«постоянство памяти» сальвадора дали. почему картина так успешна
Table of Contents
Сальвадор Дали – “Дезинтеграция постоянства памяти”
Даже если вы не знаете, кто написал картину «Постоянство памяти», вы точно ее видели. Мягкие часы, сухое дерево, песочная коричневая цветовая гамма — узнаваемые атрибуты полотна сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата создания — 1931 год, написана маслом на холсте ручной работы. Размер небольшой — 24х33 см. Место хранения — Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Творчество Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному порядку вещей.
Художник страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти» — не исключение.
Обратите внимание
Картина стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл, трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста.
Дали относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа — важный фактор, способствовавший ее по пулярности.
Немногословный Дали после создания своих «Мягких часов» достаточно часто говорил о них, вспоминал историю создания в автобиографии, пояснял значение элементов в переписках, записях.
Искусствоведы, собиравшие упоминания, благодаря этому полотну смогли проводить более глубокий анализ остальных работ известного сюрреалиста.
Описание картины
Образ плавящихся циферблатов знаком каждому, но детальное описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» вспомнят не все, а к некоторым важным элементам даже не станут присматриваться. В этой композиции имеют значение каждый элемент, цветовая гамма, общая атмосфера.
Написана картина коричневыми красками с добавлением голубых. Переносит на жаркое побережье — твердый скалистый мыс расположен на заднем плане, у моря. Около мыса можно рассмотреть яйцо. Ближе к среднему плану находится зеркало, перевернутое гладкой поверхностью вверх.
Постоянство памяти
На среднем плане иссушенное дерево оливы, с обломанной ветки которого свисает гибкий циферблат часов. Рядом запечатлен образ автора — расплывшееся, словно моллюск, создание с закрытым глазом и ресницами. Поверх элемента расположились еще одни гибкие часы.
Третий мягкий циферблат свисает с угла поверхности, на которой произрастает сухое дерево. Перед ним — единственные твердые часы всей композиции. Они перевернуты циферблатом вниз, на поверхности задней части — многочисленные муравьи, образующие форму хронометра. Картина оставляет много пустых пространств, не требующих заполнения дополнительными художественными деталями.
То же изображение было взято за основу картины «Распад постоянства памяти», написанной в 1952-54 годах. Сюрреалист дополнил его другими элементами — еще одним гибким циферблатом, рыбой, ветками, большим количеством воды. Эта картина и продолжает, и дополняет, и противопоставляется первой.
История создания
История создания картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» такая же нетривиальная, как вся биография сюрреалиста. Летом 1931 года Дали находился в Париже, готовился открыть персональную выставку работ.
Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, оказавшей огромное влияние на его творчество, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары.
Сюрреалист, мучаясь головной болью, посетил перед сном мастерскую, где работал над пляжным пейзажем, залитым закатным светом. На переднем плане полотна уже был изображен остов сухого оливкового дерева.
Важно
Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.
Супруга художника утверждала, что стоит один раз увидеть полотно, как забыть изображение не получится. Его созданию поспособствовали изменчивая форма сыра и теория создания параноидальных символов, ассоциирующаяся у Дали с видом на мыс Креус. Этот мыс кочевал от одного произведения сюрреалиста к другому, символизируя незыблемость личной теории.
Позднее художник переработал идею в новое полотно, получившее название «Дезинтеграция постоянства памяти». На ветке здесь висит вода, а элементы распадаются. Даже постоянные в своей гибкости циферблаты медленно плавятся, а окружающий мир делится на математически четкие точные блоки.
Тайный смысл
Для понимания тайного смысла полотна «Постоянство памяти», потребуется присмотреться к каждому атрибуту изображения по отдельности.
Мягкие часы
Символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной.
Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли.
О греческом мыслителе и его идеях Дали думал, создавая картину, в чем признавался в письме физику Илье Пригожину.
Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.
Твердые часы
Символ постоянства течения времени, противопоставляемый мягким часам. Покрыты муравьями, ассоциирующимися у художника с тленом, смертью, разложением.
Муравьи создают форму хронометра, повинуются структуре, не переставая символизировать тлен. Художника муравьи преследовали с детских воспоминаний и бредовых фантазий, навязчиво присутствовали повсюду.
Дали утверждал, что линейное время пожирает себя самостоятельно, без муравьев в этой концепции обойтись он не мог.
Расплывшееся лицо с ресницами
Сюрреалистический автопортрет автора, погруженного в вязкий мир сновидений и человеческого бессознательного. Расплывающийся глаз с ресницами закрыт — художник спит. Он беззащитен, в бессознательном его ничто не сковывает.
Формой напоминает моллюска, лишенного твердого скелета. Сальвадор говорил, что беззащитен, словно устрица без раковины, сам. Его защитной раковиной была Гала, умершая раньше.
Сон назывался художником смертью реальности, поэтому мир картины становится от этого более пессимистичным.
Дерево оливы
Сухое дерево с обломанной веткой — оливковое. Символ античности, также снова напоминающий об идеях Гераклита. Сухость дерева, отсутствие листвы и оливок, говорит о том, что век античной мудрости прошел и забылся, канул в Лету.
Другие элементы
На картине также присутствует Мировое яйцо, символизирующее жизнь. Образ заимствован у древнегреческих мистиков, орфической мифологии. Море — бессмертие, вечность, лучшее пространство для любых путешествий в реальном и воображаемом мирах.
Мыс Креус на каталонском побережье, неподалеку от родного дома автора — воплощение теории Дали о перетекании бредовых образов в другие бредовые образы. Муха на ближайшем циферблате — средиземноморская фея, вдохновлявшая античных философов.
Горизонтальное зеркало позади — непостоянство субъективного и объективного миров.
Цветовая гамма
Превалируют коричневые песочные тона, создающие жаркую атмосферу. Им противопоставлены холодные голубые оттенки, смягчающие пессимистическое настроение композиции. Цветовая гамма настраивает на меланхоличный лад, становится основой ощущения печали, остающегося после просмотра картины.
Общая композиция
Анализ картины «Постоянство памяти» стоит закончить, рассмотрев общую композицию. Дали точен в деталях, оставляет достаточное количество пустого пространства, не заполненного объектами. Это позволяет концентрироваться на настроении полотна, находить собственный смысл, трактовать персонально, не «препарируя» каждый мельчайший элемент.
Размер холста небольшой, что говорит о личном значении композиции для художника. Вся композиция позволяет погрузиться во внутренний мир автора, лучше понять его переживания. «Постоянство памяти», также известное как «Мягкие часы» не требует логического разбора. Анализируя этот шедевр мирового искусства в жанре сюрреализма, требуется включать ассоциативное мышление, поток сознания.
«Постоянство памяти», Сальвадор Дали: описание картины :
Одно из самых известных полотен, написанных в жанре сюрреализма, – это “Постоянство памяти”. Сальвадор Дали – автор этой картины, создал ее всего за несколько часов. Полотно сейчас находится в Нью-Йорке, в Музее современного искусства. Эта небольшая картина, размером всего 24 на 33 сантиметра, является самой обсуждаемой работой художника.
Объяснение названия
Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была написана в 1931-м на холсте-гобелене ручной работы.
Идея создания данного полотна была связана с тем, что однажды, дожидаясь возвращения своей жены Галы из кино, Сальвадор Дали писал абсолютно пустынный пейзаж морского побережья.
Вдруг он увидел на столе тающий на солнце кусок сыра, который они ели вечером вместе с друзьями. Сыр таял и становился все мягче и мягче. Задумавшись и связав долго идущее время с тающим куском сыра, Дали начал заполнять полотно растекающимися часами.
Свою работу Сальвадор Дали назвал «Постоянство памяти», объясняя название тем, что один раз взглянув на картину, ты уже никогда её не забудешь. Другое название картины – «Текучие часы». Это название связано с содержанием самого полотна, которое вложил в него Сальвадор Дали.
«Постоянство памяти»: описание картины
Когда рассматриваешь это полотно, в глаза сразу бросается необычное размещение и структура изображенных предметов. На картине просматривается самодостаточность каждого из них и общее ощущение пустоты.
Здесь много вроде бы не связанных предметов, но все они создают общее впечатление. Что же изообразил на картине “Постоянство памяти” Сальвадор Дали? Описание всех предметов занимает довольно много места.
- Трое часов на картине не только растекаются, но ещё и тянутся, показывая искушенному зрителю, что время собирается остановиться. Они изображают три степени человеческого существования: прошлое, настоящее и будущее.
- Наравне с мягкими и текучими часами Сальвадор Дали изобразил твердые нерушимые камни на заднем плане. Они освещены вечерним уже угасающим солнцем и создают впечатление общей слаженности и полноты картины.
- В центре абстрактно изображена фигура. Вглядевшись, можно различить черты человеческого лица, часть носа, длинные ресницы и часть усов. На тот период Сальвадор Дали изображал так свой автопортрет.
- Слева от центра изображен обрубленный ствол дерева оливы, который, по словам самого художника, обозначает мудрость в принятиях решений.
- В левом нижнем углу расположена самая яркая деталь картины – яркие оранжевые карманные часы, покрытые муравьями. Сам художник связывал насекомых с разложением и тихим ужасом, который должен испытывать каждый человек, смотря на них. Он связывал их с тем, что они пожирают человеческую плоть наравне с неустанно текущим временем.
- На линии горизонта изображено тихое спокойное море обозначающее символ бесконечности, и тонкое синее зеркало, свидетельствующее о непостоянстве и переменчивости. Море и скалы на данной картине обозначают нечто вечное и постоянное, то, что неподвластно времени.
Атмосфера картины «Постоянство памяти»
Сальвадор Дали выполнил картину в коричневой гамме. Общая тень лежит на левой части и середине картины, солнце падает на заднюю часть и правую сторону полотна.
Картина как бы наполнена тихим ужасом и страхом такого спокойствия, и в то же время странная атмосфера наполняет “Постоянство памяти”. Сальвадор Дали этим полотном заставляет задуматься о значении времени в жизни каждого человека.
О том, а может ли время остановиться? А может ли оно подстраиваться под каждого из нас? Наверное, каждый должен дать сам себе ответы на эти вопросы.
Известен факт, что художник всегда оставлял записи о своих картинах в своем дневнике. Однако о самой известной картине «Постоянство памяти» Сальвадор Дали не сказал ничего. Великий художник изначально понимал, что, написав эту картину, он заставит задуматься людей о бренности бытия в этом мире.
Влияние полотна на человека
Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была рассмотрена американскими психологами, которые пришли к выводу, что данное полотно обладает сильнейшим психологическим воздействием на определенные типы человеческих личностей.
Многие люди, глядя на эту картину Сальвадора Дали, описывали свои чувства. Большая часть людей погружалась в ностальгию, остальные пытались разобраться со смешанными эмоциями общего ужаса и задумчивости, вызванной композицией картины.
Полотно передает чувства, мысли, переживания и отношение к «мягкости и твердости» самого художника.
Совет
Безусловно, эта картина невелика по размерам, но её можно считать одной из самых великих и сильных психологических картин Сальвадора Дали. Картина «Постоянство памяти» несет в себе величие классики сюрреалистической живописи.
Сальвадор Дали Постоянство памяти (мягкие часы): описание, значение, история создания
Постоянство памяти Сальвадора Дали или, как принято в народе, мягкие часы — это, пожалуй, самая попсовая картина мэтра. Не слышали о ней только те, кто находится в информационном вакууме в какой-нибудь деревеньке без канализации.
Ну что же, начнем нашу «историю одной картины», пожалуй, с ее описания, так любимого адептами бегемотописи. Кто не понял о чем я, беседы о бегемотописи — это угарный ролик, особенно для тех, кто хоть раз общался с искусствоведом. Есть на ютубе, гугл в помощь.
Но вернемся к нашим баранам Сальвадорам.
Та самая картина «Постоянство памяти», другое название «Мягкие часы». Жанр картины — сюрреализм, ваш капитан очевидность всегда готов к услугам. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Масло. Год создания 1931. Размер — 100 на 330 см.
Еще про Сальвадорыча и его картины
Постоянство памяти Сальвадора Дали, описание картины
На картине изображен безжизненный пейзаж небезызвестного Порт-Льигата, где Сальвадор провел значительную часть своей жизни. На переднем плане в левому углу имеется кусок чего-то твердого, на котором, собственно, расположилась пара мягких часов.
Одни из мягких часов стекают с твердой штуки (то-ли скала, то-ли затвердевшая земля, то-ли черт знает что), другие часы расположились на ветке трупика давно почившей в бозе оливы. Вот эта красная непонятная фигня в левом углу — это твердые карманные часы, пожираемые муравьями.
В середине композиции видно аморфную массу с ресницами, в которой, тем не менее, без особого труда можно рассмотреть автопортрет Сальвадора Дали.
Похожий образ присутствует на столь многих картинах Сальвадорыча, что не узнать его довольно трудно (например в картине Великий мастурбатор) Мягкий Дали обернут мягкими часами, как одеялком и, судя по всему, спит и видит сладкие сны.
На заднем плане обосновались море, прибрежные скалы и опять кусок какой-то твердой голубой неведомой фигни.
Сальвадор Дали Постоянство памяти, анализ картины и значение образов
Лично мое мнение, что картина символизирует именно то, что заявлено в ее названии — постоянство памяти, в то время, как время скоротечно и быстро «расплавляется» и «стекает» как мягкие часы или пожирается, как твердые. Как там говорится, иногда банан — это просто банан.
Все, что можно сказать с некоторой степенью достоверности, так это то, что Сальвадор написал картину в то время, как Гала пошла развлекаться в кинотеатр, а он остался дома из-за приступа мигрени. Идея картины пришла к нему через некоторое время после поедания мягкого сыра «Камамбера» и размышлений о его «супермягкости». Все это — со слов Дали и потому ближе всего к правде.
Хотя мэтр был еще тот балабол и мистификатор и его слова следует фильтровать через мелкое-мелкое сито.
Синдром поиска глубинного смысла
Вот это вот все ниже — творение сумрачных гениев с простора интернета и я не знаю, как к этому относиться. Документальных подтверждений и высказываний Сальвадора по этому поводу я не нашел, так что не принимайте за чистую монету. Но некоторые предположения красивы и имеют место быть.
При создании картины Сальвадор, возможно, вдохновлялся расхожим античным изречением «Все течет, все меняется», которое приписывают Гераклиту. Претендует на некоторую степень достоверности, так как Дали был не понаслышке знаком с философией античного мыслителя. У Сальвадорыча даже есть украшение (ожерелье, если я не ошибаюсь), которое называется фонтан Гераклита.
Существует мнение, что трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. Вряд ли это действительно так задумывалось Сальвадором, но идея красивая.
Обратите внимание
Твердые часы, возможно — это время в физическом понимании, а мягкие часы — субъективное, воспринимаемое нами время. Больше похоже на правду.
Мертвая олива — это, якобы, символ античной мудрости, канувшей в Лету. Это, конечно, интересно, но, учитывая то, что в начале Дали просто написал пейзаж, а идея вписать все эти сюрреалистические образы пришла к нему гораздо позже — видится весьма сомнительным.
Море на картине якобы символ бессмертия и вечности. Тоже красиво, но, сомневаюсь, так как, опять-таки, пейзаж был написан ранее и не содержал в себе никаких глубинных и сюрреалистических идей.
Среди любителей поиска глубинного смысла существовало предположение, что картина Постоянство памяти была создана под влиянием идей о теории относительности дядюшки Альберта. В ответ на это Дали ответил в своем интервью, что, на самом деле, он вдохновился не теорией относительности, а «сюрреалистическим ощущением сыра Камамбер, тающего на солнце». Такие дела.
Кстати, Камамбер — это очень годная нямка с нежной текстурой и слегка грибным привкусом. Хотя Дорблю — гораздо вкуснее, как по мне.
Что значит сам спящий Дали в середине, обернутый часами — понятия не имею, если честно. Хотел показать свое единство со временем, с памятью? Или связь времени со сном и смертью? Покрыто мраком истории.
Постоянство памяти. Сочинение по картине Сальвадора Дали
Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931
Великолепная картина Сальвадора Дали наполнена глубокой таинственностью. На картине изображены 3 пары часов, часы это некое временное пространство, по которому течет течение нашей жизни.
А именно это прошлое, будущее и конечно же настоящее. Постоянно в нашей памяти будет наше прошлое и наше настоящее, будущее ожидает каждого из нас и мы в праве видеть его таким, каким мы его хотим видеть.
Автор хотел показать нам непрерывную связь между пространством и временем.
На картине автор изобразил себя-это расплывчатый комок с ресницами.
Дали считал, что сон это бесконечное путешествие человека в пространстве, а также это его смерть, в каком смысле он имел в виду не известно,но факт в том, что сон- это исключение из всякой реальности.
Важно
На картине также изображены муравьи и это символ некого разложения, гниения, предвещание худшего. Невооруженным глазом можно заметить на картине муху, и казалось бы, что это тоже некий символ разложения, но нет, муха- это муза, по мнению автора.
Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931
Дерево олива изображено сухим, так как олива олицетворяет мудрость, ум, разумность человечества, но дерево сухое, значит со временем люди деградируют, поэтому их ум сохнет вместе с ними.
Мы все знаем,что сон это некие отрывки из нашей жизни.
Картина «Постоянство памяти»— это некий сон Сальвадора Дали, поэтому он видит объект из своей реальной жизни и это горы, которые он неоднократно изображал на своих картинах.
Сальвадор изобразил море, а море-это вечность, это безграничное пространство, море-это стихия природы, а человек с природой неразделимые. Только выходя в море Сальвадор Дали чувствовал себя свободным, умиротворенным человеком.
Самый сложный объект на картине-это яйцо. Мы и догадываться не можем почему оно здесь изображено, на самом деле, Сальвадор позаимствовал эту идею у древнегреческих мистиков. По их идеологиям яйцо породило двуполое Божество, которое в итоге создало людей, а из двух половинок яйца образовалась наша планета, то есть небо и земля. И самый интересный объект, на мой взгляд, это зеркало.
В зеркале отражена наша сущность, наш облик, как правило зеркало непостоянное, так как в него могут любоваться многие, поэтому зеркало изображено на картине, как изменчивость, непостоянство и предательство.
В целом картина очень интересная и даже забавная, в ней скрыт некий тайный, но очень глубокий смысл.
Только Великий художник мог видеть такие странный и в тоже время прекрасные сны, наполненные смыслом и идейной разнообразностью.
Автор сочинения: marina veretelnikova
Тайна символов в картине Сальвадора Дали “Постоянство памяти”
Взято у skrust
В самом начале августа 1929 года еще молодой Дали познакомился со своей будущей супругой и музой Галой. Их невероятный союз стал залогом успеха Дали и оказал влияние на все его творчество в том числе и картину «Постоянство памяти».
(1) Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.
«Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. — Прим. ред.).
Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. — Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».
(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии.
— Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности.
Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».
(3) Твердые часы —лежат слева циферблатом вниз — символ объективного времени.
(4) Муравьи — символ гниения и разложения.
Совет
По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», — напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». — Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.
(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».
(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).
(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах.
«Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)…
Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».
(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.
(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.
(10) Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.
История создания
Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример — история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.
Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.
Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.
Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».
Картина художника Сальвадора Дали Постоянство памяти
По словам Сальвадора Дали, ни друзья, ни недруги, ни публика в целом – никто не понимал образы, возникающие в его воображении и переводимые им на язык своих картин. И это неудивительно, так как, по утверждению Дали, он сам не понимал их смысла.
Однако этот факт не отменяет того, что в картинах все же есть смысл – глубокий, сложный, многозначный и непроизвольный, не поддающийся простому анализу и определению логикой, требующий, по мнению художника, специального научного анализа и объективности.
Обратите внимание
Свою задачу в живописи Дали видел в материализации образов, которые порождает конкретная иррациональность. Основой его творчества был придуманный им в 30-х годах параноидально-критический метод, попытки освободить и отобразить идеи, образы, галлюцинации и сны из подсознания благодаря овладению методом Фрейда.
Примером таких интеллектуальных ребусов являются многие работы, в частности, картина Сальвадора Дали Постоянство памяти.
Известный художник Сальвадор Дали Память
Осознание С. Дали собственной неполноценности, некой душевной ущербности и необходимость ее компенсации приводит к созданию скандальных, скрытых или двусмысленных образов.
Благодаря появлению в жизни испанского художника Элен Элюар (Галы) в мире Дали появляются новые образы. Его манера – наполненность полотна воздухом и светом, на пустынном ландшафте он скрупулезно прописывает детали, разбивая их на части, а темы картин находит в окружающих предметах.
Картину Сальвадора Дали Постоянство памяти, получившую всеобщее признание, называют по-разному: «Стойкость памяти», «Твердость памяти», «Мягкие часы», «Память». Ее художник в 1931 году написал, поддавшись случайным ассоциациям.
Причиной, подтолкнувшей автора к созданию картины, явилось осознание мягкости материи в образе мягкого плавленого сыра «Камамбер», тающего в пальцах и на тарелке.
На уже готовой картине с изображением освещенной закатным солнцем одинокой скалы и засохшей оливы в пустынных окрестностях Порт-Льигата Дали вдруг «увидел» часы, олицетворяющие прошлое, будущее и настоящее. В результате, появился шедевр, символизирующий скоротечность и относительность времени.
Описание картины Сальвадора Дали Постоянство памяти
Картину Сальвадора Дали Память часто связывают с модной, только появившейся в те годы, теорией относительности Эйнштейна, но Дали указывал на учение Гераклита, произнесшего знаменитую фразу: «Все течет, все изменяется» и утверждавшего, что время можно измерить только течением мысли.
Глаза зрителя задерживаются на каждой детали картины «Постоянство памяти». Мягкие часы, повисшие на сухой ветке оливы, на полке и расположившиеся на бесформенном объекте в центре картины, символизируют нелинейность, субъективность времени в пространстве, и олицетворяют настоящее, прошлое и будущее. Объективное время символизируется твердыми часами, лежащими на полке циферблатом вниз.
Бесформенный объект с ресницами, – часто появляющийся образ на картинах Дали, – считают автопортретом художника, спящего посреди пустыни, а окружающую его действительность – его сном, смертью объективной реальности.
Важно
Дали утверждал, что во сне подсознание высвобождается, о чем свидетельствует беззащитная, растекшаяся, как моллюск, голова.
Отдельные детали на картине Сальвадора Дали Постоянство памяти имеют определенное значение, а все вместе наделяют магией, созданной кистью гения.
Сальвадор Дали и его картина «Постоянство памяти»
Художник сюрреализма, испанец Сальвадор Дали стал одним самых загадочных живописцев двадцатого века. Известная своим диковинным и неоднозначным сюжетом, его картина «Постоянство памяти»(1931), признана величайшим шедевром сюрреализма. Но какую суть завуалировал гений на этом холсте? Толкований у картины много и они совершенно разные.
Импорт
Смысл под мазками нелегко ухватить. На картине изображено четверо часов и пустынный пейзаж на фоне. Блюстители времени, вопреки всему, вытекают из своей привычной формы, что выглядит немного зловеще.
И, судя по всему, плавиться они намерены «до конца». «Милый» сюжет заставляет подумать.
Почему часы растекаются? Почему они в пустыне и где затерялись люди? Смысл этой картины кажется неадекватным и нелогичным, но почти фотографическое исполнение намекает нам на обратное.
Возможно, Дали изобразил состояние сна, столь часто обсуждаемое сюрреалистами. Ведь только во сне, несвязанные между собой люди, места и предметы способны собраться в единое целое, ведь только во сне, секунды с минутами обесцениваются.
Если это так, то деформированные часы символизируют неопределенность течения времени ночью. В течение дня мы способны отслеживать и держать время под контролем, но когда мы спим, оно играет по другим правилам. Если взглянуть под таким углом, то выглядит правдоподобно.
Во сне часы бессильны, мы не чувствуем времени, а значит, часам остается только растаять от собственной ненужности.
Совет
Некоторые искусствоведы считают, что деформированные часы могут символизировать теорию относительности Эйнштейна, бывшую в 30-е годы новой и революционной.
С её помощью, Эйнштейн предложил новую идею о времени, как о категории более сложной, неподвластной исчислению на циферблате.
Сквозь такую призму начинает казаться, что искаженные часы символизируют некомпетентность своих карманных и настенных собратьев в постэйнштейновском мире.
Шутки, юмор, сарказм и игра словом были неотъемлемой частью творчества сюрреалистов. Неисключено, что этот самый сарказм дотронулся и до «Постоянства памяти». Ведь растекающиеся часы могут обозначать всё, что угодно, но только не постоянство. Муравьи, поедающие циферблат красных часов, возможно, олицетворяют людскую привычку тратить время бездумно и бессистемно.
Опустошенный, бесплодный ландшафт… Многие знатоки искусства полагают, что Дали изобразил береговую линию пляжа в своем родном городе.
Предполагаемое, автобиографическое значение, отсылает нас к воспоминаниям из детской памяти Сальвадора. Необитаемый, всеми покинутый берег, мертвый с тех пор, как Дали покинул его.
Искаженными часами Дали, вероятно, намекнул, что его детство – дело давно минувших дней
«Постоянство памяти» – настоящая икона сюрреализма двадцатого века. Ее подлинный смысл остаётся для нас загадкой по сей день, и вряд ли это изменится. Есть мнение, что здесь Дали собрал целую амальгаму идей и оттенков исторического, автобиографического, художественного и политического характера.
Ссылка на эту страницу:
http://vseprosto.com/salvador-dali-postoyanstvo-pamyati/
Обратите внимание
Ссылка на эту страницу для форумов:
[URL=”http://vseprosto.com/salvador-dali-postoyanstvo-pamyati/”]Сальвадор Дали и его картина «Постоянство памяти»[/URL]
Ссылка на эту страницу в формате HTML:
Сальвадор Дали и его картина «Постоянство памяти»
Описание картины «Постоянство памяти» С.Дали
Художник: Сальвадор Дали Название картины: «Постоянство памяти» Картина написана: 1931 г. Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см
О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).
Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Постоянство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».
История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.
Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу.
Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали.
Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.
Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало.
Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина.
Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.
На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.
Важно
Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.
Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство.
Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности.
Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».
Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира.
По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит.
Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.
Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.
Совет
Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.
Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.
Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.
На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.
Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.
На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.
Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.
Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.
… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех.
Обратите внимание
Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом.
Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.
История одного шедевра: «Постоянство памяти» Дали
Сюжет
Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.
С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.
На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.
Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере
Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.
А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».
Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».
Сальвадор Дали
Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.
Важно
Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.
), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».
При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.
Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.
Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.
Контекст
По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр.
Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины.
Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.
Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».
Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз
Совет
Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.
«Дезинтеграция постоянства памяти»
Судьба художника
Дали — автор более 1500 художественных произведений. Картины, иллюстрации, литографии, графика, скульптуры, театральные декорации и костюмы, ювелирные украшения.
Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий
Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.
Дали на крыше своего дома в Испании
Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.
Постоянство памяти
Сальвадор Дали – Постоянство памяти (исп. La persistencia de la memoria).
Год создания: 1931
Холст, гобелен ручной работы.
Оригинальный размер: 24 × 33 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria, 1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.
Известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».
Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти».
Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах.
Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов.
Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.
Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»
Величайший представителей сюрреализма в живописи Сальвадор Дали, поистине умело сочетал загадку и очевидность. Этот удивительный испанский художник выполнял свои картины в присуще только ему манере, заострял жизненные вопросы с помощью оригинального и противоположного сочетания реального и фантастического.
Одна из знаменитейших картин, известна под несколькими названиями, чаще всего встречается – «Постоянство памяти», но так же известна, как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».
Обратите внимание
Это совсем небольшая картина о времени произвольно текущем и неравномерно заполняющем пространство. Сам же художник пояснил, что возникновение этого сюжета связано с ассоциациями при размышлении о природе плавленого сыра.
Начинается все с пейзажа, на холсте он занимает мало места. Вдали виднеется пустыня и морское побережье, возможно, это отражение внутренней пустоты художника. Еще на картине трое часов, но они текут. Это временное пространство, по которому и льется течение жизни, но оно может изменяться.
О большей части картин художника, об их идеях, содержании, подтексте, становилось известно из записок в дневниках Сальвадора Дали. Но каково мнение самого художника по поводу этой картины не обнаружено, ни строчки.
Существует немало мнений о том, что же хотел донести до нас художник. Есть и некоторые настолько противоречивые, что эти обвисшие часы говорят о страхах Дали, возможно, перед какими-либо мужскими проблемами.
Но, несмотря на все эти предположения, картина обладает огромной популярностью, благодаря неординарности сюрреалистического направления.
Чаще всего, при слове сюрреализм, имеется в виду Дали, и на ум приходит его картина «Постоянство памяти». Сейчас это произведение находится в Нью-Йорке, увидеть ее можно в Музее современного искусства.
Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе.
У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор.
Важно
В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.
Сальвадор Дали
Постоянство памяти 1931
История создания
Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.
Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.
Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.
Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».
«Постоянство памяти» Сальвадор Дали писал на пике увлечения теориями Фрейда
Легендарный испанский живописец Сальвадор Дали прославился на весь мир благодаря своей неподражаемой сюрреалистичной манере написания картин.
К самым известным работам автора относятся его личный автопортрет, где он изобразил себя с шеей в стиле кисти Рафаэля, «Плоть на камнях», «Просвещенные удовольствия», «Незримый человек».
Однако «Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал, приобщив эту работу к одной из своих самых глубинных теорий. Это произошло на стыке его стилистического переосмысления, когда художник примкнул к течению сюрреализма.
«Постоянство памяти». Сальвадор Дали и его фрейдистская теория
Знаменитый холст создан в 1931 году, когда художник пребывает состоянии повышенного возбуждения от теорий своего кумира – австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. В общих чертах задумка картины предполагала передать отношение художника к мягкости и жесткости.
Будучи весьма эгоцентричной личностью, склонной к вспышкам неконтролируемого вдохновения и при этом тщательного его осмысления с точки зрения психоанализа, Сальвадор Дали, как и все творческие личности, создал свой шедевр под воздействием жаркого летнего дня.
Как вспоминает сам художник, он был озадачен созерцанием того, как от жары плавится сыр камамбер. Его и раньше привлекала тема трансформации объектов в разные состояния, что он пытался передать на холсте. Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали – симбиоз расплавленного сыра с оливой, одиноко стоящей на фоне гор.
Кстати, именно этот образ стал прототипом мягких часов.
Описание картины
Почти все работы того периода наполнены абстрактными изображениями человеческих лиц, скрываемых за формами посторонних объектов.
Они словно скрываются от взора, но при этом являются главными действующими персонажами. Так сюрреалист старался изобразить подсознание в своих произведениях.
Центральной фигурой полотна «Постоянство памяти» Сальвадор Дали сделал лицо спящего человека, которое схоже с его автопортретом.
Картина словно вобрала в себя все значимые этапы в жизни художника, а также отобразила неизбежное будущее. Можно заметить, что в нижнем левом углу полотна виднеются закрытые часы оранжевого цвета, сплошь усеянные муравьями.
Дали часто прибегал к изображению этих насекомых, которые для него ассоциировались со смертью. Форма и цвет часов были основаны на воспоминаниях художника об оных в его доме детства, которые были сломаны.
Кстати, виднеющиеся на заднем фоне горы – не что иное, как кусочек из пейзажа родины испанца.
«Постоянство памяти» Сальвадор Дали изобразил несколько опустошенно. Хорошо видно, что все объекты разделены между собой пустыней и не являются самодостаточными. Искусствоведы полагают, что этим автор пытался передать свою душевную пустоту, которая тяготила его в тот период.
Совет
На самом деле идея заключалась в том, чтобы передать человеческие терзания по поводу течения времени и изменений в памяти. Время, по мнению Дали, является бесконечным, относительным и пребывает в постоянном движении.
Память же, напротив, недолговечна, но при этом нельзя недооценивать ее стабильность.
Тайные образы в картине
«Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал за пару часов и не удосужился никому дать пояснений по поводу того,что он хотел сказать этим холстом. Многие искусствоведы до сих пор выстраивают гипотезы вокруг этой знаковой работы мастера, заметив в ней лишь отдельные символы, к которым художник прибегал на протяжении всей своей творческой деятельности.
При детальном рассмотрении можно увидеть, что свисающие с ветки слева часы по форме похожи на язык. Дерево на холсте изображено засохшим, что указывает на разрушительный аспект времени.
Эта работа невелика по своим габаритам, но считается самой мощной из всех, что написал Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» – безусловно, самая психологически глубокая картина, которая максимально раскрывает внутренний мир автора.
Возможно, поэтому он не пожелал ее комментировать, оставив своих почитателей в догадках.