Йога за гранями человеческого тела: интервью с йогиней анакостией – вегетерианство

Table of Contents

Йога, как стиль жизни. То, что недавно казалось за гранью возможного, завтра вполне может стать привычкой

Последние 2 года мы с Лёшей довольно активно практикуем йогу. В основном, занимаемся самостоятельно по программе, которую переняли в индийском ашраме Шивананды, в котором проходили двухнедельный курс. Честно говоря, я настолько полюбила этот комплекс, и мне он кажется настолько гармоничным, что я была уверена, что привить любовь к какому-то другому виду йоги мне практически невозможно

Йога без эзотерики: тренд десятилетия

26 декабрь 2013, 12:41

Что такое йога изначально?

Начнем с того, что изначально йога не была религиозной практикой.

Подняв оригинальную литературу по йоге — прежде всего, Упанишады — мы с удивлением можем обнаружить, с одной стороны, широкое употребление «религиозной» лексики (в том числе упоминание богов индуизма и описание ритуалов поклонения им), а с другой — подчеркнутое пренебрежение, если не презрение, к брахманическим ритуалам и вообще религиозности.

Это, понятно, не делает древних йогов атеистами — атеистов в Индии как не было, так почти и нет. Но очевидно, что как известная нам йога создавалась так же, как насквозь пропитанные духом независимости США исторически — людьми, которые стремились выйти за кастовость и в известном смысле были «против системы».

Йогу продвигали (и продвигают) люди, не очень-то уверенные, что религиозными ритуалами брахманической (арийской) культуры можно достичь чего-то бы то ни было стоящего — с точки зрения йогов, которые планку ставят высоко.

В Упанишадах и вообще во всей литературе Веданты явно прослеживается мысль: ритуалы могут утолить лишь жажду богатства, наслаждений и долгой жизни, но не жажду самопознания и слияния с Божественным. Йоги отказываются от благ, которые могут дать ритуалы, т.к.

именно Просветления они не обеспечивают.

Эзотерика и Нью-Эйдж

В 60-е годы в США появилось такое движение, как Нью-Эйдж. Это были, по большей части хиппи, которые искали средства «расширения сознания» и как хорошо провести время в компании особей противоположного пола. Одним из методов достижения сразу обеих целей стала йога — подсмотренная хиппи в Индии и кое-как перенесенная на Запад.

Хиппи практиковали йогу так, как запомнили, по опыту житья в индийских ашрамах: в начале занятия поем ОМ, потом практикуем асаны, немножко пранаямим, а в конце благодарим Шиву и Патанджали за переданные знания, ну и опять поем ОМ. Такой подход в наши дни называются «эзотерической» йогой, т.

к включает (по крайней мере, так кажется) элементы культов индуизма.

Йога сегодня

С ведической поры прошло много лет. В таком виде, в каком она пришла на Запад, йога превратилась в более приземленную практику.

И правда: йога-зал с кучей пропсов, пятнадцать человек в обтягивающих трико потеют на ультрасовременных ковриках; инструктор ходит, поправляет. Ни Ома, ни Шивы, вообще никакой такой «эзотерики».

Еще один шаг вперед, йога пост-Нью-эйдж? Кажется, что йога эволюционирует.

Но фактически, йога не эволюционирует, и даже не деволюционирует (хотя так утверждают скептики). Йога — это эффективная система целостного саморазвития (в том числе и физического), которая достигла полного расцвета еще в древние времена. Система законченная и совершенная.

Она раз и навсегда — как курс космического зонда в глубокий космос — была задана авторитетными трактатами (Ведами, Упанишадами, Тантрами, Араньяками и др.), которые описывают как философию (цели), так и конкретные техники, упражнения (средства).

Эти трактаты были написаны выдающимися, святыми мудрецами — людьми, равных которым в нашу эпоху уже не наблюдается, поэтому в наши дни нет ни одного мастера йоги, который мог бы оспорить авторитет древних текстов, и «сказать свое слово».

Однако тем хиппи, которые «принесли йогу на Запад», мало было дело до трактатов, их больше интересовало делать что-то здесь и сейчас. Мы обязаны им тем, что мы знаем про йогу!

В итоге, аутентичных данных по йоге на Западе сейчас мало, они зачастую однобоки (секты!) или фрагментарны (физкультурная йога): редкий западный инструктор берет на себя труд серьезно ознакомиться с классическими индийскими текстами, которые считаются азбукой, буквально основой знаний по йоге.

Поэтому занятия с разными преподавателями оставляют разное впечатление — и кажется, что это разные стили, или даже «разные йоги».

Но можно не сомневаться: настоящая Йога — одна, ее постулаты и техники вкратце суммированы и записаны мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» (этот трактат датируется временем ранее IV века н.э.)

Точка зрения сторонников «йоги без эзотерики»:

  • Йога и религия — разные вещи. Можно быть христианином или атеистом, и заниматься йогой как физкультурой — для здоровья и красоты;
  • Чтобы заниматься йогой, не надо петь мантры, раскрывать третий глаз и Анахату, и вообще заниматься подобной «ерундой»;
  • Преподавание йоги требует доскольнального знания человеческого тела, желательно — наличия официального спортивного и медицинского высшего образования;
  • Основная работа в практике йоги — развитие мускулатуры, вытяжение связочно-сухожильной системы, общее оздоровление организма, а также йогатерапия различных заболеваний;;
  • Цель йоги — избавление от болезней и достижение максимального здоровья и хорошей физической пользы, активного долголетия.

Постулаты сторонников «эзотерической йоги»:

  • Нельзя считаться настоящим йогом, если не принял йогическую философию, которая коротко сформулирована законом кармы и реинкарнации, и кодексами Ямы и Ниямы;
  • Для полноценной практики йоги необходимо использование мантр, янтр, медитаций, визуализаций, и работы с не признанными официальной наукой феноменами;;
  • Преподавание йоги требует целостного знания йогической философии и технологии практик, изученных под руководством сведущего специалиста, уже достигшего в йоге успеха (Гуру);
  • Основная работа в йоге — чистить и пробуждать чакры и вспомогательные психические центры (Брумадья, Бинду), что делается асанами и мантрами, очищать тонкие каналы (Ида, Пингала и Сушумна), что делается пранаямой, и в итоге установить полный контроль над телом, эмоциями и умом (что делается мантрами и медитацией);
  • Цель йоги — пробудить скрытый резерв энергии Кундалини и достигнуть Самадхи (состояния тотального отсутствия ума, как потока мыслей и образов, воспоминаний и надежд, страхов и идентификаций).
  • Йог не поедает плоти убитых живых существ, то есть должен стать (как минимум ово-лакто-) вегетарианцем, как указывается в сводах правил Яма и Нияма.

Очевидно, что у обоих подходов есть плюсы и минусы:

  • Практикуя «йогу без эзотерики», гарантированно удастся в короткий срок поправить здоровье и укрепить тело. Однако дальше физкультуры дело, вероятно, не пойдет.
  • Практикуя «пурна-йогу», придется ехать в Индию искать Гуру, что долго (в отпуск 21 день можно не уложиться), дорого и хлопотно, тем более что нет гарантии, что когда найдешь достойного Гуру, он возьмет тебя ученики — может, наоборот, пинками прогонит? (Так, говорят, было с одним известным московским йога-деятелем).
  • Преподаватели «йоги без эзотерики» досконально знают, как именно практиковать ту или иную асану. Зато совсем не знают, зачем — либо имеют об этом смутное представление. Преподаватели «пурна-йоги» зачастую напускают мистичекого тумана, и за пением мантр не дают своим ученикам достаточно техники выполнения упражнений, что может приводить к трамвам и психологической зависимости от преподавателя (синдром «он — мой Гуру, он проследит, чтобы я просветлела»).
  • Преподаватели и практикующие «йогу без эзотерики» живут долго и питаются правильно, работают по 12 часов в день, у них трезвый взгляд на жизнь, умеренные политические убеждения и стабильный доход;
  • Преподаватели «эзотерической йоги» то и дело уезжают куда-то в Гималаи, оставляя свою группу у разбитого корыта, это люди без дачи-квартиры-машины и твердых социальных основ;
  • Из практикующих «йогу без эзотерики» пока никто не пробудил Кундалини, и духовно не «Просветлел». Но им этого и не надо;
  • Из практикующих «эзотерическую йогу» никто не стал чемпионом мира по скоростной синхронной йоге. Но им тоже этого не надо;
  • Адепты обоих направлений искренне ненавидят и презирают друг друга, за исключением тех, кто стал чемпионом мира по акробатической йоге, а потом поднял Кундалини и просветлел — им уже вообще ничего не надо.
  • Мясо, рыба, яйца и тем более морепродукты полезны для здоровья, они питают организм, который подвергается интенсивным тренировкам (в частности, идет износ суставов). Однако на высоких ступенях пранаямы и медитации любая убойная пища оказывается тяжким грузом, и напрочь закрывает саму возможность прогресса в тренировке. То есть фактически вегетарианцем серьезному йогу все-таки придется стать — где-то, условно, в середине пути. Мастера могут есть что хотят, им это уже не важно.

Срединный путь

Безусловно, есть «золотой» срединный путь! Желающие следовать ему хорошенько осваивают технку выполнения всевозможных асан, чтут Сатьянанду и Айенгара, Йоги Бхаджана и Бойко, и других ушедших и современных преподавателей.

Иногда, по вечерам, изучают «Гиту» и настраиваются, трехкратно исполняя зычный «ОМ» в начале и в конце практики.

Они из гуманизма (чтобы не нарушать главную Яму — «Ахимсу», ненасилие) стали вегетарианцами, но иногда могут поужинать с друзьями и пропустить стаканчик.

Преподаватели, дозированно включающие эзотерику в занятие, иногда даже пользуются большим успехом: чего стоит хотя бы школа «Дживамукти йога» (Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф, ныне живые и здоровые) в США! Практикующие же отмечают, что — с одной стороны, тело радуется достаточным нагрузкам, и здоровье улучшается с каждым годом, — а с другой, удалось разгрести завалы своей негативной кармы с помощью всестороннего очищения ума и подсознания.

Как вы уже заметили, уважаемые читатели, одного мнения по данному вопросу быть не может — у каждого свое, и каждому — свое. Мы будем услышать ваше мнение в комментариях к материалу! А также, уверены, вам будет любопытно услышать мнения наших любимых преподавателей, известных и не очень.

Хануман.ру: Как вы относитесь к такому сегодняшнему тренду, как «йога без эзотерики»?

Илья Журавлев, преподаватель йоги, один из основателей и ведущий преподаватель московского центра «Йога 108», а также главный редактор журнала Wild Yogi: Отношусь спокойно.

Фитнесс это лучше чем алкоголь и телевизор, а у кого интеллект выше среднего, от фитнес-йоги рано или поздно перейдет к более глубокому изучению школ йоги, близких к традиции. Просто интересно будет, откуда все эти упражнения пошли.

В современном мире достаточно информации, чтобы отличить фитнес-йогу от «пурна йоги» (включающей духовные аспекты). Кому надо, разберется. Кто духовно не дорос — может вследующей жизни:-)

Денис Заенчковский, преподаватель йоги, основатель Аштанга-йога центра: Проблема в том, что такие современные тренды создаются для коммерческих продвижений — и их задача контроль над «клиентской базой » и как только человек выходит из их поля влияния он становится потерянным для их бизнесса. Потому что йога, это не о физике ….

а о том что находится за ее пределам.” эзотерика ” может включать в себя те йога практики и аспекты йоги, к которым основная масса людей просто не готова. А физика лишь инструмент для чего то еще…К такой постановке вопроса не готовы и сами хозяева «брендов и трендов».

ИМХО — задача для людей продвигающих тему йоги создать полную картину темы связанную с разными аспектами учения вместо создания новых социальных стереотипов.

Рауф Асадов, преподаватель йоги, автор проекта «Йога в парках» от Organic people: Для меня как инструктора важно сначала дать пришедшим на занятия понимание и чувствование собственного тела.

Большинство людей сегодня, увы, даже не знают, как корректно просто стоять и держать осанку, дышать, выполнять элементарные асаны, а чтобы эти базовые моменты закрепились в умах и в теле студентов, необходимо время и вмешивать в это еще эзотерику не уместно, на мой взгляд.

Но да, когда человек занимается уже какое-то продолжительное время и освоил азы, бесспорно, он может углубляться дальше, глубже, если чувствует, что готов.

Хочет попробовать эзотерики? Ок, пусть пробует и если поймёт, что это как-то помогает в практике, развивает его, то почему нет? Но пока я не встречал подтверждение этого факта.

Евгений Титов, преподаватель Кундалини-йоги: В данном вопросе важно понять слово «эзотерика». Что это значит? Приставка «эзо» — означает «направленный во внутрь», что противоположно приставке «экзо» — «направленный во вне». Тогда бы я отошел в этом вопросе от слова «эзотерика», которое может нести в себе много разных смыслов.

Если же смотреть на вопрос как «йога без внутренней работы», то с такой йогой я никогда не встречался. Что касается практики Кундалини-йоги, то в каждом упражнении есть предписания, какую внутреннюю работу нужно выполнять: будь то фокус внимания, его удержание, визуализация, или медитация… Такая внутренняя работа развивает осознание себя…

Со временем эта способности позволяют ясно видеть то, как работает ум и психика. Понимать то, как следует поменять образ мысли, жизни, питания… Как жить гармонично и осознанно. Что касается практики совсем без внутренней работы — это что-то сродни тому, когда тренируешься в спортзале и смотришь на мониторе клипы.

Надеюсь, такой йоги пока не придумали.

Илья Трубачев (Даршан), преподаватель йоги и тантры (сайт www.medite.ru): Возможна ли йога без духовного «подгруза»? Этот вопрос наверняка задают себе многие. Будет ли это йогой, или это будет просто система физических упражнений? Все правы, в конечном счете.

Если смотреть на это с точки зрения эзотерики, философии и самой йоги, то, конечно, это невозможно. Если к этому относится как к современному подходу, к социальному индивидууму, то это нормально.

Есть люди, которые не приемлют дополнительных эзотерических и духовных подгрузов, им не понятно, что где-то там есть что-то кроме них самих и их представлений о материальном мире. Это нормально…

Есть те, кому необходима вера и понимание того, что йога выходит за рамки просто физических упражнений и дает расширенное понимание происходящего с ними, а также понимание того, куда и зачем они идут. И это тоже нормально.

Важно понимать, что если вы занимаетесь йогой серьезно, то рано или поздно, в любом случае, вы накопите достаточно энергетического потенциала, чтобы перейти на новый уровень осознания процессов. Если человек готов, то все остальное — в виде медитаций и эзотерики — придет, так как без этого будет уже невозможно заниматься дальше.

Вернее, даже не невозможно, а не интересно. Вы как бы будете топтаться на месте. Вы не будете чувствовать движения вперед, и вам будет необходима медитация… Может быть, поэтому она стоит седьмым пунктом в йога сутрах, а не первым… На мой взгляд, на начальных этапах нет необходимости в эзотерике. Первые три кирпичика Аштанга йоги дают достаточно целостный подход к начальному этапу занятий. Ну а дальше, по мере углубления в практику, выбор будет всегда оставаться за вами. Идти дальше и узнать: глубока ли кроличья нора — или остаться у входа и просто оставаться здесь и сейчас…

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик, гид по Тибету (сайт daodar.ru): Я думаю, что каждому свое и все имеет место быть, даже йога без эзотерики…

Ведь если человеку просто хочется быть здоровым и не эзотеричным, то для него и существует такая йога-гимнастика.

Я, например, сейчас живу в Европе уже некоторое время, так здесь многие занимаются йогой, но назвать это той йогой, какую у нас называют «эзотерической», просто язык не поворачивается.

Они телу-то внимания достаточного не уделяют во время практики, так крутят суставами, продолжая внутренний диалог, чего уж и говорить о более тонких процессах (хотя говорят, конечно, об этом много). Но здоровее от нее они очень даже становятся. Вот это я и имею в виду, говоря, что «каждому свое», и под своим соусом.

На моем опыте — были у меня ученики, которым я преподавала йогу чисто как физические упражнения, потому что они были готовы на тот момент лишь к этому.

Потом они начинали задавать вопросы, потом сами стали вникать в более глубокую и тонкую суть йоги (я бы не называла ее эзотерической все же, и тем более не называла бы ее духовной), и почти все из них менялись внутренне к лучшему, не только внешне.

Человеческий ум очень хитер и тонок, и если мы не научимся искать тонкие подходы к разным человекам, то и пользы сможем от йоги увидеть немного в этом мире, так как узкой будет аудитория практикующих.

Все же здесь я подчеркнула бы уровень преподавателей. Когда сам преподаватель останавливается лишь на физике, называя это йогой, вот это ограничивает, прежде всего его практикующих, тех кто ходит на его занятие. Я бы также.

Конечно, отметила как очень важный такой аспект в работе инструктором йоги — это внутренний собственный рост самих преподавателей. Если этого нет, то пусть называют свой предмет «физическая культура» или «гимнастика».

Давайте называть вещи своими именами!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

5 мифов о йоге

ФОТО Getty Images 

Как любое популярное учение, йога за столетия своего существования «обросла» всевозможными мифами и домыслами. Перечислять их можно бесконечно. Мы вспомнили только самые распространенные.

Конечно нет. По статистике только в США йогой занимаются более 15 млн человек, и все они придерживаются разных религиозных взглядов. «Йога терпима ко всем вероисповеданиям, иначе она никогда не стала бы так популярна во всем мире, – объясняет профессор Ганеш Шанкар.

– В основе всех практик лежит идея самосовершенствования и обретения внутренней свободы. Но это не религия, а стиль жизни. Йога учит ставить цели и последовательно идти к ним.

Ваша цель может быть любой – стать спокойней, стать здоровей, раскрыть творческий потенциал, найти гармонию или просто похудеть».

«Йога не обещает мгновенных результатов, она учит терпению. Если вы занимаетесь йогой долгое время, она постепенно меняет ваш стиль жизни.

Многие сами не замечают, как начинают выбирать здоровую и легкую пищу, комфортную одежду из натуральных материалов. Вы начинаете окружать себя приятными и гармоничными вещами и выбрасываете из жизни все ненужное.

Так йога становится вашим стилем жизни, но только если вы сами этого захотите».

«Йога открыта всем. Есть занятия для беременных женщин, маленьких детей и людей в возрасте. Многие начинают практиковать йогу в 70 и за пару лет добиваются потрясающих результатов, – утверждает профессор. – Сегодня йогу рекомендуют людям с болезнью Паркинсона. Уже доказано, что регулярные практики способны замедлить развитие заболевания.

Йога предупреждает психосоматические болезни и помогает получать удовольствие от жизни. Меньше стресса – меньше болезней. Что касается гибкости, то, конечно, для выполнения многих сложных асан она необходима. Но никто не будет заставлять вас делать их на первом же занятии. А через год регулярных практик, возможно, эти асаны не покажутся вам такими сложными.

А даже если нет, ничего страшного. У каждого свой максимум».

Многие считают, что йога – это бесконечные упражнения на растяжку, которые не позволяют проработать все группы мышц и развить выносливость. Но Ганеш Шанкар категорически с этим не согласен.

«Чтобы убедиться в обратном, достаточно посетить занятие силовой йогой или Аштанга-виньяса (динамичная практика). А ведь еще есть Бикрам-йога, занятия которой проходят в помещении, нагретом до 35-40 градусов.

Сегодня есть множество видов йоги, которые тренируют выносливость и дают хорошую силовую нагрузку. Некоторые занятия требуют серьезной физической подготовки, и я не стал бы рекомендовать их новичкам.

Но в принципе, есть свой вид йоги для каждого».

«Регулярность действительно важна, если вы хотите достичь серьезных результатов, – говорит Ганеш Шанкар. – Только так можно повысить подвижность суставов и эластичность связок, которые необходимы для освоения более серьезных асан и перехода на следующий уровень. Но не стоит переживать, если ездить на занятие каждый день не получается».

Йога хороша тем, что практиковать ее можно в любое время и в любом месте. Даже кратковременные занятия полезны. Достаточно 10 минут, чтобы почувствовать себя лучше. Небольшая утренняя практика способна улучшить кровообращение, укрепить тело и подарить ощущение гармонии.

Многие ставят знак равенства между вегетарианством и йогой, но это неверно. «В йоге нет абсолютных запретов, есть только рекомендации, уместные на различных этапах практики. Человек, практикующий йогу, сам решает, есть мясо или отказаться от него. Нужно просто прислушиваться к потребностям своего организма», – говорит профессор Ганеш.

«Большинство из тех, кто осознанно практикует йогу несколько лет, сами приходят к идее вегетарианства. Это происходит мягко и совершенно естественно. На определенном уровне погружения в йогу меняется отношение к еде, так как меняется сам организм и стиль питания. В итоге некоторые продукты просто уходят из ежедневного рациона».

Профессор Ганеш Шанкар – президент Всемирного совета по психиатрии (Отделение стран Азии), президент Азиатской федерации психотерапии (АФП), генеральный секретарь Ассоциации йоги и психотерапии Индии (YPAI), профессор и декан образовательной школы, декан факультета сознания человека и йогических наук (Сагарский университет, Индия), сертифицированный специалист по психотерапевтической йоге (WCP).

8 октября 2016 года в рамках Конгресса «Психическое здоровье человека в XXI веке» Ганеш Шанкар проведет семинар-практикум по йога-терапии в системе охраны психического здоровья. Конгресс пройдет в Москве с 7 по 8 октября в гостинице AZIMUT Moscow Olympic Hotel. Подробнее читайте на сайте Конгресса mental-health-congress.ru

Йога и православие. как церковь относится к практике

В настоящее время, в России все больше людей отдают предпочтение йоге. В СМИ появляется огромное количество информации о йоге, открываются центры по занятиям йоги. Поскольку Россия является православной страной, напрашивается вопрос, йога и православие совмещаются? Как относится православие к йоге и можно ли православным людям применять йогу?

Позиция православной церкви к учению йоги

На просторах интернета, есть множество высказываний наставников российской православной церкви. В своем большинстве, православный взгляд на йогу достаточно отрицательный.

Одни осуждают йогу за «бесовство», называют это учение «высвобождением дьявола», другие – намереваются позитивно оценивать физическую составляющую йоги. Взгляд православной церкви к учению йоги формируется, учитывая позицию Патриарха Кирилла.

Исходя из высказываний Патриарха, православие и йога имеют возможность взаимодополнять друг друга в определенных направлениях, но он с осторожностью относится к медитации. В йоге, кроме асан, огромное значение уделяется медитации, что очень настораживает православие.

Так, греческий владыка Анастасий, анализируя йогу, говорит, что это религиозное или «околорелигиозное» учение. А медитация – это индуистская направленность. Об опасности йоги есть видео дьякона Андрея Кураева.

Медитация в йоге опасна с точки зрения православия

С точки зрения православия, йога – это система религии и в основе всех асан заложены сложившиеся языческие верования.

Но по утверждению церкви – это сатанинская религия, потому что происходит поклонение определенным силам. После проделывания специальных ритуалов, силы, которым преклоняются, совершают в человеческом теле преобразования сверхъестественного характера. Человек наделяется невероятными способностями.

Такие силы применяются в магии, спиритизме и других оккультических практиках. Выполняя, как бы, безобидное упражнение, для укрепления тех или иных мышц – совершается религиозный обряд, когда человек без своего сознания входит в подчинение сатанинским силам.

В Библии говорится, что Бог ставит свою печать только на место чела, а сатана может оставить свой знак не только на челе, а и на руке. Бог воспринимает осознанность в служении Ему, сатане же подходит поклонение в любом виде (осознанное или неосознанное). Церковь говорит, что занятия йогой могут оставить своеобразный знак на руке.

Если христианин такое допустит, то упражнения, воспринимающиеся, как безобидный инструмент для улучшения здоровья, будут своеобразной ниточкой для сатаны, чтобы затянуть человека в свою сеть.

В теперешнее время очень популярной становится Кундалини-йога. В ней раскрывается энергия «кундалини», применяя разнообразные методы. Концентрация такой энергии происходит в спящем состоянии в месте основания позвоночника. Но по мнению православной церкви, если во время молитвы чувствуются ощущения ниже области сердца, их необходимо отвергать.

Отличие Православия и Восточных религий

Для того, чтобы разобраться почему Православная Церковь не всегда приемлет йогу, нужно понять различия между Церковью и Восточными религиями.

Православие основывается по таким принципам:

  • Основа Церкви – это духовное возвышение через плотское усмирение.
  • Православный христианин убежден, что тело тленно, а душа – вечная.
  • Человеческие болезни православный человек воспринимает как возможность общения с Богом, помогая задуматься о неправильном образе жизни. Но не связывают болезнь с укреплением тела.

Православный взгляд на йогу

По традициям Востока, главным подтверждением религии является не только в каком состоянии находится душа, но и тело.  Хорошая физическая форма – есть основное доказательство тому, что человек верен религии. Здесь учение о поддержании здоровья организма и совершенствовании тела не являются пустым звуком.

Йогическое учение позволяет достичь совершенства своего тела, а также находиться в гармонии с окружающим миром, что дает возможность прочувствовать прекрасное ощущение единения с Богом. Это огромнейшая работа над собой.

Главные причины неприятия йоги православием

Многие православные настоятели находят достаточное количество причин в занятиях йоги, которые по их мнению, невозможны для принятия православием.

Так, Архимандрит Рафаил (Карелин) утверждает, что в искусстве йоги большое значение уделяется энергии сексуальности человека и вероятности в ее трансформировании. Это никак не совмещается с христианством.

Также присутствие активного воображения в йоге, формируя четкие зрительные облики, по мнению Архимандрита противоречиво для христианской аскетики. Православная церковь говорит, что мир воображения находится близко к миру страстей.

Поэтому, к нему без труда присоединяются не только паразиты, а и силы демона.

Но главным неприятием йоги у православия является медитация, как писалось об этом выше. Да, медитация в йогической практике, является основной составляющей. Это умение сконцентрироваться на определенной идее, цели, установке.

Помогают в этом повторение многократно специальных мантр (изречений). В основе медитации лежит шиваистская антропология. Это представление того, что дух человека, по природе аналогичен Совершенству (безличному Господу).

Поэтому в йоге, молитву заменяют медитацией.

Православные настоятели в этом видят самообожествление, потому что медитируя, йог находится наедине с собой. Если человек займется медитированием, молится ему будет в тягость.

Когда христианин молится, он обращается к Богу с любовью, а йоги обращаются к тайным резервам своего духа.

Во время молитвы у христиан происходит очищение ума, сердца, от дурных помыслов, страстей, образов. С помощью силы Божественной Благодати, которая находится за гранью человеческой природы, люди получают помощь.

Православное крещение в воде

Как говорят священники, мантры вводят человека в мир Вед и Упанишад. Оккультисты называют такое космические духи, а христиане – демоны. Церковные служители утверждают, что после занятий йоги, у человека происходит перекос в сознании. Он начинает воспринимать православие в искаженной форме, потому что влияют на это йогические понятия.

Основную часть времени в практике хатха-йога уделяется асанам. Это схоже с обычными физическими упражнениями, в которых человек остается некоторое время в застывшем состоянии. Асаны способны регулировать кровяной поток к некоторым участкам тела человека и улучшает их деятельность.

В православном мире говорят, что увлекаться асанами не есть безопасно. Если длительное время этим увлекаться, произойдет заторможенность психики, что приведет к медлительности, тугомыслию и.т.д.

А поскольку, занимаясь йогой, нужно соблюдать определенное питание, изменить образ жизни, то в нашем непростом современном мире, человек может стать гипертоником или сердечником.

Да, в некоторых асанах йоги есть противопоказания, как и в обычных физических упражнениях. Для этого нужна консультация доктора.

В йоге особое внимание уделяется также и распределению энергии.

Разные ли православие и йога в действительности?

Учение йоги и православная религия достаточно разные, но совместимые точки у них также есть.

Так, минимальная цель йоги – не болеть, чтобы душа стремилась к совершенствованию.

Какой же главный метод совершенства души – растворить собственное Эго, перестать думать о себе, как о центральной личности во Вселенной. Только так можно спокойно относится к незначительной страсти, обидам, презрениям и принимать мир с радостью, как это делают маленькие дети.

Установки йоги

Рассмотрим теорию йоги.

Для практикующих йогу дается 10 установок:

  • Пять установок, того, что запрещается, называется «яма».
  • Пять установок предписывающих («следует»)- «нияма».

Их главная цель – предотвратить вытекание энергии.

В яме первая установка записана, как ненасилия и не причинение вреда. Когда из сердца уходит склонность к притеснению, обиде других, получать выгоду за счет других – появляется благость в душе. Чувствуется очень хорошая параллельность к первой христианской заповеди Господа «Не убий» — не допущение гнева.

Четвертая яма в йоге называется брахмачарья, что означает контролирование самого себя. В большинстве случаев, данную установку многие относят к половому воздержанию, но смысл ее намного шире.

Яма Брхмачарья – это научиться контролировать естественные желания и потребности человека, но самое сильное из них – половое влечение. Очень много энергии люди тратят на мысли в поисках чувственного наслаждения.

И здесь приходит на ум седьмая православная заповедь «Не прелюбодействуй». Это расшифровуется не только как половое воздержание, но грех чревоугодия.

Приветствие Солнцу в йоге

Удовлетворение – не есть самодовольство, это умение воздержаться перед превратностями соблазнов. Все, что происходит, воспринимается, как воля Господа и радоваться этому.

Не допускать уныния, поскольку это является грехом. Самоограничение – умение находиться в состоянии невхождения в окружающие вещи.

Важно контролировать свои «хочу», «не хочу», стараться доводить начатые дела до завершения.

Самадахи

Высшее состояние в йоге называется самадхи. Чтобы его достичь, важно постоянно прорабатывать навык концентрирования и созерцания. Такая практика помогать держать под контролем свои чувства.

Упражнения по концентрации позволяют перенаправлять сознание на внутренний круг психической энергии. Так восприятие действительности происходит на более тонком уровне, когда в объекте созерцания сосредоточенны ум, рассудок, чувства, дыхание.

На наивысшем уровне йоги самадахи, человеческое сознание возвышается выше границ самосознания и воссоединяется с Верховным Вселенским Духом. На этой вершине сознания человек непрерывно находится в радости и покое.

Разве только йоге близки данные практики для получения состояния сознания на наивысшем уровне.

Исихазм

В православии также есть духовная практика, сближающая человека с Богом. И методы достижения очень перекликаются с йогическими.

Так, в православии есть специальная духовная практика, когда человек переживает единение с Господом. Она называется «исихазм», что означает покой, безмолвие. Это молитва созерцания, когда человек отказывается от своих мыслей, эмоций, образов. Это огромный труд над собой, но в результате, происходит обожествление, восхождение к Господу.

В основе метода исихазм лежит многократное повторение «Иисусовой молитвы». Человек находится в сидячей позе. Подбородок опущенный к груди, ум перенаправляет в сердце, дыхание замедляется для успокоения мысленных потоков.

После этого начинается проговаривание молитвы, объединяя ее ритм с дыханием до тех пор пока молитва не переходит на этап самодвижения. Это когда человек уже не предпринимает никаких действий, а молитва без усилий, как бы протекает через него. Молящийся, периодически отбрасывает мысли, которые внезапно появляются.

Так очищается ум, который становится наподобие пустого зеркала. Как описывает церковная литература в таком зеркале может отразиться благодатное касание «несозданного света». Называют его еще нетварным, что означает «несотворенный», «существующий вечно». Благодаря этому свету, молящийся входит в беседу с Богом.

Заполняясь этим светом, он присоединяется к божественной жизни и ставится Богом по благодати. Таких людей причисляют к лику святых.

Йоги в православном храме

Те, кто знает технику работы с медитацией найдет много общего в этих методах.

Святой Никифор Уединенник ввел дополнительный прием, чтобы вдох и выдох делать в ритме с сердечными ударами и каждое слово молитвы проговаривать на один удар сердца. Также контролировать вдох и выдох:

  • На вдох произнести три первые слова «Иисусовой молитвы»;
  • На выдохе – три следующие.и.т.д.

Св. Никофор Уединенник говорил, соблюдая ритм повторения молитвы, связывая его с дыханием, утихают мысли, успокаивается ум.

Что делать христианину?

Хотя позиция Церкви достаточно консервативная, йога быстро распространяется в России и других странах бывшего СНГ. Когда человек чувствует эффект от занятий, у него улучшается здоровье, повышается жизненный тонус, он будет продолжать заниматься йогой.  Как же быть, тем кто систематически посещает церковь?

Каждый человек должен взвесить все плюсы и минусы и самостоятельно принять решение. Современный православный христианин, умеющий анализировать, может охарактеризовать желание заниматься йогой так:

  • Йога великолепно воздействует на мое состояние здоровья и самочувствие.
  • Занимаясь йогой, я живу в гармонии с собой, мое психическое и физическое состояние находятся в равновесии.
  • Я остаюсь православным христианином и занимаюсь йогой сознательно.

Но в Православии и йоге есть объединяющие факторы. Это то, что относится к питанию. Так, в обоих учениях рекомендуют отказаться от тяжелой и жирной пищи. Лучше, когда в меню человека преобладают продукты растительного происхождения. В Православии чревоугодие является грехом. Истинный йог не будет переедать и слепо поглощать продукты для телесного удовольствия.

Йога в православии

Поскольку йога набирает популярности в православных странах, вокруг нее рождается множество спекуляций. Это уже не идет как беседа о йоге и православии, а такое можно охарактеризовать как разговор о псевдо йоге и православии.

Часто про учение йоги говорят совершенно не то что оно представляет на самом деле. Поэтому многие православные наставники не всегда говорят о йоге то, что соответствует действительности.

Йогические Мудры в православии

Популярность йоги на Западе привнесли в нее особенности своей культуры. Это привело к возникновению христианских методик, в основе которых заложены принципы классической йоги. На этом основании и возникло такое понятие, как православная йога. К примеру, Лоретт Уиллис, американка по происхождению, создала православную йогу.

Назвала она свое детище система Борденкирхен. В данной практике проделывают йогические асаны, совмещая с повторением фраз из Псалтыря. Лоретт утверждает, что физическое здоровье для каждой личности также важно, как вера в Бога. Потому как йога помогает не только сделать привлекательнее свое тело, но и отвлечься от жизненных проблем и услышать глас Господа.

В заключении, с уверенностью можно сказать, что практиковать йогу можно православным, если взвешенно подойти к этому древнейшему учению.

Резюме

У каждого человека есть свои личные убеждения и познания о взаимоотношениях с Богом. Каждый сам делает свой выбор.

Но когда человек искренне молится или произносит мантру, в результате он достигнет состояния медитации. В этом состоянии у человека пропадают сомнения о существовании души и истины, что не позволяет человеку грешить и это очень важно.

Правда и мифы о йоге

В йогу входят комбинации различных поз (асаны), дыхательные упражнения (пранаямы), медитация и расслабление (самьяма). Но многие инструкторы добавляют и другие элементы (например, песнопения или музыку). Разные виды йоги значительно отличаются друг от друга.

Хатха-йога и айенгар-йога в основном состоят из растяжки и восстанавливающих поз, тогда как аштанга-виньяса-йога предполагает более энергичные упражнения.

Во время занятий инь-йогой вы вряд ли вспотеете, а вот «горячая йога» (бикрам-йога), наоборот, проводится в помещениях, прогретых до 38–40 °C.

Проблема в том, что исследователям сложно определить, как именно йога влияет на состояние организма. Но давайте обо всём по порядку.

1. Может ли йога навредить?

Скорее всего, нет, как говорят учёные. Хотя некоторые исследования выявили у тех, кто долго занимался йогой, проблемы с суставами, в том числе коленными, однозначного ответа пока нет.

Но с некоторыми позами всё-таки следует быть осторожнее. Проблемы могут возникнуть при выполнении стойки на голове, стойки на плечах и при попытках завести одну или обе ноги за голову. Также травмоопасной считается поза лотоса. Новичкам лучше не пытаться повторять продвинутые асаны, а людям с хроническими заболеваниями нужно обязательно предварительно посоветоваться с врачом.

2. Можно ли сравнить йогу с другими видами тренировок?

Всё зависит от конкретного вида йоги. Если вы просто лежите и занимаетесь дыхательными практиками, вряд ли вы накачаете мышцы. Но, например, аштанга-виньяса очень близка к другим видам интенсивных физических нагрузок.

Так что смотрите сами: если вы в первую очередь хотите развить аэробную выносливость, вместо йоги (или вместе с ней) займитесь бегом или плаванием.

3. Действительно ли йога снижает стресс и тревогу?

Хотя об этом ведётся множество разговоров, исследователи всё ещё не пришли к однозначному выводу. По мнению Карен Пилкингтон (Karen Pilkington) из Вестминстерского университета, исследований пока слишком мало, чтобы составить определённое мнение.

К тому же, когда речь заходит о серьёзных заболеваниях, таких как тревожное расстройство или депрессия, довольно сложно понять, что именно оказывает на пациента положительный эффект: сама йога или регулярное пребывание в группе и общение. Даже если дело в йоге, она не единственный вид тренировок, который помогает облегчить симптомы депрессии — для этого подойдёт любой вид спорта.

Что касается снижения стресса, испытания подтвердили, что по эффективности йога находится на том же уровне, что и обычное расслабление, но уступает растяжке. В общем, результаты неоднозначные.

4. Есть ли от йоги долгосрочная польза?

Может быть. Пока ещё нет прямых доказательств того, что йога положительно влияет на здоровье в долгосрочной перспективе. Исследователи просто не наблюдали подолгу за теми, кто занимается йогой, и не проверяли, реже ли у них появляются болезни, чем у тех, кто йогой не занимался.

Однако, по данным, полученным в результате некоторых испытаний, йога может положительно повлиять на качество жизни пациентов с диабетом, сократить факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и даже помочь людям с высоким давлением. Всё потому, что она помогает сократить воспалительные процессы в организме.

Воспаление бывает «полезное» и «вредное». Полезное возникает в ответ на попадание в организм вредоносных бактерий — это часть иммунной системы организма.

Но когда мы испытываем стресс, воспалительная реакция организма тоже резко активизируется, а это тормозит нашу способность противостоять различным заболеваниям.

У тех, кто ведёт малоподвижный образ жизни, страдает ожирением или употребляет нездоровую пищу, в организме повышен уровень такого вредного воспаления. Йога (а также тайцзицюань и медитация) помогает снизить это воспаление.

«Чтобы снизить воспаление в организме, например, с помощью аэробики, нужно заниматься очень активно. С йогой всё по-другому, — говорит Майкл Ирвин (Michael Irwin) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. — Даже затрачивая минимум энергии (например, занимаясь йогой Айенгара), можно добиться значительных результатов».

5. Помогает ли йога при болях в пояснице?

Да. Йога действительно облегчает боль в пояснице, причём положительный эффект сохраняется надолго. Но и здесь есть некоторые оговорки. Карен Шерман (Karen Sherman), одна из ведущих исследователей этого вопроса, замечает, что до сих пор неясно, помогает ли йога лучше, чем остальные виды физической активности, предназначенные для здоровья поясницы.

6. Помогает ли йога развить гибкость и равновесие?

Исследований этого вопроса не так уж много. Некоторые контролируемые испытания подтвердили, что йога улучшает гибкость как у молодых, так и у пожилых людей. Ещё одно небольшое исследование, проводившееся среди пациентов после инсульта, свидетельствует о том, что йога положительно сказывается на равновесии.

7. Влияет ли йога на пищеварение и вывод токсинов?

Об этом говорят многие инструкторы, но научных подтверждений этому нет.

Подводим итоги

Что мы знаем

Скорее всего, йога так же полезна для здоровья, как и многие другие виды физической активности. Она особенно подходит для облегчения болей в пояснице и сокращения воспалительных процессов в организме.

Последнее действительно может помочь предотвратить развитие разных заболеваний.

Ещё йога развивает «осознание собственного тела» — ощущение того, что происходит внутри нашего организма (с этим также отлично справляются медитация и тайцзицюань).

Чего мы не знаем

Какие виды йоги лучше, нужно ли прописывать йогу людям с различными заболеваниями, сравнима ли йога с другими видами физической активности. Также не доказаны такие предполагаемые плюсы йоги, как вывод из организма токсинов и улучшение пищеварения.

Что всё это значит

Если вам нравится йога, продолжайте ей заниматься. Вреда от неё нет, а польза для здоровья всё-таки хоть какая-то да будет. Выбирайте тот вид, который вам нравится: от более динамичной аштанга-виньяса-йоги до спокойной хатха-йоги. Ну а если йога вам не нравится, ничего страшного — займитесь чем-то другим.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *