Употребление зеленой еды спасет мир от экологической катастрофы – вегетерианство
Table of Contents
Битва за еду: как спасти мир от экологической катастрофы у себя на кухне
На прошлой неделе в баскском Бильбао прошла церемония World’s 50 Best Restaurants 2018. Как и в прошлом году, первым в мире стал Массимо Боттура, шеф знаменитого итальянского ресторана Osteria Francescana.
“Обещаю, что не разочарую вас, — сказал он в завершение благодарственного слова. — Я собираюсь использовать внимание к своей персоне, чтобы доказать: сегодня шеф-повар — это намного больше, чем сумма рецептов…
Вместе мы можем изменить мир”.
Большинство собравшихся поняли, о чем речь: уже несколько лет, начиная со Всемирной выставки Expo Milano 2015, которая прошла под девизом “Накормить планету”, Боттура ведет битву за спасение сотен тонн еды, несправедливо отправленной в мусорные баки.
Она была названа wasted food, то есть едой, потраченной впустую. Именно тогда родилась на свет его поразительная поп-ап столовая для бедных Refettorio Ambrosiano (с итальянского refettorio — “восстановление”).
Массимо пригласил 40 лучших шефов мира (в том числе Феррана Адриа, Рене Редзепи и Алена Дюкасса), чтобы приготовить прекрасные блюда из продуктов, официальный срок использования которых истек, и супермаркеты были готовы отправить их на свалку.
Или из некрасивых, кривоватых овощей, которые остались невостребованными в ящиках на рынке, из остатков филированной рыбы, из внутренностей и костей животных.
Массимо Баттура в столовой Refettorio Ambrosiano
© REUTERS/Alessandro Garofalo
За время работы Expo Milano шефы использовали 15 тонн пищевых отходов, а сама Refettorio Ambrosiano превратилась в мировое движение.
К нему присоединились и знаменитый “железный повар Америки” Марио Батали, и любимец Нью-Йорка Денни Боуэн, создатель ресторанов Mission Chinese, и недавно трагически ушедший Энтони Бурден, повар и ведущий программ CNN о еде и путешествиях, который в прошлом году показал потрясший мир документальный фильм “Wasted! История пищевых отходов”.
В весеннем сете вновь открывшегося копенгагенского ресторана Noma Рене Редзепи демонстративно предложил в роли главного горячего блюда глазированную голову трески, продукт, который большинство кидает в мусорный бак или кошкам, и весело провозгласил эпоху trash cooking, готовки из мусора.
Дело в том, что пищевой мусор превратился в одну из самых больших проблем XXI века. Вот лишь несколько цифр, описывающих ситуацию в США и Западной Европе (по России и Восточной Европе подобная статистика, увы, отсутствует).
- ООН: ежегодно выбрасывается около 1,5 млрд тонн продуктов питания, в то время как на их производство тратится до 40% произведенной в мире энергии.
- 90% пищевых мировых отходов попадают на свалки (40% всей этой еды — в США). Там продукты, лишенные доступа кислорода, не разлагаются, как в компостных ямах, а разрушаются, производя метан, который в 23 раза лучше удерживает тепло в атмосфере (и провоцирует парниковый эффект), чем углекислый газ. Как вы думаете, спрашивает Энтони Бурден в фильме Wasted, сколько требуется времени для того, чтобы на свалке сгнил пучок салата? Неделя? Месяц? Полгода? 25 лет!
- Средняя американская и западноевропейская семья ежегодно бросает в мусор еду, за которую уплачено около $1500. Между тем, чтобы произвести еще больше еды, люди за последние 20 лет уничтожили 10% дикой природы. Леса превращаются в поля, которые потом нещадно эксплуатируются без естественного отдыха, и почвы истощаются.
- 70% корма свиней в США и Западной Европе — это кукуруза или другое зерно, которое могло бы стать пищей для 3 млрд человек.
Веганство, лишенное прав животных – GO VEG! Вегетарианство как образ жизни
Главная › Новости › ЗоозащитаВеганство, лишенное прав животных
Гэри Л. Франсион, заслуженный профессор Совета управляющих Университета Рутгерса
В течении этих пяти минут мы покажем, что Вы просто призваны быть веганом.
Мы собираемся защитить то, что может показаться спорным, а именно то, что наш отказ от употребления в пищу мяса, молочных продуктов, яиц, и всех других продуктов животного происхождения соответствует нашей условной морали касательно животных.
Бесспорно, если вы отвергаете мысль, согласно которой животные являются ничем более, как вещами для пользования, не имеющих, в общем-то, никакой нравственной значимости, вы нравственно призваны к принятию веганской диеты. И у Вас даже нет необходимости в том, чтобы заново становиться сторонником защиты прав животных.
Предположим, что Вы встречный Фрэд, которому нравиться причинять боль и страдание животным. Фред содержит животных у себя в подвале, регулярно спускаясь вниз, причиняя им физическую боль, страх, угнетение, и затем убивая их.
А в остальном Фрэд хороший человек. Его склонность к убийству животных никак не влияет на деятельность в человеческом обществе.
Когда его спрашивают о том, почему он этим занимается, Фрэд просто объясняет, что он получает удовольствие и увеселение от подобных действий с животными.
В самом деле, разве кто-то расценит поступки Фрэда в нравственном отношении как вызывающие возражение и отвращение? Конечно, нет.
Допускает ли подобная реакция, что возражающий признает равенство между людьми и не-людьми? Нет.
Но даже считая животных нравственно менее значимыми, чем самих людей, мы возразим относительно ритуалов, проводимых Фрэдом, тем не менее, считая животных нравственно для нас значимыми.
Ежегодно мы убиваем почти 60 миллионов животных по всему миру
Большинство людей считают, что животные представляют некоторую нравственную ценность, но это само по себе не столь важно, если использовать и убивать животных для каких-либо преследуемых целей, ведь мы лишний раз не причиняем им страданий. А необходимость должна исключать страдания, причиняемые ради удовольствия, развлечения или удобства.
Если причинение боли ради удовольствия, развлечения или удобства рассматривается в качестве необходимого условия, то предмет рассмотрения сам по себе не требует внимания.
Если удовольствие, развлечение, или удобство могут рассматриваться как “необходимые”, то такие основания являются здравым смыслом, и мы можем использовать животных, до тех пор, пока животные не испытывают, с нашей точки зрения, лишних, либо незаслуженных страданий.
Таким образом, в случае с Фредом житейская мудрость указывает на то, что Фред не должен причинять вреда больше, чем ему это необходимо для достижения необходимого уровня удовольствия и развлечения, которых он так ищет. Но никто не допустит, в таком случае, придание этому смысла “необходимости”.
Именно поэтому большинство людей возражает против кровавого спортивного зрелища, таких как охота на лис и корриды, – они содержат в себе причинение тяжелых страданий и убийство животных с целями достижения удовольствия и увеселения.
Таким образом возникает вопрос, – на каком основании мы имеем уважительную причину, чтобы убивать каждый год почти 60 млрд животных во всем мире год (не считая рыбы)? Количество страданий, причиняемых нами животным под самым благовидным и «гуманным» предлогом, т.е.
для использования их в пищу, просто ошеломляет.
Если мы считаем, что страдания действительно не обоснованы, то как мы можем оправдывать их в таких масштабах? Даже в действительности сделав животноводство более гуманным, чем то, каким оно является на сегодняшний день, тем не менее, по-прежнему, останутся страдания, страх, угнетение и смерть. И в нравственном плане не существует четкого отличия между получением мяса и получением других продуктов животноводства, таких как молочные продукты и яйца. Все они содержат в себе страдания, насилие и смерть.
Животноводство является экологической катастрофой
Имея в виду нашу критику по отношению к Фрэду, – что нам необходимо выдвинуть в свою защиту, в то время как Фред указывает на своих притворяющихся критиков, употребляющих продукты животного происхождения? До недавнего времени большинство людей считало, что употреблять продукты животного происхождения необходимо, и что без этих продуктов люди будут высыхать и умирать. Многие люди так думают и сегодня.
Но подобные мысли не имеют под собой оснований. Мы наблюдаем как в течение многих столетий люди жили без употребления животного белка.
В пределах сегодняшней жизненной ситуации, когда любой человек имеет подобную убеждение, это свидетельствует о сочетании воздействия силы рекламы и корпоративно управляемых СМИ, усиливающих наше желание потреблять то, что мы привыкли, и что имеет хороший вкус ввиду нашего прошлого опыта.
Мнение о том, что для питания нам необходимы продукты животного происхождения является явно и однозначно ложным.
В настоящее время почти в каждой признанной профессиональной организации, в том числе в Американской ассоциации кардиологов и в клинике Майо, а также в государственных учреждениях по всему миру подтверждено, что диета, состоящая только лишь из растительной пищи может быть не только совершенно здоровой, но даже гораздо более здоровой, чем диеты, включающие тяжелые мясные, молочные продукты, и яйца. И поскольку вегетарианская диета более оптимальна для здоровья, а она, конечно, таковой и является, то питание продуктами животного происхождения не может считаться за необходимость для человеческого здоровья. Существует также широкий консенсус, что животноводство является экологической катастрофой.
В конце концов, что является лучшим оправданием действий, причиняющих страдания, и приносящих смерть миллиардам животных?
Животная пища приятна на вкус. Нам нравится вкус мяса животных и продуктов животного происхождения. Мы понимаем, что употребление животной пищи удобно. Это вошло в привычку.
Вопрос, в таком случае, – как наше употребление продуктов животного происхождения отличается от ситуации с Фрэдом? Никак. Вкусовое удовольствие ничем не отличается в морально-нравственном плане от любого другого вида удовольствия.
Считайте себя обязанными присоединиться к веганству
Пользуясь обычным ответом, можно сказать, что есть разница между моральным поведением Фрэда и теми, кто идет в магазин за покупками продуктов животного происхождения.
Возможно, здесь имеется психологическая разница, но все-таки нет моральной, – также как нет разницы между теми, кто совершает убийство и теми, кто платит, чтобы это убийство было совершено.
И нет никакой разницы, ни психологической, ни моральной, между Фрэдом и охотником.
Так что, если мы возражаем тому, что делает Фрэд, то мы действуем противоречиво, тем не менее, не переставая есть животную пищу, как минимум, в тех случаях, когда не смертельно голодны, находясь на пресловутом необитаемом острове, либо в спасательной шлюпке. В таких ситуациях, можно выдвигать самые различные соображения. Действительно, бывало, люди ели других людей в подобных ситуациях, и мы считаем такой поведение за безнравственное (и незаконное), но, как простительное при обстоятельствах.
Некоторые утверждают, что потребление продуктов животного происхождения является традиционным, и что многие животные продукты культурно значимы.
Но если что-то аморально, то ни традиция, ни культурная значимость здесь не спасет.
Не существует ничего более долговечного, чем традиция дискриминации по половому признаку и традиция женоненавистничества, выражения которых принимаются в значительной мере как социально значимые.
Но что же растения? Это самый первый вопрос, получаемый в адрес каждого вегетарианца на званом обеде. Растения живые, но они не наделены сознанием. Они не имеют субъективных переживаний подобно животным, употребляемым пищу. Они реагируют на возбудителя, но они не отвечают.
Они не имеют интересов, – нет ничего такого, чего они хотят, желают или предпочитают.
Но даже если растения были бы разумными, веганство все равно остается моральным долгом, учитывая хотя бы тот факт, что по количеству требуется намного больше фунтов растений, чтобы, в конечном счете, получить один фунт мяса.
Пожалуйста, имейте в виду, мы рассказали вам все это, пока Вы еще не приняли мысль к сердцу, что животные являются лишь какими-то объектами за границами цивильного общества, и для того, чтобы Вы считали себя обязанными присоединиться к веганству. Мы даже не упоминаем о правах животных.
Нам еще будет рано строить концепции, если мы не приучимся говорить об обычных ситуациях, в которых есть оправданная необходимость, необходимость в правозащитном анализе, требующем осознания и разрешения конфликта.
Но в 99% случаях, касающихся животных, в том числе в нашем многочисленном использовании их в пищу, наши нужды не связаны какой-либо необходимостью, либо иным существующим конфликтом интересов между человечеством и животным миром.
Если предмет разговора о животных нравственен по сути, не вдаваясь в подробности по теории о правах животных, то подобные виды использования животных не могут быть нравственно оправданными.
Более подробно читайте в дискуссиях Уильяма Эггинтона, Патрисии Вийеры и Роберта Албриттона.
Под авторством Гэри Л. Франсиона,
13.07.2015
Главная → Статьи → Еда, которая никогда не будет съедена
В нынешнее время продовольственный вопрос стоит очень остро. Во-первых, потому что население Планеты растет большими темпами и, соответственно, увеличиваются потребности в еде.
Во-вторых, наша пища дорого нам обходится, поскольку на ее производство тратится огромное количество ресурсов (особенно на продукты животного происхождения, о чем мы рассказывали в статье «Почему и как животноводство вредит экологии?»), и многие из них — медленно восстанавливаемые.
В-третьих, в последние десятилетия массовый масштаб приобрело использование химических добавок при выращивании пищи, что не только вредит почве, воздуху и воде, но и вызывает хронические и мутационные процессы в организмах людей. И причины этому — огромные аппетиты человечества.
Мы производим больше, чем нужно, и неправильно это распределяем: богатым слишком много, бедным – ничего.
Другим фактором влияния является то, что пищевая промышленность — это огромные деньги. Наверное, вы не раз слышали, что владельцы и производители продуктов — одни из самый богатых людей. Они построили свои корпорации на базовых потребностях человека, которые постоянно растут и нуждаются во все более экзотических удовольствиях.
Если вы спросите своих бабушек, то они непременно расскажут, что в их молодости такого разнообразия продуктов не было — и не потому, что не хватало финансов, а потому что спрос был меньше.
То есть основная проблема на самом деле в том, что человечество постоянно стремится к гипертрофированию всех потребностей: комфорта, материального обеспечения, чувств, приключений и, конечно, еды.
Но к чему это приводит? К тому, что Земля разрушается на глазах, опустошаются ресурсы, растет огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения и между странами, рушатся моральные ценности и увеличивается пропасть между человеком и природой. Какой из этого выход? Начинать стоит с осознанного понимания и уважения.
Еда — это ценный дар, который достался нам дорогой ценой. На все нужды человечества расходуются огромные ресурсы Земли, которые не бесконечны. Цените их. Когда вы покупаете больше еды, чем нужно для проживания, подумайте, что кому-то еды не достается. Помните об этом. Когда вы выбрасываете пищу, ей можно найти лучшее применение.
Поэкспериментируйте.
Статистика по выброшенной еде
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) 2015 года, статистика по еде, не подлежавшей употреблению, следующая:
- Мировой объем испорченной пищи составляет 1,5 млрд тонн в первоначальном эквиваленте продукта, и съедобная часть из этого — до 1,3 млрд тонн.
- Углеводородный след от произведенной и выброшенной еды достигает 3,3 млрд тонн СО2 в год.
- Суммарное количество воды, затраченной на производство неиспользуемой еды (250 км3), равносильно годовому стоку российской реки Волга или в три раза превышает объем озера Женева.
- Аналогично, 1,4 млрд гектаров земли (28 % от мировых сельскохозяйственных угодий) ежегодно работают на производство потраченной впустую еды.
- Сельское хозяйство несет ответственность за большинство рисков для растений и животных, отслеживаемых Международным союзом охраны природы (International Union for Conservation of Nature).
- Только небольшой процент пищевых отходов компостируется — большая часть заканчивает свой путь на свалках. Выбросы метана от свалок представляют собой один из наибольших источников выбросов в секторе отходов.
- Домашнее компостирование потенциально может освободить местных сборщиков мусора от ~150 кг пищевых отходов в год на каждое домашнее хозяйство.
- Развивающиеся страны страдают от пищевых потерь (44 %) на стадии производства, в то время как средние и обеспеченные регионы имеют самые большие пищевые отходы (56 %) на розничном потребительском уровне.
- Прямые экономические затраты от утраченной еды (помимо рыбы и морепродуктов) достигают 750 млрд долларов США ежегодно.
По данным на 2011 год, в процентном соотношении по массе из общих 1,3 млрд пищевых потерь:
- 44 % — овощи и фрукты;
- 20 % — рыба и морепродукты;
- 19 % — злаки;
- 8 % — молочная продукция;
- 4 % — мясная продукция;
- 3 % — масличные и бобовые культуры;
- 2 % — корни и клубни.
Соотношение утраченной еды по показателю калорий в разных регионах мира на 2009 год следующее:
- 28 % — индустриальная Азия;
- 23 % — Южная и Юго-Восточная Азия;
- 14 % — Северная Америка и Океания;
- 14 % — Европа;
- 9 % — Чёрная (Тропическая) Африка;
- 7 % — Северная Африка, Западная и Центральная Азия;
- 6 % — Латинская Америка.
На карте мира ниже показано количество недоедающих людей в процентах от общего населения страны. Коричневый регион — самый высокий процент, зеленый — самый низкий процент.
Виды утраченной еды
Принято различать пищевые потери и пищевые отходы. К первому виду относится, как было указано выше, испорченная еда на стадии производства и транспортировки, что более характерно для бедных и развивающихся стран.
Во-первых, не всем доступны современные методы культивации, чтобы соответствовать современным потребностям в еде. Во-вторых, качественное хранение и транспортировка продуктов также предполагает дорогое оборудование.
К примеру, в Африке без надлежащих возможностей хранения и доставки происходит от 10 до 20 % потерь зерна из-за проблем с плесенью, насекомыми и грызунами. Сумма убытков достигает 4 млрд долларов США, чего достаточно, чтобы прокормить 48 миллионов человек целый год.
Еще одной проблемой является большая дистанция для перевозки в рамках глобализации торговли, в процессе которой повреждается много фруктов и овощей, молочной продукции и т.п. По разным оценкам Индия при транспортировке теряет от 35 до 40 % своих фруктов и овощей.
На круговой диаграмме показано соотношение потерь еды в развитых (developed) и развивающихся (developing) странах. На нижней диаграмме показан объем потерянных калорий на человека в день в разных регионах мира.
В странах Северной Америки и Океании 67 % пищевых отходов утеряно на стадии потребления, в странах Южной и Юго-Восточной Азии — 87 % потерь на стадии производства, хранения и транспортировки.
К пищевым отходам относится пища на конечной стадии своего цикла: реализации и потребления.
В развитых странах, которые используют технологические новинки и усовершенствованные методы культивации, хранения, доставки продуктов, проблем на первой стадии пищевой цепочки возникает меньше. Но потери на уровне супермаркетов составляют до 600 млрд кг в год.
И часто для того, чтобы отправить в мусорный бак, он не обязательно должен испортиться — достаточно непрезентабельного внешнего вида для покупателей (вместо того, чтобы продать по более низкой цене).
Британская сеть супермаркетов Tesco, которая пытается сократить пищевые отходы, признала, что за один финансовый год выбрасывает 50 млн кг еды. Большими создателями пищевых отходов являются также заведения общепита, кейтеринговые компании.
Но ответственны не только производители и ритейлеры. Потребители, приходя в супермаркет, привлекаются сниженными ценами, акциями, красивыми упаковками, набирая множество всего ненужного, что со временем полетит в мусорный бак.
Также часто дата «употребить до» путается с датой безопасности употребления продукции (с чем сейчас борются во Франции, призывая производителей не вводить покупателей в заблуждение). Сюда также входят скоропортящиеся продукты в холодильнике, дачные запасы, закатки на полках, о которых можно благополучно забывать в течение нескольких лет.
Причиной выбрасывания еды часто является неправильное хранение, недоедание остатков и некомпостирование отходов.
Необходимые шаги для решения проблемы
Что же можем сделать мы, простые розничные покупатели, в масштабах Планеты? Действие каждого встроено в огромную цепочку всего человечества и от одного может зависеть многое. Таких людей, которые не берут на себя ответственность за каждое свое решение, миллионы. Измените свое потребление, измените свое отношение, и изменится мир вокруг. Все зависит от каждого из нас!
Вот перечень мер, полезных для решения глобальной пищевой проблемы:
- Покупайте разумно. Спланируйте заранее необходимые покупки для задуманных блюд. Таким образом вы также сократите свой бюджет. Не покупайте новые продукты, пока не израсходовали старые, а также учитывайте срок годности товара. Приобретайте оптовые партии продуктов только в том случае, если у вас большая семья, вы намерены поделиться или пригласить гостей, или уверены, что точно все съедите в срок.
- Не покупайте лишнего. Уменьшая спрос, вы уменьшаете предложение, а соответственно, и объем потраченных ресурсов, выброшенной еды и финансовых затрат на производство избыточной еды.
- Не бойтесь покупать товары «неприглядного вида» — ведь это совсем не означает их испорченность, а иногда, наоборот, указывает на естественное происхождение. Такой продукт можно приготовить, или отрезать испорченную часть, или же съесть в изначальном виде. Цените еду!
- Организуйте правильные условия хранения продуктов, чтобы максимально надолго сохранить их вкусовые и питательные свойства. Также действуйте по принципу раскладки на витринах в магазине: вперед все старые продукты, назад — все новые.
- Если у вас есть продукты долгого хранения, которые вы редко используете (допустим, в морозилке), напишите их список и наклейте на холодильник, чтобы не забыть об их существовании.
- Обязательно доедайте остатки приготовленной пищи в первую очередь, а затем приступайте к приготовлению новой.
- Используйте возможный максимум от продукта: допустим, картошку можно не чистить от кожуры, как огурцы и кабачки, а брокколи и цветная капуста содержат много питательных веществ в стеблях и могут быть приготовлены вместе с соцветиями. Экспериментируйте!
- Если какие-то продукты потеряли свой внешний вид или близки к порче, поменяйте их назначение и используйте в других блюдах. К примеру, увядшие ягоды можно использовать для приготовления морса, вялые фрукты — для закатки, а помятые овощи — для овощных котлет.
- Если все же осталась еда или продукты, которые вы не собираетесь потреблять, примените их с пользой: пожертвуйте в банк еды (в России действует сертифицированный член Глобального фонда еды Фонд продовольствия «Русь») или поделитесь с известными вам нуждающимися, отдайте на ферму для откорма скота или выбросьте в компостную яму.
- Даты срока истечения годности продукта на самом деле не всегда означают таковой. Зачастую имеются в виду пиковые вкусовые качества продукта. Так что проверяйте еще несколько дней по истечению срока вкус и запах и, если все порядке, можно употреблять в пищу.
- Уменьшайте объем порций еды. Доказано, что чем меньше класть на тарелку еды, тем меньше будет хотеться есть. Глаза хотят больше, чем желудок. Пережевывайте еду медленно, сосредоточенно, пока пища не растворится во рту, а только затем глотайте. Это еще и полезно для пищеварения.
- Если вы что-то не доели в ресторане, не оставляйте это, а не стесняйтесь попросить завернуть остатки с собой или поделитесь с другом. Но лучше заказывать то количество еды, в котором вы уверены, что оно будет съедено.
- Если вы пригласили гостей к себе домой, не готовьте лишнее количество еды. Лучше займите гостей интересным занятием или увлекательным разговором, чем потом выбрасывайте на помойку гору недоеденной пищи.
- Относитесь осознанно и уважительно к проявленной и щедрости природы и ее бесценным плодам, ко вложенному человеческому труду, к людям, которым не хватило пищи или ресурсов для ее получения.
- Делитесь с другими данной проблемой и методами ее решения.
Да будут счастливы все живые существа!