Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

Основы лечения психических расстройств в Аюрведе

Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

Физический и психический аспекты лечения

В основе всякой болезни обычно лежит нарушение умственного и эмоционального равновесия. Большинство соматических заболеваний развивается под воздействием психических факторов. Зачастую мы не уделяем достаточного внимания собственному телу именно из-за того, что поглощены своими умственными или эмоциональными проблемами.

В лечебном процессе психические факторы обычно значат больше, нежели физические. Если пациент соблюдает и использует нужные травы, но психика его возбуждена или он негативно относится к лечению, то все лечебные меры вряд ли дадут ожидаемый результат.

Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических расстройств — от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Методы, которые используются в Аюрведе, направлены на укрепление как физического, так и психического здоровья.

Для оздоровления ума в Аюрведе используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относятся медитация, пранаяма, повторение мантр, визуализация, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса» (духовная терапия).

В совокупности они составляют обширную область знания, здесь же будут изложены лишь основные принципы.

Для лечения психических расстройств в Аюрведе применяются и методы врачевания тела, поскольку нарушения физического равновесия вызывают или усугубляют нарушение равновесия психического. И наоборот: психическая неуравновешенность, проявляющаяся как умственные или эмоциональные расстройства, обычно отражается и усиливается на физическом плане.

Роль астрального тела

И в Аюрведе, и в оккультизме считается, что за процессами, происходящими в плотном физическом теле, стоит тонкое (астральное) тело, состоящее из жизненной силы, чувств и мыслей человека. Астрал представляет собой тонкую форму, как бы энергетическую схему физического плана, из которой он и возникает.

В бодрствовании мы ощущаем астральное тело косвенно, через физическое тело и через состояния нашей психики. В состоянии сна астральное тело обретает большую свободу, и мы можем наблюдать его непосредственно, если осознаем себя во сне.

Существует особый план существования, астральная вселенная, средством постижения которой может являться астральное тело.

Способность к переживаниям такого рода можно развить с помощью Йоги и других оккультных техник, однако такое умение само по себе не считается духовным достижением, поскольку в астрале продолжают действовать все устремления человеческого эго, причем иногда в гипертрофированном виде.

Подобно тому как наше физическое тело пронизано каналами, по которым движутся жидкости и энергия, в астральном (эмоциональном) теле есть каналы, по которым движутся жизненная сила и эмоции. Это нади — тончайшие каналы, отходящие от чакр (энергетических центров астрального тела).

Прерывание энергетического потока приводит к психическим расстройствам — подобно тому, как нарушение движения энергии в каналах физического тела ведет к соматическим заболеваниям.

Психическая энергия может застаиваться или двигаться в неправильном направлении, и вследствие этого возникают всевозможные искаженные представления и помутнение сознания. Вот почему так важно поддерживать чистоту этих тончайших каналов. Очищение каналов — одна из основных целей пранаямы.

Могут быть также полезны некоторые травы, действие которых достигает тонкого плана (аир, базилик, куркума, гуггул, мирт, камфора), а также благовония (камфора, мирра, ладан и кедр).

Существуют также особые каналы и энергетические поля, которые соединяют физическое тело с астральным и создают ауру. При их разрыве ослабевает взаимная согласованность тела и ума, что может проявляться психическими расстройствами.

Между астральным и физическим телами расположен своего рода щит, защищающий физическое тело от воздействия астральных сил. Если он нарушается, теряется способность отличать явь от астрального, реальные чувственно воспринимаемые образы — от собственных мыслей, фантазий и эмоций.

Если же этот щит лишь ослабляется, физическое тело может на какое-то время оказаться во власти астральных влияний (это могут быть как влияния собственно астральных сущностей, так и просто воздействия внешней среды или эмоций окружающих людей).

При этом действия человека могут вступать в противоречие с его истинными желаниями — он может, например, наносить вред себе или другим живым существам.

С точки зрения Аюрведы современную психологию еще не нельзя считать зрелой наукой о душе, поскольку в ней отсутствует представление о силах, действующих на тонких планах, а психические проблемы расцениваются как сугубо личностные.

В Аюрведе же такие проблемы считаются результатом нарушения равновесия психических энергий, которые вплетены в единое коллективное сознание и взаимодействуют с его космическими астральными ответвлениями.

В Аюрведе больше внимания уделяется практическому восстановлению этого равновесия, чем выяснению конкретной конфигурации нарушения равновесия в терминах личных переживаний.

Причины психических расстройств

Психические расстройства столь же разнообразны и разнородны, как и сам ум.

Причинами их возникновения могут быть: эмоциональный стресс, травма, неправильное воспитание, подавляющее воздействие неправильно понятых или догматических религий, негативное влияние лиц с расстроенной психикой, неумеренность и извращения в сексуальной сфере, употребление наркотиков.

К ним могут привести чрезмерные размышления, излишне напряженная йогическая или медитативная практика. Психическое равновесие может быть нарушено и из-за неосторожного использования оккультных методов, вследствие чего человек оказывается не защищен от воздействий астрального плана.

В современной культуре связь с астральным планом постепенно начинает восстанавливаться, но, как и следовало ожидать, это связь преимущественно с низшим астралом. Воздействие средств массовой информации, сексуальное освобождение, употребление наркотиков способствуют развитию интереса к спиритизму, шаманизму и оккультизму.

Это может дать новые знания и стать ступенью в эволюции ума, но в ряде случаев приводит к трудноизлечимым психическим расстройствам.

Как только мы приоткрываем свой ум для воздействия астральных сил и сущностей, они устанавливают с нами связь и стремятся обрести над нами власть, от которой нельзя освободиться просто с помощью силы воли или физическими методами.

Чистота ума. Роль саттвы

В Аюрведе причиной психических расстройств считается нарушение саттвы — изначально присущей уму ясности и чистоты — под воздействием раджаса и тамаса, то есть возбуждения и замутненности ума.

Для избытка раджаса характерны сильный гнев, ненависть и страх, чрезмерная нервозность, тревога и возбуждение, а для избытка тамаса: сонливость, отупение, вялость, инертность и неспособность воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле.

Современное общество очень раджастично. Мы постоянно куда-то спешим и движемся, попадая при этом под воздействие все новых возбуждающих факторов. Мы все время чем-то обеспокоены и заняты: работой, играми, развлечениями. У нас почти не остается времени для пребывания в покое и тишине, для медитации или для сердечного общения друг с другом.

Согласно учению Йоги, истинное обновление саттвы, квинтэссенции ума, возможно лишь в тишине. Умственная деятельность, в том числе интеллектуальные или философские размышления, истощает саттву.

Для того чтобы расслабиться, мы прибегаем сегодня к всевозможного рода развлечениям, включая просмотр кинофильмов, телепередач и спортивных состязаний. Все это — пассивные виды умственной деятельности, истощающие ум.

Саттвичные практики традиционных культур мира, такие как молитва, медитация, распевание мантр и бескорыстное служение, ныне в значительной мере утрачены.

Хотя порой использование таких практик приобретало характер догм или сектантства, они питали сердца тех, кто обладал истинной восприимчивостью. Сегодня нам не хватает любви, веры, открытости и покоя. Возбужденность и отвлеченность ума делает нас подверженными стрессам и психическим заболеваниям.

Отсутствие душевного покоя является признаком того, что мы утратили связь со своей собственной душой — источником творческой жизненной силы и радости. Обычно это происходит из-за того, что мы забываем о своих истинных целях в данном воплощении и не следуем своему духовному пути, который принес бы нам истинный покой.

Психические расстройства и доши

Психические расстройства вата-типа
Психические расстройства, так же как и нервные, чаще обусловлены высокой ватой, которая, будучи нервной силой, управляет и умом человека. Ум состоит из воздуха и эфира.

Избыток воздуха, то есть высокий уровень ваты, вызывает неустойчивость ума и раджастичные проявления: возбуждение, волнение, пристрастие к размышлениям, что в конечном итоге приводит к снижению самоконтроля.

Воздействие средств массовой информации, громкая музыка, употребление наркотиков или стимуляторов, чрезмерные физические упражнения, повышенная сексуальная активность или ее неестественные формы — все это может привести к усилению ваты и создать таким образом предрасположенность к психическим расстройствам. Медитация, выполняемая без должного руководства, или неумеренно практикуемая пранаяма тоже могут усугубить вату.

Высокий уровень ваты в виде избытка эфира делает человека витающим в облаках, рассеянным, нереалистичным, ослабляя его связь с физическим телом и тем самым нарушая его гармонию с физическим миром как таковым.

Излишняя поглощенность своими мыслями приводит в конце концов к подмене реальности и рассеиванию жизненной энергии, отчего возникают страхи, тревожные состояния, внезапные перемены настроения.

Крайней формой такого расстройства являются умопомешательство и шизофрения.

Психические расстройства питта-типа
Психические расстройства питта-типа тоже связаны с высоким уровнем раджаса, который в данном случае направлен вовне и проявляется в виде агрессивности, высокомерия и вспыльчивости. Типичный представитель питты крайне недоверчив и не признает других мнений, кроме собственного. Во всех своих бедах он обвиняет других, повсюду видит врагов, всегда начеку, готовый воевать даже с самим собой и с собственным прошлым.

Психические расстройства капха-типа
Психические расстройства капха-типа вызываются избытком тамаса и сопровождаются излишней сонливостью, иногда даже днем, мечтательностью, привязанностью к прошлому, вялостью и апатичностью.

Ум утрачивает способность к какому бы то ни было абстрактному, объективному или внеличностному мышлению, отсутствуют устремленность и мотивация, наблюдаются пассивность и зависимость. Хочется оставаться ребенком и быть объектом заботы, большое значение придается мнению окружающих.

Верное представление о себе отсутствует, и остается только пассивно наблюдать за тем, что происходит в ближайшем окружении.

Лечение невротических расстройств
Здесь будут рассмотрены психические расстройства легкой степени выраженности, те, которые принято называть «неврозом».

Подобные нарушения психического равновесия обычно не мешают нам выполнять свои обязанности, но делают нашу жизнь безрадостной, как при хронических заболеваниях.

С такими нарушениями можно справиться своими собственными силами.

Для лечения невротического расстройства требуется в первую очередь восстановить саттву — природную ясность и чистоту ума.

Необходима саттвичная диета, но при этом надо следить за тем, чтобы не возникло чрезмерного усиления преобладающей в индивидуальной конституции доши.

Фрукты способствуют гармонизации ума, цельные крупы его укрепляют, молочные продукты питают сердце, а гхи — нервную ткань.

Большое значение имеет и саттвичный образ жизни с учетом индивидуальных конституциональных особенностей. Желательно рано вставать (в 4-7 часов утра) и практиковать Йогу, асаны, пранаяму, повторять мантры и медитировать. Даже если посвящать безмолвной медитации или распеванию мантр всего полчаса, но делать это регулярно, состояние может значительно улучшиться.

Обязательно нужно развивать в себе такие саттвичные качества, как вера, любовь, сострадание, честность, правдивость, а также изучать самого себя. Мы можем открыться божественному в той форме, которая близка нашему сердцу, или отыскать возможность служения на благо человечества, перестав думать о собственном несовершенстве.

Смазывание головы маслами успокаивает и питает ум. Тяжелые жирные масла (кунжутное для вата-типа, кокосовое — для питты) особенно хороши в качестве седативных средств и для улучшения сна.

В них можно добавлять травы, укрепляющие нервы: брами в кокосовое масло — для питты; ашвагандху в кунжутное масло — для ваты. Эфирные масла типа сандалового способствуют душевному умиротворению. Базилик, мирра, ладан, шалфей и мята очищают энергетические каналы и улучшают восприятие.

Для улучшения восприятия смазывают теплым маслом лоб, для повышения умственных способностей — макушку, для успокоения подсознания — основание шеи.

Для непосредственного воздействия на мозг смазывают маслом носовые ходы. Повышает ясность ума гхи с аиром (что хорошо для капхи и ваты), а успокаивает ум гхи с брами (что хорошо для питты и ваты).

При состояниях ваты важная роль в лечении психических расстройств принадлежит клизмам с успокаивающими маслами типа кунжутного, с питающими ум травами, такими как ашваганда и харитаки.

Успокаивают ум и улучшают психическую атмосферу благовония, действие которых во многом подобно эфирным маслам. Лучшим благовонием с гармонизирующими свойствами является сандал.

Психическую атмосферу очищает возжигание камфоры и кедра. Мирра и ладан очищают ауру и воздух, а роза и лотос успокаивают и питают сердце.

Жасмин очищает эмоции, усиливает любовь и сострадание, а гардения очищает сердце.

Полезно окружать себя цветами — это благотворно воздействует на сердце. Некоторые домашние растения, в частности алоэ и базилик священный, помогают улучшить как психическую атмосферу, так и состав воздуха.

Большое значение имеет также цветотерапия. Так, белый цвет дарует покой и чистоту, голубой — умиротворение и отрешенность.

Золотой цвет наделяет способностью к различению, зеленый является источником гармонии, уравновешенности и целительной энергии.

Из драгоценных камней хороши жемчуг и лунный камень, способствующие успокоению эмоций, изумруд, дарующий уравновешенность и самообладание, желтый сапфир и топаз, приносящие мудрость, красный коралл, помогающий успокоить гнев.

Из аюрведических трав для повышения саттвы используются брами, аир, базилик священный, брингарадж, шанкапушпи, харитаки, сандал, ашвагандха и гуггул. Лучше готовить их в гхи или принимать вместе с ним.

При невротических расстройствах любого типа хорошо помогают порошок сарасват. При питта-конституции эти средства следует принимать с гхи, при вата-конституции — с молоком, при капха-конституции — с медом.

Лучшим средством для ваты считается ашваганда, для питты — препараты на основе брами, для капхи — на основе аира. Действие этих трав улучшается, если принимать их вместе с гхи или в виде лекарственного гхи.

В китайской медицине для улучшения психического состояния применяются травы, питающие сердце: ююба, семена туи, лимонник. Из известных в западной фитотерапии трав полезны шалфей, мирт, кедр, мирра, шлемник, ромашка. Шалфей хорош для капхи, шлемник — для питты, ромашка — для ваты. Желательно использовать эти травы в виде настоек, поскольку спирт способствует действию трав на мозг.

Может возникнуть потребность в травах, питающих сердце и вызывающих положительные эмоции. К таким травам относятся шатавари, шафран, роза, лотос и солодка, особенно в виде молочных отваров. Они уравновешивают негативные («огненные») эмоции питты и смягчают обостренную («воздушную») чувствительность ваты.

Для успокоения ума можно использовать и травы с более выраженным седативным действием. Однако следует иметь в виду, что многие из них при длительном употреблении оказывают тамастичное, притупляющее воздействие. В число таких трав входят валериана, мускатный орех, пассифлора, хмель, асафетида.

Здоровое питание и продление жизни – аюрведа о вегетарианстве

Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

Вопросы здорового питания сегодня актуальны, как никогда. При всем разнообразии, которое ждет нас на полках магазинов и в меню заведений, бывает очень сложно найти продукты «для себя».

И рано или поздно многие начинают интересоваться разнообразными диетами и практиками, которые способствуют здоровому питанию, полезному для организма. Ведь в здоровом теле – здоровый дух.

А здоровье духа – это главный фактор долголетия, к которому издавна стремится человечество.

Аюрведа – это набор индийских практик и правил, главной целью которых является здоровье человека. Понятие здоровья в этой философии тесно связано с пищей. Ключевая особенность древнего индийского учения Аюрведа – осознанность и обоснованность. Учение очень конкретно и прозрачно говорит о том, что корень всех бед человека – в неправильном питании.

В это нетрудно поверить, почитав последние исследования в области медицины: диабет, рак, аутоиммунные заболевания зачастую проявляют себя из-за неправильного образа жизни. А питание – ключевой элемент этого образа! Если человек привык есть фастфуд на бегу, то чего удивляться посаженной поджелудочной?

По аюрведе, у еды есть позитивные и негативные качества – и тут нет никаких заумных теорий про космос и сотворение мира.

Плохая еда та, которая вредит организму, отравляя его шлаками, токсинами и ядами. Аювердическая кухня – это самая простая кухня.

Это кухня разнообразия! Самое главное правило – это не отказ от чего либо, а отсутствие однообразия в рационе. Именно оно ведет к проблемам и болезням.

С чего начать вегетарианство?

Многие связывают аюрведическую диету и вегетарианство – и несмотря на то, что в самой системе аюрведы нет непосредственного запрета на употребление мяса (есть лишь ограничение про жареную пищу), но сочетание этих методик дает очень хороший эффект: организм очищается от токсинов, пищеварительная система разгружается и работает лучше. Да и вообще, растительные продукты усваиваются организмом легче.

Если вдаваться в духовные подробности, то выяснится, что мясо потому так сложно усваивается организмом, что на нем лежит отпечаток сознания и страданий животного, которое было убито и приготовлено.

Это портит наш духовный иммунитет, а соответственно и физический.

Поэтому, лучше всего при соблюдении аюрведических традиций питания, добавить к этому и вегетарианство – комплексная очистка организма это всегда хорошо.

Лучше всего начать вегетарианство с постепенного отказа от фаст-фуда, так как там содержится наиболее вредное жареное мясо. Затем постепенно можно отказываться и от домашних стейков вашего папы. Кушайте побольше овощей и обязательно следите за тем, чтобы организм получал необходимое количество белков и витаминов.

Не стоит отказываться от рыбы, молока и яиц – поначалу организму будет сложно перестроиться и по незнанию можно очень сильно навредить себе. Переходить на вегетарианскую диету стоит в период весна-лето, когда появляется много свежих ягод и овощей, которые смогут компенсировать отсутствие белков и аминокислот животного происхождения.

В специальной литературе рекомендуют переходить на вегетарианство так:

  1. Первый этап. 2-3 раза в неделю можно употреблять отварное мясо. Рассчитайте так, чтобы в день порция мяса равнялась 50-10 граммам.
  2. Второй этап. Отказ от чистого мяса. Добавляйте в мясной фарш крупы, зелень – для того, чтобы «обмануть» организм. Многие останавливаются на этом этапе, что уже является положительным моментом для здоровья и щадящим для психики переходом.

Впрочем, все трудности, которые будут возникать на ранних этапах, легко компенсируются той легкостью, которую вы приобретете. Все будет ОМ!

Пища для тела и души

Вот небольшой перечень советов, как правильно питаться согласно аюрведе:

  • Главнее всего – обед. Основной прием пищи должен быть в 12 часов.
  • Принимать пищу нужно сидя. Не стоя, не на бегу, не в транспорте, а сидя!
  • Не стоит во время еды читать, смотреть телевизор – это мешает выработке желудочного сока (а не блокирует чакры, как многие думают);
  • Не стоит кушать в состоянии стресса – так вы сможете съесть намного больше необходимого вам количества, а это лишняя нагрузка на организм;
  • После еды посидите за столом еще 5 минут – дайте пище усвоиться;
  • Интервал между приемами пищи должен быть не менее 3-х часов;
  • Необходимо тщательно пережевывать пищу (это облегчит ее дальнейшее переваривание)
  • Не стоит пить много жидкости во время еды, особенно холодной (еще наши бабушки говорили: еду не запивают);
  • Не стоит есть вечером и перед сном;
  • Не стоит мешать молоко с другой едой – это самостоятельный сложный продукт;
  • Не стоит есть много кислого, соленого или жареного;
  • Во время еды используйте специи (лучше всего подойдут специальные аюрведические специи – они не приносят вреда организму)
  • После еды прополощите рот маслом гхи или почистите зубы;

Как видим, все эти советы известны многим еще со школы. Ничего нового тут нет, важно лишь тщательно выполнять это. Важно и то, что благодаря этим правилам насыщается не только тело, но и дух.

И не стоит забывать, что:

Аюрведа: меню чистой энергии

Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

По возрасту аюрведа старше не только Христа, но и Будды: санскритские слова «аюс», что означает «жизнь», и «веда», то есть «знание», объединились в одно несколько тысячелетий назад.

Это наука не просто о здоровье, но о самой жизни. Она рассматривает человека как многомерную систему, состоящую из тела, души и жизненной энергии — праны.

А заботу о физическом теле аюрведа представляет как начальную ступень духовного совершенствования человека.

Питание, утверждает аюрведа, определяет не только физическое здоровье, но и влияет на наше психическое благополучие. Среди множества популярных современных систем питания, предлагающих извлечь из него пользу исключительно для своего тела, аюрведа предлагает особый путь — к целостности и гармонии со своим существом.

В основе аюрведической диеты лежит понятие о том, что все люди разные, но принадлежат к нескольким конституционным типам — дошам. Всего их три: капха, питта и ватта. Можно описать их как три типа разной энергии.

В разные моменты времени они присутствуют в каждом человеке, но преобладает, как правило, один: он определяется при зачатии, и изменить его невозможно. Поддержание здоровья по аюрведе — это сохранение присущего человеку от рождения соотношения дош.

Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны.

Капха — это слизь. Люди этого типа хорошо сложены. У них широкая грудь, плотная кожа, густые, мягкие волосы. Они отличаются неторопливостью движений, хорошим самообладанием и миролюбием. Но при дисбалансе капха располагает к некоторой пассивности, а на физическом уровне — к набору лишнего веса.

Питта — это огонь. Люди этой конституции стройны, пропорционально сложены, отличаются средним ростом и не слишком обильной мускулатурой.

У них активный обмен веществ и хороший аппетит, красноватый, медный или желтый цвет лица, тонкие шелковистые волосы рыжих оттенков, мягкие ногти.

Они доводят начатое до конца, предприимчивы, но при избытке огня слишком вспыльчивы и страдают заболеваниями желудка и печени.

Ватта — это доша ветра. Люди такой конституции имеют тонкокостное тело. У них отчетливо видны вены, сухожилия и суставы.

Рост либо очень высокий, либо очень низкий, тонкое телосложение, негустые волосы и холодный взгляд. Они активны, быстро ходят и говорят, но при этом легко устают.

Они с легкостью воспринимают все новое, но при дисбалансе с трудом могут концентрироваться на чем-нибудь одном.

«Если человек питается правильно, то ему не нужны никакие лекарства, — говорит доктор Унникришнан, специалист московского аюрведического центра «Керала».

— А если он питается себе во вред, то никакие лекарства его не спасут».

Что же значит питаться правильно с точки зрения аюрведы? Если коротко — выбрать рацион, то есть тот перечень продуктов, который соответствует вашему конституционному типу.

Каждый продукт питает нас не только благодаря содержащимся в нем калориям. По аюрведе, самое ценное — это наполняющая его природная энергетическая составляющая, прана.

Здесь можно в буквальном смысле полагаться на собственные чувства, а именно на вкус. В классификации аюрведы вкусов всего шесть: сладкий, кислый, соленый, острый, вяжущий и горький.

Каждому конституционному типу рекомендуется употреблять продукты питания определенного вкуса или же избегать их.

Так, горький, вяжущий и острый вкусы гармонизируют капху, но ей противопоказан сладкий вкус. Людям капха-типа стоит обратить внимание на коричневый рис, бобовые, тофу (соевый сыр), не пренебрегать специями, особенно имбирем.

Список же нежелательных компонентов огорчительно велик: почти все сладкое, кроме небольшого количества натурального меда, говядина, курица, утка, пшено, пшеница и белый рис, а также большинство молочных продуктов, исключая козье молоко. Люди капха-конституции единственные, кому рекомендуется пить в небольших количествах кофе.

Овощи и зелень должны составлять большую часть питания людей этого типа; исключение составляют огурцы, помидоры, а также сладкие и сочные овощи и фрукты.

Повышенный огонь питты понизят сладкий, горький и вяжущий вкусы. Им аюрведа рекомендует зерновые и бобовые культуры (особенно пшеницу и бобы мунг), а также молочные продукты (кроме кефира, сметаны, соленых сыров). Людям конституции питта будут полезны цветная капуста, сельдерей, спаржа, ростки люцерны и подсолнечника.

Из фруктов — яблоки, гранаты, сладкий виноград. В качестве приправы рекомендуются укроп, корица, мята, кориандр, а вот от имбиря, перца, хрена, розмарина и шалфея стоит воздерживаться. Вредной пищей считаются арахис (в том числе арахисовое масло), миндаль, шоколад, мед и сырой лук.

Также лучше отказаться от красного мяса, а употребление соли желательно уменьшить.

Перевозбужденной ватте помогут обрести равновесие такие вкусы, как сладкий, кислый и соленый.

Их рацион должны составлять рис, гречиха, пшеница, мясо (кроме крольчатины и говядины); полезны орехи, финики, а также молочные продукты и очищенное (топленое) сливочное масло.

Из специй особенно благоприятны пряности, такие, как асафетида, кардамон, мускатный орех. Но не стоит злоупотреблять черным перцем, эстрагоном. Из продуктов рекомендуется избегать сои, сырых яблок, клюквы, дыни и сырых овощей и воздерживаться от бобовых.

В большинстве случаев конституцию человека определяет более или менее равное соотношение двух, а то и всех трех дош. Например, ватта-питта или питта-ватта, питта-капха или даже ватта-капха.

Это означает, что некоторые продукты питания могут быть для нас нейтральными, другие можно употреблять в умеренном количестве. Иногда бывает достаточно сложно определить свой конституционный тип.

В таких случаях специалист по аюрведе задаст вам множество наводящих вопросов, чтобы выяснить ваши пристрастия, характерные реакции на разные ситуации, а уже затем даст рекомендации по питанию.

«Аюрведа ничего не запрещает на сто процентов — только в случае острого заболевания, вызванного повышением одной из дош», — уверяет Оксана Легкоступова, ведущий специалист Центра йоги и аюрведы в долине Кулу (Индия).

Доктор Унникришнан добавляет: «Для выбора диеты определить основную дошу недостаточно, важно также учесть физиологическое состояние пациента, то есть уже существующие в его организме неполадки.

Например, человек может быть ярко выраженной ваттой, но при этом страдать заболеванием расстройства питты. В данном случае ему рекомендуется исключать продукты, повышающие огонь».

Соотношение дош может слегка меняться. Например, частые переезды могут легко вывести из баланса ватту, а жаркое солнце — питту. На доши всегда воздействует сезон. Например, лето — это время активной питты, а в начале весны больше преобладает капха, зимой — ватта.

«Сезон нужно учитывать обязательно, так же как и возраст человека, — продолжает Оксана Легкоступова. — В детстве мы все находимся под усиленным влиянием капхи, в средние годы — питты, а в преклонном возрасте доминирует ватта. Все это нужно учитывать при выборе продуктов питания». Любопытно, что преобладание дош можно проследить и по половым признакам.

Так, мужчины больше склонны к типам ватты и питты, в то время как женщины — к питте и капхе.

Вокруг аюрведы существует много заблуждений. Аюрведическая диета ассоциируется у нас с индийской кухней и вегетарианством, между тем как все это — совершенно разные понятия.

Как говорит доктор Унникришнан, «индийская кухня — это культура; аюрведа же стоит выше культуры». С одной стороны, эта наука тесно связана с йогой, которая рекомендует вегетарианство.

С другой, грамотный аюрведист выберет разные рационы, скажем, для гималайского йога и для социально активного жителя мегаполиса.

«Для человека, нацеленного на духовные практики, аюрведа рекомендует чистую диету, исключающую не только мясо, но даже лук и чеснок. Но подобное питание может снизить физическую активность, что станет настоящей трудностью для человека, живущего в большом городе», — объясняет Оксана Легкоступова.

Ей вторят специалисты из московского центра «Керала»: «Вегетарианство — это часть индийской культуры, в то время как аюрведа — это наука о жизни. Важно понять, что она вовсе не говорит о каких-то экзотических, недоступных вам продуктах. Аюрведа обязательно учитывает то, чем человек питается с детства, и не меняет его рацион, но постепенно его корректирует, исключая вредные продукты».

При всем многообразии возможных индивидуальных рекомендаций в аюрведе существуют и общие, базовые правила в отношении питания.

  • Пища не должна многократно подогреваться.
  • При ее приготовлении лучше отказаться от полуфабрикатов.
  • Специи используются больше как лекарство. Они помогают добиваться баланса шести вкусов, благодаря которому человек ощущает удовлетворение от еды.
  • Кисломолочные продукты желательно употреблять не слишком часто, с сахаром, но ни в коем случае не холодными и не на ночь.
  • Вечером лучше вообще воздержаться от еды: лучше съесть что-то сомнительное в обед, чем наесться полезным на ночь.
  • В идеале пищу нужно принимать в спокойной атмосфере, обязательно сидя, тщательно пережевывая и съедая лишь около трех четвертей от ощущаемых вами возможностей.

Аюрведу едва ли можно назвать наукой, основанной на догмах. Даже пройдя консультации у специалистов, нам не удастся полностью переложить на них ответственность за питание и самочувствие: один из ключевых принципов аюрведы — всегда прислушиваться к своему телу.

Помогает ли эта диета сбросить вес? И да, и нет. Например, если человек по своей природе принадлежит к капха-конституции, то, стремясь за модой на худощавое тело, он рискует потерять здоровье. Cледуя аюрведическим рекомендациям, он позволит своему телу принять его естественную форму.

«Все вышесказанное можно подытожить словами: «Аюрведа учит нас быть в гармонии с самим собой, своим телом, умом и миром вокруг», — заключает Алла Демишева, квалифицированный врач и аюрведист московского центра «Восток — Запад».

— Разве не в этом состоит цель здорового образа жизни?»

Здоровый образ жизни. Вегетарианство. Жизнь в гармонии с природой. С. Кузнецов

Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

Какой образ жизни можно назвать здоровым? Что такое здоровье?

Здоровье– это базис, на котором строится естественная, задуманная Творцом жизнь человека. Народная мудрость гласит: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял – всё потерял”. Попробуем разобраться – а что же такое здоровье? Рассмотрим точку зрения «традиционной» или Западной медицины.

Здоровье для западной медицины это прежде всего здоровье физического тела – отсутствие болезней и нормальное функционирование всех органов и систем тела. Для врачей Америки или Европы главное, чтоб человек был физически здоров.

Отсюда главное средство для лечения – это всевозможные лекарственные средства, производимые фармакологической промышленностью, а также операции, химиотерапии и т.п.  

Врачи Восточной медицины акцентируют внимание на энергетике человека – с их точки зрения здоровье физического тела напрямую зависит от состояния энергетики человека – общего уровня энергии (Ци), баланса Инь-Ян и количества энергии по пяти элементам  (вода , дерево, огонь, земля, металл). Их метод – акупунктура, воздействующая на энергетическое тело человека. Это мнение о здоровье двух полярностей – Запада и Востока.

А вот взгляд на этот вопрос Ведической традиции, находящейся посередине между востоком и западом. Чарака Самхита-один из основных источников по Ведической науке о здоровье-аюрведе, определяет болезнь как «дукху», то есть страдание. В переводе с санскрита «здоровье» означает быть на своем месте или быть самим собой (свастха).

И Аюрведа даёт детальную карту, следуя которой, человек не собьется с пути к самому себе.

Аюрведа будучи наукой о жизни, а не только о здоровье, не делает здоровье тела в самоцелью, а напротив — призывает помнить, что здоровье человеку необходимо для того, чтобы его душа могла в полной мере осуществить стоящие перед ней задачи в этой жизни.

Таким образом аюрведа идёт ещё глубже и рассматривает здоровье человека как здоровье триединства-тела, ума и души. К счастью, Всемирная Организация Здравоохранения так же определяет Здоровье как  состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Таким образом аюрведа даёт наиболее полное понимание здоровья.

И Чарака Самхита рекомендует следующее для сохранения идеального здоровья: «Придерживайся умеренной диеты и разумного образа жизни, действуй, хорошо рассудив, не привязывайся к удовольствиям, получаемым от органов чувств и объектов внешнего мира, занимайся благотворительностью, будь объективным, честным и всепрощающим, и служи людям, обладающим Знанием». Фактически это и есть определение Здорового Образа Жизни.

Вегетарианство как одна из основных составляющих здорового образа жизни

Вегетарианство — это не только диета, исключающая употребление в пищу плоти животных, но и мировоззрение, основанное на непричинении вреда живым существам. Рассмотрим вегетарианство с точки зрения эффективной диеты для человека как вида.

В  книге «Китайское исследование», её авторы – почетный профессор кафедры пищевой биохимии Корнеллского университета Колин Кэмпбелл и его сыном Томас М.

Кэмпбелл – делают выводы, что люди, потребляющие достаточное количество разнообразных растительных продуктов с минимальной термической обработкой и избегающие животных продуктов, таких как мясо, яйца, молочную продукцию, — а также продуктов значительной переработки, включая рафинированные углеводы, — могут сильно снизить риски или даже развернуть ход развития многих болезней в том числе и хронических. Они заявляют, что для поддержания здоровья люди должны включать в свою диету разнообразные злаки, бобовые, овощи, фрукты и зелень, подвергшихся минимальной переработке и утверждают, что растительные продукты содержат очень большое число биохимических компонентов, которые активно участвуют в сложнейших многочисленных биохимических реакциях, необходимых для нормального развития и деятельности человеческого организма. Так же ими доказана корреляция между употреблением продуктов животного происхождения в пищу и такими болезнями человечества как рак и диабет. Справедливости ради надо отметить, что люди, исключившее употребление мясо-молочной продукции и яиц, но включившие в свой рацион их заменители – различного рода вегетарианские колбасы, сыры, хлебо-булочные изделия и т.п. продукты, напичканные химией, так же не избегают риска существенно подпортить своё здоровье таким рационом. Так что разумное вегетарианство – это залог физического здоровья человека и как одна из ступеней к видовому питанию человека – фрукторианству.

Жизнь в гармонии с природой

С моей точки зрения наиболее гармоничный образ жизни для современного человека описывает концепция пермакультуры.

Пермакультура – эта наука которая осуществляет разработку и внедрение хозяйств, в основе которых лежат три принципа – забота о земле, забота о людях и отдача избытка.

При этом человек живет в наиболее благоприятной для него среде, занимается любимым делом и приносит пользу миру. Рассмотрим подробнее эти три основных составляющих пермакультурного подхода.

Забота о Земле — подразумевает заботу о всех природных проявлениях: почве и её обитателях, воздухе, водоемах, растительных, грибных и  животных мирах.

Эта  забота включает в себя ведение хозяйства без нанесения ущерба Природе, разумное расходование ресурсов, выполнение работ по восстановлению видового разнообразия, почв и лесов, а также, честный заработок.

Здесь большую роль играет наблюдение за процессами в дикой природе, за поведением растений и животных, не тронутых деятельностью человека и внедрение этих в организацию своего хозяйства.

Забота о людях — означает удовлетворение потребностей в пище, жилище, образовании, труде и заработке, а также, в человеческом общении и самореализации. Удовлетворяя свои базовые потребности без нанесения ущерба окружающей среде, человек способен не только сохранить Природу для будущих поколений, но, и улучшить её, гарантировав своим потомкам более качественный уровень жизни.

Отдача избытка — это вложение собственного свободного времени, денег и продуктов, направленное на заботу о земле и людях. Это означает, что, после того, как мы позаботились о своих первоочередных нуждах и сделали свою жизнь комфортной, мы можем использовать свои жизненные ресурсы для помощи другим людям достигнуть такого же благосостояния.

Жизнь современных людей проходит в стремительном потоке событий, информации, его внимание захвачено внешними объектами. Как не потеряться в нем, не утратить направление на свет маяка, ведущего к трансформации человека? Для этого есть простой рецепт – жить по совести и в ладу с природой.

Если оторвать глаза от смартфона и посмотреть вокруг – например на небо, можно увидеть что на фоне прекрасного заката по всему небосклону проложены химтрейлы.

Если посмотреть на упаковку пищевых товаров в магазине – можно увидеть что еда в основной своей массе ненатуральна, дышать в городах можно только отравленным воздухом, и вода из крана течёт непригодная для питья.. Условия жизни в наше время нельзя назвать экологичными..

И что остается в таких условиях нам делать? Проснуться, осознать и увидеть, что цивилизация убивает ту среду, в которой живёт человек. Начать работу над собой – прежде всего над своими пагубными привычками, над образом жизни и мировоззрением, изучать информацию, направленную на развитие высоких идеалов в человеке, и начать преображать окружающее пространство.

Вегетарианцы и психическое здоровье

Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

Как соотносятся с всеядными вегетарианцы, когда речь заходит о психическом здоровье и счастье? К сожалению, здесь не так все хорошо. У вегетарианцев обнаруживаются более высокие показатели депрессивности, тревожности и подобных психических проблем. У полувегетарианцев эти показатели выше, чем у всех остальных.

Авторы лишь двух исследований пришли к выводу, что вегетарианцы счастливее мясоедов. Одно было проведено на членах Адвентистской церкви Седьмого дня, христианского ответвления, поощряющего вегетарианство. Среди вегетарианцев-адвентистов депрессия и тревога встречалась реже, чем среди их всеядных братьев и сестер по вере.

Разумеется, эти результаты могли бы быть уникальны для членов этой небольшой христианской секты. И поскольку в ней вегетарианство активно одобряется, адвентисты-вегетарианцы воспринимают свой тип питания как социальную норму.

Посему, хотя результаты и любопытны, они не могут экстраполироваться на общество в целом (Микалак, 2012).

А второе исследование, по итогам которого вегетарианцы оказались счастливее мясоедов, было проведено недавно в Хорватии. Ученые обнаружили у вегетарианцев пониженные показатели невротизма и психозов по сравнению со среднестатистическими гражданами (Бобич, 2012).

Результаты почти всех остальных исследований показывали, что вегетарианцы и полувегетарианцы страдают более высоким числом психических расстройств. Авторы исследования, проведенного на студентках в США, выяснили, что вегетарианцы чуть больше подвержены неврозам, чем всеядные (Форестелл, 2012).

Исследование подростков-вегетарианцев выявило более высокий, чем у всеядных, уровень ипохондрии (Купер, 1985). Крупномасштабное исследование, в котором приняли участие четыре тысячи американских молодых людей, позволило установить, что вегетарианцы были больше склонны к депрессии, больше думали о суициде и более чем вдвое чаще пытались совершить самоубийство.

Показатели полувегетарианцев выглядели еще менее здоровыми (Перри, 2001).

В ходе недавнего исследования, проведенного на вегетарианцах среди студентов и взрослых (средний возраст составлял 24 года), выяснилось, что вегетарианцев больше мучают депрессии, тревожность и стрессы, чем мясоедов (Тимко, 2012).

А по результатам исследования шведских и норвежских подростков оказалось, что те, кто ел мало мяса или совсем его не ел, было больше подверженных депрессии (Ларссон, 2002).

Кроме того, итоги исследования, проведенного в начале 1990-х, говорят нам о том, что подростки, у которых отмечалась наименьшая эмоциональная стабильность, были склонны избегать по крайней мере некоторых видов мяса (Уорсли и Скржипек, 1998).

Авторы финского исследования учащихся старших классов школы пришли к заключению, что вегетарианцы демонстрируют самые высокие показатели недоверия, перфекционизма и страхов перед лицом вызовов взрослой жизни (Линдерман, 2000).

Результаты другого финского исследования, сконцентрированного в основном на студентах, показали, что вегетарианцы имеют более высокую самооценку и более низкую склонность к депрессии, чем мясоеды.

Вегетарианцам мир представлялся, как нечто менее подконтрольное и благожелательное, людей они также видели менее дружелюбными и справедливыми (Линдерман, 2002).

Как вы могли заметить, все эти исследования фокусировались на молодых людях. Совершенно ясно, что у вегетарианцев до 30 больше психических проблем, чем у их всеядных сверстников. Но как насчет взрослых? Неужели сорокалетние и пятидесятилетние вегетарианцы тоже более подвержены психическим расстройствам?

Возможно. Результаты крупномасштабного, национального исследования, рассмотревшего репрезентативную выборку немецкого населения, отметили у вегетарианцев повышенные показатели наличия психических проблем.

Кроме того, вегетарианцы и полувегарианцы (как единая группа) демонстрировали примерно вдвое больший уровень депрессивности, тревожных расстройств и соматоформных нарушений, чем мясоеды.

Эти показатели не поменялись даже после манипуляций такими переменными, как возраст и пол (Микалак, 2012).

Здесь встает вот какой интригующий вопрос: что идет вначале? Вмешиваются ли первыми психические проблемы и толкают ли они людей к вегетарианству? Или это переход на вегетарианство приводит к психическим расстройствам? Обе версии кажутся правдоподобными.

Люди, страдающие от депрессии или тревог, могут пробудить в себе более развитую чувствительность к страданиям других, включая сельскохозяйственных животных. У них также может появиться мотивация измениться и изменить свой тип питания в более здоровую сторону.

И, с другой стороны, обнаружение чудовищных жестокостей, творимых над сельскохозяйственными животными, могут привести людей не только к вегетарианству, но и к депрессии. Чувство изоляции от вегетарианства в заведомо невегетарианском мире тоже может приводить к сильным стрессам.

Итак, с чего все начинается — с депрессии или с вегетарианства?

Авторы общенационального немецкого исследования утверждают, что психические расстройства имеют свойство предшествовать переходу на вегетарианство. Средний возраст, когда люди переходили на вегетарианство, составил 30 лет.

Средний возраст, когда начинались депрессия и тревожность — от 18 до 24 лет. Иначе говоря, не исключено, что психические проблемы побуждают людей к вегетарианству.

Однако также возможно, что какие-то черты характера или химические показатели, одновременно служат причиной как психических расстройств, так и предрасположенности к вегетарианству.

Результаты одного исследования показывают, что вегетарианцы куда больше, чем всеядные, уделяют внимания своему эмоциональному состоянию (Аллен, 2000).

Вполне логично, что чувствительные люди проявляют больше сострадания к животным и более склонны к тревожности и депрессии (Мэтьюс и Херцог, 1997).

Иными словами, эта черта — чувствительность — вполне может вести человека и к вегетарианству, и к психическим осложнениям.

Влияет ли вегетарианство на психическое здоровье человека? Если спросить вегетарианцев, они с уверенностью ответят, что влияет. Многие вегетарианцы утверждают, что их мироощущение и настроение существенно улучшились после смены типа питания (Линдерман, 2002).

Вне всяких сомнений, существуют эмоциональные причины подобных трансформаций. Авторы одного исследования предполагают, что все объясняется биохимическим составом того, что человек ест. В рамках этого эксперимента всеядных участников разбили на три группы.

Участники первой группы питались как обычно, члены второй не ели красное мясо и птицу, но ели много рыбы, а участники третьей ели только вегетарианскую пищу. По прошествии двух недель у вегетарианцев отмечались наибольшие всплески позитивного настроения.

Они меньше сообщали о стрессах, напряжении и тревожности, больше говорили о приливах энергии, чем члены других групп (Беезхолд и Джонстон, 2012).

Олег Торсунов: “Вегетарианство – это не диета, а восприятие мира”

Аюрведа. взгляд на психическое здоровье – вегетерианство

Олег Торсунов: “Вегетарианство – это не диета, а восприятие мира”

Интервью с Олегом Геннадьевичем Торсуновым, врачом, психологом, специалистом в области Аюрведы, который уже порядка 20 лет выступает с лекциями о правильном образе жизни и духовном самосовершенствовании. За это время он прочел сотни лекций во многих городах России и за рубежом, приобрел много последователей и как врач смог помочь тысячам людей, страдающих от различных тяжелых заболеваний.

– Как вегетарианство помогает в жизни? – Вегетарианство улучшает настроение, делает жизнь более спокойной, легкой. Мясная пища вызывает увеличение стрессовой нагрузки и негативного восприятия мира.

– Какого вида вегетарианства вы придерживаетесь и как долго? Какое влияние это оказало на ваше здоровье?

– Я перестал употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца в возрасте 24 лет. Сейчас мне 47, таким образом, я уже 23 года как вегетарианец. Как только я отказался от мясной пищи, у меня сразу прошел гастрит с повышенной кислотностью.

Кроме того, уже в возрасте 20 лет я знал, что такое предастматический синдром, страдал одышкой, и все эти симптомы исчезли, как только я отказался от «продуктов убийства».

У меня от природы склонность к перегреву организма, мне постоянно жарко, и оказалось, что переход на вегетарианство помогает смягчить и это состояние.

– Какого типа вегетарианства вы придерживаетесь? Какие продукты входят в ваш рацион питания?

– Я употребляю в пищу молоко и молочные продукты, много овощей, зернобобовые, фрукты. Я полностью исключил из своего рациона мясо, рыбу, яйца, а также чай, кофе и шоколад. Вообще я не зацикливаюсь на питании – оно просто должно быть здоровым.

Люди, которые все свое время и внимание уделяют отслеживанию того, какое количество калорий и когда «ввести» в организм, на самом деле находятся на очень низком уровне развития. Человек должен фиксировать свое внимание на духовном аспекте жизни: на молитве, глубоких отношениях с окружающими, а не думать постоянно о том, что он будет кушать.

Ведь это образ жизни близкий к животному уровню. Человек должен один раз решить, чем он питается, и больше не думать об этом. Я для себя разработал определенную схему питания, и теперь придерживаюсь ее. С утра я стараюсь вообще ничего не кушать. Утреннее время я посвящаю работе над собой, молитве, самосовершенствованию, а любая пища снижает концентрацию, расслабляет.

Поэтому с утра я могу выпить немного травяного чая, но и это бывает редко. Обычно первый раз я кушаю в обеденное время, и это полноценный обед, состоящий из нескольких блюд, которые сочетают в себе все шесть основных вкусов. В целом примерно половину моего рациона составляют продукты, не прошедшие термическую обработку: я ем много салатов, свежих овощей и фруктов.

Трапезу я начинаю с салата, затем ем тушеные овощи и суп, а в конце – немного сладостей. Ближе к вечеру я могу съесть пару каких-нибудь фруктов, и перед сном выпить стакан молока с медом.

– Какие продукты вам нравятся больше всего?

– Я выбираю продукты, которые действуют на организм охлаждающе, поскольку от природы я склонен к перегреву. Это кабачки, тыква, яблоки, огурцы, китайская капуста. Каждый человек должен хорошо изучить свою конституцию и выбирать продукты исходя из этого.

– Какие люди или книги повлияли в свое время на ваш выбор, и как к переходу на вегетарианство отнеслись ваши друзья и близкие?

– Когда-то я очень увлекся методикой Поля Брега, описанной в книге «Чудо голодания», также читал Рерихов, другие книги о самосовершенствовании. Конечно, когда я в очень юном возрасте отказался есть мясо, моя мама с ума сходила, никак не могла это принять. Сейчас она тоже стала вегетарианкой.

Обычно любое сильное влияние на судьбу родственники воспринимают со страхом. Это случается, когда человек принимает какую-либо веру или даже просто перестает есть мясо. Люди считают, что он попал в какую-то секту или начались проблемы с психикой.

Всякий раз, когда человек начинает вести себя иначе, чем другие – например, отказывается пить спиртное – его близкие чуют неладное. Поэтому не стоит принимать это беспокойство родных за признак того, что вы идете неверным путем. Просто нужно пройти это испытание.

Со временем родственники привыкают и даже могут принять вашу точу зрения или, как минимум, порадоваться за вас. Если человек живет в семье, где остальные не являются вегетарианцами, то лучше просто не акцентировать на этом внимание. Нужно мягко сказать, что вы временно не будете есть пищу, которую считаете тяжелой. Сейчас все мои друзья и близкие – вегетарианцы.

В моем кругу тема вегетарианства вообще не обсуждается, потому что это принято как норма жизни. Если же среди моих знакомых и встречаются люди, которые едят мясо, то они с уважением относятся к моему выбору, поскольку на самом деле понимают, что лучше все же отказаться от мясной пищи.

– Как вы воздействуете на людей: личным примером или пропагандой вегетарианства?

– Стараюсь вообще никак не воздействовать: это должно быть личным выбором каждого человека. В лекциях я очень мягко говорю на эту тему, понимая, что агрессивной пропагандой никого не убедить. Человек должен прийти к этому в результате работы над собой, духовного роста.

Поэтому я наоборот советую людям не менять резко свои привычки и просто заниматься саморазвитием: в результате образ жизни и питания поменяется естественным путем. Именно образ мыслей определяет наши приоритеты в питании: некоторые люди едят, например, только освященную пищу, другие вообще не употребляют коренья, а лишь то, что растет над землей.

Я считаю, что очень важно кушать освященную пищу. Нужно принять идею, что ты готовишь не для себя, а для Бога, и первостепенным является бескорыстный настрой во время приготовления пищи. Сама идея предложить пищу Богу, прежде чем кушать ее самому, возвышает и очищает сознание. В итоге все зависит от уровня развития разума.

Нужно думать не о своем весе, величине мышц или тонкой талии – это животный уровень,- а о том, как относиться к окружающим, к природе, к Богу, как подготовиться к будущей жизни.

– Что вы можете посоветовать начинающим вегетарианцам?

– Лев Толстой говорил, что вегетарианство – это не диета, а восприятие мира. Если человек против насилия и убийства, он чувствует, что употреблять мясную пищу просто неэтично. Эта пища неприятна, так же как неприятно представить трупы в своем холодильнике.

Мало кому доставляет удовольствие находиться на кладбище, а у человека, употребляющего в пищу продукты убийства, кладбище находится внутри. Поэтому всем людям, которые считают себя начинающими вегетарианцами, я посоветовал бы больше заниматься самосовершенствованием, более глубоко воспринимать этот мир.

По мере того, как меняется восприятие мира, человек более тонко воспринимает энергию продуктов, которые он употребляет в пищу. Я не абсолютизирую идею вегетарианства. На мой взгляд, столь же неэстетично пить спиртное. Вегетарианство – это лишь один из аспектов целостного восприятия мира, которое у меня сформировалось за многие годы духовной практики.

Сама по себе приверженность вегетарианскому питанию еще не указывает на то, что вы стали исключительным человеком. Гитлер тоже был вегетарианцем, и многие животные – обезьяны, например, – питаются исключительно растительной пищей, что не мешает им быть крайне агрессивными.

Вегетарианцы порой тоже ведут себя очень вызывающе, гордятся собой и противопоставляют себя другим, считая свой образ жизни более возвышенным. Вот над этим надо работать, а не беспокоиться о том, что именно будет у вас сегодня на обед. Поэтому вегетарианство это всего лишь часть здорового и правильного образа жизни, но отнюдь не единственная составляющая. 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *