сразу, будто теплее стало.
Хотел он поднести стеклышко к глазам, но тут грачи на него набросились.
Саврасов. А ну прочь, разбойники! Вот я перья – то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!
Грач. Мил – человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить. Я главный в стае, самый старый грач, мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаем.
Саврасов. А чем же оно может вам помочь?
Грач. Да ведь оно волшебное. Посмотри-ка в него.
Саврасов смотрит.
Рассказчик. Батюшки святы! Что же это случилось. На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Все вокруг совершенно изменилось… как будто и деревья те же, и земля, и небо. Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести.
Грач. Ну, понял теперь, как мы находим родину? Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.
Саврасов. Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь на что вам нужно стеклышко чудесное. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам сумею свою родину как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.
Грач. У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда отдам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил – человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.
Саврасов. Спасибо тебе, грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее… «Грачи прилетели!».
Грач. Спасибо за уважение, художник. Мы ведь и правда на крыльях весну приносим. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.
Как вы думаете, что же открыло художнику волшебное стеклышко?
Что помогло ему понять и увидеть? Почему все вдруг преобразилось? Наверно, стеклышко помогло понять, что все, что окружало его, на первый взгляд такое неприглядное и обычное, на самом деле очень красивое, потому что оно родное, знакомое и любимое с детских лет и потому наполненное красотой духовной, которая не сразу открывается беглому, скользящему взору. Как в стихотворении Николая Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Давайте и мы теперь пристальнее вглядимся в знаменитую картину и попробуем понять ее тайну – тайну, которая открылась Саврасову.
– Какое настроение создает картина?
Лирическое, светлое, взволнованное, как будто ты вернулся из дальних странствии, стоишь у родной околицы и всматриваешься в до боли знакомые домишки, заборы, деревья, словно узнаешь их заново. И такими они кажутся прекрасными, что, как поэту Сергею Есенину, «березке каждой» хочется «ножку поцеловать»….
– Есть в этом пейзаже что-то необычное?
Нет, наоборот, все очень обычное, привычное, даже будничное.
Деревянные заборы, старые церковь и колокольня с выщербленными облупленными стенами, тихие неказистые домики, дымок из трубы, грязный сырой снег, даже березы не стройные белоствольные красавицы, а скрюченные, кривые…
– А что же заставляет людей уже второе столетие подряд подолгу стоять перед этой картиной, вглядываясь в такой простой, непритязательный пейзаж?
Говорят, что у него есть «душа».
Художник Крамской, организатор первой выставки передвижников, где впервые в 1871 году была выставлена картина Саврасова, писал своему молодому другу – художнику Федору Васильеву: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
– Как же понимать эти слова?
Что делает картину одухотворенной, полной какой –то своей внутренней жизни? Обратите внимание на птиц, деревья, снег, игру света и теней.
Прежде всего сами грачи – вестники весны, которые деловито обсели верхушки деревьев, перепархивая с ветки на ветку, обламывая старые сухие веточки и роняя их на подталый снег.
Обратите внимание
Они суетятся над своими разлапистыми гнездами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни. Пусть еще холодно, но уже совсем близко теплые веселые дни, молодая травка и первые почки.
Не зря в народе говорят: «Грач зиму расклевывает».
Снег под кривыми березами усеян сучками и веточками, испещрен следами птичьих лапок. Он сырой грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним чувствуется движение жизни – талой, набирающей силу воды, которая вот-вот умчится бурными потоками по побуждающейся земле.
Кое – где она уже пробилась сквозь наст, образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился из- под снега, и березы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно. Вода холодна, но скоро она согреется и понесет в тела берез сладкий березовый сок.
Солнца нет, но оно здесь, рядом, где-то за светлым, жемчужно-перламутровым облаком, и лучи его ласкают и освещают озябшие деревья; тянутся от них по снегу бледно – лиловые тени… солнышком высвечены и старая покосившаяся церквушка с колоколенкой, и деревянный забор; солнце пронизывает и сизый уютный дымок, вьющийся над трубой дома. Оно во всем, и даже в неясных далях, расстилающихся за простеньким деревенским пейзажем.
Щемяще – родным, знакомым и близким веет от этого пейзажа, и не может не вздрогнуть от него сердце. Скромные, неяркие краски проникают в него дивной мелодией, напевной, протяжной, чуть печальной – такой, от которой слезы наворачиваются на глаза – слезы любви и благодарности…
– Вы слышите, как звучит эта мелодия? Вслушайтесь в нее. Что вы слышите?
Веселый гомон грачей, звон капели, журчание талой воды, шелест весеннего ветра в голых ветках, хруст тающего снежного наста, тихий благовест с деревенской колокольни. Все эти звуки органично сливаются в единую мелодию весны – мелодию обновления и возрождения, ожидания счастья и новых надежд.
Иногда картину Саврасова сравнивают с народной песней. Искусствовед В.М.Лобанов пишет: «Одушевленный пейзаж Саврасова звучит в русском искусстве, как народная песня, исторгнутая из самого сердца нежной и проникновенной любовью к родине».
– Как вы думаете, почему возникло такое сравнение?
В картине есть лирическое начало, то есть взволнованность, эмоциональность, задушевность, которые испытал художник, вглядевшись в простой деревенский пейзаж и почувствовав в нем вечное и удивительное: жизнь, которая способна на чудеса возрождения и обновления, родину, которая и в рубище прекрасна. Потому что это твоя родина.
Важно
Ритм березовых стволов и теней на снегу, гармония бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов, неслышное струение весеннего воздуха, в котором переливается нежная мелодия весны, придают картине своеобразную музыкальность.
Может быть, она созвучна пьесам П.И.Чайковского «Подснежник» или «Песня жаворонка» из цикла «Времена года»? Послушайте их
– Есть ли какое-то созвучие между музыкальными пьесами и картиной?
Ребята находят созвучие в нежном лирическом звучании обоих произведений, в живом ощущении начала весны, полным радостных и светлых ожиданий. В музыке им тоже слышится журчание воды, звон капели, птичий гомон. Как и в картине, в ней все скромно, неярко и ВТО же время полно одухотворенности и света. Опять хочется вспомнить строчки Рыленкова:
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
О своем учителе благодарный его ученик И.И.Левитан говорил «:…с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей земле».
Может быть, именно поэтому о картине «Грачи прилетели» хочется говорить не простыми словами, а поэтическими, взятыми из кладезей русской народной речи – из песен, сказок, былин.
Вот и мы сейчас попробуем все вместе наполнить незавершенное стихотворение такими словами. На месте пропусков в нем вставьте нужные слова, они есть в «кладезе», данном под стихотворением, можете придумать и свои. Там же, где после корня слова стоят квадратные скобки, добавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, ибо в народном творчестве, как известно, широко используются такие суффиксы.
После выполнения задания, на которое уходит 5-7 минут, выразительное чтение полученных текстов.
Как на нашу родную сторонушку
Прилетали птицы весенние .
На своих да на быстрых крылышках
Приносили весну – красавицу,
А во крепких во клювах во сереньких
Лучи солнышка животворного.
От лучей и снег стал подтаивать,
Снеговой водой становитися.
И березки ветки расправили,
Снег последний с себя постряхивали.
К теплу солнышку потянулися,
Стары веточки наземь сбросили.
Подбирают их черные грачики,
Вьют их них свои гнездышки новые.
Грач, известно, птица семейная,
Домовитая да солидная.
А на птиц колокольня любуется,
Хоть и старая, да красивая,
Словно снова на свет народилася,
Молодыми надеждами полная.
Далеко глядит в дали сизые,
Видит будто луга зеленые,
Речки синие да широкие,
Вешним солнцем щедро согретые.
Хороша ты, родина милая,
Даришь всех своей вечною силою.
– Ну что ж открылась ли вам тайна знаменитой картины? В чем же она?
Тайна саврасовских «Грачей» в любви к родине, к жизни, в умении в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и всматриваться в «прелесть застенчивой русской природы» и любить ее нежно и трепетно, как любят мать, семью. родных…
Чтение наизусть учащимися стихотворения Владимира Соколова «Грачи прилетели».
После первых ночей,
Отшумевших лесами,
После белых подушек
И черных ручьев
Синяки под глазами,
Синева под глазами
У всех облаков.
Как в гостиницах
Шишкинские канители,
Этих сосен и елей
Развес и наклон,
Так сегодня – Саврасов,
«Грачи прилетели»
Наштампован в апреле
И в жизнь проведен.
Он бросает готовое,
Птиц не осилив.
Ветки долго пустуют
Под небом нагим.
Но приходит на помощь
Художник Васильев
И рисует грачей
Одного за другим.
То слетаются, то
Разлетаются тучей,
Обживая вне рамы
И в раме жилье.
И бросается гвалт,
Этот гомон летучий,
То ль в окно мастерской,
То ль из окон ее.
Белый храм, над которым грачиная давка,
То, как по ветру, – вспять.
Так что надпись на нем
«Керосинная лавка»
То является, то
Исчезает опять.
Тают черные сучья
И синие вены.
Но, творец, а художники?
Где же они?
Беспорядок, беспамятство…
Благословенны
Эти первые ночи
И первые дни!
ЗАДАНИЕ ПО ТЕКСТУ:
Как на нашу (какую?) …..сторон…ку.
Прилетели птицы (какие?) ….
На своих да на (каких?) …крыл…ах.
Приносили весну – красавицу,
А во (каких?)….клювах во (каких?)….
Лучи солн…а (какого?) …
От лучей и снег стал подтаивать,
(Какой?)… водой становитися.
И березки ветки расправили,
Снег последний с себя постряхивали.
К (какому?)…. солн…ку потянулися,
(Какие?)…. веточки наземь сбросили.
Подбирают их (какие)… грачики,
Вьют из них свои гнезд…ки (какие)…
Грач, известно, птица (какая?)…
Домовитая да солидная.
А на птиц колокольня любуется,
Хоть и старая, да (какая?)…
Словно снова на свет народилася,
(Какими?)… надеждами полная.
Далеко глядит в дали (какие?) …
Видит будто луга (какие?) …
Реки (какие?)…да широкие,
Солнцем (каким?) …щедро согретые.
Хороша ты, родина (какая?) …
Даришь всех своей вечною силою.