Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи

Описания Картин Художников-Передвижников | Художники-передвижники. Биографии. Картины

Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи

Главная » Описания картин художников-передвижников

Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1863 год был ознаменован для живописца Крамского не только созданием вокруг себя группы художников, отказывающихся писать по  сюжетным академическим канонам, кои вскоре будут именоваться «передвижниками», но и женитьбой на Софье Николаевне Прохоровой.

Читать далее »

Заказ портрета русского классика Николая Алексеевича Некрасова поступил Крамскому от Павла Третьякова – великий меценат хотел собрать у себя портреты всех выдающихся людей своего времени, и, разумеется, не обошёл известного поэта, редактора, публициста стороной.

Читать далее »

Мятежные «передвижники»», главным образом, бунтовали против ограничения сюжетной свободы – творцы сами хотели выбирать темы для своих полотен, «озвучивая» новые проблемы, предлагая новую эстетику. Одним из характерных сюжетных веяний того времени – изображения человека на краю смерти, его увядания, истощения жизненных сил.

Читать далее »

Европой Суриков грезил много лет, и, получив за картину «Меншиков в Берёзове» пять тысяч, художник с семьёй сразу засобирался в путешествие. Из всех стран, которые посетили Суриковы, особенно запала в душу Италия. Живописец днями пропадал в музеях – Венеция, Милан, Неаполь, Рим, Флоренция, где бы ни был Суриков, он пристально впитывал красоту живописного наследия итальянских мастеров.

Читать далее » Обратите внимание

На картине автор изобразил склон берега Волги, освещенный золотистыми солнечными лучами. Взору зрителя предоставлен небольшой прибережный городок. На полотне нарисован закат лета. Так, солнце начало уже садится, и его лучи ярко освещают гладь реки.

Читать далее »

Последние годы жизни Левитана стали переходом от изображения насыщенных красочных пейзажей, которые наполняют солнечное тепло и свет, к более спокойным и умиротворенным закатным картинам. В них автор старался показать момент захода солнца, отобразить красоту сумерек, их загадочную прелесть.

Читать далее »

На сегодняшний день Левитан И.И. считается не просто живописцем, а гениальным творцом русских пейзажей. Он готов любить природу и цветущей и убогой. На картине «Дорога в деревне» изображен жалкий, непрезентабельный и грустный пейзаж. Автор показал именно такой период осени. Природа насыщена невзрачными, серыми и темными красками. В картине используются блеклые и совсем невзрачные оттенки.

Читать далее »

Картина «Лесистый берег» была написана Левитаном И.И. в 1892 году, в стиле реализм маслом на холсте. Сюжетом отражается вся красота и любовь к родной природе. На картине изображены сумерки. Бесконечная водная гладь заставляет нас задуматься о жизни и о том, что окружает, погрузиться в атмосферу покоя и доброты.

Читать далее »

На картине «Возвращение из города» А.И. Корзухин описывает очень трогательный момент. Перед зрителем предстаёт маленькая комнатка бедной крестьянской семьи. На переднем плане старенький деревянный стол. За ним сидит на низком табурете мужчина с бородой. На нём надет тёплый зимний тулуп и сапоги с мехом. В одной руке он держит ниточку с бубликами

Читать далее »

Это не картина, а скорее плакат, который благодаря высокому уровню исполнения занимает достойное место в живописном наследии Серова. В 1909 году Дягилев осуществил постановку балета «Сильфиды» в столице Франции в первых «Русских сезонах». Для наглядного представления всего цикла весенних спектаклей, в которых участвовала балерина Анна Павлова, он заказал Серову плакат.

Читать далее »

Русские художники-передвижники 19 века — произведения и жанры

Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи

В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках.

У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь.

Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.

Стилей в живописи «золотого века» было несколько, все они, как и в Европе, вырабатывались в определенной последовательности:

Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.

Важно

Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.

Путь реализма в живописи был тернистым. На дороге его развития уверенно стояла Петербургская академия художеств, насаждая античные и мифологические сюжеты в живописи. Но дух свободы, «гуляя по Европе», заглянул и в Россию.

Не всем молодым художникам нравились правила их альма-матер. Часть выпускников пошла на открытое противостояние с руководством учреждения, отказавшись от предложенной тематики для написания конкурсных работ, и покинула Академию.

Это случилось 9 ноября 1863 года.

Начало передвижничества в России

И.Крамской . Автопортрет

Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь.  Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью.

А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране.

Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.

Цели художников-передвижников

Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу.

Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь.

Совет

С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.

Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров  объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.

На полотнах нашли отражение:

  • и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова),
  • и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),
  • и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).

Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).

Бытовой жанр у передвижников

Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.

Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова.

Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.

Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.

Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

В.Маковский. Автопортрет

  • Темы суда и справедливости

(«Крах суда», «Осужденный», «Оправданная»),

(«Ожидание», «Узник», «Арест нигилистов»),

  • комических и лирических ситуаций («Объяснение», «В передней»),

(«Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Не пущу!»)

развивал В. Маковский.

Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко

«Невский проспект ночью», «Кочегар», «Дьякон»

и Н. Богданов

«Гаваньский чиновник», «За кипятком», «Возвращение с похорон».

Портреты современников

И. Репин Автопортрет

Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера

(«Заключенный», «Студент», «У Литовского замка»),

и молодой просвещенной девушки

(«Курсистка»).

У Репина этой же тематике посвящены

«Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».

Крестьянская тематика передвижников

Ей целиком и полностью посвятил свое творчество В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). Есть она и у И. Крамского («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»).

Наряду с этими образами у Крамского появляется целый ряд портретов, на которых он передавал типичные черты людей своей эпохи. И он сам в «Автопортрете», и Л.Толстой, Н.Некрасов смотрят вокруг и ищут ответы на волнующие всю передовую интеллигенцию вопросы.

Современные вопросы передвижнической живописи

И.Крамской. «Христос в пустыне»

Обратите внимание

Ответом стала картина «Христос в пустыне». В ней нет ничего идеально-божественного. Христос сидит в пустыне и размышляет о том, о чем и разночинцы в 70-х гг.

ХIХ века: какой путь выбрать в жизни, благополучного бытия и спокойного отрешения от действительности или отстаивания своих идеалов и справедливости.

Картина Крамского стала для многих символом бескорыстного самоотрешенного служения народу.

Религиозная тема

Он представлена и у Н.Ге. Узнали о нем после того, как из-под его пера появилась «Тайная вечеря».

Н. Ге Портрет кисти Ярошенко

Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Н. Ге искренне верит в существование Христа, а потому и отказывается от шаблона при его изображении.

И сам Христос наделен обычными человеческими чертами (похож на Герцена), и вся обстановка, в которой проходила тайная вечеря, максимально приближена к реальным условиям Древней Иудеи. Два противоположных мировосприятия, идейное противоборство воплощены в образах Христа и Иуды.

Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков.

И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.

Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.

  • У Н. Ге появляется «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»,
  • у Н. Репина — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный»,
  • у В. Сурикова – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».

Патетикой, трагичностью веет от этих полотен.

А в картинах В. Сурикова

  • «Покорение Сибири Ермаком»,
  • «Переход Суворова через Альпы»,
  • «Степан Разин»

освещены героические события в русской истории.

Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.

Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников

В. Васнецов Автопортрет

Ей посвящал свои работы В. Васнецов. Его «Аленушка» и «Богатыри» не столько передают сказочные сюжеты, сколько являются картинами-символами. В эмоциональном единстве пребывает с природой юная Аленушка – символ девичьей чистоты и нежности, а три русских богатыря воплотили в себе силу и величие всего русского народа.

Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи.

В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.

Важно

Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.

Пейзаж у передвижников

Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.

У  И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.

И.Левитан. Автопортрет

Эмоциональный мир человека изменчив, а поэтому пейзажи Левитана расплывчаты, не имеют четких граней, форма и цвет передаются обобщенно. Его работы называют пейзажами настроения, ведь в них заметно незримое присутствие человека, его мысли и настроения: «Март» и «Золотая осень».

Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник.

Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие.

Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.

А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова

Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами:

  • море Айвазовского,
  • лес Шишкина,
  • лунная ночь Куинджи
  • и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.

Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.

Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Знаменитые художники-передвижники

Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века.

Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России.

Никогда — ни до, ни после этого — искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности.

Совет

К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.

Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь.

Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.

Творчество передвижников

Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей — это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников — картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое.

Знаменитые художники-передвижники

Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887)
Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Крамской -главный учредитель и основатель ТПХВ.

Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра. Его знаменитая картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику.

В этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути.

Василий Григорьевич Перов (1834—1882)
Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: «Старики-родители на могиле сына», «Тройка».

Его знаменитые картины «Чаепитие в Мытищах», «Приезд станового на следствие», «Последний кабак у заставы».

Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры, в котором задействовано и духовенство. Перов, как никто другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Мастер лирического русского пейзажа.

Обратите внимание

Его знаменитая картина «Грачи прилетели», в которой он сумел раскрыть всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом.

Это перевернуло всякие представления современников о родной русской природе. Его другие картины не менее популярны – «Лесная дорога», «У ворот монастыря», «Весенний день».

Ге Николай Николаевич (1831-1894)
Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавший свое творчество с монополией академизма.

Ге — приверженец отечественной истории, его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему ощутимый успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными: «Екатерина II у гроба Елизаветы», «А.Пушкин в селе Михайловском».

Многими работами Ге был часто недоволен, не все из них он завершал до конца. Картину «Милосердие» он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Славу ему принесла картина «Выход с тайной вечери», которая стала одной из лучших произведений, взволновавшая своей выразительностью.

Такие картины, как «Что есть истина?», «Христос и Пилат» — подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Мастер — живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Творчество художника было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин.

Некоторое время Васнецов работал и для театра, создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях, он стремился передать эпический характер руси, навеянные искренней поэтичностью.

Его известные работы в этом жанре: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка и Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный» и многие другие.

Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам. Его картины известны очень широкой публике.

Шишкин, как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами, освещенные солнцем и воздушностью. Знаменитые картины Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Ручей в лесу».

Важно

Многие его картины снискали огромную популярность, эти картины известны и сегодня. До Шишкина никто с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.

Архип Иванович Куинджи (1841—1910)
Это полотна с живописным колоритом цветов и света. Лучи света, пробивающиеся сквозь туман, играющие в лужицах на раскисших дорогах – они заметно подчеркивают мастерство художника. Знаменитая картина «Ночь» привлекает спокойным величием природы.

В картине «Днепр утром» описан сюжет раннего степного утра. «Березовая роща» — в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания. Он раскрывает возвышенный образ пейзажа, сверкающим необычным колоритом и контрастом чистых красок.

Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.

Исаак Ильич Левитан (1860—1900)
Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней, находя понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах.

Воспевая природу Верхней волги, он показал миру прекрасные шедевры: «Хмурый день», «После дождя», «Над вечным покоем», мастерски написанные вечерние пейзажи: «Золотая осень», «Вечер на Волге», «Золотой плес», «Вечер», «Тихая обитель», «Вечерний звон».

Картины Левитана требуют внимательности и вдумчивости, их нельзя быстро рассмотреть.

Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность.

Путешествуя по Волге, он написал много этюдов, которые впоследствии использовал для написания своей известной картины “Бурлаки на Волге». После этой работы к Репину пришла ошеломляющая известность. Также не малое впечатление произвела картина «Крестный ход в Курской губернии», в основе которой простой народ, церковные священники, полиция.

Репин также написал ряд работ на историческую тему: «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали» и другие. Очень плодотворно работал над портретами. Самые значительные из них — портреты писателей Л. Н. Толстого, А. Ф. Писемского, Тургенева, Гаршина, ученых Сеченова и Пирогова, военного инженера А. И.

Дельвига, композиторы Мусоргский и Глинка, художники Суриков и Крамской и другие. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи.

Валентин Александрович Серов (1865—1911)
Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам. Иногда, работал как театральный художник.

Серов, как ни кто другой знал, что такое портрет и как рисовать портрет. Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему много позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его портреты: «Девочка с персиками», «Девушка освещенная солнцем», портрет М.

Н. Акимовой и многие другие.

19 век — это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое количество известных художников России, которые оставили своим потомкам богатое наследие. Его ценность просто неизмерима. Благодаря передвижникам — самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить представления о жизни тех лет.

Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи XIX века

Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи



Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. XIX век — время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно-политической мысли.

Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события, несомненно, влияли на этот процесс. Данное исследование заключается в необходимости более детального изучения истории русской реалистической живописи и передвижничества, как совершенно нового художественного явления XIX века.

В этот период перестройки общественных отношений актуальным является осознание особенности культуры нашей страны в самый плодотворный ее период. Совет

Реализм в искусстве — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Ведущими тенденциями реалистического искусства на новом этапе его развития были правдивое отображение действительности, критика основ социальной жизни, оценка всех явлений современности с демократических позиций.

Несколько событий способствовали тому, что новое направление, которое можно было бы назвать реально обличительным, приняло такие широкие размеры и превратилось мало-помалу в одно крепкое целое [1, с.223]. Уже в конце 40-х годов XIX века возникали кружки поклонников новых течений в искусстве. Эти кружки первыми запротестовали против Академии художеств.

Главное событие, которое произошло, названо в истории русской живописи «бунтом четырнадцати», давшее главный, решительный толчок новому течению. По выходе из Академии «протестанты» оказались в очень тяжелых материальных условиях, но были полны энергии, воодушевлены высокими целями борьбы за национальное искусство.

Под руководством Крамского они объединились в Петербургскую Артель художников. Художники жили одной дружной семьей. Квартира на 17-й линии Васильевского острова, а позднее на углу бывшего Вознесенского проспекта и Адмиралтейской площади стала своеобразным художественным центром — «академией Крамского», противостоящей официальной Академии.

В первые годы артель имела положительное значение, она могла обеспечить их материальное благосостояние и сплотить их воедино для общей борьбы. Артель была колыбелью общества передвижных выставок, из нее получилось знаменитое Товарищество, оказавшее на первых порах, значительное влияние на дальнейшее развитие русской живописной школы.

По цензурным и материальным соображениям Артель не могла устраивать самостоятельных публичных выставок. Но летние этюды, а иногда и законченные картины, привезенные молодыми художниками из поездок по России и правдиво рисующие народный быт, бывали доступны для широкого обозрения.

Эти неофициальные выставки не только давали возможность продавать картины, но и служили живым творческим примером для молодежи, обучавшейся в Академии. Члены Артели приняли активное участие в выставке в Нижнем Новгороде (1865), предвосхитившей будущие выставки Товарищества передвижных художественных выставок.

Обратите внимание

Новый этап в развитии русского изобразительного искусства, и прежде всего живописи, неразрывно связан с деятельностью возникшего на рубеже 60–70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего лучшие художественные силы России. Оно было создано по инициативе Г. Г. Мясоедова, горячо поддержанной В, Г. Перовым, Н. Н. Ге, И. Н.

Крамским и рядом других петербургских и московских художников 2 ноября 1870 года был утвержден Устав Товарищества, а 29 ноября 1871 года открылась первая передвижная выставка, ставшая крупнейшим событием в художественной жизни страны.

Огромный успех выставок у зрителя, которому было близко и дорого искусство, поднимавшее животрепещущие вопросы современности, обеспечил жизнеспособность Товарищества. Оно просуществовало свыше пятидесяти лет (до 1923 года), проведя за это время сорок восемь основных выставок и несколько параллельных.

Помимо Петербурга и Москвы, передвижники впервые устраивали выставки во многих городах России, иногда охватывая в течение года до двадцати крупных культурных центров и тем самым донося передовое демократическое искусство до отдаленных окраин [2, с.47].

По примеру передвижников в начале 90-х годов было основано Товарищество южнорусских художников в Одессе, которое развертывало выставки в Екатеринославе, Николаеве, Севастополе, Кишиневе и других городах; на рубеже XX века возникло Общество сибирских передвижных выставок.

Академия художеств оставалась в глазах передвижников большой школой мастерства, но чуждой им своими общими идейно-эстетическими установками. Она хранила традиции профессионализма, ориентацию на классическое наследие, но отстаивала идеал «чистого искусства».

Если вначале Академия разрешала передвижникам организовывать выставки в своих залах, то уже с 1874 года она решительно воспротивилась этому, а в качестве контрмеры попыталась, правда, без всякого успеха, устраивать в посещаемых Товариществом городах свои передвижные академические выставки.

Тщетно передвижники обращались в петербургскую Городскую думу с ходатайствами о постоянном помещении для выставок и организации в нем открытых мастерских с классами живописи, — им неизменно отвечали категорическим отказом.Но, воодушевляемые любовью к народу, художники продолжали отстаивать свое подлинно народное искусство.

Важно

В периоде 70-х — начала 90-х годов можно выделить два основных этапа: искусство 70-х годов, когда происходит формирование новых художественных черт и утверждение реализма во всех видах и жанрах, и искусство 80-х годов — пору его наивысшего расцвета, сказавшегося прежде всего в живописи.

Одной из характерных черт в реалистической живописи становится тенденция создания монументальной картины-эпопеи на современную и историческую тему, что особенно ярко сказывается в творчестве Репина и Сурикова, серий картин, объединенных общей темой (в батальной живописи В. В. Верещагин), с этим же был связан интерес к композиционному портрету-картине (И. Н.

Крамской) и национальному эпическому пейзажу (И. И. Шишкин). Успешно развивались и «малые формы» — своеобразный бытовой рассказ-новелла, мастером которого стал В. Е. Маковский, лирический пейзаж (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, затем — В. Д. Поленов и И. И. Левитан), но ведущим в искусстве 70–80-х годов стало стремление к монументализации всех жанров.

И если в конце 60-х годов народ изображался главным образом как жертва несправедливых общественных порядков, то теперь он выступает уже как подлинный герой истории [2, с. 48].

К отличительным особенностям живописи, да и всего изобразительного искусства этого периода, относится стремление мастеров выразить внутреннюю жизнь человека, его душевные переживания.

С этим связан, в частности, расцвет психологического портрета, обусловивший создание галереи выдающихся деятелей национальной культуры. Сложность и противоречивость общественной ситуации, сложность и острота ее восприятия вызывали у ряда художников потребность философских обобщений, углубленный интерес к моральным проблемам.

Это особенно характерно для Крамского, Ге, Поленова, подобно тому, как это было в литературе в творчестве Достоевского и Льва Толстого. В связи с задачами, вставшими перед искусством в 80-х годах, художники обращаются к новым средствам эстетической выразительности, переходят от сдержанной тональности к полнокровной многокрасочной живописи, разрабатывают проблемы пленэра.

Учитывая достижения русских и западноевропейских мастеров, они применяют наряду с живописью, основанной на лессировках, свободную, сочную манеру, придающую особую жизненность и выразительность изображаемому. Совет

Творчество художников-передвижников, неотступное от основных принципов реализма, приучило русскую публику «видеть жизнь» в искусстве, отличать в нем правду от лжи [3, с. 5].

Национальная тема, достоверность и характерность — те качества, которые определяли главные интересы художников. Романтизм уступил место трезвому анализу действительности. Отсюда поиски новой живописной системы — стремление к жизненной убедительности композиции и колорита, его эмоциональности в аспекте нового понимания задач живописи.

Особое внимание уделялось разработке сюжета как одного из наиболее действенных средств выражения идеи картины. Завоевания реализма 60-х годов были подготовлены всем, предшествующим развитием русской культуры и изобразительного искусства, и прежде всего творчеством таких художников, как А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и Александр Иванов.

Федотов и мастера сатирической графики 40-х годов являются непосредственными предшественниками жанристов-шестидесятников. Но если ранее резкой критике подвергались отдельные стороны жизни, то теперь с демократических позиций критикуются сами социальные основы современной действительности работают в этой области не единицы, а многие мастера.

Торжеству нового направления в изобразительном искусстве немало способствовал В. В. Стасов — крупнейший художественный критик-публицист, выступивший уже в 60-е годы как страстный пропагандист действенного, преобразующего жизнь искусства. Оказывал всемерную поддержку передвижникам в их идейной борьбе с рутиной в искусстве, яростно защищая от нападок реакционной прессы. [2, с. 49].

Здесь следует упомянуть еще об одном человеке, которому передвижники обязаны своим процветанием, а следовательно успехом и влиянием: о П. М. Третьякове. Он с помощью покупок и заказов поддержал Товарищество, он составил из этих покупок и заказов единственный в мире Музей национального искусства и пожертвовал его городу Москве. Без его помощи русская живопись никогда бы не вышла бы на открытый и свободный путь, он поддерживал все, что было нового и свежего в русском художестве.

Таким образом, реалисты-передвижники завоевали для искусства жизнь, правду, искренность. Они приучили русскую публику останавливаться перед картинами, заинтересовали и увлекли ее. Товарищество передвижных художественных выставок не было однородно по составу; в конце рассматриваемого периода, на рубеже нового столетия оно переживает известное снижение творческой активности, связанное с недооценкой изменения исторической обстановки некоторыми представителями старшего поколения передвижников. Однако многие молодые талантливые художники, стойко следуя заветам товарищества, и в новых условиях начала XX века успешно развивают его достижения. В лице крупнейших представителей Товарищества его деятельность была подлинным коллективным творческим подвигом. Их лучшие произведения, воплотившие в себе наиболее яркие черты реалистической живописи, — ценнейшее наследие для изобразительного искусства России.

Литература:

  1. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995. 448 с.
  2. Неклюдова М. Г. История русского искусства. М.: Изобразительное искусство, 1980. 312 с.
  3. Рогинская Ф. С. Передвижники. М.: Искусство, 1993. 183 с.
  4. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1965. 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выставка, изобразительное искусство, художник, искусство, национальное искусство, Москва, русская живопись, русская публика, академия художеств, реалистическая живопись.

Передвижники

Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 28.07.2015 19:06 Просмотров: 5668

Передвижниками называют Товарищество передвижных художественных выставок. 

Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность. 

Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II.

Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу.

Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г.

14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

Обратите внимание

Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «…Просим позволения сказать перед Советом несколько слов…

Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников».

Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор.

Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом.

Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в.

от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством.

Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.

В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство…

во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В.

Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.

Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др.

Экспонент

Бунт четырнадцати: история бунта художников Академии художеств, их дальнейшая судьба

Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи

От легенд и мифов — к повседневным образам, будь то крестьяне, среднерусский пейзаж или выдающиеся люди страны. Реализм против академизма.

Вдохновленные идеями народничества и уставшие от рамок Академии художеств, живописцы в конце ХIХ века объединились в творческое сообщество и поехали со своими картинами по стране.

Вспомним историю художников-передвижников вместе с Натальей Летниковой.

Живописный бунт. Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств предпочли Большой золотой медали свободу творчества.

Отказались писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле, посчитав предложенную тему слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему.

Важно

Получив отказ, покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию Академии. Художники направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.

«Артель художников». В 1863 году молодые живописцы под предводительством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства творческое объединение. Главной идеей провозгласили реализм и социальную направленность. Вместо театральности и мифологии.

Вела общее хозяйство в доме на Васильевском острове супруга Крамского Софья Прохорова. Артельщики принимали заказы, давали уроки рисования, по четвергам обсуждали проблемы современного искусства. Подорвал идею «коммуны» финансовый вопрос и возобновление некоторых артельщиков сотрудничества с Академией.

Возмущенный Крамской покинул Артель, и сообщество пришло в упадок.

Художники-передвижники. Через семь лет после образования Артели на смену пришло «Товарищество передвижных художественных выставок».

Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Горячо приветствовал вольное содружество в русском искусстве знаменитый критик Владимир Стасов.

«Очень замечательным для русского искусства явлением» назвал начинание передвижников Михаил Салтыков-Щедрин.

Крамской и лучшие из лучших.

Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов… Портретисты, представители бытового и классического жанра, мастера тихих пейзажей и историки от живописи, театральные художники и художники-монументалисты. Передвижники — цвет русского изобразительного искусства конца ХIХ века.

Устав — на благо народа. Организация передвижных художественных выставок во всех городах империи стала главной задачей сообщества. Устав сообщества был утвержден в 1870 году. Передвижники отправились со своими работами и представлениями о живописи «в народ».

Художники хотели познакомить жителей провинции с современным русским искусством, а заодно и продать свои картины. Таким образом картины покинули Петербург, стены Академии художеств и вышли за рамки галерей.

Первая выставка.

«Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению — она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его… Это люди с таким же талантом, как и прежде, но только голова у них другая», — писал Владимир Стасов. В 1871 году выставка открылась в Петербурге и за два месяца побывала в Москве, Киеве и Харькове.

Уже до начала работы экспозиции была куплена половина из 46 картин и рисунков. Вернисаж имел не только общественный резонанс, но и финансовый успех. Доселе живописцам неведомый.

Художественный кооператив

7 фактов о художниках-передвижниках – История и обществознание. Баутина Екатерина

Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа – все о живописи

7 фактов о художниках-передвижниках

9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств произошло событие — бунт, скандал — давшее жизнь знаменитому на весь мир «Товариществу передвижных художественных выставок». В этот день 14 лучших выпускников Академии отказались от участия в посвященном ее столетию конкурсе на большую золотую медаль.

По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Пир в Валгалле», однако, молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет архинесовременным и оторванным от реальности.

Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награжден».

Ратуя за реализм и остросоциальную направленность живописи, разорвавшие отношения с Академией, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников». Спустя некоторое время она переродилась в «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников.

На фото участники «Бунта четырнадцати», 1860-е.

Совет

На протяжении всего XIX века Императорская Академия художеств имела своего рода монополию на любую художественную деятельность, однако, многие ученики и выпускники Академии не разделяли убеждений ее ректоров и преподавателей — сюжеты на библейские и мифологические темы казались несовременными; подвергалась сомнению и главенствующая роль формы по отношению к содержанию. Однако, до «Бунта четырнадцати» мало кто заявлял об этом в открытую.
Фактически именно «Бунт четырнадцати» — срыв юбилейного конкурса Академии художеств — стал первой предпосылкой появления движения передвижников.

Николай Ге — «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», 1871, первая выставка передвижников

Ни один период истории русской живописи не был отмечен таким яростным отрицанием академизма и концепции «искусство ради искусства», как период, начавшийся в 60-е годы XIX столетия.

Вдохновленные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.

Эти стремления были выражены в уставе товарищества:

Ǥ 1.

Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах (для): а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.

§ 2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотоснимков…»

Помимо всего этого, устав товарищества оговаривал правила управления его делами и кассой, а также условия приема в его ряды новичков.

Илларион Прянишников — «Порожняки», 1871, первая выставка передвижников.

«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок.

Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще…», — писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.

Первая выставка передвижников, путешествовавшая по России в течении без малого двух месяцев, открылась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге и успела побывать также в Москве, Киеве и Харькове.

Обратите внимание

Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов. Выставка вызвала широкий общественный резонанс, а общий доход от нее составил около 4400 рублей.

Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом; без заслуженного заработка не остался ни один художник — и эту ситуацию тоже можно было считать абсолютным прорывом.

Дело в том, что годовой (!) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша — все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора.

Михаил Клодт — «Волга под Симбирском», 1881.

Участники товарищества требовали друг от друга неукоснительного следования принятому ими уставу и в особенности той его части, которая касалась финансовых вопросов — 5% от стоимости каждой проданной картины, а также все деньги, полученные за билеты на ту или иную передвижную выставку, отправлялись в кассу товарищества, остальное же поступало «в раздел между экспонентами, сообразно произведенной правлением оценке их произведений».

Идеальная дисциплина во всем, что касалось денег и организационных моментов, сослужила передвижникам неплохую службу — их дело процветало. К середине 70-х годов XIX века большинство художников, выставлявших свои картины на переезжающих с места на место выставках передвижников, обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.

Князь Григорий Григорьевич Гагарин — вице-президент Академии художеств с 1859 по 1872 годы.

Вскоре после фантастического успеха первой выставки передвижников, преподаватели Академии художеств во главе с ее вице-президентом Григорием Гагариным забили тревогу. Бывшие наставники решили, что новорожденное товарищество под руководством Крамского и Мясоедова подрывает авторитет Академии и лишает ее выставки заинтересованной публики.

Так началось многолетнее противостояние товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат и собиратель русского искусства Павел Третьяков. «Кто действительно прав покажет только время» — говорил он..

«Я не вижу особой благодати в борьбе с Академией, на это тоже время требуется, а его так мало, — писал он Ивану Крамскому в 1879 году — Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость — вот это благодать!»

Важно

Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.

Николай Ярошенко — «Проводил», 1891.

Закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет.

К концу своего существования, товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт.

К примеру, молодым передвижникам было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества; вступление в его ряды также превратилось в достаточно формальную процедуру.

Вот как вспоминал об этом моменте в истории передвижничества живописец Леонид Пастернак: «Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым.

Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом.

Дошло до того даже (в наши дни это кажется невероятным!), что Ярошенко, этот столп передвижничества, рассылал «экспонентам» официальный «циркуляр» с наивнейшим, чтобы не сказать больше, перечислением сюжетов, какие можно писать для присылки на передвижную выставку, с указанием особо «желательных», с определением даже манеры и техники исполнения… Главным в картине был сюжет. Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», — быль, а не сказка-выдумка. Это исторический документ поздней стадии передвижничества».

Илларион Прянишников — «Погорельцы», 1871.

1. Василий Перов — «Охотники на привале», 1871.

2. Илья Репин — «Крестный ход в Курской губернии», 1883.

3. Валентин Серов — «Девочка с персиками», 1887.

4. Василий Суриков — «Боярыня Морозова», 1887.

5. Николай Ге — «Что есть истина?», 1890.

6. Михаил Нестеров — «Видение отроку Варфоломею», 1890.

7. Исаак Левитан — «Тихая обитель», 1891.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *