«крик» мунка. о самой эмоциональной картине в мире – все о живописи
Table of Contents
Эдвард Мунк картина “Крик”: что вдохновило, история, описание
Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Это одна из самых знаменитых картин в мире, которая даже вдохновила создателей известного одноименного фильма «Крик» 1983 года в жанре триллер.
Описание картины «Крик» различными искусствоведами часто включает самые разнообразные предположения о том, что хотел выразить автор своим крайне необычным сюжетом. И до сих пор полностью сойтись во мнениях знатокам не удается. Но есть несколько фактов об истории создания картины, а так же достаточно достоверных предположений о деталях изображения.
«Крик» — что вдохновило художника?
Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз.
Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике.
Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.
Крик 1893
На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика.
Обратите внимание
Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.
Крик 1895
Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.
По версии одного из исследователей творчества Мунка — Роберта Розенблюма — прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка — Поля Гогена.
«Крик»: сюжет картины
Автор применил экспрессионизм, чтобы выразить сложность и остроту переживаний персонажа. Размытые линии как бы вибрируют, они нечеткие, перетекают одна в другую. Создается впечатление, что у смотрящего на картину немного нечеткое зрение.
Такой эффект полностью погружает зрителя в сюжет: переживания персонажа.
Зритель сам погружается в туман отчаяния и горя, которые испытывает центральная фигура, начинает испытывать напряжение, от которого страдает герой, как видно на фото картины Эдварда Мунка «Крик».
Что заставляет кричать героя картины, или какие крики природы он сам слышит, удается отгадать по изображению пейзажа, на фоне которого изображен центральный персонаж.
Помимо нечетких линий, которые передают напряженное состояние героя и его переживания, можно обнаружить, что центральная фигура и изображение героя находятся в резонансе.
Линии, которые их изображают, практически сливаются в единое целое, обнаружить границы между ними практически невозможно.
Контекст
«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы — это собственное видение образа смерти художником.
Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии.
В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.
Отчаяние 1892
На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.
Тревога 1894
Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» — это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.
Крик 1893
Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.
О чем хотел сказать эдвард мунк в своей самой пугающей картине
23 января мир искусства отмечает 150 лет со дня смерти норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Самая известная из его картин – “Крик” – была выполнена в четырех вариантах. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца.
Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил “крик природы”. “Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска.
Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей.
Важно
Дрожа от страха, я услышал крик природы”, – эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.
Искусствоведы и историки по-разному трактовали то, что было изображено на картине. По одной из версий, кроваво-красным небо могло стать из-за извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет – это явление можно было наблюдать в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. Мог его наблюдать и Мунк.
По другой версии, картина стала плодом психического расстройства художника. Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, всю жизнь его мучали страхи и кошмары, депрессии и одиночество.
Свою боль он пытался заглушить алкоголем, наркотиками и, конечно же, переносил ее на холст – четырежды.
“Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь”, – писал Мунк о себе.
Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический – вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками – чтобы защитить себя от “крика”, реального или вымышленного.
Некоторые склонны видеть в “Крике” пророчество. Так, сопредседатель совета директоров аукциона Sotheby's Дэвид Норман, которому посчастливилось продать одну из картин серии за 120 миллионов долларов, выразил мнение, что Мунк в своих работах предрек 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.
Существует поверье, что все версии “Крика” прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными случаями.
Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотнами, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картинам недобрую славу. Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно.
Совет
Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее, и в конце-концов он покончил с собой. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской.
Фигура не то человека, не то призрака в “Крике” также вызывала множество споров. В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал курьезное мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Другим комментаторам она напоминала скелет, эмбрион и даже сперматозоид.
“Крик” Мунка нашел отражение в массовой культуре. Создатель знаменитой маски из фильма “Крик” был вдохновлен именно шедевром норвежского экспрессиониста.
Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
2013-12-12T13:56Z
2013-12-14T16:35Z
https://ria.ru/20131212/983669271.html
https://cdn24.img.ria.ru/images/98367/58/983675853_0:235:2651:1737_1036x0_80_0_0_3fb9177fc33e6ae3cfbf56473cc9683f.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
12 декабря 2013, 13:56
57424
В день 150-летия со дня рождения Эдварда Мунка проект Weekend вспоминает его эмоционально насыщенные картины, в которых художник отразил все свои страхи и переживания.
150 лет назад недалеко от Осло родился Эдвард Мунк – норвежский живописец, чье охваченное отчуждением и ужасом творчество мало кого может оставить равнодушным.
Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета.
Но помимо неизменных мотивов одиночества и смерти в его картинах чувствуется и желание жить.
“Больная девочка” (1885-1886)
“Больная девочка” — ранняя картина Мунка, и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье.
В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно — лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи.
Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк.
Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.
“Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения”, — вспоминал Мунк о своем детстве.
Обратите внимание
Женщина, изображенная на картине рядом с девушкой — тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти.
Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка — в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее.
По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, “ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки”, и ничем не мог помочь дочери.
В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи — в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.
Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков.
Так, “Больную девочку” называли пародией на искусство и упрекали юного Мунка в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину.
“Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин”, — написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.
Критика не изменила мнение самого художника, для которого “Больная девочка” оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.
“Крик” (1893)
В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его “Крик” знают даже люди, не питающие слабости к искусству.
Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал “Крик” в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над “Тревогой” (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и “Вечером на улице Карла Иоанна” (1892).
По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от “Крика” и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.
Важно
Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду “Крик природы” (первоначальное название картины – ред.).
Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления.
Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма.
О том, что легло в основу “Крика”, сам художник написал в своем дневнике. В записи под названием “Ницца 22.01.
1892″ сказано: “Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу”.
“Крик” Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов.
“Мадонна” (1894)
Картина Мунка, которая сегодня известна под названием “Мадонна”, изначально называлась “Любящая женщина”. В 1893 году для нее художнику позировала Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.
По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть.
Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона.
Совет
О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.
Единственное, что объединяет обнаженную черноволосую Мадонну Мунка с классической Мадонной — нимб над головой.
Как и в остальных своих картинах, здесь Мунк не использовал прямых линий — женщину окружают мягкие “волнистые” лучи.
Всего художник создал пять вариантов полотна, которые сегодня хранятся в музее Мунка, Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, в Кунстхалле в Гамбурге и в частных коллекциях.
“Расставание” (1896)
Почти во всех своих картинах, написанных на протяжении 1890-х, Мунк использовал одни и те же образы, по-разному их сочетая: полоса света на поверхности моря, светловолосая девушка на берегу, пожилая женщина в черном, страдающий мужчина. На подобных картинах Мунк обычно изображал главного героя на переднем плане и нечто, напоминающее ему о прошлом, позади.
В “Расставании” главный герой – покинутый мужчина, которому воспоминания не позволяют порвать с прошлым.
Мунк показывает это с помощью длинных волос девушки, которые развиваются и касаются головы мужчины.
Образ девушки – нежный и будто не до конца прописанный – символизирует светлое прошлое, а фигура мужчины, чей силуэт и черты лица изображены более тщательно, принадлежит к мрачному настоящему.
Мунк воспринимал жизнь как постоянное и последовательное расставание со всем, что дорого человеку, по пути к окончательному расставанию с самой жизнью. Силуэт девушки на полотне частично сливается с пейзажем – так главному герою будет легче пережить потерю, она станет лишь частью всего, с чем он неизбежно расстается в течение жизни.
“Девушки на мосту” (1899)
“Девушки на мосту” — одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника.
Возможно, так случилось, потому что это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках.
И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в “Девушках на мосту” отразилось редкое для художника состояние душевной радости.
Место, изображенное на картине, – мост в норвежском городе Осгордстранд, где жил Мунк. Полотно отличается от остальных работ художника еще и тем, что Мунк совершенно не изменил место, а изобразил с натуры точно так, как оно выглядит до сих пор: если приехать в Осгорстранд, то и сегодня можно увидеть в городе этот мостик и небольшой дом за белым забором, окруженный деревьями.
Обратите внимание
Мунк написал целых семь версий картины, первая из которых датирована 1899 годом и сегодня хранится в Национальной галерее Осло. Другую версию, написанную в 1903 году, можно увидеть в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В Россию картину привез коллекционер Иван Морозов, который купил полотно на парижском Салоне Независимых.
Крик. Описание картины Эдварда Мунка
Картина «Крик» это детище Эдварда Мунка , которое является одним из самых известных произведений искусства в истории, привлекающее широкую аудиторию и сегодня.
На самом деле существует четыре различных оригинальных версий «Крика». Полотно создано с использованием различных художественных сред, включая масляные краски, темперы и пастель.
Крик является частью более крупной художественной коллекции, серии, которую сам художник называет «Фризе жизни».
Вне времени, изображенное на картине «Крик» существо – это бесполый человек с бледным лицом, стоя рядом с оградой, с экспансивным взглядом в хаотической среде. Что же так захватывает его, что он видит перед собой по ту сторону картины? Человек кричит, его рот является широко открытыми, с прижатыми руками по бокам к лицу.
Вы можете видеть, что крик отражается в интенсивно – кровавой, красной, оранжевой, синей и черной цветовой гамме фона. Два человека стоят, повернуты спиной, недалеко от кричащей фигуры, с черными силуэтами на самом краю нашей зрительной сцены. Вдали есть тень небольшого города, почти полностью потеряна в закрученном небе.
Национальная галерея в Осло, Норвегия владеет одной из серии картин «Крик».
Считается, что только одна версия «Крика» в пастели будет продаваться по цене около $ 80 миллионов долларов, что делает его одним из самых ценных художественных произведений, из когда-либо проданных с аукциона в истории.
Крик
Вдохновение на написание «Крика»
Мужчина норвежского происхождения, Эдвард Мунк, учился в Академии в Осло с известным норвежским художником Кристианом Крогом.
Он создал первую версию «Крика» в 1893 году, когда ему было около 30 лет, и сделал четвертый и окончательный вариант «Крика» в 1910 году.
Он описал себя в книге, написанной в 1900 году, как почти сходящего с ума человека, как и его сестра Лаура, которая была положена в психиатрическую больницу в этот период времени.
Лично он обсуждал толкающие на предельные действия эмоции. Мунк переживает очень темной момент в его жизни в тот период.
Картина «Крик» была основана на реальном, фактическом месте, расположенном на холме Экеберг в Норвегии, на пути к предохранительным ограждениям. Слабый городской пейзаж передают мнение об Осло и Осло-фьорде.
В нижней части холма Экеберг был сумасшедший дом, где сестра Эдварда Мунка была положена на лечение , а рядом была также бойня .
Некоторые люди описывают , что в те времена вы могли фактически услышать крики животных, которых убивают, а также крики, страдающих психическими нарушениями с псих. больницы.
В этих условиях , Эдвард Мунк , скорее всего и был вдохновлен криками, что в сочетании с его личной внутренней трагедией и смятением породило идею для создания «Крика» .
Важно
Эдвард Мунк написал в своем дневнике , что его вдохновение для картины пришло, когда он шел на закате с двумя друзьями , когда он начал чувствовать себя очень глубоко усталым и физически и морально. Он остановился , чтобы отдохнуть, прислонившись к перилам . Он чувствовал тревогу и испытал крик, который , казалось, проходит через всю природу. Остальное остается за бесконечным спектром интерпретаций.
Автор сочинения: Анастасия Лихограй
Эдвард Мунк — картина «Крик»
Сегодня речь пойдет о всемирно известном шедевре художника Эдварда Мунка — картине «Крик». И о том, как сделать подарок ценителям высокого искусства.
Сначала о самом шедевре.
История создания картины
«Крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба.
Мунк сам объяснил, как родился замысел этой картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».
4 варианта исполнения картины «Крик»
Что пишут критики
««Крик» обращается к коллективному, бессознательному.
Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby’s. Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.
Что изображено на картине
На картине изображена человеческая фигура, кричащая от отчаяния. Это полотно предвещало распространение модернизма, открывая темы отчаяния, отчужденности и одиночества. Кажется, что мастер смог предвидеть будущее.
Небо, горы, мост – все захвачено этим криком, свернуто в воронку, в водоворот – безумные, несущиеся куда-то мазки свистяще-красного, шипяще-синего, завывающе-желтого, они мчатся и уносят всё, уносят сознание за пределы, словно поток смывают все безупречные конструкции ума, все представления и понимания. Ничего не остается человеку на мосту – только в ужасе, схватившись за голову, кричать: через секунду этого мира не станет!
Две другие человеческие фигуры на картине – друзья, ушедшие вперед по мосту – явно ничего не слышат.
Прямые как перила моста, они все еще из человеческого мира, они беззаботны и уверены в его прочности (и моста, и мира), в то время как кричащий, изогнутый, словно сбитый с ног, уже почти не здесь, он почти улетает, сорванный с фундамента своей уверенности криком природы. Его искривленные формы подобны кривизне природы – линиям берега, фьорда, небес.
“Крик”, Э.Мунк, масло
Где хранятся оригиналы
Совет
2012 г. американский мультимиллионер заплатил 90 миллионов евро за вариант «Крика», выполненный пастелью на картоне. Это самая дорогая картина в частной коллекции.
Сейчас оригинал (холст, масло) выставлен в музее Мунка в Осло.
Картина была украдена в день открытия Олимпийских игр в Лиллехаммере в 1994 г. Воры оставили записку: «Спасибо за плохую охрану». Картина была найдена спустя несколько месяцев.
Установка картины “Крик” в музее Мунка, Осло
Музей Мунка, Осло, главный вход
Биография художника
Эдвард Мунк в 1889 году
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а затем и сестра Софи.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.
В 1885 году он посетил в Париже восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.
Обратите внимание
В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна».
Посмотреть, какие еще мировые шедевры ЕСТЬ НА АКСЕССУАРАХ LOQI, можно на этой странице.
Интересные факты
- На аукционе картина была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства – 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства – двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов;
- удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости «Крика». Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого;
- Образ в картине «Крик» Мунка не раз появлялся в различных видах искусства. Так, знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена именно этой картиной.
Современные версии картины, переработки и юмор на основе картины
Реклама Mountain Dew
Mountain Dew – не очень известный у нас, но зато четвертый по потреблению в США безалкогольный газированный напиток. На рекламе этого напитка мы видим слоган “Урбанизируй культуру” и оригинальное объяснение “крика”: герой просто катался на скейте и упал на перила моста.
Реклама Кетчупа
Кетчуп со вкусом “Кричащий соус Мунка”
Анонсирование фильма «Крик одного дома»
Анонсирование фильма “Крик одного дома”
А теперь немного подробнее о том, как сделать оригинальный подарок ценителям высокого искусства
Если Вы хотите сделать оригинальный подарок ценителям высокого искусства, то сумочка LOQI MUSEUM с репродукцией картины «Крик» как раз для вас!
Ваш подарок от LOQI будет не очередной безделушкой, а полезным аксессуаром, который можно использовать каждый день.
И не забудьте рассказать немного того, что Вы узнали в статье об этой картине, когда будете дарить подарок, и это выделит вас из всех остальных! Более того, изображение мирового шедевра будет каждый день вдохновлять того, кому Вы подарите этот подарок и притягивать взгляды всех окружающих!
Сумочка LOQI MUSEUM — Scream так же универсальна и удобна в использовании, как и привычные сумки коллекций LOQI FASHION и LOQI MUSEUM.
Все они складываются в маленький удобный чехол на молнии:
Сумка LOQI с картиной “Крик” в чехольчике | Сумка LOQI с картиной “Крик” в чехольчике |
и сворачивается в рулончик, легко помещаясь в любой карман!
Сумка LOQI с картиной “Крик” свернутая в рулончик Ее удобно носить как на плече, так и в руках: широкие двойные ручки сумки не натирают ладони.
|
Мировые шедевры становятся немного ближе каждому из нас с музейной коллекцией аксессуаров от LOQI (Германия). Музейная коллекция LOQI — это коллекция с изображением всемирно известных произведений искусств: картин Ван Гога, Малевича, Гогена и других художников.Узнать о 12 преимуществах аксессуаров LOQI с мировыми шедеврами можно на этой странице.
Посмотреть, какие еще мировые шедевры ЕСТЬ НА АКСЕССУАРАХ LOQI, можно на этой странице.
Мистическая картина «Крик» Эдварда Мунка
Известная картина «Крик» написанная художником из Норвегии Эдвардом Мунком, считается одной из самых мистических картин в мире, так как ее сопровождает череда несчастий.
«Крик» написал художник Мунк в эпоху экспрессионизма, и на данный момент ее оценочная стоимость составляет семьдесят миллионов долларов.
У картины плохая история пропитанная мистикой и загадками. Ее много раз пытались похитить, но она всегда возвращалась. Сегодня картина «Крик» может смело занять место в «Десятке самых ужасных картин».
Даже посетители галереи, зная ее дурную славу, поглядывают на нее с опаской или стараются вовсе обойти стороной.
Важно
На протяжении всего своего существования картина негативно воздействовала на людей, как-либо соприкасавшихся с ней. Они болели, проявляли агрессию, умирали от неожиданных болезней. Именно это и принесло ей дурную славу, и репутацию проклятой.
Вот лишь несколько мистических случаев связанных с ней.
Один такой случай произошел со служителем галереи, который имел неосторожность уронить картину. После этого у него начались головные боли, становившиеся все сильнее и острее, хотя до этого, служащий ни когда не болел. В результате, головная боль довела беднягу до самоубийства.
Еще один служитель при переносе картины с одного места на другое нечаянно ее уронил, и снова расплата за это была также ужасна, как и сама картина – бедняга попал в автокатастрофу, переломав все кости, ног, рук и таза, а так же получил сотрясение.
Еще один знаменитый случай, связанный с картиной произошел, когда один из посетителей посмел дотронуться до картины, через пару недель у него случился пожар, сгорел дом, в котором, сгорев заживо, погиб и он сам.
Изображение на картине «Крик» без сомнения влияет на психику и восприятие человека, о чем говорят многочисленные психологические исследования. Мрачное синее небо.
Ужасный крик существа, то ли мумии, то ли инопланетянина, на лице которого застыла гримаса ужаса. Неизвестные люди на мосту, прячущие лицо. Всё это перемешивается эхом и отражается в кровавом заливе.
Сюжет производит ошеломляющий эффект, а атмосфера картины кажется жуткой и ужасной.
Но всё это не так страшно как кажется. Исследователи объясняют, что кровавое небо – это вулкан, который вырвался на свободу в 1883 году. Ведь мост на картине – реальное место в Осло. Там многие художники писали свои картины.
Совет
Мост, в действительности так же имеет дурную славу, многие люди совершали самоубийство, бросаясь с него. Рядом расположена психическая больница, откуда часто доносились душераздирающие крики.
Наверное, всё это слившись воедино – впечатления, переживания, атмосфера и события, в совокупности повлияли на Эдварда Мунка и все это, отобразилось в ужасном крике существа на картине.
Не стоит забывать и сам художник Эдвард Мунк, появившейся на свет в 1863 году, и вся его жизнь – это сплошная черная полоса, пропитанная чередой несчастий и потрясений, повсюду его преследующих. Болезни, смерть родных, одиночество, сумасшествие.
В возрасте 5 лет художник остался без матери, она заболела туберкулезом, после чего умерла. Через 9 лет от болезни покинула мир сестра художника Софья. Следом брат Андреас.
Младшая сестренка страдала «шизофренией». В 90-х с Эдвардом Мунком случился сильнейший нервный срыв, после чего художник долгое время лечился электрошоком.
У него не было жены, так как он испытывал неописуемый страх перед сексом.
Скончался Эдвард Мунк, в преклонном возрасте, разменяв восьмой десяток. После его смерти в наследие Осло получило: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ.
Что это трагические совпадения или злой рок картины, переплетенный с судьбой Эдварда Мунка не известно.
История одного шедевра: “Крик” Мунка
?
Вадим Алешин (vakin) wrote,
2017-01-17 13:56:00 Вадим Алешин
vakin
2017-01-17 13:56:00 Category: Сложно найти картину, которая была бы настолько хорошо известна, как «Крик». Прошло больше века с момента ее создания, а до сих пор нет единого мнения о том, что на ней изображено. Более того, с годами картина только обрастает мистическими загадками. Например, есть страшилка, что «Крик» проклят: десятки людей после контакта с ним заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Что же таит в себе «Крик» Мунка?
Эдвард Мунк. Крик. 1893Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло
Викисклад
Сюжет
На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий.
Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.
О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Как выглядела изображенная на картине местностьОбраз, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:
“Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.”
Обратите внимание
Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.Существует 40 экземпляров «Крика» Мунка.
Контекст
«Крик» — часть цикла картин о любви, жизни и смерти…Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.
Фрагмент фризаПублика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.
Судьба художника
Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.
Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать.
Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.
«Мадонна» (1894−1895). Эту картину называют воплощением искусства МункаЭдвард Мунк. Мадонна. 1894Холст, масло. 90,5 × 70,5 см. Музей Мунка, Осло
Викисклад
Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.
В мастерской Мунка, 1902В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.Картины Мунка называли выкидышами и дегенеративным искусством
Версии «Крика» и их местонахождение
Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:* В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.* В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.* Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью.
Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:* В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи.
Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.* В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
Автор Снежана Петрова
Источник – Википедия и Дилетант
“Крик” Эдвард Мунк
“Крик” Эдварда Мунка – одна из самых известных картин в мире.
Эта картина входила в Фриз жизни, “поэму о жизни, любви и смерти”. Художник был сильно захвачен этим проектом.
Подобно Ван Гогу, оказавшему на него большое влияние, Мунк изобрел особый изобразительный язык, чтобы отразить мучающий его невроз: отчаяние, отверженность, одиночество.
Материал: масло, темпера, пастель, картон.
Размер: 91х73см Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», – выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка. Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры. Кажется, что краска наложена яростно, – часто ручкой кисти. Это порождает чувство тревоги.
На самом деле картина создавалась не в спешке; всё продумано и тщательно выписано.
Небо написано зловеще красными, зелёными и желтыми красками, что является метафорой человеческого отчаяния.
Композиция проста: диагональ моста и перил пересекается с диагональю реки. Линия горизонта расположена высоко и отчетливо видна. Главная фигура расположена в центре картины.
Важно
Вытаращенные глаза и глубокие глазные впадины на черепообразном лице – особенность персонажей Мунка.
Этот мужчина (или женщина) кажется заключённым в собственном крике вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши.
С этой картиной связывают мистическое проклятие, которое, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном подвергались действию злого рока: они заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее. Но даже здесь от нее не было спасенья. Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, хотя раньше он ими не страдал. Припадки мигрени становились все чаще и сильнее: бедняга, в конце концов, не выдержал и покончил с собой. В другой раз картину выронил рабочий музея – когда ее перевешивали с одной стены на другую. Неделю спустя он попал в ужасную автомобильную аварию, в результате которой сломал ноги, руки, несколько ребер, получил трещину в тазу и сильнейшее сотрясение мозга. А как-то один из посетителей музея решился потрогать картину пальцем, и через несколько дней у него дома случился пожар, в котором он сгорел заживо. Жизнь самого Мунка, родившегося в 1863 г., также представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений: болезни, смерть родных, сумасшествие, от которого его лечили электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Художник умер в возрасте 81 года, оставив в дар г. Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тыс. графических работ. Но вершиной его творчества остается «Крик». Образ в картине «Крик» Мунка не раз появлялся в различных видах искусства. Так, знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена именно этой картиной. Покупателем картини “Крик”, установившем в мае 2012 года рекорд цены на аукционе, оказался американский бизнесмен Леон Блэк. “Крик” был продан на аукционе Sotheby's за 119,9 миллиона долларов, став самым дорогим произведением искусства, ушедшим с молотка на публичных торгах. Торги длились всего 12 минут. P.S. Альтернативная версия создания картины “Крик” (минутка юмора):
Эдвард Мунк. Крик. Рассказы о шедеврах мировой живописи | Русские художники. Russian Artists
Эдвард Мунк (1863 – 1944)
Крик
1895. Пастель, картон. Частная коллекция, Норвегия.
Эта версия картины была продана на аукционе Сотбис в мае 2012 года Леону Блэку за 119 922 500 долларов, что явилось рекордом аукционных сделок для произведений искусства.
Сентябрь 2012, новости в мире искусства:
Знаменитая картина «Крик» норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка (1863-1944) — самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное с аукциона, — будет впервые выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
«Крик» был продан в мае 2012 года на аукционе «Сотбис» почти за 120 млн долларов. Имя нынешнего владельца картины до сих пор не раскрывается, однако эксперты полагают, что им может быть нью-йоркский финансист и известный коллекционер Леон Блэк.
Как сообщили представители музея, полотно будет выставлено на показ с 24 октября 2012 года по 29 апреля 2013 года. Из-за огромной ценности «Крика» в музее будут усилены меры безопасности.
Это также связано с тем, что работы Мунка в последние годы часто являются объектом внимания преступников.
В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи (илл. вверху). Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
“Крик”. 1910. Масло, темпера на картоне. 83,5 x 66. |
Самая громкая кража была совершена 22 августа 2004 года, когда из музея Мунка в норвежском Осло были похищены одна из версий «Крика» и полотно «Мадонна».
В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы.
За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.
Совет
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметно. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Обе картины снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
“Крик”. 1893. |
«Крик» Мунка является одним из самых знаковых произведений искусства периода модернизма. На картине изображена фигура человека, сжимающего руками голову, его лицо обезображено ужасом, рот широко открыт в отчаянном крике.
Человек стоит на мосту на фоне кроваво-красного заката, за спиной у него двое спокойно идущих прочь людей. На раме картины имеется авторская надпись, поясняющая ее сюжет: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы».
По мнению критиков, картина выражает чувство экзистенциального страха и беспокойства, преследующего человека современной цивилизации.
Из четырех созданных Мунком версий «Крика» только одна принадлежит частному коллекционеру. Именно она выставляется на показ в Нью-Йорке. Три другие полотна хранятся в норвежских музеях.
Прежним владельцем картины был норвежский миллионер Петтер Олсен. Он унаследовал картину от своего отца, богатого судовладельца Томаса Олсена, который был другом и соседом Мунка.
Начиная с 1920-х годов Олсен-старший оказывал покровительство художнику, приобретая его картины.
После прихода к власти в Германии нацистов, которые считали творчество Мунка дегенеративным, Олсен организовал вывоз 74 произведений мастера из Германии и тем самым спас их от возможного уничтожения.
Американские астрономы решили загадку картины “Крик” норвежского художника Эдварда Мунка. Они нашли ответ на давно мучивший искусствоведов вопрос – почему небо на знаменитой картине Мунка 1893-го года имеет столь странный и неповторимый пылающе-красный цвет.
Обратите внимание
Как выяснилось, цветовая гамма картины – отнюдь не плод воображения, а вполне реалистичное изображение закатов в Европе в тот период. Они приобрели совершенно неожиданный цвет после происшедшего в Индонезии в августе 1883 г. извержения вулкана Кракатау, когда в атмосферу планеты было выброшено огромное количество пепла.
Это извержение считается одним из самых сильных и трагичных в истории человечества. Ученые Университета Техаса провели подробнейший анализ дневников Мунка, материалов об извержении Кракатау и изучили сообщения норвежских газет 1883 года.
“Наша исследовательская поездка в Осло достигла своей главной точки, когда мы обнаружили поворот на дороге и поняли, что оказались именно в том месте, где стоял Мунк 120 лет назад, – рассказал руководитель исследования, профессор физики и астрономии университета Дональд Олсон. – Мы поняли, что он смотрел на юго-запад.
Глядя именно в этом направлении, можно было видеть зимой 1883-84 гг. закаты, связанные с извержением Кракатау”.
“Сто великих картин” Н.A.Иoнина, издательство “Вече”, 2002г
В 1892 году на выставке в Берлине было показано 55 полотен норвежского живописца Эдварда Мунка, и среди них первые картины его большого цикла “Фриз жизни”. Эта экспозиция вызвала большие споры, в которых столкнулись мнения приверженцев кайзеровского режима, а с другой стороны – прогрессивных художников.
Hе успела выставка открыться, как некоторые тут же потребовали ее закрытия: “Из уважения к искусству и честному имени художника”. Первым потребовал закрытия выставки живописец кайзеровского режима Антон фон Вернер, против чего решительного выступили Макс Либерман и некоторые другие художники.
Первому трудно было согласиться с самостоятельностью Мунка, который смело перешагнул рамки натурализма, и немецкая пресса писала о норвежском художнике, как о сумасшедшем. Его ругали в большом городе и пока было мало тех, кому нравилось его искусство.
Но вскоре число друзей стало быстро увеличиваться, а особенно хорошо писали о Мунке молодые поэты.
Разыгравшаяся вокруг его имени буря подняла Мунка на ступеньку выше на лестнице славы, а последовавшее вскоре закрытие выставки только способствовало широкой известности Мунка за рубежом.
Важно
За свою долгую жизнь норвежский художник Эдвард Мунк – живописец, рисовальщик и гравер – создал поразительно много произведений: от миниатюрных графических листов до масштабных полотен. Его наследие – это более 1000 работ маслом, более 15 000 гравюрных оттисков, почти 4500 рисунков и акварелей. Оно поистине стало национальной гордостью Норвегии.
Однако значение Мунка-художника не только в многоплановости его искусства, а в и особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк неоднократно говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало в нем философскую реакцию.
Такое видение мира стало определяющим и для Мунка-живописца, и для Мунка-графика.
Он был одержим работой и сам об этом говорил так: “Писать для меня – это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать”. В основе почти всех его произведений всегда лежат личные переживания и неповторимое восприятие жизни. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма.
Особый период в творчестве Мунка – 90-е годы прошлого века. Именно в это время он создает произведения, в которых тема страдания и одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску.
Главное для художника – изображение “состояния нагой души”. Недаром его картины носят названия, обобщающие формулы, понятия, настроения, состояния: “Отчаяние”, “Страх”, “Разрыв”, “Меланхолия”, “Ревность” и т.д.
Образы медленно угасающей жизни (больных и умирающих) не раз появлялись на полотнах Мунка и раньше. В частности, этому посвящена целая серия картин и гравюр “Больная девочка”.
Последовательное развитие этой темы, поиски ее различных решений стали неотъемлемой частью творческого метода Мунка.
Так, реальные предметы и фигуры людей на его полотнах превращаются в пятна черного и белого контраста; пространство помещений едва обозначается силуэтами застывших фигур; лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе (картина 1896 года “Смерть в комнате больного”).
Совет
Особенно ярко образная система символизма нашла свое выражение в цикле его произведений под общим названием “Фриз жизни”. Сам Эдвард Мунк говорил, что это поэма о жизни, любви и смерти, над которой он работал в течение тридцати лет. Он задумал ее как “цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
В этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали”. “Фриз жизни” включает такие картины, как “Поцелуй”, “Барка юности”, “Вампир”, “Мадонна” и другие.
Тема самой большой картины из этого цикла – мужчина и женщина в лесу, – может быть, несколько выпадает из общего тона других полотен, но она – необходимое звено в цепи.
На рисунке 1892 года “Отчаяние” Мунк сделал следующую запись: “Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем.
Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени.
Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу”.
Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна “Крик”, которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре.
Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями – пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику.
Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.
Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин.
Обратите внимание
Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина “Крик” является апогеем психологического обобщения.
Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.
Сам художник – молчаливый и нелюдимый, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, сомневающийся и бескомпромиссный, – трудно сходился с людьми. И хотя у него было достаточно много друзей, предпочитал одиночество и одновременно все-таки стремился быть среди них.
Мотивы смерти и страха (наряду с эротическими мотивами) характерны для всех картин цикла “Фриз жизни”, а используемые в нем приемы символизма – не просто дань одному из художественных течений того времени, Мунк долго находился под его влиянием. В это время ему особенно близким был живописный язык Ван Гога.
Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: “Крик”! Невозможно даже дать представление об этой картине, – все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы.
Каждое страдание – это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания – клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров…
И небо кричит, – вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы”.
Эдвард Мунк родился в норвежском городе Лётен, в семье военного врача, 12 декабря 1863 года. Слабый и болезненный от рождения Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте: она умирает от туберкулеза в 1868 году.
Важно
Самым близким человеком для мальчика становится старшая сестра Софи. Но и она умирает от туберкулеза в 15 лет, в 1877 году.
Эти трагедии, пережитые в раннем детстве, накладывают отпечаток на характер, психику и всё творчество Эдварда Мунка.
В школьные годы Мунк проявлял значительные способности в химии, математике и физике. В 1879 году отец настоял, чтобы Эдвард, мечтавший о карьере художника, поступил в технический колледж. Мунк бросает техникум на первом году обучения и в 1881 году поступает в норвежскую Королевскую академию искусств и художественных ремесел.
В годы студенчества Мунк пишет пейзажи и окружающих людей в стиле близком к импрессионизму и натурализму, но остается недоволен своими первыми опытами.
В отображении действительности формируется собственная, экспрессивная манера Эдварда Мунка. В 1883 году вместе с сокурсниками он принимает участие в первой выставке. Творческие успехи сына ненавистны его крайне религиозному отцу.
Конфликт между Мунком и его отцом заканчивается окончательным разрывом отношений.
В 1885 году Мунк завершает работу над картиной «Больная девочка», а чуть позже организует выставку в Осло, которая вызывает бурю негодования у прессы и критиков. Плоды больного воображения Мунка кажутся публике слишком мрачными и жестокими…
В Париже, в 1889 году, Мунк посещает выставки и школу искусств, ведет богемный образ жизни, который плохо отражается на его здоровье. А в декабре умирает его отец. Мунк подавлен, страдает галлюцинациями и мыслями о самоубийстве…
Совет
В 1892 году Мунку предложена выставка в Берлине. Картины вызывают скандал и выставку закрывают через неделю. Мунк иронизирует, что невинная живопись, смогла поднять такой ажиотаж. Позднее картины Мунка успешно выставлялись в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бреслау и Копенгагене.
Проводить в Норвегии лето стало традицией для художника, в остальное время года он много путешествовал по Европе и много работал: литографии, гравюры, иллюстрации, акварели. В 1893 году рождается первая версия «Крик».
В 1896 году на выставке в Париже Мунк впервые обласкан критикой. Его называют основателем экспрессионизма – нового направления в живописи.
Мунк успешно продает несколько картин, но признание, деньги и слава не приносят счастья. Состояние здоровья и психики художника ухудшаются, он покупает уединенный дом в Осгордстранде.
До 1906 года дом будет пристанищем от людей и собственных страхов художника.
В 1899 году начался долгий бурный роман Мунка с Таллой Ларсен. Мунк оказался не готов стать супругом, а предательство любимой повергло его в жестокую депрессию. К осени 1908 года паранойя и галлюцинации на много месяцев загоняют Мунка в психиатрическую лечебницу доктора Якобсона, но художник продолжает творить и там.
Слава и признание, пришедшие к зрелому Мунку, знаменуются чередой триумфальных выставок в Европе. В 1915 году он принимает участие в международной выставке в Сан-Франциско. Мунк путешествует, а затем истощенным возвращается в Норвегию, чтобы создать новый шедевр полный боли и страсти, любви или страха…
Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии, и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года.