Сикхи и вегетарианство – вегетерианство

Буддизм и вегетарианство

Все буддисты – вегетарианцы, верно? Ну, нет. Некоторые буддисты – вегетарианцы, но некоторые – нет. Отношение к вегетарианству отличается от одного направления буддизма к другому, а также – от личности к личности. Если вам интересно, обязуемся ли мы быть вегетарианцами, чтобы стать буддистами, ответ: может быть, да, но, может быть, и нет.

Вряд ли ее исторический Будда был вегетарианцем. В ранних записях своего учения “Трипитака” Будда не запрещал категорически своим ученикам есть мясо. В самом деле, если мясо клалось в качестве милостыни в его миску, монах должен был съесть его, приняв с благодарностью, как и другие продукты.

Исключения

Впрочем, исключением из этого правила был отказ – в случае, если монахи знали или подозревали, что животное было убито специально, чтобы накормить их. С другой стороны, даже в этом случае, остатки мяса забитого животного можно было употреблять в пищу семье мирянина.

Заметим, что Будда перечислял определенные виды мяса, запрещенные к поеданию. Они включали мясо коня, слона, собаки, змеи, тигра, леопарда и медведя. Но постольку, поскольку какое-то мясо было специально запрещено, мы можем заключить, что есть другие виды мяса было допустимо.

Вегетарианство и первая заповедь

Первая заповедь буддизма – не убивай. Будда завещал своим последователям не убивать, не участвовать в убийстве и не быть причиной гибели живого существа. Но, кто ест мясо, говорят некоторые, тот принимает участие как бы в убийстве по доверенности.

В ответ, он утверждал, что если животное уже было мертво и человек не убивал его специально, чтобы прокормить себя, то это не совсем то же самое, что убийство животного для себя. Это могло бы быть подтверждением того, что Будда ел мясо.

Заметим, что и исторический Будда, и монахи и монахини, которые следовали за ним, были бездомными скитальцами, живущими на подаяние.

Буддисты не сразу после Будды начали строить монастыри и организовали какие-либо постоянные сообщества.

Но трудно спорить с тем, что, хотя мясо, поставляемое в монашескую общину, было пожертвовано или даже куплено монахами, оно являлось частью животного, которое не было специально убито по разрешению или указанию этого сообщества.

Однако многие секты буддизма, махаяны в частности, все же настаивают на вегетарианстве. А некоторые махаяна-сутры, такие как ланкаватара, строго проповедуют вегетарианское учение.

Буддизм и вегетарианство сегодня

И в наши дни отношение к вегетарианству отличается от секты к секте и даже внутри сект.

В целом, последователи тхеравады полагаают, что буддисты не должны сами убивать животных, но быть ли вегетарианцем – это личный выбор каждого человека.

В школах ваджраяны, которое включает в себя тибетский и японский буддизм, поощряется вегетарианство, но оно не считается абсолютно необходимым для буддийской практики.

В школах махаяны чаще встречаются вегетарианцы, но даже в и здесь существуют разнообразные практики. К примеру, некоторые буддисты не могут купить для себя мясо или выбрать на базаре живого омара и съесть его в отварном виде, но они же могут отобедать мясным блюдом, предложенным им в доме друга.

Срединный путь

Буддизм препятствует фанатичному перфекционизму. Будда учил своих последователей нахождению среднего пути между крайними точками различного опыта и разных мнений. По этой же причине, буддисты, как правило, не являются фанатичными приверженцами вегетарианства.

В буддийской практике проявляется доброжелательность ко всем существам – без эгоистических привязанностей. Буддисты, в общем, воздерживаются от мясной пищи из милости к живым животным, но при некоторых обстоятельствах, даже из сострадания к близким, им допускается нарушать правила.

К примеру, вы посетили вашу пожилую бабушку, которую не видели долгое время. Вы пришли к ней домой и обнаружили, что она готовит вами с детства любимое блюдо – фаршированные свиные отбивные.

Сама она стара, ест совсем мало, и себе она не стала бы готовить отбивные. Но желанием ее сердца было угостить вас чем-то особенным, любимым.

Так вот, если вы сомневаетесь хоть секунду, съесть ли эти свиные отбивные, вы не буддист.

Бизнес страдания

Когда я была девушкой, выросшей в сельской местности штата Миссури, домашний скот пасся на открытых лугах, и куры бродили за пределами птичника. Это было много лет назад. Вы все еще можете увидеть свободное содержание скота в мелких хозяйствах. Но большие “фабрики-фермы” могут быть жестоким местом для животных.

Свиноматки живут здесь большую часть жизни в клетках, которые настолько малы, что они не могут там повернуться. Несушки, содержащиеся в “батареях клеток”, не могут расправить крылья. Эта практика делает подход к мясоедению более подверженным критике.

Как буддисты, мы должны рассмотреть вопрос, было ли привнесено страдание в пищевые продукты, и вещи, которые мы покупаем. Это включает в себя и человеческие страдания от жестокой эксплуатации рабочей силы, и страдания животных.

Жить, помня об этом

Дело в том, что жить невозможно без того, чтобы не убить. Этого нельзя избежать. Даже выращивание фруктов и овощи требует уничтожения насекомых, грызунов и других животных. Электричество и тепло в наших домах может исходить от объектов, которые наносят вред окружающей среде.

Даже автомобили, на которых мы едем, приносят вред природе. Мы все запутались в паутине убийства и разрушения. И пока мы живем, мы не можем быть полностью свободными от этого.

Наша роль, как буддистов, заключается в том, чтобы не бездумно следовать правилам, написанным в книгах, но – чтобы помнить зло, которое мы приносим, и делать его так мало, как только возможно.

Вегетарианство и религия

Вегетарианство играет значительную роль в таких индийских религиях, как индуизм, джайнизм и буддизм. Вегетарианство является обязательным для всех последователей джайнизма и широко практикуется в индуизме и буддизме махаяна. В авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) и в сикхизм отношение к вегетарианству явным образом не сформулировано.

Индуизм

Многие индуистские практикуют вегетарианство и пытаются руководствоваться в своей жизни принципом ахимса (ненасилие). Индуисты ценят жизнь животных, признавая связь, существующую между всеми живыми существами во Вселенной.

Одной из характерных черт индуизма является почитание коровы. По этой причине, большинство индуистов не употребляют в пищу говядину. Употребление в пищу других видов мяса и рыбы часто сводится к личным предпочтениям и вкусам.

Степень строгости следования вегетарианской диете среди индуистов зависит от многих факторов. Обычно, нарушения диетических норм в индуистском обществе чревато негативными последствиями для семьи и кастовой группы. Употребление в пищу продуктов, которые считаются нечистыми или просто неприемлемыми, негативно воспринимается среди индуистов.

Тесно связана с индуизмом аюрведа и смежные дисциплины подробно объясняют эффекты, получаемые в результате употребления в пищу тех или иных продуктов. Аюрведа уделяет внимание не потому, насколько правильно употребления определенного вида пищи с ритуальной точки зрения, а потому, какое влияние это оказывает на здоровье человека.

Буддизм

В буддизме всегда велось много споров относительно вегетарианства. Во времена Будды, употребление мяса не было запрещено, но было значительно ограничено.

Буддийским монахам не разрешалось не только убивать животных для своего пропитания, но даже обрабатывать землю, поскольку такая деятельность неизменно влекла за собой убийство живых существ.

Монахам разрешалось принятия в пищу мяса, пожертвованного семейными людьми, но только в тех случаях, когда животное не было убито специально для них.

Далеко не все буддисты были или являются вегетарианцами. В странах, где распространен буддизм тхеравады, вегетарианство считается желательным, но практикуется мало.

Исторически, когда жители японских рыбацких деревень обратились в буддизм, они не прекратили рыбный промысел и употребление рыбы в пищу. В высокогорных регионах Гималаев трудно выращивать достаточное для пропитания количество овощей.

По этой причине тибетцы вынуждены были забивать животных на жизнь, но старались убивать как можно меньше их число.

Например, поскольку мясо одного которая может прокормить гораздо большее количество людей, чем мясо курицы, тибетцы предпочитали забивать одного которая вместо нескольких кур. Однако, в других буддийских контекстах, убийство крупных животных считалось гораздо более худшим, чем убийство малых.

В таком тексте, как «Ланкаватара-сутра» утверждается, что бодхисаттва считает всех живых существ своими детьми и не может употреблять мясо. Говорится, что должным пищей для бодхисаттва является рис, зелень, зернобобовые, ГХИ, масло, мед и сахар.

Многие западные буддистов предпочитают вегетарианской диете и считают, что все буддисты должны следовать вегетарианству. Такое отношение также повлияло на буддистов живущих на Западе с тибетской и других традиционно невегетарианських культур.

В целом, однако, буддисты стараются не следовать догматическим взглядам как в этой, так и в других областях, считая, что это препятствует духовному прогрессу.

Следовать или нет вегетарианской диеты, как правило, является личным выбором каждого буддиста.

Сикхизм

Сикхской свод правил поведения запрещает употребление в пищу халяльного мяса, то есть мяса забитых по мусульманскому обычаю животных. Одни сикхи рассматривают этот запрет как разрешение на употребление мяса животных, забитых другим способом, а другие — как полный запрет мясоедения.

Основной священный текст сикхов, «Гуру Грантх Сахиб», не дает четкого представления об отношении сикхов к вегетарианству. Гуру Нанак комментирует в ряде стихотворений отношение индуистских Брахман к мясоедения как к пагубной практике. Он, в частности, утверждает, что в круговороте жизни трудно быть свободным от насилия над другими живыми существами, к которым он также относит растения.

В сикских текстах также описываются истории о том, как поздние сикхские гуру занимались охотой и ели мясо.

На практике, большинство жителей Пенджаба употребляют в пищу гораздо меньше мяса, чем в среднем люди на Западе. Также как и индуисты, сикхи, как правило, исключают из своего рациона говядину. Исторически, это делалось по экономическим соображениям. Таким образом сохранялось поголовья коров и быков, обеспечивало крестьян молоком, и использовалось для пахоты земли и перевозки грузов.

Вегетарианство

Из всех животных в индуистской религиозной традиции особое место занимают коровы. По словам Махатмы Ганди, «мать-корова во многом лучше, чем та мать, которая дала нам жизнь.

Родные матери кормят нас молоком один-два года и ждут, что мы будем служить им, когда вырастем. Мать-корова не ждет от нас ничего, кроме зерна и травы. Наши матери часто болеют и ожидают от нас заботы и ухода. Мать-корова болеет редко.

Когда наши матери умирают, они ждут от нас затрат на похороны и кремацию. Мать-корова и мертвая полезна нам как живая».

Традиционно корова также считается любимицей Господа Кришны, который прославляется в ведических и постведических текстах как Верховный Господь.

Вайшнавизм, или поклонение Вишну или Кришне,- изначальная религия Вед, и любовь Кришны к коровам превозносится во всех ведических текстах.

Поэтому неудивительно, что в ранних текстах ведического канона постоянно подчеркивается важность ахимсы и особенно защиты коров.

[…]

Читать далее

Несмотря на то, что в стихах древних текстов Индуизма содержатся однозначные призывы к вегетарианству, в ведической традиции существовало другое направление, где при некоторых обстоятельствах разрешалось приносить в жертву животных.

Будда, как мы помним, реформировал Индуизм и осудил такие жертвоприношения. Эти жертвы должны были привлечь любителей мяса к более праведному образу жизни, заставляя их следовать предписанным правилам и законам.

В отличие от других мировых религий, смягчавшихся в отношение мясной пищи, ведические учения настаивают на том, что кровавые жертвы – это низшая форма поклонения.

В некоторых ведических текстах можно найти описания ритуалов и церемоний, в ходе которых на особой площадке в жертву Богу приносилась лошадь. Этот обряд не имел целью освятить поедание конины. Скорее это делалось для того, чтобы доказать эффективность ведических мантр (мистических вибраций звука).

Старую лошадь возводили на жертвенный костер, опытные брахманы (жрецы) читали священные мантры, и лошадь выходила из костра с омоложенным телом. Животному не причиняли ни малейшего вреда, только омолаживали его.

Сегодня, конечно, уже не существует достаточно искусных жрецов, которые могли бы совершить такое сложное мистическое жертвоприношение, да и сами Веды подчеркивают, что эти обряды могли быть выполнены только в древние времена.

[…]

Читать далее

«Учитывая происхождение мясных блюд и жестокость пленения и убийства живых существ, человеку лучше полностью отказаться от поедания животной плоти».
Манусмрити, 5.49

Азия – континент, где все самое: самая большая площадь суши, самые высокие горы, самое большое количество обитателей, самые древние цивилизации, письменность, сельское хозяйство; самые первые города и самые древние религии в мире. Индуизм, патриарх азиатских вероучений, раньше и активнее всех начал проповедовать вегетарианство.

Основатели главных мировых религий известны всем; корни Индуизма уходят в такую глубокую древность, что назвать имена тех, кто стоял у истоков, невозможно. И все же Индуизм, несомненно, берет начало в ведических Писаниях. Слово «хинди» (индусы), впрочем, в ведических трактатах не встречается.

Это название пошло от мусульман из приграничных областей: Афганистана, Белуджистана и Персии. Оно обозначало народы, жившие за рекой Синдху, отделяющей северо-западные индийские провинции от мусульманских территорий. Жившие там исламские народы произносили «с» как «х». Вот почему «синдхи» превратились в «хинди».

Название реки со временем стало звучать как «Инд».

[…]

Читать далее

Согласно «Энциклопедии Буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось… постепенно оно прекратилось (около V века н.э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище – «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!»

Когда во время правления династии Хан (206 г. н.э. – 220 г. н.э.) Буддизм проник в Китай, там уже процветали Конфуцианство и Даосизм.

В эту эпоху китайцы поклонялись в основном духам своих предков, отдавая им дань почтения в соответствии со строгими правилами приема пищи и сложнейшими религиозными церемониями.

Блюда, в которые входила, например, свинина, делавшая дыхание человека «отвратительным для предков», считались нежелательными. Другими словами, в Китае тогда уже существовали вегетарианские или квазивегетарианские обычаи.

Буддизм быстро проник в Японию и, начиная с VI века, стал играть там доминирующую роль. Исторический момент благоприятствовал: к этому времени японский двор перенял многие черты китайской культуры. Классический китайский язык стал литературным в Японии, и традиционные китайские религии – в том числе Буддизм – также привились на японской культурной почве.

[…]

Читать далее

По мере распространению Буддизма, вместе с ним по миру расходились ошибочные толкования касательно Буддизма и вегетарианства. Ярким примером могут служить обстоятельства смерти Будды. По одной из версий считается, что Будда умер, съев кусок тухлого мяса. Но такие версии не учитывают существования буддистских Писаний, однозначно поддерживающих вегетарианство.

Исследования, проведенные в XIX веке, открыли, что в данном случае имелось в виду не мясо, а ядовитый трюфель (разновидность гриба), и что именно он стал причиной смерти Просветленного. Есть немало свидетельств в пользу такой гипотезы.

В оригинале на языке пали в писании употребляется понятие «sukara-maddava», которое часто ошибочно переводится как «мясо» или, в узком смысле, «свинина». Тем не менее, исследователи уже давно обнаружили, что «мясо свиньи» на языке пали обозначалось бы словом «sukara-mamsa», а слово «sukara-maddava», возникающее в связи со смертью Будды, означает «свиное лакомство».

Трюфели, или их местная разновидность, известная как «свиной каштан», признаются сегодня тем блюдом, которое стало последним блюдом в жизни Будды.

[…]

Читать далее

Огромное значение имеет тот факт, что за 2500 лет до рождения Будды его жизнь и служение были предсказаны в «Бхагавата Пуране», или «Шримад-Бхагаватам». Авторство этого текста принадлежит Вьясадеве, составителю Вед и автору их классического толкования, «Веданта Сутры».

«Шримад-Бхагаватам» содержит свод всех воплощений Бога; «Бхагаватам» перечисляет все Его воплощения – прошлые, настоящие и будущие, вместе с их ярчайшими характерными чертами и целью их появления в этом мире.

Относительно Будды это текст, которому уже пять тысяч лет, гласит:

татах калау самправитте саммохая сура-двишам буддхо наманаджана-сутах

кикатешу бхавишьяти

«В начале Кали-юги воплощение Господа явится в области Гайя под именем Господа Будды, сына Анджаны, чтобы поразить демонов, которые враждебно относятся к последователям религии.»
Бхаг., 1.3.24

Следовательно, тексты подтверждают, что Будда по справедливости считается воплощением (аватарой) Верховного Господа. Далее особенно значимо слово «бхавишьяти», «появляется», поскольку оно указывает, что данное событие произойдет в будущем. Будда действительно явился в мир как сын Анджаны приблизительно две с половиной тысячи лет спустя.

[…]

Читать далее

Сохранилось одно древнее стихотворение, которое считается единственным текстом, написанным самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло».

Интересно, что в том же столетии, когда Будда создал свое учение о созерцании и мирной жизни, те же самые идеи проповедовали Конфуций в Китае, Зороастр в Персии, Пифагор в Греции, Исайя в Иерусалиме, Махавира в другой части Индии.

В то время как на юге полуострова Индостан процветал Буддизм, на севере развивался Джайнизм, учение Махавиры.

Джайны так строго придерживались закона о неприкосновенности любой жизни, что тщательно осматривали всю свою пищу, боясь случайно проглотить червя или насекомое,- не ради собственного здоровья, а ради безопасности этих существ.

И джайнистские, и буддийские монахи, прежде чем пить процеживали воду, чтобы не проглотить какое-нибудь маленькое создание вместе с питьем.

Вообще джайны традиционно более строго, чем буддисты, придерживаются принципа ахимсы и непричинения зла живым существам; однако нужно знать, каким образом в буддийской традиции появились послабления на этот счет.

После физической смерти Будды его первые последователи решили, что в учении важнее «намерения», а не «поступки». Практические исследования этого решения зашли очень далеко. Согласно этой трактовке, убежденный буддист может, к примеру, поесть мяса, если убил животное кто-то другой.

Тем не менее, сам Будда недвусмысленно осуждал мясоедение,- его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд» (trishna).

[…]

Читать далее

«Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».
Махапаринирвана Сутра

Современный Буддизм – система воззрений и обрядов выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563-483 до н.э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня, что значит «знать», «осознать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветленный».

Нынешние буддисты нередко занимают разные позиции по отношению к учениям Будды; как и Христос, он ничего не записывал сам. Но ученики запоминали его слова и передавали другим людям.

Многие аспекты его учения все еще вызывают споры в сообществе буддистов, но есть 2 постулата, безоговорочно принятых всеми: Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа.

Покойный Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность Буддизма» пояснил: «грандиозное здание Буддизма покоится на двух столпах: “великой мудрости” (махапраджна) и “великом сострадании” (махакаруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание – из мудрости, ибо они двое едины».

Вероятно, именно доктор Судзуки имел в виду, когда писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям – сострадание есть основа их религии…

» Сама жизнь Будды служит олицетворенным примером этого великого сострадания, и вегетарианский образ жизни был существенной частью той мудрости, которой учил Будда.

[…]

Читать далее

«Веды» учат, что всякая жизнь должна быть почитаема, ибо тело – только внешняя оболочка для духа, заключенного в нем. Это философское представление красной нитью проходит через большинство религий Востока.

Тем не менее, Веды признают, что одни тела стоят на более высокой ступени развития, чем другие, как описано в следующих стихах:
Одушевленные создания (jiva) лучше, чем неодушевленные (ajiva), из одушевленных лучше те, что наделены дыханием (prana-bhrit), среди дышащих лучше те, у кого есть разум (sa-chitta).

Среди наделенных разумом лучше всех те создания, которые могут чувствовать (indriavritti). Те, что чувствуют вкус (rasa-vedin), лучше тех, что чувствуют только прикосновения (sparsa-vedin). Те, что улавливают запахи (gandha-vid), лучше обоих предыдущих. Те, что слышат звуки (shabda-vid), лучше трех последних.

Те, кто различает цвета (rupa-veda-vid), лучше всех вышеназванных. Еще лучше те, у кого зубы по обеим сторонам рта. Из них лучше те, у кого много ног (bahu-pada). Четвероногие еще лучше. Двуногие лучше четвероногих. Существа, принадлежащие к четырем кастам (chatur-varna) то есть человеческие существа – лучшие из двуногих.

Среди четырех каст лучшие – ученые и жрецы (bramanas). Из жрецов лучше те, кто хорошо знает Веды. Среди этих лучше те, кто понимает тайный смысл (artha) Вед. Еще лучше те, что могут разъяснять спорные места (samsaya-ccheta). Среди этих лучшие те, что исполняют свои обязанности.

Но наилучшие – те, что свободны от привязанностей (mukta-sanga) и не жаждут вкусить плодов от своих добрых дел (bhakta). Это и есть истинные служители Бога. (Бхаг., 3.29.28-32)

[…]

Читать далее

Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы, можно назвать Зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее.

Заратустра (в греческой транскрипции Зороастр) жил в Персии в начале VI века до нашей эры и был пылким и известным поборником вегетарианства. После воцарения Ислама, в VII веке н.э., многие зороастрийцы бежали из Ирана; их современные преемники – индийские парсы.

200000 сегодняшних зороастрийцев тяготеют к вегетарианскому образу жизни.

Сикхизм – направление, основанное гуру Нанаком (1469-1538),- интересная смесь индуистских и исламских верований. Из-за исламского влияния большинство направлений Сикхизма не возводит вегетарианства в принцип.

Тем не менее, по словам исследователя Сикхизма Сварана Сингха Санехи из Академии культуры Намдхари, «писания сикхов полностью поддерживают вегетарианство, сикхи времен гуру Нанака во многом следовали индуистскому учению и образу жизни. Их нелюбовь к мясным блюдам также была частью этого учения и образа жизни.

Гуру Нанак считал поедание мяса предосудительным, особенно для тех, кто пытается медитировать». Из 10 миллионов сикхов строгими вегетарианцами являются члены секты Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна.

[…]

Читать далее

Роузен С. Вегетарианство в мировых религиях (трансцендентальная диета)

Ахимса есть высочайший долг.
Падма Пурана, 1.31.27

Учение об ахимсе (непричинении вреда чувствующим существам) впервые было провозглашено в «Ведах», древнейших индийских священных текстах, записанных на санскрите. Ахимса — неотъемлемая часть большинства восточных религий, в которых она считается одним из важнейших религиозных учений; вегетарианство, в свою очередь, считается основным следствием этого учения.

Чтобы понять ахимсу и ее роль в религиозной жизни Востока, следует обратиться к Писаниям, которые излагают ее принципы, и к традиции, которая ее породила. Гипотезы о том, когда именно были составлены Веды, несколько противоречивы.

Тем не менее, традиционно они датируются началом III тысячелетия до нашей эры — датировка, которой придерживаются Арнольд Тойнби и другие увлеченные исследователи религий Востока.

До того, как быть записанными, Веды передавались устно от учителя к ученику, начиная, как говорит традиция, со времени сотворения Вселенной.

Ведическая литература была написана на санскрите — прародителе индоевропейских языков, например, латыни, греческого, немецкого, английского. Объем этих санскритских текстов очень велик.

В одной только «Риг Веде» насчитывается 1 017 гимнов; «Махабхарата» (в которую входит знаменитая «Бхагавад-гита») состоит из 110 000 стихов.

«Пураны», или ведические летописи, содержат сотни тысяч стихов; кроме этого, существует 108 Упанишад — текстов, которые суммируют философские учения Вед.

Самое замечательное в этих Писаниях — их продолжающееся воздействие на современные мировые культуры.

Далеко не потерявшие актуальности, ведические учения одухотворяют общественную, этическую, философскую и религиозную жизнь миллионов людей во всем мире.

Даже самые недавние движения за мир, как, например, движение Ганди против насилия в Индии и марши мира доктора Мартина Лютера Кинга в США, были вдохновлены ведическим принципом ахимсы.

Ахимса приблизительно переводится как «ненасилие».

Однако в ведической традиции это слово обладает более широким значением: «Отсутствие дурных чувств по отношению к любому живому существу, при любых обстоятельствах и в любое время, называется ахимса, и это — та цель, к которой стремятся все ищущие» («Сутры Патанджали Йога», 2.30). В позднейших рукописях на языке пали также встречаются призывы к ахимсе, которая может быть достигнута с помощью братских чувств (меттачита) 1, свободы от гнева (авера) 2 – и отвращения к злым делам (абьяпаджджа) 3. Более того, ахимса означает запрет на произнесение ругательств (акаккаса)4 или слов, которые могут причинять боль (на абхисаджджана)5. По этому определению, ахимса подразумевает запрет не только на грубые и открытые, но и на более тонкие проявления жестокости.

«Манусмрити», один из самых известных священных текстов Индии, гласит: «Нельзя добыть мяса, не убив живое существо; раз убийство противоречит ахимсе, нужно перестать есть мясо» 6.

Ведическое учение осуждает не только тех, кто просто ест мясо. Не менее виновен, утверждают «Веды», любой, кто помогает при забое скота, разрешает его; любой, кто режет мясо, покупает, продает или просто готовит его 7. Только тот, кто никогда не совершал ни одного из этих действий, может считаться истинным исполнителем ахимсы. 

ЗОРОАСТРИЗМ, СИКХИЗМ И ДЖАЙНИЗМ

Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы, можно назвать зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее.

Заратустра (в греческой транскрипции Зороастр) жил в Персии в начале VI века до нашей эры и был пылким и известным поборником вегетарианства. После воцарения ислама, в VII веке н. э., многие зороастрийцы бежали из Ирана; их современные преемники — индийские парсы.

200 000 сегодняшних зороастрийцев тяготеют к вегетарианскому образу жизни.

Сикхизм — направление, основанное гуру Нанаком (1469—1538),— интересная смесь индуистских и исламских верований. Из-за исламского влияния большинство направлений сикхизма не возводит вегетарианства в принцип.

Тем не менее, по словам исследователя сикхизма Сварана Сингха Санехи из Академии культуры Намдхари, «писания сикхов полностью поддерживают вегетарианство, сикхи времен гуру Нанака во многом следовали индуистскому учению и образу жизни. Их нелюбовь к мясным блюдам также была частью этого учения и образа жизни.

Гуру Нанак считал поедание мяса предосудительным, особенно для тех, кто пытается медитировать» 8. Из 10 миллионов сикхов строгими вегетарианцами являются члены секты Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна.

Джайнизм — восточная религия, в которой ахимса является главным принципом. В отличие от зороастрийцев и сикхов, джайны оставались верны ахимсе на протяжении всей своей истории. Со времен основоположника джайнизма Махавиры (599—527 до н. э.

) религия разрослась и укрепилась; сегодня в мире насчитывается 4 миллиона джайнов, все — Убежденные вегетарианцы. В Индии они славятся своими больницами для животных; монах-джайн Хиравиджайя-Сури убедил мусульманского императора Акбара (1556—1605) апретить убийство животных в определенные дни 9.

Сам Ак-бар прекратил охотиться и полностью принял вегетарианскую диету, хотя иногда говорят, что он не был последователен в своем отказе от мяса 10. 

ВСЕЛЕНСКАЯ АХИМСА

«Веды» учат, что всякая жизнь должна быть почитаема, ибо тело — только внешняя оболочка для духа, заключенного в нем. Это философское представление красной нитью проходит через большинство религий Востока. Тем не менее, Веды признают, что одни тела стоят на более высокой ступени развития, чем другие, как описано в следующих стихах:

Одушевленные создания (jiva) лучше, чем неодушевленные (ajiva), из одушевленных лучше те, что наделены дыханием (prana-bhrit), среди дышащих лучшие те, у кого есть разум (sa-chitta). Среди наделенных разумом лучше всех те создания, которые могут чувствовать (indriyavritti).

Те, что чувствуют вкус (rasa-vedin), лучше тех, что чувствуют только прикосновения (sparsa-vedin). Те, что улавливают запахи (gandha-vid), лучше обоих предыдущих. Те, что слышат звуки (shabda-vid), лучше трех последних. Те, кто различает цвета (rupa-veda-vid), лучше всех вышеназванных.

Еще лучше те, у кого зубы по обеим сторонам рта. Из них лучше те, у кого много ног (bahu-pada). Четвероногие еще лучше. Двуногие лучше четвероногих. Существа, принадлежащие к четырем кастам (chatur-vama) [то есть человеческие существа] — лучшие из двуногих. Среди четырех каст лучшие — ученые и жрецы (bramanas).

Из жрецов лучшие те, кто хорошо знает Веды. Среди этих лучшие те, кто понимает тайный смысл (artha) Вед. Еще лучше те, что могут разъяснять спорные места (samshaya-ccheta). Среди этих лучшие те, что исполняют свои обязанности.

Но наилучшие — те, что свободны от привязанностей (mukta-sanga) и не жаждут вкусить плодов от своих добрых дел (bhakta). Эти и есть истинные служители Бога (Бхаг., 3.29.28—32).

Согласно ведическим текстам на санскрите, существует 8 400 000 различных форм жизни, и хотя одни создания, несомненно, более развиты, чем другие, все же непочтительное или жестокое обращение с любым из них означает нарушение ахимсы. 

ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Unto Tahtinen, Ahimsa: Nonviolence in Indian Tradition (London, Rider and Co., 1976), p. 11.
  2. Ibid.
  3. Ibid.
  4. Ibid.
  5. Ibid.
  6. Manusmriti 5.48.
  7. Ibid., 5.51.
  8. Swaran Singh Sanehi, Vegetarianism in Sikhism (Madras, The Vegetarian Way, 1977), p. 34.
  9. Padmanabh S.

    Jaini, Thejain Path of Purification (Berkeley, University of California Press, 1979), p. 284.

  10. Christopher Chappie, «Noninjury to Animals: Jain and Buddhist Perspectives», in Animal Sacrifices: Religious Perspectives on the Use of Animals in Science, ed. Tom Regan (Philadelphia, PA, Temple Univ. Press, 1986), p. 217.
    .

Обратно в раздел Религиоведение 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *