Иудаизм и вегетарианство – вегетерианство
Table of Contents
Иудаизм и вегетарианство
В целом, иудаизм не рекомендует аскетический образ жизни и призывает наслаждаться дарами этого мира в надлежащей форме. Что касается пищи, его учение можно свести к талмудическому заявлению: «Человеку придется отвечать за все, что он видел, но не ел» (это касается только кошерных продуктов).
С другой стороны, Талмуд заявляет, что желательно, чтобы рацион в основном состоял из немясных продуктов. Для евреев-вегетарианцев, которые желают жить в соответствии с этим учением, это не является формой самолишения, потому что они не желают есть мясо, и считают, что вегетарианство полезно для здоровья.
Что говорят о вегетарианстве священные книги иудаизма
Первая книга Торы 1:29 гласит:
«И сказал Бог: Вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу».
По мнению некоторых классических еврейских комментаторов Торы, это означает, что первоначальным планом Б-га было сделать человечество вегетарианским, и только позже Б-г дал разрешение человеку есть мясо из-за слабости человеческой природы.
Идеальным образом Торы является вегетарианец, и можно предположить, что законы кашрута на самом деле предназначены для того, чтобы отучить нас от мясоедения и привести к вегетарианскому идеалу.
Ритуалы кашрута напоминают нам о высокой цене, которую мы платим каждый раз, убивая живое существо.
Существуют несколько иудаистских аргументов, используемых еврейскими вегетарианцами. Три основных компонента, которые доказывают, что вегетарианство представляет собой этическую заповедь (мицва), — это Цаар Баалей Хаим, Пикуах Нефеш и Баль Ташхит.
Цаар Баалей Хаим является предписанием «не причинить боль живым существам». Пикуах Нефеш — это уважение к (не только) человеческой жизни, которая находится в непосредственной опасности. Баль Ташхит — это закон, запрещающий разрушение.
Другим аргументом является то, что со времен Адама и Евы не разрешалось есть мясо и что, согласно некоторым мнениям, в Мессианскую эру весь мир будет вегетарианским, и отказ от мяса приближает мир к этому идеалу.
Еще один аргумент состоит в том, что законы шхиты предназначены для предотвращения страданий животных; но сегодня при разведении скота индустриальными методами в высокоскоростных механизированных бойнях, даже кошерные скотобойни, по мнению некоторых авторитетов, не выполняют достаточно требований, чтобы мясо было кошерным.
С точки зрения Каббалы, некоторые видят в вегетарианстве «Тикун Олам» (достижения людьми возможности перехода всего сущего в новый, совершенный мир).
Много и подробно на тему вегетарианства писал Рав Кук, основатель религиозного сионизма. Его небольшой буклет на иврите «Видение вегетарианства и мира» — одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве.
Поклонником его мысли и редактором его работ был другой выдающийся учитель, Рав Давид ха-Коэн, прозванный за свой необычайный аскетизм «Назир» — «Отшельник». Примечательно, что на ха-Коэна во многом повлиял знаменитый русский религиозный философ Владимир Соловьев.
Назир выучил русский язык и окунулся в русскую культуру сразу же после окончания учебы в ведущих литовских ешивах в Радине, Воложине и Слободке. Во время революции 1905 года его даже дважды арестовывали по подозрению в революционной деятельности, но сразу же освобождали.
В 1906–1912 годах он учился на Петербургских курсах востоковедения, основанных бароном Давидом Гинцбургом, и там познакомился с философскими трудами Филона Александрийского, оказавшими впоследствии огромное влияние на его мировоззрение. По всей видимости, тогда же Назир открыл для себя и творчество Соловьева, также ориентированное на идеи Филона.
Ниже представлен краткий обзор мыслей Рава Кука о вегетарианстве, содержащихся в двух его статьях: одна из них была помещена в книге «Афиким ба-Негев», а другая — в книге «Тлалей Орот». Обе эти статьи отредактировал и прокомментировал упоминавшийся выше Рав Давид ха-Коэн.
Как Тора относится к вегетарианству
По мнению Рава Кука, стремление отказаться от мяса имеет правильную духовную основу. Все-шний создал животных не для того, чтобы человек убивал их ради собственной выгоды. Рав Кук упоминает те философские течения, которые отличаются жестокостью, и считают, что целью всего мироздания является удовлетворение человеческих прихотей. Они утверждают, что и животные созданы лишь для этого.
Иудаизм относится к животным иначе. В Талмуде есть история о теленке, которого вели на убой, но он сбежал и пришел искать спасения у Раби Йегуды ха-Наси. Раби Йегуда сказал ему: «Иди, для этого ты создан».
За это Раби был наказан тяжелой болезнью и выздоровел только после того, как сжалился над крысами, которых хотела убить служанка (Талмуд, Бава Мециа 85).
Конечно, не запрещено убивать теленка и есть его мясо, но, тем не менее, Раби Йегуда ха-Наси поступил неправильно, сказав так теленку, который искал у него спасения (Статья Рав Кука «О вегетарианстве», ч.1).
Первому человеку, Адаму, не было позволено есть мясо. Только после потопа, во времена Ноаха (Ноя), когда все человечество опустилось на более низкий духовный уровень, мясо стало дозволено человеку.
В Торе сказано: «И владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимися по земле» (Берешит 1:28). Рав Кук замечает, что Тора не имеет в виду «властвование диктатора, который порабощает свой народ ради достижения собственной выгоды».
После потопа люди оставили вегетарианство и стали есть мясо, но человечество не забыло то время, когда только растения были дозволены человеку в пищу. Это положение вещей вернется в дни Машиаха.
Мы рассматриваем это как идеал, к которому человечество должно стремиться. В тексте Торы не говорится прямо, можно или нельзя есть мясо, а сказано: «…
ты скажешь: «поел бы я мяса», потому что душа твоя пожелает мяса» (Дварим 12:20). Почему Тора подчеркивает именно желание человека есть мясо? Дальше сказано: «…то сколько угодно душе твоей ешь мяса». В этих словах слышится упрек.
Если тебе очень хочется, если это желание неодолимо, то тогда можно — ешь…
Внутренний настрой этих слов свидетельствует о том, что Тора не поощряет мясоедение. В Талмуде говорится, что человеку, невежественному в Торе, нельзя было бы есть мясо, но мудрецы разрешили ему это, хотя и с большим трудом.
Раби Йегуда ха-Хасид говорит, что мясо можно есть только тому, кто накладывает тфилин, сделанный из кожи животного, и учит Тору по свитку, написанному на коже животного («Сефер Хасидим»).
Тот, кто накладывает тфилин и изучает Тору, поднимает весь мир, в том числе и животных, из кожи которых изготовлены тфилин и свиток Торы, на более высокий духовный уровень, и только тогда ему позволено получать удовольствие от мяса таких животных.
Почему Тора разрешила есть мясо
Тора позволила есть мясо по нескольким причинам. Человеку не следует представляться праведнее, чем он есть на самом деле. Мы еще не выполнили более важных задач, чем жалость к животным.
Мир еще полон вражды, и люди поедают живьем друг друга. Тора учит нас продвигаться в духовном росте шаг за шагом.
Поэтому только после того, как люди научатся правильно относиться друг к другу, придет время думать об отношении к животным.
Все это касается общества в целом. Нет ничего предосудительного, если отдельный человек решил встать на путь вегетарианства — при условии, что он достиг праведности во всех своих поступках.
Невозможно требовать от человечества более высокого нравственного уровня, чем тот, на который оно способно.
Большинство людей не ощущают потребности перестать есть мясо, поэтому следует подождать, пока это произойдет само собой.
Если сегодня запретить всем людям есть мясо, то тяга к мясу станет до того сильна, что есть опасность, что люди перестанут отличать мясо животных от человеческого мяса, и это приведет к людоедству.
Рав Кук говорит об этом так: «Это вожделение столь сильно, что если бы мясо животных было запрещено в пищу, то моральная низость, которая всегда только и ждет подходящего случая, чтобы проявиться, привела бы к тому, что люди перестали бы отличать мясо человека от мяса животного и птицы…
Нож угрожал бы любому, лишь бы наполнить ненасытную утробу морально разложившегося человечества» («Талелей Орот»).
Еще одна причина, которая не позволяет запретить употреблять мясо в пищу, заключается в стремлении подчеркнуть различие между человеком и животными. Отказ от мяса мог привести к тому, что стерлась бы та грань, что отделяет человека от животного. Теперь же эта грань очерчена очень четко: людей убивать нельзя, а животных можно (там же).
Еще одна причина — это чувство жалости, свойственное человеческой природе. Есть люди, жестокие к ближнему, однако и у них существует естественное чувство жалости, которое ищет себе применения. Поэтому они жалеют животных и не едят их мяса.
Этим они пытаются прикрыть свою жестокость по отношению к людям, и это очень опасная аномалия. Величайший злодей и убийца евреев, да будет стерто имя его, был вегетарианцем. Он жалел животных, и в то же время отправлял на смерть миллионы людей.
Все эти причины указывают на то, что еще не время призывать человечество отказаться от мяса. И все же мы не забываем, что позволение Торы есть мясо — это уступка человеческой слабости. Но в дни Машиаха евреи, несомненно, перестанут есть мясо.
Забота о благе животных
Возникает вопрос: каким образом то, что разрешено сегодня, может быть запрещено в будущем? Запрещенное Торой не может стать разрешенным, а разрешенное — запрещенным. Рав Кук объясняет, что в дни Машиаха не возникнет никакой надобности в том, чтобы изменять заповеди Торы.
Скорее всего, изменится сама человеческая природа, и люди станут испытывать отвращение к мясу животных, точно так же, как сегодня мы испытываем отвращение к человеческому мясу. Когда между людьми воцарится мир и согласие, придет время позаботиться и о благе животных.
Всевышний заповедовал нам властвовать над животными, и мы должны помнить, что у этого властвования есть цель — благо животных.
В процессе развития человечества будет происходить и развитие животных. Люди поднимут животных на более высокий культурный уровень.
«Человек вознесет на такую несказанную высоту физическое и, более того, нравственное и духовное развитие животных, какую мы и представить себе не можем в наше время, исполненное уродства и низости.
Все животные примут новое, высокое обличье, и весь мир изменится вместе с ними», — говорит Рав Кук.
Эти слова немного напоминают нам теорию эволюции Дарвина. Рав Кук пишет в книге «Орот а-Кодеш», что теория эволюции, которая сейчас захватила весь мир, более всех других теорий соответствует тайнам Каббалы. Каббала говорит о том, что мир находится в постоянном развитии.
Аризаль, величайший из каббалистов, неоднократно писал о тайне вознесения миров. Он говорит, что человек когда-нибудь достигнет такого высокого духовного уровня, какой мы не можем представить себе даже в своем воображении. Это относится и к животным.
Рав Кук пишет, что животные будущих времен будут стоять на такой ступени, на какой сейчас стоит человек.
Аризаль пишет: «Знай, что животные, что были созданы в шесть дней Творения, находились на более высокой ступени, чем нынешний человек, после того, как он согрешил. Поэтому неудивительно, что осел Раби Пинхаса бен Яира знал то, чего не знают мудрецы» (Рав Хаим Виталь, «Врата заповедей»).
«Во времена Адама все животные находились на самом высоком духовном уровне, который только возможен для них, и поэтому Адаму нельзя было употреблять их в пищу, а можно было есть только растения.
Когда Адам согрешил, согрешили и животные, и с тех пор чистые (кашерные) животные поднимаются на более высокий духовный уровень посредством того, что мы их едим».
Это происходит потому, что когда мы едим мясо животного, оно становится частью нас самих, частью нашей плоти и души, и таким образом животное приобретает качества, которых ему недостает, главное из которых — это человеческий разум» (Рав Кук, «Олат Раайя»).
Как же в дни Машиаха, когда люди перестанут есть мясо животных, мы будем приносить жертвы? Некоторые мидраши говорят, что в будущем все жертвы будут упразднены, кроме корбан тода (благодарственная жертва), которая состоит из продуктов растительного происхождения (мука, оливковое масло и т. д.).
В своей брошюре, обобщающей учение Рава Кука, Джозеф Грин, южноафриканский еврейский вегетарианский писатель ХХ века, приходит к выводу, что еврейские религиозные этические вегетарианцы — это пионеры мессианской эры, они ведут жизнь, которая делает пришествие Мессии более вероятным. Еврейская традиция утверждает, что один способ ускорить приход Мессии — начать практиковать то, что будет преобладать в мессианское время. Многие видные раввины пропагандировали вегетарианский образ жизни; среди них — главный раввин Израиля Шломо Горен, Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии, Шеар Йашув Коэн, верховный Раввин Хайфы, главный Раввин Британии Джонатан Сакс. Многие другие видные раввины и толкователи Торы, например Кассуто, Ицхак Айзик Герцог и другие, считали, что употребление мяса не желательно с точки зрения иудаизма.
Один из крупнейших экзистенциальных философов и современных еврейских мыслителей Мартин Бубер также предпочитал воздерживаться от мясной пищи.
Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 года по литературе и Агнон, еще один нобелевский лауреат, симпатизировали вегетарианству, считая, что в его основе лежит учение о доброте к животным.
Перечень выдающихся евреев-вегетарианцев, священнослужителей и мирян можно еще продолжить, и трудно усомниться в том, что вегетарианство легко вписывается в иудейский уклад жизни и, в целом, считается предпочтительным.
В наши дни растительную диету пропагандирует Североамериканское общество иудеев-вегетарианцев, равно как и Международное общество иудеев-вегетарианцев со штаб-квартирой в Лондоне. Обе организации медленно, но верно приобретают убежденных сторонников.
Согласно данным опроса, проведенного в 1999–2001 годах Министерством здравоохранения, 8,5% населения Израиля в возрасте 25–64 года определили себя как веганы или вегетарианцы (женщины — 9,8%, мужчины — 7,2%).
Израиль занимает второе место в мире (после Индии) по количеству религиозных вегетарианцев.
Быть может, эти факты говорят о том, что приход Мессии и наступление «Золотого века» — не за горами? Во всяком случае, очень хочется в это верить.
Иудаизм и вегетарианство
В первом разговоре бога с людьми была получена заповедь есть растения. В книге бытие, 1: 29, написано: “вот, Я дал вам Всякую Траву, Сеющую Семя, Какая Есть на Всей Земле, и Всякое Дерево, у Которого Плод Древесный, Сеющий Семя; – вам сие Будет в Пищу”. Так как это связано с иудаизмом?
Многие известные раввины – вегетарианцы, и нет сомнений в том, что кашрут легче соблюдать, будучи вегетарианцем. Сегодня существует множество вариантов традиционных еврейских блюд без мяса, и некоторые из них очень вкусны.
Вот что говорят представители организации “Евреи – Вегетарианцы Северной Америки” (Jvna), выступающей за растительное питание как выражение еврейских ценностей: “вегетарианство обладает очень сильной еврейской базой.
– говорит Джеффри Коэн, исполнительный директор Jvna.
Не подвергается сомнению, что это идеал торы. Конечно, дело не в том, что мясо запрещено, потому что оно разрешено в иудаизме, но это не соответствует идеалу, о котором написано в торе … разрешение есть мясо многие считают признанием моральной слабости человека”.
В торе много высказываний в пользу вегетарианства, говорит Коэн, который считает, что главной причиной для евреев становиться вегетарианцами является гуманное отношение к животным.
“В контексте мировых религий это довольно радикально. Иудаизм – это религия, которая делает сильный упор на сострадательное отношение к животным, а промышленное животноводство – вопиющее нарушение призыва относиться к животным с состраданием”.
Коэн, живущий сейчас в питтсбурге, вырос в эль – кахоне и с теплотой вспоминает мясные буррито из местной закусочной. Он и его жена стали вегетарианцами примерно 8 лет назад во время высоких праздников. Он говорит, что когда они читали историю сотворения в книге бытие, “Что-то Щелкнуло, и мы Стали Вегетарианцами Через Тору”.
Коэн и его жена вскоре после этого стали веганами, даже их дочь – подросток приняла этот образ жизни.
При помощи образовательных инициатив и вебсайта с рецептами Коэн и другие участники Jvna продвигают сострадание к животным и окружающей среде, что, по их словам, лучше всего достигается через вегетарианство.
“Чего мы действительно хотим, так это открыть людские сердца, – говорит он. – потому что реальность такова, что большинство евреев, как и большинство американцев, считают, что к животным нужно относиться с состраданием и обращаться с ними хорошо, и это включает в себя – не есть их”.
Вебсайт Jvna полон материалов для людей, которые хотят попробовать, каково это – быть вегетарианцем или веганом. Раввинский совет Jvna также доступен онлайн, где 10 самых известных раввинов США аргументируют сообщение Jvna.
Рабби Дэвид уолп, названный журналом Newsweek самым влиятельным раввином США в 2012 году, является духовным лидером синайского храма в Лос-анджелесе и долго время является вегетарианцем.
“Для Меня Идея Того, что мы Являемся Распорядителями Земли, Также Значит и то, что мы Должны Заботиться обо Всем на ней”, – говорит уолп, добавляя, что при помощи сотрудничества с Jvna он пытается донести информацию до людей.
“Большинство из тех, кто ест мясо, не особо об этом задумываются. Мясоедение в Америке это не та практика, которая приводит к размышлениям, но если кто-то говорит о вегетарианстве, сразу начинается дискуссия, обычно очень плодотворная (для нашей стороны) “.
“С Животными Обращаются Варварски, их Накачивают Вредными Химикатами, и Поэтому я Думаю, что Вегетарианство Гораздо Лучший Способ Использовать Ресурсы и Жить Здоровой Жизнью”.
Существует также множество медицинских причин задуматься о смене питания. В своем блоге о питании эксперт Jvna доктор Майкл грегер утверждает, что веганская диета “Поворачивает Вспять Болезни Сердца и, Возможно, Развитие Рака”.
Помимо этого, американский кардиологический журнал утверждает, что ишемическая болезнь сердца, лидер по убийству мужчин и женщин в США, не существовала бы без повышенного уровня холестерина, возникающего из-за трансжиров, насыщенных жиров и холестерина, получаемых из животных продуктов.
“Любое Крупное, Длительное и Масштабное Исследование в Области Питания Показывает, что Вегетарианцы и Веганы Живут Дольше и Реже Болеют Хроническими Заболеваниями, чем те, кто ест Мясо”, – говорит Коэн.
“Когда мы Видим Ужасающую Плату, Которую Приходится Платить за Основанное на Мясе и Молоко Традиционное Американское Питание – Ожирение, Диабет, Болезни Сердца и рак – это Становится Очень Важным Аргументом”.
“Если это Совместить с Идеалом Торы и Знанием о том, как Ужасно Обращаются с Животными Сегодня … вы Должны Подумать о том, Чтобы Стать Вегетарианцем или Веганом”.
Недавно Jvna запустили новую программу, разработанную для того, чтобы заинтересовать людей при помощи “Вегетарианского Обета”. Кампания, названная “За Грудинкой: Еврейские Ценности на Наших Вилках” призывает участников стать веганами на один или более дней в неделю.
“В Центре Этой Кампании Будет Шестиминутное Видео, в Конце Которого Появится Форма Обета, где Человек Обязуется Стать Веганом на Период Времени, Который они Выберут”, – говорит Коэн.
Это видео – веб – версия документального фильма “Священный Долг”, который фокусируется на причинах сменить питание для евреев. Участники также получат набор для начинающих с еврейской тематикой и практическую помощь в соблюдении обета.
“Мы понимаем, что большинство людей не станут вегетарианцами и веганами по щелчку переключателя. Они будут делать это постепенно, все дело в том, чтобы начинать с низшего, за что мы и выступаем. В случае если кто-то хочет есть веганскую пищу один раз или один день в неделю – это шаг в правильном направлении, и мы хотим помочь в этом”.
Смотрите ещё статьи о диете для мужчин http://dietyi.ru-best.com/effektivnoe-pohudenie/dieta-dlya-muzhchin
Вегетарианство и религия
Вегетарианство считается одним из наиболее распространенных видов особенных схем для питания наравне с простыми блюдами, свойственными постам верующих людей. Так же как и пост, вегетарианство часто тесно связано с религиозными вопросами.
Большинство приверженцев только «зеленого стола» утверждают, что в их почитаемой духовной литературе точно сказано, что кушать мясо, а то и рыбу запрещено вовсе. Некоторые верования предусматривают даже отказ от яиц и молока.
На фоне этого исследователи решили провести более детальное изучение исторической подноготной, которая послужила началом для введения столь специфичных запретов. Некоторые результаты исследований удивили даже самих научных сотрудников. Проблемы заключались в неправильном переводе, некорректной трактовке или поверхностном изучении религиозных документов.
Питание и вера
Любая религия основывается на вере человека во что-то или кого-то. Но, помимо непосредственных личных убеждений в существовании чего-либо или кого-либо, у каждого направления имеются собственные традиции и прочие атрибуты.
Людям, далеким от исторических изысканий, кажется, будто все верования серьезно отличаются друг от друга. Но у историков по этому вопросу имеются сомнения, так как при ближайшем рассмотрении становится понятно, что все люди просто по-разному трактуют одинаковые или похожие события.
К такому выводы пришла группа ученых, среди которых оказался известный специалист Стивен Роузен. Именно он детально изучил принадлежность различных конфессий к вегетарианским традициям.
В ходе изучения особенностей основных религий эксперт пришел к странному выводу: чем старше учение, тем больше ее приверженцы уделяют внимания отказу от животной пищи.
В качестве примера господин Роузен привел ислам, которому официально насчитывается более 1300 лет. Здесь люди не ставят во главу угла приверженность исключительно пище растительного происхождения.
Молодое учение имеет лишь небольшие ограничения по заданной части.
Христианство, которому исполнилось около двух тысяч лет, уже строже относится к заданному вопросу. Тут приветствуется отказ от мяса, о чем свидетельствуют многочисленные правила для обычных постов и случаев, когда человек перед каким-то великим делом тоже берет индивидуальный жесткий пост.
Немного похожая картина складывается вокруг иудаизма, которому насчитывается 4000 лет. Из этого течения позже вышел буддизм и джайнизм, которым по 2500 лет. Все они имеют вегетарианские традиции.
Но только в древних писания Веды, возраст которых по некоторым оценкам составляет около 7000 лет, четко рассказывается об отказе от мясных продуктов в пользу еды растительного формата.
Несмотря на то, что подобная схема действительно объясняет основные принципы в мировых религиях, исследователь предупреждает, что это лишь обобщенные правила. Ярким тому примером послужат мормоны. Их культура причисляется к христианству с не особо строгими на фоне остальных правилами рациона. Но мормоны решили пойти другим путем, сделав себя полными вегетарианцами.
То же самое можно встретить даже среди мусульман, которые тяготеют к бахаизму. И хотя в этом случае резких ограничений по употреблению мясных изделий нет, верующие сознательно стараются от них избавляться на столе.
Исламские особенности
Рассматривая более детально одну из самых распространенных на мировой арене религий, сложно согласиться с тем, что вегетарианство тут на первом месте. Но если детально углубиться с существующие околорелигиозные традиции, то все становится яснее.
Приверженцы ислама знают, что в Мекке, которая считается малой Родиной Магомета, запрещены убийства. На практике это означает, что все живое тут обязано жить в мире и согласии. Косвенно подтверждают подобный подход и обычаи, связанные с паломничеством в те края.
Людям предлагают облачать с особенные ритуальные одежды. Если мусульманин их надел, то он больше не может никого убивать, даже если речь идет о мошкаре.
Паломникам, на пути которых попадаются даже комары, приходится их обходить стороной, а не уничтожать после болезненных укусов.
Отдельно следует рассмотреть упоминания о жизни самого Магомета, который придерживался вегетарианских направленностей. Об этом свидетельствуют следующие упоминания в дошедших до наших дней духовных книг:
- запрет на отстрел птиц, которые высиживали птенцов;
- нравоучения тем, кто плохо относился к своим верблюдам;
- ополаскивания рта перед молитвой, если человек перед этим вкушал мясо.
Из-за этого некоторые интересуются, почему он вовсе не запретил употребление мясной еды. Большинство приверженцев ислама утверждают, что таким образом их главный учитель проявлял терпимость по отношению к потенциальным ученикам. Он верил, что со временем окружающие его люди смогут достигнуть окончательного просветления.
Даже кончина Магомета, по легенде, тесно связана с вегетарианством. Он принял приглашение женщины, которая не относилась к мусульманству. Хозяйка отравила мясо, что не укрылось от всеведущего ока мудреца. Тем не менее, сам он не отказался от сомнительного угощения, хотя остальных своих друзей успел предупредить о нависшей опасности.
После того странного случая он прожил еще некоторое время, а сложившаяся ситуация для многих верующих послужила примером того, насколько вредно мясоедение.
Христианское сострадание
По очень близкому принципу рассматривается вегетарианство в разрезе христианства. В Библии сказано о том, что человек попросту обязан испытывать сострадание к живым организмам. Подтверждения этому можно найти на страницах Священного Писания, чем успешно пользуются теологи.
Довольно долго люди брали за основу знаменитую библейскую выдержку, где говорилось о том, что Бог дал человечеству различных представителей флоры, чтобы те могли насытиться. Так было до тех пор, пока кто-то не столкнулся с противоречащим упоминанием в Новом Завете. Там шла речь о том, что Иисус попросил дать ему мясо.
Нашлось нечто подобное даже в Евангелие, где ученики отправились за мясом. Все вместе это подтолкнуло некоторых христиан к мысли, что мясо вовсе не противоречит установленной религии.
Уже гораздо позже некоторые эксперты стали сомневаться в противоречащих сведениях и решили разобраться более детально. Их старания окупились, так как при более тщательном анализе выяснилось, что слова из Книги Бытия вообще-то по хронологии принадлежат временам Всемирного потопа.
В тот период Ною с семейством пришлось терпеть множество лишений, спасая животных по всему миру. Вряд ли знаменитый ковчег мог бы стать отличным ботаническим садом, где хватило бы растительных припасов на весь период скитаний.
Из-за этого Ной получил разрешение использовать мясную пищу.
Еще страннее на этом фоне выглядит упоминание о желании христовых учеников отправиться за покупкой мяса. Но здесь проблема оказалась в переводе. В оригинале использовалось слово «broma», имеющее греческое происхождение. Дословно это означает «пища», но никак не «мясо», как считалось ранее.
Разбирая завалы предшественников, историки также нашли еще несколько других упоминаний в пользу вегетарианства среди христиан. Основными из них стали следующие факты:
- первые христиане не употребляли животную пищу из милосердия;
- 12 апостолов тоже отказывались от еды животного происхождения;
- в «Милосердных проповедях» вообще сказано, что мясоедство ассоциируется с язычеством;
- шестая заповедь: «Не убий».
Отсюда следует, что самые первые верующие действительно придерживались классических канонов растительной диеты, но при этом не исключали молочные изыски.
Так почему же тогда догмы были сдвинуты? По некоторым данным, политики и священники во время правления императора Константина пошли на хитрость по его же приказу.
Тексты адаптировали так, чтобы христианство идеально вписалось в официальную культуру Римской империи.
Исследуя оригинальные писания, эксперты пришли к выводу, что кроме переписывания пищевых привычек под раздачу попало и употребление горячительного. По некоторым данным, это было сделано для того, чтобы вышестоящим инстанциям было легче следовать установленным принципам.
Иудаизм и меню
Несмотря на то, что нынешнее поколение приверженцев представленного учения не ставит вегетарианство в ранг заповеди, это не совсем корректно. Даже в Писании было сказано, что каждое последующее поколение не может правильно трактовать Тору.
В Ветхом Завете четко сказано о том, что люди должны придерживаться правил «зеленого меню». Там же идет речь о том, что бог подарил людям различные травы и прочую растительность, призванную утолить голод.
Потом был Всемирный потом с его вынужденными мерами, но даже после успешного завершения путешествия по бескрайним далям, Господь пытался вразумить свою паству. Речь идет о манне небесной, которая была прислана блуждающим. Считается, что эта самая загадочная манна имеет растительное происхождение.
Но далеко не все готовы были перейти на скромный паек, постоянно пытаясь разыскать питательный животный белок. Бог им его предоставил, но, как сказано в Книге Чисел, мясо имело неприятный довесок – опасную болезнь.
Камнем преткновения в иудаизме стало упоминание о владычестве человека над землей. Но тут, по мнению историков, снова имело место то ли недопонимание, то ли нежелание принять очевидное. В священных трудах объясняется, что термин «владычество» подразумевал вовсе не всевластие, а обязанность заботиться об окружающем мире.
В пользу такого утверждения свидетельствуют и сопутствующие законы о пище, которые вводят ряд ограничений касательно рациона. Не зря ведь у иудеев считается, что растительные блюда и молочные вкусности представляют собой кошерную еду. Это означает, что такие блюда разрешены для потребления.
С мясными кулинарными шедеврами дела обстоят совсем иначе. Там нужно провести ряд манипуляций, которые бы смогли привести трапезу к стандартам дозволенной.
Очень часто люди, исповедующие иудаизм, вспоминают в связи спорами по питанию историю Даниила. Согласно преданию, он вместе с тремя другими людьми попал в плен вавилонского царя.
Правитель голодом морить своих пленников не захотел, прислав огромное блюдо с разными вкусностями, среди которых имелись и мясные деликатесы, а также лучшие вина. Даниил же решил отказаться от царского подарка. Вместо этого он десять дней употреблял исключительно овощи и воду.
Сделано это было для того, чтобы своим примером показать владыке пользу вегетарианства. Согласно все тем же упоминаниям, на десятый день заключения Даниил действительно стал выглядеть гораздо лучше, нежели те пленники, которые ели мясные вкусности.
Азы религии ведов
Совсем все строго у ведов, чьи священные тексты были изложены санскритом. Люди с самого начала приветствовали вегетарианство хотя бы просто потому, что они не хотели причинять даже малейшего вреда живым существам.
Причем осуждению подвергались не только те, кто самостоятельно пошел на охоту ради убийства животного, но и те, кто просто прикоснулся к туше. Объясняется это тем, что веды верят в наличие души у каждого живого существа. Исходя из их учений, в мире насчитывается более 8 миллионов различных форм жизни.
Далеко не все представили этой огромной армии считаются высокоразвитыми, но все же заслуживают того, чтобы к ним относились с должным почтением.
Иудаизм и вегетарианство // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр
«Как иудаизм относится к вегетарианству? Одобряет ли Тора подобный образ жизни, или нет?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Борух Давидсон:
Законы кашрута запрещают употреблять в пищу креветок, омаров, свинину и чизбургеры, а вот говядина в список запрещенной пищи не входит — конечно, если она произведена в соответствии с определенными правилами. Так или иначе, мясо является бесспорным фаворитом кошерного стола. Почему?
История
Сотворив Адама, первого человека, Всевышний научил его законам мира: «Вот Я даю вам всякую траву семеносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеносный, вам это будет в пищу». Семена, травы и плоды — да, но ничего другого.
Спустя несколько глав (и более 1600 лет спустя), выживший после Всемирного потопа Ноах сходит на землю из ковчега и получает от Всевышнего такой наказ: «Все движущееся, что живет, будет вам для еды; как зелень травы даю вам все». С этого момента человеку было разрешено употреблять в пищу мясо.
На первый взгляд может показаться, что, согласно изначальному (и идеальному) плану Творца, мы вообще не должны были есть мясо. Но Тора опровергает эту гипотезу: в нескольких главах мы читаем о том, что употребление в пищу мяса поддерживается и поощряется; например, в честь Шаббата и праздников.
В чем же противоречие? Что больше нравится Б-гу — вегетарианство, которого придерживался Адам, или, наоборот, мясоедение?
Философская концепция — умение понимать ответственность
По мнению еврейского мыслителя XV века, раввина Йосефа Альбо, автора «Сефер халькарим» («Книги основ»), факт того, что Создатель ограничил Адама в выборе, подразумевает Его стремление к тому, чтобы человек не убивал животных и, следовательно, не ел мяса. По мнению раввина, убийство животного — жестокий и бессердечный поступок, развивающий в характере человека отрицательные качества; к тому же мясо огрубляет сердце и ослабляет чувствительность души.
Исходя из этого, первые поколения людей ошибочно полагали, что люди и животные равны и обладают равноценными качествами и понятиями нормы.
Эта ошибка привела к разложению общества, насилию и порокам; ведь если человек подобен животному, он приравнивает убийство человека к убийству животного.
Именно такое поведение людей и отношения в обществе побудили Б-га очистить мир — и наступил Великий потоп.
После Потопа Всевышний установил новые законы для нового мира. Люди должны были осознать значение моральных обязательств и Б-жественной миссии, возложенной на них. Поэтому Творец сказал Ноаху, что люди могут и должны есть мясо животных. Наша власть над животными подчеркивает превосходство над ними и напоминает нам о том, что на нас возложена миссия: мы должны сделать наш мир лучше.
Для того чтобы снизить до минимума негативное влияние употребления в пищу мяса, во время Дарования Торы Всевышний запретил мясо животных, пагубно влияющих на душу.
(Человек действительно выше животного? Если это так, каким образом он получает энергию животного, употребляя в пищу его мясо? ) Согласно этой концепции, употребление в пищу мяса — не самый лучший поступок, но он наполнен особым смыслом.
Каббалистическая концепция — космическое совершенствование
Великий каббалист XVI века, рабби Ицхак Лурия, рассуждал на тему того, имеет ли человек право уничтожить живое существо с целью самосохранения.
Если все в этом мире было создано Всевышним по определенному плану, почему жизнь человека ставится выше жизни растения? Рабби Лурия сам отвечает на этот вопрос — это не так.
Тот, кто ест исключительно с целью насытиться, — убивает ценную жизнь без серьезной на то причины.
С другой стороны, когда мы употребляем что-либо в пищу, намереваясь использовать полученную в результате энергию, чтобы продолжить служение Б-гу, мы поднимаем статус того, что едим. Когда человек совершает угодный Б-гу поступок, меняющий его суть, то, что он ест, поднимается на более высокий уровень вместе с ним, и тогда человек воссоединяется с Б-жественным источником.
Как бы то ни было, существует разница между пищей животного и растительного происхождения. Начнем с того, что человек не может жить без хлеба. Если бы человек ел хлеб, будучи готовым «поднять» его на более высокий уровень, он мог бы умереть от голода, так и не получив возможности сделать еще одну попытку.
Поэтому мы не можем заставить людей, мыслящих духовно, питаться исключительно хлебом. Более того, когда мы едим простую, но необходимую пищу (например, хлеб), нам проще поддерживать объективное, содержательное восприятие. Но мясо — это роскошь.
И обладание этой роскошью делает человека более материалистичным и меркантильным, чем он был до того, как познал ее.
Следовательно, если человек может сделать больше, употребляя в пищу мясо, а не овощи, он должен есть только его.
Одним из способов сделать употребление в пищу мяса еще более целесообразным — поднять не только его физические элементы, но и уровень получаемого от него удовольствия.
Если вы сможете сделать это, то поднимете и себя, и свою пищу на более высокий духовный уровень, чем если бы вы ели растительную пищу. Если же для вас это недоступно, вы, как и животное, мясо которого вы едите, остаетесь в материальном.
Почему мясо было разрешено человеку уже после Потопа? Люди, жившие после Адама и до Ноаха, обладали потенциалом и необходимостью есть только то, что было необходимо для элементарного выживания, с намерением прожить свою жизнь с определенным смыслом, и, таким образом, и человек, и его пища достигали поставленных перед ними целей. Но употребления в пищу мяса требует большего.
Мясо, вместе с удовольствием, которое мы получаем от него во время еды, тянет человека к материальному. Поднятие мяса на более высокий духовный уровень требует способности побороть природу, дать новое, духовное начало тому, что по своей природе является воплощением материального и эгоистичного.
Уровень поколения людей, живших до Потопа, как и уровень мяса, были недостаточно высоки.
Выйдя из ковчега, Ноах оказался в другом мире; после Потопа у всех творений, живущих в новом мире, появились созидательные способности, умение выходить за пределы естественного состояния и подниматься на более высокие уровни.
Именно тогда началась новая эра потенциала нашего мира. В этом мире человек получил способность поднимать природные качества земных творений на сверхъестественные уровни. Поэтому человек мог есть мясо и развивать его энергию.
Даже для нашего поколения мясная трапеза — что-то особенное. Перед тем как начать есть бутерброд с колбасой, постарайтесь запомнить несколько простых идей. Наши мудрецы говорили, что легкомысленные люди не имеют права есть мясо.
Они также учат нас, что мы не должны есть мясо, когда голодны; сначала мы должны утолить голод хлебом. (На голодный желудок сложно думать о чем-то другом, кроме еды.
) Согласно этой концепции, не есть мясо — жестокость, потому что, отказываясь от него, мы лишаем животное шанса послужить высшей цели.
Ничего не бойтесь. Сосредоточьтесь и подумайте о своей миссии; в лежащем перед вами куске мяса заключен Б-жественный план.
Приятного аппетита!
Предупреждение: если вы не едите мясо по состоянию здоровья, или вы в принципе не принимаете его, все высказанные в этой статье идеи ни в коем случае не призывают вас есть мясо, игнорируя мнения врачей или ваш собственный вкус. В таких обстоятельствах удовольствие можно получить и от мороженого, лимонада, чипсов и пр. Для того чтобы служить Б-гу с силой, которую обычно приобретают с помощью мяса, посоветуйтесь со знатоком Каббалы.
Вегетарианство в Иудаизме и Христианстве
В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 20.13). Широко распространено ошибочное мнение об этой шестой заповеди, налагающей запрет на убийство якобы только человека.
В оригинале на древнееврейском стоят слова ло тиртцах, точный перевод которых: «Не убий».
Профессор Рубен Алкалай в «Полном древнееврейско-английском словаре» указывает, что слово тиртцах в классическом древнееврейском языке относится к убийству любого рода, а не только человека.
В иудаизме употребление мяса в пищу ограничено множеством условий и не является предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи – известные своим благочестием среди иудеев.
Хотя в Ветхом Завете и есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, но всё же нет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. Согласно Книге Бытия (1.
29), первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Такое положение было признано Богом «хорошим весьма» (Быт.1, 31).
В Римской империи не только животные, но и люди – пленники и рабы – не вызывали у римлян сострадания. Христианство противопоставило этому идею ценности любого человека вообще. Но, к сожалению, дальше этого оно не пошло.
Если, скажем, последователи Вед в Индии утверждали, что драгоценна любая жизнь, христиане выделили только человека, как обладающего бессмертной душой. Таким образом, идея иудаизма, в понимании христиан, противопоставила человека остальному миру живого и сделало его центром мироздания.
Христианство осуждало бои гладиаторов, но в то же время не высказывало возражений против жестокого обращения с животными.
Можно вполне утверждать, что христианство – несмотря на все его духовные достоинства – сектантским образом увеличило пропасть между человеком и остальным миром, поскольку христианское понимание их взаимоотношений опиралось на утверждение Библии, что человеку дано право господствовать над всем.
Слово «господствовать» зачастую понималось не в смысле опекать, покровительствовать, а в смысле властвовать, эксплуатировать. Животные на заре христианства не стали объектом милосердия, и прошло 16 веков, прежде чем в Европе раздались голоса в защиту всего живого, призывы к вселенской этике.
Почему прошло так много времени, прежде чем начался этот процесс? Ведь совершенно очевидный гуманизм Закона Моисеева предусматривал соблюдение интересов животных, легализовал их права и в определённой степени допускал распространение на них нравственных законов. Например, в субботний день должны были отдыхать не только люди, но и домашние животные. Если принимать идею того, что животные это что-то принципиально отличное от человека по всем параметрам, то тогда зачем было в законе указывать на их право к отдыху наравне с человеком?
«Добродетельный человек чтит жизнь животного» – вот одно из изречений священного писания, о котором, к сожалению, мало говорят. В Библии (Бытие 1:30) Господь Бог говорит: «А всем зверям земным и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу».
(Профессор Рубен Алкалай, глубокий знаток древнееврейского языка, утверждает, что слова нэфэш и чайах, употреблённые в этом стихе, означают именно «душа живая».) Христиане, различая душу и дух, утверждают, что у животных есть душа, но нет духа, как у человека, и поэтому нет греха в убиении животных.
Когда христиан спрашивают: «Почему у животных нет духа?», они говорят: «Потому что они не служат Богу и живут только своими инстинктами». Но согласно такой логике можно посмотреть на детей человеческих до 4 лет или на тех, кто по тем или иным причинам сошёл с ума. Они тоже не служат Богу и движимы одними лишь инстинктами.
Может быть, согласно такой ущербной этике их можно также употреблять в пищу? Несомненно, здравый рассудок узрит изъян в таких рассуждениях.
В Ведах христианскому понятию «дух» соответствует понятие атма, и атма неизбежно присутствует во всех живых существах, просто у животных она покрыта невежеством больше, чем у человека, и по этой причине разум животных очень слаб. А «душе» (как чувственно-психическому аспекту человеческого существа) в Ведах соответствуют понятия индрия, манас и буддхи (чувства, ум и разум). В этой книге, «Духовный свет истины», под «душой» понимается вечная атма.
Великий святой Франциск Ассизский воспринимал всю природу как отражение её Создателя, и потому называл своими братьями и сёстрами не только живые существа, но и солнце, луну, ветер и воду. Вот почему для св. Франциска было совершенно естественно спасать своих «младших братьев» диких голубей, которых несли на базар, и устраивать им гнезда.
Именно сила его любви и милосердия могла помочь ему укротить волка-людоеда и совершить другие чудеса. «Если бы я только мог предстать перед императором, – воскликнул как-то Франциск, – я бы умолял его ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестёр – жаворонков». Св.
Франциск страстно любил всю природу – и живую, и неподвижную. Преподобный Бонавентура из францисканского ордена так писал о св.
Франциске: «Когда он размышлял об изначальном источнике всех существ, он преисполнялся ещё большей благодати, называя живых существ – какими бы малыми они ни были – „братом“ или „сестрой“, ибо был уверен, что они имеют своё начало оттуда же, откуда и он сам».
В священных писаниях иудеев и христиан человеку не позволяется ради удовлетворения своих чувств убивать других живых существ. «Только плоти с душой её, с кровью её, не ешьте.
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя» (Бытие, 9.4, 5). Это место впоследствии интерпретировали как указание к тому, что нужно просто выжимать мясо от крови и тогда его можно есть.
Но дело в том, что очистить до последней капли крови плоть убитых животных совершенно невозможно.
«Ради того, чтобы поесть, не разрушай создания Божия» (Посл. к римлянам 14:20). В Hовом Завете имеется ещё ряд мест, дополнительно освещающих эту тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римл. 14, 21).
У древних историков Церкви, в частности, у Климента Александрийского, имеются свидетельства, что, по крайней мере, трое из апостолов – Пётр, Матфей и Иаков – были вегетарианцами.
Из Евангелия от Матфея (5.7, 8, 9) мы знаем такие заповеди Иисуса: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» («блаженни милостивии, яко тии помилованы будут»); «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»; «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
Если кто-то говорит, что для осознания Бога неважно, что принимать в пищу, тогда можно спросить: «А почему бы людям, согласно этому принципу, не кушать друг друга?» Сторонники всеядности нам сразу ответят: «Нет, нет, ну что вы… это же наши братья! Это наши ближние, мы должны их любить». А кто же тогда для нас животные? Разве не братья наши меньшие, пусть и менее разумные? Воистину верующий человек будет строго соблюдать заповедь «не убий» и по отношению к животным, а значит – будет убеждённым вегетарианцем.
Многие отцы Церкви, христианские святые и монахи были вегетарианцами или поддерживали принцип вегетарианства, поскольку хорошо знали о пагубном влиянии убойной животной пищи на духовное развитие человека, приближение его к осознанию милосердного Бога.
Здесь можно упомянуть Иеремию, Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Венедикта, Климента Александрийского, Евсевия, Папия, Киприана и Пантения. Преподобный Иоанн Златоуст писал: «Мы, лидеры христиан, практикуем воздержание от животной плоти, чтобы усмирить члены своего тела. Неестественное питание мясом животных оскверняет» (Иоанн Златоуст «Проповедь», 69).
Ему также принадлежат слова: «…Ограничьтесь растениями (вегетарианской пищей), если хотите питаться сытно и здорово». Климент Александрийский (2–3 в. н. э.
), глава Александрийской богословской школы, ещё за сто лет до Златоуста писал: «Но теми, кто питает свои собственные болезни, движет самый ненасытный демон, которого я не постесняюсь назвать „демоном чрева“, худшим из всех демонов… Гораздо лучше быть счастливым, чем делать своё тело кладбищем для животных.
Именно поэтому святой апостол Матфей принимал в пищу семена, орехи и овощи, воздерживаясь от животной плоти» (цитата из книги Климента Тита Флавия «Наставник», часть 2-я «До-никейские Отцы»). Более того, «Клементийские проповеди», написанные во 2-ом веке, составлены на основе проповеди св. Петра и считаются одним из ранних христианских текстов.
В проповеди 12-ой ясно говорится: «Неестественное питание плотью животных оскверняет так же, как и языческое поклонение, с их жертвоприношениями и нечистыми пиршествами. Поедающий мясо становится сотрапезником демонов».
В «Деяниях апостолов» (24:5) говорится, что Павел был из общины назареев, которые следовали принципам ессеев, в том числе и вегетарианству. Профессор Эдгар Гудспид в своей книге «История раннего христианства» утверждает, что в апокрифическом писании «Деяния св. Фомы» указывалось, что св. Фома тоже воздерживался от мяса. К тому же, мы узнаём от почтенного отца Церкви, Эвсевия (264–349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г. н. э.), что Иаков также избегал употребления в пищу мяса животных.
В книге С.Лаврова «Яко с нами Бог» (глава, «О посте», стр. 92), которая была издана по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира архиепископа Почаевского сказано:
«Многие нарушают пост, потому что боятся потерять здоровье, забывая о том, что здоровье нам даёт не мясо, а Бог! Мясная пища во время поста не служит нам во здравие, а приводит к болезням. Напротив, многие больные, начав поститься, исцеляются.
Человек — существо травоядное, таким его Бог создал и дал в пропитание растительную пищу, для неё приспособлен организм человека; соки животного он не усваивает, быстро стареет, главное же, от вкушения мяса рождаются страсти, а от страстей — болезни. Слоны, быки, кони питаются только растительной пищей; значит, в ней есть всё необходимое для создания больших организмов и для того, чтобы иметь огромную физическую силу.
Святые отцы говорят, что тело — это осёл, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима: если не докормишь его — свалится, если перекормишь — взбесится. Поэтому надо всегда держаться золотой середины, идти царским путём».
В современном католичестве и православии вегетарианство принято среди монашества, в том числе иногда и среди высшего духовенства. В разных направлениях протестантизма на этот счёт существуют различные традиции.
Например, Джон Уэсли, английский протестантский проповедник XVIII века, придерживался идеи вегетарианства, и в наше время её придерживаются адвентисты седьмого дня, хотя в целом протестантские учения к вегетарианству не особенно склоняются.
В православии для мирян обычно установлена система постов, запрещающая есть мясную пищу (постных дней в течение года насчитывается более двухсот). В старообрядчестве встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета.
В традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно, а неправославных христианских верований, включая старообрядчество, к концу XIX века придерживалась примерно половина населения России.
Нравственные принципы православного христианства основываются на учении Христа, изложенного в Новом Завете. Исходные положения христианского учения – о доброте, ненасилии, самосовершенствовании – развивались в соответствии с общим нравственным уровнем, получая каждую последующую эпоху новое преломление, отвечающее более высокому культурному уровню общества.
Не чужды были идеи доброго, милостивого отношения к животным и многим представителям русского христианства. Известно, что великие русские святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский питались исключительно вегетарианской пищей. Когда преподобный отец Сергий Радонежский был ещё младенцем, он отказывался брать грудь своей матери, если она в день поста ела мясо.
Когда его мать поняла это, она бесповоротно перешла на вегетарианское питание. Этот сверхъестественный факт говорит о том, что тема ненасилия это не то, что должно постигаться ограниченным умствованием, этот принцип проистекает из природы чистого духовного мира, стоящего над ограниченным рассудком маловеров и чревоугодников.
Многие святые прошлого, признаваемые православной церковью, склонялись к вегетарианству и призывали к этому других.
А это Пётр Афонский, Лука Элладский, Вонифатий Римский, Симеон Дивногорец, Никита Столпник, Мурин Египетский, Нифонт Кипрский, Макарий Александрийский, Венедикт Нурсийский, Олимпиада Царьградская, Симеон Столпник, Архипп Иерапольский, Иринарх Ростовский, Пафнутий Боровский, Пётр Полянский и другие.