Змеи в мифах и в жизни: культ змеи в индии – вегетерианство

Змеи в мифах и змеи в жизни. Культ змеи в Индии

Змеи в мифах и в жизни: культ змеи в индии – вегетерианство

Змеи в мифах и в жизни: культ змеи в индии – вегетерианство

Индия, или Бхарат, — одно из крупнейших государств мира, страна древней цивилизации. Изучая Индию с конца семидесятых годов прошлого века, я воочию увидел, какие глубокие изменения произошли в стране за последние десятилетия. Сегодня она входит в десятку государств с динамично развивающейся экономикой, устремлённой в будущее.

Один лишь пример: за названные годы в Индии возник мощный, работоспособный 300-миллионный средний класс. Вместе с тем эта страна — величайшая сокровищница яркой, самобытной культуры. Сила традиций здесь сильнее, чем где-либо в мире. Именно традиция обеспечивает вечную связь времён и поколений.

На ложе из колец змéя Шеши отдыхает одно из верховных божеств — Вишну. Бронзовая статуэтка.

Живописное изображение бога Кришны, победившего нага Калия.

Как этот заклинатель змей из Джайпура, все представители столь древней профессии умеют с помощью музыкальной дудки подчинять своей воле даже опаснейшую кобру.

Каменные наги, охраняющие пруд.

Самые опасные змеи Индии: гадюка Расселла (вверху), крайт (внизу) и кобра (справа).

На дереве или на камне не сразу можно разглядеть затаившуюся змею.

Узор у порога дома, изображающий кобру, — своеобразный охранительный талисман. Город Ченнаи.

Следуя древней традиции, каждая хозяйка утром и вечером рисует у дома подобные узоры, сообразуясь со своими излюбленными мотивами. Штат Тамилнад.

На противоположном берегу озера лежит вполне современный белоснежный город Пушкар.

Мало в мире мест, где ползучие гады чувствуют себя так привольно, как в Южной Азии. Здесь змей почитают священными, они окружены уважением и заботой. В их честь возведены храмы, высеченные из камня изображения рептилий часто встречаются у дорог, водоёмов и деревень.

Культ змеи в Индии насчитывает более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубинные пласты доарийской культуры. Например, сказания Кашмира повествуют о том, как рептилии властвовали над долиной, когда она ещё представляла собой бескрайнее болото.

С распространением буддизма мифы стали приписывать змее спасение Будды, а произошло это спасение на берегу реки Наиранджаны под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде достичь просветления, демон Мара устроил страшную бурю. Но огромная кобра расстроила козни демона.

Она семь раз обвила тело Будды и защитила его от дождя и ветра.

ЗМЕИ И НАГИ

Согласно древним космогоническим представлениям индусов, опорой Вселенной служат многочисленные головы змея Шеши, лежащего на водах Мирового океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель жизни Вишну. В конце каждого космического дня, равного 2160 миллионам земных лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, а творец Брахма затем отстраивает их заново.

Другого могущественного змея, семиголового Васуки, грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура. С помощью Васуки боги добывали напиток бессмертия, амриту, пахтая, то есть сбивая океан: небожители использовали змея как канат для вращения гигантской мутовки — горы Мандара.

Шеша и Васуки — признанные цари нагов. Так называются в мифах полубожественные существа со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами. Обитают наги в подземном царстве — в Патале. Его столица — Бхогавати — обнесена стеной из драгоценных камней и пользуется славой самого богатого города в четырнадцати мирах, составляющих, по легенде, основу мироздания.

Наги, по мифам, владеют тайнами магии и колдовства, способны оживлять мёртвых и изменять свой облик. Их женщины отличаются особенной красотой и нередко выходят замуж за земных правителей и мудрецов.

Именно от нагов, по преданиям, ведут начало многие династии махараджей. Среди них — цари Паллавы, правители Кашмира, Манипура и других княжеств.

Воины, геройски павшие на полях сражений, оказываются также на попечении нагинь.

Царица нагов Манаса, сестра Васуки, считается надёжной защитницей от змеиных укусов. В её честь в Бенгалии устраивают многолюдные празднества.

И вместе с тем, говорится в легенде, пятиголовый наг Калия однажды не на шутку прогневал богов. Его яд оказался настолько сильным, что отравил воду большого озера. Даже птицы, пролетавшие над этим озером, падали замертво. Кроме того, коварный змей похищал у местных пастухов коров и пожирал их.

Тогда на помощь людям пришёл знаменитый Кришна — восьмое земное воплощение верховного бога Вишну. Он взобрался на дерево кадамба и прыгнул в воду. Калия тотчас бросился на него и обвил своими могучими кольцами.

Но Кришна, освободившись из объятий змея, превратился в великана и прогнал злого нага к океану.

ЗМЕИ И ПОВЕРЬЯ

О змеях в Индии сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, но с ними связывают и самые неожиданные приметы. Считается, что змея олицетворяет вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома. Вот почему знак змеи индусы наносят по обе стороны входной двери.

С той же охранительной целью крестьяне южноиндийского штата Керала содержат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры. Если семья переезжает на новое место, то непременно забирает с собой и всех змей. В свою очередь те каким-то чутьём отличают хозяев и никогда их не кусают.

Преднамеренное или случайное убийство змеи — тягчайший грех. На юге страны над убитой змеёй брахман произносит мантры (в индуизме так называют молитвенные формулы и заклинания). Её тело накрывают шёлковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.

Неспособность женщины родить ребёнка объясняют обидой, которую женщина нанесла рептилии в этом или одном из предшествующих рождений. Чтобы заслужить прощение змеи, тамильские женщины молятся её каменному изображению.

Неподалёку от Ченнаи, в местечке Раджахманди, некогда находился полуразрушенный термитник, где жила старая кобра. Иногда она выползала из логова погреться на солнышке и отведать принесённые ей яйца, кусочки мяса и рисовые шарики.

К одинокому холмику толпами приходили страждущие женщины (было то в конце XIX — начале ХХ века). Долгие часы просиживали они возле термитника в надежде лицезреть священное животное.

Если им это удавалось, они возвращались домой счастливые, уверенные, что их мольба наконец услышана и боги даруют им ребёнка. Вместе со взрослыми женщинами к заветному термитнику шли и совсем маленькие девочки, заблаговременно молившиеся о счастливом материнстве.

Благоприятной приметой считается находка змеиного выползка — старой шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки. Обладатель заветной шкурки непременно кладёт её кусочек в свой кошелёк, полагая, что она принесёт ему богатство. По приметам, кобра хранит драгоценные камни в капюшоне.

Бытует поверье, будто змеи иногда влюбляются в красивых девушек и тайно вступают с ними в любовную связь. После этого змея принимается ревностно следить за возлюбленной и преследовать её во время купания, приёма пищи и в других делах, а в конце концов и девушка и змея начинают страдать, чахнуть и скоро умирают.

В одной из священных книг индуизма «Атхарваведа» змеи упоминаются среди животных, владеющих секретами лечебных трав. Им известно и как излечить от змеиных укусов, но они тщательно оберегают эти секреты и открывают их лишь суровым аскетам.

ФЕСТИВАЛЬ ЗМЕЙ

На пятый день новой луны месяца шраван (июль — август) в Индии торжественно отмечают праздник змей — нагапанчами. В этот день никто не работает. Праздновать начинают с первыми лучами солнца.

Над главным входом в дом индусы наклеивают изображения рептилий и совершают пуджу — основную форму почитания богов в индуизме. На центральной площади собирается много людей. Гремят трубы и барабаны. Шествие направляется к храму, где совершается ритуальное омовение.

Затем пойманных накануне змей выпускают на улицу и во дворы. Их приветствуют, осыпают лепестками цветов, щедро одаривают деньгами и благодарят за спасённый от грызунов урожай.

Люди молятся восьми главным нагам и угощают живых змей молоком, топлёным маслом, мёдом, куркумой (жёлтым имбирём) и поджаренным рисом. К их норам ставят цветы олеандра, жасмина и красного лотоса. Отправлением обрядов руководят брахманы.

С этим праздником связана одна старинная легенда. В ней рассказывается о брахмане, который отправился утром в поле, игнорируя день нагапанчами. Прокладывая борозду, он нечаянно раздавил детёнышей кобры. Обнаружив змеёнышей мёртвыми, змея-мать решила отомстить брахману.

По следу крови, тянувшемуся за плугом, она отыскала жилище обидчика. Хозяин и его семья безмятежно спали. Кобра убила всех, кто был в доме, а потом вдруг вспомнила, что одна из дочерей брахмана недавно вышла замуж. Кобра поползла в соседнюю деревню.

Там она увидела, что молодая женщина выполнила все приготовления к празднику нагапанчами и выставила для змей молоко, сладости и цветы. И тогда змея сменила гнев на милость. Почувствовав благоприятный момент, женщина упросила кобру воскресить отца и остальных родственников.

Змея оказалась нагиней и охотно выполнила просьбу благонравной женщины.

Праздник змей продолжается до глубокой ночи. В самый разгар его не только заклинатели, но и индусы похрабрее берут пресмыкающихся в руки и даже набрасывают их себе на шею. Как ни удивительно, змеи в такой день почему-то не кусаются. По крайней мере, ни о чём подобном мне слышать не приходилось.

ПРОКЛЯТИЕ ЗМЕИНОГО ЦАРЯ

Ползучих гадов в Индии можно встретить не только в полумраке джунглей, у реки или искусственного водоёма, но даже посреди автострады или в номере многозвёздного отеля. Никогда не забуду свой первый приезд в Дели. Я остановился в уютном особняке Российского культурного центра.

Расположенный в черте нового города, он окружён раскидистыми тропическими деревьями. Ночью меня разбудил непонятный шорох. Признаюсь: по коже пробежали мурашки. С мыслью о кобре я поднялся и зажёг свет. В помещении работал кондиционер. Поток воздуха гонял по полу пластиковый пакет.

Утром я решил немного прогуляться. Обойдя территорию культурного центра, с наслаждением растянулся на изумрудно-зелёной траве. Мимо проходил индиец-садовник. Он с ужасом посмотрел на меня: «Сахиб! Разве вы не знаете, что здесь полно змеиных нор.

Там, где вы отдыхаете, сегодня видели крайта!» Я подскочил как ошпаренный, зная, что яд крайта на редкость токсичен и считается самым сильным у змей Азии. От этого яда умирают до половины укушенных, им не помогает ни одна современная вакцина.

Время от времени в индии можно услышать или прочитать об удивительных историях. Одна из таких произошла в деревне Иринчаям, которая находится недалеко от столицы южноиндийского штата Керала. Там живёт женщина по имени Омана.

Змеи кусали её ровно двадцать раз — восемнадцать раз кобры и два раза гадюки. Впервые это случилось, когда четырнадцатилетняя Омана купалась в реке.

Потом змеи атаковали женщину в доме, на дороге к рынку, на фабрике по обработке орехов кешью, где она работает, и даже в деревенском храме.

После последнего укуса несчастная обратилась к местному астрологу. Тот дал такое объяснение случившемуся: женщина в одной из прежних жизней стала причиной гибели змеиного царя. И перед тем как испустить дух, «высокопоставленный» змей проклял женщину.

Он пообещал, что в следующей жизни бог смерти Яма приедет за ней на чёрном буйволе, когда двадцать одна змея отравит её кровь своим ядом. С тех пор Омана и её семья живут в постоянном страхе. Деревянные рамы окон ветхой хижины плотно закрыты. В помещении всегда горит лампа.

Каждый вечер сыновья Оманы тщательно обследуют крышу дома, затыкают щели и раз в две недели вырубают кустарник вокруг двора.

Феномен Оманы привлёк внимание научных кругов. Так, профессор медицины из Тируванантапурама К.

Шрикумари, например, опираясь на труды Фрейда, пишет: «Юной девушкой родители выдали Оману замуж за мужчину, который был на 25 лет старше её.

После смерти мужа нереализованные сексуальные чувства женщины стали привлекать внимание рептилий: змеи символизируют секс, и Омана подсознательно ждёт встреч с ними». Как видим, мифология присутствует даже в словах врача.

ЗАКЛИНАТЕЛИ ЗМЕЙ МЕНЯЮТ ПРОФЕССИЮ

Многие индийцы говорили мне, что ядовитых змей стало больше. Бесконтрольная вырубка лесов и замена их рисовыми полями привели к массовому распространению грызунов.

Полчища крыс и мышей наводнили города и деревни. Вслед за грызунами устремились рептилии. В период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы, гады находят убежище в жилищах людей.

В это время года они становятся весьма агрессивными.

Обнаружив рептилию под кровлей своего дома, благочестивый индус никогда не поднимет на неё палку, а постарается уговорить с миром покинуть жилище или обратится за помощью к бродячим заклинателям змей. Пару лет назад их можно было встретить на каждой улице.

В чалмах и с самодельными дудками, с большим резонатором из засушенной тыквы, они подолгу сидели над плетёными корзинами в ожидании туристов. В такт незамысловатой мелодии дрессированные змеи поднимали головы из корзин, грозно шипели и раскачивали капюшонами.

Ремесло заклинателя змей считается потомственным. В деревне Саперагаон (она находится в десяти километрах от города Лакхнау, столицы штата Уттар Прадеш) около пятисот жителей. В переводе с хинди «Саперагаон» означает «Деревня заклинателей змей». Этим ремеслом здесь занимается едва ли не всё взрослое мужское население.

Смертоносных тварей в Саперагаоне можно встретить буквально на каждом шагу. Например, молодая хозяйка поливает полы из медного кувшина, а двухметровая кобра, свернувшись в кольцо, лежит у её ног.

В хижине пожилая женщина готовит ужин и с ворчанием вытряхивает из сари запутавшуюся гадюку. Деревенские дети, укладываясь спать, берут с собой в кровать кобру, предпочитая живых змей плюшевым мишкам и американской красавице Барби.

В каждом дворе есть собственный серпентарий. В нём содержат четыре или пять змей нескольких видов.

Однако вступивший в силу новый Закон о защите дикой природы теперь запрещает содержать в неволе змей «с целью получения прибыли». И заклинатели змей вынуждены искать другую работу. Многие из них поступили на службу в фирмы, которые занимаются отлавливанием рептилий в населённых пунктах. Пойманных пресмыкающихся вывозят за городскую черту и выпускают в характерные для них зоны обитания.

ПРАВДА ЖИЗНИ

Предания, мифы и верования — это одно. А между тем смертность от змеиного яда в Индии самая высокая в мире. Ежегодно, по официальной статистике, в стране от укусов змей страдает более четверти миллиона человек, из них 50 тысяч погибают — это в тридцать раз превышает число жертв тигров, леопардов, пантер и других хищных животных, вместе взятых.

Печальный рекорд по числу летальных исходов удерживают штаты Западная Бенгалия, Гуджарат, Махараштра, Андхра Прадеш и Тамилнад. За последние восемь лет в Дели только зарегистрировано 220 случаев укусов людей ядовитыми змеями. Чаще всего это происходит во время муссонов в июле, августе и сентябре, когда вода выгоняет из нор пресмыкающихся.

За медицинской помощью обращаются не только индийцы, но и иностранные туристы.

Самая опасная из змей — конечно, кобра. Её яд начинает действовать сразу же после укуса. Человека вдруг одолевает сон, потом расстраивается речь, мутнеет сознание, нарушается передача нервных импульсов, происходит паралич сердечных и дыхательных мышц, и через 20—25 минут наступает смерть.

Кобра — крупная бурая змея длиной до двух метров, широко распространённая в Индии, любит густые заросли и влажность.

Королевская кобра, в отличие от обычной, куда длиннее, иногда более пяти метров, и встречается в основном в Ассаме. Её тело отливает серебром. Питается она другими змеями.

Капюшон кобры украшает своеобразный рисунок, напоминающий очки. Индусы трактуют его как усечённую свастику — древний символ солнца, огня и вечного движения.

Очень часто к смертельному исходу приводят укусы крайта, гадюки Расселла и песчаной эфы. Своих жертв крайт подстерегает у водоёмов. Он охотится по ночам. Тёмная кожа делает эту двухметровую змею незаметной и на асфальте. Холодными ночами крайт заползает в дома крестьян. Его укус не вызывает боли. Спящие на полу люди не чувствуют его и умирают во сне.

Гадюка Расселла достигает длины полутора метров. Её любимое место охоты — рисовые поля. Змею почти не видно среди травы. Она очень агрессивна. При столкновении с опасностью змея не уползает, как другие, а сражается до конца. Даже кобра предпочитает не вступать с нею в бой. Укус гадюки Расселла чрезвычайно болезнен и вызывает внутреннее кровотечение.

Песчаная эфа прячется в карьерах и под камнями. Её длина менее метра, но яд смертоносен. Укушенные эфой погибают от кровоизлияния и сердечной и почечной недостаточности.

Против яда каждой из змей разработана соответствующая вакцина, но, к сожалению, не всегда своевременно её удаётся применить.

К тому же из 230 видов змей, встречающихся в Индии, ядовиты 55, а такое число вариантов вакцины не носит с собой даже самый предусмотрительный житель Индии.

Поэтому часто остаётся уповать только на милость богов, собственную осмотрительность да соблюдать предписания дхармы, то есть морали и религиозного долга, — ведь змеи, как верят в Индии, чаще кусают тех, кто нарушает традиции.

В чем заключается культ змеи в индии?

Змеи в мифах и в жизни: культ змеи в индии – вегетерианство

Мало где в мире змеи чувствуют себя так привольно, как в Индии. Вы не застрахованы от встречи с ними не только в джунглях, на берегу реки или озера, но и посреди автомобильной магистрали, и даже в комфортабельном номере отеля.

Как правило, ползучие гады наведываются в жилища людей в период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы. Но недавнее цунами нарушило устоявшийся порядок – тысячи змей из затопленных районов устремились вглубь страны.

Для людей это представляет серьезную опасность, ведь змей в Индии нельзя убивать, поскольку эти животные священные. И не случайно только здесь существует ремесло заклинателей змей…

Мир стоит на змеях

Для индийцев преднамеренное или случайное убийство змеи – тяжкий грех. На юге страны над убитой змеей обязательно произносятся траурные мантры. Ее останки накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.

Культ змеи насчитывает в Индии более пяти тысяч лет. В ее честь возведены величественные храмы. Высеченные на камнях изображения рептилий встречаются возле деревень, под священными деревьями, у колодцев и водоемов.

Корни этого культа уходят в глубинные пласты доарийской культуры. Согласно древним космогоническим представлениям индийцев, опорой Вселенной являются многочисленные головы змея Шеша, плавающего в водах Мирового океана. На ложе из колец змея отдыхает хранитель Вишну.

Другой великий змей – Ананта – обвивает землю своим темно-синим телом. Еще одного могущественного змея – Васуки – грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура.

Шеша, Ананта и Васуки – признанные цари нагов, полубожественных существ со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами.

Вообще о змеях в Индии сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, с ними связывают самые неожиданные приметы. Считается, например, что змея олицетворяет собой вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома.

По этой причине индусы любят наносить знак змеи по обе стороны входной двери. С той же охранительной целью крестьяне держат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры. Если индийская семья переезжает на новое место, то обязательно забирает с собой и всех змей.

В свою очередь те каким-то чутьем отличают хозяев и никогда не кусают их.

Хорошей приметой называют в Индии найденную старую змеиную шкуру. Обладатель такого трофея непременно кладет кусочек змеиной кожи в свой кошелек, полагая, что она принесет ему богатство. Многие индийцы верят в то, что в своем капюшоне кобра хранит драгоценные камни. Полагают также, что змеи владеют секретами лечебных трав, но тщательно оберегают их и открывают лишь избранным – заклинателям.

Неспособность индийской женщины родить ребенка нередко объясняют обидой, которую женщина нанесла рептилии в этой или одной из прошлых жизней. Чтобы заслужить прощение, тамилы – представители народа, живущего на юге Индии и на севере Шри-Ланки, – молятся каменному изображению змеи.

Рассказывают, что в местечке Раджахманди (близ Мадраса) был некогда полуразрушенный термитник, где жила старая кобра. К одинокому холмику толпами приходили страждущие женщины. Долгие часы просиживали они около термитника в надежде лицезреть священное животное.

Иногда кобра выползала из своего логова погреться на солнышке или отведать принесенные ей яйца, кусочки мяса и рисовые шарики. Те, кому удавалось увидеть змею, возвращались домой счастливые, уверенные, что их мольба наконец услышана и боги даруют им ребенка.

Вместе со взрослыми женщинами к заветному термитнику иной раз шли и совсем маленькие девочки, заблаговременно молившие о счастливом материнстве.

Удивительная история приключилась в деревне Иринчаям. Автор статьи познакомился с женщиной по имени Кисхакумкара Омана. Змеи кусали ее ровно двадцать раз – восемнадцать раз кобры и два раза гадюки. Впервые это случилось, когда Омане было 14 лет и она купалась в реке.

Змеи атаковали женщину в доме, на дороге к рынку, на фабрике по обработке орехов, где она работает, и даже в деревенском индуистском храме. При этом Омана не наступала на змей и никак не провоцировала их на решительные действия. После последнего укуса несчастная обратилась к местному астрологу.

Тот дал такое объяснение случившемуся. По его словам, женщина в одной из прежних жизней стала причиной гибели змеиного царя. И перед тем как испустить дух, “высокопоставленный” змей проклял женщину.

Он пообещал, что в следующей жизни бог смерти Яма приедет за ней на черном буйволе, когда двадцать одна змея отравит ее кровь своим ядом. С тех пор Омана и ее семья живут в постоянном страхе. Деревянные рамы окон ветхой хижины плотно закрыты. В помещении всегда горит лампа.

Каждый вечер сыновья Оманы тщательно обследуют крышу дома, затыкают щели и раз в неделю вырубают кустарник вокруг двора. На случай появления гостьи у них под рукой всегда находятся палки…

Мы с тобой одной крови

Впрочем, большинство индийцев, обнаружив змею под своей кровлей, никогда не поднимут на нее палку, а попробуют уговорить с миром покинуть дом. Если же гостья не пожелает внять мольбам человека, тогда на помощь призовут одного из бродячих заклинателей змей. И такой поступок хозяина дома вряд ли вызовет удивление у его соседей.

Заклинателей змей можно встретить в Индии чуть ли не на каждой улице. И если иностранным туристам трудно представить Россию без матрешек и самоваров, то неотъемлемой частью индийского колорита считаются заклинатели змей.

Вооружившись самодельными дудками с большим резонатором из высушенной тыквы, они подолгу сидят над плетеными корзинами в ожидании туристов. В такт незамысловатой мелодии дрессированные змеи поднимают головы из корзин, грозно шипят и раскачивают капюшонами. У каждого заклинателя свои, только ему известные приемы работы со смертоносными тварями.

Он тщательно оберегает секреты профессии и передает их сыновьям. Впрочем, индийцы не считают дрессировку змей профессией, для них это образ жизни.

Во время поездки в Индию журналист побывал в деревне заклинателей змей. Именно так переводится с хинди название деревеньки Саперагаон, находящейся в штате Уттар-Прадеш. Здесь, в индийской глубинке, живут люди, владеющие этим экзотическим и опасным ремеслом. Все население деревни умеет обращаться со змеями.

Молодая хозяйка поливает полы из медного кувшина, а двухметровая кобра лежит, свернувшись у ее ног. Пожилая женщина готовит ужин и с ворчанием вытряхивает из сари запутавшуюся гадюку. Вместо плюшевых игрушек местные детишки берут в свою кровать кобру. В каждой семье проживает 4-5 змей различных видов. Питомцы факиров довольно разнообразны – от королевской кобры до удава.

Помимо тонкостей змеиной дрессировки саперагаонцы постигают азы ловли ползучих гадов. Даже для опытных заклинателей это дело остается одним из самых сложных и опасных. Чтобы поймать змею, необходимы терпение и особые навыки. Старожилы деревни говорят, что без определенного фарта и обостренной интуиции удачная охота не состоится.

Высококвалифицированных ловцов в деревне можно пересчитать по пальцам. Змеелов пользуется особым уважением и получает почетный статус. Со временем, когда его авторитет становится бесспорным, он перестает выходить на улицу с корзиной и дудкой. Обычно этот деревенский персонаж окружен самыми различными мифами и ореолом таинственности.

Говорят, что великий мастер обладает какими-то тайными знаниями, которые ему дали боги. Он якобы заговаривает змей, и те покорно сползаются в его корзину. Стать его учеником практически невозможно. Вообще жители Саперагаона очень ревниво оберегают тайны своего мастерства и, когда речь заходит о деталях ловли змей, переводят разговор на другую тему.

Быть может, заклинателям с детства известна загадочная фраза, подобная той, которой Маугли в “Книге джунглей” Киплинга завоевывал уважение старого питона. “Мы с тобой одной крови”, – говорил житель джунглей.

Заклинателя вызывали?

Однако рыночная конъюнктура вещь неумолимая. Как оказалось, эта древнейшая профессия попала в разряд умирающих. Средний заработок заклинателя змей невелик – 30-40 рупий в день. Денег едва хватает, чтобы прокормить семью и своих ползучих питомцев.

Кроме того, почти все люди, занимающиеся заклинательством, страдают тяжелыми легочными заболеваниями. Врачи утверждают, что болезни приобретаются в результате чрезмерного напряжения легких при игре на духовом инструменте и быстро прогрессируют в условиях влажного климата.

В последнее время представители молодого поколения не горят желанием идти по стопам отцов и отходят от семейного дела.

Поэтому заклинатели нередко перепрофилируют свой бизнес и создают небольшие компании, которые занимаются отловом змей в крупных городах.

Или поступают на службу в государственные структуры, например в службу спасения, где вспоминают уроки деревенских старейшин, среди которых одной из основных дисциплин считалась теория ловли змей.

Ведь Индия является страной, где смертность от змеиного яда самая высокая в мире. Согласно официальной статистике, ежегодно в стране от укусов змей страдают более четверти миллиона человек, из них 75 тысяч погибают.

Это в тридцать раз превышает число жертв тигров, леопардов, пантер и других хищных животных вместе взятых. Печальный рекорд по количеству летальных исходов в результате укусов змей удерживают штаты Западная Бенгалия, Гуджарат, Махараштра и Тамилнад.

Самая опасная из змей – та, которую предпочитают заклинатели: кобра. Ее яд начинает действовать через несколько минут после укуса – человека вдруг одолевает сон. Потом расстраивается речь, мутится сознание, происходит паралич дыхательных мышц – и наступает смерть.

Нередко к смертельному исходу приводят укусы крайта, коралловой змеи и небольшой зеленой гадюки, обитающей в северо-восточных штатах.

Против яда каждой из этих змей разработана соответствующая вакцина, но не всегда удается применить ее своевременно.

К тому же из двухсот шестнадцати видов змей, встречающихся в Индии, ядовиты пятьдесят два, а столько вакцин не носит с собой даже самый предусмотрительный индиец. Поэтому остается только уповать на милость богов и собственную осмотрительность.

Сегодня в индийских телефонных книгах и среди рекламных объявлений в газетах можно встретить номера служб, специализирующихся на отлове ядовитых змей. В штат этих служб вошли многие из бывших заклинателей. Впрочем, почему же бывших? Они так и остались заклинателями, только теперь перешли на гособеспечение.

Повелители змей на время отложили свои дудки и отлавливают гадов с помощью расщепленной бамбуковой палки, вывозят их за черту города и выпускают на волю.

Многие надеются на то, что такая своеобразная реинкарнация древней профессии пойдет заклинателям на пользу, а новая квалификация “заклинатель-спасатель” сделает ее востребованной.

2014-11-18 10:33:10

Змеи в Индии: мифы и реальность

Змеи в мифах и в жизни: культ змеи в индии – вегетерианство

01.02.2006

В честь змей в Индии возведены величественные храмы. Высеченные из камня изображения рептилий можно встретить у дорог, водоемов и деревень.

При этом ежегодно от укусов змей умирают до 60 тыс. индийцев. Это в 30 раз превышает число жертв, погибших от нападения тигров, леопардов, пантер и других животных, вместе взятых.

Культ змеи насчитывает в Южной Азии более пяти тысяч лет, и его корни уходят в пласты доарийской культуры. Например, в сказаниях Кашмира упоминается о том, что рептилии властвовали над долиной, когда она еще представляла собой бескрайнее болото.

Впоследствии с распространением буддизма мифы стали приписывать змее спасение Будды. Произошло это событие на берегу реки Наиранджаны под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде достичь просветления, демон Мара устроил страшную бурю. Но козни демона расстроила огромная кобра.

Она семь раз обвила тело Будды и защитила его от дождя и ветра.

Согласно древним космогоническим представлениям индусов, опорой Вселенной являются многочисленные головы змея Шеши, лежащего на водах Мирового океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель Вишну.

В конце каждого космического дня, равного 2160 млн. земных лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, которые творец Брахма отстраивает заново.

Другого могущественного змея Васуки грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура.

Шеша и Васуки – признанные цари нагов, полубожественных существ со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами. Они обитают в Нагалоке – подземном царстве. Бхагавати – столица царства – обнесена стеной из драгоценных камней и пользуется славой самого богатого города в четырнадцати мирах.

О змеях в Индии сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, с ними связывают самые неожиданные приметы. Считается, что змея олицетворяет собой вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома. Вот почему знак змеи индусы наносят на обе стороны входной двери.

Преднамеренное или случайное убийство змеи – тягчайший грех. На юге страны над убитой змеей брахман произносит мантры. Ее тело накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.

Зато благоприятной приметой является находка старой змеиной шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки. Обладатель заветной находки кладет ее кусочек в свой кошелек, полагая, что она принесет ему богатство.

По приметам, кобра хранит драгоценности в капюшоне.

В старинных книгах змеи упоминаются среди животных, владеющих секретами лечебных трав. Им ведомы средства и от собственных укусов, но их они тщательно оберегают и открывают лишь суровым отшельникам.

Ежегодно в Индии торжественно отмечают праздник змей – нагапанчами. Главных виновниц события приносят из леса и выпускают прямо на улицу и во дворы.

Их приветствуют, осыпают цветочной пыльцой, щедро одаривают деньгами и благодарят за спасенный от грызунов урожай. Люди угощают змей молоком, топленым маслом, медом, куркумой (желтым имбирем) и поджаренным рисом.

К их норам ставят цветы олеандра, жасмина и красного лотоса. Отправлением обрядов руководят брахманы.

Ползучих гадов в Индии можно встретить не только в полумраке джунглей, у реки и искусственного водоема, но даже посреди автострады или в номере многозвездочного отеля. Никогда не забуду свой первый приезд в Дели.

Я остановился в уютном особняке Российского культурного центра. Расположенный в черте нового города, он окружен раскидистыми тропическими деревьями. Ночью меня разбудил непонятный шорох. По коже пробежали мурашки. С мыслью о кобре я поднялся и зажег свет.

В помещении работал кондиционер. Поток воздуха гонял по полу пластиковый пакет.

Утром я решил немного прогуляться. Обойдя территорию культурного центра, я с наслаждением растянулся на изумрудно-зеленой траве. Мимо проходил садовник-индиец. Он с ужасом посмотрел на меня: «Сахиб! Разве вы не знаете, что здесь полно змеиных нор.

Там, где вы отдыхаете, сегодня видели крайта!» Я подскочил как ошпаренный. В свое время я читал, что яд крайта, змеи из семейства аспидов, на редкость токсичен.

От этого яда умирают до половины укушенных крайтом, и им не помогает даже самая современная вакцина.

Бесконтрольная вырубка лесов в Индии и замена их рисовыми полями привели к массовому распространению грызунов. Полчища крыс и мышей наводнили города и деревни. Вслед за грызунами устремились рептилии. В период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы, гады находят убежище в жилищах людей. В это время они становятся весьма агрессивными.

Обнаружив рептилию под кровлей своего дома, благочестивый индус постарается уговорить ее с миром покинуть жилище или обратится за помощью к бродячим заклинателям змей. Их можно встретить на каждой улице.

В чалмах и с самодельными дудками, с большим резонатором из засушенной тыквы, они подолгу сидят над плетеными корзинами в ожидании туристов.

В такт незамысловатой мелодии дрессированные змеи поднимают головы из корзин, грозно шипят и раскачивают капюшонами.

В последние годы в телефонных книгах публикуют номера служб, специализирующихся на отлавливании ядовитых змей. Пойманных пресмыкающихся вывозят за черту города и выпускают в характерные зоны обитания.

Самая опасная из змей, конечно, кобра. Ее яд начинает действовать через несколько минут после укуса. Сначала человека внезапно одолевает сон, потом расстраивается речь, мутится сознание, происходит паралич дыхательных мышц, и наступает смерть.

Кобра широко распространена в стране. Это крупная бурая змея до двух метров в длину. В отличие от обычной кобры королевская кобра достигает пяти-шести метров и встречается в основном в штате Ассам. Ее тело отливает серебром. На капюшоне кобры своеобразный рисунок, напоминающий очки. Индусы трактуют его как усеченную свастику – древний символ солнца, огня и вечного движения.

Из 230 видов змей, встречающихся в Индии, ядовитыми являются 55 видов, а такого количества вакцины не носит с собой даже самый предусмотрительный индиец. Поэтому остается только уповать на милость богов и собственную осмотрительность.

В чем заключается культ змеи в индии?

Змеи в мифах и в жизни: культ змеи в индии – вегетерианство

Однако индиец никогда не станет выгонять змею палкой, он будет вежливо уговаривать ее покинуть дом словами. Если же змея не внемлет его мольбам и останется в доме, индиец воспользуется услугами бродячих заклинателей змей. Такие действия в порядке вещей для Индии, поскольку в этой стране змеи — священные животные.

Культ змеи в Индии является очень древним и насчитывает более пяти тысяч лет. Например, в сказаниях Кашмира (период доарийской культуры) упоминается тот факт, что рептилии господствовали в долине, когда та еще представляла собой бесконечное болото.

В более поздний период буддийская мифология приписывала змее спасение Будды. Однажды, когда Будда сидел на берегу реки Наиранджаны под старой смоковницей и занимался тем, что пытался достичь просветления, страшный демон Мара нагнал чудовищную бурю.

В этот момент и появилась огромная кобра, которая обвилась вокруг тела Будды семь раз и таким образом защитила его от пронизывающего ветра и дождя.

В древности индусы считали, что вселенная покоится на головах змея Шеша, а на его кольцах отдыхает бог Вишну.

В конце каждого космического дня, который составляет 2160 земных лет, Шеша своими огнедышащими пастями поглощает миры, а творец Брахма создает их вновь.

Кроме того, бог Шива в качестве священного шнура носит на себе еще одного змея Васуки.

Шеша и Васуки являются царями нагов — полубожественных созданий, имеющих туловище змеи и несколько человеческих голов. Живут они в подземном городе и владеют секретами магии и колдовства, умеют оживлять мертвых и изменять свой облик. Есть у нагов и царица. Зовут ее Манаса. Считается, что она защищает людей от змеиных укусов.

В честь мифических нагов и настоящих змей в Индии строят огромные красивые храмы. В окрестностях многих индийских деревень можно встретить их изображения, высеченные на камнях.

Кроме того, в Индии о змеях существует великое множество легенд, сказаний и даже примет. Змея считается символом вечного движения, хранителем домашнего очага, поэтому индусы очень часто рисуют изображение змеи по обеим сторонам входной двери. А некоторые даже держат у себя во дворах живых священных кобр.

Тяжкий грех — убить змею, даже случайно. В некоторых индийских местностях над телом убитой змеи брахман произносит траурную молитву, после чего накрывает ее шелковой тканью с ритуальным узором и сжигает на погребальном костре из поленьев сандалового дерева.

Хорошая примета — найти старую змеиную шкуру, сброшенную во время линьки. Нашедший такое богатство, обязательно должен положить кусочек шкурки в кошелек, поскольку она непременно принесет много денег. Кроме того, считается, что змеи умеют лечить людей с помощью лечебных трав и кореньев.

Каждый год в конце июля в пятый день месяца шравана в Индии отмечают нагапанчами — праздник змей. В этот день индусы устраивают себе выходной.

Змей приносят из леса и выпускают на улицах и во дворах, при этом весь процесс сопровождается восторженными приветствиями, змей осыпают цветочной пыльцой и возносят им благодарности за урожай, спасенный ими от грызунов. Кроме того, в знак уважения к змеям совершаются различные священные обряды.

Праздник длится до глубокой ночи. Несмотря на то, что змей в этот день постоянно хватают, перемещают и мешают их спокойной жизни, они не кусаются.

Однако смертность от укусов ядовитых змей в Индии самая высокая в мире. Ежегодно от змеиного яда погибает около 80 тысяч человек. В Индии обитает 216 видов змей, из которых 52 ядовитые. Однако индусы считают, что змеи кусают только тех, кто не соблюдает обычаи и наставления дхармы, поэтому змей не боятся, но уважают и поклоняются им.

Змея

Змеи в мифах и в жизни: культ змеи в индии – вегетерианство

Содержание:

«Наука и жизнь» № 6, 2010.
 

КУЛЬТ ЗМЕИ В ИНДИИ

   Индия, или Бхарат, — одно из крупнейших государств мира, страна древней цивилизации. Изучая Индию с конца семидесятых годов прошлого века, я воочию увидел, какие глубокие изменения произошли в стране за последние десятилетия. Сегодня она входит в десятку государств с динамично развивающейся экономикой, устремлённой в будущее.

Один лишь пример: за названные годы в Индии возник мощный, работоспособный 300-миллионный средний класс.    Вместе с тем эта страна — величайшая сокровищница яркой, самобытной культуры. Сила традиций здесь сильнее, чем где-либо в мире. Именно традиция обеспечивает вечную связь времён и поколений.

Кандидат исторических наук Валерий КАШИН.

   На ложе из колец змея Шеши отдыхает одно из верховных божеств — Вишну. Бронзовая статуэтка.

   Живописное изображение бога Кришны, победившего нага Калия.
 

   Мало в мире мест, где ползучие гады чувствуют себя так привольно, как в Южной Азии. Здесь змей почитают священными, они окружены уважением и заботой. В их честь возведены храмы, высеченные из камня изображения рептилий часто встречаются у дорог, водоёмов и деревень.

   Культ змеи в Индии насчитывает более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубинные пласты доарийской культуры. Например, сказания Кашмира повествуют о том, как рептилии властвовали над долиной, когда она ещё представляла собой бескрайнее болото.

С распространением буддизма мифы стали приписывать змее спасение Будды, а произошло это спасение на берегу реки Наиранджаны под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде достичь просветления, демон Мараустроил страшную бурю. Но огромная кобра расстроила козни демона.

Она семь раз обвила тело Будды и защитила его от дождя и ветра.

   Как этот заклинатель змей из Джайпура, все представители Каменные наги, охраняющие столь древней профессии умеют с помощью музыкальной дудки пруд, подчинять своей воле даже опаснейшую кобру.
 

   ЗМЕИ И НАГИ
   Согласно древним космогоническим представлениям индусов, опорой Вселенной служат многочисленные головы змея Шеши, лежащего на водах Мирового океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель жизни Вишну. В конце каждого космического дня, равного 2160 миллионам земных лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, а творец Брахма затем отстраивает их заново.
  

Другого могущественного змея, семиголо-'вого Васуки, грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура. С помощью Васуки боги добывали напиток бессмертия, амриту, пахтая, то есть сбивая океан: небожители использовали змея как канат для вращения гигантской мутовки — горы Мандара. Шеша и Васуки — признанные цари нагов.

Так называются в мифах полубожественные существа со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами. Обитают наги в подземном царстве — в Па-тале. Его столица — Бхогавати — обнесена стеной из драгоценных камней и пользуется славой самого богатого города в четырнадцати мирах, составляющих, по легенде, основу мироздания.

Наги, по мифам, владеют тайнами магии и колдовства, способны оживлять мёртвых и изменять свой облик. Их женщины отличаются особенной красотой и нередко выходят замуж за земных правителей и мудрецов. Именно от нагов, по преданиям, ведут начало многие династии махараджей. Среди них — цари Паллавы, правители Кашмира, Манипура и других княжеств.

Воины, геройски павшие на полях сражений, оказываются также на попечении нагинь.   Царица нагов Манаса, сестра Васуки, считается надёжной защитницей от змеиных укусов. В её честь в Бенгалии устраивают многолюдные празднества.
   И вместе с тем, говорится в легенде, пятиголовый наг Калия однажды не на шутку прогневал богов. Его яд оказался настолько сильным, что отравил воду большого озера.

Даже птицы, пролетавшие над этим озером, падали замертво. Кроме того, коварный змей похищал у местных пастухов коров и пожирал их. Тогда на помощь людям пришёл знаменитый Кришна — восьмое земное воплощение верховного бога Вишну. Он взобрался на дерево кадамба и прыгнул в воду. Калия тотчас бросился на него и обвил своими могучими кольцами.

Но Кришна, освободившись из объятий змея, превратился в великана и прогнал злого нага к океану.

   Самые опасные змеи Индии: гадюка Расселла (вверху), крайт (внизу) и кобра (справа).
 

   ЗМЕИ И ПОВЕРЬЯ
   О змеях в Индии сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, но с ними связывают и самые неожиданные приметы. Считается, что змея олицетворяет вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома. Вот почему знак змеи индусы наносят по обе стороны входной двери.

С той же охранительной целью крестьяне южноиндийского штата Керала содержат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры, Если семья переезжает на новое место, то непременно забирает с собой и всех змей. В свою очередь те каким-то чутьём отличают хозяев и никогда их не кусают.
   Преднамеренное или случайное убийство змеи — тягчайший грех.

На юге страны над убитой змеёй брахман произносит мантры (в индуизме так называют молитвенные формулы и заклинания). Её тело накрывают шёлковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.

   Неспособность женщины родить ребёнка объясняют обидой, которую женщина нанесла рептилии в этом или одном из предшествующих рождений. Чтобы заслужить прощение змеи, тамильские женщины молятся её каменному изображению. Неподалёку от Ченнаи, в местечке Раджахманди, некогда находился полуразрушенный термитник, где жила старая кобра.

Иногда она выползала из логова погреться на солнышке и отведать принесённые ей яйца, кусочки мяса и рисовые шарики. К одинокому холмику толпами приходили страждущие женщины (было то в конце XIX — начале XX века). Долгие часы просиживали они возле термитника в надежде лицезреть священное животное.

Если им это удавалось, они возвращались домой счастливые, уверенные, что их мольба наконец услышана и боги даруют им ребёнка. Вместе со взрослыми женщинами к заветному термитнику шли и совсем маленькие девочки, заблаговременно молившиеся о счастливом материнстве.

Благоприятной приметой считается находка змеиного выползка — старой шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки. Обладатель заветной шкурки непременно кладёт её кусочек в свой кошелёк, полагая, что она принесёт ему богатство. По приметам, кобра хранит драгоценные камни в капюшоне.

   Бытует поверье, будто змеи иногда влюбляются в красивых девушек и тайно вступают с ними в любовную связь. После этого змея принимается ревностно следить за возлюбленной и преследовать её во время купания, приёма пищи и в других делах, а в конце концов и девушка и змея начинают страдать, чахнуть и скоро умирают.
   В одной из священных книг индуизма «Ат-харваведа» змеи упоминаются среди животных, владеющих секретами лечебныхтрав. Им известно и как излечить от змеиных укусов, но они тщательно оберегают эти секреты и открывают их лишь суровым аскетам.

   На дереве или на камне не сразу можно разглядеть затаившуюся змею.

   ФЕСТИВАЛЬ ЗМЕЙ
   На пятый день новой Луны месяца шраван (июль — август) в Индии торжественно отмечают праздник змей — нагапанчами. В этот день никто не работает. Праздновать начинают с первыми лучами солнца. Над главным входом в дом индусы наклеивают изображения рептилий и совершают пуджу — основную форму почитания богов в индуизме.

На центральной площади собирается много людей. Гремят трубы и барабаны. Шествие направляется к храму, где совершается ритуальное омовение. Затем пойманных накануне змей выпускают на улицу и во дворы. Их приветствуют, осыпают лепестками цветов, щедро одаривают деньгами и благодарят за спасённый от грызунов урожай.

Люди молятся восьми главным нагам и угощают живых змей молоком, топлёным маслом, мёдом, куркумой (жёлтым имбирём) и поджаренным рисом. К их норам ставят цветы олеандра, жасмина и красного лотоса. Отправлением обрядов руководят брахманы.
   С этим праздником связана одна старинная легенда.

В ней рассказывается о брахмане, который отправился утром в поле, игнорируя день нагапанчами. Прокладывая борозду, он нечаянно раздавил детёнышей кобры. Обнаружив змеёнышей мёртвыми, змея-мать решила отомстить брахману. По следу крови, тянувшемуся за плугом, она отыскала жилище обидчика. Хозяин и его семья безмятежно спали.

Кобра убила всех, кто был в доме, а потом вдруг вспомнила, что одна из дочерей брахмана недавно вышла замуж. Кобра поползла в соседнюю деревню. Там она увидела, что молодая женщина выполнила все приготовления к празднику нагапанчами и выставила для змей молоко, сладости и цветы. И тогда змея сменила гнев на милость.

Почувствовав благоприятный момент, женщина упросила кобру воскресить отца и остальных родственников. Змея оказалась нагиней и охотно выполнила просьбу благонравной женщины.

   Праздник змей продолжается до глубокой ночи. В самый разгар его не только заклинатели, но и индусы похрабрее берут пресмыкающихся в руки и даже набрасывают их себе на шею. Как ни удивительно, змеи в такой день почему-то не кусаются. По крайней мере, ни о чём подобном мне слышать не приходилось.

   ПРОКЛЯТИЕ ЗМЕИНОГО ЦАРЯ    Ползучих гадов в Индии можно встретить не только в полумраке джунглей, у реки или искусственного водоёма, но даже посреди автострады или в номере многозвёздного отеля. Никогда не забуду свой первый приезд в Дели. Я остановился в уютном особняке Российского культурного центра.

Расположенный в черте нового города, он окружён раскидистыми тропическими деревьями. Ночью меня разбудил непонятный шорох. Признаюсь: по коже пробежали мурашки. С мыслью о кобре я поднялся и зажёг свет. В помещении работал кондиционер. Поток воздуха гонял по полу пластиковый пакет. Утром я решил немного прогуляться.

Обойдя территорию культурного центра, с наслаждением растянулся на изумрудно-зелёной траве. Мимо проходил индиец-садовник. Он с ужасом посмотрел на меня: «Сахиб! Разве вы не знаете, что здесь полно змеиных нор. Там, где вы отдыхаете, сегодня видели крайта!» Я подскочил как ошпаренный, зная, что яд крайта на редкость токсичен и считается самым сильным у змей Азии.

От этого яда умирают до половины укушенных, им не помогает ни одна современная вакцина. Время от времени в Индии можно услышать или прочитать об удивительных историях. Одна из таких произошла в деревне Иринчаям, которая находится недалеко от столицы южноиндийского штата Керала.    Там живёт женщина по имени Омана.

Змеи кусали её ровно двадцать раз — восемнадцать раз кобры и два раза гадюки. Впервые это случилось, когда четырнадцатилетняя Омана купалась в реке. Потом змеи атаковали женщину в доме, на дороге к рынку, на фабрике по обработке орехов кешью, где она работает, и даже в деревенском храме.    После последнего укуса несчастная обратилась к местному астрологу.

Тот дал такое объяснение случившемуся: женщина в одной из прежних жизней стала причиной гибели змеиного царя. И перед тем как испустить дух, «высокопоставленный» змей проклял женщину. Он пообещал, что в следующей жизни бог смерти Яма приедет за ней на чёрном буйволе, когда двадцать одна змея отравит её кровь своим ядом. С тех пор Омана и её семья живут в постоянном страхе.

Деревянные рамы окон ветхой хижины плотно закрыты. В помещении всегда горит лампа. Каждый вечер сыновья Оманы тщательно обследуют крышу дома, затыкают щели и раз в две недели вырубают кустарник вокруг двора.

Феномен Оманы привлёк внимание научных кругов. Так, профессор медицины из Ти-руванантапурама К.

Шрикумари, например, опираясь на труды Фрейда, пишет: «Юной девушкой родители выдали Оману замуж за мужчину, который был на 25 лет старше её.

После смерти мужа нереализованные сексуальные чувства женщины стали привлекать внимание рептилии: змеи символизируют секс, и Омана подсознательно ждёт встреч с ними». Как видим, мифология присутствует даже в словах врача.

   Узор у порога дома, изображающий кобру, — своеобразный охранительный талисман. Город Ченнаи.

   Следуя древней традиции, каждая хозяйка утром и вечером рисует у дома подобные узоры, сообразуясь со своими излюбленными мотивами. Штат Тамилнад.
 

   ЗАКЛИНАТЕЛИ ЗМЕЙ МЕНЯЮТ ПРОФЕССИЮ Многие индийцы говорили мне, что ядовитых змей стало больше. Бесконтрольная вырубка лесов и замена их рисовыми полями привели к массовому распространению грызунов. Полчища крыс и мышей наводнили города и деревни. Вслед за грызунами устремились рептилии.

В период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы, гады находят убежище в жилищах людей. В это время года они становятся весьма агрессивными.    Обнаружив рептилию под кровлей своего дома, благочестивый индус никогда не поднимет на неё палку, а постарается уговорить с миром покинуть жилище или обратится за помощью к бродячим заклинателям змей.

Пару лет назад их можно было встретить на каждой улице. В чалмах и с самодельными дудками, с большим резонатором из засушенной тыквы, они подолгу сидели над плетёными корзинами в ожидании туристов. В такт незамысловатой мелодии дрессированные змеи поднимали головы из корзин, грозно шипели и раскачивали капюшонами.    Ремесло заклинателя змей считается потомственным.

В деревне Саперагаон (она находится в десяти километрах от города Лакхнау, столицы штата Уттар Прадеш) около пятисот жителей. В переводе с хинди «Саперагаон» означает «Деревня заклинателей змей». Этим ремеслом здесь занимается едва ли не всё взрослое мужское население. Смертоносных тварей в Саперагаоне можно встретить буквально на каждом шагу.

Например, молодая хозяйка поливает полы из медного кувшина, а двухметровая кобра, свернувшись в кольцо, лежит у её ног. В хижине пожилая женщина готовит ужин и с ворчанием вытряхивает из сари запутавшуюся гадюку. Деревенские дети, укладываясь спать, берут с собой в кровать кобру, предпочитая живых змей плюшевым мишкам и американской красавице Барби.

В каждом дворе есть собственный серпентарий. В нём содержат четыре или пять змей нескольких видов.    Однако вступивший в силу новый Закон о защите дикой природы теперь запрещает содержать в неволе змей «с целью получения прибыли». И заклинатели змей вынуждены искать другую работу.

Многие из них поступили на службу в фирмы, которые занимаются отлавливанием рептилий в населённых пунктах. Пойманных пресмыкающихся вывозят за городскую черту и выпускают в характерные для них зоны обитания.

   На противоположном берегу озера лежит вполне современный белоснежный город Пушкар.

   ПРАВДА ЖИЗНИ Предания, мифы и верования — это одно. А между тем смертность от змеиного яда в Индии самая высокая в мире.

Ежегодно, по официальной статистике, в стране от укусов змей страдает более четверти миллиона человек, из них 50 тысяч погибают — это в тридцать раз превышает число жертв тигров, леопардов, пантер и других хищных животных, вместе взятых.

Печальный рекорд по числу летальных исходов удерживают штаты Западная Бенгалия, Гуджарат, Махараштра, Андхра Прадеш и Тамилнад. За последние восемь лет в Дели только зарегистрировано 220 случаев укусов людей ядовитыми змеями. Чаще всего это происходит во время муссонов в июле, августе и сентябре, когда вода выгоняет из нор пресмыкающихся.

За медицинской помощью обращаются не только индийцы, но и иностранные туристы. Самая опасная из змей — конечно, кобра. Её яд начинает действовать сразу же после укуса.

Человека вдруг одолевает сон, потом расстраивается речь, мутнеет сознание, нарушается передача нервных импульсов, происходит паралич сердечных и дыхательных мышц, и через 20—25 минут наступает смерть.    Кобра — крупная бурая змея длиной до двух метров, широко распространённая в Индии, любит густые заросли и влажность.

Королевская кобра, в отличие от обычной, куда длиннее, иногда более пяти метров, и встречается в основном в Ассаме. Её тело отливает серебром. Питается она другими змеями. Капюшон кобры украшает своеобразный рисунок, напоминающий очки. Индусы трактуют его как усечённую свастику — древний символ солнца, огня и вечного движения.

   Очень часто к смертельному исходу приводят укусы крайта, гадюки Расселла и песчаной эфы. Своих жертв крайт подстерегает у водоёмов. Он охотится по ночам. Тёмная кожа делает эту двухметровую змею незаметной и на асфальте. Холодными ночами крайт заползает в дома крестьян. Его укус не вызывает боли.

Спящие на полу люди не чувствуют его и умирают во сне.    Гадюка Расселла достигает длины полутора метров. Её любимое место охоты — рисовые поля. Змею почти не видно среди травы. Она очень агрессивна. При столкновении с опасностью змея не уползает, как другие, а сражается до конца. Даже кобра предпочитает не вступать с нею в бой. Укус гадюки Расселла чрезвычайно болезнен и вызывает внутреннее кровотечение.    Песчаная эфа прячется в карьерах и под камнями. Её длина менее метра, но яд смертоносен. Укушенные эфой погибают от кровоизлияния и сердечной и почечной недостаточности.

   Против яда каждой из змей разработана соответствующая вакцина, но, к сожалению, не всегда своевременно её удаётся применить.

К тому же из 230 видов змей, встречающихся в Индии, ядовиты 55, а такое число вариантов вакцины не носит с собой даже самый предусмотрительный житель Индии.

Поэтому часто остаётся уповать только на милость богов, собственную осмотрительность да соблюдать предписания дхармы, то есть морали и религиозного долга, — ведь змеи, как верят в Индии, чаще кусают тех, кто нарушает традиции.

Фото Валерия Кашина и Людмилы Синицыной.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *