Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Содержание

Топ 10 самых известных картин эрмитажа

Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Нас часто спрашивают, что посмотреть в Эрмитаже «если у меня будет всего два или три часа до того как я уеду».

Мы попытались ответить на этот вопрос в нашем главном посте об Эрмитаже, но поняли, что список из 10 лучших картин, которые нельзя упустить, требует специальной статьи.

Так что здесь, займите четыре минуты, чтобы просмотреть список и выбрать картины, о которых вы будете сожалеть, если пропустите.

1. Возвращение блудного сына

Картина “Возвращение блудного сына” рисовалась Рембрандтом с 1666 по 1669 год.

Эту картину можно назвать самой большой из всех религиозных картин Рембрандта. В картине можно увидеть завершающую сцену притчи о возвращении блудного сына. На переднем плане две фигуры – отец и сын, который вернулся в отцовский дом. Отец рад видеть сына.

Никто не знает кто остальные четыре человека на картине – некоторые предполагают, что это братья и сестры “блудного сына”. Бытует мнение, что два человека справа – отец и сын перед уходом сына.

Картина приобретена русским послом и дипломатом Дмитрием Голицыным во Франции, а затем отдана в Эрмитаж в 1766 году.

2. Мадонна Литта

Другая популярная картина Эрмитажа – Мадонна Литта, написанная в XV веке. Обычно, написание этой картины приписывают Леонардо Да Винчи, но бытует мнение, что это работа принадлежит его ученику.

В Лувре есть карандашный рисунок Мадонны.

Лицо на этой картине похоже на лицо Мадонны Литы, поэтому люди приписывают авторство да Винчи. На картине изображено две фигуры – женщина с младенцем.

Она хотела прекратить кормление грудью, но видя, как младенец хватается за грудь, решила продолжить кормление.

3. Мадонна Конестабиле

Мадонна Конестабиле, позже названная как Мадонна с книгой – миниатюра Рафаэля.

Некоторые критики полагают, что эта картина не полностью нарисована. Это последняя картина Рафаэля, которая нарисована перед тем, как он уехал во Флоренцию, в 20 лет.

Когда живопись переносилась на холст с доски, художники узнали, что сначала мадонна держала в руке гранат вместо священной книги. Гранат – это символ жертвы и пролитой крови.

На переднем плане вы можете видеть женщину и младенца, увлеченно читающего книгу. Эта картина – единственная работа Рафаэля, которую можно увидеть в России.

4. Апостолы Петр и Павел

“Апостолы Петор и Павел” – это картина Греко, написанная в 1587 – 1592 годах, в Испании. На картине нарисованы две фигуры, две противоположности: Павел, умный, категоричный, беспощадный и Петр, нерешительный и сомневающийся.

Павел полностью согласен с тем, что написано в Писании. В тоже время, Петр, в душе подвергает сомнению текст, написанный в книге, что делает его нерешительным. Эль Герко первый художник, кто нарисовал эти две фигуры такими разными.

И именно поэтому многие художественные критики продолжают искать в этой картине скрытые символы и в наше время.

5. Соломенные коттеджи в Кордевиле

“Соломенные коттеджи в Кордевиле” написаны Ван Гогом, за несколько месяцев перед его смертью, в 1890 году. Он нарисовал эту картину во Франции, в которую он уехал лечиться.

Одна из теорий гласит, что дома, изображенные на картине, напоминают родину Ван Гога – Голландию. Он вернулся туда на несколько месяцев и нарисовал несколько домов.

На картине изображены несколько домов желтого и зеленого цвета, позади которых нарисовано темно синее небо. Место тихое и спокойное. Эта картина была в коллекции Саввы Морозова.

В 1917 году он думал отдать эту картину в Эрмитаж или в Пушкинский городской музей изобразительных искусств, но его выбор остановился на Эрмитаже.

6. Женщина, держащая плод

Картина “Женщина, держащая плод” первоначально называлась “Куда ты идёшь”. Она нарисована Полем Гогеном в 1893 году, во время его первого визита на Таити.

Картина показывает поселок на Таити. На переднем плане женщина, идущая куда-то с большим фруктом в руках. Некоторые критики думают, что эта реально существовавшая женщина. Лицо женщины прищуренное и подозрительное.

Цвета и атмосфера картины показывают, что погода очень жаркая. На заднем плане видно двух женщин, они внимательно смотрят на главного героя.

“Женщина, держащая плод” была куплена Саввой Морозовым и передана Эрмитажу в 1917 году.

7. Бульвар Монмартр в Париже

“Бульвар Монмартр в Париже” – это картина маслом, нарисованная Писсарро, в 1897 году.

Эта картина входит в цикл картин Писсарро, показывающих парижские бульвары в различные сезоны и погоду.

Автор хотел показать реальную жизнь в Париже, поэтому улица многолюдная и оживленная, едут кареты и идут пешеходы – все они спешат куда-то. Автор показывает, что движение – это жизнь.

Она не может остановиться или утихнуть. Жизнь в Париже восхищает Писсарро: он использует различные цвета, кроме серого и тусклых цветов.

8. Две сестры (Свидание)

Картину “Две сестры (Свидание)” нарисовал Пабло Пикассо в 1902 году.

Сюжет этой картины родился у Пикассо в больнице для проституток. На картине изображены две женщины, одна из которых отдает ребенка сестре, которая заберет его в монастырь.

На картине только холодные цвета: только смирение и искупление без любви, счастья и веры. Автор изображает библейский мотив: грешница и монахиня, похожая на бога. Она готова взять ребенка грешницы.

Также тень есть только за грешницей – это тоже символическая деталь.

9. Дама в голубом

Картина “Дама в голубом” единственная из картин Томаса Гейнсборо, которая представлена в России. Она нарисована в конце 1770-х годов. Некоторые критики думают, что леди, изображенная на картине – герцогиня Элизабет Бофор. Женщине на картине около 33 лет.

Автор показал на картине элегантность и галантность присущие дамам высшего света Англии. Также данная картина демонстрирует моду в Англии тех лет на примере одежды и прически Элизабет Бофор. Картина приобретена русским коллекционером Алексеем Хитрово для его коллекции английских портретов.

По его воле, в 1912 году, она была отдана в Эрмитаж.

10. Даная

Даная Тициана самая известная из его картин, нарисованная в 1554 году в Италии. Также это одна из самых эротичных работ Тициана.

Сюжет картины происходит от древних античных мифов. Критики полагают, что женщина на переднем фоне была обречена на безбрачие ее отцом потому, что оракул предрек его смерть от рук его внука.

В подземелье Данаи проник Зевс в виде золотого дождя. Но ее это не удивило, она осталась тихой и спокойной. Все цвета на этой картине показывают ее истому и жар.

Русский поэт Максимилиан Волошин описал цвета “Данаи” как осень и бронза.

Рекомендуем посмотреть:

Если вам не терпится осуществить свою мечту – научиться рисовать – то данная серия видеоуроков – то, что нужно для первого шага.

Эрмитаж: главные экспонаты – «Мадонна с Младенцем» да Винчи и Рафаэля, «Даная» Тициана и другие

Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Эрмитаж входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции — три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу — и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка.

Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества — Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону.

Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» — одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны.

В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца.

Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении.

В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов.

Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, — сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо — известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы.

Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю».

А треснувшая лютня в руках юноши — символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника — Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году.

Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей.

Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса».

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина — там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой — типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города.

Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана.

Обратите внимание

Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали.

После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX — начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы.

Матисс вдохновлялся народными плясками, которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов — красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли.

Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года — за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками.

Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию.

Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта Государственного музея «Эрмитаж»..

Шедевры Эрмитажа

Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи – одно из самых трогательных и лирических изображений мадонн в мире. На картине Леонардо традиционный христианский символизм неразрывно связан с проявлением высоких человеческих чувств – любви, нежности и заботы. Картина была приобретена в 1864 г. у графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане, и является истинной жемчужиной Эрмитажа.

☼ ☼ ☼

«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан

Существует четыре варианта этой знаменитой картины. Один из них хранится в Эрмитаже, остальные – в музее Каподимонте (Неаполь), в собрании Кольнаги (Лондон) и Кандиани (Бусто Арсицио).

Эрмитажный вариант считается наиболее совершенным.

Вопреки церковным канонам великий художник изобразил на ней не экзальтированную грешницу в религиозном экстазе, а страдающую земную женщину, изнуренную душевными муками.

☼ ☼ ☼

«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя.

О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Известно лишь, что образ апостола Павла – это слегка видоизмененный автопортрет самого Эль Греко.

Лицо Павла написано в особой технике, настолько тонкой, что изображение не фиксируется на рентгенограмме.

☼ ☼ ☼

«Юноша с лютней», Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Картина Карваджо «Юноша с лютней» долгое время экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка» – эксперты были убеждены, что на полотне изображена девушка.

Но биограф художника Питер Робб утверждал, что на картине изображен друг художника Марио Миннити. Это одна из первых картин Караваджо, где используется прославившее мастера направленное освещение.

Важно

Чтобы достичь нужного эффекта, живописец размещал свои модели в темном подвале с единственным окном и усаживал под падающий луч света.

☼ ☼ ☼

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн

Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя, и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями.

Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась. Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину.

Золотой дождь исчез, ангел стал печальным, и лицо Данаи приобрело черты Гертье Диркс, новой подруги мастера.

☼ ☼ ☼

«Возвращение блудного сына», Рембрандт Харменс ван Рейн

«Возвращение блудного сына» – одна из последних, наиболее выразительных картин Рембрандта.

Ее сюжет вполне соответствует евангелическим канонам, но искусствоведы до сих пор пытаются разгадать, что именно зашифровано в фигурах, тонущих во мраке на заднем плане.

По одной из версий, в картине одновременно изображены сразу два временных пласта – блудный сын до своего ухода из дома и он же после возвращения.

☼ ☼ ☼

«Дама в голубом», Томас Гейнсборо

«Дама в голубом» – единственная картина выдающегося английского художника Томаса Гейнсборо, представленная в России. Принято считать, что на ней изображена герцогиня Елизавета де Бофор, дочь адмирала Боскауэна.

Интересно, что хотя герцогиня де Бофор считается воплощением женственности и аристократического изящества, ее мать Фрэнсис Боскауэн была одной из самых рьяных сторонниц движения «синий чулок», зародившегося в те годы в Великобритании.

☼ ☼ ☼

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар

Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку.

Совет

Краски на полотне были еще совсем свежими, и Ренуар не покрыл его лаком. Но служащий, который перевозил картину, решил, что художник поступил так из-за недостатка средств, и положил на портрет слой лака самостоятельно.

В итоге краски потекли, и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново.

☼ ☼ ☼

«Танец», Анри Матисс

Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. Она была создана в 1910 году на заказ для московского коллекционера Сергея Щукина в качестве декоративного панно, предназначенного для украшения парадной лестницы особняка.

После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано, и «Танец» оказался в Эрмитаже. Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец».

Первая была написана в 1909 году, в настоящее время она экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

☼ ☼ ☼

«Любительница абсента», Пабло Пикассо

Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества. Это выразительное, трогательное произведение привез в Россию московский коллекционер Сергей Щукин.

К 1914 году в коллекции Щукина была 51 работа Пикассо – самое крупное в мире собрание картин этого художника, находящееся в частном владении.

Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо.

☼ ☼ ☼

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Лондонский цикл Клода Моне

Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» обладает необычным оптическим эффектом. Если подойти к картине вплотную, то невозможно различить ничего, кроме почти одинаковых по тону хаотичных мазков.

Обратите внимание

Но по мере удаления детали картины начинают постепенно проступать, и с расстояния около двух метров перед зрителем предстает четкая композиция, в которой предметы резко отделены от фона и даже ощущается движение воды в реке.

Эксперты называют эту картину «магической».

☼ ☼ ☼

«Чёрный квадрат», К. С. Малевич

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – одна из самых известных работ русской авангардной живописи.

Это яркое воплощение идей супрематизма – направления искусства, которое использует для описания окружающих форм, пространства и движения простые геометрические формы.

Невзирая на внешнюю простоту изображения, это глубокая философская концепция, которая в наше время получила широкое распространение в организации пространства жилых и общественных помещений, дизайне, оформительском искусстве.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 5

Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)

* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Зал искусства Фландрии 

В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в.

В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины “Праздник бобового короля”, а также “Аллегорический семейный портрет” и “Портрет старика”.

В зале также представлены полотна мастеров анималистической живописи и натюрморта: “лавки” Франса Снейдерса, “охоты” Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта.Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сестрамиЯкоб Йорданс.Бобовый корольЯкоб Йорданс.

Аллегорический семейный портретФранс Снейдерс – Фруктовая лавкаФранс Снейдерс – Овощная лавкаЯн Фейт – Заяц, фрукты и попугайЯн Фейт – Натюрморт с цветами, фруктами и попугаемЭдуард Петрович Гау – Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы

Зал Рубенса. 

По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника.

 К шедеврам собрания относятся “Персей и Андромеда”, “Вакх”, “Портрет камеристки инфанты Изабеллы”. Среди наиболее известных полотен – “Союз Земли и Воды”, “Снятие с креста”, “Возчики камней”. Рубенс, Питер Пауль – Отцелюбие римлянки.

Важно

Персей и Андромеда – 1621Вакх – 1638 – 1640Портрет камеристки инфанты ИзабеллыСоюз Земли и ВодыСнятие с крестаВозчики камней.

Зал Рембрандта

По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отведен французской и фламандской школам живописи. Этим объясняется включение в декоративное убранство свода медальонов с портретами выдающихся художников этих стран. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).

В эрмитажном собрании Рембрандта, включающем 23 работы, представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них – “Флора”, “Снятие с креста”, “Жертвоприношение Авраама”, “Даная”, “Прощание Давида с Ионафаном”, “Святое Семейство”, “Портрет старика в красном”, “Возвращение блудного сына”.

 Рембрандт Харменс ван Рейн – Портрет Бартье Мартенс Домер.Рембрандт Харменс ван Рейн – Святое Семейство.Рембрандт Харменс ван Рейн – Флора.

Рембрандт Харменс ван Рейн – Снятие с крестаРембрандт Харменс ван Рейн – Жертвоприношение АвраамаРембрандт Харменс ван Рейн – ДанаяРембрандт Харменс ван Рейн – Возвращение блудного сынаЭдуард Петрович Гау- Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ

Шатровый зал

Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, – один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ.

Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.Johannes Cornelisz.

Verspronck – Portrait of a WomanФранс Халс – Портрет молодого человека с перчаткой в руке.Франс Халс – Мужской портрет.Якоб Изакс ван Рейсдал – БолотоЯкоб Изакс ван Рейсдал – Водопад в НорвегииПитер Клас – Завтрак с ветчинойВилем Клас Хеда – Завтрак с крабомЯн Стен – Брачный контрактПитер де Хох – Служанка и солдат.Питер де Хох – Хозяйка и служанкаЛуиджи Премацци.

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ 1858

Зал русской школы

“Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется – с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,Толпами стар и млад бежит из града вон.”Эти вдохновенные строки А.С. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова (“Последний день Помпеи”) и Бруни (“Медный змий”) поступили в Эрмитаж “для усиления русской галереи”. Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского (“Портрет Бертеля Торвальдсена”), Рейтерна (“Авраам приносит Исаака в жертву”), А.А. Иванова (“Явление Христа Марии Магдалине”) и А.И. Иванова (“Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.”).Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыК.Брюллов – Последний день ПомпеиБруни – Медный змийКипренский Орест Адамович (1782-1836) – Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831Рейтерн – Авраам приносит Исаака в жертвуА.А. Иванов – Явление Христа Марии МагдалинеАванзал, или парадная “прихожая”, первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства . Об этом замысле напоминают росписи потолка с изображением двуглавого орла и аллегорических фигур, символизирующих русские города. Затем росписи стен зала решено было посвятить истории русского искусства, что логически связывалось с тематикой Галереи истории древней живописи. Во фризе зала были помещены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. К открытию музея в зале находились картины русских художников XIX в.: “Окрестности Бахчисарая” А.Е. Мартынова , “Крестьянский мальчик, надевающий лапти” А.Г. Венецианова, “Водопад Иматра в Финляндии” Ф.М. Матвеева, “Девятый вал” И.К. Айвазовского, “Вид Большого канала в Венеции” А.Н. Мордвинова, “Внутренний вид церкви на Голгофе” М.Н. Воробьева.Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыКрестьянский мальчик, надевающий лапти А.Г. ВенециановВодопад Иматра в Финляндии Ф.М. МатвеевДевятый вал – Айвазовский Иван Константинович.Вид Большого канала в Венеции А.Н. МордвиновМ. Воробьев, Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме, 1824

Зал Ван-Дейка

Совет

Аванзал Нового Эрмитажа ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX в. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов.

Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) – знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета – жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание: камерный, интимный, парадный, заказной.

“Мужской портрет”, “Автопортрет” входят в число шедевров музея.Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыАнтонис Ван Дейк – АвтопортретАнтонис Ван Дейк – Портрет сэра Томаса ЧалонераАнтонис Ван Дейк – Семейный портрет.

Антонис Ван Дейк – Портрет молодой женщины с ребенкомАнтонис Ван Дейк – Портрет Елизаветы и Филадельфии УортонАнтонис Ван Дейк – Портрет Николаса РококсаАнтонис Ван Дейк – Портрет Уильяма ЛодаАнтонис Ван Дейк – Апостол ПетрВан Дейк, Антонис – Отдых на пути в Египет

Английская живопись

Эрмитажная коллекция английской живописи XVI-XIX веков является в своем роде уникальным собранием, в особенности если учитывать то обстоятельство, что произведения британских художников крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Коллекция небольшая – около 450 картин, но весьма интересная. Подробнее…

Гейнсборо, Томас – Портрет дамы в голубомНеллер, Годфри – Портрет Гринлинга ГиббонсаНеллер, Годфри – Портрет Джона ЛоккаДобсон, Уильям – Портрет Абрахама ван дер ДортаРомни, Джордж – Портрет миссис Х. Гриер
( http://gallerix.

ru )” border=”0″>Рейнолдс, Джошуа – Амур развязывает пояс ВенерыУэст, Бенджамен – Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога ЙоркскогоУэст, Бенджамен – Венера утешает Амура, ужаленного пчелойРейнолдс, Джошуа – Воздержанность Сципиoна АфриканскогоЛоуренс, Томас – Портрет С. Р.

ВоронцоваВуттон, Джон – Собаки и сорока

Французская живопись

Эрмитаж обладает прекрасным собранием живописи XV – XVIII веков. Оно включает немногочисленные, но характерные произведения XV-XVI веков, среди которых выделяются произведения портретного жанра, в том числе работы Пьера Дюмустье.

Живопись Франции XVII века раскрывается во всей полноте, позволяя проследить становление и утверждение основных направлений французской школы этого периода. Разнообразные направления в искусстве XVII века представляют произведения ведущих мастеров.

 Подробнее…

Ватто, Антуан – Савояр с суркомПуссен, Никола – Пейзаж с ПолифемомГрёз, Жан-Батист – ПаралитикФрагонар, Жан Оноре – Поцелуй украдкойШарден, Жан-Батист Симеон – Натюрморт с атрибутами искусствБуальи, Луи Леопольд – БильярдВинтерхальтер, Франсуа Ксавье – Портрет великой княгини Марии НиколаевныВинтерхальтер, Франсуа Ксавье – Портрет императрицы Марии АлександровныГерен, Пьер Нарсис – Морфей и ИридаДавид, Жак Луи – Сафо и ФаонЖан Луи Жером.Бассейн в гареме.

Жан-Луи Жером.Рынок рабов в Риме.  http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post231265123/

Картины, проданные Эрмитажем в тридцатых годах

Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

В 1917 году в России случился переворот, который жёстко изменил судьбу страны. К власти пришли новые хозяева с абсолютно другими идеалами и целями, которые намного отличались от того, что было раньше.

Кардинально изменилось отношению ко всему начиная с дворянских сословий и заканчивая культурными ценностями государства.

То что раньше считалось артифактами и достояниями искусства мирового уровня, рассматривалось не более чем препятствие на пути развития новой жизни или средство для обогащенее экономики страны.

Обратите внимание

В своём цикле, состоящим из двух частей, я хотел бы рассказать несколько поподробней о судьбе наиболее значимых культурных ценностей России, оказавшихся после революции в США.

Итак, добро пожаловать в первую часть цикла, где я расскажу о беспрецедентной акции Советского Правительства в тридцатых годах – распродаже Картин из Эрмитажа
 

О том что происходило с культурным достоянием страны в 20-30х годах, написано уже не мало. О судьбе Сухаревской Башни, Церкви Успения на Покровке, Китайгородской Стены, Красных Ворот и многих других шедевров архитектуры Москвы в подробностях описали и описывают уважаемые retromoscow и dedushkin1. По всей России шла борьба с прошлым.

Были снесены соборы в Вятке, Симбирске, Омске и многих других городах России.

Уничтожались иконы, уничтожались памятники героям прошлого режима, такие как памятники генералу Скобелеву и царю Александру, уничтожались военные мемориалы, такие как мемориалы и часовни турецким войнам и войнам с Напoлеоном (Некоторое из этого было воссоздано в шестидесятых), но кроме борьбы с прошлым нужны были средства на воссоздание экономики, на строительство Советского Государства, находившегося в то время в полной мировой изоляции. Средства на это находилось среди экспроприированных предметов антиквариата. На продажу были выставлены тысячи предметов искусства, но в мире бушевала Великая Депрессия, а Советское Правительство буквально перенасытило рынок бесконечным потоком за рубеж конфискованного имущества. Предложение превысило спрос и финансовый поток от продаж артифактов из Советской России иссяк. Поэтому в 1929 году было принято решение выставить на рынок то, что активо собиралось ещё Екатериной Великой и считалось культурным достоянием мирового уровня. Россия стала готовить к продаже за рубеж картины из Эрмитажа В двaдцатых годах была создана контора под названием “Антиквариат”, которая напрямую занималась продажей национальных ценностей за границу. Под контролем этой конторы из Эрмитажа было отобрано более трёхсот картин из которых более 55 были картины мирового уровня, которые были ещё в личной коллекции Екатерины. Не все предметы нашли покупателя и вернулись обратно в музей, но 48 картин были безвозвратно проданы за границу Половина этих картин оказалась в США, где в то время только начинали создавать своё культурное наследие, и как следствие, появилось очень много ценителей живописи. Сейчас все эти картины можно увидеть в национальных музеях Америки. Итак, давайте зайдём в эти музеи и посмотрим на то, что когда-то было достоянием Государственного Императорского Музея Эрмитаж

Начнём, пожалуй, c Филадельфийского Музея Искусства, о котором я неоднократно писал

Директором музея в тридцатых годах был известный американский архитектор и писатель Фиске Кимбол, который активно занимался поиском экпонатов живописи для музейной галлереи. Благодаря активной деятельности Кимбола, Филадельфийским Музеем у Советского правительства была куплена одна из самых значимых картин в галлерее музея Известный французкий живописец Николa Пуссен в описании не нуждается. Картины этого мастера известны на весь мир и представлены в таких музеях как Лувр, Эрмитаж, Прадо. Именно поэтому картина Пуссена “Рождение Венеры” (другое название “Триумф Нептуна и Амфитриты”) является одним из самых ярких экспонатов музея. Но старая табличка на раме не скрывает истоки этого полотна. До 1930 года это произведение живописи украшало коллекцию крупнейшего музея мира – Эрмитажа Картина, раньше принадлежавшая Екатерине Второй и впоследствии являвшаяся гордостью и национальным достоянием Российской Империи и Советской Росии, была продана Советским Правительством за океан, о чём вкратце в пяти нижних строчках описывается рядом в ознакомительном стенде

Вряд ли кто-то не слышал про Нью-йоркский музей Метрополитен. Этот музей, основанный в 1870-м году, является одним из самых известных музеев мира. Его коллекция изобразительных искусств успешно конкурирует с такими музеями как Лувр, Дрезденская Галлерея и многим другими. Его современное здание в стиле Бо-з-Ар было созднао архитектором Ричардом Моррисоном Хантом в 1926 году

В этом музее также хранятся три картины, проданные из Эрмитажа Советским Правительством в тридцатых годах. Две из них, являющие частью одного диптиха, называются “Распятие” и “Страшный Суд”

Автором этого диптиха является известный фламандский живописец 15-ого века Ян Ван Эйк. Картины этого мастера также представлены во многих картинных галлереях мира. Несмотря на свои мрачные краски Ван Эйк считается одним из лучших художников начала 15-ого века, и, как его описал итальянской писатель Бартоломео Фасео, “ведущим мастером своего времени”

Но в России, к сожалению, мало что знают об этом живописце по сравнению с другими мастерами западноевропейского искусства Тицианом, Рафаэлем, Рембрандтом и т.д. После распродаж тридцатых годов больше Ван Эйка в Эрмитаже не осталось

Третья картина из Эрмитажа Антуана Ватто “Лютнист”, к сожалению, не экспонировалась и была в запаснике

Но в отличии от только что описанных мною картин, которые, хоть и через посредников, практически напрямую покупались музеями, большинство полотен Эрмитажа продавались в частные собрания. Основными покупателями шедевров из Имперского Музея были известные коллекционеры предметов искусства армянин, родившийся в турции, магнат нефтяного бизенса Калуст Гулбенкян и американский банкир Эндрю Меллон

Гулбенкяну удалось скупить наибольшее количество экспонатов музея. Всего армянский бизнесмен купил 51 !!! предмет включая шедевры живописи, графики, скульптуры, а также изделия из серебра и нумизматику. Впоследствии Гулбенкян продал некоторые предметы своей коллекции в такие музеи как метрополитен (упомянутый мною Ватто) и в частные коллекции. Большинство же его приобретений, такие как картины Рембрандта “Старик” и “Александр Великий” можно сейчас увидеть в Музее Фонда Гулбекяна в ЛиссабонеВажно

По понятным причинам нам было несколько сложнее слетать в Лиссабон, чем съездить в близлежащие Нью-Йорк и Филадельфию для фоторепортажа, так что я смогу подробно рассказать только о судьбе коллекции Эндрю Меллона, купившего в Эрмитаже 21 картину

Эндрю Меллон был не только удачливым бизнесменом и известным коллекционером. Он также был этким американским вариантом Третьякова или Мамонтова – активным меценатом, всеми силами поддерживающим национальное культурное достояние. Поэтому, как я уже писал, в 1938 Эндрю Меллон практически полностью проспонсировал создание Национальной Галлереи Искусства. Именно туда Эндрю Меллон передал всю свою коллекцию, включая картины, купленные в Эрмитаже. (Когда я писал эти строки, мне почему-то вспомнилось это интервью, найденное в журнале у уважаемого перископа)

Итак, давайте зайдём в этот музей, чтобы посмотреть на эти картины.Заранее извиняюсь если снимки некачественные или под углом. Первый раз в жизни я фотографировал картины и понял, что делать это очень непросто. Либо свет отражался от холста со вспышкой, либо очень нечётко без вспышки. Наверное, ценность одного этого полотна может вполне составить стоимость утерянной во время войны и активно разыскиваемой Янтарной Комнаты. Картину “Мадонна Алба” великий Рафаэль создал в 1510 году. Ещё одну картину, cловно передавая привет москвичам в 1506 году, Рафаэль назвал “Георгий Победоносец” Ещё один шедевр, картина Ботичелли “Поклонение волхвов” А эта картина довольно-таки известна и широко фигурирует в многочисленной публицистике на тему продаж из Эрмитажа Этюд к портрету Папы Иннокентия Х-ого Веласкес написал в 1650-м году.

Часто ошибочно пишут, что эта картина находится в Метрополитене.

Ещё одна широко-известная картина, проданная из Эрмитажа – “Благовещeние” уже упомянутого мною Ван Эйка, написанная в 1436 году

Картин из Эрмитаже в Национальной Галлерее было немало, и они были рассредоточены по всему музею. Мы были вынуждены отмечать те полотна, которые уже посмотрели

Наташа ставит галочку около картины Рембрандта “Женщина с Гвоздикой”, написанную в 1656 году Надо сказать, что Меллону немало продали Рембрандта из Эрмитажа …такие как “Жена Потифара обвиняет Иосифа”, 1655 “Польский Дворянин”, 1637 “Мужчина в Восточном Костюме”, 1635 “Девушка с метёлкой”, 1648 Кстати знаменитое “Возвращение Блудного Сына” тоже готовилось на продажу, но сделка к счастью не состоялась Из Эрмитажа также был продан Ван Дайк “Портрет Изабеллы Брандт”, 1621 “Филлип, Лорд Вартон”, 1632 Франс Халс “Портрет Члена Гарлемской Гвардии”, 1638 “Портрет Молодого Человека”, 1648 Также Меллону из Эрмитажа были проданы и менее известные мастера, такие как Адриан Ханниман “Генри, Герцог Глукесторский”, 1653 Жан Симеон Шарден “Домик из Карт”, 1735

Проданная Меллону Эрмитажем картина Тициана “Венера с Зеркалом” , к сожалению, не была выставлена для показа

Картинa Рубенса “Аллегория Вечности”, пройдя через многочисленных посредников, в конце концов оказалась в галлерее Музея Искусств Сан Диего

“Банкет Клеопатры” Тьеполо был продан в Национальную Галерею Виктории в Мельбурне

Картина “Пётр отрекается от Христа” Рембрандта продана Городскому Музею Амстердама

Также в Музей Амстердама были проданы парные портреты “Портрет сэра Томаса Грешема” и “Портрет Энн Фернли, жены сэра Томаса Грешема” Антонио Моро

“Адам” и “Ева” Лукаса Кранаха оказались в Музее Нортона Саймона в Пасадене

Картина Платцера “Концерт” была продана  Национальному музею в Нюрнберге”Портрет Ханса Шеленберга” Бургмайера продан “Вальраф-Рихардс музею” в Кёльне О судьбе “Святого семейства” Андреа дель Сарто, “Портрета Триеста” Антониса Ван Дейка и “Портрета Воронцовой с дочерью» Джорджа Ромни мне ничего достоверно неизвестноСейчас много задают вопросов о возможности вернуть в Россию то, что было продано “Антиквариатом” в тридцатых годах. Мне кажется что это практически невозможно, но стоит ли считать эти картины утерянными. В отличие от Янтарной Комнаты, исчезнувшей после войны, Симферопольской Картинной Галлереи, сгоревшей при эвакуации, Минской Картинной Галлереи, сгоревшей в Кёнигсберге, Датского Юбилейного Яйца Фаберже, сгинувшего в частных коллекциях, большинство проданных шедевров Эрмитажа не утрачены. Эти картины великих западноевропейских мастеров, являющиеся не национальным а мировым достоянием, выставлены в музеях мирового уровня и доступны каждому Продолжение следует. В нём я расскажу о судьбе других артифактов мирового уровня, проданных “антиквариатом”, Яйцах Фаберже  

Санкт-Петербургский Эрмитаж: расположение на карте. Что можно увидеть в Эрмитаже?

Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

   Прославленный петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов. Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж.

У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа – императрица Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин, принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому.

Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами.Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины.

Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком.
   В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии. В нее входили картины Рубенса, Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников. В 1772 г.

Совет

в Париже было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто…

   К огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В 1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев, купленные в Гааге. Тем не менее, коллекция Екатерины II становилась все больше и прекраснее.

Позаботилась просвещенная императрица и о должном помещении для своих картин. Уже в 1764—1767 гг. рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом. Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым павильоном. Но позже в обиход вошло и другое название — Малый Эрмитаж.

Фото Эрмитажа

Екатерина использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно неофициально — не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому павильон стали называть Эрмитажем – от французского ermitage, что означает «приют отшельника».

   В1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа, в котором упоминалось уже 2080 картин. Через пять лет к собранию добавилась ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта Уолпола, проданная его наследниками.

Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 1781 г. в Эрмитаже появилась купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин.

А кроме картин в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня…

   Коллекции становились все обширнее, для них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа. С Малым его соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный театр.

Вместе с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы. Позже, уже в середине XIX в., при императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и выходящее фасадом на Миллионную улицу.

Поэтому Большой Эрмитаж стали называть Старым Эрмитажем.

   Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа.

Обратите внимание

Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом. Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели.

Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж.

Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

   Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

   Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин.

Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора.

Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Что можно увидеть в Эрмитаже в наши дни

   Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы.

Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, — Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский…

К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах – 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

   По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно.

Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля — копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов.

Важно

В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI—XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

Коты, шедевры, привидения

Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

10 сентября 2013

Эрмитаж, задуманный как отрада для глаз императоров, сегодня один из самых известных музеев мира. © РИА Новости, С. Гунеев

Эрмитаж – это не просто гигантский музей с тремя миллионами экспонатов, свидетель российской истории и собрание уникальных артефактов, он – один из лучших музеев мира. Банк ВТБ с гордостью объявляет о начале партнерства с этим уникальным музеем. Перечень из 15 пунктов – шутливый, но честный ответ на вопрос, чем же так ценен и уникален Эрмитаж.

1.Исторический квест

Говорим Зимний дворец, подразумеваем Эрмитаж. Говорим Эрмитаж, подразумеваем Зимний дворец. Все просто, собрание музея расположено в здании Зимнего дворца. Музеев во дворцах много, и все они очень разные.

Но Эрмитаж – совершенно особенный! Почему? Есть дворцы, интересные прежде всего своими архитектурными достоинствами, чьи фасады, интерьеры, парки зафиксировали следы истории, реальной жизни их прежних обитателей. Есть дворцы, приспособленные под музеи, где от истории прежних хозяев почти ничего и не осталось.

Есть дворцы, где по-прежнему живут их владельцы. Есть Лувр, наконец, – самый, может быть, знаменитый дворец-музей, дворцовая сущность которого напрочь уничтожена французскими революциями. И только Эрмитаж умудряется сохранять в себе императорскую резиденцию и художественный музей одновременно.

Путешествие по Эрмитажу как исторический квест – почти никогда не знаешь, что именно ждет за поворотом: то ли спальня императрицы, то ли шедевр мирового искусства.

2.Женское лицо

Директорами Эрмитажа как музея, конечно, всегда были мужчины. Но первым «автором» будущего музея, собирателем коллекции, была женщина. И еще какая! Императрица Екатерина Вторая сделала для Эрмитажа едва ли не больше всех своих венценосных потомков вместе взятых.

Ее покупки были иногда чисто женскими – из желания быть первой, из полуслепого следования моде, – но всегда с государственным прицелом.

И именно эти прихоти привели в Петербург то, что станет красой и гордостью собрания старых мастеров Эрмитажа: от Рембрандта до Мурильо, от Тициана до Пуссена, от Рубенса до Ван Дейка.

3.Урок рембрандтоведения

«Эрмитажный Рембрандт» – это самостоятельное понятие в истории искусства. Самое большое за пределами Нидерландов собрание рембрандтовских полотен (24 картины), из которых большинство (прежде всего «Флора», «Блудный сын», «Портрет старика в красном», «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста») – исключительные шедевры, может считаться своеобразным «музеем в музее».

Эта обособленность «Зала Рембрандта», его подчеркнуто высокое положение в музейной иерархии, играет и за и против самих картин. С одной стороны, тут всегда полно зрителей и сияющий золотом рембрандтовский свет никогда не светит в пустоту.

С другой, он привлекает и темные силы – нападение вандала с кислотой на знаменитейшую из знаменитых, на «Данаю» в 1985 году, тому печальный пример.

4.Патриотизма чистейший образец

Зимний дворец в значительной своей парадной части декорировался как памятник победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Невозможно пройтись по музею или около него, не натолкнувшись на отсылки к Отечественной войне: летит колесница над аркой Главного штаба; взмыл ангел победы на Александрийский столп; Фельдмаршальский и Александровский залы украшены знаменами и щитами.

Все как триумфальная песнь подвигу и славе молодого императора, его молодых генералов, его старых полководцев и любящего императора и родину народа. И апофеоз – Военная галерея 1812 года, где в единственной в стране, большая история рассказана через имена и лица ее участников.

Совет

333 портрета героев войны с Наполеоном, несколько больших, полнофигурных, остальные одинаковые, стройными шеренгами в пять рядов, погрудные. Два императора, один король, самые знаменитые генералы, просто знаменитые генералы, генералы поменьше и те, кто никогда бы не выбился в генералы, если бы не война.

Эти лица хороши так, как, кажется, никогда уже не будут хороши русские лица. Это про них писала Цветаева, про них снимали кино, по их образу и подобию лепили культ декабристов позднесоветские мифотворцы. Русский «Золотой век» связан, конечно же, не только с пушкинским временем, но и с тем, что принесла России победа над Наполеоном. Свежим этот воздух был недолго. Но он был. И Галерея 1812 года до сих пор остается самым сильным уроком патриотизма, который только знают отечественные музеи.

5.Потерянный и найденный шедевр

Волей истории и случая в Эрмитаже оказалась лучшая в мире картина Эдгара Дега. Дега написал достаточно много, чтобы выделить один шедевр было трудно.

Но про «Площадь Согласия» (второе название – «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия», 1875) сомнений нет – в ней и формула всего его искусства; и слепок времени с его бесконечными войнами, парижскими бульварами, праздными фланерами и рушащейся на глазах устойчивости искусства и мира в целом; и то, что делает шедевр шедевром – невозможность пройти мимо, не остановившись. Картина попала в СССР в эшелонах с военными трофеями, вывезенными из Германии после 1945 года. Но публика не видела ее аж с 1912 года. Показ картины в Эрмитаже в 1995 году стал сенсацией.

6.«Русский Шлиман»

Сегодня в Эрмитаже работает археолог, которого иногда называют «Русский Шлиман».

Это прозвище не совсем справедливо (в отличие от авантюриста Шлимана Константин Чугунов – профессиональный археолог), но параллель все-таки прямая: одна из самых сенсационных археологических находок последних десятилетий, «царский» скифский курган Аржан-2 (VII в. до н. э.

), раскопанный в Туве в 2001–2003 годах, своим богатством и полнотой материала способен рассказать историю ушедшей в небытие цивилизации. Кто-то считает, что удача найти нечто подобное – это дело случая, но ведь все великие археологи, и Чугунов в их числе, шли к своим открытиям долго и очень трудно.

7.Две перчатки английского короля

Среди Эрмитажных шедевров есть один, знаменитый не столько великолепным художественным качеством (которое несомненно), но и ошибкой художника: на «Портрете Карла Первого» Антониса Ван Дейка у короля две правые перчатки.

Тот, кто заметит это без подсказки, может считать себя знатоком.

«Картина «Площадь Согласия» Эдгара Дега попала в СССР в эшелонах с военными трофеями, вывезенными из Германии.

Но публика не видела ее аж с 1912 года»

8.Императорская техническая революция

Зимний дворец как резиденция и Эрмитаж как музей с самого начала был полигоном для разного рода технологических новинок. Самые первые в городе водопроводы и системы отопления, подъемные механизмы для людей, накрытых столов или кадок с деревьями, сверхсовременные телеграф и телефон.

Главным полигоном технической революции в Петербурге был императорский дворец. Технику любили все императоры, но золотой век пришелся на долю Николая Второго: в 1910 году в проезде, отделяющем Зимний дворец от Малого Эрмитажа, был построен гараж для его автомобилей.

Гараж имел мойку, бензоколонку и собственную систему парового отопления. Все его машины подразделялись на несколько разрядов, к высшему относились личные машины: «Делонэ Бельвиль», «Роллс-Ройс», «Мерседес-Бенц».

Увы, машины эти нравились и взявшим в 1917-м власть пламенным революционерам, поэтому в коллекции Эрмитажа автомобилей не сохранилось. А вот карет тут хранится в избытке – сегодня их можно увидеть в Открытом фондохранилище музея.

9.Взрослые игры

Ритуалов в Эрмитаже множество. Есть День святой Екатерины как день Эрмитажа в декабре, есть «Прощание с белыми ночами» в июле.

В 2010 году к ним прибавился еще один, самый, может быть, оригинальный музейный ритуал: когда понадобилось отреставрировать полы в знаменитом Рыцарском зале Нового Эрмитажа, перевозка конных «рыцарей» прошла под военный оркестр и в сопровождении самого государственного герольдмейстера Российской Федерации Георгия Вилинбахова в парадном облачении, отдавшего таким образом честь старинному оружию и памяти его доблестных владельцев. В этом музее явно умеют и любят играть в солдатики.

10.Коты на службе государства

Про котов, работающих в Эрмитаже котами, знают теперь все. О них написаны десятки статей, сняты сотни фотосессий и даже один полнометражный фильм. Им шлют подарки и деньги на корм из всех уголков мира, а дети рисуют им открытки.

Такая слава к Эрмитажным котам пришла недавно, благодаря хорошей пиар-кампании, но живут они в подвалах императорской резиденции и музея чуть меньше трех веков: императрица Елизавета Петровна в 1745 году издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников на мышей и крыс.

Обратите внимание

Екатерина II кошек не любила, но оставила их во дворце и придала котам статус «охранников картинных галерей» и разделила котов на 2 класса – надворных и комнатных. С тех пор коты в Эрмитаже не переводились.

Единственное время, когда музей остался без этого вида охраны, – годы блокады, но после войны из двух вагонов котов, завезенных в Ленинград, часть была отправлена на работу в Эрмитаж. Сегодня в Эрмитажных подвалах около 70 котов.

11.Эта женщина в окне

В Зимнем дворце тени последней императорской четы Дома Романовых появляются в самых разных местах.

Одним из самых трогательных свидетельств той жизни является надпись алмазом императрицы Александры Федоровны на оконном стекле второго этажа, выходящем на набережную Невы: «Nicky 1902 looking at the hussars. 17 March» («Ники 1902 наблюдает за гусарами 17 марта»).

Этой паре оставалось жить в Зимнем всего три года.

«После войны из двух вагонов котов, завезенных в Ленинград, часть была отправлена на работу в Эрмитаж» 

12.Эрмитаж как «Русский музей»

То, что Эрмитаж – музей абсолютно всеядный, видно каждому, кто в него заглянет. Тут есть все или почти все. Но то, что когда-то это был еще и настоящий «Русский музей», представить не так легко.

То, что сейчас украшает главные залы Государственного Русского музея – от «Последнего дня Помпеи» Брюллова до «Медного змея» Бруни, было гордостью Зала русской школы Эрмитажа. Идея уравнять в правах национальное искусство с искусством Западной Европы принадлежала Николаю Первому, и, надо сказать, денег на это он не жалел.

Расстаться с национальными сокровищами Эрмитажа решится только его правнук – в 1895 году он подпишет указ о создании Музея Александра Третьего и передаст свои картины в Русский музей.

13.Миф о бездонной сокровищнице

Среди бродячих музейных мифов есть и такой: в фондах Эрмитажа хранится множество еще не опубликованных шедевров. Увы, это не так. Но иногда из музейного небытия что-то вдруг возникает.

Так, в 1960-е годы почтенный голландский искусствовед Херберт Хаверкамп-Бегеманн навестил своих ленинградских коллег в Эрмитаже. И там, беседуя за чашкой чая, вдруг заметил за шкафом край огромного листа.

Это оказался немыслимо большой (228 на 170 см) рисунок «Вакх, Церера, Венера и Купидон» главного голландского маньериста Хендрика Голциуса.

Маньеризм, искусство легкомысленное, эзотерическое, самовлюбленное, искусство тел и их переплетений, в советской табели о рангах, понятное дело, было чуть выше плинтуса. Но то, что это безусловный шедевр, было всем понятно и тогда. С тех пор найти что-либо подобное в запасниках музея остается пусть несбыточной, но мечтой каждого нового хранителя.

14.Органическое поражение

Самый древний шерстяной ковер, самая древняя вышитая китайская шелковая ткань и самые древние татуировки на человеческом теле в мире хранятся в Эрмитаже: Пазырык, урочище на Алтае, на территории которого было найдено 5 больших курганов скифского времени.

Благодаря тому, что захоронения оказались под вечной мерзлотой, в них сохранилось уникальное количество органических материалов.

Показывать это трудно (здесь законом является строжайший температурно-влажностный режим), но эти жертвы имеют смысл: нигде больше вы не почувствуете себя настолько близко к пониманию археологии не как абстрактной науки, а науки о конкретных людях.

15.Секреты фирмы

Всем зрителям во всех музеях мира иногда кажется, что самое интересное происходит там, куда их не пускают. Там, где в пыльных комнатах сидят среди сотен не известных никому, кроме них, экспонатов таинственные хранители. На этом построено множество детективов и музейных триллеров. Конечно, это сказки – не так много в музеях пыли и неизвестных вещей.

Эрмитаж доказывает это своим новым фондохранилищем: в Старой деревне построено здание, придя в которое можно увидеть, как именно и что именно хранится за прежде закрытыми дверями Эрмитажа. Кареты, ткани, мебель, оружие, фрески и многое другое. Здесь хранят, изучают и реставрируют часть фондов музея. Ощущение близости к запретному плоду посетителю обеспечено.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *