Саттва: культивирование благости – вегетерианство

Продукты в благости, страсти и невежестве

Продукты в благости.Смесь благости со страстьюСтрасть и невежество
БананЯблокоВиноградЧерная смородинаМалинаОблепихаШиповникДыняПшеницаРисМасло сливочноеМолоко коровьеСливкиМедАнисБадьянВанилинКардамон зеленый  ФенхельБарбарисСолодкаШафранФиникЗолотой кореньХурмаСливаВишняМангоЧерносливАбрикосАджвайнАнанасАрбузАронияГрушаГранатГречневая крупаГрецкий орехКефирКешьюКокосБоярышникГрейпфрутЗемляникаКлубникаБолгарский перецБаклажанРедисРепаРедька зеленаяСвеклаКапуста белокочаннаяКапуста цветнаяКартофельПомидорФасольПшеноАсафетидаГвоздикаГорчица желтаяГорчица чернаяКалинджиКардамон черныйКориандр плодыКуминКуркумаМак черныйМускатный цветПерец душистыйЛавровый листШамбала плодыШамбала листРедька чернаяПерец красныйХренЛук репчатыйЛук зеленыйЧеснокКофейные зернаКакао бобы

    Все, что существует во Вселенной, делится на 3 качества: что-то находится в благости, что-то в страсти, а что-то в невежестве.

Саттва-гуна(качества благости)  дарует умиротворение, спокойствие, ясность ума, жизнерадостность, оптимистичность, энергичность, искренность, терпимость, доброту, милосердие, сострадательность, щедрость, скромность и отсутствие привязанности к наслаждениям.

Обычно современным людям очень трудно удерживать своё сознание в гуне добродетели, которая отражает закон вселенской гармонии и ярко проявлена в нашем мире у праведников, йогов и святых мудрецов. Саттва-гуна даёт защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти.

Большинство людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса.

Раджа-гуна(качества страсти), овладевая нашей психикой, лишает нас правильного восприятия мира, порождает очень сильные пристрастия, в результате чего затрачивается огромное количество энергии на их достижение.

Гуна страсти затуманивает сознание и способствует проявлению многочисленных пороков и влиянию отрицательных психологических стереотипов, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Симптомами раджа-гуны считаются: гордыня, эгоцентризм, раздражительность, зависть, алчность, гневливость, ненависть, ревность, импульсивность, умственное беспокойство, нетерпимость, склонность к насилию, властолюбие, болтливость, страх и другие. С точки зрения Аюрведы, любой из этих симптомов свидетельствует о зарождающейся болезни.

Тама-гунаачества невежества), погружая сознание человека в невежество, вызывает умственную инерцию, сон, апатию, медлительность, лень, наплевательское отношение к своей и чужой судьбе; склонность постоянно впадать в иллюзии, тупость, неразборчивость в том, что является благом, а что злом.

Если доминирует гуна невежества, человек утрачивает желание заботиться о своём здоровье, он часто питается несоответствующей пищей, не соблюдает правильный режим дня, обращается к врачам лишь на стадии, когда болезнь уже сильно проявлена в теле. Таким образом, если раджа-гуна или тама-гуна начинают доминировать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.

Следует отметить, что психофизиологическая стадия может иметь врождённые или наследственные причины.

  В зависимости от того, с чем мы соприкасаемся – с благостью, страстью или невежеством, мы будем иметь соответствующий результат. 

  Если мы соприкасаемся только с благостью, то мы будем иметь счастье, богатство, успех, славу, красоту и знание. Человек, не соприкасающийся с благостью, не может иметь длительное время успех, красоту и прочие качества благости.

   Если мы соприкасаемся со страстью, то у нас будет постоянная напряженность, нервозность, счастье короткое, страдание длинное, финансовые проблемы, богатство появляется быстро и точно так же быстро уходит, слава появляется и исчезает и т.д. В целом очень беспокойная жизнь в страсти. Причина – желание плодов: как можно больше заработать денег, как можно больше иметь всего, чего только можно иметь в этой жизни.

  В результате соприкосновения с невежеством – отсутствие успеха, отсутствие красоты, счастья, знания, одни страдания.

    Самый благостный продукт на земле – это коровье молоко. Святые люди, достигшие высокого уровня сознания, питались только молоком. Для ребенка материнское молоко тоже находится в благости. Все другие виды молока несут благость, но абсолютной благостью, как коровье молоко, не обладают.

Их благость смешивается с качествами соответствующего животного. Буйвол, например, находится в невежестве, коза – в страсти. И таким образом, мы приобретаем качества этого животного, когда используем в пищу его молоко. Корова находится в благости, причем ее благость очень сильна.

 

     Все продукты коровы имеют большую силу влияния на человека. Молоко на тонком плане влияет на оболочку разума человека. Если человек пьет молоко, то его тонкое тело разума растет и такой человек становится разумным. Причем, у человека неразумного, может быть очень много ума.  Ума много, а разума мало. Если много разума, человек не перечисляет, он делает выводы.

У него на все есть свое мнение, свой взгляд. Взгляды очень разумного человека основываются на истинном знании. Он ищет истинное знание и находит его. Он знает, как его найти. И жизнь такого человека в благости и счастье. Поэтому каждый человек должен стремиться увеличить количество разума в своем организме.  Молоко действует напрямую на оболочку разума.

Оно просто увеличивает его количество. Таким образом, когда человек пьет молоко, он постепенно становится все более разумным, он начинает лучше соображать и все понимать. Когда человек пьет молоко, проходит целый ряд болезней, возникает долголетие, хорошая память и т.д. Проходят практически все болезни.

Но почему же не все могут достигнуть этого, несмотря на то, что кто-то пробовал пить молоко, а у некоторых оно даже не переваривается? В чем же проблема? Проблема заключается в отсутствии знания. То, что молоко плохо переваривается, в этом его преимущество. Человек может пить молоко только поздно вечером или рано утром. В остальное время оно только мешает пищеварению.

Но когда вечером человек пьет теплое подслащенное молоко, то происходит интересное явление – молоко очень медленно переваривается в желудке и кишечнике, и оно рефлекторно действует на мозг таким образом, что оно меняет его активность; когда человек спит, все его функции отключаются, кроме ума и разума, и в это время ум соприкасается своими чувствами с желудком и находит там молоко, и таким образом он усиливает влияние разума на организм. Потому что молоко обладает такой чистой силой – увеличение Разума. У человека сразу пропадают дурные сны, наступает спокойствие, рождающее веру в счастье. Т.е. человек становится более счастливым, если он пьет молоко на ночь, он успокаивается, многие болезни проходят, потому что мозг приходит в равновесие, гармонию. (Все заболевания связаны определенным образом связаны с психическими расстройствами.) Такой человек чувствует, что ему становится все лучше и лучше, если, конечно, он при этом соблюдает режим – ложится вовремя, все делает вовремя. Лучше всего молоко пить с 20 до 22. И после этого не надо ничего есть. Количество молока для себя можно определить следующим образом. Выпиваете на ночь стакан молока и утром смотрите: если у вас появилась слизь во рту, в носу или в глазах – это значит, что вы выпили лишнее молоко – или язык побелел, и почувствовали, что вам вставать тяжеловато. Если вы, проснувшись, почувствовали, что все нормально – значит, вы пьете достаточное для себя количество молока. Потому что через определенное время, если молоко не переварилось до конца, – оно начинает в таком не переваренном виде всасываться в организм и происходит отравление. Поэтому необходимо рассчитывать нужное количество молока. В целом, усвояемость молока постепенно возрастает. Человек в страсти практически совсем не способен переварить молоко. Человек в благости переваривает молоко очень хорошо. Если вы определили, что пьете слишком много молока и уменьшили его количество, но при этом почувствовали, что сон стал беспокойным, значит, вы его слишком уменьшили. Если утром человек чувствует, что его настроение напряженное, значит нужно с утра и до 7.00 тоже выпить горячего молока с сахаром. Вечером в молоко можно добавлять фенхель, куркуму и кардамон. Утром можно добавлять фенхель, кардамон, шафран. Сахара нужно класть немного, мед – если он вам подходит. Молоко должно быть горячим, но не обжигать язык. Его нужно доводить до кипения, но оно не должно кипеть.

 Это молоко имеет тонкую природу. Вообще, молоко – это очень необычная вещь. Поэтому именно молоком вскармливают младенцев, чтобы дать им силу для жизни. Корова считается матерью человечества, и она не случайно появилась на нашей Земле. Она появилась, чтобы дать нам силу здоровья и процветания. Тот, кто пьет молоко, приобретает эти качества, кто не пьет – тому сложнее.

И демоническая сила все время разными способами атакует использование молока. Первым делом, когда стала усиливаться демоническая культура, стали убивать коров и использовать их в пищу.

А сейчас, демоническая культура вбивает нам в мозги, что молоко – это вредный продукт.

И сейчас в некоторых книгах, находящихся под демоническим влиянием, пишут уже, что все молочное вредно, даже кефир, сыр и т.д.

Так, если вы лишаетесь молока, вы лишаетесь возможности получить естественным путем разум. Человек, который не пьет молока, ему очень трудно культивировать разум, оболочку разума.

    Кефир или йогурт и все его производные продукты. Йогурт дает человеку силу. Он уже ближе к страсти, но это не та страсть, которая приводит к разрушению, а это созидательная страсть. В принципе, все в этой Вселенной создавалось и для создания нужна созидательная сила. Это тоже страсть, но она ближе к благости.

Эта созидательна страсть находится и в кефире: человек получает силу, как мышечную так и умственную. Человек получает фактически все виды сил, когда он пьет кисломолочные продукты. Причем в разное время года нужны разные продукты. Кефир лучше подходит человеку в летнее время. Сметана, творог – в зимнее время.

Сыр – это продукт, который дает мышечную силу человеку, причем больше, чем все остальные продукты. На обед, в блюда, нужно обязательно добавлять кефир. С ним можно готовить и каши, но лучше супы, овощные блюда. Салаты можно готовить с кефиром.

Сыр можно добавлять практически везде, кроме салатов – в супы, каши, овощные блюда.

    Существуют два типа продуктов, которые дают силу – это сыр и мясо. Мясо дает человеку силу хищника. И от такой силы никому нет никакой пользы. Эта сила всегда направлена на защиту себя и на уничтожение всех окружающих. В целом, такие люди обычно занимают позицию “я побеждаю, но ты проигрываешь” – тот, кто ест мясо, он обладает таким характером.   

Три гуны — невежество, страсть и благость

Мы продолжаем знакомиться с основами аюрведического знания. Из предыдущих статей мы узнали о:

  • древней науке аюрведе
  • ее комплексном подходе к здоровью человека
  • понятии дош их влиянии на здоровье
  • индивидуальной конституции
  • методах, с помощью которых можно самостоятельно привести себя к гармонии через питание и контроль эмоционального состояния.

Еще одним важным аспектом аюрведы является знание о гунах материальной природы. Гуны – это качества окружающего нас мира. Интересно, какими продуктами питания и пищей вообще характеризуются эти качества.

Как и дош, гун всего три: Тамас, Раджас, Саттва. Они, как и доши, характеризуют весь окружающий мир, но на более тонком уровне. Гуны являют собой три силы, неизменно присутствующие в материальном мире и управляющие им.

Разберемся в их свойствах.

Тамас гуна невежества. Гуна темноты, разрушения, тупости, инетрности. Это самая низшая из трех гун. Человек, пребывающий под действием преимущественно  гуны Тамас инертен и ленив, совершенно не думает о духовном и личностном развитии. Его интересуют лишь базовые потребности тела: еда, секс, сон и т.п.

Возможный пример – неразвитые племена, сохранившиеся в отдаленных уголках Земли. Описание гуны невежества звучит довольно мрачно. Читателей я могу успокоить тем, что человек, который интересуется статьями вроде этой, как минимум не может безраздельно находится под влиянием Тамаса.

Энергетика продуктов: чувствуем то, что едим. Аюрведа

В природе все живое стремится к гармонии. Гармонии материи, гармонии сознания. Для человека пребывание в гармоничном состоянии – это приведение жизненной энергии в оптимальный поток, сбалансирование течение. Достижению энергетического баланса способствуют не только духовные и телесные практики, но и соответствующая еда.

Питание изначально – это удовлетворение голода – одной из первейших человеческих потребностей. И вместе с тем, еда, как ничто другое, может превратиться в зависимость. Самые злостные ее проявления: появление излишней массы тела, проблемы со здоровьем, в частности, с пищеварительной системой, плохое общее самочувствие и настроение.

Все это происходит от того, что мы не просто насыщаем тело питательными веществами.

Мы становимся заложниками пищи – перестаем различать естественный вкус продуктов, слышать истинные потребности организма в тех или иных веществах, захламляем тело ненужными нам продуктами. Но все не так страшно.

Тело – более простая субстанция, нежели сознание, очистить его просто – нужно лишь следовать точным рекомендациям по очищению, голоданию, диете.

Страсть, лень и благость: сочетание состояний

Как очистить сознание и энергетику, можно ли это сделать с помощью корректного питания?

Древняя наука о жизни – аюрведа считает, что любая сущность, будь то тело, ум или дух, может находиться в трех состояниях, они названы гунами.

Саттва-гуна – это самое благостное состояние, это покой и умиротворение, мудрость и знание, внутренняя тишина, терпение.

Раджас-гуна – это высшая активность, страсть, стремление к преодолению препятствий.

Тамас-гуна – это остановка, инерция, сон.

Нельзя сказать, что какое-то из этих состояний абсолютно положительное или совершенно неприемлемое. Хотя идеальным считается саттвичное состояние, нет ни одного живого существа или субстанции, где бы ни встречались все три гуны в разной концентрации. У каждой гуны свои преимущества и недостатки.

В состоянии саттвы мы не можем испытать бешеного восторга или насладиться красочными сновидениями, но без него не примем здравого жизненно важного решения. В состоянии раджаса мы готовы совершать безумные поступки, но, не имея искорки внутри, мы не будем двигаться к цели так быстро, как порой нам хотелось бы.

Тамас позволяет нам вовремя останавливаться, дает глубокое расслабление мышцам и мыслям, но при его избытке мы словно погружаемся в тягучее болото.

Продукты питания также обладают тремя этими состояниями, а из-за преимущества той или иной гуны в них, принято разделять пищу на тамасичную, раджасичную и саттвичную.

Тамасичные продукты

В своем негативном аспекте тамас в еде – это все несвежее, переваренное, испорченное, употребляемое спустя долгое время после готовки (разогреваемое вновь). Такая пища приносит тяжесть тела и ума, повышает склонность к депрессии. Кроме этого, к тамасичным продуктам, которые вполне могут входить в рацион здорового питания, но в очень небольших количествах, относятся:

– яйца;

– рыба;

– грибы;

– некоторые фрукты (авокадо, абрикосы, арбузы, сливы);

– коричневый рис

Раджасичные продукты

К продуктам раджаса относятся хоть и свежие продукты, но при этом также способные вызвать болезненные состояния. Это вся очень горькая, слишком соленая и чересчур горячая пища, словом, все, что разжигает пищеварительный огонь.

Из свежих овощей и фруктов – те, что содержат резкие и ярко выраженные острые и кислые вкусы.

Они могут употребляться при недостатке пищеварительного тонуса в организме, при обильном накоплении амы (токсинов и шлаков), но оказывают агрессивное воздействие при уже имеющемся повышенном раджасе пищеварительной системы и организма в целом.  

Раджасичные продукты – это:

– соленый сыр;

– шоколад;

– некоторые овощи (лук, чеснок, томаты, баклажаны, перец, картофель, огурцы, редис, цветная капуста, кукуруза, шпинат);

– пшено;

– гречка;

– чай и кофе;

– белый сахар;

– все продукты животного происхождения;

– некоторые фрукты (апельсины, лимоны, яблоки, бананы, грейпфруты);

– белое мясо птицы;

– креветки;

– практически все специи и пряности.

Саттвичные продукты

Пища, увеличивающая саттву, питательна, свежа, содержит масла, приятна на вкус. Такая еда улучшает физическое состояние, очищаем ум, радует, вкусно пахнет.

Истинно саттвичными продуктами считаются:

– коровье молоко (с оговоркой – молоко в Аюрведе принимается как лекарство, в горячем виде, в нужное время, с определенной дозировкой для того или иного типа конституции, приправляя специями, добавляя масло гхи, и т.д.);

– гхи (топленое масло);

– мед;

– зерновые, орехи, семена, бобовые;

– фрукты (финики, персики, кокосы, груши, гранаты, манго);

– овощи (листовой салат, сладкий картофель, кабачки);

– зелень (петрушка, кинза);

– сухофрукты;

– свежевыжатые соки;

– ласси (йогурт с водой);

– некоторые специи (имбирь, тмин, кардамон, кориандр, корица, фенхель, базилик, куркума).

Саттвичной также считается пища, которая соответствует климату местности, где живет человек, потребляющий эту пищу. Так, в холодных странах, еда должна согревать, а в тропиках – охлаждать организм.

На правильное питание нужно правильно настроиться

Известный ведический доктор О. Г. Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода.

Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу.

Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.

Для того чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.

Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.

Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.

Готовим с любовью и молитвой

Немаловажное значение имеет и процесс приготовления пищи. Во время готовки вас не должны обуревать никакие эмоции. Если вы раздражены, огорчены, обижены, подавлены, вся еда так или иначе впитает вашу энергетику и либо подгорит, либо не доварится, либо просто будет безвкусной.

Даже если вы соблюдете все пункты рецепта, все равно результат вас не порадует.

Кроме всего прочего, древние Веды советуют не разговаривать ни с кем во время приготовления пищи, лучше включить спокойную музыку без слов и настроиться на любовь к тому, для кого вы собираете приготовить свой кулинарный шедевр, даже если это вы сами.

Думайте только о процессе готовки, представляйте, как каждая составляющая вашего блюда отдает все самое полезное и питательное, а вы благодарны ей и природе за этот дар.

Следует настроиться на благостный лад, успокоить ум и сердце. Благословите свою еду, поблагодарите за то, что имеете возможность сейчас взять для себя все ее свойства, позволяющее вам утолить голод и оздоровить тело.

В некоторых древних традициях перед едой потирают ладошки, как бы разжигая пищеварительный огонь. Благочестивые католики читают молитву. В практике сахаджа-йоги совершают бандан – ритуальные жесты руками, позволяющие отпускать проблемы и негативные эмоции в пространство Вселенной с целью растворить их там и проникнуться общим состоянием гармонии.

Неважно, какой обряд вы будете совершать перед пищей – простой или более изощренный, главное, понимать, что вы едите и для чего вы едите.

Совмещаем гунны и доши

Гармоничное питание предполагает не просто употребление саттвичных продуктов, нужно также учесть уровень гун в организме на момент трапезы и питаться в соответствии с дошей.

Люди с Вата-дошей могут увеличить саттву, исключив из рациона лук, чеснок, яйца, мясо и рыбу. Осторожно нужно относиться к таким специям, как горчица, черный и красный перец, асафетида, ограничить количество соли при приготовлении еды.

Питте, наиболее склонной к раджасу, следует исключить бобы (кроме маша и тофу), редис, репу и животные продукты. Не стоит злоупотреблять сладким, быть осторожными с острыми и горькими вкусами.

Капха-тип чаще всего уходит в тамас, поэтому следует включить в рацион острые специи, цельные крупы, ограничить бобовые, мясо и животные продукты.

Живем не для того, чтобы есть, но…

Кажется, что держать все рекомендации по питанию в голове постоянно – невозможно. Но это и необязательно. Есть более простой и естественный способ прийти к гармоничному питанию. Нужно очистить организм и внимательно прислушиваться к его потребностям.

Великий мудрец Ошо подразделял продукты на «поющие» и «заманивающие». То есть, та еда, которая действительно необходима телу в данный момент сама «поет» ему об этом. А пища, которая лишь вызывает азартный аппетит, просто заманивает и способствует медленному отравлению организма.

Телесные практики (йога, ци-гун) помогают найти путь к своему телу, научиться слушать его голос, выбирать пищу не по книгам и древним трактатам, а простым естественным путем. Придя к этому, можно сильно удивиться, когда вдруг начинаешь насыщаться простыми продуктами, чаще всего без термической обработки.

Наше время – это век сложной, коммерческой пищи, быстрых углеводов, позволяющих словно подкинуть в топку страсти вязанку дров, которую пищеварительный огонь сжигает поверхностно, выделяя при этом едкий дым токсинов и оставляя несгораемые отложения в виде шлаков.

Многие из нас, слыша или читая о правильном питании, тут же забывают об этом, сооружают сложносочиненный бутерброд и съедают его перед экраном телевизора за просмотром очередной порции негативных новостей. Но это всего лишь индивидуальный выбор каждого, осознанный или (чаще всего) бессознательный.

Мы то, что мы едим. И мы сами вольны выбирать свою сущность, свое здоровье, выбирать энергетику, которой хотим себя наполнить.

Еда может быть в равной степени ядом и лекарством.

Питайтесь, чтобы жить. Ни больше, ни меньше.

———–

Читайте также статью о правильном питании по дошам (Аюрведа).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *