Слова о доброте к животным – вегетерианство

Слова Иисуса о доброте к животным

Согласно «Евангелию Двенадцати апостолов», перед рождением Иисуса ангел сказал Марии: «Ты не должна вкушать мяса и пить хмельных напитков, ибо дитя еще во чреве Твоем будет посвящено Господу, и не может вкушать плоть и опьяняться брагой».

Сила этого повеления свыше, если признать его достоверность, состоит в том, что оно подтверждает: Иисус действительно тот Мессия, о котором говорится в ветхозаветном пророчестве: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева в чреве приимет и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7:14, 15).

Далее в тексте говорится, что в общине, где жили Мария и Иосиф, не убивали ягненка ради Пасхи: «Родители Его, Иосиф и Мария, каждый год на Пасху ходили в Иерусалим и праздновали ее по обычаю своих братьев, избегавших кровопролития и не евших мяса…»

Упоминание об этом сообществе помогает объяснить, почему Иисус с самого детства любил животных и птиц: «В один день пришел отрок Иисус туда, где были птичьи силки. Там же были другие отроки. И сказал им Иисус: “Кто поставил силки на безвинных тварей Божиих? Говорю вам, тот сам попадется в силок”».

Неудивительно, что в этих неискаженных текстах мы находим призывы Христа к заботе обо всех созданиях, не только о людях: «Будьте же заботливы, будьте участливы, будьте милосердны и добры не только к вашему роду, но и ко всяким тварям, что ищут вашей заботы, ибо вы для них как боги, на которых они взирают в нужде своей».

Позже Иисус объясняет, что пришел конец покончить с кровавыми жертвоприношениями: «Я пришел положить конец жертвам и кровавым пирам, и если не прекратите приносить в жертву плоть и кровь, гнев Господень вечно будет на вас, как был в пустыне на отцах ваших, что взалкали мяса и поели вволю, и наполнились скверной, и язва поразила их».

В ранних христианских рукописях нет упоминания о чуде с хлебами и рыбаками. Вместо этого в них описано чудо с хлебом, фруктами и кувшином воды: «И разделил Иисус хлеб и плоды между ними, и воду также. И ели, и насытились все, и пили. И дивились они, ибо каждому хватало с избытком, а было их четыре тысячи человек. И пошли они, и возблагодарили Господа за то, что видели и слышали».

В древних документах постоянно встречаются слова Иисуса в поддержку естественной пищи, особенно вегетарианской: «И, услышав это, некий саддукей, не веривший в святую истину Господню, спросил Иисуса: “Скажи мне, почему говоришь, не ешьте плоти животных? Разве не были звери даны человеку в пищу, как те травы и плоды, о которых ты говорил?” Ответил Иисус: “Взгляни на арбуз, сей плод земли”. И Иисус разрезал арбуз и сказал еще саддукею: “Видишь своими глазами добрый плод земли, пищу людскую, и видишь семена внутри; сосчитай их, ибо из одного арбуза родится во сто крат больше. Если посеешь эти семена, будешь есть истинного Бога, ибо не прольешь крови и ни страдания не увидишь, ни крика не услышишь. Что же ты ищешь даров Сатаны, муки, смерти, крови живых душ, пролитой от меча? Разве не знаешь, что тот, кто поднимает меч, от меча и гибнет? Иди теперь своим путем и сей семя доброго плода жизни, и не вреди безвинным тварям Божиим».

Христос осуждает даже тех, кто охотится на животных: «И когда шел Иисус с учениками, встретился им некий человек, натаскивавший охотничьих псов, чтобы травить слабых тварей. Увидев это, сказал ему Иисус: “Зачем делаешь дурное дело?” И ответил тот человек: “Этим ремеслом я живу, ибо зачем подобным тварям место под небом? Они слабы и заслуживают смерти, а собаки сильны”.

И Иисус посмотрел на того человека с грустью и сказал: “Воистину, лишен ты мудрости и любви, ибо у всякой твари, какую создал Господь, есть свой удел и свое место в царстве жизни, и кто может сказать, зачем они живут? И какая в том польза тебе самому и людям? Не тебе судить о том, лучше ли сильный слабого, или слабые не были посланы человеку в пищу или ради забавы… Горе тому, кто травит и убивает создания Божии! Да, горе охотникам, ибо они станут добычей, и сколько милосердия выказывают они к своим безвинным жертвам, столько и им выкажут недостойные люди! Оставь это дурное ремесло грешников, делай то, чему радуется Господь, и будь благословен, или же будешь проклят по твоей собственной вине!»

Наконец, в ранних манускриптах мы читаем о том, что Иисус осуждает даже рыбаков, несмотря на то, что они были самыми верными из его сторонников.

«На другой же день опять заговорили о поедании мертвых зверей, и некоторые из новых учеников Иисуса собрались вокруг Него и спросили: “Учитель, воистину, все ведомо Твоей мудрости, и Ты лучше всех других знаешь святой Закон; скажи нам, дозволено ли есть тварей морских?”

И Иисус посмотрел на них с грустью, ибо знал, что они неученые люди, и их сердца еще ожесточены лживыми учениями дьяволов, и сказал им: “Встаньте на берегу и взгляните в пучину вод: видите рыб морских? Им дана вода, как человеку дана земная твердь; спрашиваю вас, разве рыбы приходят к вам и просят у вас сухой земли или той пищи, на ней? Нет.

И вам не дозволено идти в море и искать того, что не принадлежит вам, ибо земля разделена на три царства душ: те, что на земле, те, что в воздухе, и те, что в воде, каждый согласно своему естеству.

И воля Присносущего дала всякой твари душу живую и святое дыхание, и то, что Он Своей волей дает Своим созданиям, ни человеку, ни ангелам нельзя отнять или присвоить”.»

Интересно, что, когда Иисус впервые говорит своим ученикам-иудеям об их новом питании (вегетарианском), они возражают ему: «Ты говоришь против Закона»,- очевидно, имея в виду различные места в Ветхом завете, где дается разрешение есть мясо.

Памятный ответ Иисуса очень красноречив: «Не говорю Я против Моисея, ни против закона, который он дал, зная жестокость ваших сердец.

Истинно говорю вам: вначале все твари Божии вкушали лишь от трав и плодов земли, пока невежество и себялюбие людское не привело многих к тому, что противно их естеству, но даже и эти вернуться к природной своей пище. Так сказано у пророков, и пророчества не обманут».

Эти и многие другие отрывки можно найти в «Гуманном Евангелии Иисуса», опубликованном Обществом Эдема. Это – один из немногих английских переводов «Евангелия Двенадцати апостолов».

Наставления, содержащиеся в иессейских текстах, можно принять с верой или отвергнуть как дурную подделку; однако сами эти поучения вполне согласуются с каноническими проповедями Иисуса Христа, так как в их основе лежит пример величайшей любви и сострадания.

Цитаты о животных

Настанет время, когда человечество будет гуманным к каждому существу, которое дышит.
Джереми Бентам, 1781 год

Животные — часть естественного закона, они имеют свои права, потому что они разумны.
Жан-Жак Руссо, 1754 год

Дискриминация живых существ исключительно для пользы своего вида является формой предрассудка.
Питер Сингер

Странно, что у нас так мало взаимоотношений с природой, с насекомыми, со скачущей лягушкой и совой, ухающей посреди холмов и зовущей своего друга.

Кажется, мы никогда не испытываем симпатии ко всем живым существам на земле.

Если бы у нас завязались тесные отношения с природой, мы бы никогда не убили животного ради еды, мы бы никогда не принесли вреда животному…
Джудду Кришнамурти (1895-1986)

Расист разрушает принцип равенства, придавая большее значение интересам своей расы. Противник равенства полов нарушает принцип равенства, отдавая предпочтение интересам своего пола. Аналогичным образом тот, кто проводит дискриминацию по виду, допускает, чтобы интересы его вида ставились выше интересов других видов (нечеловека). Но во всех случаях принцип один и тот же.
Питер Сингер

Если допустить, что у нас есть право причинять страдания без необходимости — тогда будет разрушено само основание человеческого общества.
Джон Голсуорси (1867 — 1933)

Жизнь животных имеет свою собственную цель, а не является средством удовлетворения человеческих потребностей.
Доктор Майкл  У. Фокс

Человека, чья религия учит почтительному отношению ко всем формам жизни, вряд ли можно обратить в веру, которая не считает неприкосновенной ничью жизнь, кроме человеческой.

Не причинять страданий собратьям нашим меньшим — наш первый долг перед ними. Но одного лишь этого недостаточно. У нас есть более высокая миссия — служить им всегда, когда бы им этого не потребовалось.
Франциск Ассизский, святой (1181-1226)

Праведник заботится о своей скотине, сердце же грешника не знает милосердия.
Книга Притчей Соломоновых

Меня не волнует человеческая религия, где не заботятся о благе кошек и собак.
Абрахам Линкольн (1809-1865)

Философы с давних времен задавали себе вопрос по поводу того, что означают «добро» и «нравственный долг», как эти два понятия связаны друг с другом и с ощущениями боли и удовольствия. Они так же задавали вопрос, может ли человек, который является частью природы, принять эти принципы и сделать свой выбор.

Общеизвестно, что в конечном итоге после долгих размышлений они так и не пришли к какому-то единому выводу. Но для нас это не имеет никакого значения.

Мы уверены, что, руководствуясь здравым смыслом, вы согласитесь с утверждением, что все люди являются нравственными существами, и мы вместе подумаем над фактами и главными положениями, касающимися обращением с животными, и решим, что следует предпринять.
П. Корбетт

Нам кажется невероятным тот факт, что древнегреческие философы пускались в столь глубокие рассуждения о том, что есть добро и зло, но так и не заметили аморальности человеческого рабства. Возможно, через тысячи лет точно так же невероятным будет казаться тот факт, что мы не замечаем аморальности угнетения человеком животных.
Газета «Сандэй Таймс» (1965 г.)

Вегетарианство, провозглашенное еще в самые древние времена, долго лежало под спудом, но в наше время оно с каждым годом и часом захватывает все больше и больше людей, и скоро наступит время, когда одновременно кончатся: охота, вивисекция и, главное, убийство для удовлетворения вкуса.

Человек выше животных, не потому что может мучить их, а потому, что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что чувствует, что в них живет то же, что живет в нем.

Можно отучить себя от жалости даже к людям, и можно приучить себя к жалости даже к насекомым. Чем больше в человеке жалости, тем лучше для его души.

Отгоняй от себя все то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым.
Л. Н. Толстой

Природа наделила человека высоким и прекрасным даром сострадания, которое простирается на бессловесных животных. И не подлежит сомнению, что самые благородные души обладают наибольшим даром сострадания, а люди недалекие и узколобые считают, что сострадание не то качество, которое необходимо им проявлять к другим живым существам; но великая душа, Венец создания, сострадает всегда.

Человек должен почувствовать свою близость и свой долг в отношении любой формы жизни, с которой он входит в соприкосновение.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Не существует существенной разницы в умственных способностях между человеком и высшим млекопитающим.

Животных, которых мы сделали нашими рабами, мы не хотим принимать как равных.
Чарльз Дарвин

Животные не могут высказать свое мнение. Нам кажется, что мы могли бы быть теми, кто представляет их интересы.
Ривер Феникс

У человека нет тех особенных связей с окружающим миром, которые принципиально его отличали бы от животных: те компоненты психики, которые дают ему право называться личностью, присущи и животному.

Все живые существа ищут счастья; так пусть же сострадание ваше распространяется на всех.
«Махавамса»

В прошлом веке это назвали бы моралью.

Несомненно, что каждый ум находит себе мораль по своему вкусу, но я надеюсь, что здесь мы выдвинули мораль старую, как Священное писание: что мы и животные — кровная родня.

У человека нет ничего, что не имели бы животные хоть в небольшой степени; и у животных нет ничего, что не было бы у него так или иначе общим с человеком.
Э. Сетон-Томпсон (биолог, писатель)

Дикие животные никогда не убивают ради развлечения. Человек — единственное существо, для которого пытки и смерть его собратьев — само по себе развлечение.
Д. Э. Фроуд (1818-1884)

Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.
Ж. Бернарден

Если вы увидите детей, мучающих для своей забавы котенка или птичку, вы останавливаете их и учите их жалости к живым существам, а сами идете на охоту, стрельбу голубей, скачки и садитесь за обед, для которого убито несколько живых существ. Неужели это кричащее противоречие не сделается явным и не остановит людей?
Л. Н. Толстой

Когда человек напрасно разрушает одно из творений человечества, мы называем его вандалом. Когда же он напрасно разрушает одно из творений Создателя, мы называем его спортсменом.
Д. В. Кратч (1893-1970)

Тот, кто делает вред животным из желания доставить себе удовольствие, ничего не прибавляет к своему счастью в этой жизни и в будущей: тогда, как тот, который не делает вред животным; не запирает, не убивает их, но желает добра всем чувствующим существам, тот испытывает счастья постоянно.
Из индийского закона Ману

Примеры людей, осужденных за то, что они просвещали человеческий род, почти столь же многочисленны в физике, сколь и в морали.

Разве природа разместила все эти пружины чувств в животном не для того, чтобы оно могло чувствовать? Разве у него нервы не для того, чтобы оно могло страдать?.

Какая нищета ума сказать, что животные — машины, лишенные понимания и чувств.
Вольтер

Человек способен как на огромное сострадание, так и на чудовищное равнодушие. И в его полной власти взрастить в своем сердце первое и искоренить второе. Нет ничего сильнее, чем поступок человека по велению его совести, который способствует проявлению совести всего человечества.
Норман Казинс

Убийцы… часто начинают с того, что в детстве убивают и мучают животных.
С. Келлерт, А. Фелтхаус, психологи

Что касается верности, преданности, любви, многие двуногие животные стоят ниже собаки или, скажем, лошади. Было бы замечательно для тысяч людей, если бы они могли стать перед судьей и сказать; «Я любил так же искренне и жил так же достойно, как моя собака». И все-таки мы продолжаем называть их «низкими животными»!
Генри Бичер (1813-1887)

Собака — очень необычное создание; она никогда не пристает с расспросами, какое у тебя настроение, ее не интересует, богат ты или беден, глуп или умен, грешник или святой. Ты ее друг. Ей этого достаточно.
Дж. К. Джером (1859-1927)

Никогда не будет мира среди людей, чьи сердца ищут наслаждения в убийстве других живых существ.
Р. Карсон (1907-1964)

О да, как же без этого! Чудесное утреннее убийство! У всех свернуты шеи: все птицы мертвы! Когда-то они могли летать! Летать и плавать! Летать и плавать! А теперь все мертвы и проданы за бесценок на базаре!
М. Корелли (1855-1924)

Человек гордится тем, что он поймал бедного зайца, а другой тем, что он поймал маленькую рыбку в сети, а кто-то — тем, что он поймал диких кабанов, а кто-то тем, что он поймал медведей… Разве они не грабители?
М. Аврелий, Римский император и философ (121-180)

…Искусство рыбной ловли — самое жестокое, хладнокровное, глупое занятие из всех, претендующих звания спорта.
Байрон (1788-1824)

Те радости, которые дадут человеку чувство жалости и сострадания к животным, окупят ему в стократ те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и употребления мяса.
Л. Н. Толстой

Мясная промышленность несет ответственность за большее количество смертей в Америке, чем все войны этого века, все природные катастрофы и дорожно-транспортные происшествия вместе взятые. Если вы считаете, что мясо это настоящая еда для настоящих людей, советую вам поселиться по-настоящему близко к настоящей больнице.
Нил Д. Барнард

К концу своей жизни (теленка), когда им около трех месяцев, они не в состоянии повернуться; их содержат в ящиках. Они попадают на бойню почти детенышами, они очень малы. Это тяжелое испытание даже для взрослого животного, а для малыша тем более, поэтому это почти самая жестокая часть всей процедуры. Многие работники бойни ненавидят ее.

 «Ее нужно запретить, это явное кровавое убийство», — говорили мне на бойне во время моего последнего визита. Слишком мучительно, когда растерявшийся маленький теленок, только что оторванный от матери, сосет пальцы мясника в надежде получить молоко, а получает человеческую «доброту». Это безжалостная, немилосердная и зверская процедура.

Алан Лонг, доктор философии

Вегетарианство — это один их немногих индивидуальных поступков, которые вы можете совершить, и который окажет немедленное воздействие.

Это первый шаг на пути к тому, чтобы покончить с ежедневной жестокостью, которой подвергаются животные на фермах. Это первый шаг на пути к самоисцелению нашей планеты. Но этот поступок имеет и более широкое значение.

Это политический акт и ясно выраженная вера в то, что можно все делать по-другому и жить в другом мире — лучшем мире.
Джульет Геллатли

Будьте добрыми к животным: Чему научит Вашего ребёнка гуманное образование / Be Kind to Animals: What Humane Education Can Teach Your Child

Мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, думающими и заботливыми людьми. Вам когда-нибудь приходило в голову, что, возможно, в Вашем доме уже есть один из лучших обучающих инструментов? Совершенно верно – это ваш Барсик или Пушок!

«Взаимодействие с животными – один из наилучших известных мне способов обучения мягкости, доброте, терпению и состраданию», – говорит Донна Форст (Donna Forst), бывший координатор образования гавайского Фонда друзей собак (Hawaii Dog Foundation). Донна уверена, что обучение ребенка общению и заботе о животном – это «неоценимая возможность привить ценности, которые повлияют не только на будущие отношения с животными, но и на взаимоотношения с человеческом сообществе».

Исследования поддерживают мнение Донны Форст. По данным «Гуманного общества Соединенных Штатов» (Humane Society of the United States, HSUS), жестокость детей к животным является признаком серьезных проблем, включая насилие в семье или нарушения психического здоровья. Все дети должны знать, как нужно заботиться о ком-то более уязвимом, чем они.

Клаудиа Хенемайр-Харрис (Claudia Henemyre-Harris), волонтёр гавайского «Фонда друзей собак» и мать 6-летнего мальчика, уверена, что такие уроки особенно важны для единственного ребёнка в семье.

Она говорит: «У нас живут кошка и собака. [Мой сын] видит, как я обращаюсь с животными – с любовью и уважением.

Я стремлюсь подать хороший пример; хочу, чтобы он учился относиться к животным с уважением».

Донна Форст говорит, что даже 5-летние малыши могут помогать заботится о домашних животных: «Попросите Ваших детей ежедневно менять воду в миске Вашего пса или кошки.

Еще дети могут (под Вашим наблюдением) кормить домашних животных и после этого помыть их миску». Клаудиа Харрис согласна: «Я всегда зову [моего сына], когда отправляюсь гулять с собакой.

А еще он помогает мне давать еду нашей кошке».

И тем не менее, даже детям, в семьях которых живут домашние животные, есть чему учиться. Клаудиа говорит: «Наша собака такая нежная и тихая, что мой сын совершенно не боится собак вообще. Я бы хотела, чтобы он умел общаться и с незнакомыми собаками, без опаски».

Она сначала стала участвовать в работе гавайского фонда защиты собак, а потом по её инициативе группа преподавателей во главе с Донной Форст организовала программу в школе её сына, в рамках которой детей обучают заботиться о животных и должным образом обращаться с незнакомыми животными.

Форст говорит: «Местные сообщества по защите животных часто организуют занятия, на которых обучают членов семей, взявших на воспитание новое домашнее животное из приюта». Эта высококвалифицированная программа учит студентов общаться с собаками, а также обращает особое внимание на тех людей, которые чувствуют себя не вполне свободно в присутствии этих животных.

Как родители могут найти и принять участие в подобной программе? «Местные отделения Гуманного сообщества США, приюты или группы по спасению животных либо сами проводят подобные программы, либо могут предоставить информацию о ближайших организациях, где они проводятся,» – объясняет Донна Форст. Она также рекомендует стать инициатором «проведения программы в школе Вашего ребёнка. Если Вы предложите помощь или, например, подготовите плакат, школьные преподаватели охотнее согласятся провести такие занятия».

HSUS, ASPCA (American Society for the Prevention of Cruelty to Animals) или американский Kennel Club предлагают образовательные материалы.

В любом случае, самое главное – стать примером для Вашего ребёнка. Клаудия Харрис говорит: «Мой сын видел, как я вышла из машины, чтобы убрать черепаху, которая выползла на середину дороги».

Форст согласна: «Наилучший способ пробудить сострадание в детях – проводить время с домашними животными. Если с ними хорошо обращаться, животные проявят не просто преданность – они подарят Вам безоговорочную любовь. Лучшего пути объяснить ребенку, что значит любить, не существует».

Автор статьи – Кимберли Хейнс (Kimberly Haynes), бывшая преподавательница и начальница департамента; работает консультантом в области образования и пишет.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт
http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Стивен розен

Перевод Сухотиной М. стр. из

ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ:

Я посвящаю эту книгу Его Божественной Милости А. С. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, научившему меня видеть Господа в каждом живом существе.

Книга, которую вы держите в руках, обязана своим существованием не кому-то в отдельности. Многие поколения ученых и исследователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, внесли в ее создание гораздо больший вклад, чем я. В некотором смысле я всего лишь собрал их слова и мысли.

Но тем не менее, я должен отдельно поблагодарить нескольких людей, оказавших мне помощь при написании моей работы.Прежде всего я выражаю благодарность Исааку Башевису Зингеру, лауреату Нобелевской премии по литературе за 1978 год, за написанную им вступительную статью (которая была опубликована в первом издании книги).

Натаниэль Альтман, чья работа «Пища для жизни» была первой из серии книг о диете и здоровье, заслуживает глубокой благодарности за мудрые и теплые слова, сказанные им в предисловии, и за помощь при издании книги. Издатель Джошуа М. Грин вдохновлял меня во время ее написания и проделал большую редакторскую работу над текстом.

Я также рад поблагодарить Пола Обиса, издателя и главного редактора «Вегетариан Таймс», предложившего мне написать сокращенный вариант книги, который был опубликован в выпусках журнала за декабрь 1985 и январь 1986 года.

Мой давний друг рабби Ричард Шульман подал мне множество ценных идей, особенно в том, что касалось иудейско-христианской традиции, а также помог мне получить точные данные по истории Израиля и сверил все переводы из Библии. Тому, чтобы эта работа вышла в свет, способствовали и многие другие, например, сотрудники издательства «Бала Букс».

Я также выражаю благодарность Филу Галлелли и его семье (особенно его дочери Сите), Грегу Стайну, который помог мне внести поправки в новое издание книги, и моим новым друзьям из Торчлайта, которым хватило дальновидности и смелости для того, чтобы переиздать ее. Всем этим людям и всем, кто выше нас (в буквальном и переносном смысле), я выражаю искреннюю сердечную признательность.

^

ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСТВО

^ Заключение

ГЛАВА 2. РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

^ Кошерное мясо

ГЛАВА 4. ИСЛАМ

Суфийская традицияСострадание и милосердие

ГЛАВА 5. АХИМСА И РЕЛИГИИ ВОСТОКА

^ Будда в ведических текстахСмерть БуддыБуддизм в Китае и Японии

ГЛАВА 7. ИНДУИЗМ

^ Защита коровВегетарианство и мирный образ жизни«Милость Господа»Животные и духовность

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мысли в заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Цитаты из писаний и изречения мудрецовБиблиография Алфавитный указательОб авторе

^

(В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ – «ПИЩА ДЛЯ ДУХА»)

«Пища для духа» … убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи – нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это – основа истинно глубокой духовности».

«Индуизм сегодня»

«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна. … Те, кто уже перешел на растительную диету, еще больше укрепятся в своих убеждениях».

«Вегетариан таймс»

«Книга Розена станет откровением для тех, кто до сих пор слишком просто и ограниченно понимает призыв к вселенскому состраданию и почитанию священной природы всего творения. Те же, кто уже вступил на путь духовного развития и осознал, что вегетарианство – важный шаг на этом пути, найдут в этой книге поддержку и источник вдохновения».

«Мысли по поводу», т. 3

«Эта прекрасная книга принесет верующим большую пользу, поскольку в ней приводится множество причин, по которым следует вести вегетарианский образ жизни, … и один из самых убедительных доводов, приводимых автором – теософическое представление о том, что все живые существа, – не только люди, – принадлежат к одному взаимозависимому сообществу».

«Американский Теософ»

«В этой книге Стивен Розен призывает последователей всех мировых религий вернуться к их вегетарианским корням. Теперь мы располагаем научными доказательствами того, что растительная диета полезна для здоровья. Великие учителя духовности всегда знали, что она полезна для души».

^

епископальный священник, капеллан больницы св. Люка – Рузвельта, Нью-Йорк.

«Вегетарианство – это тот образ жизни, к которому мы все должны стремиться ради решения финансовых проблем, улучшения здоровья и достижения духовной цельности. … Как католический священник, я настоятельно рекомендую читателям эту книгу».

^

Основатель центра изучения религии в ривердейле, бывший руководитель программы «История Религий»,

Университет Фордхема, Нью-Йорк.

«Иудаизм основан на доктрине сострадания, в нем можно найти целую философскую систему, осуждающую убийство ради пищи. Мы надеемся, что эта книга обретет многочисленных читателей и вдохновит их на более духовное отношение к своему питанию, что, соответственно, должно повлечь за собой одухотворение воззрений человечества в целом».

^

президент и основатель Международного общества иудеев-вегетарианцев,

Лондон, штаб-квартира Общества

«…потребность в такой книге, как «Пища для духа», назрела уже давно, и учение о сострадании, которое излагает мистер Розен, должно быть принято равно иудеями и приверженцами других религий».

^

Синагога Древа Жизни,

президент Новой Семинарии, основатель Центра Каббалы, Нью-Йорк

«Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащиеся в мясе, вредны для нашего здоровья. Такие религии, как ислам … оставляют человеку свободный выбор в отношении пищи применительно к обстоятельствам и окружающей среде. … Мистер Стивен Розен, автор книги «Пища для духа», знает свой предмет достаточно хорошо для того, чтобы помочь людям, которые желали бы изменить свои прежние гастрономические привычки и перейти на растительную диету».

^

Мечеть Шах-Джехан, Уокинг, Англия

«Все истинно верующие должны прочесть «Пищу для духа» с открытой душой. Несмотря на то, что традиционно среди мусульман редко встречаются сторонники отказа от мясных блюд, исследования г-на Розена показывают нашу религию с другой стороны. … Основываясь на суфийских учениях, Святом Коране и житиях пророка Магомета, автор находит в исламе множество доводов в пользу вегетарианства. После прочтения его книги я сам стараюсь постепенно исключить из рациона мясные продукты!»

^

директор Центра изучения ислама, Лос-Анджелес, Калифорния.

«Ни один верующий христианин, иудей, буддист, индуист или мусульманин не сможет остаться безучастным к призыву, содержащемуся в этой книге, – ведь в ней доказано, что основатели и патриархи всех этих крупнейших религий осуждали убийство и поедание наших четвероногих и пернатых братьев».

^

настоятель Центра дзен-буддизма, Рочестер, Нью-Йорк,

автор книги «Три столпа дзен-буддизма»

«Книга под названием «Пища для духа» – очень своевременное дополнение к пропаганде вегетарианства. Размышления об изгнании из себя ненависти, о запрете на жестокость и убийство любого живого существа необходимы человеку для достижения мира, гармонии, безмятежности, сосредоточенности и освобождения от страданий, и потому Будда включил принцип сострадания в Благородный Восьмеричный путь, Четвертую Благородную Истину буддизма».

^

глава Буддистской Вихары, Вашингтон.

«Мистер Розен проделал громадную работу, чтобы раскрыть значение вегетарианства в мировых религиях. Санскритские (индуистские) писания проповедовали растительную диету на протяжении тысячелетий. А книга мистера Розена действительно может указать нам «трансцендентную диету», которой так не хватает современному обществу».

^

преподаватель санскрита, Университет Горакпура, Индия.

«Наконец-то у индуистского сообщества есть книга, которая дает исчерпывающее описание его вегетарианского наследия. Работа Стивена Розена заслуживает одобрения всех истинных индуистов и убежденных приверженцев любой из мировых религий».

^

лава Союза индуистов Америки, Вашингтон, Округ Колумбия.

«Я надеюсь, что всякий, кто ест мясо и при этом считает себя религиозным человеком, прочтет эту книгу, и она поможет ему увидеть, что эксплуатация животных несовместима ни с одной из тех религий, что призывают к милосердию».

^

профессор философии, Университет Монаш, Австралия,

Автор книги «Освобождение животных».

«Мудрая книга мистера Розена появилась как нельзя более кстати. Как раз сейчас мы видим первые проявления заботы о правах животных со стороны религиозных деятелей здесь, в Америке. Его книга окончательно пробудит религиозные сообщества от догматической спячки … если бы животные могли говорить, они от души поблагодарили бы Стивена Розена».

^

доцент фидософии,

Государственный Университет Северной Каролины,

автор книги «В защиту прав животных».

Слова о доброте к животным

Согласно ʼʼЕвангелию Двенадцати апостоловʼʼ, перед рождением Иисуса ангел сказал Марии: ʼʼТы не должна вкушать мяса и пить хмельных напитков, ибо дитя ещё во чреве Твоём будет посвящено Господу, и не может вкушать плоть и опьяняться брагойʼʼ.

Сила этого повелœения свыше, в случае если признать его достоверность, состоит в том, что оно подтверждает: Иисус действительно тот Мессия, о котором говорится в ветхозаветном пророчестве: ʼʼИтак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева в чреве приимет и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброеʼʼ (Ис. 7:14, 15).

Далее в тексте говорится, что в общинœе, где жили Мария и Иосиф, не убивали ягнёнка ради Пасхи: ʼʼРодители Его, Иосиф и Мария, каждый год на Пасху ходили в Иерусалим и праздновали её по обычаю своих братьев, избегавших кровопролития и не евших мяса …ʼʼ

Упоминание об этом сообществе помогает объяснить, почему Иисус с самого детства любил животных и птиц: ʼʼВ один день пришёл отрок Иисус туда, где были птичьи силки. Там же были другие отроки. И сказал им Иисус: ʼʼКто поставил силки на безвинных тварей Божиих? Говорю вам, тот сам попадётся в силокʼʼ.

Неудивительно, что в этих неискажённых текстах мы находим призывы Христа к заботе обо всœех созданиях, не только о людях: ʼʼБудьте же заботливы, будьте участливы, будьте милосœердны и добры не только к вашему роду, но и ко всяким тварям, что ищут вашей заботы, ибо вы для них как боги, на которых они взирают в нужде своейʼʼ.

Позже Иисус объясняет, что пришёл конец покончить с кровавыми жертвоприношениями: ʼʼЯ пришёл положить конец жертвам и кровавым пирам, и если не прекратите приносить в жертву плоть и кровь, гнев Господень вечно будет на вас, как был в пустыне на отцах ваших, что взалкали мяса и поели вволю, и наполнились скверной, и язва поразила ихʼʼ.

Как отмечалось в предыдущей главе, в этих ранних рукописях нет упоминания о чуде с хлебами и рыбаками.

Вместо этого в них описано чудо с хлебом, фруктами и кувшином воды: ʼʼИ разделил Иисус хлеб и плоды между ними, и воду также. И ели, и насытились всœе, и пили.

И дивились они, ибо каждому хватало с избытком, а было их четыре тысячи человек. И пошли они, и возблагодарили Господа за то, что видели и слышали.

В древних документах постоянно встречаются слова Иисуса в поддержку естественной пищи, особенно вегетарианской: ʼʼИ, услышав это, некий саддукей, не веривший в святую истину Господню, спросил Иисуса: ʼʼСкажи мне, почему говоришь, не ешьте плоти животных? Разве не были звери даны человеку в пищу, как те травы и плоды, о которых ты говорил?ʼʼ Ответил Иисус: ʼʼВзгляни на арбуз, сей плод землиʼʼ. И Иисус разрезал арбуз и сказал ещё саддукею: ʼʼВидишь своими глазами добрый плод земли, пищу людскую, и видишь семена внутри; сосчитай их, ибо из одного арбуза родится во сто крат больше. В случае если посœеешь эти семена, будешь есть истинного Бога, ибо не прольёшь крови и ни страдания не увидишь, ни крика не услышишь. Что же ты ищешь даров Сатаны, муки, смерти, крови живых душ, пролитой от меча? Разве не знаешь, что тот, кто поднимает меч, от меча и гибнет? Иди теперь своим путём и сей семя доброго плода жизни, и не вреди безвинным тварям Божиимʼʼ.

Христос осуждает даже тех, кто охотится на животных: ʼʼИ когда шёл Иисус с учениками, встретился им некий человек, натаскивавший охотничьих псов, чтобы травить слабых тварей. Увидев это, сказал ему Иисус: ʼʼЗачем делаешь дурное дело?ʼʼ И ответил тот человек: Этим ремеслом я живу, ибо зачем подобным тварям место под небом? Οʜᴎ слабы и заслуживают смерти, а собаки сильныʼʼ.

И Иисус посмотрел на того человека с грустью и сказал: ʼʼВоистину, лишён ты мудрости и любви, ибо у всякой твари, какую создал Господь, есть свой удел и своё место в царстве жизни, и кто может сказать, зачем они живут? И какая в том польза тебе самому и людям? Не тебе судить о том, лучше ли сильный слабого, или слабые не были посланы человеку в пищу или ради забавы… Горе тому, кто травит и убивает создания Божии! Да, горе охотникам, ибо они станут добычей, и сколько милосœердия выказывают они к своим безвинным жертвам, столько и им выкажут недостойные люди! Оставь это дурное ремесло грешников, делай то, чему радуется Господь, и будь благословен, или же будешь проклят по твоей собственной винœе!ʼʼ

Наконец, в ранних манускриптах мы читаем о том, что Иисус осуждает даже рыбаков, несмотря на то, что они были самыми верными из его сторонников.

ʼʼНа другой же день опять заговорили о поедании мёртвых зверей, и некоторые из новых учеников Иисуса собрались вокруг Него и спросили: ʼʼУчитель, воистину, всё ведомо Твоей мудрости, и Ты лучше всœех других знаешь святой Закон; скажи нам, дозволено ли есть тварей морских?ʼʼ

И Иисус посмотрел на них с грустью, ибо знал, что они неучёные люди, и их сердца ещё ожесточены лживыми учениями дьяволов, и сказал им: ʼʼВстаньте на берегу и взгляните в пучину вод: видите рыб морских? Им дана вода, как человеку дана земная твердь; спрашиваю вас, разве рыбы приходят к вам и просят у вас сухой земли или той пищи, на ней? Нет.

И вам не дозволено идти в море и искать того, что не принадлежит вам, ибо земля разделœена на три царства душ: те, что на земле, те, что в воздухе, и те, что в воде, каждый согласно своему естеству. И воля Присносущего дала всякой твари душу живую и святое дыхание, и то, что Он Своей волей даёт Своим созданиям, ни человеку, ни ангелам нельзя отнять или присвоитьʼʼ.

Интересно, что, когда Иисус впервые говорит своим ученикам-иудеям об их новом питании (вегетарианском), они возражают ему: ʼʼТы говоришь против Законаʼʼ, – очевидно, имея в виду различные места в Ветхом завете, где даётся разрешение есть мясо.

Памятный ответ Иисуса очень красноречив: ʼʼНе говорю Я против Моисея, ни против закона, который он дал, зная жестокость ваших сердец.

Истинно говорю вам: вначале всœе твари Божии вкушали лишь от трав и плодов земли, пока невежество и себялюбие людское не привело многих к тому, что противно их естеству, но даже и эти вернуться к природной своей пище. Так сказано у пророков, и пророчества не обманутʼʼ.

Эти и многие другие отрывки можно найти в ʼʼГуманном Евангелии Иисусаʼʼ, опубликованном Обществом Эдема. Это – один из немногих английских переводов ʼʼЕвангелия Двенадцати апостоловʼʼ.

Наставления, содержащиеся в иессейских текстах, можно принять с верой или отвергнуть как дурную подделку; однако сами эти поучения вполне согласуются с каноническими проповедями Иисуса Христа͵ так как в их базе лежит пример величайшей любви и сострадания.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *