Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

Тайны Ангкора

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

Как погибла эта столица могучего и таинственного государства кхмеров, не знает никто.

По одной из легенд, сын одного из жрецов осмелился возразить жестокому императору, и тот повелел утопить дерзкого в озере Тонлесап.

Но едва воды сомкнулись над головой юноши, разгневанные боги покарали владыку. Озеро вышло из берегов и затопило Ангкор, смыв с лица земли и деспота, и всех его подданных.

Историки полагают, что город в 1431 г. разорили пришедшие с севера сиамские войска, которые захватили и разграбили Ангкор. Так или иначе, некогда богатый и цветущий Ангкор в одночасье опустел.

Величественные дворцы и храмы поглотили непроходимые джунгли, а их обитателями стали змеи и ящерицы. И с каждым годом все меньше и меньше оставалось на Земле людей, помнивших о великой столице.

Ее существование стало легендой.

Лишь в 1861 г. Европа узнала о богатейшей культуре далекой страны Камбоджи. Именно тогда французский путешественник Анри Муо случайно обнаружил среди густых зарослей баньяна архитектурные ансамбли необыкновенной красоты.

В своих дневниках Муо оставил запись:

Не прошло и нескольких месяцев после возвращения из покинутого города, как Муо, отличавшийся завидным здоровьем, внезапно умер от малярии. Заповедные места отомстили человеку, который открыл всему миру этот удивительный призрак минувших веков.

Правда, европейцы бывали здесь и раньше. Пятью годами ранее Ангкор посетил французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, описавший свои наблюдения в двух книгах. Более того, за 300 лет до Муо здесь побывали португальцы: негоциант Диогу ду Коуту, путевые заметки которого увидели свет в 1550 г., и монах Антониу да Магдалена.

Последний в 1586 г. так описал шедевр Индокитая: «О, это настолько необычное сооружение, что его невозможно описать при помощи пера! В мире нет ничего подобного, оно построено, вероятно, самими богами!»

Строительство города началось в начале IX в., в царствование короля Джайявармана VII, когда цивилизация кхмеров достигла своего наивысшего расцвета. Здесь появились не только величественные храмы и дворцы, но и дороги, оросительные каналы, больницы. В течение 400 лет каждый из сменявших друг друга владык стремился на пересечении улиц и каналов возвести собственный храм-усыпальницу.

Так возник гигантский храмовый комплекс, объединенный дорогами, каналами, мостами в своеобразный мегаполис древности. Размеры Ангкора поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. В период расцвета империи в нем жило более миллиона человек, что больше любого европейского города того времени.

В центре Ангкора возвышается храм бога Вишну, самое грандиозное религиозное сооружение в мире — Ангкор-Ват («город-храм» по-кхмерски). Святилище расположено на платформе высотой 13 м.

Та, в свою очередь, покоится на другой платформе, по углам которой стоят четыре башни, соединенные галереями между собой и с центральным храмом, башня которого возносится вверх на 65 м.

Этот каменный ансамбль, богато украшенный резьбой и барельефами на мифологические темы, окружен двумя рядами стен с башенками и воротами.

Общая площадь Ангкор-Вата достигает 200 га. Строительство жемчужины Ангкора длилось 40 лет, его возводили десятки тысяч мастеров, причем работа велась одновременно со всех четырех сторон. Вместе с храмом росло и мастерство зодчих. Чем выше он взмывал к небу, тем сложнее становились узоры, ровнее кладка и изысканнее скульптуры.

Храм окружает заполненный водой ров шириной 190 м и высокая стена. Но ограда скрывает лишь нижний ярус сооружения. Главное его украшение — башни, похожие на бутоны лотоса, которые видны издалека.

Стены храма покрыты искусной резьбой, которая тоже хранит удивительные тайны. Среди прочих там можно увидеть вполне реалистичные изображения мифических грифонов, василисков, а также… стегозавра и гиракодонта (вымершего 20 млн лет назад предка носорога).

Но чаще других встречается здесь фигуры апсар — богинь-танцовщиц. Их здесь тысячи, и ни одна не похожа на другую. Сложнейшие барельефы воссоздавали важнейшие эпизоды битвы при Курукшетре, описанной в «Махабхарате», сцены из «Рамаяны» и зарисовки из жизни правителя Сурьявармана II.

Император, повелевший построить величественный храм, не только изображен на стенах — его прах обрел здесь вечный покой. Легенды гласят, что вместе с телом властителя в храме угасла душа империи. После его смерти великое государство распалось и уже никогда больше не достигало подобного могущества.

Удивительно, как в X в. кхмеры смогли воздвигнуть такое исполинское сооружение. Сложнейшая трехуровневая конструкция, подобно муравейнику, вся пронизана потайными ходами, лестницами и кельями-камерами.

Вдоль каждого уровня проходят галереи, украшенные гигантскими барельефами и статуями. К счастью, камня здесь много, и он лежит слоями в округлых холмах высотой 70—80 м.

Песчаник был красив и мягок, легко уступал теслу и резцу.

Здание и гигантские скульптуры богов сделаны из отдельных блоков. В одних сооружениях каменные блоки сцеплены вырезанными на них пазами, в других — скреплены вяжущим составом.

Полагают, что готовился он из рисового отвара, смешанного с пальмовым соком и яичным белком.

Эта масса столь прочно связывала песчаник, что попытки разъединить такие блоки во время реставрации храмов оказались безуспешными.

И вот еще одна загадка: по какой-то причине кхмеры, великолепно обрабатывавшие камень, вероятно, строили не только хижины, но и дворцы знати из простого дерева.

Только этим можно объяснить, что, несмотря на хорошую сохранность культовых и фортификационных сооружений, в Ангкоре полностью отсутствует жилая застройка. Ведь население одного только Ангкор-Вата ученые оценивают в полмиллиона человек, а кхмерские храмы не были предназначены даже для собраний верующих.

Они были местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты.

Одна из загадок Ангкор-Вата — расположение входа в храм. В отличие от других храмов Ангкора, вход в которые находится на востоке, в Ангкор-Ват можно попасть только с западной стороны. Но самый большой секрет Ангкора заключается в том, что весь древний город представляет собой гигантскую эзотерическую карту.

Например, длительность четырех юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) — Крита-юги, Трета-юги, Авапара-юги и Кали-юги — соответственно равна 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. В Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет ровно 1728, 1296, 864 и 432 хата (мера длины у древних кхмеров):

Если же взглянуть на Ангкор сверху, окажется, что он представляет собой своеобразную карту звездного неба: структура храмового комплекса Ангкор-Тхом воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 г. до н. э.

Аналог сердца Дракона на земле — храм Байон, который французский археолог Жорж Кодэ называл мистическим центром кхмерской империи. А на ступенчатой пирамиде-храме Пном-Бакенг, которая также является частью храмового комплекса, написано, что его назначение — символизировать своими камнями движение звезд.

Впрочем, весь Ангкор состоит из тайн и загадок. Его исследователи до сих пор занимались в основном внешней стороной исполинского города-храма, иногда буквально по кирпичику отвоевывая его у непроходимого леса. Совершенно не изучены его таинственные подземелья. На нижние уровни гигантского города-храма допускались только избранные служители культа, и даже король не мог туда войти.

Во времена правления Пол Пота ходили легенды о секретной команде, организованной диктатором с целью разыскать несметные сокровища кхмерских королей для нужд Демократической Кампучии.

Они спустились в один из колодцев, расположенный в комнате нижнего яруса, но были чем-то ужасно напуганы и умерли от разрыва сердца сразу после подъема на поверхность.

Когда эта печальная история повторилась в сотый раз, колодец взорвали и засыпали камнями. Но поиски сокровищ не прекратились.

Еще одна легенда рассказывает о том, как спустя 20 лет в Камбоджу прибыла группа европейских энтузиастов с самой современной экипировкой. На следующее утро смотрители комплекса обнаружили тех, кто остался на поверхности. Они были мертвы, причем прибывший врач констатировал смерть от старости.

Веревка, по которой другие исследователи спустились в колодец, была обрезана, а вся электронная аппаратура вышла из строя. Никто не решился отправиться за ними, и колодец закрыли огромной плитой…

Портал Центра ведической культуры | Факты ведической цивилизации

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

ГлавнаяЧто такое Веды?Факты ведической цивилизацииВ Индии было впервые введено число «0», без которого не могла бы существовать бинарная система и компьютеры. В Гуджарате найдена медная табличка Санкхеда, содержащая число «ноль», которая датируется 585 годом нашей эры.

В VII веке нашей эры число «0» начинает встречаться в арабских книгах, а в VIII веке доходит до Европы. Однако концепция нуля (на санскрите «шунья») встречается в Ведах в IV веке до н. э.Десятичная система была также изобретена в Индии. В одном ведическом тексте («Ануйогдвар Сутра»), записанном примерно в 100 г. до н.э.

, при расчётах используется число 10 в 140 степени.Древним индийцам было известно и число «пи», и теорема Пифагора (которую правильнее было бы назвать теоремой Баудхаяны – по имени того, кто ее впервые изложил).Самое маленькое  число, приведенное в Ведах – крати. Оно равно одной тридцатичетырехтысячной секунды.

Самое большое число – кальпа – 4,32 биллиона лет.

Астрономия 

За 1000 лет до КоперникаНиколай Коперник опубликовал свою знаменитую теорию о подвижности, планетарности и неуникальности Земли в 1543 году.

За 1000 лет до этого ведический ученый Арьябхатта написал, что Земля вращается вокруг Солнца: «Как человеку, плывущему на лодке, кажется, что деревья на берегах движутся, также и людям, живущим на Земле, кажется, что движется Солнце».

В своей работе Арьябхатта утверждает, что Земля круглая, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца и «висит» в космосе. 
Теория притяжения была хорошо известна астрономам древности. Мудрец Бхаскарачарья в «Сурья Сидханте» (487 год н.э.

) пишет: «Объекты падают на Землю вследствие силы ее притяжения. Земля, Луна, Солнце и другие планеты держатся на своих орбитах также силой притяжения». Исаак Ньютон открыл закон притяжения только в 1687 году. 

Измерение времени

В «Сурья Сидханте» Бхаскарачарья приводит время, необходимое Земле, чтобы обойти вокруг Солнца: 365,258756484 дня. Современные ученые принимают цифру 365,2596 дней.Тот факт, что солнце является источником энергии, был хорошо известен в ведическом обществе: «Все в материальном мире зависит от Солнца.

Живые существа берут свою силу и энергию от него» (Тайтирия Араньякам, 3.1).Число комет: «В восьмом небесном регионе 30 703 221 комета. Среди них 8 000 огненных. 12 из них очень могущественны» (Брихад Вамана Шастра, Криясара-тантра).

Луна как спутник Земли: «Будучи спутником Земли, Луна вращается вокруг своей материнской планеты и сопровождает ее во вращении вокруг отцовской планеты – Солнца. Всего в солнечной системе 32 планеты-спутника. Луна – единственный спутник, имеющий собственную индивидуальную природу.

Размер остальных спутников не превышает 1/8 размера своих материнских планет. Луна – единственный спутник очень большого размера» (Риг-веда , 10.189.1)Скорость света: «Солнечный свет перемещается со скоростью 2,202 йоджаны в пол-немеши» (Рик-Самхита 1.50.4) 1 йоджана = 9 миль. ½ нимеши = 0,114286 секунды.

Таким образом, скорость света равна 185 016,169 мили в секунду. По данным современной науки скорость света составляет 186 000 миль в секунду. Происхождение материи: «Из него (Абсолюта) произошло пространство, из которого произошел ветер, из ветра произошел огонь, из огня – вода, а из воды – земля» (Тайтирья-упанишад).

Последовательность происхождения материи современные физики определяют следующим образом:  плазма, газ, энергия, жидкость, твердое вещество.

Санскрит – язык Вед

На заседании Азиатского общества в Калькутте 2 февраля 1786 года сэр Уильям Джонс сказал: «Санскрит, каким бы ни было его происхождение, обнаруживает удивительное строение: будучи безупречнее греческого и богаче латыни, он изысканнее их обоих».

Санскрит – это язык, который просуществовал самый длительный период времени в истории человечества. Слово «санскрит» значит  «совершенное изложение». Точность терминов в санскрите позволяет выразить любую мысль во всех сферах –  от поэзии и мифологии до генетики и космологии.

 О грандиозности санскрита с его невероятно большим словарным составом можно судить по следующим фактам: в санскрите имеется 63 слова для обозначения земли и 70 для обозначения воды, каждое из которых является санскритским по происхождению и не заимствовано из других языков.

70 слов, обозначающих воду, превращаются с помощью приставок и суффиксов в 280 (!) терминов, которые указывают на те или иные типы осадков.Исследовательская группа NASA пришла к выводу, что грамматика санскрита наилучшим образом подходит для создания языка искусственного интеллекта.

Санскрит по-прежнему остается живым языком: его знают и используют в повседневных делах практически все священнослужители и учителя традиционных ведических дисциплин в Индии, а в более чем 1200 колледжах Индии, работающих по программе Санскритского университета Бенареса (Северная Индия), преподавание ведется на этом языке.

 В 2003 году ЮНЕСКО провозгласила ведические гимны и устную традицию их исполнения «культурным сокровищем человечества», а также призвала ученых и последователей ведической традиции всего мира объединить усилия в деле сохранения и глобального распространения этого древнейшего искусства.

Медицина

Слово «аюрведа» прочно вошло в лексикон современного человека. В переводе с санскрита оно означает «наука о долголетии». Аюрведа – древняя холистическая медицина.

Согласно историческим документам, около 2600 лет назад ведический врач Сушрута успешно проводил под общим наркозом удаление катаракты, протезирование конечностей, кесарево сечение, удаление камней из почек и мочевого пузыря, операции на мозге и пр.

Он использовал более 120 хирургических инструментов, многие из которых полностью идентичны современным.

Архитектура и Искусство

Ведический храм Ангкор Ват в джунглях Камбоджи — самое крупное религиозное сооружение мира. На его площади в 2 кв.км. можно разместить пять Ватиканов. Названный «восьмым чудом света» пирамидальный комплекс высотой с 25-этажный дом был построен в начале 11 века н.э. всего за 30 лет.

Ангкор был ровесником древнего Киева и самым большим городом своего времени на планете. По площади (200 кв.км.) и населению (500 тысяч человек) он не уступал крупным современным городам. Официальным языком династии царей Камбоджи вплоть до 15 века н.э. был санскрит.

Самый популярный и богатый храм мира — это построенный в 10 века н.э. храм Баладжи в Тирупати (Южная Индия). Каждый месяц его посещает более 1 млн. паломников, оставляя даров на 6 млн. долларов.Самая большая кухня мира расположена в храме Джаганнатхи в Пури.

Здесь за пару часов могут приготовить угощение из десятка ведических блюд на 100.000 человек. Храм Брихадешвары в индийском штате Тамил Наду был построен в 1004-1009 гг. и увенчан гигантским 80-тонным куполом из цельного куска гранита.

Изготовить такой купол и поднять его на такую высоту — инженерная задача, трудновыполнимая даже в наши дни. Как ее решили тысячу лет назад, остается загадкой.

Искусство

Ангкор: история и путеводитель по храмам кхмеров

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?  

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

На фото: храм в Ангкоре

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм.

Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

На фото: барельефы в Ангкоре

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

На фото: барай в Ангкоре

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

На фото: вершина храма в Ангкоре

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

На фото: храм в Ангкоре

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

На фото: Ангкор-Ват

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

На фото: барельефы в Ангкор-Вате

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

На фото: пирамиды Ангкор-Вата

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве.

 Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу.

Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

На фото: туристы в Ангкор-Вате

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

На фото: свадьба в Ангкор-Вате

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом. По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

На фото: ворота в Ангкор-Тхом

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

На фото: Ангкор-Тхом

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

На фото: статуи на входе в Байон

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — Байон — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

На фото: храм Байон, Ангкор-Тхам

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды.

 Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты.

 По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

На фото: лики в храме Байон

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — Та Прохм — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

На фото: храм Та Прохм в Ангкоре

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото:  деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. Читать основную статью о храме Та Прохм.

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

На фото: Преах Кхан

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

На фото: храм-пирамида

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

На фото: скульптура в Преах Кхане

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

На фото: скульптура гаруды

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала.

Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями.

Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

   с нами в pinterest   

АНГКОР

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

АНГКОР (Ангкорвоат, Ангкор-Вата) – древний кхмерский город на территории современной Камбоджи неподалеку от границы с Таиландом, почти полностью покрытый труднопроходимыми джунглями.

“Ангкор” по-кхмерски и означает “город”, и это действительно было достаточно большое поселение, на площади более 160 кв.км раскинулось около 1000 храмовых построек. В 1000 году н.э., в период наивысшего расцвета, город занимал площадь 190 кв.

км и был крупнейшим городом средневекового мира, в котором проживало и трудилось около 600 тыс.человек. Загадкой для ученых является то, что вплоть до VII века в этой местности полностью отсутствовали города и поселки, а уже в X веке появился такой огромный мегаполис.

В начале XI века Сурьяварман построил здесь храм-усыпальницу, посвященную богу Вишну, это самое красивое в городе здание занимало территорию около 2,5 кв.км, оно, возможно, было самой крупной из всех когда-либо построенных религиозных святынь…

Ангкор был процветающим городом, плодородная почва давала 3 урожая в год, озеро Тонлесап (при своем максимальном разливе оно достигала города) изобиловало рыбой, леса также были богаты и могли исправно снабжать горожан древесиной и дичью. Тем непонятнее причины резкого упадка Ангкора.

Согласно буддисткой легенде, кхмерский император был оскорблен сыном одного из жрецов, и приказал утопить мальчика в озере, в ответ разгневанный бог вывел озеро Тонлесап из берегов и сокрушил город.

Ученые выдвигали несколько версий гибели Ангкора, наиболее достоверная среди которых такова: после учиненного соседним племенем чамов разграбления 1171 года правитель Ангкора Джайяварман-VII потерял веру в защитную силу индуистких богов, стал проповедовать пацифистские принципы буддизма, в результате чего напавшее на Ангкор тайское войско в 1431 году встретило очень слабое сопротивление.

.. Уже в ХХ веке разрушение города продолжилось в ходе военных действий с применением огнестрельного оружия и авиации. О прошлой жизни этого города сейчас напоминают лишь впечатляющие ирригационные сооружения, водохранилища и развалины храмов с изображенными на их стенах батальными сценами.

Первым европейцем, наткнувшимся в 1850 году на развалины древнего города, был французкий миссионер Шарль Эмиль БУЙВО, который восторженно писал: “Я обнаружил величественные развалины – все, что осталось, по словам местных жителей, от королевского дворца!”…

Десять лет спустя сквозь труднопроходимые джунгли к Ангкору сумел пробиться французкий натуралист Анри МУО, который насчитал более сотни ватов (храмов), построенных в IX-XIII веках.

В зависимости от времени постройки храмы меняли и свою архитектуру – вместе со сменой религии, от индуизма к буддизму.

Сейчас на помощь археологам пришли специально разработанные радары космических спутников, с их помощью специалисты получили трехмерную карту территории. Оказалось, что даже в самом центре города, который неоднократно обследовался археологами, есть храмы, о существовании которых никто и не знал.

“Применяя технологию, известную как радарная интерферометрия, мы можем получить карту более подробную, чем карты современных городов”,- оптимистически настроен доктор Скотт ХЕНСЛИ, один из руководителей проекта. Предполагается использование космических радаров и для исследования джунглей Южной Америки.

Возможно, там тоже найдут неизвестные пока храмы исчезнувших цивилизаций.

Кто построил огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват?

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

Огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват является главным символом Камбоджи и даже изображен на флаге этой страны. Жители Камбоджи гордятся тем, что их предки-кхмеры смогли возвести такое чудо света, не уступающее по великолепию другим известным архитектурным памятникам. Европейские же исследователи, изучая храм, часто задавались вопросом: а не присвоили ли кхмеры себе чужие заслуги?

В 1858 году французский натуралист Анри Муо отправился в Индокитай на сбор научных сведений о Камбодже, Лаосе, Сиаме. Приехав в камбоджийский город Сиемреап, он решил обследовать его окрестности. Анри оказался в глубине джунглей и через несколько часов понял, что заблудился.

После нескольких дней плу-тания в джунглях Муо увидел в лучах заходящего солнца три каменные башни, напоминающие прекрасные бутоны лотоса. Подойдя поближе, Анри увидел ров с водой, а за ним огромный каменный забор в искусной резьбе, изображающей богов, людей и животных. За ним высились строения необычайных размеров и красоты.

Заблудший путник

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен, — писал Муо в книге «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрального Индокитая». — Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».

Решив, что перед ним древний замок или храм, француз стал кричать, призывая на помощь. Оказалось, что в величественной постройке жили буддийские монахи. Они и спасли Муо, уже умиравшего от малярии и голода.

Когда Анри стало лучше, монахи рассказали ему, что он находится в величайшем храме Камбоджи, который называется Ангкор-Ват. Европейцы о нем ничего не знали. Хотя еще в 1550 году храм был посещен португальцем Диогу ду Коуту, который издал заметки о своем путешествии.

В 1586 году другой португалец, монах-капуцин Антониу да Мадалена посетил Ангкор-Ват и оставил письменные свидетельства об этом: «Это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить».

А в 1601 году испанский миссионер Марсело Рибандейро, так же как и Муо заплутав в джунглях, набрел на этот величественный храм. Ангкор-Ват европейцы посещали и в XIX веке.

Тот же Анри Муо пишет, что за пять лет до него там побывал французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, опубликовавший в 1857 году отчет об этом путешествии. Но описания Буйево и его предшественников не зацепили внимания общественности.

Так что прославила Ангкор-Ват именно книга Анри Муо, вышедшая в 1868 году.

Центр Вселенной

Храм Ангкор-Ват представляет собой комплекс зданий, расположенных на участке прямоугольной формы площадью 200 гектаров. За каменной стеной, как предполагают археологи, был не только храм, но и королевский дворец и другие постройки. Но так как эти строения были возведены из древесины, они не сохранились.

Сам храм символизирует священную гору Меру -«центр Вселенной и местожительство богов» в индуистской мифологии. Красивее всего пятибашенный храм смотрится в сезон дождей, когда 190-метровый ров заполняется водой. Тогда Ангкор-Ват выглядит центром Вселенной в окружении вод Мирового океана. Именно таким его и задумывали создатели.

Сам трехступенчатый храм с остроконечными башнями -торжество симметрии. Оказавшись в нем, человек сразу видит все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге террасах.

Кажется, будто храм вырастает на глазах приближающегося человека. Такой эффект оказался возможен из-за расположения террас. Первая терраса возвышается над землей на 3,5 метра, вторая — на 7 метров, а третья — на 13 метров.

При этом каждая окружена галереями, крытыми двускатными крышами.

С какой бы стороны посетитель не подходил к Ангкор-Вату, он всегда видит только три башни. Высота центральной из них составляет 65 метров. Учитывая, что все это великолепие покрыто сотнями скульптур и рельефами с образами из древнеиндийских эпосов — Рамаяны и Махабхараты, можно лишь восторгаться этим творением рук человеческих.

Самый большой город

Когда-то храм Ангкор-Ват находился в сердце империи кхмеров — городе Ангкор. При этом «Ангкор» не является историческим названием. Оно распространилось позднее, когда эти места были покинуты кхмерскими властителями, а после пришли в упадок. Это место кхмеры стали называть просто «город» — на санскрите «нагара», позднее трансформировавшееся в «Ангкор».

В самом начале IX века кхмерский император Джая-варман II начал строительство первого культового сооружения в этих местах. За 400 лет Ангкор вырос в город-гигант, состоящий из более 200 храмов. Главным из них был Ангкор-Ват. Историки приписывают его строительство императору Сурьяварману II, правившему в 1113-1150 годах.

Правитель считался земным воплощением Вишну, и кхмеры поклонялись ему как живому божеству. А храм, являясь символом небесного дворца, служил прибежищем духа правителя и его будущей усыпальницей.

Ангкор-Ват строился более 40 лет. Храм, превышающий по площади весь Ватикан, возводили десятки тысяч рабочих и каменотесов. Закончилось строительство уже после смерти Сурьявармана, но усыпальница на момент его смерти была готова.

В 2007 году международная экспедиция провела исследование Ангкора с использованием фото со спутника и других современных технологий. В итоге был сделан вывод, что Ангкор — самый крупный город доиндустриальной эпохи. Размеры Ангкора с запада на восток составляют 24 километра, а с севера на юг — 8 километров.

На пике его развития здесь проживал миллион человек — немыслимая цифра для тех лет. Для обеспечения такой массы людей продовольствием кхмеры соорудили сложную гидравлическую систему, способную питать как сельскохозяйственные угодья, так и служить источником воды. Кроме того, эта система предохраняла Ангкор от наводнения в сезон дождей.

В 1431 году войска Сиама захватили Ангкор и разорили его. Потеряв столичный статус и возможность развиваться, город стал угасать, а люди покидали его. Уже через сто лет джунгли превратили Ангкор в заброшенное место. Впрочем, полностью безлюдными и Ангкор, и Ангкор-Ват никогда не были.

Легенды и фантазии

Откуда же взялись предположения, что Ангкор-Ват гораздо древнее своего официального возраста? Причин тому несколько. Если взглянуть на спутниковое фото Ангкора, то можно заметить, что структура храмового комплекса воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 году до нашей эры.

У кхмеров по этому поводу есть красивая легенда. Однажды у королевской четы родился ребенок, который был сыном верховного божества Индры. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Индра спустился и забрал его к себе, на гору Меру. Несмотря на любовь божества к принцу, небесные девы стали роптать, что человек подвержен соблазнам и его необходимо вернуть обратно.

Ради сохранения спокойствия в небесной обители Индра решил отправить мальчика на землю. Чтобы принц вспоминал Меру, Индра захотел подарить ему копию своего дворца. Но скромный мальчик сказал, что он будет счастлив жить и в коровнике Индры. Тогда божество прислало к принцу талантливого зодчего, который и построил великолепный Ангкор-Ват, явившийся копией коровника божества.

Иную гипотезу выдвинул испанский миссионер Марсело Рибандейро, увидевший Ангкор-Ват в 1601 году. Зная о том, что традиции не позволяли кхмерам строить каменные здания, он подошел к этому логически: «Все лучшее мир познал от эллинов и римлян».

Что и написал в своей книге: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом».

Лев КАЛЛИН

По закону всемирного тяготения Ангкор-Вата

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

27.02.2017 00:01:00

Какие тайны хранят в себе джунгли Камбоджи

Погуляв часок-другой по развалинам храма, люди начинают грезить. Фото автора

Слухи о том, что вокруг Ангкор-Вата существует аномальная зона, ходили и раньше. В старых буклетах, да и в научной литературе, вы найдете немало ссылок на то, что внутри самого храма и за его пределами наблюдаются странные явления.

Люди якобы теряют ориентацию, входят в транс, начинают грезить, мир кажется ирреальным. Не говоря уже о фантастике. Немецкий писатель Эрих фон Деникен, а по некоторым данным, и братья Стругацкие использовали этот феномен в своих рассказах.

Мне самому не раз приходилось испытывать нечто подобное после того, как часок-другой погуляешь по развалинам древнего Ангкора под лучами жаркого солнца.

Бывает, слухи улягутся, но «зону» поминают всякий раз, когда чего-то найдут, и разговор идет по кругу.

Очередной виток наблюдался совсем недавно, когда профессор Дамиан Эванс из Сиднейского университета и Жан-Батист Шеванс из Лондона объявили, что в окрестностях Ангкор-Вата нашли целый город.

Новость попала в сети и моментально опрокинула былые представления не только о храмовом комплексе, но и всей кхмерской цивилизации. Появились свежие доклады, гипотезы, в корне меняющие картину этой части Индокитая и Кхмерской империи.

На технической стороне проекта хочу остановиться отдельно. Идея сканировать местность с помощью лазера пришла Эвансу еще в 2009 году, когда стали известны результаты первой такой экспедиции в Белизе.

Там отыскали следы древнего поселения майя в Караколе. В 2012 году правительство Австралии выделило 1 млн долл. на реставрацию и исследования.

Координацию взяла на себя фирма по охране культурных памятников Apsara в Пномпене, которая сотрудничает с Французской школой Дальнего Востока в Париже.

Индонезийская компания PT McElhanney обещала сделать съемку с вертолета, используя лазерный сканер Leica LiDAR ALS60 и цифровую камеру Leica RCD105.

Принцип действия такой: луч лазера, пронзая густую листву, дает изображение земной поверхности в формате 3D. Плотность аэросъемки – 16 пикселей на 1 м кв.

Данные радара загружаются в GPS-устройство, которое, собственно, и нашло в Ангкор-Вате таинственные подземелья. А в джунглях Пном Кулена, что в 40 км на север, «благословенный мир». 

Что тут началось! Пном Кулен потребовали внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Ангкор-Ват и Преавихеа. Директор ЮНЕСКО в Камбодже Энн Лемистре заявила, что найденный город является колыбелью Ангкора. Дело за малым – нужно копать. Но в этих местах полно мин еще со времен Пол Пота и войны, которую вели США в Индокитае. Для начала работ нужно найти 500 тыс. долл. Кто даст? 

А тут появились и скептики. Дэвид Чандлер, например, профессор Калифорнийского университета им. Беркли, известный историк Камбоджи, утверждает, что все эти открытия не что иное, как результат галлюцинаций. Доброжелатели обвиняют Эванса и его команду в афере. Признаться, я тоже не разделяю энтузиазма копателей и скорее соглашусь с Чандлером.

Мне тоже кажется, в этом что-то есть от лукавого. Ведь и раньше мы знали, что вокруг Ангкор-Вата на сотню верст лежали обжитые пространства. Все это видно с самолета или воздушного шара, на котором катают туристов. Правда, самолетам сейчас летать запрещено. Тем более на малой высоте.

Звуковые волны разрушают храм, и без того пострадавший от назойливой цивилизации. 

Тем не менее по итогам 2016 года турпоток в Камбоджу вырос. По данным Всемирной туристической организации при ООН, год стал рекордным. Одних только россиян более 50 тыс. Ехали они главным образом из соседнего Таиланда и Вьетнама, где отдыхали на пляжах. Прямого рейса на Пномпень до сих пор нет. Но желание увидеть чудеса брало верх. Как там будет дальше, трудно сказать. 

Одно ясно: Ангкор-Ват как вечная ценность и подлинная реликвия всегда будет манить к себе паломников со всего света. Описание Анри Муо, в 1861 году открывшим Ангкор-Ват широкой европейской публике, стало классикой. «Вид храма подавляет. Восхищенный и преисполненный глубокого уважения, ты хранишь молчание. Велик же был гений того Микеланджело Востока, который задумал подобное творение». 

Святилище манит паломников со всего света. Фото Reuters

Да, чувство онемелого восторга испытывает каждый, когда расступаются джунгли и в зеленом проеме на фоне лазурного неба возникает иззубренный силуэт древнего святилища.

Пятью резными башнями он вырастает на глазах и, поднимаясь все выше, достигает небес. Поистине неизгладимое впечатление. Знаю по себе, врезается в память навсегда. Все это много раз описано в популярной литературе.

Сентенции других авторов отличаются друг от друга разве что экспрессией, силой внушения и гипноза.

Но справедливости ради надо сказать: первым, кто описал храмы Ангкора, был не Анри Муо, похороненный, кстати, в соседнем Лаосе, где он умер от малярии в том же 1861 году.

Пионерами, если на то пошло, лучше считать португальских монахов-капуцинов Диогу ду Коуту и Антониу да Мадалена, которые еще в середине XVI века посетили эти места.

Были и другие – иезуит Марсело Рибандейро из Испании, оранжист Шарль-Эмиль Буево, Александр де Род из Франции… Все они несли слово Божье и христианскую веру в туземные массы и оставили свои, не менее эмоциональные впечатления.

А что касается аэрофотосъемки, то первым ее сделал русский ученый, хорошо известный на Западе ориенталист Виктор Голубев, который с 1928 по 1945 год жил в Ханое и был профессором Французской школы Дальнего Востока. Дружил с Николаем Рерихом, они вместе учились в Санкт-Петербургском университете.

У нас его мало знают, хотя по его книгам и учебникам учатся студенты многих стран Европы и США.

Виктор Викторович не только снял с воздуха окрестности Ангкор-Вата, но и составил карту дорог, каналов и крупных поселений в бассейне реки Сиемреап, на обширной территории к востоку от озера Тонлесап, в том числе и Пном Кулена.

Окинуть взором эти края можно и сейчас на воздушном шаре. Даже сквозь густые заросли можно разглядеть геометрию заброшенных дамб и гидротехнических сооружений. С небес Ангкор-Ват кажется еще более величественным. Но на кого рассчитывали строители, возводившие его восемь веков назад? Кто мог любоваться им сверху?

Бун Нарит, директор фирмы Apsara, назидательно говорил мне в Пномпене: «Расчет делался на жителей неба. Ангкор-Ват строился как обитель богов. Люди в нем никогда не селились. Место простого смертного в обычном доме, а каменные прасаты – для небожителей».

Легенда гласит, что прототипом Ангкор-Вата был храм бога Индры – властителя неба, повелителя грома и молнии.

Случилось так, что однажды Индра, сидя в своих хоромах на вершине горы Меру – «центре Вселенной», – заприметил на земле одного красивого принца. Это был Кет Меалеа. Индра показал ему свои покои, принц был потрясен роскошью и убранством.

Решили и ему построить такой же у подножья холма Пномбакхенг. И пока возводился Ангкор-Ват, Индра сверху наблюдал за ходом работ.

Строительством руководил принявший человеческий облик буйвол Пушнукар – сын апсары по имени Типсодачан, что в переводе означает «Божественная дочь Луны». Он отобрал 500 бригадиров, каждый из которых имел в своем подчинении по 100 рабочих.

Каменотесы хорошо знали свое дело. Серый песчаник брали в карьерах Пном Кулена и Сиемреапа. По насыпным дорогам на слонах, по каналам на плотах блоки свозили к месту «стройки века». Эпизоды из этой эпопеи можно видеть на барельефах Ангкор-Вата.

Находясь внутри храма, задаешься еще вопросом: зачем это нагромождение серого камня, к чему это явное несоответствие размеров и утилитарного смысла? Объемы нависающих глыб действительно подавляют. Чувствуешь себя жалким и беспомощным.

А может, в этом и есть ответ. Ведь своим видом Ангкор-Ват должен был воздействовать на сознание человека. Общая длина его стен – 12 км. Большая их часть украшена резьбой. Весь комплекс занимает площадь – 200 га.

Ни до него, ни после в мире не было построено ничего подобного.

По различным оценкам, храм строился от 50 до 300 лет. Но основная его часть была готова при жизни короля Сурьявармана II (1113–1145). Стремясь увековечить свое пребывание на земле, он вложил всю казну и буквально себя самого в строительство. Не случайно храм стал усыпальницей Сурьявармана. А главные ворота обращены не на восток, как у других храмов Ангкора, а на запад, куда уходят души умерших.  

Ангкор – спираль созвездия Дракона

Ангкор-ват. тайны мироздания. – вегетерианство

Ангкор — на санскритском «нагара» — «город» — столица Кхмерской империи в IX-XV веках н.э.

Выдающиеся памятники искусства кхмеров Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом сохранились до наших дней.

Древний город, спрятанный в джунглях, был открыт в 1860 году французским естествоиспытателем и путешественником Анри Муо.

Ангкор растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг, в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи — Пномпеня.

Гигантский храмовый комплекс Ангкор-Ват, посвящённый индуистскому богу Вишну, был построен царём Сурьяварманом ІІ.

Это самое большое культовое сооружение в мире, его площадь составляет около 2 кв. км.

Храм представляет собой трёхуровневую конструкцию с множеством переходов и лестниц, венчают храм 5 башен, центральная башня имеет высоту 65 метров и символизирует центр мира — гору Меру.

Ангкор-Тхом – последняя столица кхмерской империи был построен в правление Джаявармана VII. Ангкор-Тхом — буддийский монумент.

Город имеет форму квадрата, занимает площадь 9 кв. км. и окружён рвом шириной 100 метров.

В XII веке в городе проживало около миллиона жителей.

В Ангкор-Тхом ведут 5 ворот, по обеим сторонам мостов, протянувшихся через ров, ведущий к воротам, стоят огромные скульптуры: слева — 54 Дэва, справа — 54 Асура, которые тянут семиглавого змея Нага, символизирующего мудрость.

По легендам, Наг защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением. Возможно, поднявшийся на хвосте Нага считался в храмах Ангкора символом Дракона?

Гигантские лица, венчающие ворота Ангкор-Тхома, ориентированы по четырём сторонам света и принадлежат Бодхисаттве – «Владыке, который смотрит во всех направлениях».

Предполагают, что моделью этих лиц послужил богоцарь Джаяварман VII.

Историки датируют начало строительства Ангкора в 802 г. н. э. королём Кхмерской Империи Джаявармана II, который объявил себя «Владыкой Вселенной». Согласно старинному преданию, храмы и пирамиды Ангкора построены Вивакармой — архитектором богов, который обучил людей искусству архитектуры.

Ангкор развивался в течение 420 лет. В ХIII веке, после смерти Джаявармана VII, строительство новых храмов в Ангкоре прекратилось, хотя жизнь в комплексе сохранялась до ХVI века.

Почему? Британский писатель и журналист Грэм Хэнкок («Зеркало небес») выдвигает гипотезу, согласно которой строители Ангкора работали по некоему поступившему извне единому проекту, который они должны были претворить в жизнь в течение определённого отрезка времени.

Джаяварман II мог привезти этот проект с собой, когда прибыл в Камбоджу «из-за морей» в 800 году н.э., или получить его от учёного брамина, «искусного в магии», который посвятил его в «богоцари» в 802 г. н. э. Можно лишь строить предположения.

В 1996 г Джон Григсби, собирая базу данных об Ангкоре, пришёл к выводу, что храмовый комплекс представляет собой «карту звёздного неба», а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона.

Среди уцелевших надписей Джаявармана VII обнаружена загадочная фраза на стеле, откопанной на территории королевского дворца: «страна Камбу аналогична небу».

Грэм Хэнкок, проведя компьютерные исследования, пришёл к выводу, что главные храмы Ангкора являются земными отражениями звёзд созвездие Дракона, причём в таком положении, которое они занимали в момент восхода солнца, в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Если спроектировать на землю карту звёздного неба 10500 г. до н. э., окажется, что стена Ангкор-Тхома очерчивает «сердце» созвездия Дракона.

На фоне общего небесного плана храмов, «сердце» Дракона, отмеченное храмом Байон, совпадает с местом нахождения северного полюса эклиптики.

Это точка неба, вокруг которой в результате прецессии обращается северный небесный полюс со скоростью полградуса каждые 36 лет, три четверти градуса за 54 года, градус за 72 года и 30 градусов за 2160 лет.

Исследователи выдвигают гипотезу, что все главные храмы Ангкора возводили на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки.

Покрытые тонкой резьбой огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе.

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами.

Однако, на одной из колонн храма можно увидеть изображение стегозавра — травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад??? Достоверность этого изображения не оспаривается.

Местные легенды говорят о том, что этот удивительный комплекс «построили боги». На древнеегипетском языке Ангкор означает «Бог Гор живёт»!?

Ангкор несёт в себе загадки, мистику и тайные знания древних математиков и астрономов.

Нумерология Ангкора:

  • Ангкор расположен на 72 градуса восточнее пирамид Гизы.
  • Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.
  • По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры — 54 Дэва и 54 Асура. 108*5 = 540 статуй * 48=25920 – прецессионный цикл???
  • Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лица Локесвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц — (216/3=72).
  • Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. В индуистской и буддистской космологиях 108 — священное число, (сумма 72 + ½*72).
  • Число 72 связано с прецессией земной оси, которая вызывает видимое изменение положения звёзд с периодом 25920 лет, то есть со скоростью 1 градус за 72 года.

Надпись на храме Пном-Бакхенга, выполненная в период правления короля Ясовармана I гласит, что назначение храма – «символизировать своими камнями небесные движения звёзд».

Возможно, Ангкор является колоссальной моделью цикла прецессии?

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *