Жоан миро. художник-поэт – все о живописи
Table of Contents
10 самых известных картин Миро
Подборка самых популярных работ Хуана Миро.
Хуан Миро был всемирно известным испанским живописцем 20-го века. Он являлся одним из первых художников, который принял участие в движении сюрреализма. Его работы считаются предтечей абстрактного экспрессионизма, делая его частью двух доминирующих направлений искусства того времени. Вот список 10 самых значимых работ мастера.
#10 Портрет Нубиолы
Год создания: 1917
Главный герой портрета — преподаватель сельского хозяйства в школе искусств, с которым Хуан начал общаться в учебные годы. Этот портрет считается лучшим произведением раннего периода мастера, сочетающим кубизм и фовизм. В настоящее время находится в коллекции музея Фолькванг (Германия).
#9 Вспаханное поле
Год создания: 1923
Художник всегда был связан с сельским «миром», что повлияло на его загородные пейзажи. Эта картина — абстрактное изображение каталонской родины автора, а так же является первой крупной работой Миро, классифицированной как сюрреалистическая.
#8 Май 1968
Год создания: 1973
«Май 1968» изображает период гражданских волнений во Франции, связанной с рядом протестов против капитализма и традиционных институтов. Хуан Миро, который был сторонником этого движения, вдохновляется этими событиями при создании шедевра.
#7 Натюрморт со старым ботинком
Год создания: 1937
Аналогично предыдущей работе, в основе произведения лежит политическая ситуация, сложившаяся в результате гражданской междоусобицы в Испании. На полотне расположены старый ботинок, яблоко проткнутое вилкой и другие объекты, символизирующие трагичность жизни обычного человека. Эта работа показывает отчаяние и печальные последствия любой войны.
#6 Спасательная лестница
Год создания: 1940
Среди наиболее значимых работ Миро стоит выделить серию из 23 маленьких картин, известную как «Созвездия».
Работа создана в период начала Второй мировой войны, а изображенная на ней лестница, в дальнейшем, часто используется художником в метафоричном смысле и переносит картины в другую плоскость, далекую от мирского реализма.
Спасательная лестница, возможно, нужна для обеспечения пути художнику и зрителя от войны, геноцида и жестокости. Это самая известная работа из серии «Созвездия».
#5 Каталонский пейзаж (Охотник)
Год создания: 1924
Этот пейзаж и «вспаханное поле» являются двумя главными произведениями художника в стиле сюрреализма. Они используют символический язык, который можно встретить в последующих работах. В Охотнике скрыты масса мыслей и посылов, все из которых до сих пор не расшифрованы.
#4 Картина (Голубая звезда)
Год создания: 1927
Жгучий синий цвет, используемый в одной из самых важных картин в карьере художника, можно увидеть в последующих работах не только Хуана, но и Марка Ротко, Ива Кляйна. В июне 2012 Голубая звезда была продана на аукционе за 23.5 млн. фунтов, установив рекорд самой высокой цены на картину этого художника (по состоянию на февраль 2016).
#3 Синий II
Год создания: 1961
Среди самых нашумевших произведений мастера стоит упомянуть триптих «Синий 1/2/3», состоящий из трех огромных (355 * 270 см) картин. Все они состоят из простых фигур на синем фоне. В «Синий 2» Миро включает динамичную красную линию в левой части картины, которая контрастирует с безмятежным фоном. Именно эта часть считается самой известной из трех.
#2 Карнавал Арлекина
Год создания: 1925
Картина демонстрирует праздник, известный как Марди Гра, который начинается с соблюдения Великого поста и достигает кульминации в день перед Пепельной средой. «Карнавал Арлекина» рассматривается искусствоведами как изображение подсознания человека.
#1 Ферма
Год создания: 1922
Самая известная картина Миро, Ферма, демонстрирует каталонский загородный дом. Сам автор считает, что эта работа — ключ к его карьере, описывающая отправную точку в собственном искусстве. Это самая реалистичная работа художника. Огромную любовь к произведению выразил Эрнест Хемингуэй, который позже приобрел картину.
Жоан Миро – биография и картины художника в жанре Сюрреализм – Art Challenge
Бутылка вина
Бутылка вина
20 век
20 век Siesta.
Siesta.
1925
1925 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Untitled by автором ( не названная автором)
Untitled by автором ( не названная автором)
1934
1934 “Женщина и собака напротив луны”.
“Женщина и собака напротив луны”.
1935
1935 Автопортрет
Автопортрет
1937
1937 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Без названия
Без названия
20 век
20 век Красное и черное
Красное и черное
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно The Beautiful Bird Revealing
The Beautiful Bird Revealing
1941
1941 Без названия из серии 11
Без названия из серии 11
1947
1947 Акробаты в ночном саду
Акробаты в ночном саду
1948
1948 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно peinture
peinture
1926
1926 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Голландский интерьер
Голландский интерьер
1927
1927 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Голова мужчины
Голова мужчины
1935
1935 Характер
Характер
1934
1934 Maternity
Maternity
1924
1924 The Birth of the World
The Birth of the World
1925
1925 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно color of my dreams
color of my dreams
20 век
20 век Без названия.
Без названия.
1927
1927 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Автопортрет
Автопортрет
1917
1917 фермер
фермер
1912-1914
1912-1914 Стиль жизни с розой
Стиль жизни с розой
1916
1916 Портрет Энрике Рикарта
Портрет Энрике Рикарта
1917
1917 Portrait of V. Nubiola
Portrait of V. Nubiola
20 dtr
20 dtr Portrait Of Hiberto Casany. (The Chauffeur)
Portrait Of Hiberto Casany. (The Chauffeur)
1918
1918 Prades, the Village
Prades, the Village
1917
1917
Ciurana, the Path
Ciurana, the Path
1917
1917 Север – Юг
Север – Юг
1917
1917 Огород с ослом
Огород с ослом
Неизвестно
Неизвестно След телеги
След телеги
Неизвестно
Неизвестно Автопортрет
Автопортрет
1919
1919 Стол ( Натюрморт с кроликом
Стол ( Натюрморт с кроликом
1920
1920 Desnudo de pie (Стоящая обнаженная)
Desnudo de pie (Стоящая обнаженная)
1918-1921
1918-1921 Обнаженная с зеркалом
Обнаженная с зеркалом
1919
1919 Ферма
Ферма
Неизвестно
Неизвестно Карбидная лампа
Карбидная лампа
20 век
20 век Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно The Ear Of Grain
The Ear Of Grain
1922 – 23
1922 – 23 Aбстрактный пейзаж.
Aбстрактный пейзаж.
1924-1925
1924-1925 Пропашное поле
Пропашное поле
20 век
20 век Catalan Landscape (The Hunter)
Catalan Landscape (The Hunter)
1923-24
1923-24 ← →
Person Throwing A Stone At A Bird
← →
Person Throwing A Stone At A Bird
1926
1926 Bathing Woman
Bathing Woman
1925
1925 Собака, лающая на луну
Собака, лающая на луну
Неизвестно
Неизвестно номер 341
номер 341
1925
1925 Dutch Interior I
Dutch Interior I
1928
1928 Хоан (Жоан) Миро. Голландский интерьер 0 Голландский интерьер
Хоан (Жоан) Миро. Голландский интерьер 0 Голландский интерьер
1928
1928 Портрет миссис Миллс
Портрет миссис Миллс
1750
1750 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Живопись
Живопись
1950
1950 Натюрморт со старым ботинком
Натюрморт со старым ботинком
1937
1937 Man And Woman In Front Of A Pile Of Excrement
Man And Woman In Front Of A Pile Of Excrement
1936
1936 ← →
A Dew Drop Falling From A Bird's Wing Wakes Rosalie, Who Has Been Asleep In The Shadow Of A Spider's Web
← →
A Dew Drop Falling From A Bird's Wing Wakes Rosalie, Who Has Been Asleep In The Shadow Of A Spider's Web
1939
1939 Пожарная лестница!!!
Пожарная лестница!!!
1939
1939 Картина
Картина
1943
1943 Созвездия
Созвездия
1939
1939 Constellation Awakening At Dawn
Constellation Awakening At Dawn
1941
1941 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Бой быков
Бой быков
1945
1945 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Синий 2. левая часть триптиха
Синий 2. левая часть триптиха
1962
1962 Триптих “Синий” Правое полотно – |||
Триптих “Синий” Правое полотно – |||
1961
1961 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно The Gold of the Azure
The Gold of the Azure
1967
1967 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно поцелуй
поцелуй
1901
1901 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Перелетная птица
Перелетная птица
1970
1970 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
1964
1964 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Фигуры
Фигуры
1936
1936 грустно-веселое х
грустно-веселое х
…..
….. “Personage, summer”
“Personage, summer”
1925
1925 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Сидящая женщина
Сидящая женщина
1938
1938 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Bouquet of Flowers. Smile of My Blond,
Bouquet of Flowers. Smile of My Blond,
1924
1924 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Облако и птицы
Облако и птицы
1927
1927 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Жоан Миро: жизнь и творчество художника
Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miró i Ferrà, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график.
Содержание
Биография Жоана Миро
Творчество Миро
Прогулки по Барселоне вместе с Жоаном Миро
Картины Жоана Миро
Библиография
Родился Миро 20 апреля 1893 года в Барселоне. Художник родился в семье ювелира. Уже в 8 лет его рисунками восторгались все родные. Поэтому в 1907 году отец отправил его на обучение в барселонскую школу изящных искусств. В юном возрасте Миро устроился работать аптекарем, однако продолжал рисовать.
В 1911 году художник едет на ферму Монтройг (Каталония) к своим родителям, чтобы поправиться после болезни. Это место особенным образом повлияло на его творчество и вдохновение. Именно тогда он ясно решил посвятить свою жизнь только живописи. Жоан поступает в Барселоне в академию Франсиско Гали. Здесь Миро познакомился со своим будущим помощником, мастером по керамике Лоренсом Артигасом.
Творчество Миро
Направление творчества художника — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.
В 1912 году Миро посещает выставку импрессионистов, фовистов и кубистов. Впечатления от этой выставки оставили заметный след в его дальнейшем творчестве.
В 1916-1919 годах художник был подвержен различным влияниям, сказавшимся на его стиле. Его работа «Север-Юг» (1917 год) выполнена в стиле декоративного фовизма. Картина «Портрет Рикардо» (1917 год) — в стиле синтетического кубизма. Картина «Монтройг, церковь и деревня» (1919 год) выполнена в холодных тонах сюрреализма.
Обратите внимание
В 1918 году состоялась первая серьезная личная выставка Миро в галерее «Дальмау». А через год в Париже он свел долгожданное знакомство с Пабло Пикассо и Андре Массоном.
Несмотря на знакомства со знаменитыми художниками, Миро остается верен своему индивидуальному стилю. В это время он пишет картину «Обнаженная с зеркалом», которая говорит нам о разложение реальности вследствие создавшегося внутреннего напряжения.
Картины «Ферма» и «Фермерша» наделены пластическими знаками и символами, расположенными в пустом пространстве.
North South
Nude with Mirror
Portrait of E. C. Ricart
В 1921 году в Париже проходит его выставка в галерее «Ликорн». С 1923 года Миро погружается в мир сюрреализма, придавая ему индивидуальные полуфантастические черты.
В этот период знаменитыми стают его полотна «Пашня», «Карнавал Арлекина» и «Материнство».
В 30-е годы Миро представляет публике свои коллажи. Знамениты его работы «Композиция» (1933 год) и «Живопись» (1933 год). В ответ на события Гражданской войны были сотворены два крупномасштабных панно: «Жнец» и «Натюрморт со старым башмаком». В 40-х годах была создана серия гуашей.
Картина «Созвездия» стала одним из наивысших достижений Миро.
После окончания Мировой войны художник осуществил свою мечту: в 1947 году Миро закончил огромных размеров настенное панно для международной сети отелей «Хилтон».
В 1956 году Миро переехал в Пальма-де-Мальорка, где приобрел большой дом с мастерской.
Важно
Здесь совместно с бывшим одноклассником Л.Артигасом было выполнено ограждение для комплекса ЮНЕСКО. Эти годы также известны его работой над керамическим панно для столовой Гарвардского университета, здания Высшей школы в Санкт-Галлене.
Также в 60-е годы он изготовил ограду для Фонда в Сен-Поль-де-Вансе и аэропорта в Барселоне.
Многоликий талант Жоана Миро проявился в таких областях, как живопись, скульптура, керамика, сценография, печатная графика и даже поэзия.
Художник покинул этот мир в 1983 году в своем доме в Пальма-де-Мальорке, который спустя девять лет был преобразован в дом-музей.
В 1975 году в столице Каталонии был основан Фонд Жоана Миро. Сегодня здесь находится более 8000 работ художника. Фонд расположен на вершине горы Монжуик в здании Национального музея искусства Каталонии.
Прогулки по Барселоне вместе с Жоаном Миро
Мозаика на стене аэропорта
Если вы прилетели в аэропорт Барселоны Т2, то можете начать осмотр достопримечательностей прямо здесь. Фасад этого терминала украшает керамическая мозаика Жоана Миро.
Это одна из четырех крупных работ, подаренных художником городу: скульптура «Dona i Ocell» (Женщина и Птица), Фонд Миро и две мозаики на Рамбле и на стене аэропорта.
Эту огромную мозаику 5х9 метров Миро и его друг керамист Жозеп Лоренс создали в 1970 году.
Мозаика на бульваре Рамбла
Каждый турист, посетивший Барселону, побывал на бульваре Рамбла. Тысячи людей проходят здесь каждый день и многие даже не замечают под ногами произведение знаменитого художника.
Находится оно прямо у входа в метро Liceu, недалеко от известного рынка Boqueria.
Не случайно именно здесь в 1976 году Жоан Миро решил разместить свою мозаику. Эта часть бульвара находится недалеко от улицы Passatge del Crédit, где он родился 83 года назад, в доме номер 4.
Со временем мозаика была повреждена, вытоптана ногами тысяч горожан и туристов, и в 2006 году, к 30 летию ее появления на Рамбле, была отреставрирована.
Парк Жоана Миро
После смерти Франко в Барселоне начались перемены. В 1979 году была снесена старая скотобойня, и на ее месте построен большой двухуровневый парк, сейчас известный как Парк Миро или Парк Скотобойни (Parc de l’Escorxador). Он находится рядом с метро Таррагона.
Главной достопримечательностью здесь является 22 метровая скульптура «Женщина и Птица» (Dona i Ocell). Это последняя работа Жоана Миро. Ее открытие состоялось в 1983 году, незадолго до смерти художника.
Библиография
- Орлова К.В. Жоан Миро. Начало пути // Театр. Кино. Музыка. Живопись. М.: РАТИ ГИТИС, 2009. С. 117-127. (0,7 а.л.).
- Орлова К.В. Испанские художники в Париже // Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Тезисы докладов научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина / Под научн. ред. Н.М. Леняшиной. Спб., 2010. С. 60-61. (0,05 ал.).
- Орлова КВ. Два Фонда Жоана Миро // Декоративное искусство. № 1. М.: ММСИ, 2011. С. 121-124. (0,5 а.л.).
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: centroespanol.ru, ru.wikipedia.org, madrid.
portalglobus.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Жоан Миро: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Жоан Миро: жизнь и творчество художника
3 (60%) 1 голос(ов)
Жоан Миро-и-Ферра
(также допускается испаноязычный вариант написания имени – Хуан или Хоан) – испанский каталонский художник-абстракционист, график, скульптор.
Начало карьеры
Жоан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. Его отец, Микель Миро Адзериас, был часовщиком и золотых дел мастером родом из Таррагоны. Мать, Долорес Ферра, являлась дочерью столяра-краснодеревщика из Пальма-де-Мальорка. У Жоана были близкие и тёплые отношения со всеми членами семьи, однако его родители были крайне низкого мнения о художниках.
Учёба в школе давалась мальчику с трудом, из всех уроков он успевал только в географии и рисовании, которое было факультативным. Именно в школе, в возрасте семи лет Миро впервые попробовал рисовать.
В 1907 году четырнадцатилетний Миро по настоянию отца поступил в школу ремёсел и параллельно – в знаменитую художественную школу Ла Лонха (LaEsqueladelaLonja), ту самую, в которой учился Пикассо. Его преподавателем оказался Модесто Ургель
Совет
В 1910 Миро по настоянию отца нанялся помощником бухгалтера в торговый дом Дальмо-и-Оливерс. Работа была ему противна, он плохо справлялся и рисовал на полях документов.
В 1911 году художник заразился тифом и пережил тяжелейший нервный срыв. Период лечения и реабилитации он провёл на родительской ферме в Монтройге. Убедившись, что бизнесмена из сына ему не сделать, Миро-старший снял запрет и позволил Жоану заниматься искусством.
В 1912 году Миро стал посещать класс Франческо Гали в частной художественной школе в Барселоне.
В 1915 Миро снял мастерскую со своим сокурсником Рикаром. Друзья стали посещать художественный кружок в Сант-Люк.
Миро был призван в армию и отслужил полгода.
В 1918 году в Галерее Жозефа Далмо (Galeria Sala Dalmau Barcelona) состоялась первая персональная выставка Миро.
Она была открыта в течение трёх недель с января по февраль, экспозиция включала 64 полотна и множество рисунков, сделанные за период с 1914 по 1917 гг.
Работы начинающего живописца были осмеяны, а их автор предан остракизму. «Если это живопись, то я Веласкес!» – бросил один из посетителей.
После столь неудачного дебюта Миро решил кардинально сменить направление. В его творчестве наступил период поэтического реализма, который критик Рафолс охарактеризовал как «деталистский» (detallista).
Обратите внимание
В письме другу, датированным 16 мая 1918 года можно найти следующие строчки: «Сейчас меня больше всего интересует каллиграфия деревьев и крыш —листказа листком, веточкиза веточкой, ребраза реброми черепицыза черепицей».
Скрупулёзность и кропотливость Миро была отчасти продиктована его возросшим интересом к японской гравюре, к которой он пришёл через увлечение Ван Гогом, который был большим поклонником укиё-э.
В 1919 году Миро принял участие в групповой выставке «Группы Курбе», после которой принял решение покинуть Испанию. Атмосфера Барселоны казалась ему удушающей. В письме Рикару он жаловался, что больше не может находиться в городе.
Франция
В марте 1919 года 27-летний Миро приехал в Париж, где познакомился с ключевыми фигурами европейской художественной жизни, включая Пикассо. Посещение мастерской последнего крайне разочаровало молодого каталонца. «Всё пишется для дилеров, всё ради денег. – Делился Миро.
– Визит к Пикассо сродни визиту к балерине с кучей любовников». Первые несколько месяцев в Париже Миро не мог притронуться к кисти, по собственному признанию, он был «дезориентирован, парализован».
Положительное впечатление на него произвёл Лувр – «мощный» и «совершенно божественный».
В 1922 году Миро написал монументальную картину «Ферма». Начатая на ферме в Монтроиче (Mont-roigdelCamp), она была завершена в Париже. На тот момент Миро считал эту работу главной в своём творчестве: он работал над ней ежедневно по 7-8 часов в течение 9 месяцев.
Монументальное полотно было призвано передать весь его опыт проживания в провинции и переживания за малую родину. Намереваясь продать картину, Миро связался с известным дилером Леонсом Розенбергом (Léonce Rosenberg), некогда занимавшимся делами Пикассо. Розенберг предложил разрезать холст на восемь частей, чем привёл художника в ярость.
В итоге картина была продана писателю Эрнесту Хемингуэю. Он приобрёл её за 5000 французских франков в качестве подарка для своей супруги.
Позднее Хемингуэй напишет в журнале Cahiers d'Art: «В открытом такси огромный холст надувало ветром, как парус, и мы попросиливодителяехатьпомедленнее. Дома мы повесилиэту картину, все гляделина нее и былисчастливы. Я не променялбы ее ни на какуюдругуюкартинув мире». В том же году состоялась первая персональная выставка художника в Париже.
Французы встретили художника куда более радушно. Миро обустроил свою мастерскую на улице Блома, 45 и объявил о создании художественного объединения «Группа улицы Бломе». В группу вошли его сосед, Андре Массон, поэты Мишель Лейрис, Антонен Арто, Робер Деснос, Жорж Лимбур.
Важно
Позже Миро сблизился с поэтами-сюрреалистами: Андре Бретоном, Луи Арагоном и Полем Элюаром.
Современная поэзия и общение с видными французскими поэтами оказали существенное влияние не только на творчество, но и на образ жизни Миро, в чём он сознавался в письмах Лейрису. Картина «Пашня», написанная в Монтроич дель Камп в 1923-24 гг. была вдохновлена сборником «Гниющий чародей» Аполлинера.
Влияние сюрреализма
В 1924 году лидер сюрреалистов поэт Андре Бретон опубликовал «Манифест Сюрреализма». Это оказало значительное влияние на мировоззрение и стиль Миро. Хотя он никогда не был полноправным членом сюрреалистического сообщества, он успешно инкорпорировал некоторые принципы сюрреализма в своё творчество.
Он обратился к бессознательному, начал следить за своими сновидениями и, по его словам, стал «использовать реальность, скорее, как отправную точку». Так, знаменитая работа «Каталонский ландшафт.
Охотник» (1924) была написана «под влиянием галлюцинаций, вызванных голодом» (долгое время художник нищенствовал и мог позволить себе полноценный обед лишь раз в неделю). «Мне удалось избежать абсолютизации натуры, и мои пейзажи не имеют ничего общего с внешней действительностью… — Заключил Миро.
— Я знаю, что ступил на рискованную дорогу, что меня будет охватывать паника, паника путников, следующих тропой, где их подстерегает опасность; я все преодолею благодаря дисциплине и серьезности, с которыми работаю»
По воспоминаниям близкого друга Миро, поэта Мишеля Лейриса, в кругу сюрреалистов посмеивались над каталонцем. Для них он был воплощением буржуазной благопристойности: чрезвычайно дисциплинированный и немногословный трудоголик, он не волочился за девушками, не провоцировал публику, не вёл богемный образ жизни.
Он стремился при каждом удобном случае покинуть Париж и регулярно навещал родные края, черпая вдохновение в каталонских обычаях и пейзажах. Единственным сюрреалистом, с которым Миро по-настоящему сблизился, был Макс Эрнст, но и с ним отношения развивались необычно.
Известен случай, когда в ходе жаркого спора Эрнст в ярости пригрозил повесить Миро, если тот не выскажет свою точку зрения. Эрнст полушутя повязал петлю вокруг шеи художника, но тот так и не проронил ни слова.
В 1926 Миро и Эрнст заключили контракт с Сергеем Дягилевым и создали декорации к балету «Ромео и Джульетта», чем навлекли на себя гнев со стороны остальных сюрреалистов.
Совет
Самая первая работа Миро, которую можно назвать в полной мере сюрреалистической, была написана им в 1924-25 гг. Это «Карнавал Арлекина» — пляска текучих, бесформенных существ, произвольным образом заполняющих пространство от пола до потолка.
Жак Дюпен, поэт, художественной критик и автор одной из первых монографий о Миро, назвал его композиции 1925-27 гг. живописью снов. К слову самая первая монография о художнике вышла в 1940 году в Токио, её автор — Шудзо Такигучи.
В эссе 1928 года «Сюрреализм и живопись» Бретон отметил, что вполне вероятно, что Миро будут считать «наиболее сюрреалистическим из всех нас».
В 1928 году Миро предпринял путешествие в Голландию и написал серию «Голландские интерьеры» под впечатлением от увиденных в местных музеях шедевров старых мастеров. В 1929 женился на уроженке Майорки Пилар Хункосе Иглесиас. В браке родилась дочь Долорес.
Годы с 1928 по 1931 гг. можно назвать наиболее насыщенными и удачными в карьере Миро: ему удалось выбраться из нищеты, прославиться за пределами Франции и завоевать признание критики. Выставка в галерее Бернхайма, устроенная Пьером Лебо, сделала Миро одним из лидеров авангарда.
В 1933 году в Барселоне открылась экспозиция коллажей Мира, которая стала первой, положительно воспринятой на родине художника выставкой.
Образность
Ранние сюрреалистические работы Миро являются, по его же признанию, наиболее откровенными из всех, когда-либо им созданных. Художник писал, что галлюцинации заменили ему модель. Тем не менее, они не были результатом импровизации или плодом разыгравшегося воображения: созданию картины всегда предшествовал подготовительный этап. Миро рисовал эскизы и тщательно обдумывал содержание.
Как и в случае с другим выдающимся авангардистом, Паулем Клее, живопись Миро ошибочно называют наивной. Даже на страницах энциклопедических изданий можно нередко найти сравнения его зрелых работ с детскими рисунками, художнику любят приписывать стремление подражать детям.
В действительности, Миро никогда не ставил подобных задач, одним из его ориентиров долгое время оставалась наскальная живопись. Известно провокационное высказывание каталонца: «Со времен пещерных людей живопись только деградировала».
Обратите внимание
Его плоскостные, лишённые какого-либо объёма композиции, и впрямь напоминали наскальные рисунки.
Полотна Миро «кишат» органическими амёбообразными формами, напоминающими эмбрионы, однако лишены вызывающей брезгливость натуралистичности. «Для меня любой предмет —живой. — Писал Миро. —В этойсигарете илиспичечномкоробкея ощущаюгораздоболеенапряжённую жизнь, чем в иныхлюдях…При видедеревая испытываютакоепотрясение, словнооно говорити дышит. Деревои человекоченьпохожи…».
Миро работал с широким спектром материалов – камнем, медью, бумагой, мезонитом; наряду с красками им использовались песок, дёготь, казеин. Всё, что попадалось под руку, шло в дело. Он изготовлял коллажи из газетных и журнальных вырезок и приклеивал их к холстам. Создавал скульптурные композиции из подручного хлама, которые позднее отливались в бронзе.
Военное время
В 1936 году в Испании началась Гражданская война. Миро, принявший сторону республиканцев, провёл первый год войны в уединении на своей ферме. Он посвятил кровавым событиям картину «Мужчина и женщина перед кучей дерьма» (1936). В 1937 году, скрываясь от фашистов, Миро вновь приехал в Париж.
Вместе с семьёй он был вынужден ютиться в крохотной дешёвой гостинице. В это время рождается знаменитый «Натюрморт со старым ботинком». Прибытие во Францию совпало с проведением в стране очередной Всемирной выставки, и художник получил заказ на оформление павильона республиканской Испании.
Он нарисовал монументальное панно «Жнец», изображающее каталонского крестьянина с серпом.
Миро призывал общественность бороться с фашизмом и нарисовал пронзительный плакат «AidezL’Espagne» («Помогите Испании»). На нём изображён каталонский крестьянин в берете (barettina), чей образ по словам художника, был ему ближе и казался честнее, нежели портрет какого-нибудь интеллектуала.
Позже в каталоге-резоне были опубликованы черновики художника, включая эскизы плаката. Из них становится ясно, что Миро намеревался изобразить женщину с обнажённой грудью, вздымающей руку со сжатым кулаком.
Вероятно, художник отказался от первоначального варианта, так как тот слишком сильно напоминал о Марианне (персонификации Французской революции).
Годы Второй мировой войны художник провёл в Варанживиле, деревушке на побережье Нормандии. Миро пытался отплыть на корабле в США, но ему не хватило места. За несколько дней до оккупации нацистами столицы, Миро покидает Францию и возвращается в Испанию.
Вторая половина XX века
В 1945 году Пьер Матисс, сын художника Арни Матисса и весьма успешный галерист, выставил «Созвездия», цикл работ, написанный Миро в годы Второй мировой, совершенно далёкий от тем войны и насилия. К живописцу приходит мировая слава.
В 1947 году Миро получил заказ на роспись террасы отеля «Хилтон» в Цинциннати и стен отеля «Ле Гурме».
В 1948 художник вернулся в Париж. В 1954 он стал почётным гостем Венецианской биеннале и получил большую премию.
Важно
В 1956 году давний друг Миро Дюпен выступил в качестве куратора очередной выставки. Поэт был назначен единственным доверенным лицом художника. Впоследствии он стал организатором целого ряда мероприятий и выпустил многотомный каталог-резоне.
В том же году осуществилась давняя мечта Миро: он поселился на вилле с огромной студией в Пальма-де-Майорка. Вилла была спроектирована его близким другом, архитектором Хосе Луисом Серт. Миро, наконец, получил возможность трудиться над масштабными произведениями – теперь ему в буквальном смысле было где развернуться.
В 1959 году Миро получил Международную премию Гуггенхайма из рук президента Эйзенхауэра. Эту награду ему принесли гигантские трёхметровые композиции из керамики шириной в 15 и 7,5 метров, выполненные для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Затем последовали заказ на украшение столовой Гарвардского университета (1960-61 гг.), оформление Высшей школы экономических наук в швейцарском Сан-Галлене (1964), дизайн ограды Фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе и панно для Барселонского аэропорта (1970). На протяжении 50-70 гг. в фокусе внимания художника находились скульптура и керамика.
В мае 1968 года во Франции прошли массовые студенческие выступления, закончившиеся всеобщей забастовкой и сменой правительства. Миро, придерживавшийся левых взглядов и горячо поддержавший «красный май», был глубоко потрясён случившимся и написал картину «Май 1968». Начатая в 1968, она была закончена только в 1973 году.
В 1974 году Миро создал гобелен специально для вестибюля Южной башни Всемирного торгового центра. Работа была утрачена после террористической атаки 11 сентября 2001 года.
В 1975 году в Барселоне был открыт Фонд Жоана и Пилар Миро.
Художник скончался 25 декабря 1983 года в возрасте 90 лет.
В 1987 году в Музее Соломона Гуггенхайма прошла масштабная ретроспективная выставка, куратором которой стал давний друг и биограф Миро Дюпен.
Жоан Миро. Биография и картины. Художники Ротко и Поллок. Биографии и картины
Жоан (Хуан) Миро-и-Ферра (1893-1983) – испанский художник, скульптор, график и дизайнер, ведущий представитель абстрактного искусства.
Жоан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне в семье ювелира-часовщика. Талант к рисованию проявился в нем достаточно рано. Уже в возрасте 8 лет он создавал картины, по которым можно было понять – мальчик станет известным художником.
Родители Миро были рады успехам сына, но настояли на получении им прежде всего «настоящей» профессии. В 1907 году Жоан поступает в школу коммерции, параллельно посещая занятия в Барселонской Школе изящных искусств де ла Лонха.
Совет
С успехом закончив обучение, в 1910 году Миро устраивается на должность помощника бухгалтера в «Дом Дальмо-и-Оливерас», торгующий аптечными и колониальными товарами.
Но уже через год он тяжело заболевает тифозной лихорадкой и для поддержания ослабшего здоровья переезжает на только что приобретенную родителями ферму в Монтройге. Здесь, вдохновленный каталонской природой, Миро решает посвятить себя и свою жизнь искусству.
В период с 1912-1915 гг. Жоан обучается в частной художественной академии Франсиско Гали в Барселоне. В это время молодой художник пишет свои первые серьезные работы («Фермер», 1914). Здесь он также знакомится с каталонскими живописцами, в том числе будущим своим помощником, керамистом Л. Артигасом.
Не ограничиваясь занятиями в Академии, Миро черпает знания и вдохновение на выставках, экспонирующих картины различных передовых направлений – импрессионизм, фовизм, кубизм. Все они в дальнейшем оказали влияние на дальнейшее развитие его творчества.
Так, в традициях фовизма с его яркими цветами, выполнены картины «Натюрморт с розой» (1916), «Портрет В. Нубиолы» (1917), «Север-Юг» (1917).
«Портрет Рикарта» (1917) несет в себе черты синтетического кубизма, а сюрреалистические тона улавливаются в работе «Монтройг, церковь и деревня» (1919).
В 1917 году в галерее «Дальмау» состоялась первая персональная выставка картин Жоана Миро, которая не принесла ему столь ожидаемого успеха. Ни одна из его 64 картин не нашла своего покупателя.
В следующем, 1918 году, Миро вместе с художниками-единомышленниками основывает «Группу Курбе», участники которой противопоставляли свое творчество традиционному консерватизму в испанском искусстве.
В это же время происходят изменения в живописной манере самого художника – наступает поворот в сторону «поэтического реализма». Для пейзажей Монтройга, написанных в 1918 году, характерны углубление перспективы, насыщенность деталей, прописанность каждого образа до мелочей («Следы телеги», «Огород с ослом», «Дом с пальмой»).
Обратите внимание
В 1920 году в поисках вдохновения Миро переезжает в Париж. С этого времени жить и работать он будет здесь, а лето проводить на родительский ферме в Монтройге. В столице Франции он знакомится с известными художниками – П.
Пикассо и А. Массоном. Встреча с основателем кубизма не проходит для Жоана бесследно – проникаясь идеями новой живописи, он создает кубистические работы «Стол. Натюрморт с кроликом» (1920), «Стоящая обнаженная» (1921).
В Париже (1921-1925) Жоан Миро работает в мастерской по улице Бломе, 45, по соседству с А. Массоном. Постепенно вокруг художников формируется «Группа с улицы Бломе», объединяющая деятелей искусства с общими идеями и одинаково бедственным положением: А. Арто, Ж. Батай, Ж. Лимбург, Ж. Дюбуффе, П. Элюар.
В этой мастерской Миро пишет картину «Ферма» (1921-1922), ставшую вершиной его «поэтического реализма». Полотно насыщенно множеством повседневных объектов, каждый из которых имеет особое символическое значение и дает возможность каждому зрителю интерпретировать ее смысл по своему. «Ферма» была куплена у Миро Э. Хемингуэем, который был частым гостем его мастерской.
Весной 1921 года в парижской галерее «Ликорн» проходит первая международная выставка Миро, так же не имевшая значительного успеха.
В 1923-24 гг. художник пишет картины «Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж (Охотник)», ознаменовавшие собой плавный переход творчества Миро в сторону сюрреализма. Природные формы и элементы здесь замещаются геометрическими фигурами и чертежной графикой.
В 1924 году Миро сближается с группой сюрреалистов во главе с А. Бретоном. Вдохновленный их идеями, на своих полотнах этого периода он изображает ирреальный, полуфантастический мир с глубокой прорисовкой деталей и ярким насыщенным колоритом. Таковы работы «Пашня» (1923-24), «Карнавал Арлекина» (1924) и «Материнство» (1924).
Во второй половине 20-х творчество художника приобретает все более абстрактное содержание, наполненное органичными формами. Постепенно складывается индивидуальный язык живописных идеограмм, используемый мастером при создании картин.
Важно
В живописном словаре Миро выделяются пространственные знаки – линия горизонта, звезды, солнце в верхней половине полотна; волнистые линии и элементы растительности в нижней.
Две части пространства объединяются при помощи вестников – связующих знаков: лестница в небеса, летящая птица, части тела (ухо, глаз), фигуры людей с несоизмеримо большими ногами («Собака, лающая на луну», 1926; «Пейзаж. Заяц», 1927; «Человек, бросающий камень в птицу», 1926).
Впервые за долгое время, художник в 1927-28 гг. покидает Париж и отправляется в Голландию. Путешествие на родину Ван Дейка нашло отражение в работах Миро. Он создает 3 «Голландских интерьера» — «мироморфозы» с картин Сорга и Стина. Именно тот стиль, в котором выполнены «…интерьеры», принес художнику наибольшую известность в дальнейшем.
Жоан Миро – один из немногих художников своего времени, который не мог похвастаться большим количеством любовных связей. Впервые он женился уже в возрасте 36 лет. Его избранницей стала Пилар Ханкоса, уроженка Пальма-де-Майорки, родины матери художника. Молодожены поселяются в Париже, где, в 1931 году рождается их дочь – Мария Долорес.
Важное место в творчестве Миро в начале 30-х годов занимают коллажи, создаваемые с привлечением материалов различной природы и вырезанных иллюстраций из газет и журналов.
Подобные коллажи-эскизы художник затем использует для написания живописных полотен: «Живопись» (1 и 2, 1933), «Композиция» (1933).
С этого момента работы Миро начинают завоевывать внимание и интерес зрителей и художественных критиков, организуемые выставки (1930, Нью-Йорк; Барселона) заслуживают успех и одобрение публики.
Как уроженец Испании, Жоан тяжело переносит страдания, выпавшие на долю его народа с началом Гражданской войны (1936-1939). Художник не принимает непосредственного участия в ходе военных действий, но, проживая в Монтройге, сражается на стороне республиканцев с помощью искусства: «Голова мужчины», 1937; «Мужчина и женщина перед кучей дерьма», 1936.
Совет
В 1937 году, скрываясь от фашизма, художник с семьей возвращается в Париж. Не имея жилья и средств на пропитание, Миро пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», олицетворявшую тяжелое положение, в котором оказались многие в столь суровое военное время.
Одержав победу в Испании в 1939 году, фашизм продолжил свой военный марш по Европе. Беспокоясь за безопасность своей семьи, Миро решает уехать из Парижа и поселяется в Нормандии. Здесь в 1940-1941 гг.
он пишет величайшие свои произведения – серию гуашевых работ «Созвездия».
На 23 картинах изображены звезды, месяц, круги, птицы, животные, глаза, человеческие фигуры, то приближающиеся, то удаляющиеся друг от друга.
В 1942 году семья художника уезжает от войны в Испанию, где Миро заканчивает начатую во Франции работу над «Созвездиями». И уже в 1945 в Нью-Йорке при поддержке Пьера Матисса «Созвездия» были продемонстрированы американской публике и возымели оглушительный успех, а сам художник завоевал мировое признание.
Завершилась Вторая мировая война. Теперь перед художником были открыты безграничные возможности для реализации своей давней мечты о монументальном искусстве.
В 1947 году Миро создает фреску для отеля Хилтон в США, расписывает стены в ресторане «Ле Гурме», спустя 3 года исполняет фреску для Гарвардского университета.
В 1955 году художник получает заказ на роспись стен отделения ЮНЕСКО в Париже. Миро привлекает к сотрудничеству своего давнего друга керамиста Артигаса. Плодом их совместной работы становится керамический фриз «Солнце и Луна», получивший Гран-При Фонда Гуггенхайма.
В это же время, в возрасте 60 лет, художник обзаводится своей первой личной мастерской, построенной для него в Испании архитектором и близким другом Сертом.
Обратите внимание
На рубеже 60–70-х Миро увлекается скульптурой, создавая ее из подручных материалов. Некоторые из изваяний позже были отлиты в бронзе.
В 1975 году в Барселоне был основан Фонд Жоана Миро, открытый для всех молодых художников.
Жоан Миро ушел из жизни в 1983 году. За свои прожитые 90 лет художник проявил свой талант практически во всех областях искусств от живописи до керамики и поэзии, создав 2000 картин, 500 скульптур, 5000 рисунков и коллажей, 400 керамических работ.
МИРОлюбивое искусство. Хуан Миро
Люди будут всё лучше и лучше понимать, что я открывал двери в иное будущее, противодействуя ложным идеям и позициям фанатиков
Хуан Миро
Хуан Миро (кат. Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) – великий испанский художник, график и скульптор, один из лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений искусства XX века.
Имя Хуан Миро на родном художнику каталонском языке пишется и произносится как Жоан, но музеи мира, исследователи и хранители коллекций произведений Миро предпочитают испанское произношение его имени – Хуан.
Интересно, что при этом сам Миро, каталонец по рождению и испанец по национальности, подписывал свои работы по-французски, потому что
французский язык был для него языком поэзии, а различий между живописью и поэзией он никогда не делал: «картина для меня, – говорил Миро, – сродни вспышке. Она должна ослеплять, как красота женщины или поэзия!».
Миро принято считать сюрреалистом – он искренне верил в правоту подсознательного и непосредственного, примыкал к этому течению и, по словам французского писателя Андре Бретона был «самым красивым пером на шляпе сюрреализма».
Многие называют Миро абстракционистом, вернее «духовным отцом» современного авангарда. Однако, Жан Луи Прат, близкий друг Миро и всемирно известный историк искусства, считал, что «живопись Миро не была ни абстрактной, ни фигуративной.
Язык его живописи особенный, очень поэтичный, в нём сконцентрировано совершенно иное художественное мышление».
Важно
Рисунок увлекал Миро с детства, это был единственный род занятий, любовь к которому сохранилась на протяжении всей его долгой и радостной творческой жизни. В школе он с удовольствием посещал классы рисования, много занимался самостоятельно. Через несколько лет после окончания школы поступает в Высшую школу изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне.
В 1919 году Миро уезжает Париж. Здесь он знакомится с художниками, поэтами и писателями, среди которых были его будущие друзья – Пабло Пикассо, Андре Бретон, Жак Дюпен, Эрнест Хемингуэй, Луи Арагон, Макс Эрнест, Рене Магритт.
Миро принимает участие во всех выставках и очень много пишет, пробует себя в традиционных жанрах портрета, пейзажа и натюрморта, работает практически во всех направлениях живописи: фовизм, кубизм, реализм, сюрреализм и абстракционизм; использует различные техники – шелкография, литография, гравюра, керамика и скульптура; экспериментирует с различными материалами: делает рисунки на просмоленной и наждачной бумаге, включает в них различные предметы (камешки, верёвочки, кусочки дерева, ракушки), пишет яйцом по мазониту и маслом по меди. Например, работы Миро «Ферма» и «Огород с ослом» написаны в жанре, который сам художник назвал поэтический реализм: подробно вырисовывая мелкие реалистические детали, он одновременно погружает их в сказочно-фантастическое пространство света и цвета. Кстати, картиной «Ферма» был очарован Э. Хемингуэй: «Я не променяю «Ферму» ни на одну картину мира, – писал он, – в ней есть одновременно то, что ты чувствуешь к Испании, когда ты там и когда тебя там нет. Никто другой не смог бы так выразить эти две противоположности в одной картине». Продолжая комбинировать абстрактные и реальные формы, Миро создаёт для себя иную плоскость выражения, способную вместить причудливые образы воображаемого художником живописного мира. Так, в картинах «Распаханное поле», «Каталонский пейзаж», «Голландский интерьер» и многих других рождается необыкновенно добрый символический сюжет, многократно повторяющийся в своей основе – желания Миро показать художественную красоту счастья и душевного равновесия.
Современники называли Миро «мастером от Бога», потому что в процессе своего творчества художник был фантастически одержим светлым и радостным чувством понимания гармонии мира.
Он постоянно искал и всегда находил ту единственную, почти осязаемую, форму передачи этого состояния, создав целый ряд сюрреалистических шедевров, например, «Тайны и Созвездия», Любовь к женщине», «Живопись», «Ласточка. Любовь», «Лестница, ведущая к выходу», «Песнь соловья в полночь и утренний дождь».
Стремясь выразить нечто вечное и важное, он интуитивно создал особый язык «каракуль» (искусствоведы назовут их священными для искусства), благодаря которому состоялась наша встреча с вечностью, сегодня, к сожалению, понятная только детям и редкому взрослому.
Таинственные символы, чистый цвет, мягкие переходы и переливы созвездий миров, образная причудливость и особое дыхание работ Миро приглашают нас к общению, заставляют учиться и понимать этот мир.
Принять искусство Миро бывает непросто, но очень важно перечитать строки из его писем: «Сегодня мои молодые современники знают, как следует бороться, когда они бедны, однако всё прекращается, как только их положение улучшается.
Совет
По сравнению с этими людьми, которые в возрасте 30 лет начинают свой позорный распад, как же я восхищаюсь такими художниками, как Боннар и Майоль! Эти двое продолжали бороться до последнего вздоха. Каждый год их старости означал новое рождение. Старея, великие продолжают развиваться и расти».
Пожилой Миро продолжал создавать живые, яркие полотна, не беспокоясь о том, как они выглядят в современном срезе искусства.
Конечно, творчество большинства представителей модернизма объединяет поэтика наполненности многими течениями. Все они участвовали в различных движениях, искали свой собственный, индивидуальный стиль и возможность выразить личные устремления. Но фирменным знаком Миро навсегда останется внутреннее состояние его искусства – удивительно спокойное, умиротворенное и необыкновенно радостное.
Елена Жирова.