Вегетарианство и мусульманство – вегетерианство
Table of Contents
Полувегетарианство – пророческая Сунна?
Полувегетарианство – пророческая Сунна?
Традиционно мусульмане были полувегетерианцами. Большинство блюд нашего любимого пророка было приготовлено не из мяса. Вообще мясо редко ели во времена пророка.
Один сподвижник пророка был вегетарианцем, и пророк принимал это. Однажды хазрат Умар увидел, как один мужчина ежедневно покупает мясо на рынке, и упрекнул его.
Во время халифата Хазрата Умара он запретил есть мясо каждый день. И только халифу было разрешено есть мясо каждый день.
В сборнике хадисов Имама Малика есть глава Баб аль-Ляхм – глава о мясе. Два хадиса в главе предостерегают от чрезмерного употребления мяса. В те времена средний класс ел мясо раз в неделю по пятницам, бедные – на Ид.
Одним из условий Имама Сахль Аль-Тустари приема учеников было употребление мяса только раз в неделю.
Еда является основой нашего материального существования. Если мы употребляем еду в правильных пропорциях, и правильную еду, она приносит организму пользу, в противном случае – наоборот. Также на здоровье влияет количество употребляемой еды.
Сунной является употребление такого количества, чтобы было достаточно сил держать спину прямой, заполнить одну треть желудка, вторую треть – воздухом, остальное водой. В то же время мы знаем, что Пророк (мир ему) не призывал к аскетизму и не любил чрезмерности и крайности. Мы должны придерживаться умеренности в своем питании.
Хадис, который показывает, что наш Пророк (мир ему) не часто употреблял мясо:
‘Аиша, да будет доволен ее Аллах, сказала: «Бывало так, что мы видели молодой месяц, потом еще один – три молодых полумесяца в течение двух месяцев, (и все это время) в домах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не разжигали огня».
‘Урва сказал: «Я спросил: «О тетушка, что же поддерживало вас?» Она сказала: «Финики и вода, однако по соседству с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, жили ансары, у которых были дойные верблюдицы, и они посылали Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молоко, а он поил нас».
Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Остерегайтесь мяса, так как к нему приучаются так же, как к вину».
В наши дни в некоторых частях Йемена мяса называют «хамр аль-мумин» (вино верующих). Люди, которые постоянно едят мясо, привыкают к его вкусу. Во многих странах мусульманского мира мясо не так доступно и дорого стоит.
Аспект, который изменил данный факт, – это холодильник. В прошлом люди ели мясо, которое было забито только что, чтобы оно не испортилось. В наши дни потребление мяса намного увеличилось. В современном производстве мяса используется неестественный гормон роста. Поэтому последующее поклонение намного выше чем предыдущее.
Джабир ибн Абдулла аль-Ансари сообщил: «Однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел, как я нес мясо». «Что это, Джабир?» – спросил он. Я ответил: «Мне захотелось мяса, и я купил его».
«Все, что ты ни пожелаешь, ты будешь покупать? Тебя не страшит аят, в котором говорится, что для каждого будет ступень воздаяния в соответствии со своими делами, дабы Он полностью воздал им за их поступки, и не будет им никакой несправедливости?» (46:20).
Сегодня в мусульманском мире отдается предпочтение баранине, нежели говядине. Наш пророк (мир ему) традиционно употреблял мясо, хотя он приносил в жертву корову во время хаджа. Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил Удхия (праздничное Жертвоприношение) за своих жен коровой».
В большинстве случаев, наш собственный нафс ведет к неправильному и чрезмерному питанию. Организм приспособлен, чтобы жить 120 лет. Пророк (мир ему) сказал, что возраст его уммы при смерти будет 60–70 лет. Сам пророк (мир ему) умер в 63 года, и передается что его желудок был плоский, у него было 17 седых волос в бороде и обладал он силой 40 мужчин.
Наше тело имеет право над нами. Правом нашего тела является правильное питание, упражнения и отдых.
Islam-Today
Вегетарианство и ислам
lactovegetarianveda_ru
В Исламе отводится большое место вопросу защиты живого, подчеркивается необходимость изучения природы для лучшего понимания жизни как единого органического целого.
В Коране есть множество стихов, побуждающих человека изучать небесные тела, элементы земного мира, флору и фауну земли.
Согласно философии Ислама, животные – так же равноправные жители земли, как и человек. Бог предусмотрел, что благами земли будут пользоваться одинаково все: и человек, и звери, и птицы.
Ислам не считает, что земля принадлежит человеку: она принадлежит Богу. Коран приводит слова Моисея:
«Конечно, земля принадлежит Аллаху;
Он дарует ее, кому пожелает
Из своих слуг».
(Гл. 7, т. 28.
)
Отношение мусульман к животным как религиозно-нравственная проблема основывается на двух главных религиозных источниках: первый – Коран, священное писание, открытое пророку Магомету в период продолжительностью 22 года (с 610 по 632 гг.). Вторым источником являются Хадисы (арабск.
«новость», «история») – это записи рассказов о поступках или высказываниях пророка Мухаммада, к которым верующие относятся с огромным уважениям и принимают их как основной источник религиозного права и нравственных наставлений, уступающий по авторитетности только Корану.
И Коран, и Хадисы учат, что “нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях”, которые не были бы такими же созданиями, как и человек, иными словами, животные имеют ценность сами по себе, а не в плане их отношения к человеку.
Все животные имеют жизнь, индивидуальную и социальную, как это имеет человек.
Бог сотворил все создания, в том числе и человека; показательно то, что человек не выделяется в особое творение в этих словах, перечисляется с другими видами животных.
Значительным контрастом к христианской религии является положение Корана, что животные имеют душу, хотя оговаривается, что их душа более низкого порядка, чем человеческая. Коран при этом предполагает, что сознание животного стоит ступенью выше, чем простой инстинкт или интуиция.
Коран утверждает, что животные могут познать своего Создателя и поклоняются ему:
«Разве ты не видишь, что Богу возносятся хвалы
Всеми существами на небе и на земле
И птицами, простершими крылья?
Каждый из них знает свою молитву и песнопение,
И Аллах внимает тому, что они делают».
(Коран, гл. 24, т. 41)
Коран учит, что Бог общается с живыми существами, как это следует из следующих строф:
«И ваш Бог открылся пчеле, говоря,
Делай ульи в горах,
И на деревьях
И в жилище людей».
(Коран, гл. 16, т. 68)
Согласно Хадисам, Святой Пророк Мухаммед говорил: «С того, кто убивает без необходимости, даже воробья, Аллах спросит в День Суда… К тому, кому жалко лишить головы даже воробья и кто чувствует сострадание к воробью, Аллах также проявит милость в День Суда». Однажды Святой Пророк Мухаммед приказал Хазрату Али: «Не превращай свой желудок в кладбище невинных птиц и зверей». С этого дня Хазрат Али верно следовал этому указанию.
В Коране накладывается множество правил и ограничений на употребление мяса. В книге “Так говорил Магомет” (перевод хадисов, сделанный доктором М.
Хафизом Сидом) ученики пророка Магомета спрашивают его: “Правда ли, что воздастся нам за то, что мы делаем добро четвероногим и поим их водой?” Магомет отвечает: “Будет вознаграждён тот, кто приносит благо любому животному”.
Употребление в пищу мяса, хотя и разрешено в Коране, но так же, как и в Ветхом Завете, ограничено множеством правил и запретов, один из которых гласит: “Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием любого имени, помимо имени Аллаха” (Коран, сура 5.4).
Строго говоря, это ограничение, перекликающееся с ветхозаветным (Левит, 17.14), накладывает запрет на употребление в пищу любого мяса, потому что полностью очистить от крови плоть убитых животных практически невозможно.
Ислам верит в предопределение, в судьбу, которую изменить нельзя, так же как в индуизме считается неотвратимой карма; однако, ислам считает, что в пределах предначертанной судьбы можно изменить условия в лучшую сторону: путем усилий со стороны человека страдания – в том числе и страдания животных – можно предотвратить или уменьшить.
Религия
“Тот, кто добр к низшим животным, тот добр и к самому себе…, жалеющий даже воробья продлевает себе жизнь. Аллах будет милостив к нему в день суда”
Пророк Мухаммед
“Не делайте из своих желудков кладбище для животных”
Али ибн Абу Талиб (четвёртый праведный халиф)
Ислам, на сегодняшний день, является самой последней признанной религией от Бога. Как известно, чем более цивилизованно общество, тем меньше уделяется внимания религиозности, духовность уходит на задний план.
Возможно, по этим причинам Коран написан не только нравоучительным, но даже суровым языком, как будто Господь хочет показать нам как в зеркале, куда завела человечество его греховная натура. В Коране сказано, что люди извратили многие предыдущие послания Бога, поэтому человечеству был ниспослан новый свод законов уклада жизни на земле.
События описанные в Коране, изложены неповторимыми по красоте стихами – “аятами”, повествующими о реальных событиях и следующих за ними поощрениях или наказаниях Аллаха.
Сура 36 “Йа-Син”, является по поверьям “Сердцем Корана”, считается что тот, кто прочитал и понял ее один раз, прочитал Коран 10 раз. Вот несколько строк из этой суры:
“Ужель не видели они те поколения людей,
Которые до них Мы погубили?
Ужель не ведают,
Что никогда они к ним не вернутся?
Поистине, их всех до одного
Представят перед Нами (в Судный день).
Знамением для них — умершая земля.
Ее Мы оживим, взрастим зерно на ней,
И им они питаться будут.
Сады Мы возведем из виноградных лоз и пальм
И родники в них изольем обильно,
Чтобы плодами их вы все могли питаться.
Но это все не вашими руками создано.
Ужель за это вы не будете Нам благодарны?”
(Коран 36.31-35)
Здесь идет повествование о допотопных временах. То есть в Коране, также как и в других святых писаниях, когда говорится о заре человечества, едой, созданной Богом для людей служит лишь растительная пища и вода.
Далее, после массового грехопадения, начинается эпоха мясоедения, но Аллах накладывает строгие ограничения на такую пищу. Поедание мяса, которое не попадает под такие ограничения, считается “харамом”, то есть запрещено для употребления в пищу.
Все ключевые моменты Библии, описаны также и в Коране. Эдемский Сад является как бы символом того, что есть идеальная духовная жизнь, без смерти, войн, болезней и т.д.
Примечательным является и пища, которую Господь предназначил чистым душам в раю. Согласно Корану, в раю есть сады и виноградники, ни о какой мясной пище нет и речи.
Еще не раз в Коране упоминаются сады, и растительность в этих садах как пища для людей, но это уже касается земной жизни, например:
“Он — Тот, кто шлет с небес вам воду:
Вам от нее — питье,
И от нее — произрастание (лугов),
Где вы (свои стада) пасете.
Он ею вам выращивает злаки,
Оливы, пальмы, виноградную лозу
И множество других плодов (вам в пищу).
Поистине, здесь кроется знамение для тех,
Кто размышленьям предается.”
(Коран 16.10-11)
То есть пища и напитки, аналогичные произрастающим в Эдемском Саду и намек для людей, которые способны размышлять и делать выводы. Каково же тогда предназначение пасущихся стад? В той же Суре говорится об этом:
“Он сотворил (вам) скот, —
Для вас в нем и тепло, и всякая другая польза.
И от него ж вам — мясо в пищу.”
(Коран 16.5)
Интересно то, что употребление мяса в пищу идет после строки о пользе скота. Это сегодня основным предназначением домашнего скота является мясо для пропитания, молоко при этом стоит как бы на заднем плане. В Коране есть удивительные строки, касающиеся именно молока:
Поистине, для вас (даже) в скоте
Таится назидание (Господне):
Мы из того даем вам пить,
Что (образуется) в их теле
Между экскрецией и кровью, –
Молоко, которое и чисто, и приятно
Для тех, кто пьет его.”
(Коран 16.66)
Обратите внимание на местонахождение “чистого” молока. То есть окружающие молоко органы не имеют благую “чистую” энергетику для употребления в пищу, ведь кровь запрещена в пищу как Кораном, так и Библией.
В начале Суры 5, называемой “Трапеза” идет речь о том, что разрешено в пищу и перечисляются некоторые виды животных и методы их умерщвления, которые позволяют употреблять в пищу мясо. На мясо наложены строгие ограничения и в то же время в конце Суры мы находим следующие строки, не накладывающие никаких ограничений на употребление в пищу растений:
“И это — Он, кто (вам) взрастил сады
(Из виноградных лоз),
Что на подпорках (вытянулись к небу),
Иль без подпорок (стелются обильно по земле),
И финики, и разноплодные посевы,
Оливы и гранаты, которые (во многом) так похожи,
И (все же столь) различны меж собой.
Вкушайте их плоды, когда им подойдет пора,
И отдавайте должное во время сбора,
Но расточительны не будьте, —
Господь, поистине, не любит тех,
Кто (по ненадобности) расточает.”
(Коран 6.141)
Основная часть населения не закалывает животных для употребления в пищу, а покупает мясо в магазинах. Процесс умерщвления скота на скотобойнях не соответствует предписаниям Корана, то есть все мясо лежащее на прилавках запрещено для употребление в пищу человеку, исповедывающему Ислам.
Согласно Корану, ритуал жертвоприношения, проведённый по мусульманским традициям, приносит большое благо для человека его совершившего.
Человек, который совершает этот ритуал, должен смотреть жертве в глаза от момента, когда он перерезает ножом ей горло, до того момента, пока душа не покинет тело животного, читая на протяжении этого времени определенную молитву.
“Этот человек должен смотреть в глаза животного, он должен видеть его слезы, смотреть в глаза, пока оно не умрет, в таком случае есть надежда, что сердце того, кто совершает жертвоприношение, изменится” (М. Р. Мухайаддин, Асма`уль-Хусна: 99 прекрасных имен Аллаха, 1979, с. 182). Каждый ли человек сможет после такого зрелища есть мясо или оставаться прежним?
В Суре “Паломничество” объясняется на примере жертвоприношения предназначение скота:
“Так подчинили вам Мы (скот),
Чтоб, (осознав знаменье это),
Вы Нам могли быть благодарны.
Ведь ни их кровь, ни мясо их
К Аллаху не восходит —
Лишь ваше благочестие возносится к Нему.”
(Коран 22.35-36)
Аллах ниспослал людям скот для услужения, то есть как дар для облегчения жизни, и в то же время в этих строках присутствует намек на то, что кровь и мясо не принимаются Богом, а лишь выполнение воли Аллаха может принести нам пользу, то есть сам факт совершения жертвоприношения.
Очень интересный момент есть в Коране относительно горы Синай, которая упоминается и в Библейских событиях. Муса (библ.
Моисей), когда привел свой народ к подножию горы Синай, попросил у Аллаха воду для своего народа, на что получил ответ, о 12 родниках, которые будут бить из горы. Но не только питьем должны были служить эти источники, они предназначались и в качестве еды.
При описании того же сюжета в Библии, в качестве еды упоминается манна (небесный хлеб). И вода и манна, согласитесь, отличны от мяса. Далее в Коране следуют такие строки:
“И каждое колено знало место, где им пить, —
Ешьте и пейте из даров Господних
И (на земле) нечестие не сейте.”
И вспомните,
Как вы сказали: “О Муса!
Мы более не можем выносить одну и ту же пищу.
Ты Бога своего о нас взмоли,
Чтоб Он извлек нам овощи,
Что на земле произрастают:
И огурцы, и лук, и чечевицу, и чеснок”.
Он им сказал: “Ужель вы лучшее
Хотите худшим заменить?
Сойдите в город вы тогда
И там найдете все, что захотите”.
(Коран 2.59-60)
Не правда ли, это уже вызывает полное недоумение – вода в качестве питья и пищи? Более того, в этих строках четко сказано, что даже растительная пища считается на уровень хуже чистой, родниковой воды, а о мясе вообще нечего говорить.
Современные ученые конечно даже не будут это всерьез обсуждать, хотя на сегодняшний день известны случаи, когда люди употребляют в пищу только воду, и что удивительно – избавляются от неизлечимых болезней.
Но это уже небольшое отступление от общей темы.
Итак, Коран, как и другие святые писания, рекомендует совершать Богоугодные поступки, дабы очиститься от материальной скверны и тогда наградой для таких чистых душ будет благоволение Аллаха, а местом пребывания будут служить райские сады.
Подобием райских садов на земле служат земные сады, иными словами тому, кто ищет благости на земле, лучше и в пищу употреблять аналог райской пищи на земле, коей являются плоды растений.
Подтверждением этого служит описание в Коране допотопных времен, когда люди питались именно растительной пищей вплоть до времен массового грехопадения. Грех и мясоедение связаны между собой, как будто один порок порождает другой.
Употребление мяса в пищу, согласно Корану, не является обязательным, но и не запрещается, если воля человека настолько зависит от поедания мяса, хотя в Коране описываются несколько раз времена, когда человечество обходилось без мяса.
На употребление мяса накладываются строгие ограничения, которые сегодня практически не соблюдаются, особенно на территории России, а нарушая закон Божий, человек становится богоотступником.
При употреблении же в пищу только растительной и молочной пищи, человек не подвергается соблазну есть запрещенное “харамное” мясо.
Коран преподносит информацию через реальные события и примеры положительных и отрицательных последствий этих событий, причем мясоедение всегда является спутником именно отрицательных последствий для человечества.
Коран учит думать и делать выводы, который каждый волен делать сам, ведь только нам самим дан выбор решать какой путь мы изберем, а руководство к устройству мира ниспослано людям Богом в святых писаниях, так что ни одна душа не сможет оправдаться незнанием закона Божьего, ведь и по земным, юридическим правилам, незнание закона не освобождает от ответственности.
Новости
Новые блюда
Мохито безалкогольный
- тоник (или газированная минеральная вода) 2/3 стакана
- 3 веточки мяты (нужны только листья)
- 2 ч. ложки сахара
- сок ¼ лайма
- лед 2/3 стакана
Салат с йогуртово-чесночной заправкой
- 10-12 помидоров черри (либо 2 средних сладких помидора)
- 2 горстки свежего шпината
- 2 горстки рукколы
- 10 листьев зеленого базилика
- соль, перец
Для заправки:
- 4 ст. ложки простого йогурта (не сладкого)
- 1 зубчик чеснока
- 1 ч. ложка сока лайма
- 2-3 щепотки соли
Капуста маринованная за сутки
- капуста (лучше молодая) — 1 кг
- морковь среднего размера — 2 шт.
- чеснок — 4 зубчика
Для маринада:
- подсолнечное масло — 150 мл
- уксус 9% — 150 мл
- сахар — 100 г
- соль — 2 ст.ложки
- лавровый лист — 3 шт.
- перец черный горошек — 6 шт.
- вода — 0,5 л
Мусульмане-вегетарианцы: уход от мясного питания
Мои причины для перехода на растительную диету не были сиюминутны, как у некоторых моих знакомых. По мере того как я узнавала всё больше о разных аспектах, связанных со стейком на моей тарелке, мои предпочтения медленно менялись. Сначала я отказалась от красного мяса, потом от молочных продуктов, курицы, рыбы и, наконец, яиц.
Впервые я столкнулась с промышленной бойней, когда прочитала Fast Food Nation («Нация фастфуда») и узнала, как содержат животных на промышленных фермах. Мягко говоря, я была в ужасе. До этого я и понятия об этом не имела.
Частью моей невежественности было то, что я романтично думала, что моё правительство позаботится о животных, которые пойдут в пищу. Я могла понять жестокое обращение с животными и проблемы экологии в США, но мы-то, канадцы, другие, верно?
В реальности же в Канаде практически отсутствуют законы, которые бы защитили животных на фермах от жестокого обращения. Животных бьют, калечат и содержат в тесноте в условиях, ужасных для их короткого существования.
Стандарты, которые Канадское агентство по контролю за качеством пищевых продуктов предписывает соблюдать, часто нарушаются в погоне за наращиванием производства. Та защита, которая ещё законодательно осталась, постепенно исчезает, поскольку наше правительство смягчает требования к бойням.
Реальность такова, что животноводческие фермы в Канаде, как и в других частях света, связаны с большим количеством проблем в области экологии, здоровья, прав животных и устойчивости сельского сообщества.
Поскольку информация о промышленном животноводстве, его влиянии на экологию, человека и благополучие животных стала публичной, всё больше людей, включая мусульман, выбирают растительную диету.
Не противоречит ли веганизм или вегетарианство исламу?
Довольно интересно, что идея мусульман-вегетарианцев вызвала определённые споры. Исламские учёные, такие как Гамаль аль-Банна согласны, что мусульмане, выбирающие веганство/вегетарианство, вольны это сделать по ряду причин, влючая их личное выражение веры.
Аль-Банна заявил: «Когда кто-то становится вегетарианцем, он делает это по ряду причин: сострадание, экология, здоровье. Как мусульманин я верю, что Пророк (Мухаммед) хотел бы, чтобы его последователи были здоровы, добры и не разрушали природу.
Если кто-то верит, что этого можно добиться, перестав есть мясо, они не попадут за это в ад. Это хорошее дело».
Хамза Юсуф Хасон, популярный Американский мусульманский учёный предупреждает об этических и экологических проблемах промышленного животноводства и о проблемах со здоровьем, связанных с чрезмерным потреблением мяса.
Юсуф уверен, что негативные последствия промышленного производства мяса — жестокое обращение с животными, вредное влияние на экологию и здоровье человека, связь этой системы с усилением мирового голода — идут вразрез с его пониманием мусульманской этики.
По его мнению, защита окружающей среды и прав животных это не чуждые исламу понятия, а божественное предписание.
Его исследования показывают, что Пророк Ислама Мухаммед и большинство ранних мусульман были полувегетарианцами, потребляющими мясо лишь по особым случаям.
Вегетарианство это не новая концепция для некоторых приверженцев суфизма, таких как Чишти Инаят Хан, который познакомил Запад с принципами суфизма, суфий Шейх Бава Мухайеддин, который не разрешал употребление животных продуктов в
своём ордене, Рабия из Басры, одна из самых почитаемых святых женщин-суфиев.
Окружающая среда, животные и ислам
С другой стороны, есть учёные, например в Министерстве по делам религии Египта, которые считают, что «животные есть рабы человека. Они были созданы нам в пищу, поэтому вегетарианство это не по-мусульмански».
Такой взгляд на животных как на вещи, потребляемые людьми, существует во многих культурах. Я думаю, что такое понятие может существовать среди мусульман как прямой результат неправильного толкования понятия халифа (наместника) в Коране. Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». (Коран, 2:30)
Он — Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный. (Коран, 6:165)
Стивен Роузен – Вегетарианство в мировых религиях
ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ
ОТЗЫВЫ О КНИГЕ «ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ»
(В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ — «ПИЩА ДЛЯ ДУХА»)
«Пища для духа»…убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи — нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это — основа истинно глубокой духовности».
«Индуизм сегодня»
«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна… Те, кто уже перешел на растительную диету, еще больше укрепятся в своих убеждениях».
«Вегетариан таймс»
«Книга Роузена станет откровением для тех, кто до сих пор слишком просто и ограниченно понимает призыв к вселенскому состраданию и почитанию священной природы всего творения. Те же, кто уже вступил на путь духовного развития и осознал, что вегетарианство — важный шаг на этом пути, найдут в этой книге поддержку и источник вдохновения».
«Мысли по поводу», т. 3
«Эта прекрасная книга принесет верующим большую пользу, поскольку в ней приводится множество причин, по которым следует вести вегетарианский образ жизни…и один из самых убедительных доводов, приводимых автором — теософическое представление о том, что все живые существа, — не только люди, — принадлежат к одному взаимозависимому сообществу».
«Американский Теософ»
«В этой книге Стивен Розен призывает последователей всех мировых религий вернуться к их вегетарианским корням. Теперь мы располагаем научными доказательствами того, что растительная диета полезна для здоровья. Великие учителя духовности всегда знали, что она полезна для души».
Преподобный Элвин В. П. Харт, епископальный священник, капеллан больницы св. Люка-Рузвельта, Нью-Йорк
«Вегетарианство — это тот образ жизни, к которому мы все должны стремиться ради решения финансовых проблем, улучшения здоровья и достижения духовной цельности… Как католический священник, я настоятельно рекомендую читателям эту книгу».
Отец Томас Берри, основатель Центра изучения религии в Ривердейле, бывший руководитель программы «История религий», Университет Фордхема, Нью-Йорк
«Иудаизм основан на доктрине сострадания, в нем можно найти целую философскую систему, осуждающую убийство ради пищи. Мы надеемся, что эта книга обретет многочисленных читателей и вдохновит их на более духовное отношение к своему питанию, что, соответственно, должно повлечь за собой одухотворение воззрений человечества в целом».
Филип Л. Пик, президент и основатель Международного общества иудеев-вегетарианцев, Лондон, штаб-квартира Общества
«…потребность в такой книге, как «Пища для духа», назрела уже давно, и учение о сострадании, которое излагает мистер Розен, должно быть принято равно иудеями и приверженцами других религии».
Рабби Джозеф X. Гельберман, Синагога Древа Жизни, президент Новой Семинарии, основатель Центра Каббалы, Нью-Йорк
«Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащиеся в мясе, вредны для нашего здоровья.
Такие религии, как ислам… оставляют человеку свободный выбор в отношении пищи применительно к обстоятельствам и окружающей среде… Мистер Стивен Розен, автор книги «Пища для духа», знает свой предмет достаточно хорошо для того, чтобы помочь людям, которые желали бы изменить свои прежние гастрономические привычки и перейти на растительную диету».
Аль-Хафиз Б. А. Масри, бывший имам (сунни), мечеть Шах-Джехан, Уокинг, Англия
«Все истинно верующие должны прочесть «Пищу для духа» с открытой душой.
Несмотря на то, что традиционно среди мусульман редко встречаются сторонники отказа от мясных блюд, исследования г-на Розена показывают нашу религию с другой стороны… Основываясь на суфийских учениях, Святом Коране и житиях пророка Магомета, автор находит в исламе множество доводов в пользу вегетарианства. После прочтения его книги я сам стараюсь постепенно исключить из рациона мясные продукты!»
Рашид Л. Р. Махмуд, директор Центра изучения ислама, Лос-Анджелес, Калифорния
«Наконец-то у индуистского сообщества есть книга, которая дает исчерпывающее описание его вегетарианского наследия. Работа Стивена Розена заслуживает одобрения всех истинных индуистов и убежденных приверженцев любой из мировых религий».
Доктор Вибхакар Моди, глава Союза индуистов Америки, Вашингтон, Округ Колумбия
«Ни один верующий христианин, иудей, буддист, индуист или мусульманин не сможет остаться безучастным к призыву, содержащемуся в этой книге, — ведь в ней доказано, что основатели и патриархи всех этих крупнейших религий осуждали убийство и поедание наших четвероногих и пернатых братьев».
Роши Филип Капло, настоятель Центра дзен-буддизма, Рочестер, Нью-Йорк, автор книги «Три столпа дзен-буддизма»
«Я надеюсь, что всякий, кто ест мясо и при этом считает себя религиозным человеком, прочтет эту книгу, и она поможет ему увидеть, что эксплуатация животных несовместима ни с одной из тех религий, что призывают к милосердию».
Питер Сингер, профессор философии, Университет Монаш, Австралия, автор книги «Освобождение животных»
«Книга под названием «Вегетарианство мировых религий» — очень своевременное дополнение к пропаганде вегетарианства.
Размышления об изгнании из себя ненависти, о запрете на жестокость и убийство любого живого существа необходимы человеку для достижения мира, гармонии, безмятежности, сосредоточенности и освобождения от страданий, и потому Будда включил принцип сострадания в Благородный Восьмеричный путь, Четвертую Благородную Истину буддизма».
Достопочтенный X. Гунаратана Тера, глава Буддистской Вихары, Вашингтон
«Мистер Розен проделал громадную работу, чтобы раскрыть значение вегетарианства в мировых религиях. Санскритские (индуистские) писания проповедовали растительную диету на протяжении тысячелетий. А книга мистера Розена действительно может указать нам «трансцендентную диету», которой так не хватает современному обществу».
Анант С. Тивари, преподаватель санскрита, Университет Горакпура, Индия
ФАТВА:Ислам и вегетарианство
Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Дорогой брат Александр, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Во-первых, человек ни в коем случае не должен думать, что воздержание от употребления в пищу мяса является желательным и, следовательно, вознаграждаемым, или что если Вы вегетарианец, то Вы ближе к Аллаху, чем тот, кто вегетарианцем не является и т.д. Приближаться к Аллаху таким образом не дозволено.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), лучший из людей и ближайший к Аллаху, ел мясо и мед и пил молоко. Когда один из его сподвижников захотел перестать есть мясо, он сказал ему, что тот ошибается.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщил о нескольких сподвижниках Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), один из которых сказал: «Я никогда не женюсь», другой сказал: «Я не буду есть мясо», третий сказал: «Я не буду спать на кровати», а четвертый сказал: «Я буду поститься, не разговляясь».
Когда Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказали об этом, он сказал: «Что случилось с этими людьми? Я молюсь и сплю, я пощусь и разговляюсь, и я женюсь на женщинах. И тот, кто отходит от моей Сунны, не от меня» (Ан-Нисаи).
Существует большая разница между отказом от определенной пищи из-за нелюбви к ней, отвращения (например, если в детстве человек увидел, как забивают животное, что вызвало у него отвращение к мясу) или других подобных причин, и отказом от мяса из-за того, что его считают харамом (запретным) или воспринимают такой отказ как акт поклонения, как это принято у брахманов, монахов и других (основано на фатве, изданной шейхом М.С. Аль-Мунаджидом).
Вот мнение д-ра Музаммиля Х. Сиддика:
«Аллах создал некоторых животных, чтобы мы употребляли их в пищу, как об этом сказано в Коране: «И cкoт Oн coздaл; для вac в нeм – coгpeвaниe и пoльзa, и oт ниx вы питaeтecь. Для вac в ниx – кpacoтa, кoгдa вы иx гoнитe нa пoкoй и кoгдa выпycкaeтe.
И пepeнocят oни вaши гpyзы в cтpaнy, в кoтopoй вы бы нe дocтигли бeз yтoмлeния caмиx ceбя. Пoиcтинe, Гocпoдь вaш – Кpoткий, Милocтивый! И кoнeй, и мyлoв, и ocлoв, чтoбы вы нa ниx eздили, и для yкpaшeния.
И твopит Oн тo, чeгo вы нe знaeтe» (Коран, 16: 5-8).
Мусульмане признают права животных.
Эти права означают, что мы не должны обижать их, издеваться над ними, и когда мы используем их для получения мяса, мы должны забивать их острым ножом, упоминая имя Аллаха.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах предписал доброту во всем. Когда вы забиваете, забивайте достойно. Заточите свой нож и облегчите смерть животному».
Итак, мусульмане – не вегетарианцы. Но если кто-то предпочитает употреблять в пищу овощи, это разрешено. Аллах разрешил нам употреблять в пищу мясо забитых животных, но Он не вменил нам это в обязанность».
Всевышний Аллах знает лучше.