Музы художников. 5 самых красивых историй любви – все о живописи

Содержание

История искусства – Женщины художников и их образы в истории искусства

Музы художников. 5 самых красивых историй любви – все о живописи

21.12.2011 00:00

Известно, что художники – люди не только ранимые, но и чувственные. Именно это их свойство, более чуткого воспрития мира, позволяет им подмечать  то, чего не замечаем мы. Если бы не было искусства и художников, мы бы, вероятно, знали  о красоте гораздо меньше.

Художники не только видят красоту, но и нуждаются в ней. Наверное поэтому в поисках вдохновения, художники обращались к своим музам, женам и любовницам. Увековеченные в  полотнах великих художников, они украшают сегодня ведущие музеи мира и являются признанными шедеврами мировой художественной культуры.

Большинство – этих картин, мы сегодня воспринимаем как священные объекты храма искусства, героини на них изображенные, являются  художественными образами, архетипами, которые уже невозможно  вычеркнуть из сознания. И все же на самом деле, по большей части, за этими образами скрываются вполне реальные женщины из плоти и крови.

Обратите внимание

И многих из них связывало с художниками гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

“Под влиянием Гали, буквально загипнотизировавшей его, он перешел от одной крайности к другой и начал делать деньги, вернее, золото, оно было его божеством всю вторую половину жизни. Но я убежден, что и сегодня он лишен всякой практической сметки”. Читать далее.

Нередко успешная карьера художника складывалась именно усилиями женщин. Самым известным примером во всех смыслах являются отношения Сальвадора Дали и его музы Галы, невозможно представить творчество этого художника без этой женщины. Но и картины других художников, с самых давних времен также часто воплощают образ любимой женщины творца. 

Начиная с эпохи Возрождения художники активно были заняты поисками своего живописного, в том числе женского идеала. Даже в поисках подходящего образа для Мадонны, художники не стесняясь писали своих любовниц, среди которых были и девушки не самого высокого положения.

Например, считается, что Рафаэль Санти прогуливаясь однажды по улицам Рима влюбился в дочь простого булочника, Форнарину. Художник, к тому времени уже занимавший чрезвычайно высокое положение в обществе, просто напросто выкупил ее у отца за 3 000 золотых, а также снял ей виллу.

Впрочем, может быть Форнарина действительно воплощала идеал красоты для Рафаэля, художник  прожил с ней 12 лет до самой своей смерти.  Также известно, что Форнарина особой верности Рафаэлю не хранила, изменяя ему как с его же богатыми заказчиками, так и с учениками.

Когда Рафаэль умер, Римский Папа даже отказался отпевать его в присутствии Форнарины по причине ее сомнительной репутации. Тем не менее, именно ее лицо легло в основу многочисленных картин в том, числе мадонн, которых писал художник. 

“Сикстинская мадонна” 1512-1513. Фрагмент.

“Дама с вуалью или Донна Велатта”. 1514-1515.

“Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле”, 1514

В этоже время другой величайший художник Возрождения, Тициан, влюбляется в юную дочь своего товарища Виоланту. Известно, что товарищ Тициана был не очень рад этому из-за большой разницы в возрасте.

Любовная история не получила серьезного продолжения. Тем не менее, девушка, часто тайком от отца, ходила к художнику, который запечатлел ее на своих гениальных полотнах.

Вот лишь некоторые из них:

“Флора”. Около 1515.

“Саломея” около 1515.

Важно

Это была далеко не единственная женщина Тициана, в дальнейшем он был женат на обычной девушке, которая изначально помогала по хозяйству в его доме. От Чечилии у Тициана родилось 3 детей. После смерти третьего, в 1530 она умерла.

Тициан долго горевал и не заводил романов. Однако через 5 лет знакомые стали замечать, что к его дому в Венеции, на гондолле регулярно подплывала девушка и спешно поднималась к нему.

Вскоре из под кисти Тициана начали выходить полотна, запечатлевающие ее красоту.

“Девушка в меховой накидке”. Около 1535-1537.

“Венера Урбинская” около 1538.

Не только итальянцы были большими любителями женщин, но художники более северных стран также оказывались плененными чарами местных красавиц.

Лукас Кранах, к примеру, преклонялся перед красотой молодой жены своего господина, Сибиллы Клевской много лет, хотя и был женат на другой. Согласно результатам рентгенографии на его известном полотне “Юдифь” первоначально была изображена именно его голова, которую он впоследствии переписал. Очевидно, художник хотел выразить свою любовную зависимость от Саксонии. 

“Юдифь”. Первая треть XVI века.

Меланхолия. 1532. Фрагмент.

“Влюбленный старик”. Первая треть XVI века.

В XIX веке широко известным является роман Ф. Гойи с герцогиней Альба. Именно ее протекция открыла ему путь в высшие круги испанского общества, а он в свою очередь, открыл ей путь в вечность запечатлив ее образ в своей живописи.

 “Маха одетая”. 1802.

“Маха обнаженная”. 1805.

Не являлись исключением и русские художники, например, имя графини Юлии Павловны Самойловой на первый взгляд может показаться совершенно незнакомым. Но ее лицо знают все со школьной скамьи, она была любимой моделью, музой и покровительницей художника Карла Брюлова.

Они познакомились в Риме в 1827 году, и между ними сразу же вспыхнул роман. Благодаря Самойловой Брюлов познакомился с многими влиятельными людьми.  Именно с ней он поехал в Помпеи, где и родился замысел великой картины.

Кстати, на этой картине графиня изображения целых три раза – рядом с художником с кувшином на голове, упавшей на землю и виде матери с двумя детьми.

Совет

Брюлов проводил много времени в палаццо графини в Милане и хотя они некогда не были женаты, а у Самойловой были и другие романы, сохранившаяся переписка  между ними говорит о том, что их связывали сильные чувства. 

«Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832-1834

“Последний день Помпеи”. Фрагмент.

Первой любовью  импрессиониста Ренуара была Лиза Трео. Кто бы помнил о ней сегодня, если бы ее красота не оказалсь увековеченной в ранних работах  Ренуара. Впрочем в дальнейшем Ренуар неоднократно заводил романы со своими натурщицами. 

“Диана-охотница”. 1867.

“Дама с зонтиком” 1867.

Модильяни встречался не только с Ахматовой. Главной музой его живописи была Жанна Эбютерн, с которой он познакомился в 1917 году. Ее также многие называли его неофициальной женой, такой крепкой была их любовь, одним из плодов которой стала их дочь Жанна Модильяни.

Портрет Жанны Эбютерн. 1918

Портрет Жанны Эбютерн. 1919

Великий советский художник Александр Дэйнека также имел множество возлюбленных. Известно, что женился он лишь один раз уже в самом конце жизни на Е.П. Волковой, которая была младше его на 22 года.

Тем не менее, Дэйнека не создал ни одного ее портрета, зато его предыдущие увлечения широко представлены в его картинах. Например Дэйнека был влюблен в чемпионку СССР по плаванию Люсю Второву.

Романа между ними так и не произошло, судя по всему Второва отвергла художника, но он написал ее в многих своих картинах. 

“Игра в мяч”. 1932.

“Купающиеся девушки” 1933.

Самым громким и скандальным романом современности являлся брак американского художника, мастера китча, Джефа Кунса и порно-звезды Чиччолины (Илоны Штатлер) зарегистрированный в 1991 году. Брак длился недолго, но в результате него у Кунса и Чиччолины даже родился сын Людвиг. 

“Илона сверху” 1990.

Русские музы, вдохновившие Дали, Пикассо, Ремарка и других западных мастеров искусства

Музы художников. 5 самых красивых историй любви – все о живописи

По статистике каждая седьмая русская женщина мечтает о муже иностранце. А те и не против, ещё бы! Наши девушки красивы и образованны. Сочетания женственности, чуткости, глубины мыслей и амбиций — покоряют сердца мужчин. Не раз русская притягательность кружила головы известнейших деятелей западного искусства.

1. Гала и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали и Гала

  • Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова
  • Псевдоним: Гала
  • Место рождения: родилась в Казани, в 17-ть переехала с семьёй в Москву
  • Годы жизни: 26 августа 1894 –1982
  • Муж: Первый супруг Поль Элюар. Второй — Сальвадор Дали
  • Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и др.

«Дневник одного Гения» Сальвадора Дали начинается так: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».

Сальвадор Дали и Гала

До брака с Дали Елена успела побыть женой французского поэта Поля Элюара (он и дал прозвище «Гала», что переводится с французского, как «праздник») и музой немецкого художника Макса Эрнеста. Отношения с двумя мужчинами её утомили.

В 1929 году Гала ушла от двоих к третьему: живописцу Сальвадору Дали, который был на десять лет младше своей избранницы. Первый муж знал вольнолюбивый характер жены, поэтому смирился с ее уходом и вернулся в Париж. Это решение далось поэту нелегко. Всю жизнь Элюар любил Галу.

Поль писал ей трогательные письма и ждал, что та когда-нибудь она одумается и вернётся. Не забывал до самой смерти.

Гала же стала главным сюжетом вдохновения художника Сальвадора Дали, который не прекращал представлять её как современную икону. Он изображал жену в образах Мадонны и святых дев. На одной из картин Христофор Колумб, ступив на побережье Нового Света, несет стяг с портретом Галы и надписью:

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Сальвадор Дали

Одна за всех: с момента их знакомства Гала была для него женой, нянькой, секретарем и менеджером в одном лице.

«- Утром Сальвадор делает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, расторгая легкомысленно подписанные им договоры» — говорила Гала.

«Я слепо верил всему, что она мне пророчила, — писал Дали в книге «Тайная жизнь». — Она считала меня гением. Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. Считала, что я смогу воплотить в жизнь ее собственные мифы».

Гала и Дали

Супруга находила для мужа богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала картины. Когда на живопись не было спроса, поощряла Дали создавать модели шляпок, пепельниц, декорировать витрины магазинов. Под её руководством Сальвадор организует громкие выставки, выступает с публичными лекциями. С помощью жены живописец становится мультимиллионером.

Решающим штрихом для Сальвадора Дали стали слова Галы: убей меня! Женщина вверила свою жизнь в руки самого близкого ей человека. Она ушла от прошлой семьи, бросив дочь, чтобы подарить себя маэстро. Муза умерла в 1982 году, на семь лет раньше мужа. Прощаясь с женой, Дали велел построить необычную гробницу – символ любви. Склеп Галы и будущую могилу Дали соединял подземный проход.

2. Анна Ахматова и Амедео Модильяни

«Вы во мне наваждение». Анна Ахматова и Амедео Модильяни

  • Имя: Горенко Анна Андреевна – настоящая фамилия
  • Псевдоним: Ахматова
  • Место рождения: Украина, Одесса
  • Годы жизни:

Музы Древней Греции

Музы художников. 5 самых красивых историй любви – все о живописи

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку.

Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой.

Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина.

Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями.

Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису.

Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона.

Обратите внимание

Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили список богов древней Греции, в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Также в другой статье можно узнать о богах и богинях древней Греции.

Имена богинь древней Греции также в этой статье: https://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/bogini-drevnej-grecii.html

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена, муза трагедий

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках.

А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента.

Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия, муза комедии

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом.

По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов.

Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора, муза танца

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины.

Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца.

Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе.

Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса.

Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Также можно ознакомиться с перечнем богинь древней Греции, их происхождением и описаниями.

Например, полная информацию про богиню Геру можно почитать здесь.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Урания, муза астрономии

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида.

Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду.

Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Русские музы: какие женщины вдохновляли мировых гениев

Музы художников. 5 самых красивых историй любви – все о живописи

Русские женщины часто не только определяли ход развития искусства, но и сам ход мировой истории. Они становились музами для гениальных художников и поэтов, формировали мировоззрение философов и помогали экономистам.

Дали. Элюар. Елена Дьяконова

Елена Дьяконова родилась в Казани в небогатой семье. Отец её рано умер. В 17 лет Елена переехала в Москву и поселилась с матерью у отчима. В Москве Елена училась в одной гимназии с сёстрами Цветаевыми. В это время она заболела чахоткой и была отправлена лечиться в Швейцарию, в знаменитый курорт Давос.

Именно здесь она стала Галой. Так её называл лечившийся здесь молодой француз Эжен Грендель, позже взявший псевдоним Поль Элюар. В 1917 году молодые поженились, но их семейную жизнь нельзя было назвать ни беззаботной, ни рутинной. Через четыре года после свадьбы Гала и Элюар посетили выставку художника Макса Эрнста в Кёльне. Гала стала позировать Максу и стала его любовницей.

Дальше – больше. Макс Эрнст переехал в дом Элюара и они жили втроём, нисколько не скрывая свой «тройственный союз». Через восемь лет Элюар и Гала навестили Сальвадора Дали, на которого встреча с Галой повлияла самым радикальным образом. Он был влюблен, что называется, окончательно и бесповоротно. Развод с Элюаром состоялся в 1934 году, но брак с Дали Гала не оформляла до смерти Поля.

Важно

Живя с Дали, она взяла на себя решение всех хозяйственных и денежных вопросов, Сальвадор мог творить, не отвлекаясь на бытовые нужды. Жизнь супругов не стала «тихим раем»: отношения были свободными, к изменам друг друга относились спокойно.

На склоне лет Дали купил жене замок Пуболь, где она жила одна и могла наслаждаться обществом молодых любовников. Дали это нисколько не угнетало. Сальвадор пережил свою музу на 7 лет.

Матисс. Лидия Делекторская

Лидия Делекторская родилась в Томске в 1910 году. Её детство до 20-ых годов XX века можно назвать счастливым. Потом счастье кончилось. В начале 20-ых Сибирь поразила эпидемия тифа и холеры. Оба родителя Делекторской скончались. Её взяла на воспитание тётя. В 1923 году тётя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манчжурию.

В Харбине Лидия закончила русский лицей, а после был переезд во Францию, «мекку» первой эмиграции. В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта, но брак оказался неудачным, молодых не связывало ничего, кроме ностальгии и общего языка. В 1932 году Делекторская оказалась в доме Матисса. Она пришла по объявлению о найме ассистентов художника.

В это время Матисс работал над своим знаменитым «Танцем». Через полгода картина была закончена и Лидия снова оказалась без работы.

Однако, судьба благоволила Делекторской – её снова пригласили в дом Матисса, на этот раз сиделкой для мадам Матисс. Поначалу «сиделка» приходила утром и вечером уходила, но потом согласилась остаться в доме, работать «с жильём и питанием».

В доме Матисса Делекторская прожила 22 года, до самой смерти художника. Она стала его музой и верной подругой.

После смерти Матисса Лидия Делекторская стала собирать и покупать его рисунки, книги и гравюры, но не с целью «перепродать подороже», а с исключительно благородной целью – передать наследие Матисса русским музеям. Денег она не брала. Единственная плата за её неоценимые дары – выставки. Выставка в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа состоит целиком из даров Делекторской.

Арагон. Эльза Триоле

Элла Юрьевна Каган больше известна как Эльза Триоле и младшая сестра Лили Брик. Сёстры Каган остались в истории культуры как роковые женщины, музы поэтов Маяковского и Луи Арагона.

С Маяковским, к слову, первой познакомилась Эльза, позже она легко уступила будущего советского поэта сестре (уже замужней) – поклонников ей хватало. Одним из самых пылких поклонников Эльзы был Виктор Шкловский.

«Люблю тебя немыслимо – писал он, – прямо ложись и помирай».

Дав от ворот поворот всем своим отечественным поклонникам, Эльза вышла замуж за французского офицера Андре Триоле. Брак был не самым удачным. В письме сестре Эльза писала о том, что у неё в семье «свободные отношения». До добра такие отношения не довели, брак быстро распался.

Совет

Через несколько лет Эльза встретила Луи Арагона. Поразительные способности к манипулированию мужчинами были у обеих сестёр Каган. Эльзе удалось отвадить Арагона от сюрреализма и гомосексуализма, с Триоле Арагон стал коммунистом.

Арагон вступил в коммунистическую партию, посещал Советский Союз, сотрудничал с журналом «Юманите».

Перед смертью Арагон признался: «Я не тот, кем вы хотите меня представить. Я исковеркал свою жизнь. Вот и всё».
Эльза Триоле была не просто женой Арагона. Она стала известной писательницей. Эльза даже стала лауреатом Гонкуровской премии и Премии Братства.

Триоле переводила Чехова и Маяковского и была соавтором сценария фильма «Нормандия-Неман». Арагоне и Триоле покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арнуан-Ивлин. На могильной плите цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны.

Но надеемся, что наши книги нас защитят».

Отец Ольги Хохловой был полковником царской армии, и будущая балерина получила хорошее образование. Несмотря на то, что профессия балерины, мягко говоря, не соответствовала статусу дочери полковника, Ольга отстояла свою мечту и даже попала в труппу Дягилева.

Во время репетиции спектакля в Риме Ольгу заметил Пабло Пикассо. Дягилев, как человек порядочный, предупредил Пабло, что русские девушки очень серёзны, на них нужно жениться. Пикассо был не против. Во время гастролей «Парада» в Барселоне, Пикассо познакомил Ольгу со своими родителями.

Ольга, хоть и не была испанкой, очаровала родителей художника своими безупречными манерами.

Первые годы после брака были счастливыми, но после начались постоянные измены Пикассо. Ольга не раз подавала на развод, но художник не мог его дать – иначе половина его картин досталась бы Хохловой. Ольга умерла от рака в 1955 году, Пикассо не приехал на похороны, так как был занят работой над картиной.

Кейнс. Лидия Лопухина

Жизнь Лидии Лопухиной поистине удивительна. Крестьянская дочь стала женой виднейшего экономиста XX века, англичанина Джона Кейнса. Судьба привела Лидию в балетную школу, откуда она попала в труппу Дягилева.

Во время гастролей Лопухину и приметил Кейнс. Ухаживание было долгим, экономист был нетривиален: он отправлял возлюбленной свои работы. Интересно, что с того времени все свои будущие книги Кейнс обсуждает с Лидией.

Отношение к Лопухиной в среде друзей Кейнса было неоднозначным. Первое время её категорически не принимали, считали невоспитанной «простушкой». Не удивительно: Кейнс входил в чопорный Блумсберийский клуб – общество английских интеллектуалов. «У нее душа белочки, ничего лучшего про нее не скажешь. Она может часами гладить свой нос передней лапкой» – писала о Лопухиной Вирджиния Вульф.

Обратите внимание

Лидия славилась своим острословием, про Вульф она говорила: «Вирджиния – это букет сладко пахнущих цветов в словах». Лидия Лопухина была известна своим лёгким нравом, но при этом была прозорлива и умна.

В итоге, её полюбили в кембриджском кругу. «Она не только умна для балерины, она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса – самые лучшие мозги в стране» – говорил о Лопухиной Герберт Уэллс.

Кроме того, балерина была дружна с Пикассо и Витгентшейном.

Когда муж серьёзно заболел, Лидия дни и ночи проводила рядом с ним, выполняя обязанности сиделки и секретаря. Она пережила мужа на 30 лет, но всё это время вела практический затворнический образ жизни и не оставила после себя мемуаров.

Ницше, Фрейд. Лу Саломе

Лу Андреас Саломе или Луиза Густавовна Саломе (ударение на последний слог) родилась в Петербурге в семье русского подданного, но немца по крови Густава Фон Саломе. Несмотря на немецкие корни, Луиза считала себя русской и даже просила называть её Лелей.

С детских лет Луиза отличалась оригинальным мышлением и ещё в раннем возрасте пришла к убеждению, что Бога нет. Для выросшей в католической семье девушки – это был, по меньшей мере, странный вывод.

Ещё в Петербурге в Луизу влюбился молодой голландский пастор Гийо, он старательно ухаживал за девушкой и предложил ей стать его женой. Лу отказала пастору и поехала продолжать обучение в Швейцарию.

В Европе девушка сразу оказалась в водовороте идей, философий и политических течений. В Риме Лу вступает в клуб Малькиды фон Лийзенбух, которая была хорошей приятельницей Гарибальди, Ницше, Вагнера и воспитательницей дочери Герцена.

В то время активно развивалось феминистское движение и Лу старались привлечь к нему, однако затея потерпела фиаско: Саломе были неинтересны мужеподобные активистки, её кумиром в то время была Айседора Дункан.

Любовные коллизии Лу в Европе начались с отношений с влюбленным в неё философом, другом Ницше, Паулем Рее. По доброй традиции Пауль сделал Лу предложение, но та отказала.

Они путешествовали по Европе и Рее познакомил Лу со своим другом Фридрихом Ницше. Ницше было 38 лет, он был болен, безвестен и лечился от душевной болезни в Швейцарии. На Фридриха Лу произвела неизгладимое впечатление.

Своему другу Питеру Гасту Ницше так писал о Саломе: «Она резкая как орел, сильная как львица и при этом очень женственный ребенок… кроме того, у нее невероятно твердый характер и она точно знает, чего хочет, не спрашивает ничьих советов».

Важно

Считая Лу самой умной, Ницше использует ее черты в «Заратустре» и пишет на ее стихи композицию «Гимн к жизни».

Кто бы мог представить, но Ницше захотел, чтобы Лу стала его женой. Лу, как обычно, отказала. Ситуация была непростой ещё и из-за негативного отношения к Лу сестры Ницше Элизабет.

Биография Саломе, казалось бы, устаканивается, когда она выходит замуж за преподавателя восточных языков Фридриха Карла Андреаса. Но назвать этот брак счастливым язык не поворачивается: физической близости между супругами не было, к Лу ходили молодые любовники, служанка родила сына от мужа Лу.
Лу несёт, она никак не может остановиться.

Её романы становятся притчей во языцех. В неё влюбляются мужчины, оставляют ради неё семьи, но Саломе непреклонна. Она не достаётся никому. Рильке потерял из-за неё голову, пишет ей стихи, внемлет всем её советам, даже меняет имя с Рене на Райнера, но им приходится расстаться: Рильке не хочет делить Лу с её мужем, она не хочет разводиться.

Жизнь свела Лу с Фрейдом и Юнгом, она с увлечением изучала психоанализ и даже сама лечила больных. Говорят, в неё был влюблён Фрейд… Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий.

Приход к власти фашистов принёс большой раскол в общество. Сестра Ницше написала на Лу донос, что та является «финской еврейкой», в том же письме она не преминула упомянуть, что её брат был пророком фашизма.
Лу Саломе скончалась в 1937 году. Её библиотека была сожжена фашистами.

Локкарт. Горький. Мария Закревская

Мария Закревская родилась в 1892 году в семье сенатского чиновника и крупного помещика Игнатия Платоновича Закревского.
В 1911 году Мария поехала в Англию, где вышла замуж за Ивана Александровича Бенкендорфа, секретаря русского посольства в Англии, а позже в Германии.

https://www.youtube.com/watch?v=WJXzuI3-CMU

Брак с Бенкендорфом оказался недолгим. В 1917 году муж Марии был убит крестьянами в своём родовом поместье. От брака осталось двое детей. Долго во вдовах Мария не ходила и вышла замуж за барона Бутберга, с которым рассталась через несколько дней после свадьбы, но фамилию эту она сохранила до конца жизни.

В британском посольстве Мария познакомилась с британским послом Робертом Локкартом. В 1918 году их обоих арестовали по делу «заговора послов», но Марию быстро отпустили.

Потом долгое время Бутберг работала секретарём Максима Горького, между ними завязался «служебный роман». Благодаря Горькому Мария познакомилась с Гербером Уэллсом, к которому в итоге Бутберг и уехала, прожив с английским писателем до его смерти.

Совет

По последним данным Мария Бутберг была агентом-нелегалом советской разведки. На её похоронах в Лондоне была вся английская знать и представители русской аристократии.

15 величайших художников

Музы художников. 5 самых красивых историй любви – все о живописи

Искусство сопровождало человека на протяжении всей его истории, начиная с того момента, как была изобретена первая примитивная кисть. Будь то наскальные рисунки Бхимбетка или Мона Лиза в Париже, искусство всюду находило себе дорогу.

Не имеет значения, кем и как создавалось искусство древности или современное искусство – каждый маленький эпизод в жизни любого творческого человека имеет право быть записанным в историю. Но среди людей обязательно найдётся место для тех, кто не просто заслуживает это место, а просто обязан его занять.

Не потому, что созданные им работы были невероятно сложны, но потому, что они заставляли людей испытывать настоящие эмоции. Познакомьтесь же с 15 величайшими художниками, что когда-либо жили.

1. Пабло Пикассо (1881-1973)

Каждый, кто проявлял в детстве хоть какой-нибудь интерес к искусству, наверняка слышал имя Пикассо. Испанский художник вёл творческую жизнь, став в дальнейшем одним из самых влиятельных и знаменитых художников 20-го столетия.

Он не только писал картины, но так же был скульптором, поэтом, драматургом. И всё это помимо огромного количества его прочих занятий.

Одной из его лучших работ можно считать “Гернику” (1937), создававшуюся как ответ на бомбардировки гитлеровскими войсками баскского города Герника.

Это была одна из многих бомбардировок, длившаяся более двух часов и унёсшая тысячи невинных жизней.

Сегодня картина является напоминанием об этой трагедии и последствиях войны для людей, простых граждан в особенности.

После того, как Пикассо завершил “Гернику”, полотно отправилось в непродолжительный тур, став популярным антивоенным символом и приобрело известность как среди критиков, так и простых людей.

2. Винсент ван Гог (1853-1890)

Винсент ван Гог – голландский пост-импрессионистом, по сей день считающийся одним из самых известных и влиятельных художников западного искусства.

Им были созданы около 2000 работ в промежуток времени лишь немногим больше 10 лет. Среди них около 800 были написаны в последние несколько лет его жизни.

Он покончил с собой в возрасте 37 лет по причине серьёзных психических расстройств и бедности.

“Звёздная ночь” (1889) – одна из его самых известных работ, написанная им во время пребывания в психиатрической больнице во Франции. Она представляет собой вид из окна на вымышленную деревню, над которой всходит яркое жёлтое солнце. Это одна из самых узнаваемых картин не только в мире искусства, но и во всём мире.

3. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи был итальянским художником, скульптором, математиком и изобретателем, а так же занимался изысканиями в архитектуре, науке, музыке, инженерном деле, астрономии, геологии и многих других областях.

Именно поэтому он получил имя “Человек эпохи возрождения”, так как обладал знаниями практически во всех областях, доступных в то время.

Вероятно, самым известным его полотном можно назвать “Мону Лизу” (1503-1506), которая считается самой посещаемой, узнаваемой и пародируемой картиной за свою историю.

Причиной её популярности является неуловимая загадочность, таинственная улыбка изображённой на портрете девушки. Многие историки, впервые увидев эту картину, описали её как нечто, чего ни одна фотография не могла бы запечатлеть.

Обратите внимание

Считается, что на портрете изображена Лиза дель Джокондо, жена Франческо дель Джокондо. Итальянское название “Моны Лизы” – “La Gioconda”, что означает “jocund” (счастливый или живой, что можно считать игрой слов с фамилией семьи – Giocondo.

Французское название картины, “La Joconde”, имеет то же значение).

4. Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Рембрандт ван Рейн, более известный как просто Рембрандт, был голландским художником эпохи барокко. Он был мастером своего дела в трёх областях – черчении, живописи и создании гравюр.

Благодаря своей универсальности он по праву считается величайшим визуальным художником в истории искусства.

Его универсальность позволила ему рисовать всё, от пейзажей и портретов до исторических событий и библейских сцен.

Одна из его самых популярных работ – “Ночной дозор” (1642), сейчас находится в государственном музее Амстердама. Картина примечательна тремя своими качествами: своим размером (около 360 сантиметров в ширину и 430 сантиметров в высоту), игрой движения в традиционно неподвижном военном портрете и использованием света и тени, в которой Рембрандт был исключительно опытен и искусен.

5. Йоханнес Вермеер (1632-1675)

Йоханнес Вермеер был ещё одним голландским художником, специализировавшимся на изображении внутренних убранств небогатых домов и жизни представителей среднего класса. Несмотря на то, что при жизни он не был признан, его работы были обнаружены заново в 1860 году.

Тогда некоторые из его картин были по ошибке приписаны другим художникам, однако в скором времени истинный автор был установлен благодаря кропотливой работе искусствоведов и историков. На сегодняшний день известны 34 работы, принадлежащие кисти Вермеера.

Самая известная из его картин – “Девушка с жемчужной серёжкой” (1665). Портрет примечателен живым, дышащим взглядом европейской девушки, одетой в экзотическую одежду, а также необыкновенно большой полированной серьгой, предположительно считающейся жемчужиной.

6. Микеланджело (1475-1564)

Будучи соперником Леонардо да Винчи, Микеланджело также считался человеком эпохи возрождения, благодаря своим навыкам в скульптуре, живописи и поэзии.

Его влияние и вклад в развитие западного искусства не имеет себе равных до сих пор.

Его самым известным творением считается статуя Давида (1501-1504), 17-метровая мраморная скульптура одноимённого библейского героя, фаворита флорентийских художников того времени.

Статуя в конечном итоге стала символизировать гражданские свободы, находившиеся под угрозой в Республике Флоренция – городе, который соперничал со всеми могущественными городами того времени и противостоял их политической гегемонии.

7. Эдвард Мунк (1863-1944)

Эдвард Мунк был норвежским художником-экспрессионистом и гравёром. Он известен своими психологическими темами и обертонами, на которые в значительной степени повлиял символизм 19 века. Его же работы сильно повлияли на немецкий экспрессионизм начала 20-го века.

Его самая известная и узнаваемая картина – “Крик” (1893-1910), которая имеет четыре отдельные версии в двух разных вариантах: выполненные маслом и пастелью. Картина примечательно болезненными и резкими, но в то же время со вкусом подобранными цветами, и изображённой на сильно примитизированном лице застывшей эмоцией на ярко-оранжевом фоне.

8. Сальвадор Дали (1904-1989)

Один из самых известных художников сюрреалистического движения, Дали известен прежде всего своей абсурдно-причудливой эстетикой, переходящей от картины к картине.

Его искусство было продолжением его самого, но, принимая во внимание его испанскую экспрессивность и любовь к вниманию, он был не менее прославлен своим эксцентричным поведением.

Его самая известная работа «Постоянство памяти» (1931).

Одной из интерпретаций картины является то, как время начинает таять, стоит лишь человеку заснуть. На вопрос, что же именно вдохновило Сальвадора Дали на написание этой картины, он ответил, что форма тающих часов была навеяна плавящимся на солнце сыром камамбер.

9. Клод Моне (1840-1926)

Клод Моне, часто называемый одним из основателей импрессионизма, был французским художником и одним из самых ярких и талантливых пионеров французского импрессионистического движения. Фактически, сам термин «импрессионизм» был придуман после создания им картины под названием «Impression, Soleil Levant» («Впечатление, восход солнца»).

Его самая известная работа – «Водяные лилии» (с 1840 по 1926 год), серия из 250 картин с изображением сада в доме французского художника в Живерни, Франция. Эта серия была основным направлением творчества художника в течение последних 30 лет его жизни.

10. Джексон Поллок (1912-1956)

Джексон Поллок был американским художником и лидером абстрактного импрессионизма. Он стал знаменит благодаря своим необычным методам капельной живописи, при которых краска заливает или капает на холст. Поллок был печально известен своим пристрастием к алкоголю, что привело к автомобильной аварии, забравшей его жизнь в 1956 году.

Одна из его самых знаменитых картин – “No 5, 1948” (1948) – одна из самых дорогих картин в мире. Художник показал безмерный контроль и дисциплину в полном хаоса образе. Картина приобрела название “Гнездо птицы”, благодаря серым, коричневым, желтыми белым краскам, запутанным друг с другом.

11. Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919)

Пьер-Огюст Ренуар был одним из лидеров движения импрессионистов. Французский художник хорошо известен своими изображениями женской чувственности и своим поклонением красоте.

Одной из его самых знаменитых работ является “Бал в Мулен де ла Галетт” (1876), которая в типичной импрессионистской манере захватывает сущность вечеринки на открытом воздухе в воскресные парижские вечера, на которых жители города могли пить, танцевать, болтать и развлекаться.

12. Гюстав Климт (1862-1918)

Густав Климт был австрийским художником-символистом, наиболее известным благодаря работам, посвященным откровенному эротизму, многообразным росписям, эскизам и натюрмортам.

Наряду с изображением женского тела Климт также рисовал пейзажи и сценки, частично находясь под влиянием японского искусства. Одной из его самых известных работ является «Поцелуй» (1907-1908), одна из жемчужин его золотого периода.

Этот период его работ определялся эффектным применением золотых оттенков в работах, часто с использованием настоящего золотого листа.

13. Фрида Кало (1907-1954)

Одна из сильнейших художниц своего времени, остающаяся таковой по сей день, Фрида Кало была мексиканской сюрреалисткой, наиболее известной за свои автопортреты, пропитанные одиночеством и отрешённостью. Её произведения расцениваются как символические для мексиканских традиций, а также широко любимы феминистками за их яркое и достоверное изображение внутреннего мира женщины.

Одними из ее самых известных работ являются “Автопортрет с терновым ожерельем и колибри” (1940). Они наиболее примечательны как пример её свободного пользования символизмом. Ожерелье с шипами и безжизненно висящая колибри, возможно, символизировали её внутреннюю агонию.

14. Рене Магритт (1898-1967)

Рене Магритт был бельгийским художником-сюрреалистом, самым известным за использование бытовых предметов, чтобы передать своё витиеватое восприятие повседневного мира. Он также был известен тем, что создавал произведения, заставляющие зрителя мыслить, поощряя его к отрыву от предвзятых представлений о реальности.

Одной из его знаменитых работ, соблюдающих этот принцип, является “Вероломство образов” (928-1929), которое представляет собой курительную трубку с надписью “Ceci n'est pas une pipe” (Это не трубка). И это действительно не трубка просто потому, что это лишь её образ. Эта техника и стиль изменения того, что мы знаем как реальность, были общими для всех его работ и идей.

15. Энди Уорхол (1928-1987)

Энди Уорхол был американским визуальным художником, который больше всего известен своим стилем под названием “поп-арт:. В своих работах он изучал отношения между гламурной киноиндустрией, рекламой, популярной культурой и художественным выражением.

Его самая известная работа – “банки с супом Кэмпбелл” (1962), которая состоит из 32 фрагментов, каждый из которых составляет 51 сантиметр в высоту и 41 сантиметр в ширину. Каждый из элементов можно считать отдельной картиной.

Индивидуальные части были изготовлены с использованием полуавтоматизированной трафаретной печати, что очень помогло в развитии поп-арта и конвергенции популярной культуры с визуальным искусством, каким мы знаем его сегодня.

Рекомендуем посмотреть:

Если вам не терпится осуществить свою мечту – научиться рисовать – то данная серия видеоуроков – то, что нужно для первого шага.

Женщина – вдохновительница и муза: истории из жизни великих

Музы художников. 5 самых красивых историй любви – все о живописи

Опубликовано 8 Дек 2016 13:54 © Женская доля

Древние греки мудро предположили, что покровителями науки и искусств непременно должны быть музы–женщины.

Уже тогда они заметили, что любовь и страсть – самые могущественные из человеческих чувств: охваченный ими мужчина открывает в себе бесстрашие, невиданную силу воли, воображение и дремавшие доселе творческие начала.

Даже будучи направленной на иные, созидательные цели, эта энергия сохраняет свои божественные свойства и позволяет творцу покорять недостижимые ранее высоты.

С другой стороны, зерно мужского таланта – вещь чрезвычайно хрупкая и уязвимая.

Сколько художников, поэтов или писателей ушли с творческого пути после первой же неудачи? А сколько их осталось в неизвестности, в тени своих более талантливых собратьев? Возможно, причина именно в том, что на своем пути они не встретили женщину, которая наполнила бы их энергией творения, стала бы для них музой и позволила явить миру скрытые способности?

К сожалению, сослагательные наклонения в истории недопустимы. Мы никогда не узнаем, что могло бы произойти, если бы неизвестный поэт встретил свою Наталью Гончарову, а неизвестный художник – свою Саскию ван Эйленбург.

Творцы, о которых говорят, пишут книги и снимают фильмы – запомнились нам не только своими гениальными произведениями.

Каждый из них знаменит прежде всего тем, что выступал против норм и правил общества, шокировал и удивлял окружающих не только своими произведениями, но и поведением, образом жизни – ведь мощный поток сублимированной энергии должен был найти какой-то выход.

Важно

Нет ничего удивительного и в том, что такая сильная личность привлекала множество поклонниц: известные музыканты, поэты и даже политические деятели славились многочисленными победами на любовном фронте.

Однако будем объективными: не имеет значения, сколько покоренных женских сердец оставили за собой такие творческие личности. Каждому из них в определенный момент встретилась та единственная, которая поверила в него, поддержала и полюбила, помогла преодолеть трудности и вдохновила на свершения.

Кто-то нашел свою музу в самом начале, как Пушкин или Дали. Иным повезло только на третьей или четвертой попытке – как Булгакову или Есенину.

Так или иначе, можно проследить удивительные совпадения: после встречи с этими женщинами мастера создавали лучшие свои картины, писали лучшие книги и совершали фундаментальные научные открытия, а после расставания – буквально теряли источник энергии для творчества.

Черты к портрету музы

Попытки найти что-то общее в образах таких женщин – дело неблагодарное. Причина тому – разница в личностях мастеров: для кого-то акт творения был взрывом, мгновенным приливом вдохновения, на смену которому приходила глубокая депрессия.

Другие упорно трудились годами, день за днем, десятки раз переписывая неудачные эпизоды, сдавались, отступали, но вновь возвращались к работе.

К примеру, Лев Толстой работал над главным своим творением шесть лет – любопытно, смог бы он закончить роман без ежедневной поддержки и помощи Софьи Андреевны?

Поскольку все творцы обладали разным характером, темпераментом и творили по-своему – то и нуждались они каждый в своей персональной музе. Чтобы поддержать их, женщинам приходилось исполнять роль заботливой матери, самоотверженной соратницы или роковой светской львицы, а иногда и все перечисленные одновременно.

Потому и не существует универсального рецепта – что нужно делать с мужчиной и как себя вести, чтобы спящий в нем великий мастер пробудился с желанием свернуть горы и совершить все возможные подвиги во имя любимой.

Роковые красавицы

Такая яркая, эпатажная и независимая женщина чаще всего привлекает поэтов и музыкантов, летящих к ней как мотыльки на огонь свечи – ведь для творчества им нужна буря эмоций, яркая вспышка: только в такие моменты они ощущают себя по-настоящему живыми.

Чтобы поддержать это эмоциональное напряжение, поэты используют все доступные стимулы – опиум, алкоголь, еженедельную смену любовниц, приливы адреналина от сражения на дуэли или участия в битве. Но только любовь к роковой красавице позволяет им ежедневно возноситься на вершины блаженства, а затем неизбежно падать в пропасть отчаяния.

Поэты вообще мало похожи на обычных людей. Они – как великовозрастные дети: полны энергии, готовы к подвигу, но к обычным серым будням не приспособлены, поскольку не видят вокруг ничего, кроме вожделенной цели.

Совет

Даже чувствуют они иначе – в сотни раз сильнее, иногда не видя различий между реальностью и миром фантазий.

Потому за неимением музы – они легко способны ее выдумать или увидеть во вполне обычной, ничем не примечательной девушке.

К примеру, Франческо Петрарка посвятил более трехсот пятидесяти сонетов единственной в своей жизни любви – Лауре де Нов.

Парадокс в том, что поэт никогда не прикасался к даме сердца и даже не разговаривал с ней – благочестивая замужняя Лаура, мать одиннадцати детей и подумать не могла о том, чтобы завести роман на стороне.

Тем не менее, это не помешало Петрарке ежедневно воспевать и превозносить ее добродетели.

Отличился здесь и Данте Алигьери, воспылавший безответной любовью к дочери знатного флорентийца Беатриче Портинари. Петрарку он превзошел в одном: попытался заговорить с возлюбленной, подвергся насмешкам, после чего упорно избегал встреч с ней.

Возможно, именно ранняя смерть Беатриче позволила поэту избежать разочарования и навсегда сохранила для него этот образ как эталон женской красоты.

Насколько сильно было впечатление – судите сами: через семнадцать лет Данте наконец-то решился и приступил к главному произведению своей жизни, посвященному Беатриче – «Божественной комедии», на написание которой потратил еще четырнадцать лет.

Можно ли считать трагедией жизнь, посвященную вымышленному образу? Вполне вероятно. Но жизнь творцов, добившихся руки своей музы, сложилась намного хуже. Есенин на какой-то миг увидел в американской танцовщице Айседоре то, чего не видели окружающие.

Возможно, что-то из увиденного оказалось плодом фантазии, но поэт отказался от всей своей жизни, от Родины и от друзей ради брака с Дункан. Прозрение наступило быстро – буквально через год влюбленность прошла, и глазам Есенина предстала вовсе не муза, но женщина на восемнадцать лет старше него, уставшая и постаревшая.

Шок оказался настолько сильным, что привел поэта к затяжной депрессии.

Очевидно, в том и заключается основная особенность музы – она должна оставаться недоступной. Этот образ – вымысел, плод безграничной фантазии творца, наделенный чертами идеала. Только такая нереализованная мечта и пробуждала в душе поэтов нечто, заставлявшее их творить шедевры: логично, что она не выдерживала столкновения с суровой действительностью.

Кому в этой ситуации не позавидуешь – так это настоящим женам и спутницам творцов. Ведь посвященный в сан Петрарка имел двоих внебрачных детей.

Обратите внимание

Данте также был женат на Джемме Донати и воспитывал троих сыновей. У Есенина вообще было четверо детей от двух первых жен.

Можно только представить, что довелось перенести этим женщинам, когда их возлюбленные посвящали стихи и поэмы кому угодно, только не им.

Впрочем, некоторые женщины поступили мудрее: сами объявили себя музами после гибели творцов, присвоили себе эксклюзивные права на творчество супругов и продолжили греться в лучах их славы.

Более того, даже при жизни поэтов они пытались переделать их по своему усмотрению, повлиять на творчество и отношения с окружающими.
К примеру – Йоко Оно, которую обвиняют в распаде известной группы.

По свидетельствам окружающих, она полностью заполнила собой жизнь Леннона, манипуляциями и истериками заставила уйти из коллектива, втянула в сомнительную жизнь богемы.

Можно только предполагать, как сложилась бы карьера Джона, не погибни он от пули фанатика – но вполне вероятно, что с появлением японской художницы творческий путь Леннона был бы окончен. Что характерно, такая неземная любовь ничуть не помешала Йоко через год удачно выйти замуж за обеспеченного антиквара.

Похожим путем пошла и Марина Влади: объявила себя музой и единственной наследницей творчества Высоцкого, начала писать о нем успешно продаваемые книги и получать авторские отчисления – и также вышла замуж, за успешного врача. Были ли эти женщины музами? Более чем сомнительно.

Подлинные музы

К счастью, история знает и более удачные примеры отношений, по крайней мере – для творцов.

Их музы вовсе не были вымышленными созданиями – эти вполне реальные женщины положили жизнь на то, чтобы вырастить из зернышка талант мужа и позволить ему раскрыться.

Какую цену им пришлось заплатить – можно только гадать, но однозначно очень высокую: успех мужей стоил им отказа от собственных планов, желаний и возможностей самореализации.

Мерседес Барча Пардо познакомилась со своим будущим мужем в тринадцать лет – и еще тринадцать лет ждала свадьбы. Именно она обеспечивала семью, зарабатывала деньги и продавала из дома имущество, чтобы кормить детей, пока Маркес писал роман. И только ее вера в гениальность мужа помогла ему закончить произведение, удостоенное всемирной славы и Нобелевской премии.

Джулия Анна Мазина была единственной женой и музой великого Феллини на протяжении пятидесяти лет.

Важно

Ради помощи мужу и совместной работы над фильмами она отказалась от собственной многообещающей карьеры актрисы. Впрочем, Фредерико платил ей тем же – каждый сценарий и каждого кандидата на роль утверждала именно она.

Режиссер даже съемки отказывался проводить в те моменты, когда супруга не присутствовала на площадке.

Софья Берс также отдала мужу пятьдесят лет жизни. В какой-то степени ее можно назвать соавтором произведений Толстого – только «Войну и мир» она лично переписала семь раз, одновременно успевая работать с издательствами, растить детей и ограждать мужа от настойчивых поклонников.

Уна О’Нил тридцать четыре года была путеводной звездой великого комика Чаплина. Тридцать пять лет разницы в возрасте не смутили ни семнадцатилетнюю невесту, ни пятидесятилетнего актера. В самых трудных ситуациях она не оставила мужа без поддержки, и даже когда ему запретили въезд в Штаты – собрала вещи и отправилась за ним в Швейцарию.

Образ Елены Нюренберг увековечен в знаменитом произведении Булгакова.

С нее был написан образ Маргариты: именно она оставила перспективного генерала ради опального писателя, именно она переписывала рукописи, занималась бумажными делами, и только благодаря ее усилиям роман был опубликован.

Несмотря на то, что их брак до смерти Булгакова длился всего восемь лет – Елена так больше и не выходила замуж, чем только подтвердила сходство с Маргаритой.

Наконец, Елена Дьяконова – одна из самых скандальных и противоречивых муз двадцатого века. Будучи единственной женой Сальвадора Дали, изображена на множестве его картин, в том числе на одной из первых – «Мадонна порта Льигат».

Двадцать четыре года оберегала экспрессивного художника, нянчилась с ним, лечила от психических расстройств, продавала картины и управляла делами.

Совет

После ее смерти Дали так и не вернулся к нормальной жизни, перестал рисовать и прожил на грани безумия всего семь лет.

Несомненно, судьбы этих женщин трагичны, но только им мы можем быть благодарны за обретенное и сохраненное культурное наследие, только они окружили своих мужей заботой, терпели капризы творческих личностей и позволили явить миру шедевры. Помогли им в этом некоторые общие черты характера:

  • вера в мужей и их талант была абсолютной.

    Даже если они когда-либо и испытывали сомнения в успехе – их супруги об этом не узнали;

  • они хвалили мужей даже за незначительные успехи, прощали ошибки, не оставляли в периоды нищеты и опалы и не лишали их радости победы;
  • они ценили даже то малое, что получали, не претендовали на главную роль в жизни творца и не старались стать для него центром Вселенной;
  • самое главное – они разглядели в мужьях то самое зерно таланта, помогли ему прорасти и дать плоды.

Если влиянию женщины в искусстве был подвержен только сам мастер и его творчество, то в политике дела обстояли намного серьезнее: музы великих государственных деятелей зачастую вершили судьбы целых государств.

Причем вдохновение это было достаточно опасным – ведь мужчина, желающий подарить любимой целый мир, скорее изберет войну и ратные подвиги, чем мир и процветание: сублимированная энергия, не выраженная в созидании, с большой вероятностью превратится в агрессивную разрушающую силу.

К примеру – Жозефина де Богарне. Историки не исключают, что с ее стороны это был брак по расчету. Но Наполеон был влюблен совершенно искренне: желая впечатлить любимую, он покорил всю Европу.

Впрочем, Жозефина верностью не отличалась и дар не оценила: пока ее дражайший супруг проводил время в ратных делах, предавалась делам сердечным. В какой-то момент терпение императора иссякло, и этому двусмысленному браку пришел конец.

Удивительно, что вместе с уходом музы начала клониться к закату и звезда славы Бонапарта: вскоре он предпринял безумный поход на Россию, приведший его к поражению, изгнанию и смерти.

Была ли реальным историческим персонажем Елена Троянская – неизвестно. Но легенда о войне, развязанной из-за прекрасной дамы, настолько красива, что ее нельзя не упомянуть.

Прежде всего, отметим два обстоятельства: Елена добровольно избрала в мужья Менелая и добровольно сбежала с Парисом впоследствии.

Обратите внимание

Могла ли она подозревать, что такой поступок приведет к войне? Безусловно – но когда влюбленных это останавливало?

Спустя три тысячи лет нам сложно понять греков с учетом их обычаев и общественного строя: видимо, военные действия, спровоцированные неверностью супруги, для них были в порядке вещей.

Но так или иначе – Елена вдохновила Париса на поступок, за который пришлось заплатить войной длиной в десять лет и жизнями сотни тысяч воинов.

Очевидно, любовь бывает безрассудна, а влюбленный мужчина вполне может потерять разум, и если художники творят скорее сердцем, то политикам и полководцам потеря здравого смысла категорически противопоказана.

Впрочем, история знает и другие примеры, когда женщины не только вдохновляли мужчин на свершения, но и сами принимали участие в государственных делах – прямо или косвенно.

Такой была Жанна-Антуанетта Пуассон, фаворитка Людовика Пятнадцатого. Маркизу де Помпадур можно по праву назвать мудрой женщиной: она не только завоевала сердце короля, но и убедила его в своих незаурядных способностях.

В итоге Людовик стал относиться к ней не как к любовнице, но как к главному советнику.

Жанна-Антуанетта фактически правила Францией на протяжении двадцати лет. При ней вкладывались огромные деньги в развитие наук и искусств, она назначала министров и послов, объявляла войны и заключала мир. Сгубили фаворитку недальновидность французской аристократии и проигранная Семилетняя война, приведшая Жанну-Антуанетту к глубокой депрессии, а затем и к смерти.

Важно

По-настоящему верными соратницами стали немногие жены политических деятелей. Среди них следует особо отметить Клементину Черчилль, супругу британского премьер-министра на протяжении почти шестидесяти лет.

Все это время она терпела скверный характер мужа и его вредные привычки – пристрастие к алкоголю, сигарам и азартным играм.

Разумеется, Клементина не вмешивалась в управление государством, но в равной степени поддерживала мужа в периоды неудач и разделяла с ним радость побед – не исключено, что своей огромной коллекций достижений и наград он обязан именно супруге.

Заключение

Кроме упомянутых женщин, ставших подлинными музами для своих мужей, история знает и сотни других: Ольгу Хохлову, Веру Муромцеву, Анну Сниткину, Ольгу Книппер, Женни фон Вестфален, Клару Джейн Брайант, Любовь Менделееву… Каждая из них с достоинством несла свою ношу, каждая разглядела в супруге искру гениальности и разожгла ее до пламени, осветившего путь многим. Требовали ли они какую-то награду для себя и говорили ли о своей причастности на весь мир? Вовсе нет. Но это только делает им честь и заставляет нас испытывать благодарность за их великую жертву.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *