Братья наши подопытные: детей учат не брать пример с жестоких взрослых – вегетерианство
Table of Contents
Мои дети — вегетарианцы: опасно ли это и стоит ли заставлять ребенка есть мясо
Елена Перепелкина
вегетарианка с детства
Когда я была ребенком, мне не особо нравился вкус мяса. А потом к этому добавилась жалость к животным — и в сказках, и в жизни. Как-то родители купили живую рыбу. До вечера она плавала у нас в ванной, я играла и разговаривала с ней, просила маму оставить ее. А за ужином передо мной поставили тарелку с жареной рыбой, той самой — съесть ее было просто невозможно.
Я не раз говорила родителям, что не хочу есть мясо. Но они воспринимали это как капризы и пресекали мой протест. Говорили, что я все выдумываю, что это глупости.
Отстоять свою точку зрения я не могла — родители были строгие, приходилось подстраиваться. Когда в тарелке попадались кусочки с кожей или волосками или еще чем-то, что напоминало о происхождении мяса, я еле сдерживала тошноту.
У нас в семье был культ еды и мясо было его главным атрибутом — у папы было полуголодное детство.
Так что отказаться от мяса я смогла, только когда вышла замуж и стала жить самостоятельно. Не было какого-то толчка, я к этому была давно готова. Первое время я скрывала от родителей, что стала вегетарианкой, чтобы не идти на открытый конфликт.
Они узнали только через 8 лет. Но я и сейчас это особо не афиширую — ни в семье, ни на работе. Люди сами начинают проявлять нездоровое любопытство.
Например, на работе заметят, что берешь только овощи в столовой, и тут же начинают расспрашивать, не вегетарианец ли ты, как ты вообще живешь без мяса, ведь в нем так много полезных микроэлементов. А я не хочу никому ничего рассказывать и доказывать.
Просто мне так комфортно. Не знаю, почему так болезненно реагируют на вегетарианцев. Я не осуждаю тех, кто ест мясо, но оставляю за собой право его не есть.
Когда родители узнали, что я вегетарианка, они не скрывали своего разочарования. «Вроде растили тебя нормальным ребенком, а ты вот что учудила», — говорили они. С тех пор этот вопрос поднимался не раз.
Когда я была беременна второй дочкой (а затем и во время грудного вскармливания), мама постоянно сокрушалась, что ребенок не получает нужных витаминов, что я его обкрадываю.
Теперь мама и бабушка говорят, что из-за моего питания девочка слабенькая и часто болеет (на самом деле — не чаще других детей).
Первое время они контролировали, кормлю ли я детей мясом: постоянно спрашивали об этом и при случае заглядывали в тарелку. Но я никогда не заставляла детей есть мясо или не есть.
Пусть это будет их выбор. Мое дело им его обеспечить. Предложить, но не заставлять. В итоге обе дочки едят мясо, но не особо часто и охотно.
Дети знают, что я вегетарианка, но пока не стремятся последовать моему примеру.
Муж к моему выбору относится с пониманием. Даже как-то шутил, что это очень экономно. А я с пониманием отношусь к тому, что он ест мясо. Я готовлю для всей семьи, и для меня это испытание. Например, разделываю курицу, а воспринимаю ее как труп. Мне очень сложно абстрагироваться. Так что стараюсь брать уже разделанную.
Во время второй беременности я переживала, что обделяю дочку. В какой-то момент мне очень захотелось поесть рыбы. Я подумала: раз организм просит, значит, это необходимо ребенку.
Я поела, а потом мне всю ночь снились рыбы с лицами моих родных, и наутро при мысли о рыбе меня начинало тошнить. В итоге я вполне успешно заменила рыбу водорослями.
Решила, что ребенку гораздо важнее, чтобы его мать была в хорошем душевном состоянии и не пичкала себя тем, что ей не нравится. А витаминов и микроэлементов достаточно и в молочных продуктах.
Вегетарианство у детей
Среди вегетарианцев и сторонники здорового образа жизни, встречается молодежь, и даже беременные. Поэтому, совсем не удивительно, что семьи вегетарианцев приучают и своих детей к данному виду питания, причем с раннего возраста.
Но, так ли полезно вегетарианство? И стоит ли приучать ребенка к нему? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо, прежде всего, выяснить суть и причины, способствующие вегетарианству.
Причины вегетарианства
Среди основных причин увлечения вегетарианскими диетами являются:
- Этнические. Неприятие причинения животным страданий.
- Медицинские. Известно прибегание к вегетарианству при хронических и острых заболеваниях.
- Религиозные. Это такие виды религии, как буддизм, индуизм, растафарианство, джайнизм.
- Экономические. Не каждая семья может позволить себе тратиться на мясопродукты.
- Экологические. Подразумевается сохранение поголовья животных.
Виды вегетарианства
Вегетарианство – довольно широкое понятие, подразумевающее под собой различные системы питания. Многие придерживаются строгого вегетарианства, при котором в пищу идет лишь растительная пища, другие же, более демократичны и позволяют себе молочные продукты и рыбу. Вегетарианство подразделяется на следующие виды.
Веганство
Вегетарианство, допускающее употребление растительной пищи. Причем, мед, употреблять не рекомендуется, так как он продукт работы пчел, что веганам претит.
Ово – вегетарианство
При таком виде вегетарианства употребляют не только растительную пищу, душистый мед и яйца также в списке дозволенных продуктов.
Лактовегетарианство
Само название говорит о том, что наряду с растительной пищей употребляют молочные продукты и душистый мед.
Лактоововегетарианство
Подобный вид вегетарианства включает в себя помимо растительной пищи еще молочные продукты, любимый всеми мед и яйца.
Спраутарианство
Данный вид вегетарианства приветствует в качестве основной пищи проращенные зерна злаков и бобовых, а также приветствуются сырые продукты растительной основы.
Фрукторианство
Название говорит само за себя. Фрукты и, как их производное, соки – вот основное направление при фрукторианстве. Помимо них, в списке ягоды, злаки, бобовые, орехи и овощи.
Младовегетарианство
В вегетарианстве наиболее демократичный вид. Иногда приверженцы данного вида употребляют даже белое мясо птицы и рыбу! Ну и, конечно, не отказываются от растительной пищи, орехов, меда и молочных продуктов.
Сыроедение
Самым строгим видом вегетарианства является сыроедение. Сыроеды употребляют исключительно растительную пищу и не нагревают ее выше 48 градусов!
Так, с некоторыми моментами вегетарианства разобрались, давайте теперь проанализируем, как влияет вегетарианство на детей.
Дети и вегетарианство
Существует мнение, что дети – вегетарианцы намного быстрее развиваются, чем их сверстники, и умственно, и физически. Это миф. Встречаются, конечно, дети – вегетарианцы, которые по развитию перегоняют сверстников. Но, зачастую, все случается наоборот.
Отсутствие и недостаток витаминов, аминокислот и белка сказывается на их развитии. Такие дети слабые, да и умственное развитие не на высоте.
А все потому, что организму требуются 20 белков для полноценного развития, а 8 из них получают из продуктов животного происхождения: молока, мяса, яиц.
Остальные белки реально получить из орехов и бобовых, но такие продукты, как рыба, мясо, птица должны присутствовать в рационе в обязательном порядке.
Следующим распространенным мнением является довольно популярное заблуждение, что раз вегетарианство не вредит взрослым, то и детям оно безвредно. Да, только с одной поправочкой.
Отсутствие микроэлементов и витаминов, в течение некоторого времени, взрослыми может переноситься нормально, детям же просто жизненно необходимо поступление полезных веществ в их растущий организм.
К тому же, нет неоспоримых и неопровержимых доказательств полезности вегетарианства для взрослого человека.
Опять же, вне зависимости от возраста, существенное снижение уровня минералов и витаминов пользы организму не принесет.
Рассмотрим влияние микроэлементов на детей и чего же, при соблюдении вегетарианства, они лишаются
Организм детей-вегетарианцев лишается железа в легкоусвояемой форме, а оно влияет на кроветворение, способствует укреплению иммунитета и образованию гемоглобина. Железо содержится исключительно в продуктах животного происхождения.
Также не забываем о витаминах группы В, которые организм получает с продуктами животного происхождения. Анемия, снижение обмена жиров и углеводов в организме – вот к чему приводит дефицит столь важного витамина В12.
Дефицит витамина В2 приводит к падению уровня метаболизма белков, углеводов и жиров в организме, ухудшению зрения, а также и расстройству процесса дыхания клеток.
Витамин А в необходимом количестве не поступит в детский организм при увлечении вегетарианством, а он относится к жирорастворимым и встречается в продуктах животного происхождения. От его количества зависит напрямую зрение ребенка, состояние его ногтевых пластин и кожи.
Цинк – важный микроэлемент для развития ребенка, а им богата только говяжья печень! Дефицит цинка приведет к проблемам с кожей и волосам, ухудшению зрения, нарушениям процессов кроветворения и углеводного обмена.
Также необходим детям и полезный холестерин. Он является строительным материалом для клеток организма, в том числе и половых гормонов. Увлечение вегетарианством лишит детей необходимого холестерина, а это в свою очередь, отрицательно отразится на их организме.
Нутритивные проблемы вегетарианства
Все вегетарианские диеты отличаются высоким содержанием углеводов, омега-6 жирных кислот, пищевой клетчатки, витамина Е и С, кислоты фолиевой, каротиноидов и магния (Mg). На этом фоне отмечается низкое содержание белка, насыщенных жиров, длинноцепочечных омега-3 жирных кислот, цинка (Zn), кальция (Са), (редко) железа (Fe), ретинола, витамина D, витамина В12.
Отметим, что вегетарианские диеты, где присутствуют яйца и обязательно молочные продукты, как правило, не провоцируют возникновения у детей нутриентной недостаточности. Так как в вегетарианских рационах они не всегда представлены, естественно наблюдается дефицит тех или иных необходимых веществ.
Энергия. В вегетарианском рационе низкая энергетическая плотность свидетельствует о недостаточном потреблении организмом калорий. Поэтому детей раннего возраста необходимо кормить как можно чаще, так как им не под силу в один прием, съесть большое количество пищи.
Белок. Вегетарианские диеты не всегда в состоянии обеспечить организм адекватным набором аминокислот, что может привести к отставанию в физическом развитии и неврологической дисфункции.
Минеральные вещества. Волокна пищевые и ряд субстанций, которых много в растительной пище, мешают адекватной абсорбции Fe и Zn. В связи с этим, их поступление следует контролировать и, если возникает такая необходимость, то и дотировать.
Липиды и жирные кислоты. Альфа-линоленовой кислотой снабжает организм пища растительной основы, но лишает его длинноцепочечных омега-3 жирных кислот.
Пищевыми снабженцами альфа-линоленовой кислоты служат орехи грецкие, льняное семя, соевое, конопляное, рапсовое и льняное масла.
Витамины. В этой группе – витамин D и витамин B12.
Витамин D, отсутствующий почти в растительной пище, в небольших количествах имеется в яйцах и молочных продуктах. Выполняет в человеческом организме важные функции. Его источником считаются грибы, особенно испытавшие воздействие ультрафиолетового излучения.
Витамина В12 не имеется в пище растительного происхождения и получается, что вегетарианцам необходимо использовать его альтернативные источники. Например, витаминные препараты и пищевые добавки, а неполным вегетарианцам —яйца и, конечно же, молочные продукты.
Карнитин. Содержится в основном в мясомолочных продуктах питания, соответственно дети-вегетарианцы, подвергаются риску возникновения карнитиновой недостаточности.
Креатин. Дотация креатина в течение пяти календарных дней по 20 г/сут способствует улучшению у вегетарианцев показателей памяти.
Здоровый ребенок вряд ли откажется от мяса. Его отказ будет свидетельствовать о неполадках в организме с желудочно-кишечным трактом. Но в семье приверженцев вегетарианства вряд ли появится мясоед. Но вопреки сложившейся в семье традиции, не лишайте ребенка права самостоятельного выбора. Пусть он сам определится со своими предпочтениями и типом питания.
Вегетарианство как вид лечебного питания
Вегетарианство часто рекомендуют, как систему лечебного питания при проблемах с обменом веществ, заболеваниях почек и сердечно – сосудистой системы.
Приветствуются также и разгрузочные дни, когда вместо продуктов животного происхождения используются растительные.
Но, соблюдать принципы вегетарианства, особенно детям, нужно крайне осторожно и желательно под бдительным контролем специалистов.
Братья наши подопытные? Скажи «нет» опытам на животных (+Видео)
Екатерина Шамазова, 6 класс г. Клин, МО. 3 место за рисунок в конкурсе «Наука без жестокости» // vita.org.ru
В год в различных опытах гибнет около 150 миллионов животных. Тестирование лекарств, косметики, бытовой химии, военные и космические исследования, обучение медиков. В Москве завершился конкурс «Наука без жестокости»: школьники в своих сочинениях, стихах и рисунках высказались против проведения опытов на животных.
Противники опытов на животных были всегда, но по-настоящему общество занялось проблемой только в прошлом веке.
По данным ЕС, в опытах гибнет более 150 миллионов животных в год: 65% на тестировании лекарств, 26% в фундаментальных научных исследованиях (медицина, военные и космические исследования), 8% на тестировании косметики и бытовой химии, 1% во время учебного процесса.
Это официальные данные, а реальное положение дел даже сложно предположить — 79% стран, где проводят опыты на животных, не ведут никакой отчётности.
Компания Huntingdon Life Sciences — крупнейшая в Европе лаборатория, занимающаяся опытами над животными. Фирма владеет 70 тыс. существами, среди которых кролики, кошки, хомяки, собаки, морские свинки, птицы и обезьяны.
Лаборатория существует за счёт заказов крупных коммерческих объединений, производящих товары массового потребления: сигареты, бытовую химию, пестициды, лекарства, гербициды, пищевые красители и добавки, подсластители и генетически модифицированные организмы (ГМО).
По подсчётам, каждые три минуты внутри стен HLS умирает животное, а за день набирается около 500 трупов.
Зверские эксперименты
Вивисекция приобрела чудовищный, а зачастую бессмысленный размах. Чего только стоит тестирование косметики.
Ведь не ради спасения одной жизни жертвуется другая жизнь, а ради погони за красотой и молодостью.
Бесчеловечны опыты на кроликах, когда им в глаза закапывают растворы, применяемые в шампунях, туши для ресниц, бытовой химии, и наблюдают, через сколько часов или дней химия разъест зрачки.
Такие же бессмысленные опыты проводятся в медицинских вузах. Зачем капать на лягушку кислотой, если реакцию может предсказать любой школьник и без опыта — лягушка отдёрнет лапу.
— В учебном процессе происходит приучение к крови, когда надо принести в жертву невинное существо, — рассказывает руководитель проектов центра защиты прав животных «ВИТА» Константин Сабинин. — Это влияет на карьеру человека. Жестокость отсекает действительно гуманных людей, стремившихся помогать людям и животным.
Они просто уходят, столкнувшись с жестокостью уже на первом курсе. По статистике, наука теряет множество специалистов именно из-за этической стороны. А те, кто остаются, приучаются к безответственности и жестокости. Человек может делать всё что угодно над животным, без какого-либо контроля.
Я сейчас говорю про Россию, потому что тут нет никакого регулирующего закона.
1 место в номинации “Плакат” Ким Анастасия, 10 класс школа №566, Москва
Донести до людей информацию о гуманном образовании и альтернативных способах исследований в науке — цель конкурса «Наука без жестокости», который совместно провели центр защиты прав животных «Вита», Международное сообщество за гуманное образование InterNICHE, Международная ассоциация против болезненных опытов на животных IAAPEA, Британский союз за отмену вивисекции BUAV и германское общество «Врачи против экспериментов на животных» DAAE.
Но сама идея конкурса пришла от простых учителей школ, озадаченных нравственным воспитанием детей. Были проведены специальные уроки, на которых детям показали фильмы «Гуманное образование» и «Подопытная парадигма» .
Правда, последний фильм показывали не всем детям, а только в старших классах и отрывочно — слишком уж много кровавых и жестоких документальных съёмок. Потом дети обсуждали проблему в классе и с родителями.
В итоге — несколько тысяч работ было прислано на конкурс в номинациях «Сочинение», «Стихотворение», «Рисунок» и в номинации «Плакат», образовавшейся в процессе подведения итогов. Всего в конкурсе приняли участие школьники из 7 стран, 105 городов и 104 сёл.
Если прочитать все сочинения для пришедших на церемонию было сложной задачей, то можно было рассмотреть рисунки, украшающие стены конференц-зала в Российской академии наук, где проходила церемония награждения победителей.
В чём-то наивные, цветные или нарисованные простым углём, как работа победительницы конкурса Кристины Штульберг, детские рисунки передавали всю боль и несогласие с бессмысленной жестокостью.
Победитель в номинации «Сочинение», ученик 7 класса алтайской школы Лосенков Дмитрий рассказал, как долго он работал над сочинением. Собирал информацию, интересовался мнением окружающих людей.
— Не все одноклассники поддержали меня, — рассказал он в своём коротком интервью «Частному корреспонденту», — возможно, причина в отсутствии информации или воспитании. Моя цель — донести информацию, рассказать, что к животным нужно относиться ласково.
По словам бабушки, приехавшей с ним вместе в Москву, у них в семье живут шесть кошек и три собаки, а главный мотив воспитания в семье: человек — дитя природы, а не её хозяин.
Работ было прислано так много, и выбор был настолько трудный, что организаторы приняли решение наградить поощрительными призами ещё около трёхсот детей. Полный список победителей можно посмотреть здесь.
После официальной части церемонии, где награждали не только детей, но и их учителей, началась неофициальная. Школьники с интересом рассматривали выставленные на кафедре учебные муляжи животных. Учителя обсуждали проблемы образования в разных регионах. Все обменивались адресами и телефонами.
Реснянская Валентина 8 класс г.о.Орехово-Зуево, МО 2 место за рисунок
«Частный корреспондент» поговорил о существующих альтернативах с руководителем проектов центра защиты прав животных «ВИТА» Константином Сабининым.
— Кроме сторонников и защитников вивисекции существует огромное количество людей, которые просто не знают об альтернативах. Какие же существуют альтернативы? Например, в образовании.
— Существует множество альтернативных способов, позволяющих полностью отказаться от вивисекции. Муляжи, трёхмерные модели, на которых есть индикаторы, определяющие правильность действий врача. На всём этом можно учиться, не нанося животному вреда и не нарушая своё душевное равновесие.
Например, есть замечательная «собака Джерри». В ней запрограммирована библиотека всех видов дыхания собаки. У неё можно «вылечить» закрытый и открытый перелом, провести операцию. Индикаторы покажут, если что-то идёт не так.
После работы на тренажёрах, студент работает с трупами животных, умерших естественной смертью. Потом клиническая практика, где сначала нужно смотреть, как работают врачи, потом ассистировать.
— В России есть производители альтернативных материалов для образования?
— Интерес есть, но производства пока нет.
— А какие альтернативы есть в науке? Ведь основной аргумент — лекарства можно испытать только на живом организме.
— Аргумент попахивает пещерной культурой, его подхватывают те люди, которые мало понимают в науке. Им важно занять место на кафедре и тянуть старую лямку.
Должны ли мы вообще говорить о таком понятии, как права животных? «Это концепция, которая подразумевает отказ от насилия над животными. Это скорее не движение, а философский термин. Мы говорим о правах животных, потому что в этом контексте решается вопрос видовой дискриминации.
По нашему мнению, видовая дискриминация — это корень многих социальных проблем. Короче говоря, свобода животных — свобода людей!» — говорит Роман Белоусов.
На ум приходит мысль о том, что в христианской традиции женщина не имела души до VI века, пока Маконский церковный собор всё-таки не признал её наличие.
Человек – друг животного
Альтернатива заключается в клеточной культуре. Всё больше специалистов в мире приходят к мнению, что опыты на животных не дают адекватную картину. Полученные данные не переносимы на человеческий организм.
Самые ужасающие последствия были после применения Талидомида — успокаивающее средство для беременных. Животные прекрасно перенесли все исследования, но когда препарат стал применяться людьми, то родилось 10 тысяч младенцев с уродливыми конечностями или вовсе без конечностей. В Лондоне поставлен памятник жертвам Талидомида.
Есть огромный перечень лекарств, которые не перенеслись на человека. Есть и обратный эффект — кошки, например, не воспринимают морфий как обезболивающее. А применение клеток в исследованиях даёт более точный результат.
Альтернативы эффективны, достоверны и экономичны. Ведь изучение лекарства на животных — это примерно 20 лет и миллионы долларов. А что в итоге? Риск для людей, смерть животных и отмывание денег.
— Какие альтернативы в косметике?
— Какие альтернативы, если с 2009 года Европа полностью запретила тестирование косметики на животных. Мало того, с 2013 года начнёт действовать запрет на ввоз тестируемой косметики.
Отрывок из чёрного списка компаний, проводящих опыты над животными, составлен PETA (People for the Ethical Treatment of Animals)
Johnson & Johnson
Colgate-Palmolive
Procter & Gamble
Pfizer
Gillette
Bic
Oral-B
www.peta.org
Косметика вообще самое подлое, что можно было придумать. Ради баловства, ради забавы убивают сотни тысяч животных. Это не нужно. А сейчас идёт параллельное течение за натуральную косметику, а её тестировать не нужно.
15 лет назад я и сам не задумывался обо всём этом. Знал, но не расценивал как проблему, пока один знакомый ветеринар не показал, из чего состоит крем моей жены — в нём были мёртвые части животных.
В это же самое время Пол Маккартни демонстративно отказался от продукции фирмы Gillette.
Я стал узнавать, и меня поразили объёмы, которые существуют, эти цифры: 150 миллионов животных в год гибнут на опытах.
— Как можно узнать, какая фирма тестирует на животных, а какая нет?
— Существует белый и чёрный списки фирм. Многое продаётся в России, а можно полностью перейти на продукцию фирм, не использующих животных в опытах. И это будет первый шаг к человечности.
Беседовала Юлия Бурмистрова
В Москве 26 апреля 2010 года в биологическом отделении Академии наук РФ прошла церемония награждения победителей школьного конкурса «Наука без жестокости», организованного центром защиты прав животных «Вита» в содружестве с рядом международных организаций, выступающих за права животных и за отмену вивисекции.
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку – ТОП интересных фактов и важных новостей со всего мира и о разных важных событиях вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста,
Детская жестокость — проблема современного общества
Мы живем в таком поле жестокости,
В таком его напряжении, что никто
Ни от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.
Жестокость сегодня
Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.
Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик.
Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать.
Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.
Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.
Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.
Изучение детской жестокости
Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.
Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?
Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее – от общественного осуждения к уголовному наказанию.
Почему дети становятся жестокими?
А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.
Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия.
Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать.
Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.
Ребенок же еще не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.
Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища – свидетельство страдания и боли, нанесенных им.
Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда.
Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.
Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.
Как предотвратить детскую жестокость?
Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения.
Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения.
Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.
Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально.
Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело.
Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».
Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.
Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку.
Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию.
Ребенок убеждается в мысли: старший – сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.
Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам – их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот – подпитывают его.
Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей.
Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития.
Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития.
Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.
Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства – это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности.
Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию».
Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка.
История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок – еще не совсем человек.
Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок – полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе.
Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила – не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.
Родителям необходимо понять: жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Свящ. Дм. Смирнов, В. Духанин и С. Белобородов, а также Н. Ялтанская, Л. Ермакова. Почему дети бывают жестоки? / Православие.Ru
Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама Наталья Ялтанская и православный психолог Людмила Ермакова.
«Когда окружающая среда агрессивна,
то детская психика ломается»
Священник Валерий ДуханинСвященник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:
– Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что жестокость происходит от жестокости.
Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается.
Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.
Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.
Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания. Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек.
С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость.
Как же ему самому поступать?
Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу – дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.
У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения.
Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”.
Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».
Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех – это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.
Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением.
Но все-таки самое главное – самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем.
Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.
Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра.
Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду».
И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.
В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.
Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит.
Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать». В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам.
Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его.
Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.
Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая.
Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по заповедям Божиим, там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям.
Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.
***
«Если у ребенка есть все материальные блага,
но нет родительской любви, он глубоко несчастен»
Протоиерей Димитрий Смирнов
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:
– Маленький ребеночек быстро вырастает. Если у него нет отца, а есть только мама, то она вынуждена работать. Поэтому ей приходится отдавать своего ребенка в детский сад. Малышом я очень много времени провел в детском саду, даже бывал на пятидневке. Видел своих родителей только два дня в неделю.
Еще тогда, когда мне было четыре года, я пообещал себе, что своих детей я никогда не отдам в детский сад, потому что более противоестественного состояния для дитяти трудно себе представить.
Почему противоестественного? Потому что в многодетной семье не бывает детей одного возраста (ну, одна двойня, редко две), и поэтому между старшими и младшими детьми в таких семьях выстраиваются особые отношения.
Дети, разделенные по одновозрастным группам, быстро превращаются в волчью стаю, где верховодят самые невоспитанные, самые подлые. Это ломает психику детей, они становятся агрессивными и жестокими. Я, как человек, который провел в детском саду и в детских лагерях не один год, прекрасно знаю, как там чувствует себя ребенок.
Если мне что-то снится из детства, я просыпаюсь в холодном поту. В лагерях всё время нужно было отстаивать себя как биологический организм. В пионерский лагерь я всегда ездил с ножом, который клал на дно чемодана. Я им не пользовался, но всё же устрашал тех ребят, которые пытались делать мне что-то неприятное.
Потому что часто складывалась ситуация, когда восемь нападали на одного.
Каким образом воспитываются дети, лишенные родительского внимания? Они предоставлены сами себе. Их воспитывает улица, а теперь и разные гаджеты, в которых присутствуют самые разные мерзости, провоцирующие детей на жестокость.
Однодетность рождает несчастье. Человек, выросший в семье, в которой нет отца, глубоко несчастлив. Мы тратим колоссальные усилия, в том числе и материальные, на то, чтобы преодолеть эту утрату, но всё равно каждый ребенок чрезвычайно страдает от того, что у него нет семьи.
Память о том, что у него есть мать, отец или хотя бы бабушка, очень много значит. Это страдание иссушает его ум, его способности. Некоторые дети теряют способность улыбаться. Для того, чтобы они снова начали улыбаться, нужно потратить годы и отдать всю свою любовь и нежность.
Даже если у ребенка есть все материальные блага, но нет родительской любви, он глубоко несчастен. Ничто не заменит любовь и ласку родителей.
Многие пары после развода говорят, что между ними остались прекрасные отношения. Да кому нужны ваши отношения? Ребенку нужна семья. Ему нужен отец, потому что он главный воспитатель, он главный охотник для семьи, он главный авторитет.
***
«Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери»
Священник Сергий Белобородов с матушкойСвященник Сергий Белобородов, клирик храма великомученика и целителя Пантелеимона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД»:
– Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь, идут от родителей. Какими будут дети, зависит от родителей, которые, живя вместе, любят друг друга или, наоборот, постоянно ссорятся. Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери и впитывает в себя.
Ошибочно думать, что ребенок, сидя на полу и играя со своими игрушками, не понимает того, что его родители ругаются. На самом деле в эти минуты малыш всё прекрасно понимает и впитывает всё негативное и всё хорошее, в зависимости от того, что он слышит.
Часто бывает, что дети повторяют за родителями то, чему их совершенно не учили. А родители удивляются. Ребенок услышал что-то один раз и запомнил это надолго.
Поэтому процентов на 70–80 информация идет от родителей, остальное ребенок получает из общения в детском саду, школе и на улице.
Физическими наказаниями и ругательствами, тем более если это делается с раздражением, делу не поможешь. Бороться с детской жестокостью нужно личным примером: сюда входят и отношения между супругами, и то, как родители общаются с другими людьми.
***
«Если с грехом не бороться, то он разрастается»
Василий и Наталья Ялтанские
Наталья Ялтанская, мама 9 детей:
– Да, в мире есть добро и зло. Зло борется с добром, и поле битвы – сердца людей. И детей в том числе.
В этой бесконечной теме хочется отметить два момента.
Первый: ребенок – это не маленький взрослый. Личность еще не сформирована. Отсутствие жизненного опыта существенно сказывается на мотивах поведения. Дети часто совершают поступки, глубинный смысл которых совсем не такой, как у взрослого.
Ребенок не знает, что, если человека ударить, ему будет больно. Его никогда не били. Или, наоборот, его задели, он вспылил и дал сдачи, а у обидчика – сотрясение мозга. Так сплошь и рядом бывает.
Но это не жестокость – это слабая воля, неумение управлять своим темпераментом и отсутствие страха перед последствиями.
Второй момент. Не так давно подрастающее поколение восполняло недостаток собственных переживаний на примерах художественной литературы. Современные дети мало читают, зато много играют в электронные игры. А в электронном мире всё просто. Размазал героя по стенке – он отряхнулся и дальше побежал. Ему не больно, и он не калека. Такой вот негативный опыт.
Ребенок растет в засоренном грехом мире. Если с грехом не бороться, то он разрастается, как баобабы на Планете Маленького Принца, и выразится в поступках. Это верно как для детей, так и для взрослых.
То, что до семи лет примерно ребенок сознательно не грешит, у меня сомнений не вызывает. Так и Церковь наша учит. Но проблески есть, конечно – как сознательной борьбы, так и сознательного падения.
Как бороться? Так и бороться. Конечно, мы не станем создавать нашим детям искусственных страданий, в которых, как известно, растет душа. Но вокруг нас по попущению Божию столько всего происходит! Надо разговаривать, обсуждать, переживать с детьми события.
Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги. Надо вытеснять электронный мир из жизни. А иногда и ограничивать, потому что в определенном возрасте дети не могут себе в некоторых вещах отказать. Надо волю тренировать.
Посредством занятий спортом, например.
***
«Современный ребенок рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать “колючки”»
Людмила Федоровна Ермакова
Людмила Федоровна Ермакова, православный психолог:
– Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой». Тому способствуют определенные факторы современной жизни.
1. Слишком раннее отделение ребенка от матери и передача его в систему общественного воспитания: ясли, детский сад – или няне, среди которых много добросовестных людей, но ребенку нужны, прежде всего, материнское тепло, любовь и защита.
Современный ребенок очень рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать «колючки», которые не только его защищают, но и помогают ему «добиваться своего».
Никто не учит его компромиссу, агрессивное поведение для него более успешно.
2. Способности идти на компромисс, гибкости, уступчивости тоже можно научиться только в семье, прежде всего у мамы. Однако нынешние мамы, замороченные мифологемой «равенства» мужчин и женщин, совершенно забывают о функциональных различиях.
Мы в своем развитии давно идем в обратную сторону и уже очень приблизились к «первичному бульону» Опарина – не в биологическом, а в социальном смысле, – в котором мужчины, женщины, взрослые, дети присутствуют, но мало связаны друг с другом и плохо специализированы.
3. Дети живут в предельно агрессивной среде. Более 80% семей разводятся – это сопровождается тяжелейшими конфликтами и скандалами. Радио, телевидение, интернет, газеты, журналы заполнены криминальными сюжетами. Родители слабо стараются защитить от этого своих детей.
4. Родители невнимательны к первым проявлениям агрессивности маленьких детей и тем самым подкрепляют ее.
5. У людей верующих всё чаще возникает вопрос: «Может ли первородный грех стать причиной детской жестокости?» Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «Казнь над нерожденными» пишет: «Доказано, что дети наследуют не только физические свойства, но и определенные душевные качества своих родителей.
Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности и переходит, в виде предрасположений, к их детям. Родители, решившиеся на убийство своего ребенка, уже внесли в свой генетический фонд предрасположение к убийству, которое отяготит психику будущих детей, а иногда душевное свойство передается не прямо, а через поколения.
Поэтому родители, решившиеся на убийство своего ребенка, совершили преступление не только перед ним, но и перед детьми, которых они оставили живыми.
Родители, передавшие своим детям потенциал жестокости и подсознательного стремления к убийству, часто сами становятся жертвами жестокости своих детей и удивляются: откуда, по их мнению, такая несправедливость?» А поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость.
Как родителям и учителям бороться с детской жестокостью? Прежде всего, нужно вернуть женщину в семью на ее законное место любимой жены, заботливой матери, хранительницы семейного очага. Самая лучшая карьера женщины – это здоровые дети, крепкая семья.
Только в гармоничной семье можно воспитать хороших детей. Но это трудно, гораздо легче и интереснее, как кажется, посвятить себя работе, «самореализации». Однако «на двух стульях не усидишь» – всегда будет выбор.
И чем чаще женщина будет выбирать детей, тем меньше будет у нас детей жестоких.
Не мясом единым. Как детей учат на вегетарианцев
Добавлено: 29 ноября 2011
«Завтрак: зеленая гречка, залитая кипятком, травяной чай. Обед: суп из цветной капусты, бурый рис. Полдник: сухофрукты». Примерно такое меню каждый день вывешивается на стенде вегетарианского детского сада «Тина-сад».
текст: Наталья Радулова, «Огонек»
Организатор и хозяйка этого заведения — Тина Трусова еще несколько лет назад работала в одном из столичных издательств, воспитывала троих детей, варила семье борщи, делала жаркое. Нынче Тина — строгая вегетарианка.
«Уже шесть лет я не употребляю ни мяса, ни рыбы. А с этого лета все больше к сыроедению склоняюсь, к пище, которую не надо подвергать термической обработке. Муж и дети готовят себе отдельно, они не разделяют моих взглядов на еду».
Зато воспитанники Тины, малыши от двух до четырех лет, тоже фактически перешли на сыроедение.
Домашние детские сады — обычное для современной России дело. Чаще всего в арендованной трехкомнатной квартире женщина набирает группу из 5-10 детишек.
Родители приводят туда детей либо потому, что живут по соседству, а в государственных дошкольных учреждениях нет мест, либо потому, что тамошние методы воспитания соответствуют каким-то их убеждениям. В вегетарианские садики обычно ходят все свои.
Человек, который по каким-то причинам считает, что мясо вредно, скорее повезет своего ребенка на метро к Тине, чем отведет его через дорогу в обычный детсад, где на обед дают котлеты.
— Вегетарианский детсад — не такое уж выгодное предприятие,— говорит Тина.— Легче и проще было, если б я не заморачивалась с меню. Но, во-первых, я не могу уже жить иначе, просто не могу готовить мясо, мне противно.
А во-вторых, я чувствую, что делаю хороший проект, учу малышей правильно питаться, они у меня никогда не болеют, вообще мы не знаем, что такое простудные заболевания. И все благодаря пище. Хотя составлять сбалансированное меню не так-то легко.
Например, животные белки я заменяю миндальным молочком. Делаю зеленые коктейли — в блендере растираю кинзу, петрушку, салат зеленый, добавляю туда банан, и дети с удовольствием это пьют.
Бывает и сладкое — я пророщенную пшеницу смешиваю с кизилом, делаю из этой массы лепешечки и ставлю в холодильник на несколько часов, вот такое у нас удивительное печенье получается.
Молоко здесь тоже не дают. Стерилизованные продукты Тина не признает, а давать детишкам «живое молочко, сразу из-под коровы» не рискует — мало ли что. Поэтому сидят и без молока. И без яиц.
Трудно сказать, страдают ли дети от подобного рациона — у некоторых словарный запас ограничивается пока словами «мама» и «да», так что каких-то серьезных комментариев добиться от них трудно. «Ест все, что я даю,— успокаивает Тина.— Никто еще не просил мяса.
Ну и я сама знаю уже, кто что любит, группа ведь у меня небольшая».
Кто что не ест: Основные направления вегетарианства
Вегетарианцы не едят мясо, птицу, рыбу и морепродукты животного происхождения.
Веганы не используют продукты, связанные с эксплуатацией и убийством животных, в том числе мед, мех, косметику, тестируемую на животных, и т.п.
Песковегетарианцы не употребляют мясо теплокровных, но позволяют себе рыбу и моллюски.
Половегетарианцы пропагандируют отказ от мяса млекопитающих, рыбы и морепродуктов, но употребляют мясо птицы.
Лактовегетарианцы питаются растительными и молочными продуктами, если в них не содержится сычуг или желатин, который вываривают из костей животных.
Ововегетарианцы едят яйца, но отказываются от молочных продуктов.
Сыроеды-вегетарианцы исключают не только продукты животного происхождения, но пищу, подвергшуюся тепловой обработке.
Есть в «Тина-саду» и малыш, чьи родители не являются вегетарианцами. Его мама признается: «Не знаю, какому я богу буду молиться, если сынок начнет есть мясо. Но пока он не хочет. Думали, что, посидев в этом садике на строгом питании, начнет просить мясо дома, но ничего не вышло.
По-прежнему выплевывает: «Фу, кака!» Но Тина говорит, что мясо не единственный источник белка, может, он действительно получает здесь продукты, которые даже превосходят мясо по содержанию белка и железа, поэтому ему достаточно? Хорошо, если так.
А может, он от рождения такой, особенный?”
«Ешь котлету, Глухарев!»
Москвич, 23-летний Дмитрий Глухарев как раз из тех, кто считает себя вегетарианцем с рождения. Возможно, на него так повлиял образ жизни отца — тот довольно долго тоже отказывался от мяса.
«Одно могу сказать точно: никто меня ни к чему не склонял, просто я не хотел есть убитых животных, и все. Мама поначалу пыталась приучить меня к мясу и рыбе, но у нее ничего не вышло, и она довольно быстро смирилась с этим. Мне всегда готовили отдельную порцию салата — оливье без мяса, например.
Но в детском саду было очень тяжело — там к моим “причудам” относились с непониманием».
Дмитрий убежден, что если бы вегетарианские детсады были распространены в его время, то родители обязательно его туда отвели. «Самое мое яркое воспоминание о детсаде — когда заставляли съесть эту чертову котлету.
Я сижу, смотрю на нее и плачу, надо мной нависает, словно гестаповец, грозная воспитательница: «Ешь, Глухарев!», и во мне борются два чувства — съесть котлету, чтобы этот кошмар поскорее закончился и от меня отстали, или стоять до конца. Были слезы, скандалы, пока мои родители не вмешались и не поговорили с воспитателями. Потом уже, в летних лагерях, я договаривался с поварами сам.
И даже сейчас в столовой на работе я прошу, чтобы мне или гарнира клали побольше, или готовили отдельное блюдо. Повара — добрые люди, обычно идут навстречу. Но в детсаду, конечно, было трудно».
Шараф Максумов — лактовегетарианец, то есть допускает употребление молока и меда. Таких же принципов придерживается и его беременная жена. Но супруги уже сейчас задумываются, в какой детский сад устроить ребенка.
«Опыт знакомых вегетарианцев подсказывает — ни один воспитатель в государственном дошкольном учреждении особо заморачиваться с ребенком не будет,— вздыхает Шараф.— И уж конечно, готовить ему отдельно никто не собирается.
Но проблемы возникают не из-за того, что наших детей насильно стараются накормить мясом. Просто никто не следил за тем, чтобы во время кормления им давали именно то, что принесли с собой родители — все наши знакомые приносят в детсад свой обед в контейнере.
А дети маленькие, сами напоминать не будут. Так что если мы не найдем вегетарианский детсад поблизости, то придется супруге оставить работу и сидеть с ребенком до самой школы».
Несколько раз уже случалось так, что дети вегетарианцев вместе со всеми рубали в обычном детсаду то картошку с мясом, то суп с фрикадельками. Родители, выяснив это, ужасно расстраивались. У взрослых есть свои объяснения, почему подобная пища вредна. Кто-то руководствуется моральными принципами: «Для моего существования нет необходимости убивать других существ».
Кто-то считает, что так он заботится о здоровье: «В животноводстве используют антибиотики, гормоны роста, химию всякую, почему я тоже должен себя этим пичкать?» Кому-то просто противно: «Разве можно кусок трупа считать едой?» А на замечания критиков: «Сами можете питаться как угодно, но почему вы за детей решаете, что им тоже надо быть вегетарианцами?» — отвечают: «А почему вы решаете, что им надо быть мясоедами?»
«Любишь коровку?»
Вегетарианский детский сад в Пионерском районе Екатеринбурга супруги Кульковы открыли еще в 2008 году. Сейчас сюда ходит около 10 детишек от трех лет.
Состав часто меняется — родители то в Индию могут улететь всей семьей, то на Бали куда-нибудь. Почти все они — добрые знакомые, увлекаются не только правильным с их точки зрения питанием, но и йогой, индуизмом.
Некоторые познакомились уже в детском саду, когда, отреагировав на объявление «Никакого мяса!», привели сюда детей.
Яна Кулькова говорит, что всегда мечтала о таком садике: «Я сама вегетарианка с детства, меня и моих сестер мама к этому приучила. Я окончила педагогический вуз, преодолела много бюрократических преград, чтобы открыть мини-сад.
Сейчас у меня работает еще один воспитатель, повар, все вегетарианцы. Но мы хотим развиваться дальше, сделать несколько групп, снять большое помещение. Ведь в наш детсад очередь.
Людей, разделяющих наш образ жизни, в Екатеринбурге много, и у них растут дети».
У Яны и Сергея двое детей — пятилетний Аким и шестимесячный Давид.
Аким уже задает вопросы, и родители знают, как на них отвечать: «Тебе же нравятся курочки, коровки? Ты же не хочешь, чтобы их убивали?» Правда, теперь Яна удивляется: «Не могу понять, почему мой старший сын считает плохими всех, кто ест мясо. И кто его этому научил?..
» Специально мясо, как уверяет Яна, сын никогда не просил. То же самое говорят и другие родители — да, дети могут поинтересоваться, почему другие люди едят, к примеру, шашлыки, но сами не просят этого никогда.
А вот Катя Илгнер, чья подруга тоже довольно долго была строгой веганкой — не использовала продуктов, связанных с эксплуатацией и убийством животных,— считает иначе. Катя часто забирала маленького сына подруги из детского сада, гуляла с ним.
И каждый раз малыш кричал: «Мясо! Дай!», когда видел палатку с сосисками. «Да, я тайком его подкармливала,— признается Катя.— Но мне не нравился этот его вегетарианский детский сад, где детям давали только бобы, каши, овощи и соевый сыр. Мальчик в свои три года хотел мяса, всегда.
Иногда я брала его к себе, чтобы его мама могла отдохнуть, и тогда готовила ему борщи, котлеты. Любила его, жалела. А однажды он заболел тяжелым бронхитом, потом это перешло в воспаление легких. Его положили в больницу, и там врачи определили анемию, недостаток гемоглобина.
Сказали, что нужно хорошо кормить, печень давать, говядину. Моя подруга отказалась: «Мы веганы!» Тогда главврач вызвал ее и разговаривал с ней больше часа. С тех пор она стала кормить сына как следует. А потом и сама потихоньку вернулась к прежнему образу жизни.
Сейчас, вспоминая про свое веганство, смеется: «Какая же я была дура!» Теперь у нее дочка родилась, так она каждое утро спрашивает у малышки: «Ангел мой, что ты будешь есть?»»
«Любовь выше поста»
Роман Авдеев, известный бизнесмен «из списка «Форбс»», единственный владелец Московского кредитного банка, является вегетарианцем — не ест мяса и рыбы, но употребляет молочные продукты. Эти же принципы он проповедует и в своей семье.
Семья большая — Роман вместе с женой воспитывает 20 детей, своих и приемных. «Воспитание — это насилие,— говорит Роман.— И очень многие решения родители обязаны принимать за своих детей. В том числе и те, что касаются питания.
Лично я считаю неприемлемым убийство животных ради развлечения, ради какого-то кулинарного изыска. И своих детей стараюсь воспитывать так, чтобы они это понимали».
Впрочем, два старших сына Авдеева, которые уже живут отдельно, убежденными вегетарианцами так и не стали. Но отец не расстраивается: «Это их выбор». Более того, он не грустит, даже когда в детском саду или в школе его детям дают на обед сосиски: «Подумаешь. Там мяса все равно нет».
Гораздо более важным отец считает то, что дети находятся в социуме, общаются со сверстниками: «Не хочу, чтобы они противопоставляли себя обществу. Если съедят по кусочку мяса, то ничего страшного не случится.
Вон святитель Тихон Задонский, аскет суровый, как-то во время поста зашел к монахам в келью, а те рыбу и суп едят. Монахи испугались — что сейчас будет. А он взял ложку и сел за стол со всеми: «Не бойтесь, любовь выше поста». Я примерно такую систему исповедую.
Говорю детям, что такое хорошо, что такое плохо. Но если они оступятся или, когда вырастут, пойдут по другому пути, то давить на них не буду».
Хотя в доме Авдеева есть и няни, и гувернантки, Роман считает, что детям необходимо ходить в самый обычный детский сад. Причем это детсад деревенский, в поселке Ключи Липецкой области — про вегетарианство там и не слышал никто.
И то, что кто-то из прислуги может колбасу с собой в дом принести и в холодильник положить, его тоже не пугает: «Мне не нравится идея: вот мы вегетарианцы, а остальные все козлы». Каждый сам выбирает, как ему питаться и чем кормить своих детей, хуже или лучше человек от этого не становится. Это просто его личные принципы».
Хотя одна гувернантка, почтенная дама из Англии, которая сначала резко критиковала образ жизни Авдеевых, в конце концов тоже стала вегетарианкой.
Наташа, 11-летняя дочь Романа Авдеева, считает, что вегетарианство — это самая лучшая система питания. «Это полезно для здоровья. Когда я вырасту, то тоже буду своих детей так кормить». Потом, подумав, заявляет: «Хотя мясо детям тоже нужно. Мы же растем».
После уточняющего вопроса: «Вы с братьями и сестрами мясо едите в школе и в детском саду?» — Наташа спокойно отвечает: «Нет, и дома едим. По понедельникам, средам и пятницам нам днем теперь курицу готовят». Роман удивлен не меньше корреспондента “Огонька”: «Вот так новость».
Но тоже, подумав, вздыхает: «Пусть едят, если хотят».
Недетское питание: Рацион ребенка — не только родительская забота
Социальные органы Греции отказали в усыновлении ребенка супружеской паре, которая придерживается вегетарианства. «Мы проконсультировались с экспертами медицинского факультета Университета Крита, и нам сказали, что у ребенка в рационе обязательно должно присутствовать мясо и рыба»,— сообщил руководитель социальной службы столицы острова Крит Сирос Эпитопакис.
Верховный суд штата Джорджия приговорил американскую семейную пару к пожизненному заключению за «непредумышленное убийство»: родители-веганы заморили голодом своего полугодовалого сына. Краун Шакур умер «от серьезнейшего недостатка калорий и белка в пище». При обыске в квартире из всего детского питания были найдены лишь бутылочки с соевым молоком и апельсиновым соком.
Вегетарианцы — они не как все. Опыт знаменитых вегетарианцев
У Айседоры Дункан в немецкой танцевальной школе не употребляли продуктов животного происхождения: «В моей школе все дети были вегетарианцами и росли красивыми и сильными на диете из овощей и фруктов».
Все четверо детей Пола Маккартни — вегетарианцы, а младший, Джеймс, даже веган. Сэр Пол считал, что следует воспитывать их должным образом: «Я никогда не мог понять, как можно смотреть диснеевские фильмы про утенка Дональда и потом есть мясо утки». Не удивительно, что его дочь Стелла еще в начальной школе гордилась тем, что ее «совесть перед животными полностью чиста».
Голливудский актер Хоакин Феникс стал вегетарианцем в три года: «Вместе с семьей я удил рыбу. Одна пойманная рыба отчаянно дергалась, потом ее с силой швырнули о борт лодки.
Правда была очевидна: вот как мы обращаемся с животными, чтобы их съесть. Живое пульсирующее существо, которое цеплялось за жизнь, погибло жестокой смертью».
Сегодня Хоакин не употребляет в пищу ничего, кроме овощей.
Метки статьи: вегетарианство, дети, питание