Рене магритт. мастер живописных ребусов – все о живописи
Table of Contents
Ребусы Знаменитого Художника-Сюрреалиста Рене Магритта
Ни один человек, впервые увидевший это здание, уже не шёл дальше — каждый прохожий недоумевающе останавливался, внимательно всматривался и пытался припомнить, что же находилось здесь раньше… Некоторые из картин Магритта частенько напоминают ребусы, но это не детские проказы, а загадки, которые ставят в тупик.
2 июня 2009 года в Брюсселе открылся новый музей, посвященный творчеству известного художника-сюрреалиста Рене Магритта. Королевский музей изящных искусств отвел под него помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров.
В экспозицию музея Рене Магритта вошли более 200 произведений автора — это самая большая коллекция в мире. В числе экспонатов — живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы
Собрание музея охватывает все периоды творчества мастера. Более ранние работы, созданные до 1930 года, представлены на третьем этаже музея.
Обратите внимание
Здесь можно увидеть плакаты и узоры обоев для фабрики Петера Лакруа, где художник работал с 1922 по 1926 год, картины, написанные под влиянием Джорджо де Кирико, фотографии, а также известные картины Магритта со словами, в том числе серия “Вероломство образов”
Экспозиция второго этажа охватывает период с 1930 по 1950 год. В нее вошли рекламные плакаты, над которыми художник работал, чтобы как-то сводить концы с концами после возвращения из Парижа в Брюссель, несколько вариантов картины “Черная магия” с подготовительными эскизами, а также ряд плакатов, свидетельствующих о симпатии Магритта к коммунистической партии.
Наконец, первый этаж полностью отдан позднему творчеству Рене Магритта.
Здесь представлены произведения, созданные в последние 15 лет жизни мастера, когда он получил всемирное признание и смог наконец забыть о финансовых трудностях.
В этот период он часто писал копии или версии более ранних картин и гуашей, что, однако, не сказалось негативно на их качестве. Даже напротив, некоторые из них можно назвать более цельными и завершенными
Желающие также смогут посетить кинозал, где увидят не только фильмы о самом художнике, но и вдохновлявшие его кинокартины, которые он любил смотреть вместе с друзьями
Большинство работ в музее появились из коллекции Королевского музея изящных искусств и благодаря помощи частных коллекционеров. Уникальными экспонатами можно признать фильмы, спродюсированные Магриттом, и коллекцию винтажных фотографий.
В дальнейшем музей планируется превратить в крупнейший центр исследования наследия художника. Благодаря современным технологиям новый музей станет справочным центром, где можно будет найти информацию о жизни и творчестве Магритта.
С помощью поисковой системы на сайте музея любой пользователь, владеющий французским или голландским языком, сможет найти в базе данных интересующую его информацию: репродукции произведений художника с описаниями, письма, архивные документы и даже мультимедийные файлы (в том числе фильмы, созданные Магриттом и его друзьями).
Важно
Благодаря этому нововведению любой желающий сможет узнать больше фактов о жизни гениального бельгийского художника
А так здание выглядело раньше) Музей находится в самом центре Брюсселя — на Королевской площади. Цена входного билета составляет 8 евро.
С первого взгляда внешний вид этого здания кажется совершенно непонятным и никак не ассоциирующимся со словом “музей”, но стоит взглянуть на творчество Рене Магритта — и всё сразу же становится на свои места. Поэтому в дополнение к рассказу об этом замечательном музее хотелось бы добавить ещё несколько наиболее интересных работ мастера).Рене Магритт собственной персоной
Картина “Проницательность”, кстати это автопортрет)
Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
“Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом — не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми” ©Рене Магритт.
“Портрет с трубкой” — неожиданно?)
Картина “Ностальгия”
“Ни льву, ни человеку со сложенными крыльями нечего делать на мосту. Они воплощают тоску тех, кто знает, что настоящая жизнь — это что-то другое, что-то не существующее вовсе” ©Рене Магритт
Картина “Фальшивое зеркало”
Рене Магритт как бы показывает в этой картине, что у каждого из нас — фальшивые зеркала в глазах, потому что отражают окружающий мир не в реальном контексте, а через личное восприятие.
А вот и картина, часть которой “приоткрывает” нам “завеса” здания музея) Называется она “Империя света” — догадайтесь, почему?)
Надпись на картине “Предательство в изображении” гласит, что “это не трубка”))
Картина “Запретное раздвоение” — да уж, весёленькое зеркальце))
Картина “Человеческий удел”
Еще пара картин такого типа:
Картина “Влюблённые” Рене Магритт показывает, что когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты
Картина “Каникулы Гегеля”
Что может быть изображено на картине с подобным названием?) Если бы меня попросили описать то, что я себе представляю — я бы никак не смог отгадать замысел автора, представлял бы себе что угодно, но не это!)) Посмотрим, что об этой картине говорит сам Рене Магритт:
“Моя последняя картина началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен? Но при этом и так, чтобы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, чтобы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд).
Я принялся рисовать стаканы один за другим, всякий раз со штрихом поперек. После сотого или стопятидесятого рисунка штрих стал несколько шире. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так я нашел решение первоначального вопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю ему бы понравилось или показалось забавным (например во время каникул).
Поэтому я назвал картину “Каникулы Гегеля””
Картина “Слушающая комната”
Кстати, в фильме “Афера Томаса Крауна” главный герой, которого играет Пирс Броснан, грабит американский музей, переодевшись сам и переодев множество своих сообщников в персонажей картины Рене Магритта) Кто видел фильм — вспомнит эту картину) Называется она “Сын человеческий”
И ещё несколько интересных и неординарных произведений Рене Магритта:
http://phenomenonsofhistory.com/
Как смотреть (и понимать) картины Рене Магритта
50 лет назад умер Рене Магритт — бельгийский сюрреалист, творческий путь которого был сложнее, чем все привыкли думать: он оставил след в наивном искусстве, абстракционизме и даже импрессионизме. «Афиша Daily» поговорила с директорами музеев Магритта о том, что стоит за его произведениями
Каким человеком был Рене Магритт
Так выглядит дом-музей Магритта в Брюсселе — в три этажа. На первом жил художник со своей женой, остальные занимали другие семьи
© Courtesy, VisitFlanders
1 из 4
Интерьеры дома напоминают ожившие картины — это окно, например, точь-в точь с работы «Условия человеческого существования»
© Courtesy, VisitFlanders
2 из 4
Из этого камина в «Пронзенном времени» появляется поезд. На полу — как раз «коврик для бедных». Чучело собаки — не аутентичное, но примерно такое же было и у самого художника
© Courtesy, VisitFlanders
3 из 4 Совет
Жена Магритта, Жоржетта, часто играла на пианино — об этом создателям музея рассказывала соседка сверху
© Courtesy, VisitFlanders
4 из 4
За Магриттом закрепился образ маленького буржуа в шляпе-котелке — и обстановка его квартиры как будто отвечает этому представлению.
Большую часть своей жизни он провел совсем просто: в его доме в Брюсселе по адресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), не было даже ванной — он соорудил ее на кухне для своей жены Жоржетты.
Детей они так и не завели — в том числе из-за нестабильного финансового положения, зато очень любили свою собаку, и Магритт ходил с ней только в те кинотеатры, куда пускали с животными. А после смерти он сделал ее чучело — и шутил, что с удовольствием превратил бы в чучело все, что его окружает.
На полу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен в крапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. На кухне Магритт чаще всего и работал, потому что это было самое теплое пространство в доме.
Стены гостиной и кухни он покрасил в голубой и салатовый — под стать фону многих своих работ. Детали интерьера вообще часто появлялись в его картинах: тот же камин, оконный проем, панорама лестницы — все списано с реальной обстановки.
Как только в его жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его на холст. А еще он много работал с фотографиями и строил по ним свои изображения.
Это позволяло ему достичь особенной точности в картинах: добавляя к ним невозможные детали, он добивался странного сюрреалистического ощущения и заставлял задуматься о том, насколько реален наш повседневный мир.
Хлоя Трибо
Куратор Дома-музея Магритта
«Магритт был человеком простых привычек и простых решений — как в своей обычной жизни, так и в живописи. Он мало путешествовал, вообще не любил перемены и часто повторял одни и те же сюжеты.
Обратите внимание
Магритт спал по 12 часов в день, а все остальное время работал (за свою жизнь он написал около 2000 картин: сюжеты многих повторялись, потому что его арт-дилер часто находил ему заказы на новую интерпретацию старых образов. — Прим.ред.) — и вел совсем не богемный образ жизни.
Критики шутили, что свои странные работы он рисует во сне, потому что все время проводит в кровати.
Магритт хотел изменить наш взгляд на мир, забрать горечь повседневности. Обычная жизнь заставляла его скучать: он был довольно грустным человеком — это видно по его письмам.
И он бежал от реальности — как будто бы в воображаемую дверь, которую часто изображал на своих картинах.
Поэтому Магритт так близок всем поколениям: подобно Дали, у него фантастическая техника, но в отличие от других сюрреалистов он показывал нам совершенно будничные, повседневные вещи, создающие обманчивый эффект легкости понимания».
Как смотреть картины Магритта
Эрик Ринкаут
Арт-критик и автор книги «Магритт без покрывала»
«Все возможные толкования своих работ Магритт ненавидел и говорил, что символов в них нет — это, конечно, не так.
Но я бы хотел подчеркнуть вот какой момент: он был забавным человеком, который много смеялся — правда, только в кругу своих друзей — и в 60-е и 70-е снимал вместе с ними забавные и часто очень сексуальные фильмы.
В одном из них пропадает труба: она исчезает под юбкой женщины, а потом находится под ней снова — и все это стилизовано под немое кино».
Весна, 1965. Остров сокровищ, 1942
2 из 2
Эрик Ринкаут: «Магритт любил метаморфозы и часто изображал их в своих работах. Иногда женщина у него превращается в дерево или камень, а птица — в облако или силуэт птицы. Тот же прием он использовал и с растениями — которые становились птичьими силуэтами.
Этот образ впервые появился в картине «Остров сокровищ» во время Второй мировой войны: птицы прикованы к земле, хотят взлететь, да не могут; и безнадежность, и надежда во время войны — все собрано здесь.
С другой стороны, у Магритта было и более шутливое толкование сюжета: во французском языке есть поговорка «девочки в цвету», и он говорил так: если девочки могут быть цветами, то почему птички не могут быть деревьями?»
Империя света, 1953
Эрик Ринкаут: «На этой картине день и ночь нарисованы одновременно — и это создает удивительное, совершенно завораживающее ощущение.
Когда Магритта спрашивали, зачем он нарисовал невозможный мир, он удивлялся и отвечал, что показал реальность: день и ночь на земле бывают одновременно.
Но он не уточнил, что это никогда и нигде, кроме как на его картинах, не происходит в одном месте».
Избирательные сходства, 1933. Проницательность, 1936
Избирательные сходства, 1933
1 из 2 2 из 2
Эрик Ринкаут: «Картина кажется сложной и непонятной: во многих работах Магритт как будто бы пытался нас запутать — рисовал и яйцо, и птицу.
Это довольно типичная работа для художника: в 1930-х годах его сюжеты изменились, и если раньше на картинах он объединял вещи, у которых, казалось, нет ничего общего, то потом он заинтересовался логическими проблемами. Одна из них — про яйцо и птицу. Так, например, он рисовал огромную клетку и помещал в нее яйцо («Избирательное сходство»).
Или — на другой его знаменитой картине — художник рисовал яйцо, а получалась птица. Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее — то общее, что есть у яйца и птицы».
Медитация, 1936. Прекрасный мир, 1962
Эрик Ринкаут: «На некоторых своих картинах (например, в «Медитации») он изображал змей, которые превращались в свечи и ползали по пляжу.
А небо у Магритта тоже всегда во что-то превращалось: иногда в пазл, иногда — в кубы. Он хотел показать, что его рисунки — это иллюзорные конструкции, с которыми он может делать что угодно.
Забавно, что он часто добавлял в ландшафт дверь — и таким образом тоже играл с этими фантомами».
Соблазнитель, 1953
Эрик Ринкаут: «Обычно корабль плавает по морю, а здесь — из этого моря состоит. Манифест не самого плохого мира, разве нет?»
Коллективное изобретение, 1934
Эрик Ринкаут: «И еще одно противоречие: вместо того чтобы делать соблазнительную картинку русалки с рыбьим хвостом и обнаженным верхом, Магритт нарисовал что-то неприятное, вызывающее и даже уродливое. Он очень любил играть с этим эффектом: превращать прекрасное в отталкивающее».
Алиса в Стране чудес, 1945. Наводнение, 1928. Черная магия, 1934
Алиса в Стране чудес, 1945
1 из 3 3 из 3
Эрик Ринкаут: «Алису в Стране чудес» Магритт очень любил: весь его мир немного напоминает картины из Зазеркалья, где ни в чем нельзя быть уверенным.
Еще он много играл с масштабом: Пизанская башня на его картинах могла стать очень маленькой, а стул — огромным. Орел у Магритта часто превращался в скалу, как в сказках о миллионере-американце, который построил себе совершенно фантастический ландшафт.
Воображаемая женщина в картинах Магритта обретает плоть: идеальное становится реальным.
Голос крови, 1948. Труды Александра, 1950
2 из 2
Эрик Ринкаут: «Яблоко — это стародавний символ сексуальности и греха. На Магритт считал, что в его картинах нет символов и говорил, что яблоко — это просто яблоко.
Пень держит топор как забавную угрозу: больше ты не срубишь ни одного дерева! А яблоко после Магритта стало важным элементом культуры, вдохновило и The Beatles, и Пола Маккартни.
Он был большим фанатом работ Магритта; у Йоко Оно тоже было 13 его работ».
Терапевт, 1937
Эрик Ринкаут: «Эти птицы в клетке — образ Жоржетты и Магритта. Они вместе, но могут улетать и прилетать, когда хотят. У обоих на протяжении совместной жизни были собственные любовные истории, но они все равно оставались друг с другом».
У Магритта устойчивая репутация художника, который всю свою жизнь был верен одному и тому же стилю — хотя на самом деле это совсем не так. Он начинал с абстракции в 1920-х, и сюрреализмом занялся после того, как его друг Патрис Леконт показал ему работу де Кирико, в картинах которого абстракция и реальность в некотором смысле соединяется вместе.
В его творчестве во время войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты — и им он посвятил совершенно эксцентричную выставку в примитивистском стиле, этот период принято называть vache — «коровьим».
Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени — у него есть, например, картина с точным изображением насилия, «LʼAube desarmee», — но намного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если не первым) поместил слово в плоскость картины.
Важно
Он считал, что и слова, и изображения имеют одинаковую природу и одинаково далеки от того, каким мир является на самом деле — а не представлен в голове человека. В своих рассуждениях он был очень близок основателю концептуализма Джозефу Кошуту, который мог выставить рядом объект и его словарное описание.
Это неслучайно: если европейцы (и особенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, то именно в Америке (где сейчас собраны его самые известные работы) он получил признание, продавал свои работы — и повлиял на следующее поколение художников.
Мишель Драгет
Директор Королевской академии наук и искусств Бельгии
«Магритт изменил искусство в 1930-е, потому что показал, что оно нужно не для того, чтобы показывать вещи — но чтобы задавать вопросы. В этом смысле нет большой разницы между журналистикой и искусством: вы все задаете вопросы. Вот, например, моя любимая картина Магритта, на которой дождь идет поверх облака.
Она заставляет вас задуматься — и, возможно, посмотреть на мир иначе. Живопись всегда пыталась показать людям, где правда, — это началось с религии и церкви, которые с помощью картин рассказывали людям о жизни святых.
А Магритт говорил, что нужно прекратить это: мы не можем показать реальность как она есть, но можем использовать картину, чтобы задать вопрос. Что такое дождь, что такое дверь?
В Париже Магритта не показывали и не очень ценили. В 1954-м он выставил свои работы в США (11 картин, на которых были изображены слова. — Прим.ред.
), и его идеи повлияли и на художников-минималистов, и на концептуалистов: особенно в отношении к миру и объекту, хотя американских художников больше интересовал общественный договор — то, как общество вносит свой вклад в восприятие объекта. Проекты Магритта были созвучны и «Новым реалистам» в Париже (предвестники поп-арта. — Прим.ред.
), и даже период vache отвечал духу времени — стремлению к удовольствию, сексуальности. Но почему-то эти работы не ценились — и отдельно не выставлялись. Это так странно — особенно на фоне Пикассо, каждый новый этап в творчестве которого вызывал большое внимание.
Магритт пришел в искусство из рекламы, и он знаток того, как сделать изображение эффектным, произвести шок. Люди на его картинах смотрят в зеркало и видят в нем свою спину: Магритт говорил, что сделать портрет незнакомого человека просто невозможно, потому что вы не знаете его, и иллюзия сходства останется просто иллюзией.
Эта идея тоже была очень важна, а причина, по которой многие молодые художники обращаются к его работам, состоит в следующем: трудно представить, как можно использовать идеи Пикассо, не повторяя при этом его работы. Не то Магритт. Вот он разрезал ландшафт на четыре части, чтобы создать пространство для воображения.
Повторить это можно очень легко».
Знаменитый оммаж Магритту от художника Кита Харинга
1 из 8
Марсель Бротарс дружил с Магриттом и продолжил его темы во многих своих работах
2 из 8
Как, например, в этой реминисценции известной трубки
3 из 8
Оммаж магриттовской трубе от скульптора Армана («Время больше не угрожает») 4 из 8
Оммаж Магритту от художника Сезара Бальдаччини
5 из 8
Эта работа Бротарса напоминает не очень известную картину Магритта «Проблема пространства» 1928 года, где действие разворачивается на точно таком же кирпичном фоне
6 из 8 Совет
Моряк Шона Ландерса («Капитан Гомер») — парафраз картине Магритта того самого ужасного периода vache с моряком, у которого из бороды торчат много трубок
7 из 8
А «Беллини» Раушенберга — цитата картины-коллажа Магритта «Все создает букет» 1956 года, где на спине его знаменитого человека в котелке вдруг появляется героиня «Весны» Боттичелли
8 из 8
Эрик Ринкаут
«В 1950-е Магритт был совсем не богатым и жил в основном благодаря тому, что в студии во дворе своего дома рисовал постеры к фильмам. Во Франции он считался аутсайдером, сюрреалисты не признавали его своим, а потом еще случился этот странный период vache.
Трудно сказать, почему он стал так популярен именно в Америке: он не был дорогим, у американцев тогда еще сохранилось преклонение перед всем европейским, но та выставка в 1954 году в Нью-Йорке стала действительно важной: ее посетили Уорхол, Раушенберг, Лихтенштейн. Я бы не сказал, что есть линия преемственности между этими художниками, но Балдессари, например, очень хорошо знал его работы.
Его картина «Это не трубка» должна стоять в одном ряду с дюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял на отношение Магритта к объекту.
Поп-арт Магритт ненавидел, но художники поп-арта его тоже знали и ценили.
Влияние Магритта есть и в общей линии развития XX века — от реализма к абстракции и обратно: он рисует совершенно немыслимую реальность, но вместе с тем акцентирует внимание и на проблемах общества.
В 1939 году он давал знаменитую лекцию о проблемах живописи — проблеме света, проблеме окна и так далее. Среди его тем была и феминистская повестка: он был одним из первых художников, которых объективация женщины волновала очень сильно».
Музей Магритта
Педантично собранная история жизни художника — с фотографиями, манифестами, редкими набросками. К 50-летию со дня его смерти тут появилась огромная выставка про Магритта и Бротарса — его друга и ученика, которым аккомпанирует вся вторая половина XX века — Уорхол, Кошут, Харинг и Киппенбергер.
Дом-музей Магритта
Три этажа с аутентичной обстановкой, голубятней во дворе и студией, где художник рисовал плакаты. На втором и третьем этажах — его воссозданные картины (те, что были уничтожены во время войны), ковер с манифестом сюрреалистов и обаятельные документы вроде списка любимых фильмов художника.
«Атомиум»
Обратите внимание
Внутри невероятного комплекса в виде кристаллов железа — трехмерные инсталляции в духе мира Магритта: картины оживают, а объекты, как в любимой книжке писателя — «Алисе в Стране чудес», — становятся огромными.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала офис по туризму Фландрии и Брюсселя VisitFlanders в целом, а также Педро Ваху и Екатерину Ленькову в частности.
От мемчиков с соседнего двора до разбора «Дау» и онлайн-экскурсий по выставкам Третьяковки — все, сразу и максимально оперативно в паблике «Афиши Daily» во «ВКонтакте».
Классический сюрреализм – картины ене Магритта от Арт Холст
Дали и реклама, Дали и дизайн интерьера, Дали и кино, Дали и парфюмы – креативный испанец оставил самобытные образцы своего творчества во многих индустриях и все они, бесспорно, уникальны своей причудливостью. Но подчас кажется, что мир сюрреализма – театр одного актера. А ведь это совсем не так. Давайте узнаем о других, не менее фантастических и магических работах представителей стиля…
Живопись на грани сна и реальности: сюрреализм без Дали
Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания, иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда – все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля.
Рене Магритт возле картины “Голконда”, фото Стива Шапиро
Немного биографии…
Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в промышленном бельгийском городке. Детство и юность были сложным временем для художника. Будучи подростком Рене потерял мать – она утопилась в реке. Критики не рекомендуют искать в его творчестве отголоски трагедии, да и сам художник не был сторонником психоанализа. Но все же образ утопленницы время от времени появляется в его работах…
“Размышления одинокого прохожего”, 1926 г
Учился живописи в Королевской Академии Изящных Искусств около 2 лет. После окончания учебы работал художником-оформителем – рисовал плакаты и рекламу на бумажной фабрике.
1926 год стал решающем для творчества художника – срок трудового контракта истек и он смог полностью посвятить себя живописи.
В этом же году Магритт написал картину “Потерянный жокей”, которая вошла в историю как его первая сюрреалистическая работа.
“Потерянный жокей”, 1926 г
В 1927 году состоялась первая выставка картин, обернувшаяся провалом, и Рене с Жоржеттой (Жоржетта Бергер – жена художника) уезжают в Париж – город художественного авангарда.
“Жоржетта Магритт”, 1934 г
Именно там – в свободной, богемной атмосфере Парижа 1920-х – 30-х гг. формируется его авторский стиль. Стиль, в котором нет чудовищных порождений подсознания, скандальных и провокационных образов. В живописи Магритта нет той фантасмагории, того хаоса и нагромождения фигур, предметов, действующих лиц, как у Дали.
“Терапевт”, 1967 г
“Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла”
Сюрреализм от Рене Магритта – увидеть и показать магию в реальном мире, отыскать необычное, таинственное в самых обыденных вещах. В его картинах практически нет вымышленных предметов, существ – здесь фрукты, цветы, дома, люди. Роль магического кроется в причудливом сочетании знакомых всем вещей.
“Победа”, 1939 г
“Искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна” Важно
Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался – и стилем, и взглядами, и манерами. Копаться в глубинах подсознания и выуживать оттуда образы для картин он считал неприемлемым, как и попытки объяснить произведение искусства с точки зрения психоанализа.
Не принимал и автоматический способ создания произведений искусства как единственно верный, что в корне противоречило психоаналитическим основам сюрреализма. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте.
“Проницательность”(Автопортрет), 1936 г
Чем запомнился и как узнать?
Любил изображать мужчин в пальто и котелках
“Сын человеческий”, 1964 г
Многим знаком этот образ, если не из оригинала, то из масс-медийных аллюзий и пародий на него. “Сын человеческий” по замыслу автора – символ, объединяющий современных успешных людей, которые утратили индивидуальность, но при этом остаются сыновьями Адама и не в силах устоять перед искушениями.
Образ обезличенного героя встречается в “Размышлениях одинокого прохожего”, “Высоком обществе”, “Голконде”, “Декалькомании”. Мало кто знает, но существует еще и “женская” версия – картина “Великая война”.
“Голконда”, 1953 г
“Шедевр, или тайны горизонта”, 1955 г
“Счастливый даритель”, 1966 г
“Великая война”, 1964 г
Еще один фирменный сюжет Магритта – “Влюбленные”
“Влюбленные II”, 1928 г
Есть два варианта “Влюбленных” Магритта. Один сюжет показывает нам момент страсти, когда на первых порах влюбленности люди теряют голову от нахлынувших чувств. В такие моменты мир вокруг словно перестает существовать, кажется, будто они не замечают ничего и никого, с головой погрузившись в свои переживания.
“Влюбленные”, 1928 г
Во “Влюбленных” №2 автор рассказывает совершенно иную историю. Бурные эмоции утихли, физическая близость перешла в духовную. И все же мужчина и женщина изображены с закрытыми платком лицами. Возможно, художник хотел сказать, что настоящим чувствам не нужны свидетели, что влюбленные живут в своем мире и им его достаточно?…
Следует сказать, что многие картины Магритт дополнял комментариями, а эти две оставил пояснений. Существует множество версий того, как стоит понимать образы влюбленных и, наверное, каждый видит в картинах что-то свое.
Любил давать картинам такие поэтичные названия, как…
“Империя света”, “Прекрасный мир”, “Ключ к грезам”, “Гостиная Бога”. Они очень редко называет то, что изображено, но открывают смысл, зашифрованный в образах.
“Я не буду рисовать предметы, я буду рисовать идеи, которые они скрывают”
“Фальшивое зеркало”, 1928 г
Его картины называют ребусами, загадками. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами, идеями, вопросами и ответами. Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Почему такое сочетание? Что автор хочет этим сказать? Ответы кроются в названии “Фальшивое зеркало”.
Художник говорит о субъективности нашего восприятия, о том, что органы чувств отображают лишь внешнее, не проникая в глубинные смыслы, суть вещей.
Совет
Магритт убежден: цель искусства – удивлять, показывать неожиданную связь между предметами, и названия придумывал такие, которые способствуют важному – заставляют задуматься, сделать открытие и непременно удивиться.
Почти во всех сюжетах можно отыскать философский подтекст
“Каникулы Гегеля”, 1958 г
“Каникулы Гегеля” – яркий пример авторской любви к продуманным сюжетам. Композиция картины проста – изображен зонт и стакан, но с первого взгляда на картину сложно уловить взаимосвязь.
И снова разгадка кроется в названии.
По мнению Рене, Гегелю, гению диалектики, могло бы показаться забавным сочетание предметов, которые демонстрируют две противоположных сути: отталкивать воду и наполняться ею.
Его картины легко узнать, они выполнены в духе плакатной живописи
Его манера узнаваема – на фоне сумбурной живописи сюрреалистов стиль Магритта выглядит предельно минималистично. Стройные композиции, упорядоченность изображенных предметов не имеют ничего общего с сумасшедшими фантазиями Дали и параллельными мирами Эрнста. О сюрреализме Макса Эрнста мы расскажем в следующей статье.
“Портрет”, 1935 г
Использовал силу искусства против войны
Во время Второй мировой войны стиль Магритта изменился: обычная сдержанная палитра картин запестрела насыщенными оттенками. Художник мечтал о силе, которая положит конец войне, но он, к сожалению, не знал как это сделать.
А потому старался помогать тем, что умел делать лучше всего – писать картины. Картины, которые пусть и ненадолго, но отвлекут от ужасов войны, подарят луч надежды на светлое будущее.
Этот солнечный период его творчества богат яркими красками и жизнеутверждающими сюжетами.
“Благоприятное знамение”, 1944 г
Не любил классическую живопись, создавал картины-идеи
“Вероломство образов”, 1928 – 1929 гг
Яркий пример – работа “Вероломство образов”. Предельно точное, почти фотографическое изображение трубки с подписью внизу: “Это не трубка” – сюжет, который вызвал особо негативную реакцию. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.
Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Таким образом автор обыгрывает идею о парадоксальности восприятия, о том, что образы и слова хоть и взаимосвязаны, но не тождественны.
“Сила привычки”, 1960 г
“Мне доставляет безудержное удовольствие размышление. В своих картинах я хочу добиться поэтического шока, заставить рассудок действовать. Я ни в грош не ставлю эту пустую живопись, где делают приятно для глаз” Обратите внимание
Один из классиков направления, он просил не называть его сюрреалистом, Рене выбрал магический реализм и следовал этому ориентиру до конца дней.
Рене Магритт, картины, философские загадки и сюрреализм
Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями. Также несколько фактов и характере и философии этого человека. Желающим узнать поближе биографию этого художника я советую посмотреть фильм «Монсеньор Магритт».
Я долго откладывал этот пост, не потому, что я не люблю Рене Магритта, а скорее наоборот из-за значимости этого явления. Собственно, в моем понимании, столпы сюрреализма в живописи — это два человека: Сальвадор Дали и Рене Магритт. Они как Толкиен и Льюис в фэнтези. Магритт и Дали оказали и продолжают оказывать влияние на всех сюрреалистов.
Тем не менее, это были два совершенно разных человека, различающихся настолько, насколько различаются их картины. Рене Магритт, в противоположность Дали, да и всем остальным сюрреалистам, не любил эпатировать публику, не устраивал драк, не употреблял мухоморов для вдохновения и всю свою жизнь провел с одной женщиной — своей женой Жоржеттой, главной музой, родной душой и натурщицей.
Философия Рене Магритта
Что любопытно — человек, которого наряду с Дали, считают классиком сюрреализма даже не признавал философии этого течения, в котором одно из главных мест занимал психоанализ. Бельгиец считал, что творчество не возможно подвергнуть анализу, что это загадка, философская головоломка, но никак не предмет фрейдистского анализа.
Учитываю подобную философию, не удивительно, что многие его работы часто вызывают недоумение и ощущение, что художник подшучивает над тобой. Очевидно, такая неоднозначность и символизм способствовали тому, что на его картины создано множество пародий и инсталляций. Особенно популярна в этом плане картина «сын человеческий».
Вполне себе благопристойный бюргер ? Это вам не Дали со своим скафандром ?
В общем, Магритт был человеком тихим, спокойным и самое интересное происходило у него в голове. Возможно поэтому про Рене Магритта, в отличие от Дали, снято так мало фильмов.
Я не стану здесь сухо перечислять факты из его биографии, за меня это уже сделали 100500 других людей. Я думаю, люди не за этим идут на блог, в конце концов для этого есть педивикия.
Если вы хотите поближе познакомится с биографией этого художника, советую посмототреть фильм Monsieur Rene Magritte (мсье Рене Магритт) 1978.
Это интереснее, чем читать сухой википедичный текст (при всем моем уважении к педивикии ).
Картины Рене Магритта с названиями
Все, что хотел нам сказать этот человек — он сказал своими картинами. Картины Рене Магритта, в противоположность бурному напору причудливых видений Дали, более спокойные и философские. Кроме того полотна Магритта пронизаны весьма своеобразным чувством юмора. Чего стоит только его картина с изображением трубки, с подписью внизу — это не трубка.
La Philosophie dans le boudoir (Философия в будуаре)
La Belle captive (Прекрасная пленница).
La Magie noire (Чёрная магия) Говорят, что все женские изображения на его картинах — это изображения жены. Глядя на эту картину начинаешь понимать, почему он прожил всю жизнь с одной женщиной. По моему, гораздо симпатичнее, чем Гала.
La Memoire (Память).
Cosmogonie Elementaire (Элементарная космогония).
La Naissance de l’idole (Рождение идола).
La Belle captive (Прекрасная пленница).
L’Invention collective (Коллективное изобретение), картина Рене Магритта.
Les Amants (Любовники), Рене Магритт, картины, сюрреализм.
Le Therapeute II (Терапевт II), Рене Магритт, художники, сюрреализм.
Le Survivant (Выживший), Рене Магритт, бельгийский художник сюрреалист.
Le Fils de l’homme (Сын человеческий), Рене Магритт. Одна из наиболее известных картин художника.
Le Faux miroir (Фальшивое зеркало),
Le Coup au coeur (Удар в сердце)
L’Avenir des statues (Будущее статуй)
La Trahison des images (Вероломство образов). Подпись под трубкой — это не трубка ? Собственно благодаря этой картине я в детстве впервые познакомился с картинами Рене Магритта
Парочка пародий на картины Рене Магритта ?
Вольное толкование картины сын человеческий ?
Я уверяю вас — это не монтировка ? Пародия на картину Рене Магритта — это не трубка или вероломство образов
РЕКОМЕНДУЮ ЧИТНУТЬ
Много картин Рене Магритта можно найти на рутрекере. Кто ищет, тот да обрящет!
Рене Магритт. Жизнь и творчество. Картины
Рене Магритт (фр. René François Ghislain Magritte, 21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Лессин, Бельгия) — бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины.
Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь.
Голконда
Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой, и это наложило отпечаток на его творчество.
Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном.
Важно
Он не объяснял значений своих полотен, которые до сих пор подвергаются тщательным исследованиям и разборам.
Терапевт
Особенности творчества художника Рене Магритта: начиная с 1926 года художник пишет сюрреалистические полотна, в каждой из которых есть некий скрытый смысл.
Частым героем его картин становится человек в котелке (прототипом которого считается сам Магритт), часто изображаемый без лица.
Позже художник часто открещивался от сюрреализма, называя стиль, в котором он писал, «магическим реализмом».
Сын человеческийИзвестные картины Рене Магритта: «Сын человеческий», «Голконда», «Влюбленные», «Вероломство образов (Это не трубка)», «Потерянный жокей».
Если бы Рене Магритт не выбрал карьеру художника, он наверняка стал бы фокусником.
Все его творчество — сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов.
К тому же, во множестве картин Рене Магритта можно найти отсылки к искусству иллюзионистов.
Складывается впечатление, что всю жизнь в нем боролись желание восхищать и поражать публику и стремление оставаться незаметным.
В результате второе победило, а первое просто нашло иной выход.
Влюбленные
Большую часть жизни Рене Магритт прожил так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека.
Он носил неприметную одежду, жил в благообразном маленьком домике с фарфоровыми гусями на каминной полке и рисовал прямо в столовой, ни разу не испачкав пол краской.
Но при этом художник много лет всячески открещивался от какой бы то ни было связи с сюрреалистами, настаивая, что пишет картины в жанре «магического реализма».
Запретный мир
Совет
Безудержная фантазия по части зрелищных головоломок прорывалась в нем только тогда, когда он брался за кисть. В этом и заключался главный фокус Рене Магритта.
Спасение из воды Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городе Лессине в ничем не примечательной семье.
Легенда веков
Вообще, словосочетание «ничем не примечательный» можно применить практически ко всей жизни художника за исключением некоторых ярких событий и всего его творчества. Это стало настоящей проблемой для борзописцев, пытавшихся раскопать хоть какой-нибудь «жареный» факт в биографии Магритта. И, наконец, это удалось: в какой-то момент вскрылась детская трагедия художника.
Вечернее платье
О том, что мать Магритта покончила с собой, долгое время не знала даже его жена.
Он старательно обходил этот печальный факт в любых разговорах.
И, видимо, не зря, ведь после того, как обстоятельства смерти матери художника стали достоянием общественности, поклонники психоанализа (который сам Магритт, к слову, терпеть не мог и высмеивал при любом удобном случае) стали усматривать намек на это едва ли не в каждой его картине.
Хор сфинксов
Как бы там ни было, ночью 12 марта 1912 года Регина Магритт вышла из дома в Шарлеруа в одной лишь ночной сорочке и исчезла.
До этого женщина предпринимала несколько попыток самоубийства, мужу даже пришлось запирать ее в комнате.
Ее поиски длились несколько дней, после чего тело Регины было обнаружено в реке Самбре.
Прекрасные реалии
Вода безжалостно обнажила ее тело, намотав подол рубашки вокруг головы.
Считается, что именно поэтому на некоторых картинах Магритта лица людей закрыты тканью («Влюбленные», 1928, «Суть вопроса», 1928, «Изобретение жизни», 1928).
Сюда же относят его знаменитые картины, изображающие «русалок наоборот» — существ с головами рыб и ногами женщин («Коллективное изобретение», 1934, «Песнь любви», 1948).
Любовная перспектива
Сам же художник утверждал, что смерть матери не оказала на него настолько сильного влияния.
Он говорил, что в тот момент, когда было обнаружено ее тело, он даже ощутил некоторую радость, потому что этот печальный факт сделал их семью знаменитой в округе.
Обратите внимание
В остальном же, признавался Магритт, в его детстве было достаточно других событий, повлиявших на его творчество.
Ванна в стакане
Впрочем, о том, что это были за события, художник загадочно молчал.
Женщина в ящике Вскоре после смерти матери Рене познакомился с человеком, которому было суждено стать самым главным в его жизни. 13-летняя Жоржетта Бергер была дочерью мясника в Шарлеруа.
Без названия
Вместе подростки проводили все свободное время.
Во время одной из прогулок по заброшенному кладбищу Рене и Жоржетта увидели художника с мольбертом.
Мальчик застыл, словно завороженный: раньше он никогда не видел живописца за работой.
Как потом признавался Магритт, именно в этот момент он решил стать художником.
Жоржетта за пианино
По-детски невинный роман Рене и Жоржетты продлился недолго: родители девочки разлучили возлюбленных, переехав в Брюссель.
Через несколько лет в столицу отправится и Магритт — он два года отучится здесь в Королевской Академии изящных искусств.
И одним туманным днем 1920 года Жоржетта просто-напросто столкнулась с ним на улице.
Принципы удовольствия – портрет Эдварда Джеймса
По-видимому, Судьба тоже любит фокусы. Юношеская любовь никуда не исчезла, Магритт твердо решил, что женится на девушке.
Но сделать это удалось только после того, как Рене отслужил в армии.
Весна
Магритт женился на Жоржетте в июне 1922 года.
Она стала его главной музой: художник утверждал, что все женские лица на его полотнах написаны с его жены .
Больше они не расставались до самой его смерти. То есть, почти не расставались.
Важно
В 1936 году Магритт внезапно увлекся любительницей перформансов Шейлой Легг, а Жоржетта в отместку завела роман с его другом — художником Полем Колине. Супруги окончательно воссоединились только в 1940 году.
Прекрасный принц
Этот небольшой скандальный эпизод — пожалуй, единственное, что выбивается за рамки биографии добропорядочного гражданина Рене Магритта. Они с Жоржеттой жили в маленьком милом домике в тихом районе Брюсселя и почти не бывали «в свете». Художник не любил путешествовать, да и вообще редко выходил из дома.
Каникулы Гегеля
В его доме не было специально оборудованной студии, он писал прямо в гостиной, строго по часам, и всегда прерывался на обед. У многих живописцев, которые во время работы забывали обо всем на свете, просто волосы зашевелились бы от такого «кощунства».
Кусочек бандитской души
Человек без лица и голубь в рукаве Большинство фокусников скрывают от публики свое истинное лицо: отвлекают от него внимание яркими платками, летающими игральными картами, пиротехническими трюками; прячутся за слоем грима или масками. Так и Рене Магритт тщательно скрывал свою личную жизнь, подсовывая публике эффектные многоступенчатые головоломки с загадочными названиями.
Избирательные сходства
Главным героем многих картин Магритта стал безликий человек в котелке. Иногда его шляпа просто парит в воздухе над воротником неприметного черного пальто, иногда лицо скрыто за каким-нибудь неожиданным предметом — яблоком или летящим белым голубем.
Дух путешествий
И очень часто он повернут к зрителю спиной, превращаясь в еще большую загадку.
В какой-то степени каждый из этих лишенных индивидуальности джентльменов является автопортретом Магритта, который всю жизнь с потрясающим упорством утверждал, что в нем самом нет ничего особенного.
Искусство жизни
Свою первую «иллюзионистскую» картину «Потерянный жокей» художник написал в 1926 году, начав с нее серию живописных экспериментов с реальностью.
Здесь были левитирующие люди («Размышления одинокого ходока», 1926) и рояли («Счастливая рука», 1953), разрезанные на части женские тела («Вечное доказательство», 1930) и белые голуби как обязательный атрибут выступления любого уважающего себя фокусника («Терапевт», 1937).
Изобретение жизни
Во время жизни в Париже с 1927 по 1930 год Магритт сблизился с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном.
Именно в этот период начали проступать из темноты те самые образы, которые в будущем сделают Магритта знаменитым, именно тогда медленно начал выкристаллизовываться неповторимый мир, который художник воссоздавал на холсте.
Совет
Позже Магритт разругался с Бретоном и перестал причислять себя к сюрреалистам, сочинив собственный «магический реализм».
Стрела зенона
Даже на короткий «солн ечный» период (его еще называют «периодом Ренуара«), пришедшийся на военные годы, Магритт не прекращает своих опытов с гранями реальности.
Проект мурала для модного дома Norine
Он рисует человека в маске и цилиндре, одновременно похожего на иллюзиониста и детскую любовь художника — Фантомаса («Возвращение пламени», 1943), и людей с головами-пушками («Цицерон», 1947), отсылая нас к знаменитому цирковому трюку с человеком — пушечным ядром.
Настоящее
Уже в послевоенные годы, в спокойное время, наполненное спокойными буржуазными радостями, Магритт написал картины, которые принесли ему мировую известность: «Вероломство образов» (1948), «Сын человеческий» (1964) и «Голконда» (1953).
Условия человеческого существования
Он умер в возрасте 68 лет от «тривиального» рака поджелудочной железы рядом со своей любимой Жоржеттой. Рене Магритту удалось провернуть невообразимый фокус: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.
Потерянный жокей
Тоска по Родине
Черная магия
Рекламня плакат для модного дома Norine
Алиса в стране чудес
Чистый разум
Загадки Рене Магритта
Глядя на философские и полные загадок работы Рене Магритта (1898-1967) хочется найти ключ к их пониманию.
Но может, миры Магритта это нарративные образы и сюр, не поддающийся расшифровке? Магритта относят к сюрреалистам, а для художников этого направления характерно увлечение идеями Фрейда о бессознательном.
- Как фотографировать картины.
- Мир Эндрю. Часть 1.
Однако известно, что Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он выбрал название «магический реализм».
Его стиль жизни отличался от шаблонного представления о том, как должен жить художник. Он ненавидел пьянство и был счастлив в браке. Одевался он скромно и строго, так, как «одевались» персонажи его картин – черный сюртук, узкий галстук и обязательно шляпа-котелок.
Магритт 8 лет работал художником по обоям и рекламе. Он придерживался «классических» , «буржуазных» взглядов на жизнь – мужчина должен зарабатывать деньги, а его жена ни в коем случае не должна работать. Одним из самых больших увлечений художника было посещение кинематографа. В этой любви и скрыт один из ключей к разгадке картин Магритта.
Художник, безусловно, видел фильмы, которые выпускал Жорж Мельес в начале двадцатого века. Мельес был профессиональным фокусником и на заре появления кинематографа быстро осознал, что кино может помочь ему воплотить в жизнь самые невероятные идеи. Его фильмы это фокусы, перенесенные на экран. И одним из таких фокусов была игра с масштабами.
В картинах Магритта также можно увидеть этот прием. Паровоз, выезжающий по невидимым рельсам из камина. Маленькая женщина в огромной комнате. Не только игра с масштабами, но и более старые мельесовские фокусы нашли свое отражение в творчестве художника. Это классические фокусы с зеркалами и отражениями, известные «магам» еще до появления кино.
Помимо фокусов и кинотрюков, художника завораживали образы из фильмов. Один из таких образов – Фантомас. Этот хитрый и неуловимый злодей в маске впервые появился на экране в 1914 году, во времена юности Рене Магритта. Он будет встречаться у художника в разных вариациях на протяжении всей жизни.
Безусловно, помимо кинематографа, Магритт интересовался современным искусством своего времени.
Обратите внимание
Он был лично знаком со многими известными сюрреалистами и очень любил работы предтечи сюрреализма- итальянского художника Джорджо де Кирико.
Работы де Кирико полны манекенов и странных, как бы застывших во времени городских пейзажей. Эти безлюдные пейзажи напоминают театральные и кино-декорации. Мы можем наблюдать нечто похожее и в некоторых работах Магритта.
В заключение разговора о художнике, хочется рассказать о случае, который произошел с Магриттом в 14 лет – его мать после продолжительной депрессии утопилась в реке.
Художник довольно неохотно рассказывал об этом событии, и даже жена Магритта узнала о самоубийстве его матери лишь после женитьбы. Существует легенда, что подросток Рене Магрит видел тело матери, вытащенное из реки, и, что ее голова была скрыта задравшимся вверх платьем или плащом.
Эта легенда объясняет появление в творчестве Магритта персонажей с закрытыми, как бы задрапированными белой тканью головами.
Однако, образ задрапированной головы скорее отсылает нас все к тем же фокусам, которые Магритт безумно любил.
Драпируя предмет и совершая над ним загадочные пассы, фокусник превращает его во что – то другое.
Чем станут головы двух влюбленных, когда фокусник резким движением сорвет покров? Безусловно, можно найти множество ключей к образам и сюжетам Магритта, но некоторые его загадки так и останутся без ответа