Христиане-вегетарианцы – вегетерианство
ХРИСТИАНЕ-ВЕГЕТАРИАНЦЫ
Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия.
Например, св. Иоанн Златоуст (345— 407 н. э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу…
мясоедение противно естеству и оскверняет нас» 7.
Климент Александрийский (160—240 н. э.
), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса» 8.
«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии.
«Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов». Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром? Далее, ведутся дебаты о питании св.
Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство.
В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи. К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264—349 н. э.
), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных. Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней.
Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа). Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.
Многие раннехристианские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия христианства отныне станет всеобщей.
Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси.
Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам.
Средневековые христиане получили от Фомы Аквин-ского (1225—1274) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным провидением.
Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют.
Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что душа у женщин все-таки есть 10, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет.
Многие христианские деятели приняли такую классификацию. Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа:
А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт. 1:30).
Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших ученых XX века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе — nefesh («душа») и chayah («живая»).
Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передается просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных совсем не обязательно есть «душа», точный перевод обнаруживает нечто прямо противоположное: у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии. Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых. Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа — совсем не та, что есть у человеческих существ.
Русские монахи-вегетарианцы
Христианство имеет сильные вегетарианские корни.
Сам Иисус Христос, хотя это оспаривается некоторыми учеными, был вегетарианцем, как и семь из двенадцати его ближайших учеников («апостолов»).
Неоспоримым фактом является то, что этическими вегетарианцами (и в том числе очень строгими) были не только первые христиане, но и многие из более поздних христианских подвижников, святых. Это вполне исторические личности, их жития (т.е. биографии) признаны официальной церковью и приводятся в соответствующей литературе, которая общедоступна.
Безусловно, первые в этом почетном списке — знаменитые святые земли Русской: Преп. Сергий Радонежский и Св. Серафим Саровский.
Но кроме них существует целая плеяда известных или не столь известных русских и византийских (например. Св.
Николай Чудотворец) православных святых отцов и отшельников, которые однозначно говорили «нет» убойной пище. Все эти святые и подвижники признаны официальной церковью.
Обратимся к нескольким из этих правдивых историй, так как они являются не только поучительными (для не-вегетарианцев и сомневающихся), но и в высшей степени вдохновляющими для нас — веганов и вегетарианцев.
Чудом или закономерно, но в этих преданиях старины, удивительно наполненных духовной Силой, даже спустя столетия чувствуется дух истинной веры, которая (а как же иначе?) взращивается в согласии с первой и главной заповедью: «Неубий».
Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) — легендарная фигура русского христианства. Про него, так или иначе, слышали и атеисты, и люди в других духовных традициях — в России и за рубежом. Именно он, да еще святой старец Серафим (Саровский), во многом являются символами русского православия за рубежом.
Сергий родился в далеком 1314 году, в селе под Ростовом. Младенец с первых же дней жизни показал себя, как тогда говорили, «строгим постником».
Маленький Сергий не принимал молоко матери по средам и пятницам — словно постясь! — а также, что примечательно, и в те дни, когда мать употребляла в пищу мясо.
Заметив это странное обстоятельство, которое было сразу принято как знак свыше, мать Сергия, Мария, совсем отказалась от мясной пищи.
В детстве учеба давалась Сергию с превеликим трудом, он до десяти лет не мог складывать буквы в слова, и родители переживали, что сын останется неучем. И они, и, конечно, сам отрок, горячо молились о том, чтобы случилось нечто чудесное, и помогло им.
И чудо произошло: как-то раз юному Сергию, которого отец послал разыскать ушедших коней, в чистом поле под одиноким дубом явился «святого и чудного» вида богомольный старец-схимник.
Он объявил, что Сергий не только в учебе преуспеет, и со временем превзойдет своих друзей, но также ему будет дано исключительное понимание Священного Писания. Старец повторил свои предсказания и родителям мальчика, который умолил его зайти к ним в дом ненадолго.
Он сказал, что на отроке лежит «Благодать Божья» и он будет известен на всю страну за свою праведную жизнь и добродетели.
Предсказание сбылось: после смерти родителей юноша отправился прямиком в монастырь. Вскоре, обнаружив в себе склонность к «строжайшему монашеству», или как говорили еще, «пустынножительству», он поселился отдельно от братии, в диком лесу.
Питался Сергий одним хлебом, который брал сразу на несколько дней из монастыря.
Изучая Писания и практикуя строгий аскетизм, он не только стал большим знатоком священных православных текстов, но и практической опорой христианства: основал несколько скитов, и потом и крупных монастырей, не говоря уже о выдающихся подвижнических подвигах.
Сергий сурово постился, читал молитвы целыми сутками, а потом и чудеса нередко стал творить силой своей веры и очищения. Очищался преподобный и телесно, и духовно: строгостью к себе и отказом от комфорта, одиночеством и молчанием, строжайшим постом, многодневными молитвами. Он по праву считается Русской Православной церковью величайшим из подвижников нашей земли.
В лесу, где жил и практиковал свои молитвы и бдения Сергий, было опасно, водились крупные звери. Однако славный аскет, по наблюдению других монахов, установил какие-то «чудные» отношения с животными: приручал их, дружил с ними.
Не раз люди замечали, как мимо его одинокой кельи в лесу пробегали стаи свирепых, голодных волков, обнюхивали Сергия — и уходили, не тронув.
Как будто дикие звери подпадали под влияние мирного отшельника! Не раз подобное случалось и с медведями, которых в округе водилось множество.
Сергий особо заприметил одного медведя, который часто ходил вокруг его скита, и явно бывал очень голоден. Медведь был огромный, вида грозного, и селяне его боялись — а монаху хоть бы что. Пустынник вынес ему хлеба и, положив, на пенек, ушел.
Медведь съел хлеб, а на следующий день вернулся «за добавкой» — старец снова поделился с ним своей скудной трапезой. Так и установилось это правило, которое продолжалось в течение целого года.
И однажды медведь помог Сергию сделать доброе дело, которое видели люди: он заметил как-то в лесу, что татары тащат на аркане русскую
девушку, явно с недобрыми намерениями. Монах закричал, чтобы они отпустили девочку, но иноземцы не послушали. Тогда Сергий шепнул что-то медведю, который был рядом, и тот с диким ревом бросился на чужеземцев, в ужасе бежавших и бросивших девушку — так пленница была спасена.
Сергий совершил за свою жизнь такое множество чудес, описанных в житии, что даже история с медведем не кажется такой уж поразительной.
Он действительно исцелял многих, кто к нему приходил, своим словом и молитвами, и многие люди шли издалека много верст, чтобы только взглянуть на чудотворного монаха.
В житии утверждается, что однажды Сергий воскресил из мертвых мальчика, который умер на руках у отца, по дороге к лесному убежищу старца.
Сергий дожил до глубокой старости (78 лет, по тем суровым временам срок большой), сохранив трезвый ум и доброе здоровье. За полгода до смерти он «прозрел» свою скорую кончину и, призвав своих подопечных монахов, заповедал им: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
В наши дни чудотворные мощи Сергия Радонежского (они находятся в Троице-Сергиевой лавре) продолжают изумлять и радовать народ чудесами исцеления. Старца до сих пор видят наяву глубоко верующие люди, он дает им советы и ободрение. Вот такова была сила духа этого русского аскета, питавшегося лишь «хлебом насущным» и молитвой Христовой!
Любопытно заметить, что т.н. «капустник» — слово, прекрасно знакомое старшему поколению, а сейчас уже наполовину позабытое — тесно связано с почитанием Сергия Радонежского.
В этот народно-православный праздник (25 сентября, или 8 октября по старому стилю), девушки на выданье, надев лучшие платья, ходили по домам рубить свежую капусту, им помогали закрывать капусту в бочки молодые парни, присматривавшие невест, и затем следовала трапеза.
В этот день «преставился» (т.е. ушел в вышний мир) Сергий Радонежский — так что это «веганское» торжество долгое время ассоциировалось в народе со светлой памятью старца-аскета Сергия.
При советской власти «капустник» трансформировался в театральные представления, после которых гостей угощали пирожками с капустой, затем — в телешоу, а потом и вовсе зачах.
Другой любимый русский святой — Св. Серафим Саровский (17541833). Святой Серафим (мирское имя Прохор Мошнин) — удивительная личность: чудеса происходили с ним всю жизнь, с самого детства.
В возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося собора — кстати, на месте сгоревшего тогда храма Преподобного Сергия Радонежского, но чудесным образом остался цел и невредим.
(Двух знаменитых святых связывает, помимо этого любопытного факта и вегетарианства, еще и то,
что оба прожили по 78 лет — для своей эпохи очень много).
В подростковом возрасте Серафим тяжело заболел, вызывая опасения за свою жизнь. Однако однажды он увидел во сне Богородицу, которая пообещала исцелить его. Сон оказался «в руку»: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Божьей Матери — Серафим приложился к ней и после этого исцелился полностью. Всего Богородица являлась Серафиму 12 раз за его жизнь.
В возрасте 24 лет юноша, смолоду тяготевший к духовной жизни, стал послушником, а затем постригся в монахи в Саровской пустыни — отсюда и его прозвище.
Серафим, как и Сергий Радонежский, проявил большую склонность к уединению, и в 1794 году стал жить отдельно от остальной братии — в пяти километрах от монастыря, в дремучем лесу. Он построил себе келью, а в качестве аскезы носил одну и ту же одежду целый год – зимой и летом.
Серафим строго постился, перечитывал святые книги. постоянно молился (иногда днем и ночью) и спал очень мало, по 3-4часа.
Любопытно, что Серафим, как и Сергий Радонежский, приручил медведя, и даже больше, чем первый: медведь ел хлеб у него с рук. При этом. Серафим кормил не только медведя, к нему приходили за хлебом и другие животные; видевшие это немало удивлялись.
Серафим старался не зависеть от поддержки монастыря, и, в основном, сам добывал себе пропитание в лесу — естественно, не «убойное».
Никогда он не ел никакой животной пищи, и даже вегетарианской ел всегда немного, питался так, чтобы только поддержать жизнь в теле.
Когда он жил в монастыре, ел толокно (особая мука из цельных зерен овса и ячменя) и квашеную капусту, а пил только воду.
А в «затворе» — в отшельничестве — Серафим устроил себе рядом с кельей огородик, и поставил пчельник — так и питался, тем, что находил в лесу, овощами да медом.
В период, когда и такое скудное питание стало казаться Серафиму слишком роскошным, он перешел на одну траву сныть, сушил ее впрок, а когда был сильно голоден — варил и ел. Между прочим, сныть — полезный, питательный и при надлежащем приготовлении вкусный веганский продукт! В ней много белка, содержится витамин С, каротин, кальций и др.
Но, несомненно, употребление ОДНОЙ сныти — это настоящий подвиг! Тем более что зимой салат из нее не сделаешь, придется довольствоваться «супом» из сушеных и потом вываренных запасов! На сныти Серафим жил целых три с половиной года.
Такой аскетический подвиг напоминает аскезу тибетского святого — йогина Миларепы, который несколько лет питался исключительно похлебкой из крапивы, так что даже тело его позеленело.
Серафим заслуженно прославился как известный чудотворец, он исцелял своей молитвой многие тяжелые болезни, а иногда предвидел будущее.
Конечно, кроме знаменитых на всю Русь и за ее пределами Серафима Саровского и Сергия Радонежского, было множество других христианских святых, которые соблюдали этическое вегетарианство и других учили делать так же.
Имена тех святых подвижников, которые мы упомянем ниже, признаны Православной Церковью, а сколько еще было староверцев-вегетарианцев и «отступников», которые верили не так как другие (например, Л.Н. Толстой), но тоже соблюдали заповеди и избегали принимать пищу, ради которой надо убивать; Святой Лука Элладский с детства не ел ни мяса, ни яиц — питался только хлебом и зеленью.
Святой Симеон Дивногорец в младенчестве отказывался от материнского молока в дни, когда мать употребляла мясо или вино. Впоследствии Симеон ел только хлеб и мед, и пил воду. Святой Никита Столпник обратился в монахи после того, как его жена, готовя мясо в горшке, увидела мрачноватое чудо: на поверхность варева всплывали то человеческая голова, то рука, то ступня.
Когда она показала этот ужас мужу, тот сначала впал в прострацию, а потом, сказав «Увы мне! Много согрешил!» пошел в монастырь за наставлениями. В дальнейшем он стал почитаем за свою праведную монашескую жизнь.
Святой Нифонт, Епископ Кипрский, подолгу постился, и тогда имел видение: бес приносит ему разной мясной пищи, рыбу и т.п., однако святой твердо следовал своей аскезе. Когда Нифонт чувствовал искушения «дьявола», то постился по неделе на воде или голодал сутками всухую, а потом ставил перед собой чашку воды и, глядя на нее, «медитировал» так: «Как вкусна эта вода!» — говорил он себе.
Преподобный Дорофей, будучи в Иерусалиме в паломничестве, удостоился видения Богородицы, которая разъяснила ему смысл адских мучений, изображенных на фреске. Когда Дорофей спросил у святой Гостьи, что ему надлежит делать, чтобы избежать таких мук, она ответила: поститься, избегать мяса и молиться как можно чаще. Дорофей всю жизнь следовал этим советам.
Блаженный Архип с детства не ел мяса, а питался только дикой зеленью, которую сам собирал и варил. Даже такую скудную пищу он принимал всего раз в неделю. Соли он никогда не ел, и даже воды пил мало.
Одно жалкое рубище он использовал в качестве одежды, а другое стлал поверх острых камней (чтобы люди не видели) и спал на таком «йоговском» ложе, а подушка у него была набита «терниями» — острыми колючками. Через год он «менял» одежду: рубище с постели одевал, а снятое с себя клал поверх камней на «кровать».
Такие жестокие аскезы он соблюдал всю жизнь до старости, усердно молясь Богу, когда становилось особенно тяжело.
Святой Пафнутий Боровский соорудил в монастыре церквушку своими силами, украсил ее «чудно вельми», и дал мирянам заповедь: никогда не есть в этом монастыре мяса. Когда несколько человек, забыв его правило, однажды ослушались, произошло чудо: в мясе были черви,словно оно сгнило — пищу пришлось выбросить.
Злополучные мясоеды сразу поняли, что накликали на себя гнев святого, но было уже поздно. Один из них заболел страшной чесоткой: в одночасье его тело превратилось в подобие мумии, столько на нем было жутких болезненных струпьев. Провинившиеся бросились к святому.
Тот простил их и окропил освященной водой заболевшего, который в тотже день полностью выздоровел. В другой раз юноша убил из лука ворона в монастырском лесу рядом с обителью Пафнутия. Вдруг, голова юнца повернулась вбок и так застыла, словно свернутая.
Отрок пришел с покаянием к Пафнутию, и старец простил его, потом помолился — и болезнь прошла. Вот такой строгий был святой, хотя и отходчивый.
Преподобный Алексей Бортсурманский почти непрестанно молился, а ел один раз вдень, никогда мяса не употреблял, по средами и пятницам ел только сырое, строго постился.
Святой мученик Блаженный Петр Полянский в 17 лет, став парализованным, принял решение очистить свои грехи раскаянием и строгим постом. Он не ел ни мяса, ни рыбы, ни даже хлеба — употреблял только растительную пищу. По его молитвам нередко происходили чудесные исцеления, и люди приезжали к нему издалека, в том числе знатные.
Блаженная Матрона Анемнясевская с семнадцати лет не ела мяса, постилась три дня в неделю, а в церковные посты вообще почти не ела. Она, как и другая знаменитая святая — чудотворница Матрона Московская, была с детства слепой.
В XX веке святой мученик Евгений, митрополит Нижегородский, четыре года провел в советском лагере, где не ел мяса вообще, несмотря на скудость доступного вегетарианского питания.
Было много и других примеров православных святых и отшельников, выбравших вегетарианство по вере, для очищения души: Преподобный Петр Афонский, Моисей Мурин Египетский, Преподобный Макарий Александрийский, Святой Симеон
Юродивый, Святой Венедикт из Нурсии, Святая Олимпиада, Святой Симеон Столпник, Святой мученик Платон из Галатии, Св. мученик Вонифатий Римский, Преподобный Иринарх, затворник Ростовский и другие.
Некоторые из этих выдающихся людей, достигших высот сознания, почувствовали тягу к вегетарианству с самого рождения, иные — в юности, а кто-то пришел к этому лишь в зрелом возрасте, уже совершая духовные практики.
Естественно, и в наши дни, если поехать в любой православный монастырь, можно найти монахов-вегетарианцев. Путь отречения от убойной пищи — исконная русская православная традиция, которая предлагает широко, без поблажек себе, понимать заповедь «не убий».
факт в том, что все люди: и православные, и в других традициях — находятся на различных уровнях духовной эволюции. И, как следствие, каждый понимает «не убий» на доступном ему уровне: одни только как «не убей человека», и это позволяет им избежать падения, деградации.
Другие же, очистив свое сознание чуть больше, распространяют это правило на все «божественные творения»: животных, птиц и рыб, и благодаря этому делают еще один шаг к «царству божьему на земле».
А жестко и пренебрежительно критиковать употребляющих убойную пищу, по меньшей мере неуместно: ведь говорится, что «нет святого без прошлого, и нет грешника без будущего».
Из ранних христианских хроник явствует, что первые святые и учители – прямые последователи Иисуса Христа – принимали только вегетарианскую пищу, и даже называются имена некоторых апостолов.
В книге “Paedagogus” (II, 1) Клеменса Александрийского (150-215) говорится, что Апостол Матфей “жил растительной пищей и не прикасался к мясу”.
Греческий летописец Евсебий (264-339), епископ Цезареи указывает в своей “Истории церкви” (II 2, 3) на то, что Апостол и евангелист Иоанн был строгим аскетом и вегетарианцем.
А Апостол Петр свидетельствует в Клементийских гомилиях (XII, 6): “Я питаюсь хлебом и оливой, и очень редко овощи добавляю”.Другие примеры раннехристианских вегетарианцев – Тертуллиан (160-220), Ориген(184-254), Св. Антоний (250-356), Св. Иероним (347-420) и Иоанн Хрисостомос (344-407) – только чтобы назвать важнейшие имена.
Как мясоедение вошло в Библию?
Вплоть до 4 столетия н. э. следы ранехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии (Египет) указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа от многих доступных в то время священных писаний.
Многие из этих изначальных христианских писаний, однако, были позже оставлены без внимания или отклонены “западным” христианством, новой ветвью с центром в Риме, из-за неспособности следовать содержащимся в них заповедям, а также чисто по мотивам политики и борьбы за власть.
Мигрировавшие в Рим христиане были готовы идти на компромисс с нехристианским образом жизни, чтобы, используя такую позицию, избежать преследований христиан, проводимых по всей Римской Империи, и снискать расположение властей.
Они даже добились покровительства Кайзера Константина (285-337), который правил в то время и впоследствии действительно позволил провести обряд своего “принятия” веры. Константин, следует заметить, был убежденным мясоедом и любителем выпить, таким и остался, решил, что римская форма христианства должна стать религией для всех граждан его империи, и это решение он проводил, применяя силу.
В 325 году Константин созвал Никейский Собор, где некоторым ученым (так называемым correctores) было поручено “рассортировать”и “откорректировать” многочисленные раннехристианские документы о жизни и учении Иисуса Христа. Лишь четыре из многих изначальных христианских свидетельств были признаны как Евангелия и вошли в первый канон, авторитетность которого все же не была неоспоримым фактом.
Только через полвека (382) была составлена многократно переработанная подборка канонических текстов Папы Дамасуса, признанная как “Новый Завет”.Теолог и последователь раннего христианства Г.
Оуслей комментирует эти намеренные изменения и разжижение учения Иисуса Христа следующим образом: “Все, что совершили эти корректоры, можно охарактеризовать так: они с чрезмерным усердием пообрезали Евангелия, содержащие определенные заповеди нашего Господа, которым они (читай: Константин) не собирались следовать.
А именно речь идет здесь о тех запретах, которые направлены против мясоедения, опьяняющих напитков и т. д”. (Евангелие двенадцати Святых, предисл.
из-во Humata, 1988)Истинные христиане, которые и дальше строго следовали наставлениям Иисуса Христа – жить просто и воздержанно – тем самым отказываясь также от алкоголя и мяса, и которые не хотели, поэтому подчиниться новой церковной власти, должны были скрываться от своих римских “братьев по вере”, так как Константин не терпел ни непослушания, ни критики. По свидетельствам современников, он казнил пойманных “отколовшихся ” христиан, вливая им в горло, по римскому обычаю, расплавленный свинец. Таким образом, начала распространяться новая форма христианства под контролем Кайзера Константина и его преемников. Впоследствии он был возведен римской церковью в ранг святого, день его рождения (25.12) был провозглашен церковным праздником, а его биография приукрашена многочисленными легендами.
Именем Христа?
Но от этих своевольных изменений в законах Бога должны были страдать не только люди, но также и животные, которых затем можно было повсеместно и беспрепятственно забивать и поедать.В средневековье Фома Аквинский (1225-1274) объявил, что Провидением позволено убивать животных, так как у них нет души. (Интересно, что в этой связи он также сказал: у женщин нет души).
Единичная точка зрения темного средневековья? Нет, к сожалению, нет. Позже обнаружилось также, что нет души у индейцев, и что у негров нет души, поэтому христианам разрешалось убивать индейцев и обращать негров в рабов, а с рабами обращаться точно как с животными, истязать, а в случае необходимости и убивать.
И с подобным же настроем дозволенности и в наши дни в христианских странах мучают, убивают и съедают животных.Епископ Махенс Гильдесгеймский заявил в своем “Письме на пост” от 8. 3. 1949:”У животных нет души, они не ведают о продолжении жизни после смерти. Поэтому у них также нет и никакого чувства достоинства, на котором они могли бы построить свои права.
И в действительности, у животных нет прав. У них нет претензий к условиям существования, состоянию здоровья, притязаний на собственность и стремления обрести добрую репутацию”.В беседе с известным теологом доктором Хайнрихом Штрайтхофеном 26. 10.
1985журнал “Птицеводство и свиноводство Германии” задал вопрос: “Некоторые защитники животных утверждают, что животные имеют права, аналогичные нашим человеческим, и также право на жизнь. Что вы скажете в этой связи?”. Теолог ответил: “Ерунда! Это не подтверждается ни с правовой, ни с религоведческой, ни с философской точки зрения… Лишь человек является личностью.
У животных нет личностного характера… Предназначение животных служить человеку оправдывает не только использование их, но также убийство и разведение”.И сам Папа Иоанн Павел II заявил в 1985 году в своей речи перед биологами: “Животные определенно созданы для использования человеком; то есть, они могут быть использованы также и для экспериментов”.
И неудивительно, что всегда находились люди, говорившие о “предательстве христианами животных”: “Чего мы еще ждем от религии, если мы вместе с животными теряем сострадание?” – справедливо спрашивал себя Рихард Вагнер (1813-1883), композитор и вегетарианец, еще в прошлом столетии.
Мясоедение и сегодняшняя Библия
Различные издания церковной Библии опираются на Синайский кодекс, старейший текст Библии, который используют и сегодня. Этот греческий текст написан на греческом языке и происходит из 4 столетия после Христа, то есть после Никейского Собора.Более ранние оригинальные тексты Библии сегодня уже не используются.
Другие библейские тексты, такие как Ватиканский и Алексанрийский кодексы были записаны позже и, так же как и Синайский кодекс являются лишь церковными переводами копий.И поэтому неудивительно, что сохранились только лишь неполные фрагменты учения Иисуса Христа, как раз и касающиеся питания человека.
Так как решительные высказывания Иисуса Христа в этом вопросе нам больше не известны, то дискуссии об образе питания Христа бесполезны, когда при этом ссылаются исключительно на сегодняшний Новый Завет.
Можно было бы подробно остановиться на многочисленных апокрифах изначальных христианских писаний, таких, как Эссенерское Евангелие, Деяния Апостола Петра или Книга Фомы, где описывается, как Иисус Христос проповедовал, в частности, строгое воздержание от мяса.Также и Ветхий Завет при былом рассмотрении не приводит никаких ясных высказываний, но всего лишь противоречивые указания.
Некоторые места в тексте велят человеку употреблять вегетарианскую пищу, в других же, напротив, разрешается есть мясо и приносить в жертву животных. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидным, что безмясной пище отдается предпочтение.В I Книге Моисеевой (Книга Бытия 9.
3), например, находим четкое дозволение есть мясо, однако это дозволение касается времени после Потопа, когда вся пахотная земля была размыта.
Вместо того, чтобы произвольно ссылаться на эту помощь в трудной ситуации (чтобы быть последовательными, следует также принять и 6 текст 9 главы, где говорится о неизбежности наказания смертью за содеянное!), лучше придерживаться изначального указания Бога, которое можно найти на первых страницах Библии: “И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу”. (Книга Бытия 1. 29)Через стих Господь Бог подтверждает, что такой вид пищи “хорош”, в то время как другой, который Он упоминает позже (то есть мясо), разрешался только ради удовлетворения испорченной прихоти человека – пища, которая пропитана ужасом: “Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они”. (Книга Бытия 9. 2)Многократно цитируемый пример с перепелами из 4 Книги Моисеевой еще больше проясняет этот пункт. После того, как народ израильский в пустыне пресытился манной небесной, по воле Господа Бога с неба посыпались перепела, которые люди жадно собирали и, устроив большое пиршество, поедали (II, 31-32).Чтобы все же завершить эту историю подобающим образом, нужно тут же учесть и следующий стих: “Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою (II, 33). Иначе говоря, Богу не понравилось, что люди ели мясо перепелов.
Иоанн Креститель
Истинные преданные Богу люди не принимают плоти убитых животных. Человек оказывает себе и таким великим личностям плохую услугу, когда пытается обвинить их, будто они якобы ели мясо.
Однако, к сожалению, начиная с 4 века, подобным образом пытались поступить не только с Иисусом Христом, но и с его ближайшим предвестником: Иоанном Крестителем”. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед”. (Евангелие от Матфея 3.
4)Акриды означает саранча. Здесь мы обнаруживаем классический пример неправильного перевода. Кто может поверить, что возвышенный Иоанн Креститель, которому Иисус Христос даже доверил крестить себя, ел саранчу? Словом “саранча” (лат.
locusta) называли плоды робинии ( белой акации – названная саранчевым деревом или коурбарил (courbaril). В Палестине плоды робинии (англ. carob) относятся к важнейшим пищевым продуктам, и как раз потому, что Иоанн Креститель питался этими сладкими бобовидными плодами, их по сей день называют “Иоаннов хлеб”.
И везде, где растут эти покрытые цветками деревья, есть дикий мед. Таковой была пища великой святой личности, как это уже предсказывалось в Ветхом Завете: “он будет питаться молоком и медом..”. (Исаия, 7. 15)
“Не убий!”
Так гласит пятая из десяти заповедей Моисеевых. В действительности, нельзя выразиться проще и яснее, и это относится, вопреки говорящим иначе интерпретациям, не только к убийству человека. На иврите, языке оригинала, эта заповедь выглядит так: lo tirtzach.
Lo означает “ты не должен”, а tirtzach относится к “любому мыслимому виду умерщвления”, как авторы установили, прибегнув к помощи стандартного словаря “The Complete Hebrew/ English Dictionary доктора Роибена Алкалея.
Tirtzach означает, таким образом, не только “убивать”, хотя эта пятая заповедь переводится в последнее время в некоторых современных “объединенных переводах” Библии как “Не убий”.
Этого однозначного указания Господа Бога уже, собственно говоря, достаточно серьезному христианину, чтобы прекратить убивать животных и есть их плоть.
Христиане – вегетарианцы или мясоеды? | Самтулана – искусство гармоничной жизни: древние знания о счастье, здоровье и развитии человека
Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что 12 апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св.
Иоанн Златоуст (345-407 н.э.), один из выдающихся апологетов Христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».
Климент Александрийский (160-240 н.э.
), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на 100 лет раньше он написал: «Те же, кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, кое-кого я не постыжусь назвать “демоном чрева”, худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи, овощи, обходясь без мяса».
«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии.
«Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов». Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром?
Далее, ведутся дебаты о питании св. Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство.
В своей книге «История раннего Христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы Христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи. К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264-349 н.э.
), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г.н.э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных.
Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней.
Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь, довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа).
Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.
Многие раннехристанские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия Христианства отныне станет всеобщей.
Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси.
Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам.
Средневековые христиане получили от Фомы Аквинского (1225-1275) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным проведением. Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ.
Животные, утверждал он, души не имеют. Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что у женщин душа все-таки есть, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию.
Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1:30).
Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших ученых ХХ века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе nefesh («душа») и chayah («живая»).
Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передается просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии. Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых.
Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа – совсем не та, что есть у человеческих существ.