Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Содержание

10 лучших инсталляций современного искусства 2016 года

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Предлагаем вашему вниманию самые запомнившиеся, ставшие знаменитыми на весь мир инсталляции современного искусства, созданные художниками-новаторами. С помощью своих неординарных творений они призывают обратить внимание на ту или иную мировую проблему или же просто открывают новые страницы в истории искусства.

1. Инсталляция «Inside Out»

В честь проведения Олимпийских игр в Рио, французский уличный художник JR создал огромную фигуру атлета, прыгающего через многоэтажный дом.

2. Инсталляция «JR au Louvre»

Все тот же художник JR заставил исчезнуть известнейшую стеклянную пирамиду рядом с Лувром в Париже. Он добился этого эффекта, завернув её в полотно с принтом стоящего позади пирамиды фасада музея.

3. Инсталляция «Plexus 35»

Мексиканский художник Габриэль Дав известен по всему миру своими красочными радужными инсталляциями. В этом году он порадовал посетителей музеев искусства новым творением под названием «Plexus 35».

4. Инсталляция «Розовый дом»

Чтобы сохранить традиционное искусство вязания крючком и подогреть к нему интерес, скульптор из Польши Агата Олексияк (или просто Олек) покрыла целый дом огромным вязанным чехлом розового цвета.

5. Инсталляция «Дождь»

Украинский художник Назар Билык воздвиг в Киеве скульптуру мужчины с огромной каплей воды на лице. Это произведение символизирует взаимоотношение людей с природными элементами.

6. Инсталляция «Слон и мышь»

Скульпторы Рэй Виллафэйн и Сью Беатрис объединились для создания 2,5 метровой скульптуры слона Чесси Транкстон, играющего в шахматы с крошечной мышкой по имени Херсел Хиггинботом.

7. Инсталляция «Джунгли Амазонки с человеческим лицом»

Французский фотограф и уличный художник Филлипп Ишару представил яркий перфоманс, чтобы привлечь внимание к проблеме вырубки лесов в Амазонке. С помощью светового проектора он перенес фотографии лиц местных жителей на различные участки растительности, тем самым демонстрируя глубокую связь людей и флоры.

8. Инсталляция «Tili Wiru Tjuta Nyakutjaku»

Используя более 50 000 лампочек, художник Брюс Мунро создал целое светящееся море посреди австралийской пустыни рядом со скалой Улуру.

9. Инсталляция «SafePassage»

Китайский художник и архитектор Ай Вэйвэй прикрепил к колоннам здания Концертного зала в Берлине 14 тысяч спасательных жилетов беженцев. Эта акция призывает обратить внимание на множество проблем, с которыми сталкиваются беженцы с Ближнего Востока.

10. Инсталляция «Рубикон»

Известный на весь мир своими подводными произведениями художник Джейсон Тейлор создал целый музей под водой.

Эти скульптуры из камня от Джейсона в первую очередь призваны проиллюстрировать экологические процессы в морской среде, а дальше – отражать взаимоотношения окружающей среды с загадочным миром искусства.

Создание подводного парка скульптур несет в себе послание, которое рассказывает о важности понимания природы и сохранения такого деликатного мира.

Подводные скульптуры от Джейсона Тейлора

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Превратности судьбы

Американский скульптор Джейсон Тейлор это один из немногих художников, которому удалось совместить совершенно несовместимое. У него получилось объединить свой талант скульптора, художника по керамике и инструктора по дайвингу в одном арт –проекте под названием «Бесшумная эволюция». Таким образом, был создан «Парк подводных скульптур».

Основная идея проекта это ликвидация негативного воздействия туристов на естественные процессы развития коралловых рифов. Тейлор создает искусственную среду для восстановления и поддержания развития кораллов. После завершения работы инженеров, биологов и строителей скульптурами занялись морские жители, которые начали интенсивно заселять загадочный город, созданный человеком.

Для создания парка Тейлор выбрал коралловый риф, который находится в водах Вест – Индии, возле побережья Мексики. Подводные скульптуры находятся на глубине 9 – 10 метров. К ним можно с легкостью добраться с аквалангом или же рассматривать ее с лодки со стеклянным дном без погружения под воду.

Материал, который использовался для создания подводных скульптур, был специально подобран для того чтобы упростить развитие морской жизни. Дизайн, форма, текстура, а также химический состав фигур Джейсона способствуют размножению и росту эмбриональных кораллов. Специально продуманные пустоты в скульптурах являются местами для укрытия и их спокойного развития.

Скульптура обросшая кораллами

Под водой эти фигуры кажутся визуально намного ближе и больших размеров. А блики на скульптурах, создаваемые благодаря преломлению солнечного света придают им некую таинственность и загадочность.

Четыреста фигур молодых людей и стариков, женщин и мужчин, древних и современных.

Этот необычайный парк подводных скульптур показывает изменение социальных и физических обликов поколения людей, начиная от архаичной цивилизации Майя, и заканчивая сегодняшним космополитным обществом.

В роли моделей для творения Тейлора послужили местные жители Гренады.

В начале автор работ делал слепки частей тела из гипса, а затем соединял отлитые из бетона готовые части фигур и при помощи стального троса создавал единую композицию.

Таким способом была создана композиция под названием «Превратности судьбы» где держатся по кругу за руки дети разных народностей; «Садовник надежды» где изображена девушка в саду;

“Садовник надежды”

«Потерянный корреспондент» — скульптура одинокого человека, который сидит за столом с печатной машинкой

“Потерянный корреспондент”

и мчащийся в неизвестность «Велосипедист».

“Велосипедист”

Кроме этого парка подводных скульптур на счету Тейлора имеется уже пять готовых подводных проектов в разных частях планеты. И каждый замысел скульптора является захватывающим и неожиданным в своем исполнении. Благодаря своей проделанной работе Джейсон Тейлор получил международное признание и занял почетное место среди творцов современной скульптуры.

Джейсон Тейлор

Вегетарианство. Часть культуры или тупик?

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Споры о пользе или вреде вегетарианства ведутся давно и в рамках привычной аргументации кажутся бесконечными. Мы же, в свою очередь, хотели бы с совершенно другого ракурса посмотреть, что реально может лежать в основе этого явления.

87 20107 29 Июня 2011 в 04:48

Рассуждая о вегетарианстве, как его сторонники, так и его противники подразумевают, что речь идет об отказе от употребления в пищу мяса животных или о полном запрете на использование любых продуктов животного происхождения, в том числе меха и кожи, как этого требует более строгий вариант – веганство.

Споры о пользе или вреде вегетарианства ведутся давно и в рамках привычной аргументации кажутся бесконечными. Мы же, в свою очередь, хотели бы с совершенно другого ракурса посмотреть, что реально может лежать в основе этого явления.

Проведем небольшой исторический экскурс. Начав свой путь в религиозных традициях глубокой древности с идеи ненасилия над живыми существами (индуизм со своей священной коровой, буддизм, джайнизм и пр.

), вегетарианство прошло через различные философские школы, в частности пифагорейцев с их учениями о переселении душ.

Вместе с модой на колониальный стиль оно оживилось в Англии, где в середине 19-го века было основано первое вегетарианское общество, а спустя полвека – в 1901 году – пришло в Россию в Санкт-Петербург.

Под влиянием этического вегетарианства Льва Николаевича Толстого с  его известным высказыванием: «Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя овца своей шерстью.

Какая же им за это награда? Перерезать горло и съесть?» в дореволюционной России создавались вегетарианские поселения, школы, столовые.   С приходом новой власти тема вегетарианства была надолго закрыта и вновь получила распространение уже в последние десятилетия ХХ века.

Постепенно к религиозным и морально-этическим соображениям добавлялись медицинские, экономические и экологические.

В результате на сегодняшний день образовался целый перечень причин для желающих стать вегетарианцами, назовем лишь некоторые из них:

  • По религиозным основаниям, связанным с верой в переселение душ, карму и т.п.
  • Из нежелания причинять страдания животным, убивая их для потребления.
  • В надежде снизить риск различных заболеваний – онкологических, сердечно-сосудистых и прочих.
  • В целях сокращения расходов на питание.
  • По соображениям экологического порядка, для уменьшения давления масштабным производством мяса на окружающую среду, состояние которой и без того угрожающее.
  • Для решения продовольственной проблемы непомерно разросшегося человечества путем перевода его на питание растительной пищей.

Кроме того, до сих пор существует миф о том, что человек от природы является вегетарианцем, поэтому ему следует вернуться «назад к природе».

Итак, мы видим достаточно разнообразный набор причин, и каждый желающий стать вегетарианцем может выбрать из него любую подходящую или придумать еще какую-нибудь свою.  А наша задача состоит в том, чтобы за всеми этими сознательными (умственными) рационализациями и объяснениями найти и понять суть самого явления.

Абсолютно достоверно установлено, что человек, как и большинство высших приматов, всеяден и способен питаться как растительной, так и животной пищей.

Более того, также достоверно установлено, что человеку древнейших времен в массовом порядке был присущ каннибализм, который и поныне то и дело дает о себе знать в виде отдельных отвратительных, но достаточно регулярных проявлений.

Таким образом, понятно, что не существует реальной физиологической обусловленности питания исключительно растительной пищей.

Тогда откуда возникло стремление к отказу от поедания мяса животных?

Для выяснения этого вопроса нам придется обратиться к тем первобытным временам, когда человек ранний только начинал свое развитие, и каннибализм еще не был чем-то из ряда вон выходящим.

Носителями зрительного вектора тогда были кожно-зрительные девочки, сопровождавшие мужчин на охоте и войне, дневные охранницы стаи, выполнявшие попутно и другие функции (об этом подробно в соответствующих статьях библиотеки сайта).

Нередко случалось, что кожно-зрительная девочка, прозевавшая хищника, сама становилась его добычей, поскольку вынужденная спасаться бегством стая бросала ее.

В отличие от девочек, зрительные мальчики – а это, ввиду их физической слабости, был абсолютно бесполезный для стаи балласт – поедались оральным каннибалом сразу после появления на свет.  Отсюда корень зрительного вектора – страх. Страх быть съеденной хищником – у зрительной девочки, и страх быть съеденным каннибалом – у зрительного мальчика.

И отсюда же предпосылки появления и развития культуры. Не будь каннибализма – не появилась бы культура, возводящая в абсолютную ценность человеческую жизнь!

Страх кожно-зрительной девочки за собственную жизнь, вынесенный наружу через стремление к сохранению жизни зрительного мальчика, привел к запрету на поедание себе подобных, что и послужило отправной точкой при создании целой системы запретов и ограничений, загнавшей нашу животную сущность в рамки культуры. Можно сказать, что вся культура – это зрительная надстройка над каннибализмом «человекоживотного» с целью сохранения человеческой жизни.

Но что значит запрет, с помощью каких доводов можно запретить каннибалам употребление в пищу себе подобных, что делает этот запрет в принципе выполнимым? Помимо прямого приказа вождя, находящегося под влиянием своей кожно-зрительной самки (подробнее об этой связке читайте статье «Продвижение культуры в массы или Антисекс и Антиубийство»),  для того чтобы запрет был действенным, нужна адекватная замена запрещенному, а мясо других животных было той самой альтернативой, которая позволила человечеству отказаться от каннибализма в пользу культуры.

Однако при экстремальном давлении ландшафта, когда речь идет о выживании,  культурные надстройки и запреты слетают в течение нескольких дней.

Многочисленные факты как вынужденного голодного каннибализма, известные из истории и воспоминаний очевидцев не столь давних событий, так и бытового, не связанного с угрозой выживания и нередкого в наши дни, говорят о недостаточной устойчивости самой культурной надстройки.

Именно культура, точнее ее развитие, и есть та глобальная общечеловеческая задача, на которую должно быть направлено внимание зрительного вектора сегодня.

Тем не менее, часть вегетарианцев-зрительников не оставляет надежды продвинуться в направлении отказа от употребления животных в пищу по той причине, что «животных жалко»…

В связи с этим и в качестве небольшого отступления позволим себе напомнить о поэтапном развитии физического мира, которое началось с того, что возникла неживая материя и прошла всяческие метаморфозы до появления первой растительности.

Используя в качестве питания неживой уровень, растительность постепенно развилась до состояния корма для животных, которые появились уже вслед за этим. Каждый предыдущий уровень служит кормовой базой для последующего.

Человек – это следующий над животным уровень, для него «кормовая база» – все предыдущие, то есть минералы, растения и пригодные в пищу животные, птицы, рыбы и т.д.

Отказываясь от употребления мяса, человек как бы спускается на уровень ниже, тем самым совершая откат назад – а это вне логики развития на усложнение, которое со всей очевидностью наблюдается в природе нашего мира и является глобальной ее тенденцией.

Если же пойти по пути «не буду есть животных, потому что их жалко», то после животной придется отказаться и от растительной пищи, потому что «растения тоже живые, их тоже жалко». У человека со зрительным вектором все живое и одушевленное – «жила-была пуговица»…  Так что в смысле выживания и развития путь лишения себя еды из жалости к еде – это путь в никуда.

Самые продвинутые современные рациональные вегетарианцы, отринувшие сентиментальную заботу о животных, пытаются рассуждать масштабно и с заботой обо всем человечестве.

Поток аналитики о плачевном состоянии сельского хозяйства в целом и животноводства в частности, о нерациональном использовании посевных площадей и вырубке джунглей, о нехватке ресурсов на возрастающее народонаселение планеты приводит их к неожиданному выводу об отказе от мяса как единственно возможного пути решения всех проблем.

Вывод совершенно не очевидный, несмотря на то, что все вышеозначенные проблемы имеют место быть в той или иной степени и требуют решительного переосмысления современным обществом всей системы потребления в направлении разумного ограничения, но никак не отказа.

Действительно, в кожной фазе развития человечества – в современном обществе потребления – произошел сильнейший перекос, утрата чувства меры в потреблении всего, и особенно это касается еды. Массовое ожирение взрослых и детей в самых развитых странах Запада (в США до 30% населения) – это уже катастрофа, причем не только на физическом уровне.

Голод всегда подстегивал человека к развитию, заставляя двигаться. Сытый человек, пребывая в изобилии, не желает не то что шевелиться, но даже думать  – нет стимула. Поэтому необходима культура приема пищи, но не в смысле красоты сервировки стола (это зрительные приятные мелочи), и не через вегетарианство, а в смысле умеренности.

Как известно, вегетарианство отнюдь не исключает этой проблемы, там тоже сплошь и рядом мы видим примеры переедания. Ограничение, чувство меры – это свойства кожного вектора, через него должна распространиться на всех умеренность в потреблении.

У зрительного вектора совершенно другие свойства, его задача – это культура как ценность человеческой жизни.

Так что в случае заботы о человечестве мы опять можем наблюдать попытку подогнать внешние соображения под объяснение своего внутреннего желания отказаться от употребления продуктов животного происхождения.

А само это желание обусловлено не очень хорошим состоянием зрительного вектора, когда он либо не очень развит и не вышел из состояния страх, либо ушел в страх из-за стресса от нереализации. Причем чем глубже состояние страха, тем строже вегетарианство вплоть до веганства.

При этом страх зрительного вектора не уходит, остается внутри, и перенос на себя страха живого существа быть съеденным ведет к невозможности употребления в качестве пищи мяса или рыбы – это было бы усугублением и без того плохого состояния, вплоть до тошноты и рвоты.

Человек таким способом приспосабливается избегать худших состояний, но объясняет себе и окружающим, что это полезно для здоровья, или что животное тоже хочет жить, или заботой о сохранении ресурсов Земли…

Что касается характерного для вегетарианства векторного набора, то это, конечно, зрительные люди и, в первую очередь, кожно-зрительные девочки любого возраста. Зрительный страх в сочетании с кожным ограничением обеспечивает все необходимые свойства и условия.

К массе зрительников могут примкнуть отдельные кожники, если их убедить в большой пользе для здоровья и выгоде для кошелька. Иногда встретятся анальники, ведомые своей зрительной девушкой. Достаточно часто в вегетарианство и веганство попадают кожно-звуковые фанатики, у которых состояние фанатизма первично.

Эти легко могут обходиться не то что без мяса, но и без еды по сорок дней, экспериментируют с безводными сухими голодовками.

В общем-то нет никаких особых проблем в том, что какие-то отдельные люди соблюдают растительную диету, если им так комфортнее – на здоровье! В конце концов, речь тут идет всего лишь  о теле, а дело не в этом.

  Вызывает сожаление, что их зрительный вектор, застряв в вегетарианстве, остается в состоянии страха и занимается купированием страдания вместо того, чтобы выйти наружу и испытывать прекрасные эмоциональные переживания, направляя на себе подобных сострадание, эмпатию и любовь.

Иначе говоря, жизненные задачи людей со зрительным вектором несоизмеримо больше, чем решение вопроса о поедании травы или мяса.

Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок статьи, можно сказать, что вегетарианство не имеет отношения ни к культуре, которая вся о ценности человеческой жизни, ни к развитию человечества.

Вегетарианство  – это, прежде всего, страх, точнее одно из его проявлений, задрапированное словесными зрительными рядами.

Этакое отклонение, случившееся в русле движения от каннибализма к развитой культуре, небольшой тупичок, в котором сбились в испуганную стайку испуганные зрительники…

Хочется обратиться к ним:

Ребята-вегетарианцы, хватит бояться и бездарно разбазаривать огромный потенциал, заложенный в зрительном векторе. Мы не призываем вас стать мясоедами, можете продолжать свое более или менее травоядное существование.

Просто постарайтесь найти в себе силы, чтобы отодвинуть занавески и ширмы, скрывающие от вас реальную картину мира. Вы увидите настоящие, а не надуманные задачи там, где ваше участие необходимо.

Ждем вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация здесь.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Вегетарианство — безусловное благо для окружающей среды?

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Утверждение:

Вегетарианство положительно влияет
на окружающую среду

Вегетарианцы и веганы по-разному объясняют, почему они отказываются есть мясо или продукты животного происхождения в принципе.

Кто-то признаёт, что не переносит их вкуса, другие говорят, что не терпят жестокого отношения к животным. Есть и те, кто напоминают об огромном ущербе окружающей среде, приносимом мясной индустрией.

За последние 60 лет потребление мяса выросло в 7 раз: это одна из причин, почему выбросы парниковых газов в атмосферу продолжают расти. 

Кроме того, всё больше территорий выделяют под выращивание зерновых культур для животных, которых потом убивают, — а плодородных земель уже и так мало, не говоря о том, что распашка — один из основных факторов, приводящих к эрозии почв. Вегетарианцы утверждают, что если больше людей откажутся от мяса, спрос на него упадёт и природа будет меньше страдать от растущих потребностей человечества, тем более что жители развитых стран едят больше мяса, чем стоило бы.

Джордж Монбио (2002)

журналист

Почему это не так:

Массовый отказ от мяса не решит проблему нехватки пахотных земель

Сторонники вегетарианства часто ссылаются на исследования, согласно которым, производство 1 кг мяса приводит к большим выбросам парниковых газов, чем производство 1 кг овощей. Но на деле разумнее сравнивать не килограммы, а калории: так, в 1 кг говядины их 2280, а в 1 кг брокколи их только 340.

Если основываться на калориях, то производство свинины и курицы вредит окружающей среде меньше, чем производство помидоров, брокколи и сыра.

В конечном счёте всё зависит от условий, в которых выращивают животных: к сожалению, часто получается, что чем эти условия жёстче, тем меньше фермы тратят ресурсов — и тем меньше происходит выбросов.

Из того, что калорийность овощей ниже, следует и то, что площадь пахотных земель всё равно придётся увеличивать. К тому же благодаря вегетарианству животные не перестанут страдать: место коров и свиней займут другие.

Например, грызуны и другие мелкие звери, которые будут медленно и мучительно умирать от пестицидов и других химикатов, защищающих злаки.

Резкие перемены в численности видов могут привести к непредсказуемым последствиям, а потому многие начинают задумываться о том, что человечеству пора найти баланс: не отказываться от мяса полностью, но сделать так, чтобы животные и окружающая среда страдали от деятельности человека меньше.

Джордж Монбио (2010)

журналист

фотографии via Johannes Courtens, Carlos Eduardo Andrekowisk Filho

Подводный парк скульптур джейсона тейлора

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Джейсон Тейлор выбрал для парка коралловый риф неподалеку от побережья Гренады. Небольшая глубина позволяет видеть работу скульптора не только профессиональным дайверам, но и обычным туристам на лодках со стеклянным дном.

Подводный музей в Канкуне и Исла Муэрес объявил о втором этапе проекта: в музее, который находится под водой у берегов Мексики, будет установлено еще 400 бетонных скульптур.

С ноября прошлого года четыре скульптуры художника Джейсона де Кэйреса Тэйлора были опущены под воду, включая «Собирателя грез», изображенного на фото.

В скульптуре десятки бутылок с сообщениями со всего света.

В этой скульптуре «Человек в огне» – 75 дырок, из которых растут огненные кораллы.

Скульптура «Садовник надежды» изображает молодую девушку в саду.

Морской национальный парк у побережья Канкуна привлекает около 750 000 посетителей каждый год.

Подводный музей – один из способов сократить негативное влияние туризма на естественные коралловые рифы, так как скульптуры создают новую искусственную среду обитания для кораллов.

Джейми Гонсалез – директор национального парка – хочет, чтобы к апрелю 2010 года в подводном парке было 250 скульптур.

В дальнейшем планируется работа с другими художниками, готовыми сделать свой вклад в музей.

Его работы отражают экологические процессы морской среды с одной стороны и иллюстрируют сложные взаимоотношения современного искусства и окружающей среды.

Скульптурные творения несут в себе скрытое послание о том, что необходимо понимать и защищать природный мир.

Скульптуры размещены в мелководье, чтобы к ним легко можно было добраться при погружении с аквалангом, с трубкой или плавая на прогулочном корабле со стеклянным дном. Зрители приглашаются раскрыть и узнать красоту нашей подводной планеты и оценить процесс эволюции рифа.

Джейсон де Кэйрес Тэйлор является квалифицированным инструктором по дайвингу и подводным натуралистом с 14-летним опытом подводного плавания в различных странах.

Процесс создания скульптур под водой кардинально отличается от наземных скульптур. Существуют физические и оптические условия, которые необходимо учитывать.

Под водой статуи кажутся на двадцать пять процентов больше, цвета искажаются потому, что вода преломляет солнечный свет. Водная среда позволяет видеть этот мир во всей игре его перспектив и красок, это превращает процесс простого пассивного наблюдения в увлекательное исследование.

« Вернуться назад | Все новости | Следующая новость »

…Море волнуется три, морская фигура на месте замри :: Частный Корреспондент

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Если во времена Марселя Дюшана и прочих весельчаков-дадаистов было модно выставлять в галереях велосипедные колёса и писсуары, то сейчас всё наоборот — передовые художники стремятся органично вписать свои произведения в окружающую среду. Из-за этого предметы искусства порою вырастают в самых неожиданных местах, весьма отдалённых от вернисажей.

35-летний британский скульптор Джейсон де Кайрес Тейлор буквально утопил свою выставку на дне морском. Этим и прославился, закрепив за собой звание первого и главного специалиста по подводным паркам и галереям.

Началось всё с подводного парка скульптур в заливе Молиньер у берегов острова Гренада в Карибском море.

В 2006 году Джейсон Тейлор, выпускник Колледжа искусств в Кэмбервелле, опытный инструктор по дайвингу и по совместительству подводный натуралист, при поддержке Министерства туризма и культуры Гренады создал экспозицию из 65 человеческих фигур в натуральный рост.

Все они были отлиты из экологически безопасного бетона по образу и подобию местных мачос и мучачос, которые позировали художнику. И поскольку бетон — штука долговечная, то когда-нибудь правнук одного из натурщиков, маленький гренадский мальчишка, сможет сказать своему приятелю: «А хочешь, я тебе своего прадедушку покажу?» И покажет.

Велев приятелю надеть маску для подводного плавания. Впрочем, маска необязательна — скульптуры установлены на мелководье, так, что их хорошо видно и с обычных лодок, и со специальных прогулочных яхт со стеклянными днищами, сквозь которые можно разглядывать подводную галерею, не обжигая глаза о слепящую плёнку солнечных бликов.

Подводные скульптуры — зрелище завораживающее и вместе с тем жутковатое.

А в скульптурах Тейлора, которые сквозь окуляр водной поверхности кажутся на четверть больше своего реального размера, есть особая странная притягательность, та самая притягательность, которая издавна заставляет людей с опаской и любопытством рассматривать манекены, выставки восковых фигур и больших, искусно сделанных кукол… Когда смотришь на манекен, то кажется, что он вот-вот зашевелится, поднимет руку или скажет что-то. Вода приводит скульптуры в движение, колыхание волн создаёт иллюзию, что подводные люди переговариваются, поворачивают головы, переступают с ноги на ногу. Иногда даже кажется, что они танцуют…

Работа Джейсона Тейлора «Чередование» — это хоровод из двадцати шести скульптур детей разных национальностей, взявшихся за руки. «Станьте дети, станьте в круг, ты мой друг, и я твой друг» — так вкратце можно пересказать ту мысль, которую хотел визуализировать художник этой скульптурной композицией.

В гренадском фольклоре есть поверье, что женщина, умершая при родах, возвращается на землю, чтобы забрать с собой мужчину. Это её месть за то, что связь с мужским полом принесла ей смерть.

Она оборачивается красоткой, обольщает жертву, а потом, перед тем как забрать несчастного в царство мёртвых, принимает свой настоящий облик: худое, как череп, лицо, впалые глазницы, широкополая соломенная шляпа, белая блуза национального покроя и длинная развивающаяся юбка… С подачи Джейсона Тейлора одна из таких женщин — «Дьяволица» — спустилась в мир живых, но окаменела на морском дне и так и не дошла до конечного пункта назначения…

Другая скульптурная группа — «Риф Изящества» — и вовсе напоминает шестнадцать утопленниц, вольготно разлёгшихся на морском дне.

Ещё в подводной галерее есть «Натюрморт» — накрытый стол, гостеприимно встречающий дайверов кувшином и закуской, есть «Велосипедист», мчащийся в неизвестность, и «Сиенна» — молодая девушка-амфибия из короткого рассказа писателя Якоба Росса.

Тейлор специально сделал её тело из прутьев, чтобы между ними могли свободно сновать рыбы: такова его метафора родственности этой необычной девушки и водной стихии.

Не только оптические свойства воды видоизменяют подводную галерею. Со временем её экспонаты становятся домом для коренных морских жителей — лица статуй покрываются пушком водорослей, на их телах селятся моллюски и членистоногие…

Тейлор создал модель, на примере которой можно наблюдать за процессами, ежесекундно происходящими в морских глубинах. Во всяком случае, именно так позиционируется этот парк — не просто искусство, которым нужно беззаботно наслаждаться, а лишний повод задуматься о хрупкости природы, о том, как важно заботится о ней. В общем, смотри и помни.

А иначе рискуешь стать представителем исчезнувшей цивилизацией, лучшие достижения которой облюбуют водоросли…

Возможно, именно из-за правильно расставленных акцентов, гренадский подводный парк не стал уникальной «штучной» работой, а положил начало целому направлению. С 2006 по 2009 год Джейсон реализовал ещё несколько небольших проектов в разных точках мира: в реке возле замка XI века Чепстоу (Уэльс), у Западного моста в Кентербери (Кент), в префектуре Ираклион на острове Крит.

В Кентербери Тейлор уложил две женские фигуры на дне реки Стаур так, что их хорошо видно с моста у Западных ворот в замок. Эта река разделяет новый и старый город, прошлое и настоящее. Течение, омывающее скульптуры Тейлора, будет постепенно разрушать их, так что они послужат своего рода часами, работающими на энергии естественной эрозии…

«Пусть наши сердца никогда не станут такими же твёрдыми, как наши умы», — гласит записочка из бутылки. Из таких бутылок, словно оставшихся от древних мореплавателей, скульптор создал «Архив потерянных грёз».

Эта композиция стала одной из первых в подводном музее в Мексике, возле города Канкун, к созданию которого Тейлор приступил в августе 2009 года. «Тихая эволюция» — так называется этот проект.

Эволюция-то тихая, а вот планы Тейлора грандиозны: в парке планируют установить 400 скульптур! Не хватает только беляевского Ихтиандра, который стал бы идеальным смотрителем такого музея.

Мексиканские власти решились на этот проект, чтобы спасти коралловые рифы возле полуострова Юкатан от толп туристов, которые буквально разбирают рифы на сувениры. Идея проста — узнав об огромном и необычном подводном музее, туристы-дайверы потеряют интерес к Юкатану и потянутся в Канкун. Так и подводный мир будет спасён, и бюджет страны не пострадает.

Нельзя не отметить, что мексиканский музей, несмотря на заявления о первенстве, не единственный в мире музей под водой. На западном побережье Крыма ещё с августа 1992 года существует так называемая Аллея вождей. Это украинский подводный парк.

Говорят, местные жители им очень гордятся — ведь он внесён в международные каталоги самых интересных мест для подводного плавания.

Когда-то здесь был подводный кинопавильон Ялтинской киностудии, а теперь на полках естественной ниши можно увидеть бюсты Ленина, Ворошилова, Маркса, Островского, Горького, Сталина, Дзержинского.

Но украинский музей разительно отличается от своего мексиканского собрата. Дело в том, что для мексиканского экспонаты изготавливают специально, а значит с учётом подводной специфики.

А для украинского создатель музея дайвер Владимир Боруменский собирает вождей и соцреалистов с миру по нитке, так что на дно попадают самые обыкновенные сухопутные бюсты.

Кроме того, Лениных со Сталиными (Тейлору это, наверное, показалось бы величайшим кощунством и «экологической несознательностью») регулярно очищают от водорослей.

Но действительно ли статуи на морском дне борются за сохранение природы? Почему-то кажется, что в проекте Тейлора есть нечто общее с голографической рекламой в ночном небе.

То есть истинной причиной появление подводных парков служит человеческая тяга осваивать всё новые и новые территории.

Большую часть суши и даже земную орбиту уже используем для своих целей, теперь вот морское дно переоборудуем в площадку для развлечений. Пока ещё барахтаемся на мелкоте, но подождите-подождите, то ли ещё будет!

ОТПРАВИТЬ:       

Вегетарианство спасает планету

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

«Мы – это то, что мы едим».

Гиппократ

Если вы утилизируете мусор раздельно – вы заботитесь об экологии. Если вы экономите топливо и электроэнергию – вы сокращаете выбросы в атмосферу. Если вы вегетарианец – вы предотвращаете экологическую катастрофу. Почему отказ от мяса помогает восстановить экологическое равновесие – этому посвящен наш материал. 

Как человек может принять участие в экологической защите нашей планеты? Вариантов бесконечное множество: от подобранной бутылки, направленной в контейнер, до организации общественного фонда защиты лесов Амазонии. Экология многогранна и присутствует во всех сферах нашей жизни.

Рассмотреть негативное воздействие на окружающую среду в клубах дыма, вырывающихся из трубы химического комбината, очень просто, но сложно узнать, как потребление мяса разрушает озоновый слой. 

Еще в 2006 году ООН определяло животноводство как один из крупнейших вкладчиков в разрушение и загрязнение природы. О конкретных причинах негативного влияния речь пойдет ниже, но в 2006 году специалисты ФАО определили долю животноводства в выбросах парниковых газов на уровне 18% от мировых показателей. 

В 2010 году комиссия Программы ООН по окружающей среде «Оценка воздействия на окружающую среду потребления и производства приоритетных продуктов и материалов» заявила следующее:

«Глобальный переход к веганской диете может привести к уменьшению выбросов парниковых газов на 13 % и снижению темпов использования биоресурсов планеты, что способно привести в долгосрочной перспективе к решению вопросов голода». 

Формирование правильной системы питания у человека является одним из важнейших глобальных вопросов в ХХI веке. Стремительный рост численности населения планеты и сложное экологическое состояние заставляют принимать серьезные меры во многих сферах жизнедеятельности. Как оказывается, грамотно составленный рацион не менее важен, чем очистка выбросов крупных заводов.

Как животноводство влияет на природу 

«Сектор животноводства и путь, которым будет осуществляться его развитие, вызывает глубокие и широкомасштабные экологические последствия, подлежащие незамедлительному устранению». 

Это цитата одного из посланий Продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН (UN Food and Agriculture Organization, FAO). Принцип прост: люди едят мясо – его нужно производить.

На данный момент поголовье скота, свиней и овец примерно соответствует численности населения третьей от Солнца планеты.

Их выращивание и последующее производство мяса приводят к следующим негативным факторам для окружающей среды: 

1.  Парниковые газы.

Разведение животных приводит к повышению концентрации нескольких видов парниковых газов: углекислого газа (из-за дыхания животных) и метана (из-за пищеварения скота). И это только непосредственное формирование газов, а есть и косвенные причины, повышающие уровень содержания газов:

·                   применение химикатов для обработки мясных продуктов,

·                   последствия лечения зоонозных инфекций у животных,

·                   работы по хранению и транспортировке животных и продуктов,

·                   захоронение отходов.

В результате деятельности по производству мяса как продукта питания формируется более 1/5 выбросов парниковых газов в атмосферу. 

2. Потребление воды.

Животноводство использует воду на всех этапах: полив кормовых культур, питье, помывка, обработка мяса. До сих пор нет однозначного значения расходов воды на производство мяса – оценка слишком разнится.

Часто можно встретить цифру, рассчитанную Джорджем Боргстромом из университета штата Мичиган. Согласно работе ученого, для выпуска 1 кг говядины необходимо около 4.300 литров воды.

Таким образом, на мясную индустрию уходит больший объем свежей питьевой воды, чем непосредственно на питье человеком. 

3. Использование площади.

Для функционирования отрасли животноводства требуется выделение огромных участков суши, которые уходят под посевы кормовых культур, фермы, производственные линии.

В большинстве случаев эти территории больше не пригодны для восстановления и полностью деградируют. Ландшафты полностью меняются, а почва подвергается загрязнению отходами и химикатами.

По данным журнала PNAS примерно 30% доступной площади используются в целях животноводства.

Сюда же следует отнести катастрофическую вырубку лесов, уничтожаемых для освобождения территории под  животноводческие комплексы. Именно расширение производства мяса, согласно докладу ФАО в 2006 году, служит основной причиной уничтожения лесов. 

4. Отходы.

Животноводство производит огромное количество отходов. Утилизация занимает много времени, средств и приводит к загрязнению больших территорий. В местах сбора отходов концентрируется аммиак, метан, сероводород и прочие вещества. 

Философия вегетарианства как важный инструмент экологии 

Вегетарианство – это не просто отказ от мяса. Это многогранная философская концепция, которая формирует человека как личность. Любой человек, перешедший на растительную пищу, постепенно меняет свое мировоззрение. 

Если рацион человека сменится в сторону вегетарианства, то производство мяса существенно снизится, а, следовательно, перечисленные выше негативные факторы сведутся к минимуму. Это понятно. Попробуем взглянуть чуть глубже. 

Если человек выбирает для себя вегетарианство и формирует рацион из растительных продуктов, то он будет выбирать хорошие овощи и фрукты. А хорошие овощи растут на хорошей почве, для которой важна благоприятная экология. Следовательно, вегетарианец будет заботиться о природе в большей мере. Кому хочется  питаться недозрелыми плодами с пестицидами? 

Один из символов вегетарианства – это зеленый цвет. Цвет гармонии, свежести и спокойствия. Невозможно быть приверженцем такого формата питания и не ценить природу. Концепция вегетарианства основана на заботе о животном мире и о себе, как части этого мира.

Внимание к экологической обстановке является неотъемлемой частью мировоззрения вегетарианца. Изменение психологии человека и устранение потребительского отношения к окружающей среде – вот основные факторы, которые полезны для сохранения планеты и биоразнообразия на ней.

В природе все невероятно тесно переплетено и взаимосвязано, и каждый из нас неотъемлемая часть системы. 

А лучше всего важность вегетарианства для человечества подчеркнул величайший ученый Альберт Эйнштейн: 

 «Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства». 

Дмитрий Шевко

Философия. Вегетарианство – мода или философия?

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Вегетарианство

За последние несколько десятилетий приверженцев вегетарианства стало настолько много, что об этом способе питания знают наверняка все. Однако что же это: дань моде, которая со временем пройдет, или целая философия, которая влечет за собой не только другой рацион питания, но и совсем иной стиль жизни?

Когда появилось вегетарианство, никто достоверно не знает. Одни источники говорят в пользу Древней Индии и Китая, другие отдают пальму первенства Древнему Египту.

Но даже такие известные ученые, как Пифагор и Платон, призывали к преимущественному употреблению пищи растительного происхождения еще несколько тысяч лет назад. Сам термин «вегетарианство» появился в Англии в 1847 году вместе с первым вегетарианским обществом в Манчестере.

Многие считают, что слово произошло от английского «vegetable» (овощь, растение), однако термин происходит от латинского «vegetus», что в переводе означает здоровый, цельный, в более глубоком смысле характеризует человека как сильную и физически здоровую личность.

С тех пор и по сегодняшний день популярность вегетарианства с каждым годом только растет. По оценкам разных специалистов, около 5-10% населения земного шара отдают предпочтение вегетарианской кухне.

От моды к философии

Если уж мы и говорим про вегетарианство, стоит заметить одну интересную особенность. Такой способ питания популярен в развитых странах мира, и он ассоциируется со стремлением к более здоровому образу жизни, в сочетании с духовностью и гармонией.

Можно с уверенностью сказать, что это уже не просто мода, а стиль жизни. Люди отказываются от животной пищи не только из-за ее вреда, но и в знак протеста против убийства животных.

Кстати, в древности во многих культурах считалось, что мясо убитых животных содержит большое количество секретов агрессии (наверняка подразумевался адреналин), которые пагубно влияют на людей. Считалось, что перед убийством животного его нужно «успокоить», или же смерть должна быть внезапной.

Такие течения наблюдались на востоке, в Египте, и даже в некоторых европейских племенах. Сегодня многие представители вегетарианства отказываются не только от животной пищи, но и от меха и кожи в своем гардеробе.

Виды вегетарианства

Вегетарианство подразумевает отказ от употребления плоти любых животных (мясо, птица, рыба), а также иногда пищи животного происхождения (яйца, молоко, сыр). Впрочем, такое определение – весьма условное, потому как некоторые «псевдо»-вегетарианцы все же употребляют куриное мясо и рыбу, другие – яйца и молочные продукты. 

По способу питания можно выделить такие группы: 

– собственно вегетарианство – исключение из пищи мяса, рыбы и морепродуктов; 

– лакто-вегетарианство – исключение из рациона мяса и яиц, но позволяется употреблять молочные продукты; 

– ово-вегетарианство – отказ от мяса и молочных продуктов, яйца допускаются в рационе; 

– веганство – полный отказ от продуктов животного происхождения, включая яйца, молоко, сыр и даже мед; 

– фруторианство – рацион похож на предыдущую группу, однако предпочтение отдается фруктам; 

– вегетарианское сыромоноеденье – тот же рацион, что и веганство, но пища употребляется исключительно в сыром виде.

Преимущества и недостатки вегетарианской кухни

Чем же так хороша пища растительного происхождения?

– Быстрая усвояемость пищи и, соответственно, скорое исчезновение чувства голода благодаря обильному количеству растительных волокон. В результате отсутствует дискомфорт и плохое самочувствие после приема пищи. Также вегетарианцы отмечают большую энергичность (уменьшается приток крови к пищеварительному тракту во время еды). 

– Обильное количество витаминов и минералов (витамины В и С, бета-каротин, высокое содержание калия и магния), которые позволят повысить сопротивляемость организма. 

– Прекрасная очищаемость кишечника и, следовательно, всего организма. Во-первых, снижается вероятность образования вздутий и образования неблагоприятных продуктов распада пищи (все это следствие употребления мяса), а во-вторых, растительные волокна выводят из кишечника шлаки. 

– Профилактика сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, за счет отсутствия холестерина в растительной пище, а также благодаря наличию в оной противораковых терпеноидов. 

Однако нужно понимать, что полный отказ от пищи животного происхождения чреват серьезными последствиями, а именно:

– нехваткой ряда аминокислот (так называемых «незаменимых» аминокислот, не синтезирующихся в человеческом организме), содержание которых в растительной пище крайне низкое; 

– недостатком витаминов D, B12 и других, что может привести к рахитизму, болезням крови и прочим заболеваниям; 

– истощаемостью организма при длительном употреблении лишь растительной пищи; 

– задержкой развития и серьезными необратимыми последствиями в случае детского вегетарианства. 

Насколько опасно вегетарианство для организма человека мы постарались выяснить у терапевта городской больницы № 7 города Львова Ларисы Николаевны Дубник: «Мягкое вегетарианство, которое подразумевает употребление в пищу молока, яиц, морепродуктов, абсолютно безвредно для организма. С точки зрения медицины – это полезная диета, которая позволит нормализовать пищеварение и обмен веществ. Однако полный отказ от животных белков и жиров приведет к серьезным последствиям, особенно у детей. 

Сюда можно отнести нарушение функционирования нервной системы, кровообразования, разрушение костного мозга и костей, а у детей – задержку развития и рахитизм.

Что касается сыроедения, то, как мне известно, во многих странах такой способ питания ребенка карается законом, вплоть до полного лишения родительских прав.

Считаю такое наказание справедливым, потому как люди, начитавшись специальной литературы (часто религиозной), подвергают себя, а главное своих детей, серьезной опасности».

Золотая середина

Человеческая цивилизация очень любит впадать из одной крайности в другую. Давайте вспомним, когда началась активная пропаганда вегетарианства? В конце XIX века, в период, когда зажиточный класс практически поголовно страдал подагрой из-за переедания мясной пищи («болезнь лордов и королей»).

А усилилась мода на вегетарианство во время «лихорадки» диет для похудения уже в XX веке. Знаменитости, активно пропагандирующие вегетарианство, еще больше подогрели интерес к этой теме. Несомненно, преимущественное употребление растительной пищи может положительно сказаться как на здоровье, так и на внешнем виде человека.

Тем не менее, ошибочно предполагать, что полный отказ от животной пищи пройдет безболезненно. 

Так или иначе, все же предпочтительнее соблюдать золотую середину в своем рационе, и в случае отказа от мяса употреблять молоко, яйца и сыр. А если мы говорим о философии, то это уже далеко не медицинская тема. И каждый вправе сам для себя решить, чем для него является вегетарианство: экспериментом, данью моде или же стилем жизни?

Жизнь без мяса продлевает жизнь или наоборот Вся правда о вегетарианстве

Джейсон тейлор: новое искусство вписывают в окружающую среду – вегетерианство

Если вы думаете, что вегетарианство продлевает жизнь, или, наоборот, вредит здоровью, само по себе считается психическим расстройством, либо приводит к шизофрении или депрессии – то мы вам расскажем всю правду.
 

Короткий ответ: нет. Более того, все уважаемые медицинские организации мира рекомендуют диету, основанную на овощах и фруктах, в которой мясо, птица и рыба составляли бы меньшую часть.

Первыми в пользу вегетарианцев высказались эксперты Британской медицинской ассоциации в докладе 1986 года. Они заметили, что основанная на растениях диета снижает риск болезней сердца и сосудов, лишнего веса, сахарного диабета.
В 1991 году то же самое сделали эксперты Всемирной организации здравоохранения.

Эксперты ВОЗ пошли дальше британских врачей и заметили, что диета, основанная на овощах связана с более низким уровнем рака.
Наконец, самая респектабельная – американская – диетологическая ассоциация в 2009 году опубликовала свою официальную позицию, подкрепленную многочисленными научными исследованиями.

Суть ее сводится к следующему:

“Правильно организованная вегетарианская или веганская диета, является здоровой, достаточно питательной и может приносить пользу здоровью, предотвращая и вылечивая определенные заболевания. Она подходит людям любого возраста и в любой период жизни, в том числе, при беременности, кормлении, в детстве и подростковом возрасте, а также для спортсменов”.

2. Вегетарианство – болезнь?

Второй вопрос: как насчет того, что ВОЗ в 2012 году включила вегетарианство в список психических заболеваний?

Это один из самых популярный вопросов про вегетарианство. 

То, что ВОЗ внесла вегетарианство в список психических расстройств – это феерическая чушь, причем чушь эндемическая, она встречается только на русскоязычном пространстве.

Даже по-английски все ссылаются на российские СМИ.

Якобы речь шла о том, что ВОЗ внесла сыроедение и вегетарианство в международную классификацию болезней после того как экстремальные сыроеды где-то в Испании заморили собственных детей до смерти.

Странно было бы представить, что ВОЗ может принимать решение на основании частного случая сумасшествия. Собственно, Татьяна Колпакова, представитель ВОЗ в России опровергла этот слух тогда же, в 2012 году.

Однако, конечно, опровержение гораздо скучнее сплетни, и потому сплетня – при всей ее абсурдности – оказалось более живучей.

3. Вегетарианство = депрессия?

Тем не менее, вопрос, есть ли связь между вегетарианством и душевными недугами – вполне имеет право на существование. Более того, на этот вопрос у современной науки есть ответ. И, к сожалению для всех вегетарианцев, этот ответ положительный.

О связи психопатологий и вегетарианства, конечно, опубликовано много мусора: предвзятых статей с плохой методологией и умозрительными выводами. Но есть как минимум одна по-настоящему качественная работа, которая в простоте называется Немецкое исследование.

Оно вышло в свет в том же 2012 году в International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. В этом исследовании приняли участие более 4 тысяч человек.

Строгих и нестрогих вегетарианцев сравнивали с всеядными людьми, причем авторы учли все прочие факторы: возраст, пол, образование и даже место проживания, то есть, городских веганов сравнивали с городскими мясоедами, а деревенских – с деревенскими. В общем, по-немецки качественное и большое исследование, не придерешься.

И вот, оказалось, что чем более строго человек соблюдает растительную диету, тем больше вероятности, что у него обнаружится депрессия, повышенная тревожность, ипохондрий, расстройства пищевых привычек или неприятие собственного тела, по-научному, дисморфофобия.

Причем некоторые душевые недуги у веганов могут встречаться в два, а то и в три раза чаще, чем у обычных людей! Тут особенно интересно, что по многим другим параметрам вегетарианцы дают фору мясоедам: они в среднем моложе, лучше образованы, более здоровы физически, но почему-то часто менее здоровы морально.

Вот только не нужно делать далекоидущих выводов.

Что могут значить результаты немецкого исследования и, главное, чего они не значат? Во-первых, никаких причинно-следственных связей авторы не утверждают. Мы не можем точно сказать, что вегетарианство вызывает депрессию или повышенную тревожность.

Вполне возможно, что у некоторых участников исследования недостаток витамина В12 или полезных омега-3 жирных кислот как-то плохо сказывался на работе мозга, но это лишь предположение. Или, наоборот, человек с депрессией или повышенной тревожностью отказывается от мяса – такая связь кажется даже более убедительной.

4. Вегетарианство = долголетие?

Четвертый вопрос, который часто возникает всвязи с вегетарианством: действительно ли оно продлевает жизнь?

Священный текст для всех веганов – “Китайское исследование” – утверждает именно это.

В спорах вегетарианцы всех мастей ссылаются на эту работу Ти Колина Кэмпбелла, профессора Корнельского университета, который положил 20 лет жизни, чтобы доказать, что животная еда в любом количестве вредит и сокращает жизнь, а строгая растительная диета, наоборот, продлевает наши дни.

Эту мысль он доказывал на данных, собранных Корнельскими и Оксфордскими сотрудниками в 1980-х годах в Китае. Книга, написанная в 1990-х и ставшая известной в россии только в середине 2000-х, стала мировым бестселлером.

Увы, статистические выкладки Кэмпбела оказались несовершенны. Натяжкам, фактическим и методологическим ошибкам в его работе посвящены километры и километры статей. 

Коротко говоря, “Китайское исследование” – это классика научной предвзятости, когда автор учитывает только данные, которые поддерживают его гипотезу, а мешающие ему данные попросту скрывает. К тому же, данные для китайского исследования собирались 30 лет назад, когда в моде была теория, что все проблемы человека от холестерина.

Медицинская наука давно опровергла эту идею и реабилитировала животные жиры, о чем мы уже не раз говорили. Какой из всего этого можно сделать вывод? Истина, как часто бывает, аккуратно разместилась посередине: вегетарианство само по себе не вредно и не полезно. Сбалансированный, основанный на овощах и зелени рацион полезен. Хоть он и не продлит вам жизнь, но и с ума от него не сходят.

С другой стороны, в добром стейке точно нет никакого вреда.

Ешьте, и получайте удовольствие. Ваше здоровье!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *