“маха обнаженная” гойи. легенды о модели и заказчике картины – все о живописи
Table of Contents
Маха обнажённая – тайна картины великого испанского художника Франсиско Гойи
Франсиско Гойя и картины «Маха одетая» – «Маха обнажённая»
Франсиско Гойя
Испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Родился:30 марта 1746 г., Фуэндетодос, близ Сарагоса
Умер:16 апреля 1828 г. (82 года), Бордо, Франция
Маха обнажённая
Музей Прадо, Мадрид
«Махa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков.
Первая картина была написана в 1797—1800 годах, а вторая 1800—1805. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности.
Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.
История создания картины
До сегодняшних дней неизвестно, кто послужил моделью для картин. Многие историки утверждают, что на картине герцогиня Альба, которая была любовницей Гойи.
Каэтана Фитц-Джеймс Стюарт Альба
Есть много версий, По одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву.
Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою.
Обратите внимание
Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма.
«Махa обнажённая» – 1797—1800
В 1813 году инквизиция узнала об этом и конфисковала у Годоя обе картины, попутно объявив Гойю «распущенным мазилой» и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели Гойя, несмотря ни на какие угрозы, наотрез отказался называть имя этой женщины. А там, где нет ясности, зачастую появляются легенды.
«Маха одетая» – 1800—1805.
По другой из версий, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой».
Писатель Лион Фейхтвангер – автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», в своей книге тоже придерживался к той версии, что натурщицей была герцогиня Альба.
«Гойя, или Тяжкий путь познания» – Лион Фейхтвангер
В 1945 году, с целью опровержения этой легенды, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи.
Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.
Легенда так и не была опровергнута.
По другой версии была произведена эксгумация останков Альбы, и результаты измерений доказали несостоятельность этой версии.
Картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.
Три почтовые марки Испании 1930 года с изображением картины Гойи (1800). Они входят в серию, посвящённую годовщине смерти испанского художника, и считаются первыми в мире почтовыми марками с обнажённой натурой.
Место выпуска марок город Севилья, Испания
Важно
Комплект марок имел намеренно завышенную, по сравнению с обычными почтовыми тарифами, номинальную стоимость (он продавалcя за сумму, эквивалентную американским $5 того времени). Марки поступили в продажу 15 июня 1930 года, гасились с помощью четырёх разных видов почтовых штемпелей, причём были действительны для оплаты почтовых услуг всего три дня, до 17 июня.
Маха обнажённая – тайна картины великого испанского художника Франсиско Гойи обновлено: Февраль 18, 2017 автором: interesno-vse.ru
Маха обнаженная — ок. 1797-1800 Картины Гойи
Сентябрь 21, 2012
Маха обнаженная
ок.1797-1800; 97х190 см
Прадо, Мадрид
Мануэль Годой (фаворит королевы Марии Луизы, супруги Карла IV), заказавший художнику «Маху обнаженную» и «Маху одетую», долгое время прячет эти работы от посторонних глаз в своем кабинете, где также находится и «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Однако если у Веласкеса обнаженная модель представлена как бы украдкой, исподтишка, то у Гойи она выставлена напоказ. Его женщина — гордая искусительница — не является олицетворением классической красоты, которую принято созерцать и которая побуждает к размышлениям. Она даже не объект желания, а само воплощенное желание.
Фигура изображена на темном фоне, и ничто не отвлекает внимания от вызывающей обнаженности шелковистой кожи, которая становится, по сути, главной и единственной темой картины. По выражению французского писателя и историка искусства Андре Мальро, эта работа «не столько сладострастная, сколько эротическая, поэтому не может оставить равнодушным любого мало-мальски чувственного человека».
Маха одетая
ок.1800-1803; 95х188 см
Прадо, Мадрид
Наверное, поэтому Годой заказывает второе полотно с пожеланием «одеть» маху и вешает его поверх первого. Можно только представить себе, какое удовольствие получал Годой, когда дернув за потайной шнурок, открывал остолбеневшим от неожиданности и смущения приятелям «эротическую картинку».
Очевидно, кто-то из шокированных гостей не смог справиться с соблазном донести на сластолюбца, и в 1813 году инквизиция конфисковала у Годоя обе картины, попутно объявив Гойю «распущенным мазилой» и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели. Гойя, несмотря ни на какие угрозы, наотрез отказался называть имя этой женщины. А там, где нет ясности, зачастую появляются легенды.
Так, с легкой руки писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», по миру пошла гулять легенда о том, что обнаженная маха — это герцогиня Альба.
Писатель, очевидно, основывался на распространенной в его время гипотезе о том, что голова махи неспроста кажется «чужой», как бы приклеенной к телу: Гойя не хотел, чтобы кто-нибудь узнал его подругу…
Наследники герцогини решили положить конец сплетням. Была произведена эксгумация останков Альбы, и результаты измерений доказали несостоятельность этой версии. Возможно, для картины позировала одна из многочисленных подружек Годоя, однако некоторые исследователи продолжают настаивать на версии Фейхтвангера. Легенды поразительно живучи!
(1746-1828) Франсиско Гойя
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Франсиско Гойя “Маха обнажённая” и “Маха одетая”
?
kolybanov (kolybanov) wrote,
2013-11-29 17:09:00 kolybanov
kolybanov
2013-11-29 17:09:00 Category: Автор – lomovolga. Это цитата этого сообщения
Франсиско Гойя “Маха обнажённая” и “Маха одетая”.
lomovolga
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
Маха одетая (ок. 1800—1805). Холст, масло. 97 × 190 см.
Музей Прадо, Мадрид
“>
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
Маха обнажённая (ок. 1797—1800). Холст, масло. 97 × 190 см.
Музей Прадо, Мадрид.
«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв.
Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.
“Маха” – женщина, главным смыслом жизни которой , является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерного испанского понимания привлекательности (кстати, Мачо – мужской эквивалент Махи)…
Королева на улице, приличная в церкви и распущенная в постели. Именно такой, по мнению испанцев, должна быть настоящая маха.
Махой в Испании называли женщину из городских низов, красивую и темпераментную, способную подарить мужчине страсть и внеземное наслаждение. Её воспевали в стихах, называя испанкой из испанок, а художники спешили запечатлеть её красоту на своих полотнах.
Знаменитый испанский художник Франсиско Гойя, изобразивший на одном из своих полотен прекрасную молодую женщину, назвал его «Маха обнаженная».
Совет
С этой картиной связано немало загадок. Известно, что она была написала в начале 19 века, но точную дату так и не удалось выяснить. Гойя написал сразу два полотна под названием «Маха».
На них была изображена одна и та же женщина, но на первой картине она была одета, а на второй полностью обнажена.
Существует предположение, что полотна заказал глава испанского правительства Мануэль Годой для своего личного кабинета.
Так как изображение нагого тела было в то время запрещено, то первый министр королевства прикрыл маху обнаженную другой, более приличной версией картины. Когда же в кабинете не было посторонних, верхняя картина с помощью хитрого механизма отъезжала, открывая взору сластолюбивого министра нагое тело прекрасной махи.
По другой версии портрет поначалу тайно хранился в замке герцогини Альбы, а после её смерти перешел к домашнему лекарю. Однако завещание было оспорено корой и картина, вместе с другим имуществом, была передана в государственную казну, а затем попала к Мануэлю Годою.
Предполагают, что для «Махи обнаженной» художнику позировала его возлюбленная, одна из самых знатных дам Испании. Действительно, между официальным портретом герцогини кисти Франсиско Гойи и «Махой обнаженной» большое сходство. Однако это предположение уже после смерти герцогини было опровергнуто её родственниками.
«Знатная дама не могла позировать обнаженной» – категорически заявляли они – «Натурщицей Гойи была женщина из низов, настоящая маха».
Но независимо от того герцогиня или простая горожанка позировала художнику, эту женщину считают воплощением испанского типа красоты. Стройная фигура, тонкая талия, смелая линия бедер отличают её от пышнотелых итальянок и кукольно изящных француженок.
Обе эти картины числились в описи имущества Годоя, когда он покинул Испанию в 1808 году. Но это только косвенное доказательство, и оно не поколебало всеобщей уверенности, что моделью художника была герцогиня Альба.
В конце концов, сравнительно недавно, в 1945 году, семейство Альба, желая убедить всех, что герцогиня не имеет отношения к этим картинам, согласилось на эксгумацию ее тела, чтобы сравнить размеры скелета с теми, что представлены на картине.
Обратите внимание
Результаты обмеров ничего не дали, но зато обнаружился странный факт: обе ноги герцогини были сломаны; возможно, это произошло тогда, когда ее гроб был выброшен из фамильной усыпальницы во время войны с французами.
Не все испанское общество оценило «Обнаженную маху»; когда стал известен сюжет картины, художника вызвали в инквизицию. Состоялся ли суд над Гойей, неизвестно, но его картины не сожгли, а его самого не посадили в тюрьму.
Возможно, за него заступился один из его высокопоставленных покровителей.
И Гойя, который не отказывал себе в удовольствии при случае эпатировать общество, но всегда избегал его фатальных объятий, так и не открыл, кто же позировал ему для этой картины.
Интересна и загадочна судьба этой знаменитой картины. После появления «Махи» слухи о ней наполнили Испанию.
Об экспонировании портрета не могло быть и речи – выставить изображение обнаженного женского тела на всеобщее обозрение считалось верхом неприличия.
Таинственная картина так интересовала всех, что о ней узнали даже те, кто её в глаза не видел. Некто Себастьян Мартинас предлагал Гойя продать ему, нет, не саму картину, а всего лишь её копию за 10 тысяч реалов.
До самой смерти герцогини Альба, эти две работы находились у нее в будуаре, после ее смерти достались Мануэлю Годою. С 1814 года они стали храниться в Академии Сан-Фернандо. Ныне обе картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» хранятся в Мадриде в музее Прадо.
Кем бы не была прекрасная и чувственная женщина, изображенная на картине, «Маха обнаженная» остается одной из лучших картин Франсиско Гойи.
Важно
Интересный факт. В 1930 году в память о Гойе, частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну
текст
Серия сообщений “живопись старых мастеров”:
Часть 1 – Франсуа Буше “Одалиска”. Правдивые фантазии
Часть 2 – Леонардо да Винчи Мир гения…
Часть 34 – Жан Оноре Фрагонар Jean-Honore Fragonard (1732-1806)
Часть 35 – Франсуа Буше Francois Boucher, 1703-1770Часть 36 – Франсиско Гойя “Маха обнажённая” и “Маха одетая”.
Часть 37 – Ян Вермеер Делфтский Jan Vermeer van Delft (1632-1675)
Часть 38 – Музы Рубенса – Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только….
Часть 39 – Рафаэль Санти Портрет Иоанны Арагонской , 1518
Часть 40 – Рафаэль Санти Портрет Биндо Альтовити, ок. 1515
Часть 41 – Леонардо да Винчи (круг) Ангельское…
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Маха обнажённая
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Франсиско Гойи. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Франсиско Гойи на натуральном холсте.
Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес родился в 1746 году в небольшой деревушке на севере Испании в семье мастера по золоту. Франсиско был младшим из троих сыновей.
В конце 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. В течение трех лет Гойя копировал гравюры. В эти годы он получил свой первый заказ от приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.
После неудачной попытки в 1763 году поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо Гойя стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1773 году Гойя женился на сестре своего учителя, что укрепило его положение в художественном мире того времени.
В 1780 году Гойю приняли В Королевскую Академию.
В 1786 году он стал придворным художником испанского короля.
В 1712 году Гойя подвергся тяжелой и загадочной болезни, которая сопровождалась параличом, слепотой и едва ли не полным безумием. Ему удалось победить недуг, но он перестал слышать, и его постоянно одолевали страхи, что он не сумеет завершить задуманное.
В творчестве Гойи появились «фантазии и выдумки», упростилась манера письма.
Знакомство с семьей герцога Альба впоследствии послужило созданию его самых известных шедевров: «Маха одетая» и «Маха обнаженная» Ослепительная и энергичная герцогиня после смерти своего мужа в 1796 году стала любовницей художника и вдохновила его на создание этих картин.
Гойе чудом удалось сохранить имя натурщицы в тайне и избежать тюрьмы, представ перед судом инквизиции, так как обнаженная натура была запрещена.
В конце 1790 годов увидела свет и первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), которая была посвящена жестокому осмеянию человеческих слабостей и предрассудков.
В 1814 году Гойя написал знаменитый расстрел повстанцев.
“Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года” считается главной картиной Гойи.
Война, начавшаяся как освободительная, переросла в страшную гражданскую войну.
Совет
Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха, страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Они получили название «черной живописи» Гойи. В это время стали известны фрески “Дома глухого”.
Гойя и вошел в историю живописи как мастер вопллощения темных снов и фантазий.
Последние годы художник провел во Франции в Бордо, стремясь избавиться от испанской действительности, создавая более жизнерадостные произведения.
Умер Гойя в возрасте 82 лет в 1828 году.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Франсиско Гойи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
«Маха обнаженная» и «Маха одетая»: тайны двух шедевров Франсиско Гойи
Произведения получили известность, как «Маха обнаженная и одетая» и в настоящее время считаются классикой изобразительного искусства.
Но так было далеко не всегда.
«Маха обнажённая». Франсиско Гойя, 1797—1800 год.
Принято считать, что первоначально был создан обнаженный портрет.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что работа была заказана министром Испании Мануэлем Годоем, для его весьма откровенной коллекции (под которую был выделен отдельный кабинет, скрывающий обнаженные изображения от любопытных взглядов).
Законченное около 1797—1800 года произведение стало для министра одним из самых любимых.
Создание «Одетой махи» относится к 1800-1805 году (немного поздней обнаженной версии).
«Маха одетая». Франсиско Гойя, 1800—1805 год.
Достоверно известно, что в качестве заказчика выступил все тот же министр Испании. Изначально одетая версия висела в его кабинете и прикрывала обнаженную, доступ к которой осуществлялся с помощью специально сконструированного натяжного механизма.
Несмотря на то, что обе версии картины весьма похожи и даже имеют одинаковый размер, одетая женская фигура занимает несколько большую долю живописного пространства.
По словам искусствоведа Яниса Томлинсона, женщина «смело прижимается к рамке», что делает ее более «наглой» по сравнению со сравнительно «робким» обнаженным портретом.
Годой хранил у себя картины в течение шести лет, прежде чем они были обнаружены испанской инквизицией в 1808 году.
Шедевр был изъят наряду с другими «сомнительными изображениями».
Испанский министр и хранитель его коллекции, дон Франсиско де Гаривай, предстали перед трибуналом и были вынуждены раскрыть художников, стоявших за созданием конфискованных произведений искусства, которые были «столь неприличны и вредны для общественного блага».
Обратите внимание
Несмотря на то, что Гойя был обвинен в безнравственности, ни какое наказание его так и не постигло так как инквизиция к началу XIX века была уже не столь влиятельна как в Средневековье и могла не более чем выявлять «опасное и небогугодное» искусство.
Но кто же стал моделью для столь откровенных портретов?
Сравнение фрагментов картин.
По наиболее вероятной версии, обе картины изображают герцогиню Марию де Сильву, состоявшую с Гойей в продолжительных и вероятно весьма близких отношениях.
Мария де Сильва. Портрет Франсиско Гойи, 1795 год.
Примечательно, что в 1945 году, родственники герцогини, в попытке опровергнуть непристойные слухи о своем предке, даже вскрыли ее могилу, чтобы измерить скелет и доказать что пропорции герцогини не соответствуют изображенным на портретах.
Однако опровергнуть популярную версию им так и не удалось.
Известные картины Франсиско Гойи
Ряд знаковых произведений знаменитого испанца.
Гойя
Франсиско де Гойя — знаменитый испанский художник и гравер.
Свою первоначальную известность он приобрел как создатель прекрасных гобеленов, но подлинная слава к нему пришла уже как к придворному художнику испанской короны.
Уникальность произведениям Гойи придают творческий подход и смелое использование красок. Стиль мастера вдохновил многих подражателей и оказал серьезное влияние на мир искусства.
Зонтик (1777)
Это произведение входит в серию из 63 работ, которую художник создавал в начале своей карьеры. Считается, что работа над этим циклом помогла мастеру изучить способы взаимодействия людей, что впоследствии оказалось важным при создании более поздних шедевров. «Зонтик» сочетает в себе мотивы французской и испанской моды.
Собака (1823)
В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. Обычно работа интерпретируется как символ борьбы человека с неприятностями и злыми силами.
Махи (1797–1805)
Оба произведения («Маха обнаженная» и «Маха одетая») расположены рядом в одном зале музея Прадо (Мадрид).
Среди художников, создавших картины под впечатлением от этих работ Гойи, следует отметить Игнасио Сулоага и Эдуарда Мане.
По сей день неизвестно, кто послужил моделью для главной героини картины, но традиционно в качестве источника вдохновения художника называют 13-ю герцогиню Альба.
На постаменте памятника художнику, установленному перед зданием музея Прадо, помещено скульптурное изображение по мотивам картины «Обнаженная Маха».
Великий козел (1821–1823)
«Черная картина» часто рассматривается искусствоведами как сатира на тему суеверности и изображает Сатану, выступающего перед группой ведьм.
Карл IV и его семья (1801)
Портрет демонстрирует нарочито пышно одетого короля Испании и его семью. Следует заметить, что нежелание художника льстить и привирать привело к тому, что Гойя, как считают современные исследователи, показал в портрете монарха и его семьи коррупционный характер их власти. Вероятно, едва видимый слева человек — автор работы.
Бедствия войны (1810–1820)
Эта серия из 82 гравюр входит в число наиболее значительных работ Гойи. Искусствоведы разделяют серию на три части:
- Первые 47 гравюр демонстрируют ужасы войны.
- Вторые 18 работ изображают последствия голода.
- Последние 17 отражают разочарование, связанное с восстановлением монархии Бурбонов.
Данная серия — феноменальная визуализация авторской позиции, в которой содержатся негодование и смелые политические заявления.
Бедствия войны. 39 работа из серии.
Сон разума рождает чудовищ (1799)
Частью серии «Капричос», состоящей из 80-ти работ, является и эта композиция. Спящий среди инструментов художник находится в окружении монстров, которые символизируют невежество и другие пороки общества.
Сатурн, пожирающий сына (1819–1823)
Этот шедевр базируется на римском мифе, согласно которому титан Сатурн съедал своих детей, поскольку ему было предсказано погибнуть от руки одного из сыновей. Однако пророчеству было суждено сбыться.
«Сатурн, пожирающий сына» — тревожный портрет, входящий в серию «черных картин».
Третье мая 1808 года (1814)
Второго мая 1808 года народ Мадрида восстал против французских оккупантов. Гойя изображает эту сцену в картине «Третье мая 1808». В центре полотна — ответный удар французских войск, в результате которого сотни испанцев были расстреляны. Революционная по стилю и уровню символизма картина вдохновила Пабло Пикассо на создание знаменитой «Герники».
Похороны сардинки (около 1808–1814)
Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски.
Клокочущее веселье и искаженная радость разнузданной толпы являются гротескной аллегорией на существующий общественный порядок.
В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией, и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом.
Портрет Франсиско Байе (1795)
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Благодаря острой наблюдательности и точной технике художника, его работы отличают глубокий психологизм и проникновение во внутренний мира человека.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели.
Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого.
Суд инквизиции (около 1800)
Гойя неоднократно обращался к теме суда инквизиции, подчеркивая жестокость церемонии и трагическую судьбу его жертв, на которых надевали колпаки еретиков. Световые эффекты и манера наложения красок помогают изобразить судебный процесс, которым руководят мракобесы. Лица судей — монахов и священников — искажены гримасами смерти, а их фигуры сливаются в единую аморфную массу.
Игра в жмурки (1791)
Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей.
Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке.
Маха обнажённая и Маха одетая.
«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.
Маха” – женщина, главным смыслом жизни которой является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерно испанского понимания привлекательности.(кстати,Мачо-мужской эквивалент Махи)…
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).
Маха обнажённая (ок. 1797—1800).Холст, масло. 97 × 190 см.
Музей Прадо, Мадрид.
Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер- министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры.
Существует легенда, будто оба полотна находились в одной механической раме, и, по желанию, можно было перемещать “Маху одетую”, чтобы увидеть “Маху обнаженную”.
Нельзя исключить, что “Маха одетая” и была создана с целью скрывать “Маху обнаженную” (изображение нагого женского тела в Испании запрещалось инквизицией).
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).
Маха одетая (ок. 1800—1805).Холст, масло. 97 × 190 см.
Музей Прадо, Мадрид
Доподлинно не известно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки.
В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи.
Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.
Существует мнение, что для картин позировали разные женщины. Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.
Важно
Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою.Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма.
Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в ПрадоКстати, интересно, в 1930 году в память о Гойё частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах».
Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну
отсюда
отсюда
отсюда
Цыганка или герцогиня? Немного о махах
Совершить эксгумацию в XX веке тела прапрабабушки своего прославленного рода — это значит, что вопрос и в самом деле был для наследников важным. Делом чести.
Махо-мужчина и маха-женщина — испанские слова, обозначающее некое явление в испанском обществе. Махо — вовсе не мачо в современном понимании. Хотя гордости испанским мужчинам (и женщинам) было всегда не занимать. Махи говорили на кастильском языке, щеголяли в национальных одеждах, в то время как знать предпочитала французскую моду. Мужчины из нижних классов общества самовыражались в некотором бретерстве, интересу к искусствам и вниманию к своей одежде. Почти стиляги своего времени, только наоборот: с интересом к национальному колориту.
Горожанок, проживающих в мадридских небогатых ремесленных кварталах, называли махами. Темпераментные, обольстительные, насмешливые, гордые и независимые махи стали символом испанской женщины. Маха могла быть цыганкой, недавней провинциалкой, женщиной свободных нравов, куртизанкой. Стала любимым образом художников и музыкантов («Махи на балконе», «Маха и соловей»).
А испанская аристократия была не прочь поиграть в «простонародное». Высокородные гранды с учтивыми манерами выбирали свой объект для подражания. А объект жил в бедных и небезопасных городских районах.
Кого изобразил испанский художник Франсиско Гойя (1746−1828) в образе обнаженной махи — предмет споров до сегодняшнего дня. Но предполагалось, что свою подругу (и, по слухам, возлюбленную) герцогиню Альбу. Герцогиня, носящая гордое и непростое имя Мария дель Пилар Тереса Кайетана де Сильва и Альварес де Толедо, была поклонницей муз, помогла художнику со студией, позировала. Но, естественно, об обнаженной натуре и речи не могло идти — нагое женское тело было строго запрещено.
Еще одна загадка — прославленных картин две: маха одетая и маха раздетая. Полотно на шарнирах, можно откинуть, как прочитанную страницу, и «прикрыть» наготу. После смерти герцогини обе картины находились в доме премьер-министра Испании Мануэля Годоя, по прозвищу «Князь мира». Одним гостям показывалась маха одетая, а особо доверенным открывалась маха обнаженная. Не удивительно: изображение голого женского тела было строго запрещено в Испании, инквизиция была на страже. Ко всему прочему считается, что это вообще первое изображение нагого женского тела в истории искусства вне аллегорий. Не богиня, не символ — просто женщина.
О Ф. Гойе написан замечательный роман Л. Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания». Но интересна дальнейшая непростая судьба картины. Уже в середине XX века испанской почтовой службой были выпущены марки с изображением мах. Даже сугубо религиозная страна уже вполне приняла эти картины. Но письма с этими марками не пропускались в США, махи находились уже под запретом другой страны.
Сейчас обе картины являются национальным достоянием Испании, гордостью коллекции знаменитого музея Прадо.Совет
А что же махи? Горожане и горожанки менялись вместе со своим временем. Но сохраняли в себе свою национальную самобытность. И даже слово сохранилось, в значении «симпатичный», хотя и не часто встречается.
«Маха одетая» и «Маха обнаженная»
30 января 2011, Vision
В середине 18 века культура махо, их образ жизни, стиль одежды, привычки пользовались огромной симпатией среди особ царского двора. Эта культура, вышедшая из низших слоев населения, привлекала внимание французской знати своей неординарностью, экспрессивностью, ярким национальным колоритом, воплотившим в себе все то, что принято считать исконно испанским.
Щегольски одетые мужчины махо всегда держались высокомерно, поглядывая на своих соседей с изрядной долей спеси, открыто пренебрегая этическими нормами поведения и не скрывая своего презрения к мадридскому обществу. Женщина маха – это квинтэссенция испанки, сочетающая в себе живописность, романтизм и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Одевались женщины махи так же ярко, как и мужчины махо.
Бурная, насыщенная страстью жизнь махо, открыто выставляющая на показ аморальность и пренебрежение какими бы то не было правилами поведения, являла собой резкий контраст с пресной церемонностью дворцового образа жизни.
Испанская аристократия начала, не стесняясь, перенимать у махо манеры поведения и стиль одежды, зачастую выбирая себе любовников и любовниц из этой среды.
К концу 18 века увлечение махизмом приняло настолько повальный характер, что король Карл III был вынужден ввести официальный запрет на ношение придворными особами национальной одежды, а также мораторий на проведение некоторых национальных развлечений, например, корриды. Карла III поддержало церковное духовенство, призывая свою паству отказаться от танцев и карнавалов, что также считалось ярким проявлением культуры махо.
В юности Гойя тоже не избежал увлечения махизмом. На одном из автопортретов он изображен в образе махо и впоследствии эта тема будет периодически всплывать в его творчестве .
Образы махо в ранних работах Гойи наполнены иронией и искренней симпатией. Чуть позднее женщины махи предстают в образе коварных, но неизменно очаровательных обольстительниц и обманщиц.
А в начале 19 века, будучи уже в преклонных годах, Гойя воспринимал этот образ скорее как романтическое воспоминание о бурной юности.
«Маха обнаженная» была написана Гойей примерно в 1797 году. Вслед за ней, примерно тремя-пятью годами позже, на свет появилась «Маха одетая».
Вторая картина была написана для того, чтобы скрыть первую: обе картины были закреплены на специально изготовленной для них механической раме.
Обратите внимание
Сначала зритель видел вполне целомудренную «Маху одетую», которая при желании могла быть сдвинута в сторону на шарнирах подрамника, открывая взору зрителей полную чувственного эротизма «Маху обнаженную».
До сих пор нет однозначного мнения о том, кто позировал Гойе для этих картин. По наиболее распространенной версии вдохновительницей и моделью Гойи стала герцогиня Каэтана Альба. С Гойей их связывали долгие, трепетные отношения, и герцогиня не единожды появлялась на полотнах мастера.
Кисти художника принадлежит несколько портретов герцогини, а также она запечатлена на страницах Мадридского и Санлукарского альбомов в образе махи. К тому же, будучи ярой приверженицей махизма, герцогиня Альба вполне могла решиться на столь дерзкий шаг.
Однако достоверных подтверждений этому не существует. Более того, искусствоведы склонны считать, что изображенная в образе махи женщина не имеет ничего общего с портретами самой Каэтаны Альба.
Потомков герцогини настолько оскорбляло это предположение, что в 20 веке они решились вскрыть гробницу, чтобы найти опровержение этой легенде.
Однако сделать им это не удалось: ранее могила уже вскрывалась наполеоновскими солдатами и положение тела герцогини было изменено, в связи с чем произвести точные замеры и с уверенностью сказать, соответствуют ли пропорции останков герцогини пропорциям изображенной на картине женщины, не представлялось возможным.
По другой версии на картине изображена тайная возлюбленная премьер-министра Мануэля Годоя. На эту мысль искусствоведов натолкнул тот факт, что долгое время картины хранились в его собрании и были трепетно любимы и оберегаемы им. Не исключено, что только благодаря этой заботе картины сохранились и дошли до наших дней.
Дело в том, что в то время святая инквизиция очень строго блюла нравственность граждан и сурово карала любое проявление эротизма. Изображение обнаженных тел находилось под строжайшим запретом. Любого, кто осмеливался нарушить этот запрет, ждало наказание, а само изображение непременно уничтожалось. До Гойи изобразить обнаженную натуру отважился только Веласкес.
Его картина «Венера перед зеркалом» также находилась в будуаре Годои.
Важно
После падения Годои в 1815 году вся его коллекция живописи была конфискована и попала в руки инквизиции. Гойя получил официальное приглашение в мадридский трибунал для выяснения обстоятельств, при которых были написаны «Маха одетая» и «Маха обнаженная».
К сожалению, протокол допроса не сохранился, и сейчас уже не возможно установить, состоялся ли суд, и, если да, то каков был его вердикт? Возможно за Гойю вступились высокие покровители и это спасло его от наказания инквизиции, а картины – от уничтожения.
Так или иначе история не позволила инквизиции совершить такое кощунство.
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Франсиско Гойя (1744 — 1828)
26.07.2008
Публикации
Путешествуя в 1824 году по Испании, Эжен Делакруа записал в своем дневнике «Вокруг меня трепетал Гойя». Гойя — не только самый национальный художник Испании, с его именем связано становление искусства Нового времени.
Творчество Гойи, современника французской революции, национально-освободительной войны Испании с наполеоновской Францией, бурного подъема общественных сил и жестокой реакции, пришлось на один из самых драматических периодов испанской истории.
Оно сочетало передовую мысль эпохи и отзвуки устойчивых народных представлений, широту общественных позиций и сильнейший отпечаток его субъективных переживаний, огненного темперамента, импульсивной натуры, безграничного воображения. От искусства Гойи исходит волнующая сила, оно поистине неисчерпаемо и не подвластно холодному анализу.
Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован, изменчиво подвижен, подчас трудно объясним.
Осень. Сбор винограда. 1786
Гойя родился в селении Фуэндестодос близ Сарагосы в семье ремесленника-позолотчика. Учился в Сарагосе у Х. Лусана Мартинеса, затем в Мадриде, у Ф. Байеу, на дочери которого, Хосефе, женился в 1773 году.
Бурная, насыщенная приключениями молодость Гойи мало известна. Он посетил Италию, где участвовал в конкурсе Пармской академии и получил вторую премию.
С 1773 года жил и работал в Мадриде, в 1786 году был назначен придворным живописцем.
Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри; эта среда была ему знакома с молодости.
Зонтик. 1777
В написанном в 1777 году «Зонтике» (Мадрид, Прадо) нет развитого сюжета.
Модный в ту пору в жанровой живописи мотив вдохновил его на создание пленительного живописного образа, в котором лицо девушки и часть ее фигуры, затененные зеленым зонтиком от лучей солнца, полны легких красочных отсветов. Здесь можно убедиться, сколь многим Гойя обязан Веласкесу, которого, наряду с природой и Рембрандтом, считал своим учителем.
Портрет герцогини Каэтаны Альба. 1795
Король Фердинанд VII Испанский. Ок. 1814
Совет
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям. К иным из них он оставался совершенно равнодушным, и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми.
Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Портрет Исабель Кобос де Порсель. 1806
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
В начале XIX века в портретных образах Гойи, полных энергии, уверенности в своих силах, появляются черты, близкие идеалам эпохи романтизма.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
К концу столетия придворная карьера Гойи, достигшая своего зенита в 1799 году, когда он стал первым живописцем короля, принесла ему немало горечи и разочарований.
В конце 1790-х годов все отчетливее и резче воспринимая темные и уродливые стороны окружающей жизни, Гойя пережил душевный кризис, усугубленный в результате тяжелой болезни потерей слуха. Свою глухоту художник переносил с редким мужеством, стараясь найти средства общения с окружающим миром.
Из серии офортов «Капричос». Сон разума рождает чудовищ. 1797—1798
Обратите внимание
Могучие импульсы творческого вдохновения властвовали над противоречивой натурой Гойи. Конец XVIII столетия ознаменовался в его творчестве высокими художественными свершениями.
Он закончил работу над серией офортов Капричос, включившей его в число крупнейших мастеров мирового графического искусства.
В этом непревзойденном образце трагического гротеска Гойя обнажил язвы феодально-католической Испании.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы.
Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Они были встречены с восторгом и энтузиазмом; один из его биографов писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно — совершенное Антонием Падуанским, другое — художником Гойей.
Портрет семьи короля Карла IV. 1800
В июне 1800 года Гойя приступил к “Портрету семьи короля Карла IV” (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Из этого царственного великолепия выступают оцепенелые фигуры, но особенно обнаженно и остро написаны лица — ничтожные, оплывшие, самодовольные. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Важно
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру, ибо здесь все — самая жестокая правда. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Портрет понравился и был благосклонно принят.
То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски “Капричос”.
Маха одетая. Ок. 1800
Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины, запечатленной дважды — одетой и обнаженной. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов.
В неправильности нежного бледно-золотистого и словно ощутимо живого обнаженного тела состоит его волнующая привлекательность. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин, их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью.
Инквизиция заинтересовалась этими картинами, и в 1815 году художник был вызван в Мадридский трибунал, где должен был опознать их и объяснить для кого и с какой целью они были созданы. Но протокол допроса не сохранился. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами.
Маха обнаженная. Ок. 1800
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
Совет
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель.
То, что Гойя — свидетель наполеоновского нашествия — пережил в оккупированном Мадриде, в многострадальной Сарагосе, разрушенной французскими осадами, которую он посетил осенью 1808 года, придало новый могучий импульс его творчеству как в живописи, так и в графике, привело к созданию произведений трагического и героического звучания. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814
Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают “Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года” и “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая”. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына.
Вторая картина пользуется мировой известностью. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Осталось последнее мгновение перед залпом.
Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность, испепеляющую ненависть к врагу.
Из серии офортов «Бедствия войны». Какое мужество! 1808—1820
Присущая Гойе способность со всей страстью темперамента откликаться на события современности нашла ярчайшее выражение в серии офортов, известной под названием «Бедствия войны», данном ей Академией Сан Фернандо при издании в 1863 году. Национальная трагедия показана здесь во всей своей беспощадности. Это горы трупов, казни партизан, яростные схватки, бесчинства мародеров, муки голода, карательные экспедиции, опозоренные женщины, осиротевшие дети.
Шабаш ведьм. Фреска «Дома глухого». 1820—1823
Обратите внимание
Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме, известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными, исполненными маслом росписями фантастического характера. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они совершенно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию.
«Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение, ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне.
Беззубые мегеры или старцы с голыми черепами — подобие самой Смерти — жадно хлебают похлебку, орущая исступленная толпа уродов шествует к источнику Сан Исидро, дьявол в виде громадного черного Козла в монашеской рясе возглавляет сборище гнусных ведьм.
Набор красок суров, скуп, почти монохромен — черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны. Графической параллелью росписям Кинты стала серия “Диспаратес” (“Пословицы”, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Молочница из Бордо. 1826
В 1824 году в годы реакции Гойя вынужден был эмигрировать во Францию, в город Бордо, где скончался. Неисчерпаемая жажда творчества не покидала его до последних лет жизни. Совсем глухой, слепнущий художник продолжал создавать картины, портреты, миниатюры, литографии. «…Только воля поддерживает меня», — писал он друзьям.
В самых поздних произведениях Гойя возвращается к образу торжествующей молодости (Молочница из Бордо, 1826, Мадрид, Прадо).
Жизни Гойи посвящены литературные произведения, беллетризированные биографии и кинофильмы.
Его искусство оказало колоссальное воздействие на испанскую художественную культуру XIX—XX веков, не только на живопись и графику, но также и литературу, драматургию, театр, кино.
Важно
К Гойе обращались многие мастера мировой культуры, от Делакруа до Пикассо, от Эдуарда Мане до мексиканских мастеров народной графики. И сегодня Гойя остается неувядаемо современным.
Татьяна Каптерева