Картины эдгара дега. 7 выдающихся полотен художника – все о живописи
Table of Contents
10 самых известных картин Эдгара Дега
Знаковые работы известного импрессиониста Дега.
Хотя Эдгар Дега старался дистанцироваться от движения, работы его авторства считаются одними из основополагающих стиля импрессионизма, который, среди прочего, характеризуется точным изображением света, яркими цветами и откровенными позами героев. Большинство его работ написаны на тему танца. Художник как никто другой славился своим умением захвата движения. Вот 10 из его самых известных картин.
#10 Дамский магазин
Год создания: 1884–1890
Миллинери являлась дизайнером и производителем головных уборов. На этой картине изображена женщина изучающая одну из шляп в магазине. Переход к заводскому производству превзошел ручную работу по многим параметрам, и эта картина — своеобразная дань художника к умирающей профессии, которую тот любил и уважал.
#9 Хлопковая контора в Новом Орлеане
Год создания: 1873
«Хлопковая контора» ознаменовала поворотный момент в карьере художника, подарив ему признание и финансовую стабильность. На картине изображен бизнес дяди живописца — Мишеля Муссона, занимающегося хлопком в брокерском деле.
#8 Звезда
Год создания: 1878
Дега известен работами, изображающими танцоров, в частности балерин. В то время как большинство из них сосредотачиваются на репетициях и подготовке к выступлению, эта работа показывает на сцене одинокую балерину. Позади неё темная фигура, вероятно, покровитель. На данный момент танцовщица купается в славе своего выступления. Именно в это время Дега начинает мастерски захватывать движение.
#7 Площадь Согласия
Год создания: 1875
Площадь Согласия является одной из главных общественных площадей Парижа. Произведение изображает курение сигары виконта Людовика-Наполеона Лепика с дочерьми и собакой, пересекающими парижскую площадь. Персонаж слева — писатель Даниэль Галеви, друг Дега.
#6 Женщина, вытирающая себя после ванны
Год создания: 1895
Произведение относится к известной серии работ, изображающих обнаженных женщин во время купания, расчесывания и т.д. в которой, зачастую, героини находятся в неудобных позах. Реакция на серию была неоднозначна и удостоилась как критики, так и похвалы. Некоторые критики обвиняли автора в женоненавистничестве, как видно, беспочвенно.
#5 Репетиция балета на сцене
Год создания: 1874
К концу жизни Дега постоянно углублялся в любимую тему, изображая балерин на работе и репетициях. Он изобразил их в сотнях различных ракурсах и позах. Данная картина изображает одну из таких работ. Один из самых знаменитых шедевров интересен необычным контрастом в выражениях и жестах танцоров.
#4 Изнасилование
Год создания: 1868–1869
Так же известная как «Похищение» и «Интерьер» — наиболее театральная композиция художника, изображающая человека и частично обнаженную женщину. Сюжет сцены остается загадкой. Анализ учеными литературных произведений того времени, из который, возможно, была почерпнута композиция, не дал результатов. Таинственности изображению придает мастерское использование света и тени.
#3 Портрет Беллелли
Год создания: 1858–1867
Одна из ранних работ мастера изображает его тетю Лору с мужем Дженнаро, их дочь Джулию и Джованну. Лаура беременна и одета в черное, так как недавно умер её отец, который показан на портрете позади. Этот портрет интересен захватом напряженности и эмоциональным отдалением среди членов семьи.
#2 Танцевальный класс
Год создания: 1871–1874
Эдгар был постоянным посетителем старой Парижской оперы и даже имел доступ к классам танца, так как был другом Жюлем Перро, известного балетмейстера. Художник наблюдал и фиксировал самые спонтанные и естественные движения танцоров. В этой амбициозной работе художник мастерски изображает смущение и движения балерин.
#1 Абсент
Год создания: 1876
Самая известная картина Эдгара Дега — представление растущей социальной изоляции в Париже, на стадии бурного роста. Женщина тускло смотрит в окно, перед ней стоит бокал абсента. Рядом с ней сидит мужчина, похожий на алкоголика.
Эта парочка сидит в известном парижском кофе «Новые Афины». Английские критики высказали мнение о том, что фигуры на картине шокирующие, неуклюжие и пропащие.
В настоящее время работа известна своей уникальностью и по сей день оказывает влияние на других художников.
Картины Дега, фото работ и все картины художника Эдгар Дега с названиями
Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр. Edgar Degas, 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский художник-импрессионист, один из основателей движения, принимавший участие в 7 из 8 выставок импрессионистов.
Особенности творчества художника Эдгара Дега: смещенные композиции, обрезанные краем полотна фигуры, неожиданные предметы, перерезающие и заслоняющие главных героев, как будто невзначай схваченные, репортажные моменты.
Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение: моющиеся женщины, жокеи перед стартом, разминающиеся, почесывающиеся и поправляющие прически балерины заняты своей жизнью и не подозревают, что за ними наблюдают.
Известные картины Эдгара Дега: «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Ванная», «Гладильщицы», «Оркестр оперы», «Наездники перед стартом».
Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира.
Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью.
А пастель — это такие мелки, которые создают очень ненадежный и недолговечный слой на поверхности картона или холста, а при его фиксации цвета значительно тускнеют. И поэтому многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
Обратите внимание
И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Их и нашли-то уже после смерти художника, в подвале.
В современных музеях хранятся бронзовые копии его восковых скульптурных этюдов — изображения лошадей и танцовщиц.
Заботиться о знаменитости и известности среди современников Дега тоже не стремился. На некоторых его картинах сейчас ставят дату написания, которая указывает на двадцатилетний срок создания, например. Друзья шутили, что заставить Дега закончить картину можно только отобрав ее.
Он постоянно перерисовывал, дополнял свои работы новыми деталями, крал и выкупал уже проданные и подаренные полотна, добиваясь еще более точных движений, еще более естественных поз, еще большего… совершенства.
А когда цены на произведения Дега начали стремительно расти, он искренне расстраивался.
Если его работы сейчас так дороги, то за какие же баснословные деньги ему придется покупать шедевры Делакруа и Энгра! Именно это была его настоящая валюта. Благо, Эдгар Дега был из тех немногих художников, которым можно было не заботиться о том, чтобы не умереть от голода над очередным эскизом.
Он мог сосредоточиться на главном.
Если вдруг вас попросят назвать, кого из банкиров можно искренне похвалить, а вы вдруг никого сходу не вспомните, смело указывайте на Огюста де Га. Отец Эдгара это заслужил. Он не просто позволил своему сыну стать художником, он поддержал его в этом решении, несмотря на то, что сын был старшим и должен был унаследовать семейное дело.
Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги.
Важно
В ранних портретах Дега еще совсем мало от сложных техник и художественных приемов, по которым его узнают во всем мире.
Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях.
Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины.
В 60-е годы происходит одно из самых важных событий в жизни Эдгара Дега — встреча с Эдуардом Мане. Именно потому, что Дега участвует в 7-ми из 8-ми выставок импрессионистов, его часто мешают в общий «впечатленческий» котел. На самом деле у него гораздо больше разного с коллегами, чем общего.
Ну, к примеру, он ненавидел пленэр настолько, что готов был разогнать всех художников, выходящих «на большую дорогу», писал всегда в помещении, со всех сторон изучал темноту и резкий, искусственный свет рампы. В его картинах мало сиюминутного и случайного, они продуманы до мельчайших подробностей.
Как вся его жизнь.
Дега редко уезжал из Парижа, совершил всего два настоящих путешествия — в Италию и в Новый Орлеан к родственникам. Он прожил 25 лет в одном доме на улице Виктор-Массе и очень тяжело переживал, когда власти Парижа решили снести этот дом. Возможно, Дега интуитивно прятал глаза от солнечного света, берег их, предчувствуя надвигающуюся слепоту. Прояснила все война.
В 1870 году Дега идет добровольцем на франко-прусскую войну, страстно желая послужить родине. Но из пехотного полка его быстро переводят в артиллерийский как раз из-за обнаружившейся болезни глаз. Война не оправдала патриотических ожиданий художника, зато подарила ему много друзей и уверенность, что когда-нибудь он перестанет видеть. Совсем.
Балет был его настоящей страстью. Дега 20 лет подряд покупал абонемент в театр, и только через 15 лет директор Парижской оперы разрешил ему писать за кулисами и на репетициях.
До этого художник приглашал танцовщиц к себе в мастерскую, причем иногда просто за ними наблюдал, не делая ни одного эскиза.
Совет
Временами они, наверное, считали его сумасшедшим, как и те натурщицы, которых он просил просто ходить по мастерской и расчесываться.
На последней выставке импрессионистов в 1886 году Дега представляет уникальный цикл пастелей с купающимися, вытирающимися, расчесывающимися женщинами. К тому времени он стал признанным, дорогим, востребованным художником-перфекционистом, который всегда был недоволен своими «изделиями».
Выдерживал над паром пастель и изобретал какие-то неведомые никому способы рисования, лично подбирал рамы к своим картинам, быстро закрашивал фигуру на готовой работе, когда ее готовы были купить за большие деньги…
Он десятки раз смял скульптуру «Четырнадцатилетняя танцовщица»: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…» И это было главное.
Дега прожил 83 года, в последние лет 10 уже ничего не писал и практически ничего не видел. Он ежедневно гулял по Парижу и каждый раз возвращался к пустому месту, где раньше стоял его дом.
Эдгар Дега
Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.
Детство и юность
Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.
Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.
Художник Эдгар Дега
Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей.
Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.
Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес.
Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.
Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.
Эдгар Дега в молодости
Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.
Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.Обратите внимание
Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.
Автопортрет Эдгара Дега
Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.
Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе “Гербуа”. Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.
Эдуард Мане
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность.
Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.
Портрет Эдгара Дега
Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя.
Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.
В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.
Живопись
Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.
Тема балета фигурирует в творчестве многих художников.
Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.
Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью.
Важно
Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места. Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж.
Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией
Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.
Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»
Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.
Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет.
В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.
Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей.
Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.
Картина Эдгара Дега «Абсент»
Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.
Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия».
В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время. О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.
Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»
Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора.
После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.
Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей.
Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».
Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»
Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением.
Совет
Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.
Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья.
Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.
«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.
Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.
Личная жизнь
Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.
Автопортреты Эдгара Дега в шляпе
Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.
Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».
Скульптуры Эдгара Дега
Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.
Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.
Сюзанна Валадон
Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.
Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество.
Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.
Смерть
Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.
Живописец скончался в Париже 26 сентября 1917 года.
Памятник на могиле Эдгара Дега
Попрощаться с товарищем пришли его приятели: Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Известно, что Дега на дух не переносил болтовни.
Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:«Он, также как и я, любил рисовать».
Произведения
- «Этюд рук» (1860)
- «Начало охоты» (1863-1865)
- «Всадники на дороге» (1864-1868)
- «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
- «Побережье в Эббе» (1869-1870)
- «Танцевальный класс» (1871-1874)
- «Площадь Согласия» (1875)
- «В кафе» (абсент) (1876)
- «Женщина за туалетом» (1876-1877)
- «Диего Мартелли» (1879)
- «Оперная ложа» (1880)
- «Лица преступников» (1881)
- «Гладильщицы» (1884)
- «В танцевальной студии» (1897)
- «Голубые танцовщицы» (1899)
- «Балерины за кулисами» (1900)
Фото
Эдгар Дега. Биография и картины
Эдгар Дега (Edgar Degas) 1834-1917 г.
Французский художник, скульптор, график. Признанный мастер изображения фигуры человека в движении. Биография и картины.
Эдгару Дега (реально его фамилия писалась, как «де Га») несказанно повезло – в отличие от подавляющего числа гениальных живописцев, его родители искренне поддерживали увлечение сына рисованием.
Однако сознательность подсказывала юноше, что он должен продолжить семейное дело, став брокером — он даже успел поступить в Парижский университет на факультет права, но внутренние стремления были сильнее его, и, бросив учёбу, Дега с головой окунулся в волшебный мир изобразительного искусства.
Художественный опыт как почва для формирования стиля
1850-е годы – переломное время для юноши. Он полностью меняет жизнь, уходит в живопись, берёт уроки у Луи Ламота, последователя Энгра, и наконец, в 1854 году поступает в Школу изящных искусств.
Затем Дега неожиданно уезжает в Италию для того, чтобы окунуться в атмосферу этой удивительной страны, пронизанной светом искусства мастеров эпохи Ренессанса. При этом короткая поездка его не устроила – он оставил Францию на целых два года, так как утверждал: чтобы понять другой город, страну, полюбить её жителей «шапочного» знакомства недостаточно.
В 1858 году Дега знакомится с Гюставом Моро, который тесно знакомит его с творчеством Караваджо, Рафаэля, Тициана, да Винчи, Веронезе. Именно Моро привил Дега любовь к технике акварели и пастели. Работы, которые создал молодой Дега в Риме, отличаются чёткостью линии, реалистичностью и индивидуализмом. («Римская нищенка», «Дочь Иеффая»).
Возвращение и портреты
Вернувшись в 1859 году в Париж, Дега, поддерживаемый финансово своим отцом, обустроил себе мастерскую, где много работал и экспериментировал.
В 1962 году он знакомиться с импрессионистами, которые перевернули его жизнь и представления об эстетики живописного искусства. В компании с Ренуаром, Сислеем, Моне, художник устраивал свои выставки в противовес официальному Салону.
К слову, в отличие от многих свих «собратьев», Дега успешно продавал свои картины на этих выставках.
Ещё одной отличительной чертой живописца была любовь к городу. В то время как другие импрессионисты внимательно разглядывали природу, Дега путешествовал по городу, запечатлевая в своей памяти его суетливый мир и яркие картинки, которые он переносил на свои полотна.
Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход, и Дега немало преуспел в этом жанре. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом.
Обратите внимание
Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера.
Самыми знаменитыми работами Дега в портретном жанре считаются: «Автопортрет в мягкой шляпе», «Семья Беллелли», «Мадмуазель Гортензия Вальпинсон», «Портрет виконта Лепика с дочерьми» и др.
«Первый импрессионист ночи»
70-е гг. были невероятно насыщенными для мастера. Едва началась франко-прусская война, Дега поспешил записаться в пехотный полк, но на медицинской комиссии узнал, что у него отслоение сетчатки глаза. Если сегодня эта болезнь легко лечиться, то во времена Дега это грозило слепотой (что и произошло с живописцем).
Теперь Дега очень берёг себя – старался не перетруждаться, редко выходил днём на улицу, рисуя, главным образом, после заката, за что и получил прозвище «первый импрессионист ночи». Поменялась и манера мастера – теперь это более острое восприятие, динамизм, большая роль цвета, упрощённый рисунок. Одной из выдающихся работ того времени является картина «Абсент».
Вынужденный творить ночью при газовом освещении, Дега открывает для себя новую главу – кафешантаны. Певицы, танцовщицы, хмельные гости, разгульная раскрепощённая атмосфера нашли в полотнах живописца удивительно эстетичное претворение. Нельзя не восхититься такими работами мастера, как «Концерт в кафе», «Певица с перчаткой», «Амбассадор».
Балет, модистки и…лошади
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Ещё одной сюжетной страстью Дега были лошади и собственно скачки. Автор создал множество произведений на данную тему отличных друг от друга и по драматизму, и по содержанию («Проездка скаковых лошадей», «Упавший жокей», «Жокеи-любители» и др.).
Огромное количество произведений Дега посвящены модисткам и женскому туалету, где автор также отказывается от изящных поз в угоду реальности и правдивости.
«Он, как и я, очень любил рисовать…»
В последние годы жизни Дега занимался «ремеслом слепого» (со слов самого Дега) – лепил скульптуры. Потеряв зрение, мастер оставил кисти и холст, занимаясь лепкой. Его произведения были небольшого размера и не предназначались для публики, именно поэтому большинство из скульптур не было закончено.
В его дом приходили лишь только самые близкие люди, сам Дега уже почти его не покидал. 27 сентября 1917 года живописца не стало. Проводить его пришли Форен, Воллар, Моне, Бонна, Кассетт, однако, пылких речей не было, так как сам Дега настаивал, что не нужно пространных эпитафий. По завещанию Дега его друг Форен произнёс всего одну фразу: «Он, как и я, любил рисовать…»
Сегодня Дега по-прежнему знаменит и уважаем. Огромный тематический диапазон работ и индивидуальная техника делают его исключительным явлением в мировом искусстве.
i-Sofi.ru
Эдгар Дега
Голубые танцовщицы, 1897г
Произведение относится к позднему этапу творчества Эдгара Дега, когда его зрение ослабло, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.
Тематика танцовщиц была очень близка художнику и неоднократно повторялась в технике пастели, масляной живописи и рисунка.
По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.
Важно
Абсент 1876г«Абсент» (фр. L’Absinthe) — картина Эдгара Дега. Изначально называлась «Эскиз французского кафе», потом «Люди в кафе», а в 1893 году была переименована в «Абсент». На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. Ellen Andrée) за столиком в кафе «Новые Афины».
Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый. Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший.
Перед её спутником с налитыми кровью глазами стоит бокал с мазаграном — популярным средством от похмелья. Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром. На соседнем с женщиной столике стоит графин с водой, использовавшейся для разбавления абсента.
На переднем плане видны положенные для посетителей газеты, которые закреплены на деревянной планке, и стаканчик со спичками. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере. В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет.
Мужчина смотрит в сторону, в то время как женщина безразлично глядит прямо перед собой. Фигуры людей смещены с центра композиции, что придаёт картине атмосферу мимолётности. Картина изображает всё увеличивающуюся изоляцию отдельного человека в стремительно растущем в то время Париже.
Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, France
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора — до этого тщательно обходили стороной все художники. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки, и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.
Новый Орлеан был в то время четвертым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Основой процветания города была торговля хлопком. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи; брат художника, Рене де Га, изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан, и Дега гордился их успехами.
Совет
Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Хотя работа производит впечатление спонтанности, ее композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Например, одетые в черное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Эдгар Дега (Edgar Degas)
Французский живописец, скульптор и гравер Эдгар Дега (1834-1917) родился в Париже в состоятельной семье. В 1845 г. Эдгар поступил в престижный парижский лицей Луи-ля-Гран (Lycée Louis-le-Grand), где получил традиционное классическое образование. В 1855 г.
он начинает обучаться рисунку в классе французского художника Луи Ламота (Louis Lamothe), преподающего в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts).
В 1856 г. неожиданно для всех Дега оставляет учебу и отправляется в Италию изучать творческое наследие великих итальянских живописцев.
Он сделал огромное количество копий работ Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других старых мастеров, но вопреки общепринятой практике, его, в большей степени, интересовали второстепенные детали композиций.В 1859 г. Дега возвращается в Париж и продолжает заниматься самообразованием, копируя картины мастеров живописи в Лувре.
В 1860-е годы художника, в основном, привлекает портретная живопись. По мнению искусствоведов, одной из лучших работ Дега в этом жанре является картина «Портрет семьи Белели» (The Bellelli family, 1858-1869).
В это же время Дега становится завсегдатаем кафе Гербуа (Café Guerbois), где собирается парижская богема, и сближается с импрессионистами (Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Полем Сезанном).
В 1865 г. Дега впервые выставляется в Салоне, но его картина «Сцена войны в средние века» (Scene of War in the Middle Ages, 1865) не привлекла внимания.Известность пришла к художнику после того, как знаменитый арт-дилер Дюран-Рюэль в 1872 г. продал три его работы.
Одним из шедевров 70-х является картина «Танцевальный класс» (Тhe Ballet сlass, 1871).
В 1880-е годы Дега увлекается техникой пастели. Наиболее яркие работы этого периода – «Гладильщицы» (Women Ironing, 1884) и «Обнаженная, расчесывающая волосы» (Woman Combing Her Hair, 1885).Знаменитым и пользующимся признанием критиков и публики Дега становится в конце 80-х годов.В старости Дега начал терять зрение и после 1908 г. вынужден был полностью отказаться от занятий живописью.Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г.Несмотря на то, что Эдгар Дега считается одним из виднейших представителей импрессионистского движения, сам художник называл себя реалистом.С 2005 г. по 2015 г. на аукционах Sothebys продано более 200 работ Эдгара Дега. В том числе:
– «Три танцовщицы» (Trois danseues)- 610 000 долларов США (5 мая 2015);
– «Танцовщица с бубном» (Danseuse au tambourin) – 1 805 000 долларов США (3 февраля 2015);
– «Голова мужчины» (Tête d'homme) – 425 000 долларов США (5 ноября 2014);
– «Две сидящих танцовщицы» (Deux danseuses assises) – 5 205 000 долларов США (7 мая 2014);
– «Балерина» (Deux études pour danseuses) – 1 245 500 британских фунтов (5 февраля 2014);
– «Женщина, вытирающая ноги» (Femme s'essuyant les pieds) – 1 762 500 британских фунтов (5 февраля 2014);
– «Женщина, расчесывающая волосы» (Femme se peignant) – 1 085 000 долларов США (6 ноября 2013);
– «Танцовщицы» (Dancers) – 1 762 500 британских фунтов (19 июня 2014);
– «Танцовщица поправляет балетку» (Dancer Adjusting Her Shoe) – 4 521 000 британских фунтов (5 февраля 2013);
– «После купания» (After the Bath) – 7 769 000 британских фунтов (5 февраля 2013);
– «Танцовщица» (Danseuse) – 842 000 долларов США (2 ноября 2011);
– «Русские танцы» (Danseuses russes) – 2 057 250 британских фунтов (22 июня 2011);
– «Обнаженная» (Femme nue se coiffant) – 1 314 500 долларов США (2 ноября 2010);
– «Три танцовщицы в розовом» (Trois danseuses en rose) – 8 441 000 долларов США (7 мая 2008);
– «Танцовщица, снимающая балетку» (Danseuse rajustant sa sandale) – 4 948 500 британских фунтов (5 февраля 2008)
В двух разделах коллекции представлено 155 работ Эдгара Дега. В том числе 15 проданных на аукционах Sotheby's с 2008 г. по 2015 г.
Раздел 1. 63 произведения живописи, созданные с 1850 г. по 1877 г.
Раздел 2.77 произведений живописи, созданные с 1877 г. по 1900 г.
Галерея картин Эдгара Дега. Раздел 1
Галерея из 63 произведений Эдгара Дега. Раздел 1
В рамке : как видел импрессионизм автор известных
Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест. (Эдгар Дега)
Ровно 183 года назад родился известный художник, один из самых ярких представителей импрессионизма Эдгар Дега.
Дега в отличие от многих художников родился в состоятельной семье, приобщенной к искусству. С детства у него проявлялись наклонности к живописи, и родители всячески поддерживали интерес сына.
С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру, с учеником которого он потом работал в одной мастерской.
После того, как юный художник, отказавшись от карьеры юриста, посетил Италию, увлеченность Ренессансом была неизбежна.
Но восхваление этого периода было для Деги слишком простой задачей и он решил в своих работах объединить античность и современность.
Обратите внимание
На заре своего творчества Эдгар писал картины на историческую тематику, но они почему-то выходили суховаты. Чего-то им не хватало. Стало понятно, что это не его, ведь мастер на протяжении всей жизни восхвалял движение.
Познакомившись с ведущими художниками-импрессионистами, живописец пришел в восторг.
Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль.
Эдгар Дега считал весь мир своеобразной стихией, которой присущий динамизм, а испрессионисты черпали вдохновение из него.
Картина “Гладильщицы”
Живописцу очень повезло. Он имел очень хорошую фотографическую память и мог заметить самые мелкие детали Парижа и потом перенести их на полотно. Но с пейзажами у него не сложилось. Не было того воодушевления и вдохновения.
Желанное удовлетворение приходит к нему, когда мастер начинает изображать на своих картинах людей. Гладильщицы, прачки, балерины, музыканты, жокеи, обычные мужчины и женщины – вот герои полотен Эдгара Дега.
Как сказал как-то художник на присвоенный титул “живописца танцовщиц”: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
“Голубые танцовщицы”
Художник видел свои картины не так, как видят их зрители. Дело в том, что на протяжении 20 последних лет жизни он боролся с болезнью, которая серьезно ухудшила мастеру зрение.
Все картины объединяет одна общая черта.
Дега запечатлел на картинах одно хрупкое мгновение так искусно, что казалось вот в эту минуту герои картин оживут и займутся своими делами.
Всю свою жизнь великий живописец остался верным искусству.
Женщины для него были лишь вдохновением, ведь одиночество и свобода – постоянный спутник художников.
Эдгар Дега. Эпизоды из жизни: Страстный
рисовальщик
Дега принял участие в семи из восьми выставок, организованных импрессионистами, и играл ведущую роль во всем их движении. Однако работы самого Дега можно назвать импрессионистскими только в определенном смысле.
Его мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился, в отличие от своих товарищей, запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени.
Можно сказать даже больше, – как художник Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов, например для того же Моне.
Важно
Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне каким-то новым, необычным способом. Надо сказать, что Дега, как никому другому, удалось наиболее полно передать все разнообразие городской жизни XIX века.
Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму.
Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.
Спонтанность не была присуща художнику, и он сам говорил: “Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте”.
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.
Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, однако они отражают только одну сторону многогранной творческой натуры Дега, поскольку в творческих поисках он выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Возможно, это отчасти связано с прогрессирующей потерей зрения, что затрудняло работу маслом, однако нет ни малейшего сомнения в том, что страсть к эксперименту была у художника в крови – недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега “без устали ищет новую технику”.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Он глубоко почитал, например, Энгра, и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр. Это влияние хорошо просматривается в ранних работах Дега – ясных, классических по духу, с четко выписанными формами.
Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с ее необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен.
Совет
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника.
В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на окружающий мир.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега “искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине”. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Говорят, что к концу сеанса модели Дега были не только смертельно уставшими от долгого позирования, но и расписанными полосками, которые теряющий зрение художник наносил на их тела как разметку, помогавшую ему точнее определить пропорции.
Ренуар однажды заметил, что, “если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника, и не более того. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега”. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле “расширились” по стилю, – это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета.
Такое расширение стиля совпало по времени с возросшим интересом Дега к пастели, которая постепенно стала его главным материалом для рисования. В своих картинах маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, предпочитая писать в спокойном ровном стиле.
Обратите внимание
Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее, и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать “колористом с линией”.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться.
Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде, и прежде всего в портретной живописи.
Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.
Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать.
И все же никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал ее с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников.
Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью.
Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами.
Важно
Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.
В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: “Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов”.
СКУЛЬПТУРА
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин – танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца, а выставил за всю свою жизнь только одну – “Четырнадцатилетняя танцовщица”.
Слепленные из воска эти скульптуры были очень хрупкими и непрочными, однако после смерти Дега в его мастерской нашли около 70 сохранившихся работ, и наследники художника перевели их в бронзу, – сам Дега никогда не работал с бронзой. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году; как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты.
В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген, имеется их полный набор.
БАЛЕТНЫЕ СЦЕНКИ
Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.
Совет
Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Дега был первым, кто показал на полотне труд артиста на репетициях и на сцене.
Примерами могут служить “Танцевальный класс”. (1875-1876) и “Финал арабеска” (1877).
|
|
РИСУНКИ
Рисунок был краеугольным камнем всего творчества Дега. Художник упражнял руку, работая в традициях Энгра, одного из самых выдающихся рисовальщиков, когда-либо творивших на Земле.
В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешел на белый мел и черный уголь.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный “Набросок с двумя всадниками”. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы.
Большинство рисунков Дега – это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, “Балерина, завязывающая туфлю”, 1880-1885. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен.
“Набросок с двумя всадниками”. | “Балерина, завязывающая туфлю”. 1880-1885 гг. |
КУПАЛЬЩИЦЫ
Образы моющихся или вытирающихся после ванны женщин с картин Дега можно по праву отнести к числу наиболее выразительных и оригинальных изображений обнаженной натуры во всем искусстве XIX века.
Ключ к пониманию новизны этих образов дал сам художник, писавший: “Обнаженные фигуры обычно изображают в позах, заранее рассчитанных на зрителя. Однако я пишу скромных, простых женщин из народа, которые заняты обычным уходом за своим телом…
Это все равно, что подсматривать за ними в замочную скважину”.
Примером таких работ могут служить “Купание в тазу”, 1886, и “Женщина в ванне”, 1885-1886. На последней выставке импрессионистов в 1886 году было представлено десять полотен Дега, описанных как “картины, изображающие моющихся, принимающих ванну, вытирающихся и обсыхающих женщин”.
“Женщина в ванне”. 1885-1886 гг. | “Купание в тазу”. 1886 г. Пастель. 60х83 см. Париж, Музей д'Орсэ |
ГРАВЮРЫ
Дега использовал разнообразную технику гравюры, включая офорт, а также сухую иглу, акватинту и литографию. Занимался он и монотипией, смешанной техникой, представляющей собой нечто среднее между рисунком, живописью и эстампом.
Соединив монотипию с пастелью, Дега написал “Концерт в кафе “Амбассадор”, 1876-1877 год. Техника монотипии позволяет создать рисунок на любой подходящей поверхности, а затем перенести его на бумагу.
Теоретически при этом можно получить только один отпечаток (потому техника и называется монотипией), однако на практике с одного рисунка удается сделать два оттиска и более. Такая техника, предоставляющая широкий простор для эксперимента, пришлась по душе Дега.
Обратите внимание
Некоторые монотипии оставались самостоятельными работами, но очень часто художник использовал их как основу для дальнейшего рисунка пастелью.
ПОРТРЕТЫ
Большинство портретов Дега написал в начале своего творческого пути. Поначалу это были портреты членов его семьи и автопортреты, однако впоследствии он начал создавать портреты своих друзей, принадлежавших в основном к миру искусства, например, портрет Джеймса Тиссо, и знакомых. Дега никогда не интересовался заказными портретами, написанными ради денег.
Хотя среди тех, кто позировал Дега, было немало светских дам, он, в отличие от профессиональных художников-портретистов, не поддавался соблазну изобразить этих женщин во всем великолепии их нарядов. Вместо этого он старался как можно точнее передать характер своей модели, в результате чего многие из позировавших ему женщин уходили от художника, чувствуя себя оскорбленными.
После 1870-х годов Дега написал лишь несколько портретов, почти полностью перейдя на пастель. Впрочем, это не помешало ему в 1886 году написать маслом большой портрет мадемуазель Элен Руар, дочери своего друга Анри Руара, – художника, коллекционера и предпринимателя. Элен изображена на фоне некоторых сокровищ из отцовской коллекции (“Портрет Элен Руар”).
“Портрет Джеймса Тиссо”. | “Портрет Элен Руар”. 1886 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
В 1859 году Дега вернулся в Париж из Италии и с этого момента вплоть до 1865 года уделял много времени и внимания картинам на исторические сюжеты. Эти картины были написаны художником в высокой академической манере и создавались для того, чтобы выставить их в Салоне.
Несмотря на затраченные усилия, историческая тема так и не стала близкой Дега. Выставив в 1865 году несколько таких картин, художник навсегда отошел от этой темы, и переключился на изображение современной ему жизни.
Впрочем, на картине “Спартанские девушки вызывают на состязание юношей”, ок. 1860, заметно, что, даже изображая события древней истории, художник создает образы своих современников.
Прекрасно выписанные, несколько мрачные соревнующиеся друг с другом юноши и девушки кажутся сошедшими с парижских улиц, на которых их встретил Дега, и мало напоминают идеализированные образы других художников, изображающих античный мир.
“Спартанские девушки вызывают на состязание юношей”. 1860-1862 гг. Институт Варбурга и Курто, Лондон. |
По материалам “Художественная галерея. Дега”. № 4, 2004 г.