Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

“Едоки Картофеля”. Первый Шедевр Ван Гога

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

Свой первый шедевр – современный вариант “Тайной Вечери” под названием “Едоки Картофеля” – Ван Гог создал летом 1885 года нидерландском селении Нюэнен. Сейчас картина размещена в Музее Ван Гога в Амстердаме. Это первая картина, созданная художником в так называемый «нюэненский период», в который начала проявляться художественная манера художника.

Неоднозначная, но бурная реакция критики убедила в том, что он великий художник. Эта картина – отражение художественных и религиозных размышление Ван Гога.

Сцена обычного крестьянского ужина наполнена мистическим, сакральным содержанием. Ван Гог избрал для себя путь создания нового социально ответственного сельского искусства.

Тем не менее художник наследовал традиции реалистов и мечтал творить подлинное, правдивое искусство.

Обратите внимание

В это время Ван Гог был увлечен чтением заметок Эжена Делакура о творчестве. Его идеи о влиянии цвета очень впечатлили художника: “Я работал над картиной и вдруг почувствовал, как внутри меня просыпается понимание силы цвета, более сильное, чем когда-либо раньше”

В мая 1855 года Ван Раппард гостил у Ван Гога. Он был действительно впечатлен тем, как быстро развивается талант друга, и очень хвалил его работы. Именно тогда Винсент почувствовал, что готов создать свой первый шедевр.

“Едоки картофеля” – это своего рода интерпретация “Тайной Вечери” Леонардо да Винчи, современный вариант картины “Христос в Эммаусе” Рембрандта. Ван Гога очень волновала эта тема. Художника начал работать над картиной после смерти отца.

Он подготовил несколько эскизов, масляные наброски, нашел группу натурщиков – члены семьи де Гроот согласились позировать ему за небольшую плату. Не обошлось и без сложностей: Гордина де Грот, одна из моделей, забеременела и обвинила во всем Винсента.

Он отрицал свою причастность к этому, но местный католический священник запретил семье де Гроот и другим прихожанам позировать ему.

Когда картина была закончена, Винсент отправил Ван Раппарду ее литографическую версию. Ответ, который он получил от друга, был крайне негативным. Тот писал: “Это насилие над природой”.

Ван Гог был крайне расстроен и навсегда прервал общение с Ван Раппардом. Тео оценил картину брата иначе.

” В этой работе заключена красота, которую увидит не каждый: ее персонажи настолько реальные”, – писал он.

Сам Ван Гог говорил: “Я чувствую в себе способности. Я вижу, насколько мои работы отличны от других”.

В своём письме брату Тео художник писал об этой картине следующее: «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду”.

“Голова крестьянки в темном чепце”. Декабрь 1884 года. Холст на панели, масло. Частное собрание. 35*26 см.
Это один из эскизов к картине. Художник понимает грандиозность своего замысла и надеется, что это полотно позволит искусствоведам назвать его достойным преемником Милле.

“Голова крестьянина в кепке”. Декабрь 1883 года. Холст, масло. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия. 39,4*30,2 см.
Еще один эскиз к картине “Едоки картофеля”. Темные, землистые цвета говорят о тяжёлом образе жизни крестьян, необходимости ежедневно трудиться ради куска хлеба.

“Крестьянка, чистящая картошку”. Февраль 1885 года. Холст, масло. Частная коллекция. 41,3*30,2 см.
Находясь в Нюэне, Ван Гог имел возможность ежедневно наблюдать жизнь крестьян. Он поддерживал отношения с несколькими семьями, часто бывал в их домах.

Важно

Молодого творца привлекало наследие французского художника Жана-Франсуа Милле, и он стремился работать как “крестьянский художник”. Ван Гог неоднократно писал брату, что с этими людьми чувствует себя гораздо уютнее, чем с родными. Его отношения с семьей портились.

ван-гогедоки-картофеляискусствошедеврживопись

Едоки картофеля | The Potato Eaters

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

«Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель»

Такую оценку своей композиции Едоки картофеля Винсент Ван Гог дает в письме своей сестре Виллемине летом 1887 года, то есть два года спустя после завершения работы над полотном.

По мнению самого Ван Гога, это единственное его произведение, утверждающее те ценности, которые должно утверждать искусство.
Всю силу своей души вложил Ван Гог в эту картину.

Дружеское расположение к людям, искреннее чувство любви и сострадания к крестьянам воплотились в его живописи. Кроме того в Едоках картофеля Винсент выразил свои теоретические взгляды на искусство.

Композиция

На картине изображена семья Нюэненских крестьян, сидящих вокруг грубо сколоченного деревянного стола. Перед молодой женщиной стоит блюдо с горячим, испускающим пар картофелем; вопросительное выражение ее лица говорит о том, что она делит пищу на порции. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе.

Три поколения крестьянской семьи, живущие под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Масляный светильник, распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру.

Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом.

Глаза этих людей выражают доверие друг к другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый их грубый жест наполнен любовью. И словно бы не существует ничего за пределами этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и разрушить его.

Общее исполнение

Винсент чрезмерно гордился Едоками картофеля и считал ее своим первым шедевром. Картина трогательна, неуклюжа и наверно чем-то похожа на своего создателя. Крестьяне, изображенные на картине сами чем-то похожи на картофель.

Винсент намеренно искажает пропорции их лиц, дабы подчеркнуть их провинциальность.

Ван Гог старался сделать эту картину идеальной, однако ему пока еще не хватает мастерства, о чем свидетельствует расположение фигур на полотне: каждая из них кажется, существует сама по себе, не вступая во «взаимоотношения» с другими.

История создания

Ван Гог приступает к созданию Едоков картофеля спустя два дня после смерти своего отца — пастыря Теодора Ван Гога (в то время они были в ссоре и не разговаривали).

Это событие произвело сильное впечатление на Винсента, и наверно это настроение отразилось на картине. Едоки картофеля — тёмная и меланхоличная картина.

Ван Гог отправляет в своем письме литографию картины своему другу — художнику Антону ван Раппарду. Тот раскритиковывает работу Винсента.

«Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что это произведение нельзя воспринимать серьезно. Вы должны благодарить провидение за то, что способны на большее… Почему Вы так бегло разглядывали свой объект и передали его так небрежно? Почему Вы не дали себе труда изучить движения? У Вас получились не фигуры, а позы».

Совет

Это письмо задело Ван Гога и он даже прервал переписку с ван Раппардом. Тем не менее, ван Раппард в чем-то был прав. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.

Едоки картофеля — 1885 Ван Гог – картины

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

Февраль 01, 2012

Едоки картофеля

1885; 81,5х114,5 см
Музей Ван Гога, Амстердам Кот, прыгающий на дерево, и собака — первые рисунки молодого Ван Гога. Они появились в 1862 году, когда он познавал тайны рисования, изучая учебники «Полный курс рисунка» Барга и «Азбуку рисования» Кассаля. Кроме того, Винсент учился сам, копируя картины известных мастеров. Он особенно ценил Жана-Франсуа Милле, картины которого изображали религиозные сцены и работу крестьян.

Работы Милле соответствовали наивному реализму молодого Ван Гога, воспитанного в протестантском духе. Всю жизнь Ван Гог будет возвращаться к заимствованной у Милле теме «Сеятеля», последняя версия которого, очень личная и сильно отличающаяся от первоначальной, появится в 1888 году в Арле.

Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.

Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль».

После поражения, которым закончилась попытка евангелизации шахтеров, после полного разочарований пребывания среди крестьян, Ван Гог с каждым разом все сильнее верит, что красота появляется из правды и — как и она — должна быть тяжелой и грустной. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс».

Профиль крестьянки

1885; 40х33 см
Музей Ван Гога, Амстердам

Эскизы, изображающие шахтеров из Боринажа, — свидетельство терпения и нужды. Постепенно в сфере интересов Ван Гога появится тема ткачей и крестьян.

Тогда он старался быть реалистическим художником сельской жизни и стремился показать несправедливость и суровые условия сельского быта.

Потом Винсент неутомимо рисует сцены из сельской жизни, добавляет к ним серию портретов, чтобы в конце концов отважиться на большое полотно…

Обратите внимание

Он пишет «Едоков картофеля». На картине изображены неподвижно смотрящие перед собой угнетенные и несчастные селяне. Кажется, даже свет на картине исчезает.

Ван Гог достигает этого эффекта применением жестких мазков и темной охры.

Он использует палитру, основывающуюся на темно-коричневом и серо-зеленом тонах и бронзе, агрессивно работает кистью, подчеркивая резким контуром искореженные руки и изборожденные морщинами лица.

Замысел этого произведения появился однажды вечером, когда Ван Гог наблюдал за семьей де Гроотов, собравшейся вокруг стола, освещенного большой лампой. Он хорошо знал этих крестьян — Гордена де Гроот, мать семьи, позировала ему для портрета крестьянки.

(1853-1890) Винсент Ван Гог

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…о такой глубине?

В самой глубокой точке мирового океана (Марианская впадина или Марианский желоб, 11,034 м) железному шарику, брошенному в воду, потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна. Эта «пропасть» — любимая тема фантастов.

Винсент Ван Гог. “Едоки картофеля”

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

 

…Винсент был в Нюэнене совсем один; вместо общения с людьми ему оставалось только общение с природой. Он начал с того, что безуспешно старался ее копировать, и все выходило из рук вон плохо; кончил он спокойно обдуманным творчеством, уже исходя из собственной палитры, и природа тогда подчинилась ему, стала послушной.

Винсент считал, что “Анжелюс” Милле – божественная картина, не сравнимая ни с каким другим созданием человеческих рук. Простая крестьянская жизнь была в его глазах той единственной реальностью, которая не обманет и пребудет вечно. Он хотел писать эту жизнь, писать с натуры, в широких полях.

Да, ему придется мириться и с мухами, и с песком, и с пылью, портить и царапать свои полотна, часами блуждая по пустошам и перелезая через изгороди. Зато, приходя домой, он будет знать, что он только что смотрел в лицо самой жизни и ему удалось уловить хотя бы отзвук ее изначальной простоты.

Если его деревенские полотна будут попахивать ветчиной, дымком, паром, поднимающимся от вареной картошки, – что ж, ведь это здоровый запах.

Винсент принялся за работу. Он обнаружил, что бистр и битум, почти не употребляемые художниками, придают его палитре своеобразную мягкость и теплоту. Он нашел, что достаточно положить самую малость желтой краски, чтобы желтый цвет зазвучал на полотне во всю силу, если рядом с ним будет лиловый или сиреневый.

Винсент подружился с крестьянским семейством Де Гроот. Семья эта состояла из матери, отца, сына и двух дочерей; все они работали в поле. Подобно большинству брабантских крестьян, Де Гроотов с таким же правом можно было назвать “чернорожими”, как и углекопов Боринажа.

В лицах у них было что-то негритянское – широкие, открытые ноздри, сильно выдвинутые вперед носы и челюсти, большие выпуклые губы и длинные, угловатых очертаний уши. Лбы были покатые, головы маленькие, с острыми макушками. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей.

Посредине хижины стоял стол, пара стульев и какие-то ящики, с грубого бревенчатого потолка свисала лампа.

Важно

Де Грооты были едоками картофеля. За ужином они выпивали по чашке черного кофе и раз в неделю съедали по куску ветчины. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель: в картофеле заключалась вся их жизнь.

Стин Де Гроот была милая семнадцатилетняя девушка. Она носила широкий белый чепец и черную кофту с белым воротником. Винсент стал ходить к Де Гроотам каждый вечер. Они со Стин часто веселились от всей души.

У нее были большие веселые глаза и милое личико. Когда она, копая картофель, наклонялась, в ее фигуре Винсент находил больше истинной грации, чем даже у Кэй.

Он понял, что, рисуя человеческую фигуру, главное – передать движение и что в рисунках старых мастеров есть большой недостаток – они статичны, люди там не показаны в труде.

Он рисовал де Гроотов в поле, в хижине за столом, когда они ели дымящийся картофель, и всегда Стин заглядывала через его плечо и шутила с ним.

Иногда в воскресный день, она надевала чистый чепец и белый воротничок и шла с ним погулять на пустоши. Иных развлечений у здешних крестьян не было.

… Был уже ноябрь, наступила настоящая зима. Пора было уезжать. Жить в Нюэнене дольше не имело смысла. Винсент уже написал здесь все, что можно было написать, и узнал о крестьянской жизни все, что можно было узнать. Тем более, что в поселке снова вспыхнула к нему вражда, и местный католический священник настаивал на отъезде художника. Было ясно, что надо уезжать. Но куда?

Винсент прошелся по мастерской, оглядывая свои работы. Два года непрерывного каторжного труда! Сотни этюдов – ткачи, их жены, ткацкие станки, крестьяне, работающие в поле, тополя, растущие в саду пасторского дома, церковь с ее шпилем, пустоши и изгороди под жарким солнцем и в холодных зимних сумерках.

Он почувствовал, как на него навалилась невыносимая тяжесть. Все эти работы так отрывочны, так фрагментарны.

Совет

Здесь были мелкие осколки крестьянской жизни в Брабанте во всех ее проявлениях, но картины, которая бы цельно, в едином сгустке показала крестьянина, выразила самый дух деревенской хижины и дымящегося картофеля – такой картины не было. Где же его брабантский “Анжелюс”? И как можно уехать отсюда, пока он не создан?

Винсент взглянул на календарь. До начала следующего месяца оставалось двенадцать дней. Он уплатил за квартиру до первого числа, так что у него есть еще время…

Он взял краски, холсты, кисти, мольберт и поплелся к хижине Де Гроотов. Там было пусто.

Он принялся набрасывать карандашом обстановку их комнаты. Когда семейство вернулось с поля домой, он разорвал рисунок. Де Грооты принялись за свой дымящийся картофель, черный кофе и ветчину.

Винсент натянул холст и работал, пока хозяевам не пришло время ложиться. Всю эту ночь он дописывал полотно у себя в мастерской. Спать он лег уже утром. Проснувшись, он с отвращением и яростью бросил картину в огонь, и снова пошел к Де Гроотам.

У старых голландских мастеров он усвоил, что рисунок и цвет неотделимы друг от друга. Де Грооты сели за стол точно так же, как садились всю свою жизнь.

Винсент стремился как можно яснее показать, что эти люди, едящие картофель при свете висячей лампы, теми же руками, которыми они теперь брали еду, копали землю; он хотел рассказать о тяжком физическом труде, о том, как честно эти люди зарабатывают свой хлеб насущный.

На следующее утро Винсент вновь уничтожил свою картину. Им овладело чувство гнева и бессилия. У него оставалось теперь всего-навсего десять дней. Он должен был уехать из Нюэнена; жизнь здесь становилась невыносимой. Но он не мог уехать, не исполнив своего обета, данного Милле.

Обратите внимание

Каждый вечер он приходил к Де Гроотам. Он работал, пока они не засыпали, сидя за столом. Каждый раз он пробовал новое сочетание тонов и масс, новые пропорции и каждый раз убеждался, что не достиг своей цели, что картина его несовершенна.

Наступил последний день месяца. Винсент дошел в своей работе до исступления. Он перестал спать, почти ничего не ел. Он жил лишь за счет нервной энергии. Каждая новая неудача только подстегивала его. Он сидел в хижине Де Гроотов и ждал, когда они вернутся с поля.

Мольберт был установлен в нужном месте, краски смешаны, холст натянут на подрамник. У него оставался последний шанс. Завтра утром он покинет Брабант навсегда.

Он работал, не отрываясь, много часов подряд. Де Грооты понимали его волнение.

Окончив ужин, они не встали из-за стола, а продолжали сидеть, тихонько разговаривая на своем крестьянском жаргоне. Винсент уже сам не разбирал, что он пишет. Он стремительно метал краски на широкий холст, не думая и не соизмеряя того, что творила его рука.

К десяти часам Де Грооты уже не могли бороться со сном, а Винсент был вымотан вконец. Он сделал все, что мог. Он собрал свои вещи, поцеловал Стин и распрощался со всеми. Потом он в темноте поплелся домой, машинально переставляя ноги.

В мастерской он поставил свое полотно на стул, закурил трубку и остановился перед ним. Картина не получилась. Он вновь промахнулся. Он не сумел схватить истинный дух деревни. Снова – в который раз – катастрофа. Два года тяжкого труда в Брабанте пропали даром.

Он выкурил трубку до последней затяжки, до последней пылинки табака. Потом стал упаковывать вещи. Он снял со стены и убрал со стола все свои этюды и рисунки и положил их в большой ящик. Потом он лег на диван.
Он не сознавал, сколько прошло времени. Он встал с дивана, сорвал полотно с подрамника, швырнул его в угол и натянул новый холст. Смешал краски, уселся и стал работать.

Он писал композицию в тоне картофеля – доброго, пыльного, нечищеного картофеля. Грязная домотканая скатерть на столе, закопченная стена, лампа, подвешенная к грубым балкам, Стин, подающая отцу дымящуюся картошку, мать, наливающая черный кофе, брат, поднесший чашку ко рту, – и на всех лицах печать спокойствия, терпеливого смирения перед извечным распорядком вещей.

Важно

Утреннее солнце робко заглянуло в окно его комнаты. Винсент встал с табурета. На душе у него был полнейший покой и умиротворение. Двенадцать дней лихорадочных волнений остались позади.

Он посмотрел на свою работу. Она попахивала ветчиной, дымком и картофельным паром. Он улыбнулся. Он создал свой “Анжелюс”. Он уловил то непреходящее, что живет в преходящем.

Брабантский крестьянин никогда не умрет.

Он смазал картину яичным белком. Потом отнес ящик с рисунками и этюдами в дом, отдал его матери и попрощался с нею. Он вернулся в мастерскую, вывел на полотне два слова: “Едоки картофеля”, захватил вместе с ним несколько лучших своих этюдов и уехал в Париж…

По материалам книги: И.Стоун. “Жажда Жизни: Повесть о Винсенте Ван Гоге”/ Пер. с англ. Н.Банникова. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 511 с.

Описание картины винсента ван гога «едоки картофеля» – Описание картин

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. 

Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.

Так вот, картина “Едоки картофеля” была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.

Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта.

Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.

Сложная композиция

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.

Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.

Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.

Совет

Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.

Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.

А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.

Главные герои картины

Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.

Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.

Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.

Ван Гог. Едоки картофеля. Литография. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikipedia.org

Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.

Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.

Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.

Обратите внимание

Винсент Ван Гог. Корзина с картошкой. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikiart.org

То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.

Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.

Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. Фрагмент. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. Vangoghmuseum.nl

Люди, похожие на картошку

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.

Важно

Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.

Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.

Почему лица персонажей так некрасивы?

Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?

На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.

Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме 

Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.

Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.

Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.

Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.

***

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.

Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.

О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.

Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»

Едоки картофеля | The Potato Eaters

Такую оценку своей композиции Едоки картофеля Винсент Ван Гог дает в письме своей сестре Виллемине летом 1887 года, то есть два года спустя после завершения работы над полотном.

По мнению самого Ван Гога, это единственное его произведение, утверждающее те ценности, которые должно утверждать искусство. Всю силу своей души вложил Ван Гог в эту картину.

Дружеское расположение к людям, искреннее чувство любви и сострадания к крестьянам воплотились в его живописи. Кроме того в Едоках картофеля Винсент выразил свои теоретические взгляды на искусство.

Композиция

На картине изображена семья Нюэненских крестьян, сидящих вокруг грубо сколоченного деревянного стола. Перед молодой женщиной стоит блюдо с горячим, испускающим пар картофелем; вопросительное выражение ее лица говорит о том, что она делит пищу на порции. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе.

Три поколения крестьянской семьи, живущие под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Масляный светильник, распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру.

Совет

Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом.

Глаза этих людей выражают доверие друг к другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый их грубый жест наполнен любовью. И словно бы не существует ничего за пределами этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и разрушить его.

Общее исполнение

Винсент чрезмерно гордился Едоками картофеля и считал ее своим первым шедевром. Картина трогательна, неуклюжа и наверно чем-то похожа на своего создателя. Крестьяне, изображенные на картине сами чем-то похожи на картофель.

Винсент намеренно искажает пропорции их лиц, дабы подчеркнуть их провинциальность.

Ван Гог старался сделать эту картину идеальной, однако ему пока еще не хватает мастерства, о чем свидетельствует расположение фигур на полотне: каждая из них кажется, существует сама по себе, не вступая во «взаимоотношения» с другими.

Ван Гог — настоящий христианин?

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

Сейчас Ван Гог невероятно популярен. Его картины постоянно на выставках по всему миру, о нем все знают и все им восхищаются. Каким же был художник при жизни? В чем гениальность его картин? Почему их не признавали современники? И почему его творчество — это подвиг?

Винсент Ван Гог (1853–1890) родился в Голландии и жил там до 33 лет, а потом четыре года прожил во Франции. Эти четыре года — половина его короткого творческого пути. До 27 лет он о живописи вообще не помышлял, хотя очень любил искусство, работал в магазине, где продавались товары для художников. Его брат Тео, который всю жизнь его поддерживал и фактически содержал, работал в Париже в фирме, которая покупала и продавала картины. Братья были очень близки.

Интересно, что, прежде чем попробовать себя в живописи, Винсент решил стать пастором. Он верил, что его призвание — проповедь Евангелия среди бедняков, он мечтал служить обездоленным людям. 

Вот это странно: мы с вами уже давно говорим о людях, которые ушли от Бога, и весьма далеко. А Ван Гог, наоборот, стремился воплотить Евангелие в жизни. Он был человеком экспансивным и страстным, не признающим внешних приличий, но после некоторых попыток и срывов ему удалось все-таки получить место священнослужителя в шахтерском поселке Боринаж на юге Бельгии.

Молодой пастор не довольствовался одними проповедями: он сблизился с шахтерами, он ухаживал за больными, присматривал за детьми, отдавал последнюю рубашку нуждающимся. Конечно, для церковных властей это было слишком… Вскоре Ван Гог вступил в конфликт с администрацией: было восстание шахтеров, он встал на их сторону, и церковное начальство, которому он давно досаждал своим максимализмом, запретило ему пасторскую деятельность. Он пережил тяжелую голодную зиму и глубокий духовный кризис.

Именно тогда Ван Гог принял решение посвятить себя искусству, которое воспринимал как продолжение своей духовной миссии. Но — Ван Гог не умел рисовать! Однако он уповал не на талант, а на упорство, терпение и бесконечный труд.

Он был самоучкой, постоянно нуждался, перебивался с хлеба на воду, и если бы не помощь брата, просто бы не выжил. Братья переписывались, эти письма сохранились и были изданы в четырех томах — неоценимый материал для изучения жизни художника. Если вы прочитаете хотя бы один том, вы поймете о жизни в искусстве гораздо больше, чем, скажем, при чтении любой популярной истории искусства.

Живя в Гааге в 1882–1883 годах, Ван Гог много трудился, создал огромное количество рисунков и за этот короткий срок превратился в мощного рисовальщика. Обратите внимание

Это был его настоящий аскетический подвиг. И только после того как Винсент продумал и сформулировал свою художественную систему, он позволил себе заниматься живописью — и за несколько лет написал 190 живописных полотен.

В первой половине своей недолгой творческой жизни Ван Гог изображал только бедняков и обитателей богаделен. Конечно, такие темы не нравились покупателям — кому интересно в своей спальне повесить портрет нищего старика? Но художник упорно пишет именно этих людей. Яркий пример — «Едоки картофеля» (1885). 

Ван Гог. Едоки картофеля. 1885.
Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Мы видим трапезу в крестьянской семье, в бедной хижине, при свете керосиновой лампы. Это именно трапеза, а не ужин; суровый, но возвышенный ритуал. Бедные люди с грубыми руками и некрасивыми лицами вкушают плоды своего труда. Мрачное, молчаливое человеческое сообщество, на котором держится мир. Над столом едва виднеется распятие, освящающее трапезу. Колорит картины темный, но изнутри она как будто светится. Кажется, простая сцена — а она заставляет зрителя замереть и всматриваться в происходящее. Удивительная картина — очень статичная, но очень торжественная и таинственная.

Позже художник отошел от темной гаммы и начал использовать цвет. Однако он считал, что краски живописца не обязательно должны совпадать с природным цветом.

Вообще-то так считали все постимпрессионисты, но Ван Гог не знал об этом — он был оторван от художественной среды и до всего доходил сам.

Конечно, вне художественной среды трудно было развиваться, и в конце концов художник поехал сначала в Антверпен, а потом в Париж к брату Тео, где очень много писал.

Париж жил совсем другой жизнью, современному обществу не были нужны ни сострадание, ни доброта, ни любовь к ближнему, как не нужны были бедняки и трудяги на живописных полотнах. Да и вообще общество не слишком жаловало художников. Ван Гог тогда решил: если они, художники, обречены быть изгоями, то пусть они духовно питают друг друга, пусть создают братства и живут совместно, как монахи в монастыре. В 1888 году художник покинул Париж и перебрался на юг Франции, в Арль, где на деньги брата попытался создать братство художников-единомышленников — «Мастерскую Юга».

В маленький домик «братства» к Ван Гогу приехал один Гоген, но прожили они вместе недолго, все время спорили, ужасно ссорились. Гоген не интересовался мыслями Ван Гога, не шел ни на какие компромиссы, и в конце концов у Винсента случился нервный приступ (возможно, это было проявление эпилепсии). Гоген, недолго думая, бросил его и уехал, что для Ван Гога стало ужасным ударом. Творчество этого периода наполнено страданием — но одновременно и восторгом. Юг очаровал Винсента. И в живописи этого периода у художника появляются потрясающие пылающие яркие краски.

В Арле художник создал самые знаменитые свои работы: серии осенних садов, полевых работ, морские пейзажи — «Красные виноградники в Арле», «Спальня Ван Гога в Арле», «Подсолнухи». Важно

Его живописная манера арльского периода поражает: мазки быстрые, пастозные, бурные, темп и ритм напряженный. Посмотрите, например, на серию «Ирисов». Это очень красиво! Цветы у него живые, как будто существа из плоти и крови.


Ван Гог. Вид на Арль с ирисами на переднем плане. 1888.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Все его работы с натуры — а это довольно большие картины — были сделаны за один сеанс. Это невозможно себе представить! Вспомните, что Александр Иванов писал свою главную картину 22 года…

По воспоминаниям, Ван Гог не мог писать не с натуры. «Я безостановочно поглощаю натуру… Я преувеличиваю, иногда изменяю мотив, но не выдумываю картину целиком: напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе», — вот как он сам писал.

Ван Гог обладал даром сопереживать и природе, и людям: «…я чувствую экспрессию и, так сказать, душу во всей природе, например в деревьях. Ряды вётел напоминают мне тогда процессию стариков из богадельни. В молодой пшенице есть для меня что-то невыразимо чистое, нежное, нечто пробуждающее такое же чувство, как, например, лицо спящего младенца.

Затоптанная трава у края дороги выглядит столь же усталой, как обитатели трущоб». Поэтому все изображенное им, даже неодушевленное — гнезда птиц, деревья, дома, — все это несет удивительный отпечаток.

Движения человеческой души — основа всех его работ, даже пейзажей. Его картины как бы говорят: во всем есть ощущение живого Космоса, причастности к миру, те же творческие силы, что живут в душе каждого человека.

Посмотрите на картину «Звездная ночь» (1889) — это единая творческая сила заставляет светила вращаться, растения — тянуться к свету, крестьянина — возделывать землю, матерей — пестовать детей, а художника — писать картины. В нижней части картины разворачивается мощная, странная спираль света, как вечно кипящая волна; мироздание как живой, клокочущий источник жизни; внизу стрела кипариса, как пламя, соединяет небо и землю.


Ван Гог. Звездная ночь. 1889.
Музей современного искусства, Нью-Йорк

В этой картине воплощены все религиозно-философские раздумья Ван Гога. Но если «Звездная ночь» все объединяет, то «Ночное кафе» (1888) (не путайте ее с вангоговской же картиной с похожим названием «Ночная терраса кафе») — это символ человеческого отчуждения. Мы видим здесь почти пустое привокзальное кафе; людей не сразу замечаешь, потому что они жмутся к стенам; красные стены, и посреди большой, покрытый зеленым сукном стол для бильярда; два ряда ослепительных, мучающих зрение керосиновых ламп.

От всего этого, от этой резкой, зловещей цветовой гаммы появляется какое-то невыносимое ощущение: это не уютное кафе, где приятно посидеть; нет, в этом месте сходят с ума или замышляют преступление. «Ночное кафе» — контрастная параллель «Едокам картофеля»: в одном случае — колорит мрачный, в другом — очень яркий, но в темной бедной лачуге есть таинственный теплый свет, а здесь, в кафе, яркость какая-то мертвенная, она отчуждает людей друг от друга.

Вскоре психическая болезнь Ван Гога стала прогрессировать, он прожил год в психиатрической лечебнице, при этом все время интенсивно работал. В мае 1890 года он отправился на север Франции, где находился под наблюдением доктора Гаше и написал его замечательный портрет — невероятно трогательный. Видно, что в этот портрет Ван Гог вложил свою любовь и благодарность.


Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890 Совет

За несколько дней до смерти был написан последний шедевр — «Пшеничное поле с воронами» (1890): золотая волна пшеницы, темно-голубое, низкое грозовое небо и над полем — черные вороны, которые соединяют землю и небо. Среди колосьев извивается дорога, которая обрывается, не ведет никуда. Такая вот пророческая картина, написанная очень резкими мазками. Ван Гог застрелился, когда ему было лет. Конечно, он был нездоров, он надорвался, работая с неимоверной интенсивностью. Он обладал страстной натурой, переживал человеческое несовершенство, свое неумение помочь всем страдальцам и страх за брата, который его содержал и который к тому времени уже обзавелся немалой семьей. И вот это вечное унижение: он просит у брата красок, кистей, холстов… Как мучительны ему эти просьбы!

Брат Тео, который казался совершенно здоровым, преуспевающим, вскоре после гибели Ван Гога вдруг тоже сошел с ума и через три месяца умер. Поразительно и печально, что Винсента Ван Гога постигла та же судьба, что и многих замечательных художников: после смерти слава его стала стремительно расти.


Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888
Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва

При жизни ему удалось продать всего одну картину — «Красные виноградники в Арле». А в 1962 году коллекция его картин была продана за 17,5 миллиона долларов. Что говорить о том, что сейчас картины Ван Гога на аукционах стоят запредельно. Это яркая иллюстрация судьбы гения — тернии, страдания, нищета при жизни, признание после смерти. Кто добровольно выберет такую жизнь? Нет, это именно призвание — поручение от Бога. От призвания невозможно отказаться. Ему приносится в жертву целая жизнь. Я бы назвала Ван Гога последним «рыцарем печального образа» в живописи. Это был настоящий служитель Бога, он писал свои картины ради Него.

Глубокий, тонкий и историчный анализ творчества других художников вы найдете в книге Лилии Ратнер «Искусство: язык Бога».

100 мировых шедевров

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

Во все времена судьбы художников, артистов, поэтов складывались по-разному, и не сказать, чтобы очень справедливо. Какой-нибудь делец от искусства купается в лучах славы, вещает о судьбах мировой культуры, успешно торгует плодами своего вдохновения, а назавтра о нём уже забыли так, что и не всякий специалист вспомнит.

А о ком-то пишут в книгах через 200 лет, что вот, мол, внёс неоценимый вклад, создал новое направление в искусстве, был автором великих шедевров, только вот современники не оценили, личная жизнь не сложилась, умер в нищете… Конечно, никакой жёсткой связи между талантом и материальным достатком нет, здесь большую роль играют и везение, и умение ладить с людьми, и деловая хватка, но всё же призвание артиста, художника всегда считалось делом зыбким, неверным: сегодня сыт и одет, а завтра – как Бог даст. Поэтому-то родители молодых служителей муз очень часто были настроены решительно против выбора своих детей, особенно, если имея уважаемую профессию, вес в обществе и верный кусок хлеба, намеревались передать все это по наследству.

В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек. Звали человека Винсент Ван Гог. Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной. Отец Ван Гога был протестантским пастором, и некоторое время назад его перевели сюда на вакантное место.

Отношения их никак нельзя было назвать идеальными, несколько лет назад они расстались, не понимая друг друга. И ведь нельзя сказать, чтобы Ван Гог был недоволен тем делом, которое, казалось, было уготовано ему с рождения.

Он жаждал проповедовать, мечтал нести людям слово Божье, после миссионерской школы он буквально вынудил церковное начальство послать его в нищий шахтерский Боринаж.

Своим поведением во время эпидемии тифа или после чудовищной аварии на шахте он заслужил любовь и уважение местных углекопов, но не духовного начальства, которое считало, что его взаимоотношения с паствой подрывают авторитет церкви. Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора. В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына.

Он считал, что церковная должность – это такое же ремесло, что и другие, должно доставлять средства к существованию, а время подвигов во славу Христа давно прошло. Но ничего смертельного не произошло – есть ещё много полезных и выгодных профессий, и Винсент может выбрать любую из них.

Обратите внимание

Отец приводит множество примеров из истории семьи: все Ван Гоги всегда прочно стояли на ногах, потому что уверенно шли по одной, с самого начала выбранной дороге. В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве. Но Ван Гог считает, что время академической живописи ушло, необходимы новые формы, новые герои, новые краски, а раз так, дойдёт дело и до покупателей. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту.

Самой известной работой Ван Гога стали, вероятно, «Подсолнухи»

И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью. Неужели его отец прав? Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом».

Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей? Никогда! К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно».

Целыми днями он пропадает в окрестностях или у соседей, смешивает и смешивает свои краски, рисует свои размытые угловатые рисунки, а домой приходит только к обеду, который проходит в угрюмой обстановке всеобщего недовольства.

Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля». Сюжет картины прост, как сам картофель: крестьянская семья, собравшись за столом, ужинает при скудном свете висящей под потолком керосиновой лампы.

Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор. Да, они некрасивые и угловатые, эти крестьяне, но они просты и искренни, и бывший помощник пастора в Боринаже, конечно же, не мог не уважать этих качеств в людях.

Работа, семья и искренность – вот что лежит в основе человеческого общества, и кажется, что в этой бедной хибаре, под слабенькой керосиновой лампой поместился целый мир.

Внимание!

Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.

Публикация данных материалов не преследует за собой никакой коммерческой выгоды.

Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.

Все права на исходные материалы принадлежат соответствующим
организациям и частным лицам.

Описание картины Ван Гога

Ван гог “едоки картофеля”. самый мрачный шедевр мастера – все о живописи

Искусство и развлечения 9 августа 2016

Ван Гог считал картину “Едоки картофеля” лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.

Год написания и обстоятельства

Картина “Едоки картофеля” стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть.

Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя… Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте.

Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Натурщики

Люди, изображенные на картине “Едоки картофеля”, — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына.

Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой.

Важно

Там была всего лишь одна комната, которая совмещала роль кухни, столовой, спальни и гостиной, а все ее нехитрое убранство состояло из стола, стульев, нескольких ящиков и кроватей.

Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле – едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.

Видео по теме

Выстраданное полотно

Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза.

Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж.

Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.

“Едоки картофеля”, Винсент Ван Гог: сатира ли это?

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Своей работой Ван Гог хотел передать “пар от картофеля” в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).

Название композиции — “Едоки картофеля” — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.

Ван Гог, “Едоки картофеля”: описание

На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень.

Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.

После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.

Совет

Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.

В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление. Ее массивные руки вовсе не похожи на женские. Возможно, она задается вопросом о том, неужели такая же жизнь ждет и ее детей.

Остальные персонажи просто заняты едой. Мать разливает кофе по чашкам, потупив глаза, отец уже пьет горячий напиток.

Их жизнь, вращающаяся вокруг картофеля, однообразна и невесела, но они уже давно приняли это как данность и смирились.

Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.

Источник: fb.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *